Оптимизация организационной структуры как резерв и источник повышения эффективности работы компании

Page 1
background image

Page 2
background image

СЕТИ

РОССИИ

62

м

е

н

е

д

ж

м

е

н

т

менеджмент

С

 

первого

 

августа

 2011 

года

 

межрегиональные

 

распре

-

делительные

 

сетевые

 

ком

-

пании

 

перешли

 

на

 

новые

 

организационные

 

структуры

раз

-

работанные

 

на

 

основании

 

типовых

 

организационных

 

структур

 

испол

-

нительных

 

аппаратов

 

и

 

аппаратов

 

управления

 

филиалов

 

МРСК

Это

-

му

 

переходу

 

предшествовала

 

дли

-

тельная

 

совместная

 

работа

 

специа

-

листов

 

ОАО

 «

Холдинг

 

МРСК

» 

и

 

МРСК

 

— 

начиная

 

от

 

создания

 

типовых

 

ор

-

ганизационных

 

и

 

функциональных

 

структур

разработки

 

и

 

согласования

 

организационных

 

структур

 

конкрет

-

ных

 

МРСК

 

и

 

заканчивая

 

их

 

внедре

-

нием

 

в

 

компаниях

Сейчас

когда

 

в

 

МРСК

 

введены

 

новые

 

организаци

-

онные

 

структуры

можно

 

проанали

-

зировать

 

результаты

 

работы

подве

-

сти

 

первые

 

итоги

оценить

удалось

 

ли

 

достичь

 

поставленных

 

целей

По

-

лагаю

наш

 

опыт

 

может

 

быть

 

поле

-

зен

 

другим

 

компаниям

 

при

 

разра

-

ботке

 

и

 

оптимизации

 

организацион

-

ных

 

структур

Перед

 

тем

 

как

 

перейти

 

непосред

-

ственно

 

к

 

рассказу

 

о

 

проекте

хочу

 

остановиться

 

на

 

основных

 

момен

-

тах

учёт

 

которых

 

крайне

 

важен

 

при

 

работе

 

с

 

организационными

 

структу

-

рами

 

Организационная

 

структура

 — 

это

 

не

 

статичная

 

система

в

 

которой

 

зафиксировано

 

некое

пусть

 

даже

 

оптимальное

 

на

 

определённый

 

мо

-

мент

распределение

 

функциональ

-

ных

 

единиц

связей

 

и

 

отношений

 

меж

-

ду

 

ними

Эффективная

 

организацион

-

ная

 

структура

 — 

это

 

структура

позво

-

ляющая

 

оперативно

 

взаимодейство

-

вать

 

с

 

внешней

 

средой

распределять

 

и

 

направлять

 

внутренние

 

ресурсы

 

и

 

усилия

 

работников

 

на

 

достижение

 

те

-

кущих

 

целей

 

компании

Она

 

должна

 

видоизменяться

 

в

 

соответствии

 

с

 

ме

-

няющимися

 

условиями

 

внешней

 

сре

-

ды

изменением

 

целей

 

и

 

задач

стоя

-

щих

 

перед

 

компанией

Так

необходи

-

мость

 

разработки

 

типовой

 

организа

-

ционной

 

структуры

 

МРСК

 

на

 

данном

 

этапе

 

была

 

обусловлена

 

конкретны

-

ми

 

причинами

  (

остановлюсь

 

на

 

них

 

позднее

и

 

направлена

 

на

 

решение

 

определённых

 

задач

 

Не

 

может

 

быть

 

двух

 

одинако

-

вых

 

организационных

 

структур

так

 

как

 

совокупность

 

внешних

 

и

 

вну

-

тренних

 

факторов

 

компании

 

всег

-

да

 

уникальна

С

 

одной

 

стороны

это

 

означает

что

 

копирование

 

структу

-

ры

 

управления

 

самой

 

успешно

 

функ

-

ционирующей

 

компании

как

 

прави

-

ло

не

 

даёт

 

желаемого

 

результата

с

 

другой

 — 

что

 

при

 

типизации

 

органи

-

зационных

 

структур

 

компаний

 

всег

-

да

 

нужно

 

предполагать

 

возможность

 

отклонения

 

от

 

образца

 

при

 

её

 

вне

-

дрении

 

в

 

конкретной

 

компании

 

Говоря

 

об

 

организационной

 

структуре

часто

 

представляется

 

схе

-

ма

 

с

 

подразделениями

 

в

 

виде

 

ква

-

дратиков

 

и

 

линиями

показывающи

-

ми

 

иерархию

 

управления

однако

 

данное

 

понимание

 — 

лишь

 

вершина

 

айсберга

Организационная

 

структу

-

ра

 

включает

 

в

 

себя

 

распределение

 

Оптимизация 

организационной 

структуры

как

 

резерв

 

и

 

источник

 

повышения

 

эффективности

 

работы

 

компании

Наталия ЭРПШЕР, руководитель Дирекции 

организационного развития ОАО «Холдинг МРСК»


Page 3
background image

63

№ 5 (8), сентябрь-октябрь, 2011

ней

 

функциональных

 

вертикалей

 

и

как

 

следствие

в

 

целях

 

повыше

-

ния

 

управляемости

потребность

 

в

 

построении

 

вертикалей

 

управ

-

ления

 

ОАО

  «

Холдинг

 

МРСК

» — 

МРСК

 

и

 

типизации

 

организацион

-

ных

 

структур

 

МРСК

• 

затем

 

это

 

необходимость

 

опти

-

мального

 

в

 

соответствии

 

с

 

бизнес

-

процессами

 

распределе

-

ния

 

функционала

 

между

 

уровня

-

ми

 

управления

 

МРСК

исключе

-

ния

 

дублирования

 

функций

:

— 

в

 

дейст

 

вующих

 

организационных

 

структурах

 

МРСК

 

существовали

 

случаи

 

различного

 

распределе

-

ния

 

функций

 

и

 

ответственности

 

между

 

функциональными

 

направ

-

лениями

так

функции

 

по

 

органи

-

зации

 

закупочной

 

деятельности

по

 

ИТ

-

обеспечению

 

реализовы

-

вались

 

разными

 

функциональны

-

ми

 

блоками

более

 

того

в

 

некото

-

рых

 

МРСК

 

были

 

отмечены

 

случаи

 

нарушения

 

вертикалей

 

управле

-

ния

 

между

 

исполнительными

 

ап

-

паратами

 

и

 

филиалами

;

— 

в

 

разрезе

 

функциональных

 

на

-

правлений

 

наблюдалась

 

различ

-

ная

порой

 

не

 

оптимальная

 

сте

-

пень

 

централизации

 

и

 

концентра

-

ции

 

функций

так

например

функ

-

ционал

 

перспективного

 

развития

который

 

в

 

операционных

 

компа

-

ниях

  (

в

 

зоне

 

обслуживания

 

нахо

-

дится

 

не

 

более

 

двух

 

субъектов

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

), 

в

 

связи

 

с

 

не

-

обходимостью

 

унификации

 

работ

 

при

 

подготовке

 

схем

 

и

 

программ

 

перспективного

 

развития

 

электро

-

энергетики

 

региона

 

и

 

обеспече

-

ния

 

наличия

 

единого

 

окна

 

при

 

их

 

согласовании

 

с

 

заинтересован

-

ными

 

сторонами

целесообразно

 

осуществлять

 

в

 

исполнительном

 

аппарате

в

 

другой

 

компании

 

был

 

распределён

 

по

 

вертикали

 

управ

-

ления

 

и

 

осуществлялся

 

и

 

на

 

уров

-

не

 

филиалов

в

 

то

 

же

 

время

 

функ

-

ционал

 

капитального

 

строитель

-

ства

который

 

должен

 

реализовы

-

ваться

 

в

 

первую

 

очередь

 

на

 

уров

-

не

 

филиалов

 

для

 

обеспечения

 

опе

-

ративного

 

взаимодействия

 

с

 

под

-

рядными

 

организациями

в

 

другой

 

компании

напротив

был

 

центра

-

лизован

 

на

 

уровне

 

исполнительно

-

го

 

аппарата

;

• 

в

 

качестве

 

ещё

 

одной

 

причины

 

следует

 

отметить

 

необходимость

 

учёта

 

требований

 

законодатель

-

ства

 

Российской

 

Федерации

в

 

том

 

числе

 

федеральных

 

законов

 

об

 

энергосбережении

 

и

 

повыше

-

нии

 

энергоэффективности

о

 

госу

-

дарственной

 

тайне

о

 

мобилиза

-

ционной

 

подготовке

 

и

 

мобилиза

-

ции

;

 

среди

 

предпосылок

 

также

 

можно

 

выделить

:

• 

появление

 

в

 

Холдинге

 

новых

 

видов

 

деятельности

 

и

 

необхо

-

основных

 

функций

 

компании

функ

-

ций

 

менеджмента

зон

 

ответствен

-

ности

 

по

 

организационным

 

зве

-

ньям

иерархии

 

управления

меха

-

низмы

 

централизации

/

децентрали

-

зации

 

функций

делегирования

 

пол

-

номочий

Именно

 

так

комплексно

мы

 

постарались

 

подойти

 

к

 

вопросу

 

разработки

 

типовой

 

организацион

-

ной

 

структуры

 

МРСК

.

ИСТОРИЯ

 

ТИПИЗАЦИИ

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ

 

СТРУКТУР

 

КОМПАНИЙ

 

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО

 

СЕТЕВОГО

 

КОМПЛЕКСА

Разработанная

 

в

 2011 

году

 

ти

-

повая

 

организационная

 

структура

 

МРСК

 — 

это

 

не

 

первый

 

опыт

типиза

-

ция

 

организационных

 

структур

 

ком

-

паний

 

распределительного

 

сетевого

 

комплекса

 

производилась

 

и

 

ранее

В

 2006 

году

ещё

 

до

 

создания

 

МРСК

разрабатывалась

 

и

 

внедря

-

лась

 

типовая

 

организационная

 

струк

-

тура

 

распределительных

 

сетевых

 

компаний

  (

РСК

). 

В

 

июле

 2007 

года

 

совместным

 

Распоряжением

 

ОАО

 

РАО

  «

ЕЭС

 

России

» 

и

 

ОАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

» 

была

 

утверждена

 

типовая

 

организа

-

ционная

 

структура

 

МРСК

  (

статус

 — 

управляющая

 

компания

и

 

внесе

-

ны

 

изменения

 

в

 

типовую

 

организа

-

ционную

 

структуру

 

РСК

Третья

 

ите

-

рация

 — 

это

 

разработка

 

типовой

 

ор

-

ганизационной

 

структуры

 

МРСК

 

как

 

операционной

 

компании

 

и

 

филиа

-

ла

 

МРСК

на

 

основе

 

которых

 

и

 

было

 

реализовано

 

присоединение

 

РСК

 

к

 

МРСК

 

в

 

качестве

 

филиалов

 1 

апре

-

ля

 2008 

года

т

.

е

данная

 

типовая

 

организационная

 

структура

 

была

 

разработана

 

для

 

МРСК

 

нынешней

 

организационно

-

правовой

 

формы

ПРЕДПОСЫЛКИ

 

И

 

ЦЕЛИ

 

РАЗРАБОТКИ

 

И

 

ВНЕДРЕНИЯ

 

В

 

МРСК

 

ТИПОВЫХ

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ

 

СТРУКТУР

В

 

подтверждение

 

тезиса

 

о

 

целе

-

сообразности

 

видоизменения

 

ор

-

ганизационной

 

структуры

 

в

 

соот

-

ветствии

 

с

 

меняющимися

 

условия

-

ми

 

для

 

разработки

 

и

 

внедрения

  

но

-

вой

 

типовой

 

организационной

 

струк

-

туры

 

МРСК

 

существовали

 

конкрет

-

ные

 

предпосылки

Остановлюсь

 

на

 

основных

 

из

 

них

:

• 

прежде

 

всего

 

это

 

создание

 

ком

-

пании

 

ОАО

  «

Холдинг

 

МРСК

», 

осу

-

ществляющей

 

корпоративное

 

управлени

МРСК

становление

 

в

 


Page 4
background image

64

СЕТИ  РОССИИ

димость

 

реализации

 

новых

 

задач

 

таких

 

как

приём

 

на

 

хозспособ

 

функции

 

по

 

формированию

 

объ

-

ёма

 

оказанных

 

услуг

 

по

 

переда

-

че

 

электрической

 

энергии

зада

-

ча

 

по

 

консолидации

 

электросете

-

вых

 

активов

формирование

 

цен

-

тров

 

обслуживания

 

клиентов

;

• 

отсутствие

 

системного

 

подхода

 

при

 

построении

 

систем

 

управле

-

ния

  (

двух

/

трёхуровневые

 

систе

-

мы

 

управления

и

 

организаци

-

онно

-

функциональных

 

структур

 

МРСК

 

в

 

части

 

учета

 

ключевых

 

характеристик

 

и

 

условий

 

функци

-

онирования

 

МРСК

;

• 

необходимость

 

выполнения

 

про

-

граммы

 

управления

 

операци

-

онными

 

издержками

 

Холдинга

 

МРСК

 

в

 

части

 

снижения

 

затрат

 

на

 

персонал

в

 

том

 

числе

 

необходи

-

мость

 

решения

 

следующих

 

про

-

блем

:

— 

превышение

 

в

 

МРСК

 

по

 

сравне

-

нию

 

с

 

другими

 

компаниями

 

доли

 

руководителей

 

в

 

общей

 

числен

-

ности

 

персонала

 — 

в

 

среднем

 

по

 

МРСК

 

данный

 

показатель

 

состав

-

ляет

 16%, 

в

 

то

 

время

 

как

 

в

 

веду

-

щих

 

зарубежных

 

и

 

российских

 

электроэнергетических

 

компани

-

ях

 

этот

 

показатель

 

составляет

 

не

 

более

 14,5%;

— 

отсутствие

 

актуальных

 

нормати

-

вов

 

численности

 

исполнительных

 

аппаратов

 

МРСК

сложность

 

про

-

ведения

 

работ

 

по

 

нормированию

 

численности

 

персонала

 

в

 

свя

-

зи

 

с

 

различным

 

распределением

 

функций

 

и

 

ответственности

 

между

 

функциональными

 

направлени

-

ями

 

и

 

различной

 

степенью

 

цен

-

трализации

 

и

 

концентрации

 

функ

-

ций

 

в

 

рамках

 

функциональных

 

на

-

правлений

Цели

 

формирования

 

типовой

 

ор

-

ганизационной

 

структуры

 

МРСК

 

не

-

посредственно

 

вытекают

 

из

 

предпо

-

сылок

 

необходимости

 

её

 

разработки

• 

повышение

 

уровня

 

управляе

-

мости

 

в

 

рамках

 

ОАО

  «

Холдинг

 

МРСК

» — 

исполнительный

 

аппа

-

рат

 — 

филиал

 

МРСК

• 

обеспечение

 

оптимального

 

рас

-

пределения

 

функций

 

между

 

уров

-

нями

 

управления

 

в

 

соответствии

 

с

 

бизнес

-

процессами

исключе

-

ние

 

дублирования

 

функций

;

• 

соответствие

 

организационных

 

структур

 

МРСК

 

стоящим

 

перед

 

компаниями

 

задачам

;

• 

выработка

 

критериев

 

для

 

опре

-

деления

 

оптимальной

 

системы

 

управления

  (

двух

/

трёхуровневая

 

система

 

управления

и

 

организа

-

ционной

 

структуры

 

для

 

МРСК

;

• 

оптимизация

 

численности

 

персо

-

нала

 

и

 

затрат

 

на

 

его

 

содержание

 

(

достигается

 

посредством

 

реали

-

зации

 

нескольких

 

этапов

).

При

 

этом

 

учитывались

 

стандарт

-

ные

 

требования

предъявляемые

 

к

 

организационным

 

структурам

 — 

прозрачность

 

и

 

понятность

 

органи

-

зационной

 

структуры

её

 

рентабель

-

ность

ОСНОВНЫЕ

 

ЭТАПЫ

 

РАЗРАБОТКИ

 

ТИПОВОЙ

 

ОРГАНИЗАЦИОННОЙ

 

СТРУКТУРЫ

 

МРСК

Проведённую

 

работу

 

можно

 

стан

-

дартно

 

разделить

 

на

 

три

 

этапа

:

• 

первичная

 

диагностика

;

• 

разработка

 

типовой

 

организаци

-

онно

-

функциональной

 

структуры

;

• 

внедрение

 

типовой

 

организаци

-

онной

 

структуры

  (

осуществление

 

необходимых

 

преобразований

в

 

МРСК

На

 

первом

 

этапе

:

• 

всеми

 

МРСК

 

были

 

заполнены

 

функциональные

 

карты

в

 

кото

-

рых

 

отражены

 

подчинённость

задачи

 

и

 

функции

 

структурных

 

подразделений

 

исполнительно

-

го

 

аппарата

 

и

 

аппаратов

 

управ

-

ления

 

филиалов

 

с

 

разбивкой

 

до

 

отделов

 

и

 

матрицы

 

функциональ

-

ной

 

ответственности

направлен

-

ные

 

на

 

выявление

 

дублирования

 

функций

 (

порядка

 2000 

функцио

-

нальных

 

карт

 

и

 86 

матриц

);

• 

была

 

собрана

 

информация

 

со

 

всех

 

МРСК

 

о

 

функционале

 

произ

-

водственных

 

отделений

 (

ПО

и

 

рай

-

онов

 

электрических

 

сетей

 (

РЭС

);

• 

были

 

собраны

 

сведения

 

об

 

усло

-

виях

 

функционирования

 

МРСК

географии

 

размещения

 

ПО

 

и

 

РЭС

.

На

 

втором

 

этапе

:

• 

был

 

обобщён

 

и

 

типизирован

 

функционал

 

МРСК

 

до

 

уровня

 

РЭС

на

 

основании

 

анализа

 

матриц

 

функциональной

 

ответственности

 

выявлено

 

дублирование

 

функций

;

• 

в

 

целях

 

определения

 

оптималь

-

ного

 

для

 

МРСК

 

распределения

 

функций

 

и

 

уровней

 

ответствен

-

ности

 

совместно

 

с

 

профильны

-

ми

 

специалистами

 

МРСК

 

и

 

Хол

-

динга

 

МРСК

 

по

 

каждому

 

функци

-

ональному

 

направлению

 

были

 

проанализированы

 

основные

 

бизнес

-

процессы

соотнесены

 

с

 

типизированным

 

функционалом

 

(

по

 

результатам

 

проведена

 

кор

-

ректировка

 

функций

 

по

 

содержа

-

нию

распределению

 

их

 

между

 

уровнями

 

управления

 

и

 

функцио

-

нальными

 

вертикалями

исключе

-

но

 

дублирование

), 

так

например

были

 

скорректированы

:

— 

распределение

 

функций

 

по

 

под

-

готовке

 

исходной

 

информации

 

для

 

формирования

 

планов

 

и

 

схем

 

перспективного

 

развития

 

сетей

 — 

предусмотрено

 

взаимодействие

 

с

 

муниципальными

 

образования

-

ми

 

на

 

уровне

 

ПО


Page 5
background image

65

№ 5 (8), сентябрь-октябрь, 2011

— 

распределение

 

функционала

 

по

 

обеспечению

 

страховой

 

защи

-

ты

 

между

 

подразделением

 

фи

-

нансов

 

и

 

управлением

 

персо

-

налом

.

Также

 

было

 

проанализирова

-

но

 

распределение

 

персонала

 

по

 

ре

-

ализации

 

основных

 

и

 

обеспечива

-

ющих

 

процессов

В

 

целом

 

по

 

МРСК

 

доля

 

блоков

реализующих

 

основные

 

бизнес

-

процессы

составляет

 

при

-

мерно

 75%. 

По

 

исполнительным

 

ап

-

паратам

 

и

 

аппаратам

 

управления

 

филиалов

 

доля

 

указанных

 

блоков

 

со

-

ставляет

 60%. 

Соотношение

 

являет

-

ся

 

достаточно

 

сбалансированным

и

 

мы

 

ориентировались

 

на

 

сохранение

 

данной

 

структуры

.

В

 

результате

 

была

 

сформирова

-

на

 

функциональная

 

структура

 

МРСК

вернее

три

 

вида

 

функциональных

 

структур

и

 

на

 

их

 

основе

 — 

три

 

вида

 

организационных

 

структур

 

МРСК

Об

 

этом

 

немного

 

подробнее

Дей

-

ствительно

было

 

разработано

 

три

 

вида

 

типовых

 

организационных

 

и

 

функциональных

 

структур

 

для

 

различ

-

ных

 

схем

 

управления

В

 

зависимости

 

от

 

числа

 

уровней

 

управления

объё

-

ма

 

функций

 

и

 

степени

 

ответствен

-

ности

закреплённых

 

за

 

различны

-

ми

 

уровнями

 

управления

были

 

вы

-

делены

 

типовые

 

схемы

 

управления

 

МРСК

 — 

трёхуровневая

двухуровне

-

вая

 

и

 

двухуровневая

 

операционная

.

В

 

целях

 

описания

 

схем

 

управления

 

и

 

соотнесения

 

их

 

с

 

условиями

 

функци

-

онирования

 

МРСК

 

была

 

осуществлена

 

классификация

 

функций

определены

 

факторы

способные

 

оказывать

 

влия

-

ние

 

на

 

схему

 

управления

Предложенная

 

классификация

 

функций

:

• 

методологические

 

функции

 — 

раз

-

работка

 

и

 

поддержание

 

в

 

акту

-

альном

 

состоянии

 

методических

 

указаний

положений

 

и

 

стандар

-

тов

регламентирующих

 

деятель

-

ность

 

по

 

определённому

 

функци

-

ональному

 

направлению

;

• 

контрольные

 

функции

 — 

опреде

-

ление

 

порядка

 

осуществления

 

контрольных

 

процедур

контроль

 

выполнения

 

требований

 

законо

-

дательства

отраслевых

 

и

 

корпо

-

ративных

 

нормативных

 

актов

• 

консолидирующие

 

функции

 — 

обобщение

 

и

 

анализ

 

представля

-

емой

 

информации

направление

 

сводных

 

данных

 

на

 

регулярной

 

основе

 

и

 

по

 

запросам

 

заинтере

-

сованных

 

лиц

• 

представительские

 

функции

 — 

реализация

 

полномочий

 

по

 

осу

-

ществлению

 

взаимодействия

 

с

 

органами

 

государственной

 

вла

-

сти

 

Российской

 

Федерации

• 

операционные

 

функции

 — 

непо

-

средственное

 

осуществление

 

Трёхуровневая

 

Двухуровневая

Двухуровневая

 

операционная

ИА

 

МРСК

Выполняемые

 

функции

:



методологические

;



контрольные



консолидирующие

;



представительские

 

функции

 

на

 

уровне

 

федеральных

 

округов

 

и

 

субъектов

 

РФ

Выполняемые

 

функции

:



методологические

;



контрольные



консолидирующие

;



представительские

 

функции

 

на

 

уровне

 

федеральных

 

округов

 

и

 

субъектов

 

РФ

Выполняемые

 

функции

:



методологические

;



контрольные



консолидирующие

;



представительские

 

функции

 

на

 

уровне

 

субъекта

 

РФ

 

и

 

муниципальных

 

образований

;



частично

 

операционные

 

функции

 

(

ЦУС

ЦОК

эксплуатация

 

АИИС

 

КУЭ

)

АУ

 

филиала

Выполняемые

 

функции

:



контрольные



консолидирующие

;



представительские

 

функции

 

на

 

уровне

 

субъекта

 

РФ

 

и

 

муниципальных

 

образований

;



частично

 

операционные

 

функции

 (

ЦУС

ЦОК

эксплуатация

 

АИИС

 

КУЭ

)

Выполняемые

 

функции

:



контрольные



консолидирующие

;



представительские

 

функции

 

на

 

уровне

 

субъекта

 

РФ

 

и

 

муниципальных

 

образований

;



частично

 

операционные

 

функции

 (

ЦУС

ЦОК

эксплуатация

 

АИИС

 

КУЭ

);



операционные

 

функции

 

в

 

отношении

 

оборудования

 

подстанций

 

и

 

линий

 

напряжением

 35 

кВ

 

и

 

выше

Выполняемые

 

функции

:



контрольные



консолидирующие

;



представительские

 

функции

 

на

 

уровне

 

муниципального

 

образования



операционные

 

функции

 

в

 

отношении

 

оборудования

 

подстанций

 

и

 

ВЛ

 

напряжением

 35 

кВ

 

и

 

выше

ПО

Выполняемые

 

функции

:



контрольные



консолидирующие

;



представительские

 

функции

 

на

 

уровне

 

муниципальных

 

образований

;



операционные

 

функции

 

в

 

отношении

 

оборудования

 

подстанций

 

и

 

линий

 

напряжением

 35 

кВ

 

и

 

выше

Функции

соответствующие

 

уровню

 

ПО

распределены

 

между

 

АУ

 

филиала

 

и

 

РЭС

Функции

соответствующие

 

уровню

 

ПО

закреплены

 

за

 

АУ

 

филиала

РЭС

Выполняемые

 

функции

:



операционные

 

функции

 

в

 

отношении

 

распределительных

 

сетей

трансформаторных

 

и

 

распределительных

 

пунктов

Выполняемые

 

функции

:



операционные

 

функции

 

в

 

отношении

  

распределительных

 

сетей

трансформаторных

 

и

 

распределительных

 

пунктов

;



руководители

 

РЭС

 

наделены

 

представительскими

 

функциями

 

на

 

уровне

 

муниципального

 

образования

Выполняемые

 

функции

:



операционные

 

функции

 

в

 

отношении

 

распределительных

 

сетей

трансформаторных

 

и

 

распределительных

 

пунктов

кабельных

 

сетей

Таблица

 1. 

Распределение

 

функций

 

для

 

различных

 

схем

 

управления

 

МРСК


Page 6
background image

66

СЕТИ  РОССИИ

действий

 

по

 

технологическому

 

присоединению

эксплуатации

 

и

 

ремонту

 

объектов

 

электросетево

-

го

 

хозяйства

.

Характерные

 

для

 

каждой

 

схемы

 

управления

 

распределения

 

функций

условия

 

функционирования

 

и

 

тре

-

бования

 

к

 

характеристикам

 

МРСК

 

представлены

 

в

 

табл

. 1 

и

 2. 

По

 

результатам

 

сопоставления

 

ха

-

рактеристик

 

МРСК

 

с

 

предложенной

 

классификацией

 

для

 

каждой

 

из

 

них

при

 

выполнении

 

не

 

менее

 

трёх

 

усло

-

вий

 

функционирования

 

и

 

обязатель

-

ном

 

соответствии

 

заданным

 

харак

-

теристикам

может

 

быть

 

определена

 

оптимальная

 

схема

 

управления

Так

для

 

ряда

 

МРСК

 

в

 

текущих

 

услови

-

ях

 

функционирования

 

целесообраз

-

но

 

использование

 

только

 

трёхуров

-

невой

 

схемы

 

управления

в

 

то

 

время

 

как

 

другими

 

компаниями

 

по

 

мере

 

повышения

 

уровня

 

автоматизации

 

процессов

 

и

 

квалификационных

 

ха

-

рактеристик

 

руководителей

 

РЭС

 

мо

-

жет

 

быть

 

осуществлён

 

переход

 

на

 

двухуровневую

 

схему

 

управления

В

 

результате

 

проведённой

 

рабо

-

ты

:

• 

определены

 

рекомендуемые

в

 

зависимости

 

от

 

условий

 

функ

-

ционирования

 

и

 

уровня

 

разви

-

тия

 

компании

схемы

 

управления

 

МРСК

;

• 

утверждены

 

типовые

 

организаци

-

онные

 

и

 

функциональные

 

струк

-

туры

 

исполнительного

 

аппарата

 

и

 

аппарата

 

управления

 

филиала

 

для

 

трёх

 

типов

 

схем

 

управления

 

МРСК

;

• 

определён

 

перечень

 

типовых

 

структурных

 

подразделений

 

и

 

тре

-

бования

 

к

 

их

 

использованию

 

при

 

формировании

 

организационных

 

структур

 

МРСК

;

• 

определены

 

возможные

 

отличия

 

организационных

 

структур

 

МРСК

 

от

 

типовых

;

• 

определён

 

порядок

 

согласования

 

и

 

утверждения

 

проектов

 

органи

-

зационных

 

структур

 

МРСК

;

• 

дополнительно

 

прописан

 

функци

-

онал

 

до

 

уровня

 

ПО

 

и

 

РЭС

.

Разработанные

 

МРСК

 

организа

-

ционные

 

структуры

 

исполнительных

 

аппаратов

 

и

 

аппаратов

 

управления

 

филиалов

 

были

 

обсуждены

 

на

 

очных

 

заседаниях

 

комитетов

 

по

 

кадрам

 

и

 

вознаграждениям

 

МРСК

В

 

обсужде

-

нии

 

в

 

том

 

числе

 

принимали

 

участие

 

члены

 

комитетов

 — 

представители

 

миноритарных

 

акционеров

 

МРСК

По

 

итогам

 

рассмотрения

 

на

 

комите

-

тах

 

были

 

выработаны

 

рекомендации

 

по

 

оптимизации

 

организационных

 

структур

после

 

чего

доработанные

 

организационные

 

структуры

 

испол

-

нительных

 

аппаратов

 

были

 

рассмо

-

трены

 

на

 

Советах

 

директоров

 

МРСК

 

и

 

утверждены

 

их

 

решениями

Отдельно

 

необходимо

 

сказать

 

об

 

участии

 

МРСК

 

в

 

разработке

 

типовых

 

организационных

 

структур

И

 

кадро

-

вые

 

подразделения

и

 

профильные

 

специалисты

 

МРСК

 

принимали

 

в

 

дан

-

ной

 

работе

 

самое

 

активное

 

участие

Основы

 

проекта

 

обсуждались

 

на

 

со

-

вещании

 

руководителей

 

кадровых

 

подразделений

 

в

 

Янган

-

Тау

неодно

-

кратно

 

проводились

 

совместные

 

се

-

лекторные

 

совещания

проект

 

два

 

раза

 

направлялся

 

на

 

согласование

 

в

 

МРСК

при

 

этом

 

все

 

без

 

исключения

 

предложения

 

МРСК

 

были

 

либо

 

учте

-

ны

либо

 

сняты

 

в

 

ходе

 

согласитель

-

ных

 

совещаний

Уже

 

в

 

процессе

 

со

-

гласования

 

организационных

 

струк

-

тур

 

МРСК

разработанных

 

на

 

осно

-

ве

 

типовых

по

 

предложениям

 

МРСК

 

в

 

соответствующий

 

приказ

 

Холдинга

 

МРСК

 

были

 

внесены

 

изменения

по

-

зволяющие

 

в

 

большей

 

степени

 

учи

-

тывать

 

специфику

 

конкретных

 

МРСК

Такое

 

вовлечение

 

МРСК

 

в

 

процесс

 

способствовало

 

ускорению

 

приня

-

тия

 

ими

 

изменений

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

ВНЕДРЕНИЯ

 

ТИПОВЫХ

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ

 

СТРУКТУР

 

В

 

МРСК

Говоря

 

о

 

результатах

 

внедрения

 

в

 

МРСК

 

типовых

 

организационных

 

Таблица

 2. 

Основные

 

условия

 

функционирования

 

и

 

требования

 

к

 

характеристикам

 

деятельности

 

МРСК

соответствующим

 

различным

 

схемам

 

управления

Критерии

Трёхуровневая

Двухуровневая

 

операционная

Двухуровневая

1. 

Условия

 

функционирования

Число

 

субъектов

 

Российской

 

Федерации

находящихся

 

в

 

зоне

 

обслуживания

 

МРСК

и

 

более

1—2

и

 

более

Площадь

 

обслуживаемой

 

территории

500 

тыс

км

2

 

и

 

выше

не

 

более

 150 

тыс

км

2

не

 

более

 500 

тыс

км

2

Степень

 

удалённости

 

РЭС

региональные

 

технические

 

подразделения

 

имеют

 

значительный

 

разброс

 

по

 

территории

 

обслуживания

максимальная

 

удалённость

 

РЭС

 

от

 

филиала

 400 

км

 

и

 

выше

характерна

 

компактность

 

территории

 

обслуживания

максимальная

 

удалённость

 

РЭС

 

от

 

филиала

 

не

 

более

 150 

км

характерна

 

относительная

 

компактность

 

территории

 

обслуживания

максимальная

 

удалённость

 

РЭС

 

от

 

филиала

 

не

 

более

 400 

км

Максимальное

 

число

 

РЭС

находящихся

 

под

 

управлением

 

филиала

30 

и

 

более

не

 

более

 15

не

 

более

 30

2. 

Характеристики

 

МРСК

Уровень

 

автоматизации

 

процессов

не

 

является

 

критерием

не

 

является

 

критерием

высокий

 (

автоматизация

 

процессов

 

до

 

уровня

 

РЭС

)

Уровень

 

квалификации

 

руководителей

 

РЭС

среднее

 

профессиональное

высшее

 

образование

среднее

 

профессиональное

высшее

 

образование

высшее

 

образование

развитые

 

менеджерские

 

компетенции


Page 7
background image

67

№ 5 (8), сентябрь-октябрь, 2011

структур

целесообразно

 

проанали

-

зировать

удалось

 

ли

 

достичь

 

целей

которые

 

ставились

 

в

 

начале

 

реали

-

зации

 

проекта

В

 

части

 

повышения

 

уровня

 

управляемости

 

можно

 

отме

-

тить

:

• 

в

 

полной

 

мере

 

соответствуют

 

типовым

 

организационным

 

и

 

функциональным

 

вертикалям

  

10 

из

 13 

компаний

при

 

этом

 

организационные

 

структуры

 

ОАО

 

«

Кубаньэнерго

» 

и

 

ОАО

  «

МРСК

 

Северного

 

Кавказа

» 

в

 

основном

 

отличаются

 

от

 

типовых

 

наличием

 

дополнительных

 

вертикалей

соз

-

данных

 

для

 

реализации

 

стратеги

-

чески

 

важных

 

проектов

  (

реали

-

зация

 

программы

 

строительства

 

олимпийских

 

объектов

 

и

 

разви

-

тия

 

города

 

Сочи

 

как

 

горноклима

-

тического

 

курорта

или

 

осущест

-

вления

 

видов

 

деятельности

не

 

относящихся

 

непосредственно

 

к

 

передаче

 

и

 

распределению

 

элек

-

троэнергии

 (

энергосбытовая

 

дея

-

тельность

);

• 

функционал

реализуемый

 

в

 

рам

-

ках

 

одного

 

бизнес

-

процесса

был

 

закреплён

 

за

 

едиными

 

центрами

 

ответственности

так

 

в

 

результате

 

перехода

 

на

 

типовую

 

организаци

-

онную

 

структуру

:

  

в

 

нескольких

 

МРСК

 

в

 

блоке

 

управ

-

ления

 

персоналом

 

консолидиро

-

ваны

 

функции

 

оплаты

 

труда

 

и

 

мо

-

тивации

;

  

функции

 

перспективного

 

разви

-

тия

 

в

 

одной

 

из

 

компаний

 

консоли

-

дированы

 

в

 

блоке

 

развития

 

и

 

ре

-

ализации

 

услуг

;

  

в

 

целях

 

обеспечения

 

беспри

-

страстности

 

деятельности

 

и

 

ис

-

ключения

 

конфликта

 

интересов

 

функция

 

закупок

 

в

 

МРСК

 

выведе

-

на

 

из

 

блоков

 

главных

 

инженеров

блоков

 

капитального

 

строитель

-

ства

 

и

 

обособлена

.

Отдельно

 

хотелось

 

бы

 

остановить

-

ся

 

на

 

приведении

 

наименований

 

должностей

 

и

 

подразделений

 

МРСК

 

к

 

единообразию

Это

 

кажется

 

не

 

осо

-

бенно

 

значимым

но

во

-

первых

наименования

 

подразделений

 

при

-

ведены

 

в

 

соответствие

 

с

 

выполня

-

емым

 

функционалом

а

 

во

-

вторых

унификация

 

наименований

 

в

 

рам

-

ках

 

холдинга

 

будет

 

способствовать

 

повышению

 

эффективности

 

взаимо

-

действия

 

как

 

между

 

ОАО

  «

Холдинг

 

МРСК

» 

и

 

МРСК

так

 

и

 

между

 

отдель

-

ными

 

распределительными

 

компа

-

ниями

.

В

 

рамках

 

решения

 

задачи

 

обе

-

спечения

 

оптимального

 

распределе

-

ния

 

функций

 

между

 

уровнями

 

управ

-

ления

 

и

 

исключения

 

дублирования

 

функций

 

было

 

выявлено

 

и

 

исключено

 

значительное

 

число

 

дублирований

в

 

ходе

 

анализа

 

бизнес

-

процессов

 

пе

-

рераспределены

 

функции

 

в

 

рамках

 

вертикалей

 

и

 

между

 

функциональ

-

ными

 

блоками

При

 

этом

 

в

 

ходе

 

со

-

вместной

 

работы

 

по

 

анализу

 

функ

-

циональных

 

карт

 

и

 

матриц

 

функцио

-

нальной

 

ответственности

 

часть

 

несо

-

ответствий

 

была

 

выявлена

 

самими

 

МРСК

Для

 

приведения

 

организацион

-

ных

 

структур

 

МРСК

 

в

 

соответствие

 

со

 

стоящими

 

перед

 

компаниями

 

за

-

дачами

 

в

 

целях

 

консолидации

 

элек

-

тросетевых

 

активов

 

в

 

ряде

 

МРСК

 

созданы

:

• 

структурные

 

подразделения

 

по

 

консолидации

 

электросетевых

 

активов

а

 

в

 

ряде

 

компаний

 

функ

-

ционал

 

закреплён

 

за

 

подразде

-

лением

 

управления

 

собственно

-

стью

• 

подразделения

 

энергосбере

-

жения

 

и

 

повышения

 

энерго

-

эффективности

подразделения

 

по

 

управлению

 

крупными

 

инве

-

стиционными

 

проектами

.

В

 

целях

 

обеспечения

 

соблюде

-

ния

 

требований

 

законодательства

 

о

 


Page 8
background image

68

СЕТИ  РОССИИ

защите

 

государственной

 

тайны

мо

-

билизационной

 

подготовке

 

и

 

моби

-

лизации

 

изменена

 

организацион

-

ная

 

структура

 

блоков

 

безопасности

 

МРСК

Выработка

 

критериев

 

для

 

опре

-

деления

 

оптимальной

 

системы

 

управления

 

позволила

 

распределить

 

МРСК

 

по

 

трём

 

основным

 

группам

 

со

 

схожими

 

организационными

 

струк

-

турами

При

 

этом

 

анализ

 

МРСК

 

по

 

крите

-

риям

 

в

 

целом

 

подтвердил

 

коррект

-

ность

 

данного

 

распределения

Су

-

ществующие

 

схемы

 

управления

 

в

 

МРСК

 

совпали

 

с

 

рекомендуемы

-

ми

для

 

ряда

 

МРСК

 

при

 

выполнении

 

определённых

 

условий

 

существует

 

возможность

 

перехода

 

на

 

двухуров

-

невую

 

систему

 

управления

В

 

соответствии

 

с

 

рекомендация

-

ми

 

в

 

ОАО

  «

МРСК

 

Сибири

» 

осущест

-

вляется

 

переход

 

на

 

трёхуровневую

 

схему

 

управления

Переход

 

осу

-

ществляется

 

без

 

увеличения

 

штат

-

ной

 

численности

Произведено

 

пе

-

рераспределение

 

персонала

 

между

 

аппаратами

 

управления

 

филиалов

ПО

 

и

 

РЭС

.

ОАО

  «

Тюменьэнерго

» — 

компа

-

ния

в

 

которой

 

сочетаются

 

две

 

схемы

 

управления

В

 

отношении

 

восьми

 

фи

-

лиалов

 

действует

 

двухуровневая

 

опе

-

рационная

 

схема

 

управления

а

 

в

 

от

-

ношении

 

филиала

  «

Тюменские

 

рас

-

пределительные

 

сети

» — 

трёхуровне

-

вая

т

.

к

условия

 

его

 

функциониро

-

вания

 

соответствуют

 

данной

 

схеме

 

управления

 (

большая

 

территория

 

об

-

служивания

значительное

 

число

 

РЭС

 

и

 

их

 

удалённость

 

от

 

исполнительного

 

аппарата

 

филиала

).

Теперь

 

о

 

том

насколько

 

удалось

 

решить

 

задачу

 

по

 

оптимизации

 

чис

-

ленности

 

персонала

 

и

 

затрат

 

на

 

его

 

содержание

Именно

 

экономический

 

эффект

 

от

 

внедрения

 

типовых

 

организаци

-

онных

 

структур

 

в

 

первую

 

очередь

 

определяет

 

результативность

 

прове

-

дённых

 

мероприятий

.

Первым

измеримым

 

и

по

 

сути

лежащим

 

на

 

поверхности

результа

-

том

 

внедрения

 

типовых

 

организаци

-

онных

 

структур

 

в

 

МРСК

 

является

 

со

-

кращение

 

численности

 

персонала

 

и

 

затрат

 

на

 

его

 

содержание

По

 

результатам

 

предваритель

-

ного

 

подведения

 

итогов

 

перехо

-

да

 

МРСК

 

на

 

новые

 

организацион

-

ные

 

структуры

 

можно

 

констатиро

-

вать

что

 

исключение

 

избыточных

 

уровней

 

управления

дублирования

 

функций

 

позволило

 

выйти

 

на

 

сокра

-

щение

 

чи

 

с

 

ленности

 

исполнительных

 

аппаратов

 

и

 

аппаратов

 

управления

 

филиалов

 

МРСК

 

более

 

чем

 

на

 2,5%. 

При

 

этом

 

данное

 

сокращение

 

чис

-

ленности

 

достигается

 

при

 

условии

 

создания

 

новых

 

структурных

 

подраз

-

делений

  (

по

 

консолидации

 

электро

-

сетевых

 

активов

энергоэффектив

-

ности

 

и

 

снижению

 

энергоёмкости

и

 

централизации

 

ряда

 

функций

 

на

 

уровне

 

исполнительных

 

аппаратов

 

и

 

аппаратов

 

управления

 

филиалов

 

МРСК

т

.

е

в

 

результате

 

оптимизации

 

организационных

 

структур

 

было

 

со

-

кращено

 

значительно

 

большее

 

чис

-

ло

 

должностей

Также

 

необходимо

 

отметить

 

со

-

кращение

 

числа

 

руководителей

 

в

 

ис

-

полнительном

 

аппарате

 

и

 

аппара

-

тах

 

управления

 

МРСК

 

на

 2,7% (163 

руководящие

 

должности

). 

При

 

этом

 

речь

 

идёт

 

только

 

о

 

руководящих

 

должностях

непосредственно

 

отра

-

жённых

 

в

 

организационных

 

струк

-

турах

 — 

уровня

 

заместителей

 

гене

-

рального

 

директора

заместителей

 

директоров

 

филиалов

директоров

 

по

 

направлениям

руководителей

 

де

-

партаментов

а

 

с

 

учётом

 

руководите

-

лей

 

уровня

 

заместителей

 

начальни

-

ков

 

департаментов

начальников

 

от

-

делов

 

доля

 

руководителей

 

снижена

 

ещё

 

в

 

большей

 

степени

В

 

результате

 

оптимизации

 

чис

-

ленности

 

персонала

 

сокращение

 

за

-

трат

 

на

 

его

 

содержание

 

в

 2011 

году

с

 

учётом

 

компенсационных

 

выплат

составит

 

порядка

 240 

млн

 

рублей

а

 

предполагаемый

 

экономический

 

эф

-

фект

начиная

 

с

 2012 

года

, — 

более

 

650 

млн

 

рублей

 

в

 

год

При

 

этом

 

экономический

 

эффект

 

от

 

оптимизации

 

организационных

 

структур

конечно

 

же

не

 

должен

 

из

-

меряться

 

исключительно

 

числом

 

со

-

кращённых

 

единиц

 

и

 

абсолютными

 

значениями

 

снижения

 

затрат

 

на

 

со

-

держание

 

персонала

Оптимизация

 

организационной

 

структуры

 — 

это

 

резерв

 

и

 

источник

 

повышения

 

эф

-

фективности

 

работы

 

компании

Про

-

зрачная

гибкая

обеспечивающая

 

высокую

 

управляемость

  (

все

 

управ

-

ленческие

 

воздействия

 

осуществля

-

ются

 

и

 

выполняются

 

точно

 

и

 

в

 

срок

организационная

 

структура

 

спо

-

собствует

 

улучшению

 

финансово

-

экономических

 

показателей

 

дея

-

тельности

 

МРСК

 

в

 

целом

 

и

 

должна

 

проявиться

 

в

 

росте

 

производитель

-

ности

 

труда

снижении

 

удельных

 

опе

-

рационных

 

затрат

т

.

е

росте

 

опера

-

ционной

 

эффективности

В

 

полной

 

мере

 

оценить

 

эконо

-

мический

 

эффект

 

в

 

данном

 

случае

с

 

учётом

 

наличия

 

периода

 

органи

-

зационных

 

преобразований

можно

 

будет

 

по

 

результатам

 

работы

 

МРСК

 

в

 

новых

 

условиях

не

 

ранее

 

чем

 

по

 

итогам

 

первого

 

полугодия

 2012 

года

С

 

другой

 

стороны

оптимизация

 

организационной

 

структуры

 

лишь

 

отчасти

 

помогает

 

решить

 

задачу

 

по

 

оптимизации

 

численности

 

персона

-

ла

Оптимизация

 

численности

 

пер

-

сонала

 — 

это

 

большая

 

самостоятель

-

ная

 

задача

решение

 

которой

 

лежит

 

не

 

только

 

в

 

плоскости

 

организации

 

труда

а

 

имеет

 

в

 

том

 

числе

 

и

 

техноло

-

гические

 

аспекты

Снижение

 

трудо

-

затрат

 

обеспечивается

 

ростом

 

про

-

изводительности

 

труда

которая

 

в

 

свою

 

очередь

 

зависит

 

и

 

от

 

органи

-

зации

 

деятельности

 

и

 

от

 

внедрения

 

инновационных

 

технологий

нового

 

оборудования

 

и

 

др

Ключевым

 

инструментом

 

опти

-

мизации

 

численности

 

персонала

 

яв

-

ляется

 

нормирование

 

труда

которое

 

позволяет

 

привести

 

в

 

соответствие

 

численность

 

персонала

 

реальным

 

трудозатратам

и

 

в

 

настоящие

 

вре

-

мя

 

перед

 

нами

 

стоит

 

задача

 

разра

-

ботки

 

экономически

 

и

 

технологиче

-

ски

 

обоснованных

 

нормативов

 

чис

-

ленности

как

 

по

 

производственно

-

му

так

 

и

 

по

 

управленческому

 

пер

-

соналу

 

МРСК

и

 

первый

 

шаг

 

на

 

этом

 

пути

 — 

разработка

 

типовых

 

органи

-

зационных

 

структур

 

и

 

типового

 

функ

-

ционала

 

МРСК

.

Таким

 

образом

можно

 

констати

-

ровать

 

что

 

цели

которые

 

ставились

 

в

 

начале

 

реализации

 

проекта

 

по

 

раз

-

работке

 

и

 

внедрению

 

в

 

МРСК

 

типо

-

вых

 

организационных

 

структур

 

в

 

це

-

лом

 

достигнуты

Но

конечно

 

же

мы

 

отдаём

 

себе

 

отчёт

 

в

 

том

что

 

это

 

только

 

первые

 

результаты

в

 

МРСК

 

ещё

 

продолжа

-

ется

 

работа

 

по

 

закреплению

 

вну

-

тренними

 

нормативными

 

докумен

-

тами

 

распределения

 

функциона

-

ла

зон

 

ответственности

 

и

 

полномо

-

чий

 

работников

 

в

 

соответствии

 

с

 

организационно

-

функциональной

 

структурой

В

 

полной

 

мере

 

оценить

 

эффек

-

тивность

 

произведённых

 

преобра

-

зований

 

можно

 

будет

 

только

 

по

 

ре

-

зультатам

 

работы

 

МРСК

 

в

 

новых

 

условиях


Оригинал статьи: Оптимизация организационной структуры как резерв и источник повышения эффективности работы компании

Читать онлайн

С первого августа 2011 года межрегиональные распределительные сетевые компании перешли на новые организационные структуры, разработанные на основании типовых организационных структур исполнительных аппаратов и аппаратов управления филиалов МРСК.

Поделиться:

Спецвыпуск «Россети» № 2(29), июнь 2023

Элементы телеуправления во вторичных цепях устройств релейной защиты и электроавтоматики

Управление производственными активами / Техническое обслуживание и ремонты / Подготовка к ОЗП Релейная защита и автоматика
Архангельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»
Спецвыпуск «Россети» № 2(29), июнь 2023

Реализация дистанционного управления на примере подстанций 500 кВ «Емелино» и «Исеть» в Свердловской области

Управление производственными активами / Техническое обслуживание и ремонты / Подготовка к ОЗП
Филиал ПАО «Россети» — МЭС Урала
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»