Оптимизация организационной структуры как резерв и источник повышения эффективности работы компании

Page 1
background image

Page 2
background image

СЕТИ

РОССИИ

62

м

е

н

е

д

ж

м

е

н

т

менеджмент

С

 

первого

 

августа

 2011 

года

 

межрегиональные

 

распре

-

делительные

 

сетевые

 

ком

-

пании

 

перешли

 

на

 

новые

 

организационные

 

структуры

раз

-

работанные

 

на

 

основании

 

типовых

 

организационных

 

структур

 

испол

-

нительных

 

аппаратов

 

и

 

аппаратов

 

управления

 

филиалов

 

МРСК

Это

-

му

 

переходу

 

предшествовала

 

дли

-

тельная

 

совместная

 

работа

 

специа

-

листов

 

ОАО

 «

Холдинг

 

МРСК

» 

и

 

МРСК

 

— 

начиная

 

от

 

создания

 

типовых

 

ор

-

ганизационных

 

и

 

функциональных

 

структур

разработки

 

и

 

согласования

 

организационных

 

структур

 

конкрет

-

ных

 

МРСК

 

и

 

заканчивая

 

их

 

внедре

-

нием

 

в

 

компаниях

Сейчас

когда

 

в

 

МРСК

 

введены

 

новые

 

организаци

-

онные

 

структуры

можно

 

проанали

-

зировать

 

результаты

 

работы

подве

-

сти

 

первые

 

итоги

оценить

удалось

 

ли

 

достичь

 

поставленных

 

целей

По

-

лагаю

наш

 

опыт

 

может

 

быть

 

поле

-

зен

 

другим

 

компаниям

 

при

 

разра

-

ботке

 

и

 

оптимизации

 

организацион

-

ных

 

структур

Перед

 

тем

 

как

 

перейти

 

непосред

-

ственно

 

к

 

рассказу

 

о

 

проекте

хочу

 

остановиться

 

на

 

основных

 

момен

-

тах

учёт

 

которых

 

крайне

 

важен

 

при

 

работе

 

с

 

организационными

 

структу

-

рами

 

Организационная

 

структура

 — 

это

 

не

 

статичная

 

система

в

 

которой

 

зафиксировано

 

некое

пусть

 

даже

 

оптимальное

 

на

 

определённый

 

мо

-

мент

распределение

 

функциональ

-

ных

 

единиц

связей

 

и

 

отношений

 

меж

-

ду

 

ними

Эффективная

 

организацион

-

ная

 

структура

 — 

это

 

структура

позво

-

ляющая

 

оперативно

 

взаимодейство

-

вать

 

с

 

внешней

 

средой

распределять

 

и

 

направлять

 

внутренние

 

ресурсы

 

и

 

усилия

 

работников

 

на

 

достижение

 

те

-

кущих

 

целей

 

компании

Она

 

должна

 

видоизменяться

 

в

 

соответствии

 

с

 

ме

-

няющимися

 

условиями

 

внешней

 

сре

-

ды

изменением

 

целей

 

и

 

задач

стоя

-

щих

 

перед

 

компанией

Так

необходи

-

мость

 

разработки

 

типовой

 

организа

-

ционной

 

структуры

 

МРСК

 

на

 

данном

 

этапе

 

была

 

обусловлена

 

конкретны

-

ми

 

причинами

  (

остановлюсь

 

на

 

них

 

позднее

и

 

направлена

 

на

 

решение

 

определённых

 

задач

 

Не

 

может

 

быть

 

двух

 

одинако

-

вых

 

организационных

 

структур

так

 

как

 

совокупность

 

внешних

 

и

 

вну

-

тренних

 

факторов

 

компании

 

всег

-

да

 

уникальна

С

 

одной

 

стороны

это

 

означает

что

 

копирование

 

структу

-

ры

 

управления

 

самой

 

успешно

 

функ

-

ционирующей

 

компании

как

 

прави

-

ло

не

 

даёт

 

желаемого

 

результата

с

 

другой

 — 

что

 

при

 

типизации

 

органи

-

зационных

 

структур

 

компаний

 

всег

-

да

 

нужно

 

предполагать

 

возможность

 

отклонения

 

от

 

образца

 

при

 

её

 

вне

-

дрении

 

в

 

конкретной

 

компании

 

Говоря

 

об

 

организационной

 

структуре

часто

 

представляется

 

схе

-

ма

 

с

 

подразделениями

 

в

 

виде

 

ква

-

дратиков

 

и

 

линиями

показывающи

-

ми

 

иерархию

 

управления

однако

 

данное

 

понимание

 — 

лишь

 

вершина

 

айсберга

Организационная

 

структу

-

ра

 

включает

 

в

 

себя

 

распределение

 

Оптимизация 

организационной 

структуры

как

 

резерв

 

и

 

источник

 

повышения

 

эффективности

 

работы

 

компании

Наталия ЭРПШЕР, руководитель Дирекции 

организационного развития ОАО «Холдинг МРСК»


Page 3
background image

63

№ 5 (8), сентябрь-октябрь, 2011

ней

 

функциональных

 

вертикалей

 

и

как

 

следствие

в

 

целях

 

повыше

-

ния

 

управляемости

потребность

 

в

 

построении

 

вертикалей

 

управ

-

ления

 

ОАО

  «

Холдинг

 

МРСК

» — 

МРСК

 

и

 

типизации

 

организацион

-

ных

 

структур

 

МРСК

• 

затем

 

это

 

необходимость

 

опти

-

мального

 

в

 

соответствии

 

с

 

бизнес

-

процессами

 

распределе

-

ния

 

функционала

 

между

 

уровня

-

ми

 

управления

 

МРСК

исключе

-

ния

 

дублирования

 

функций

:

— 

в

 

дейст

 

вующих

 

организационных

 

структурах

 

МРСК

 

существовали

 

случаи

 

различного

 

распределе

-

ния

 

функций

 

и

 

ответственности

 

между

 

функциональными

 

направ

-

лениями

так

функции

 

по

 

органи

-

зации

 

закупочной

 

деятельности

по

 

ИТ

-

обеспечению

 

реализовы

-

вались

 

разными

 

функциональны

-

ми

 

блоками

более

 

того

в

 

некото

-

рых

 

МРСК

 

были

 

отмечены

 

случаи

 

нарушения

 

вертикалей

 

управле

-

ния

 

между

 

исполнительными

 

ап

-

паратами

 

и

 

филиалами

;

— 

в

 

разрезе

 

функциональных

 

на

-

правлений

 

наблюдалась

 

различ

-

ная

порой

 

не

 

оптимальная

 

сте

-

пень

 

централизации

 

и

 

концентра

-

ции

 

функций

так

например

функ

-

ционал

 

перспективного

 

развития

который

 

в

 

операционных

 

компа

-

ниях

  (

в

 

зоне

 

обслуживания

 

нахо

-

дится

 

не

 

более

 

двух

 

субъектов

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

), 

в

 

связи

 

с

 

не

-

обходимостью

 

унификации

 

работ

 

при

 

подготовке

 

схем

 

и

 

программ

 

перспективного

 

развития

 

электро

-

энергетики

 

региона

 

и

 

обеспече

-

ния

 

наличия

 

единого

 

окна

 

при

 

их

 

согласовании

 

с

 

заинтересован

-

ными

 

сторонами

целесообразно

 

осуществлять

 

в

 

исполнительном

 

аппарате

в

 

другой

 

компании

 

был

 

распределён

 

по

 

вертикали

 

управ

-

ления

 

и

 

осуществлялся

 

и

 

на

 

уров

-

не

 

филиалов

в

 

то

 

же

 

время

 

функ

-

ционал

 

капитального

 

строитель

-

ства

который

 

должен

 

реализовы

-

ваться

 

в

 

первую

 

очередь

 

на

 

уров

-

не

 

филиалов

 

для

 

обеспечения

 

опе

-

ративного

 

взаимодействия

 

с

 

под

-

рядными

 

организациями

в

 

другой

 

компании

напротив

был

 

центра

-

лизован

 

на

 

уровне

 

исполнительно

-

го

 

аппарата

;

• 

в

 

качестве

 

ещё

 

одной

 

причины

 

следует

 

отметить

 

необходимость

 

учёта

 

требований

 

законодатель

-

ства

 

Российской

 

Федерации

в

 

том

 

числе

 

федеральных

 

законов

 

об

 

энергосбережении

 

и

 

повыше

-

нии

 

энергоэффективности

о

 

госу

-

дарственной

 

тайне

о

 

мобилиза

-

ционной

 

подготовке

 

и

 

мобилиза

-

ции

;

 

среди

 

предпосылок

 

также

 

можно

 

выделить

:

• 

появление

 

в

 

Холдинге

 

новых

 

видов

 

деятельности

 

и

 

необхо

-

основных

 

функций

 

компании

функ

-

ций

 

менеджмента

зон

 

ответствен

-

ности

 

по

 

организационным

 

зве

-

ньям

иерархии

 

управления

меха

-

низмы

 

централизации

/

децентрали

-

зации

 

функций

делегирования

 

пол

-

номочий

Именно

 

так

комплексно

мы

 

постарались

 

подойти

 

к

 

вопросу

 

разработки

 

типовой

 

организацион

-

ной

 

структуры

 

МРСК

.

ИСТОРИЯ

 

ТИПИЗАЦИИ

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ

 

СТРУКТУР

 

КОМПАНИЙ

 

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО

 

СЕТЕВОГО

 

КОМПЛЕКСА

Разработанная

 

в

 2011 

году

 

ти

-

повая

 

организационная

 

структура

 

МРСК

 — 

это

 

не

 

первый

 

опыт

типиза

-

ция

 

организационных

 

структур

 

ком

-

паний

 

распределительного

 

сетевого

 

комплекса

 

производилась

 

и

 

ранее

В

 2006 

году

ещё

 

до

 

создания

 

МРСК

разрабатывалась

 

и

 

внедря

-

лась

 

типовая

 

организационная

 

струк

-

тура

 

распределительных

 

сетевых

 

компаний

  (

РСК

). 

В

 

июле

 2007 

года

 

совместным

 

Распоряжением

 

ОАО

 

РАО

  «

ЕЭС

 

России

» 

и

 

ОАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

» 

была

 

утверждена

 

типовая

 

организа

-

ционная

 

структура

 

МРСК

  (

статус

 — 

управляющая

 

компания

и

 

внесе

-

ны

 

изменения

 

в

 

типовую

 

организа

-

ционную

 

структуру

 

РСК

Третья

 

ите

-

рация

 — 

это

 

разработка

 

типовой

 

ор

-

ганизационной

 

структуры

 

МРСК

 

как

 

операционной

 

компании

 

и

 

филиа

-

ла

 

МРСК

на

 

основе

 

которых

 

и

 

было

 

реализовано

 

присоединение

 

РСК

 

к

 

МРСК

 

в

 

качестве

 

филиалов

 1 

апре

-

ля

 2008 

года

т

.

е

данная

 

типовая

 

организационная

 

структура

 

была

 

разработана

 

для

 

МРСК

 

нынешней

 

организационно

-

правовой

 

формы

ПРЕДПОСЫЛКИ

 

И

 

ЦЕЛИ

 

РАЗРАБОТКИ

 

И

 

ВНЕДРЕНИЯ

 

В

 

МРСК

 

ТИПОВЫХ

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ

 

СТРУКТУР

В

 

подтверждение

 

тезиса

 

о

 

целе

-

сообразности

 

видоизменения

 

ор

-

ганизационной

 

структуры

 

в

 

соот

-

ветствии

 

с

 

меняющимися

 

условия

-

ми

 

для

 

разработки

 

и

 

внедрения

  

но

-

вой

 

типовой

 

организационной

 

струк

-

туры

 

МРСК

 

существовали

 

конкрет

-

ные

 

предпосылки

Остановлюсь

 

на

 

основных

 

из

 

них

:

• 

прежде

 

всего

 

это

 

создание

 

ком

-

пании

 

ОАО

  «

Холдинг

 

МРСК

», 

осу

-

ществляющей

 

корпоративное

 

управлени

МРСК

становление

 

в

 


Page 4
background image

64

СЕТИ  РОССИИ

димость

 

реализации

 

новых

 

задач

 

таких

 

как

приём

 

на

 

хозспособ

 

функции

 

по

 

формированию

 

объ

-

ёма

 

оказанных

 

услуг

 

по

 

переда

-

че

 

электрической

 

энергии

зада

-

ча

 

по

 

консолидации

 

электросете

-

вых

 

активов

формирование

 

цен

-

тров

 

обслуживания

 

клиентов

;

• 

отсутствие

 

системного

 

подхода

 

при

 

построении

 

систем

 

управле

-

ния

  (

двух

/

трёхуровневые

 

систе

-

мы

 

управления

и

 

организаци

-

онно

-

функциональных

 

структур

 

МРСК

 

в

 

части

 

учета

 

ключевых

 

характеристик

 

и

 

условий

 

функци

-

онирования

 

МРСК

;

• 

необходимость

 

выполнения

 

про

-

граммы

 

управления

 

операци

-

онными

 

издержками

 

Холдинга

 

МРСК

 

в

 

части

 

снижения

 

затрат

 

на

 

персонал

в

 

том

 

числе

 

необходи

-

мость

 

решения

 

следующих

 

про

-

блем

:

— 

превышение

 

в

 

МРСК

 

по

 

сравне

-

нию

 

с

 

другими

 

компаниями

 

доли

 

руководителей

 

в

 

общей

 

числен

-

ности

 

персонала

 — 

в

 

среднем

 

по

 

МРСК

 

данный

 

показатель

 

состав

-

ляет

 16%, 

в

 

то

 

время

 

как

 

в

 

веду

-

щих

 

зарубежных

 

и

 

российских

 

электроэнергетических

 

компани

-

ях

 

этот

 

показатель

 

составляет

 

не

 

более

 14,5%;

— 

отсутствие

 

актуальных

 

нормати

-

вов

 

численности

 

исполнительных

 

аппаратов

 

МРСК

сложность

 

про

-

ведения

 

работ

 

по

 

нормированию

 

численности

 

персонала

 

в

 

свя

-

зи

 

с

 

различным

 

распределением

 

функций

 

и

 

ответственности

 

между

 

функциональными

 

направлени

-

ями

 

и

 

различной

 

степенью

 

цен

-

трализации

 

и

 

концентрации

 

функ

-

ций

 

в

 

рамках

 

функциональных

 

на

-

правлений

Цели

 

формирования

 

типовой

 

ор

-

ганизационной

 

структуры

 

МРСК

 

не

-

посредственно

 

вытекают

 

из

 

предпо

-

сылок

 

необходимости

 

её

 

разработки

• 

повышение

 

уровня

 

управляе

-

мости

 

в

 

рамках

 

ОАО

  «

Холдинг

 

МРСК

» — 

исполнительный

 

аппа

-

рат

 — 

филиал

 

МРСК

• 

обеспечение

 

оптимального

 

рас

-

пределения

 

функций

 

между

 

уров

-

нями

 

управления

 

в

 

соответствии

 

с

 

бизнес

-

процессами

исключе

-

ние

 

дублирования

 

функций

;

• 

соответствие

 

организационных

 

структур

 

МРСК

 

стоящим

 

перед

 

компаниями

 

задачам

;

• 

выработка

 

критериев

 

для

 

опре

-

деления

 

оптимальной

 

системы

 

управления

  (

двух

/

трёхуровневая

 

система

 

управления

и

 

организа

-

ционной

 

структуры

 

для

 

МРСК

;

• 

оптимизация

 

численности

 

персо

-

нала

 

и

 

затрат

 

на

 

его

 

содержание

 

(

достигается

 

посредством

 

реали

-

зации

 

нескольких

 

этапов

).

При

 

этом

 

учитывались

 

стандарт

-

ные

 

требования

предъявляемые

 

к

 

организационным

 

структурам

 — 

прозрачность

 

и

 

понятность

 

органи

-

зационной

 

структуры

её

 

рентабель

-

ность

ОСНОВНЫЕ

 

ЭТАПЫ

 

РАЗРАБОТКИ

 

ТИПОВОЙ

 

ОРГАНИЗАЦИОННОЙ

 

СТРУКТУРЫ

 

МРСК

Проведённую

 

работу

 

можно

 

стан

-

дартно

 

разделить

 

на

 

три

 

этапа

:

• 

первичная

 

диагностика

;

• 

разработка

 

типовой

 

организаци

-

онно

-

функциональной

 

структуры

;

• 

внедрение

 

типовой

 

организаци

-

онной

 

структуры

  (

осуществление

 

необходимых

 

преобразований

в

 

МРСК

На

 

первом

 

этапе

:

• 

всеми

 

МРСК

 

были

 

заполнены

 

функциональные

 

карты

в

 

кото

-

рых

 

отражены

 

подчинённость

задачи

 

и

 

функции

 

структурных

 

подразделений

 

исполнительно

-

го

 

аппарата

 

и

 

аппаратов

 

управ

-

ления

 

филиалов

 

с

 

разбивкой

 

до

 

отделов

 

и

 

матрицы

 

функциональ

-

ной

 

ответственности

направлен

-

ные

 

на

 

выявление

 

дублирования

 

функций

 (

порядка

 2000 

функцио

-

нальных

 

карт

 

и

 86 

матриц

);

• 

была

 

собрана

 

информация

 

со

 

всех

 

МРСК

 

о

 

функционале

 

произ

-

водственных

 

отделений

 (

ПО

и

 

рай

-

онов

 

электрических

 

сетей

 (

РЭС

);

• 

были

 

собраны

 

сведения

 

об

 

усло

-

виях

 

функционирования

 

МРСК

географии

 

размещения

 

ПО

 

и

 

РЭС

.

На

 

втором

 

этапе

:

• 

был

 

обобщён

 

и

 

типизирован

 

функционал

 

МРСК

 

до

 

уровня

 

РЭС

на

 

основании

 

анализа

 

матриц

 

функциональной

 

ответственности

 

выявлено

 

дублирование

 

функций

;

• 

в

 

целях

 

определения

 

оптималь

-

ного

 

для

 

МРСК

 

распределения

 

функций

 

и

 

уровней

 

ответствен

-

ности

 

совместно

 

с

 

профильны

-

ми

 

специалистами

 

МРСК

 

и

 

Хол

-

динга

 

МРСК

 

по

 

каждому

 

функци

-

ональному

 

направлению

 

были

 

проанализированы

 

основные

 

бизнес

-

процессы

соотнесены

 

с

 

типизированным

 

функционалом

 

(

по

 

результатам

 

проведена

 

кор

-

ректировка

 

функций

 

по

 

содержа

-

нию

распределению

 

их

 

между

 

уровнями

 

управления

 

и

 

функцио

-

нальными

 

вертикалями

исключе

-

но

 

дублирование

), 

так

например

были

 

скорректированы

:

— 

распределение

 

функций

 

по

 

под

-

готовке

 

исходной

 

информации

 

для

 

формирования

 

планов

 

и

 

схем

 

перспективного

 

развития

 

сетей

 — 

предусмотрено

 

взаимодействие

 

с

 

муниципальными

 

образования

-

ми

 

на

 

уровне

 

ПО


Page 5
background image

65

№ 5 (8), сентябрь-октябрь, 2011

— 

распределение

 

функционала

 

по

 

обеспечению

 

страховой

 

защи

-

ты

 

между

 

подразделением

 

фи

-

нансов

 

и

 

управлением

 

персо

-

налом

.

Также

 

было

 

проанализирова

-

но

 

распределение

 

персонала

 

по

 

ре

-

ализации

 

основных

 

и

 

обеспечива

-

ющих

 

процессов

В

 

целом

 

по

 

МРСК

 

доля

 

блоков

реализующих

 

основные

 

бизнес

-

процессы

составляет

 

при

-

мерно

 75%. 

По

 

исполнительным

 

ап

-

паратам

 

и

 

аппаратам

 

управления

 

филиалов

 

доля

 

указанных

 

блоков

 

со

-

ставляет

 60%. 

Соотношение

 

являет

-

ся

 

достаточно

 

сбалансированным

и

 

мы

 

ориентировались

 

на

 

сохранение

 

данной

 

структуры

.

В

 

результате

 

была

 

сформирова

-

на

 

функциональная

 

структура

 

МРСК

вернее

три

 

вида

 

функциональных

 

структур

и

 

на

 

их

 

основе

 — 

три

 

вида

 

организационных

 

структур

 

МРСК

Об

 

этом

 

немного

 

подробнее

Дей

-

ствительно

было

 

разработано

 

три

 

вида

 

типовых

 

организационных

 

и

 

функциональных

 

структур

 

для

 

различ

-

ных

 

схем

 

управления

В

 

зависимости

 

от

 

числа

 

уровней

 

управления

объё

-

ма

 

функций

 

и

 

степени

 

ответствен

-

ности

закреплённых

 

за

 

различны

-

ми

 

уровнями

 

управления

были

 

вы

-

делены

 

типовые

 

схемы

 

управления

 

МРСК

 — 

трёхуровневая

двухуровне

-

вая

 

и

 

двухуровневая

 

операционная

.

В

 

целях

 

описания

 

схем

 

управления

 

и

 

соотнесения

 

их

 

с

 

условиями

 

функци

-

онирования

 

МРСК

 

была

 

осуществлена

 

классификация

 

функций

определены

 

факторы

способные

 

оказывать

 

влия

-

ние

 

на

 

схему

 

управления

Предложенная

 

классификация

 

функций

:

• 

методологические

 

функции

 — 

раз

-

работка

 

и

 

поддержание

 

в

 

акту

-

альном

 

состоянии

 

методических

 

указаний

положений

 

и

 

стандар

-

тов

регламентирующих

 

деятель

-

ность

 

по

 

определённому

 

функци

-

ональному

 

направлению

;

• 

контрольные

 

функции

 — 

опреде

-

ление

 

порядка

 

осуществления

 

контрольных

 

процедур

контроль

 

выполнения

 

требований

 

законо

-

дательства

отраслевых

 

и

 

корпо

-

ративных

 

нормативных

 

актов

• 

консолидирующие

 

функции

 — 

обобщение

 

и

 

анализ

 

представля

-

емой

 

информации

направление

 

сводных

 

данных

 

на

 

регулярной

 

основе

 

и

 

по

 

запросам

 

заинтере

-

сованных

 

лиц

• 

представительские

 

функции

 — 

реализация

 

полномочий

 

по

 

осу

-

ществлению

 

взаимодействия

 

с

 

органами

 

государственной

 

вла

-

сти

 

Российской

 

Федерации

• 

операционные

 

функции

 — 

непо

-

средственное

 

осуществление

 

Трёхуровневая

 

Двухуровневая

Двухуровневая

 

операционная

ИА

 

МРСК

Выполняемые

 

функции

:



методологические

;



контрольные



консолидирующие

;



представительские

 

функции

 

на

 

уровне

 

федеральных

 

округов

 

и

 

субъектов

 

РФ

Выполняемые

 

функции

:



методологические

;



контрольные



консолидирующие

;



представительские

 

функции

 

на

 

уровне

 

федеральных

 

округов

 

и

 

субъектов

 

РФ

Выполняемые

 

функции

:



методологические

;



контрольные



консолидирующие

;



представительские

 

функции

 

на

 

уровне

 

субъекта

 

РФ

 

и

 

муниципальных

 

образований

;



частично

 

операционные

 

функции

 

(

ЦУС

ЦОК

эксплуатация

 

АИИС

 

КУЭ

)

АУ

 

филиала

Выполняемые

 

функции

:



контрольные



консолидирующие

;



представительские

 

функции

 

на

 

уровне

 

субъекта

 

РФ

 

и

 

муниципальных

 

образований

;



частично

 

операционные

 

функции

 (

ЦУС

ЦОК

эксплуатация

 

АИИС

 

КУЭ

)

Выполняемые

 

функции

:



контрольные



консолидирующие

;



представительские

 

функции

 

на

 

уровне

 

субъекта

 

РФ

 

и

 

муниципальных

 

образований

;



частично

 

операционные

 

функции

 (

ЦУС

ЦОК

эксплуатация

 

АИИС

 

КУЭ

);



операционные

 

функции

 

в

 

отношении

 

оборудования

 

подстанций

 

и

 

линий

 

напряжением

 35 

кВ

 

и

 

выше

Выполняемые

 

функции

:



контрольные



консолидирующие

;



представительские

 

функции

 

на

 

уровне

 

муниципального

 

образования



операционные

 

функции

 

в

 

отношении

 

оборудования

 

подстанций

 

и

 

ВЛ

 

напряжением

 35 

кВ

 

и

 

выше

ПО

Выполняемые

 

функции

:



контрольные



консолидирующие

;



представительские

 

функции

 

на

 

уровне

 

муниципальных

 

образований

;



операционные

 

функции

 

в

 

отношении

 

оборудования

 

подстанций

 

и

 

линий

 

напряжением

 35 

кВ

 

и

 

выше

Функции

соответствующие

 

уровню

 

ПО

распределены

 

между

 

АУ

 

филиала

 

и

 

РЭС

Функции

соответствующие

 

уровню

 

ПО

закреплены

 

за

 

АУ

 

филиала

РЭС

Выполняемые

 

функции

:



операционные

 

функции

 

в

 

отношении

 

распределительных

 

сетей

трансформаторных

 

и

 

распределительных

 

пунктов

Выполняемые

 

функции

:



операционные

 

функции

 

в

 

отношении

  

распределительных

 

сетей

трансформаторных

 

и

 

распределительных

 

пунктов

;



руководители

 

РЭС

 

наделены

 

представительскими

 

функциями

 

на

 

уровне

 

муниципального

 

образования

Выполняемые

 

функции

:



операционные

 

функции

 

в

 

отношении

 

распределительных

 

сетей

трансформаторных

 

и

 

распределительных

 

пунктов

кабельных

 

сетей

Таблица

 1. 

Распределение

 

функций

 

для

 

различных

 

схем

 

управления

 

МРСК


Page 6
background image

66

СЕТИ  РОССИИ

действий

 

по

 

технологическому

 

присоединению

эксплуатации

 

и

 

ремонту

 

объектов

 

электросетево

-

го

 

хозяйства

.

Характерные

 

для

 

каждой

 

схемы

 

управления

 

распределения

 

функций

условия

 

функционирования

 

и

 

тре

-

бования

 

к

 

характеристикам

 

МРСК

 

представлены

 

в

 

табл

. 1 

и

 2. 

По

 

результатам

 

сопоставления

 

ха

-

рактеристик

 

МРСК

 

с

 

предложенной

 

классификацией

 

для

 

каждой

 

из

 

них

при

 

выполнении

 

не

 

менее

 

трёх

 

усло

-

вий

 

функционирования

 

и

 

обязатель

-

ном

 

соответствии

 

заданным

 

харак

-

теристикам

может

 

быть

 

определена

 

оптимальная

 

схема

 

управления

Так

для

 

ряда

 

МРСК

 

в

 

текущих

 

услови

-

ях

 

функционирования

 

целесообраз

-

но

 

использование

 

только

 

трёхуров

-

невой

 

схемы

 

управления

в

 

то

 

время

 

как

 

другими

 

компаниями

 

по

 

мере

 

повышения

 

уровня

 

автоматизации

 

процессов

 

и

 

квалификационных

 

ха

-

рактеристик

 

руководителей

 

РЭС

 

мо

-

жет

 

быть

 

осуществлён

 

переход

 

на

 

двухуровневую

 

схему

 

управления

В

 

результате

 

проведённой

 

рабо

-

ты

:

• 

определены

 

рекомендуемые

в

 

зависимости

 

от

 

условий

 

функ

-

ционирования

 

и

 

уровня

 

разви

-

тия

 

компании

схемы

 

управления

 

МРСК

;

• 

утверждены

 

типовые

 

организаци

-

онные

 

и

 

функциональные

 

струк

-

туры

 

исполнительного

 

аппарата

 

и

 

аппарата

 

управления

 

филиала

 

для

 

трёх

 

типов

 

схем

 

управления

 

МРСК

;

• 

определён

 

перечень

 

типовых

 

структурных

 

подразделений

 

и

 

тре

-

бования

 

к

 

их

 

использованию

 

при

 

формировании

 

организационных

 

структур

 

МРСК

;

• 

определены

 

возможные

 

отличия

 

организационных

 

структур

 

МРСК

 

от

 

типовых

;

• 

определён

 

порядок

 

согласования

 

и

 

утверждения

 

проектов

 

органи

-

зационных

 

структур

 

МРСК

;

• 

дополнительно

 

прописан

 

функци

-

онал

 

до

 

уровня

 

ПО

 

и

 

РЭС

.

Разработанные

 

МРСК

 

организа

-

ционные

 

структуры

 

исполнительных

 

аппаратов

 

и

 

аппаратов

 

управления

 

филиалов

 

были

 

обсуждены

 

на

 

очных

 

заседаниях

 

комитетов

 

по

 

кадрам

 

и

 

вознаграждениям

 

МРСК

В

 

обсужде

-

нии

 

в

 

том

 

числе

 

принимали

 

участие

 

члены

 

комитетов

 — 

представители

 

миноритарных

 

акционеров

 

МРСК

По

 

итогам

 

рассмотрения

 

на

 

комите

-

тах

 

были

 

выработаны

 

рекомендации

 

по

 

оптимизации

 

организационных

 

структур

после

 

чего

доработанные

 

организационные

 

структуры

 

испол

-

нительных

 

аппаратов

 

были

 

рассмо

-

трены

 

на

 

Советах

 

директоров

 

МРСК

 

и

 

утверждены

 

их

 

решениями

Отдельно

 

необходимо

 

сказать

 

об

 

участии

 

МРСК

 

в

 

разработке

 

типовых

 

организационных

 

структур

И

 

кадро

-

вые

 

подразделения

и

 

профильные

 

специалисты

 

МРСК

 

принимали

 

в

 

дан

-

ной

 

работе

 

самое

 

активное

 

участие

Основы

 

проекта

 

обсуждались

 

на

 

со

-

вещании

 

руководителей

 

кадровых

 

подразделений

 

в

 

Янган

-

Тау

неодно

-

кратно

 

проводились

 

совместные

 

се

-

лекторные

 

совещания

проект

 

два

 

раза

 

направлялся

 

на

 

согласование

 

в

 

МРСК

при

 

этом

 

все

 

без

 

исключения

 

предложения

 

МРСК

 

были

 

либо

 

учте

-

ны

либо

 

сняты

 

в

 

ходе

 

согласитель

-

ных

 

совещаний

Уже

 

в

 

процессе

 

со

-

гласования

 

организационных

 

струк

-

тур

 

МРСК

разработанных

 

на

 

осно

-

ве

 

типовых

по

 

предложениям

 

МРСК

 

в

 

соответствующий

 

приказ

 

Холдинга

 

МРСК

 

были

 

внесены

 

изменения

по

-

зволяющие

 

в

 

большей

 

степени

 

учи

-

тывать

 

специфику

 

конкретных

 

МРСК

Такое

 

вовлечение

 

МРСК

 

в

 

процесс

 

способствовало

 

ускорению

 

приня

-

тия

 

ими

 

изменений

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

ВНЕДРЕНИЯ

 

ТИПОВЫХ

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ

 

СТРУКТУР

 

В

 

МРСК

Говоря

 

о

 

результатах

 

внедрения

 

в

 

МРСК

 

типовых

 

организационных

 

Таблица

 2. 

Основные

 

условия

 

функционирования

 

и

 

требования

 

к

 

характеристикам

 

деятельности

 

МРСК

соответствующим

 

различным

 

схемам

 

управления

Критерии

Трёхуровневая

Двухуровневая

 

операционная

Двухуровневая

1. 

Условия

 

функционирования

Число

 

субъектов

 

Российской

 

Федерации

находящихся

 

в

 

зоне

 

обслуживания

 

МРСК

и

 

более

1—2

и

 

более

Площадь

 

обслуживаемой

 

территории

500 

тыс

км

2

 

и

 

выше

не

 

более

 150 

тыс

км

2

не

 

более

 500 

тыс

км

2

Степень

 

удалённости

 

РЭС

региональные

 

технические

 

подразделения

 

имеют

 

значительный

 

разброс

 

по

 

территории

 

обслуживания