Определение приоритетов обследования линий электропередачи

Page 1
background image

Page 2
background image

СЕТИ

РОССИИ

38

с

е

т

е

в

о

й

 в

е

к

т

о

р

сетевой вектор

З

начительное

 

число

 

воздуш

-

ных

 

линий

 

электропередачи

 

распределительного

 

электро

-

сетевого

 

комплекса

 

РФ

 

име

-

ет

 

длительный

 

срок

 

эксплуатации

вы

-

сокий

 

уровень

 

износа

 

и

как

 

след

-

ствие

меньшую

 

по

 

сравнению

 

с

 

про

-

ектной

 

пропускную

 

способность

В

 

большинстве

 

случаев

 

достоверная

 

информация

 

о

 

фактической

 

пропуск

-

ной

 

способности

 

воздушных

 

линий

 

электропередачи

 (

ВЛ

отсутствует

 

и

 

их

 

эксплуатация

 

осуществляется

 

таким

 

образом

как

 

если

 

бы

 

они

 

имели

 

исхо

-

дные

 

проектные

 

характеристики

Та

-

кая

 

практика

 

нередко

 

является

 

при

-

чиной

 

технологических

 

нарушений

СТАТИСТИКА

 

ПОВРЕЖДАЕМОСТИ

 

Как

 

показывает

 

статистика

 

по

-

вреждаемости

 

элементов

 

ВЛ

 110 

кВ

 

и

 

выше

  (

рис

. 1), 

большинство

 

техно

-

логических

 

нарушений

 

обусловлено

 

повреждением

 

проводов

 (53,1% 

от

 

общего

 

числа

и

 

линейной

 

изоляции

 

(28,06%), 

являющихся

 

в

 

совокупно

-

Определение 

приоритетов 

обследования 

линий 

электропередачи

Борис МЕХАНОШИН,

 заместитель генерального директора —

 технический директор ОАО «Холдинг МРСК»,

Дмитрий КОРЯКИН, начальник

 Департамента оперативно-технологического

 управления ОАО «Холдинг МРСК»,

Владимир ШКАПЦОВ,

 ведущий аналитик ГК ОПТЭН, к.т.н.

Рис

. 1. 

Статистические

 

данные

 

о

 

повреждаемости

 

элементов

 

ВЛ

,


Page 3
background image

39

№ 1 (4), январь-февраль, 2011

сти

 

причиной

 81,16% 

всех

 

отказов

 

на

 

ВЛ

 

высокого

 

напряжения

.

Анализ

 

статистики

 

аварийности

 

говорит

 

также

 

о

 

том

что

 ¾ 

всех

 

тех

-

нологических

 

нарушений

 

происхо

-

дит

 

на

 

ВЛ

находящихся

 

в

 

эксплуата

-

ции

 

до

 40 

лет

и

 48,5% 

всех

 

наруше

-

ний

 — 

на

 

линиях

эксплуатируемых

 

менее

 30 

лет

О

 

наиболее

 

характерных

 

причи

-

нах

 

повреждений

 

ВЛ

 

свидетельству

-

ет

 

диаграмма

представленная

 

на

 

рис

. 2.

Главным

 

образом

 

такая

 

ситуация

 

складывается

 

в

 

результате

 

воздей

-

ствия

 

в

 

течение

 

длительного

 

време

-

ни

 

ряда

 

эксплуатационных

 

факторов

приводящих

в

 

частности

к

 

увеличе

-

нию

 

стрел

 

провеса

 

проводов

умень

-

шению

 

их

 

габаритов

 

до

 

земли

до

 

пе

-

ресекаемых

 

объектов

 

и

 

ДКР

При

 

по

-

вышении

 

токовой

 

нагрузки

 

и

/

или

 

температуры

 

окружающей

 

среды

с

 

учетом

 

применяемых

 

в

 

настоящее

 

время

 

в

 

организациях

 

электроэнер

-

гетики

 

недостаточно

 

совершенных

 

способов

 

контроля

 

состояния

 

прово

-

дов

 

ВЛ

предрасположенность

 

к

 

тех

-

нологическим

 

нарушениям

 

только

 

усугубляется

.

Суть

 

применяемых

 

в

 

настоящее

 

время

 

способов

 

определения

 

допу

-

стимости

 

технологического

 

режима

 

работы

 

ВЛ

 

состоит

 

в

 

контроле

 

при

-

нятых

 

в

 

ПУЭ

 

допустимых

 

токовых

 

на

-

грузок

 

для

 

конкретного

 

типа

/

сече

-

ния

 

провода

 

при

 

различных

 

темпера

-

турах

 

наружного

 

воздуха

Такой

 

спо

-

соб

 

контроля

 

позволяет

как

 

правило

не

 

допускать

 

технологических

 

нару

-

шений

 

на

 

линиях

находящихся

 

в

 

хо

-

рошем

 

техническом

 

состоянии

срок

 

эксплуатации

 

которых

 

не

 

превышает

 

нормативного

Следует

 

отметить

что

 

указанный

 

способ

 

контроля

 

допустимых

 

токо

-

вых

 

нагрузок

 

имеет

 

ряд

 

существен

-

ных

 

недостатков

с

 

одной

 

стороны

он

 

не

 

позволяет

 

использовать

 

имеющи

-

еся

  (

скрытые

резервы

 

пропускной

 

способности

 

ВЛ

находящихся

 

в

 

тех

-

ническом

 

состоянии

удовлетворяю

-

щем

 

требованиям

 

действующих

 

нор

-

мативов

а

 

с

 

другой

 

стороны

для

 

ли

-

ний

 

с

 

длительными

 

сроками

 

эксплу

-

атации

 

и

 

невысокими

 

показателями

 

технического

 

состояния

 

использова

-

ние

 

применяемого

 

в

 

настоящее

 

вре

-

мя

 

способа

 

контроля

 

токовой

 

нагруз

-

ки

 

может

 

привести

 

к

 

недопустимым

 

перегрузкам

 

ВЛ

Это

 

может

 

быть

 

об

-

условлено

 

недостаточно

 

точным

 

уче

-

том

 

возникших

 

в

 

процессе

 

ее

 

эксплу

-

атации

 

негабаритов

ухудшением

 

со

-

стояния

 

контактных

 

соединений

сни

-

жением

 

механической

 

прочности

 

проводов

опор

 

или

 

линейной

 

арма

-

туры

т

.

е

тех

 

факторов

которые

 

так

-

же

 

могут

 

привести

 

к

 

возникновению

 

и

 (

или

развитию

 

технологических

 

на

-

рушений

.

Для

 

исключения

 

указанных

 

недо

-

статков

 

и

 

снижения

 

рисков

 

возник

-

новения

 

технологических

 

наруше

-

ний

 

предлагается

 

в

 

качестве

 

одного

 

из

 

важных

 

параметров

 

контроля

 (

осу

-

ществляемого

 

при

 

определении

 

до

-

пустимости

 

уровня

 

токовой

 

нагрузки

 

ВЛ

использовать

 

фактическую

 

тем

-

пературу

 

ее

 

провода

Вместе

 

с

 

тем

 

вне

 

зависимости

 

от

 

способа

 

контроля

 

допустимой

 

то

-

ковой

 

нагрузки

 

для

 

обеспечения

 

на

-

дежного

 

функционирования

 

ВЛ

 

и

 

по

-

вышения

 

ее

 

пропускной

 

способности

 

необходимо

 

располагать

 

точными

 

и

 

актуальными

 

данными

 

о

 

реальном

 

техническом

 

состоянии

 

линии

Переход

 

к

 

управлению

 

технологи

-

ческими

 

режимами

 

работы

 

ВЛ

 

с

 

уче

-

том

 

их

 

реального

 

технического

 

состо

-

яния

 

и

 

в

 

соответствии

 

с

 

данными

 

о

 

фактической

 

температуре

 

проводов

 

линии

 

должен

 

стать

 

одной

 

из

 

приори

-

тетных

 

задач

 

для

 

компаний

 

электро

-

сетевого

 

комплекса

Сетевые

 

ком

-

пании

 

владеют

 

значительным

 

коли

-

чеством

 

линий

 

электропередачи

по

-

этому

 

рассматриваемый

 

комплекс

 

работ

 

на

 

ВЛ

 

требует

 

привлечения

 

серьезных

 

средств

 

и

 

ресурсов

в

 

свя

-

зи

 

с

 

чем

 

возникает

 

вопрос

 

об

 

опреде

-

лении

 

приоритетов

 

в

 

проведении

 

по

-

добных

 

работ

Задача

 

состоит

 

в

 

фор

-

мировании

ранжированного

 

переч

-

ня

 

линий

которые

 

планируется

 

пе

-

ревести

 

на

 

управление

 

технологиче

-

скими

 

режимами

 

с

 

учетом

 

реально

-

го

 

технического

 

состояния

 

и

 

в

 

соот

-

ветствии

 

с

 

данными

 

температурного

 

мониторинга

.

СПОСОБ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ПРИОРИТЕТОВ

 

ПРОВЕДЕНИЯ

 

РАБОТ

 

ПО

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМУ

 

ОБСЛЕДОВАНИЮ

 

ТЕХНИЧЕСКОГО

 

СОСТОЯНИЯ

 

ГРУППЫ

 

ЛИНИЙ

 

СЕТЕВОЙ

 

КОМПАНИИ

 

 

Подходы

используемые

 

в

 

подоб

-

ной

 

работе

должны

 

быть

 

простыми

 

и

 

прозрачными

Их

 

применение

 

долж

-

но

 

позволить

 

сетевым

 

компаниям

 

на

 

основании

 

имеющейся

 

в

 

доступе

 

ин

-

формации

 

оперативно

 

выстраивать

 

приоритеты

 

и

 

формировать

 

этапы

 

ра

-

бот

 

по

 

определению

 

реального

 

техни

-

ческого

 

состояния

 

элементов

 

сете

-

вой

 

инфраструктуры

 

и

 

по

 

внедрению

 

на

 

данных

 

объектах

 

систем

 

темпера

-

турного

 

мониторинга

.

Предлагается

 

следующая

 

после

-

довательность

 

операций

 

по

 

опреде

-

лению

 

приоритетов

 

проведения

 

ука

-

занных

 

работ

.

1. 

Из

 

всех

 

объектов

 

сетевой

 

ком

-

пании

 

напряжением

 35 

кВ

 

и

 

выше

 

формируется

 

перечень

 

линий

оди

-

ночное

 

отключение

 

которых

 

может

 

привести

 

к

 

отклонению

 

технологиче

-

ского

 

режима

 («N-1») 

работы

 

друго

-

го

  (

других

элемента

 

электрической

 

сети

 

от

 

допустимых

 

значений

опре

-

деленных

 

оперативными

 

инструкци

-

ями

  (

далее

 — 

сетевые

 

ограничения

). 

Сетевые

 

ограничения

 

определяются

 

расчетным

 

путем

 

при

 

моделирова

-

0,0%

5,0%

10,0%

15,0%

20,0%

25,0%

30,0%

Потеря несущей

способности

Воздейств ие

гололедно-

в етров ых

нагрузок

Атмосферные

перенапряжения

Посторонние

в мешательств а

Дефекты

строительств а и

монтажа

Дефекты

проектиров ания

и изготов ления

Другие причины,

в ключая
дефекты

эксплуатации

Рис

. 2. 

Статистика

 

основных

 

причин

 

повреждений

 

ВЛ


Page 4
background image

40

СЕТИ  РОССИИ

нии

 

работы

 

электрической

 

сети

 

в

 

ре

-

жиме

 «N-1» 

в

 

нормальной

 

схеме

 

при

 

расчетных

 

максимальных

 

нагрузках

 

(

зимний

 

максимум

). 

2. 

Далее

 

из

 

сформированного

 

на

 

первом

 

этапе

 

перечня

 

линий

 

выделя

-

ются

 

ВЛ

 

с

 

первым

 

приоритетом

 

в

 

от

-

ношении

 

планируемого

 

проведения

 

комплекса

 

работ

 

инструментального

 

обследования

 

и

 

организации

 

систе

-

мы

 

температурного

 

мониторинга

 

со

-

стояния

 

проводов

ВЛ

 

присваивается

 

первый

 

приоритет

если

 

расчетные

 

сетевые

 

ограничения

 

в

 

режиме

 «N-1» 

не

 

удается

 

устранить

 

путем

 

опера

-

тивных

 

схемно

-

режимных

 

меропри

-

ятий

 

без

 

ввода

 

аварийных

 

ограни

-

чений

 

потребителей

 

на

 

время

 

прове

-

дения

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

этой

 

ВЛ

Под

 

аварийно

-

восстановительными

 

работами

 

по

-

нимаются

 

технические

 

мероприя

-

тия

 

по

 

ликвидации

 

повреждений

 

ВЛ

препятствующие

 

ее

 

включению

 

в

 

ра

-

боту

 

и

 

снятию

 

аварийных

 

ограниче

-

ний

 

потребителей

Необходимо

 

отме

-

тить

что

 

аварийные

 

ограничения

 

по

-

требителей

 

для

 

возможности

 

опреде

-

ления

 

приоритетов

 

ВЛ

 

являются

 

рас

-

четной

 

величиной

определяемой

 

в

 

наиболее

 

тяжелом

 

с

 

точки

 

зрения

 

ре

-

жима

 

случае

т

.

е

., 

как

 

правило

в

 

ре

-

жиме

 

максимальных

 

нагрузок

  (

зим

-

ний

 

максимум

). 

В

 

других

 

режимах

 

сетевые

 

ограничения

 

при

 

отключе

-

нии

 

рассматриваемой

 

ВЛ

могут

 

и

 

не

 

возникать

Именно

 

в

 

такие

 

пери

-

оды

 

необходимо

 

планировать

 

работы

 

по

 

определению

 

реального

 

техниче

-

ского

 

состояния

 

ВЛ

 

и

 

внедрению

 

си

-

стемы

 

температурного

 

мониторинга

как

 

и

 

другие

 

виды

 

работ

 

на

 

ВЛ

требу

-

ющие

 

ее

 

отключения

.

3. 

Из

 

перечня

 

объектов

не

 

попав

-

ших

 

в

 

группу

 

линий

 

с

 

первым

 

прио

-

ритетом

формируется

 

перечень

 

ВЛ

отключение

 

которых

 

в

 

режиме

 «N-1» 

(

т

.

е

уже

 «N-2») 

может

 

привести

 

к

 

сете

-

вым

 

ограничениям

4. 

Из

 

сформированного

 

таким

 

об

-

разом

 

перечня

 

объектов

аналогич

-

но

 

первому

 

приоритету

определя

-

ются

 

объекты

 

со

 

вторым

 

приорите

-

том

ВЛ

 

присваивается

 

второй

 

при

-

оритет

если

 

сетевые

 

ограничения

 

в

 

режиме

 «N-2» 

не

 

удается

 

устра

-

нить

 

путем

 

оперативных

 

схемно

-

режимных

 

мероприятий

 

без

 

ввода

 

аварийных

 

ограничений

 

потребите

-

лей

 

на

 

время

 

проведения

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

Для

 

дальнейшего

 

определения

 

приоритетов

 

ВЛ

 

менее

 

высокого

 

уров

-

ня

 

используется

 

та

 

же

 

логика

что

 

и

 

для

 

первых

 

двух

Рассматриваются

 

усло

-

вия

 

возникновения

 

сетевых

 

ограни

-

чений

 

в

 

режимах

 «N-1» 

и

 «N-2» 

в

 

соче

-

тании

 

с

 

возможностью

 

их

 

устранения

Порядок

 

дальнейшего

 

определения

 

приоритетов

 

в

 

силу

 

его

 

относительной

 

сложности

 

и

 

повторяемости

 

вышеиз

-

ложенной

 

логики

 

представлен

 

на

 

блок

-

схеме

 (

позиции

 

с

 5 

по

 10, 

рис

. 3). 

По

-

следующее

 

утяжеление

 

режима

 «N-3» 

с

 

целью

 

определения

 

приоритетов

 

ВЛ

 

нецелесообразно

 

по

 

причине

 

значи

-

тельно

 

меньшей

 

вероятности

 

возник

-

новения

 

таких

 

режимов

 

в

 

сравнении

 

с

 

ранее

 

рассмотренными

.

 

В

 

итоге

 

при

 

рассмотрении

 

ВЛ

 

в

 

режимах

 «N-1» 

и

 «N-2» 

по

 

предложен

-

ному

 

алгоритму

 

определения

 

прио

-

ритетов

 

формируются

 7 

групп

 

линий

При

 

этом

 

ВЛ

 

первого

второго

 

и

 

треть

-

его

 

приоритетов

в

 

отличие

 

от

 

ВЛ

 

с

 

бо

-

лее

 

низким

 

приоритетом

характери

-

зуются

 

следующим

 

ключевым

 

при

-

знаком

влияющим

 

на

 

их

 

дальней

-

шее

 

ранжирование

 

внутри

 

каждо

-

го

 

приоритета

, — 

сетевые

 

ограниче

-

ния

возникающие

 

при

 

отключении

 

(

режимы

 «N-1»/«N-2») 

указанных

 

ВЛ

не

 

удается

 

устранить

 

путем

 

оператив

-

ных

 

схемно

-

режимных

 

мероприятий

 

без

 

ввода

 

аварийных

 

ограничений

 

потребителей

 

на

 

время

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

таких

 

ВЛ

 

в

 

режиме

 

максимальных

 

нагрузок

 

энергосистемы

 (

зимний

 

максимум

).

Рис

. 3. 

Блок

-

схема

 

определения

 

приоритетов

 

ВЛ

 

по

 

критерию

 

надежности

*

 

Под

 

условием

 «

Сетевые

 

ограничения

 

устраняются

 

без

 

ава

-

рийного

 

ограничения

» 

понимается

 

возможность

 

их

 

устра

-

нения

 

путем

 

оперативных

 

схемно

-

режимных

 

мероприятий

 

без

 

ввода

 

аварийных

 

ограничений

 

потребителей

 

на

 

вре

-

мя

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

поврежденном

 

в

 

режимах

 «N-1», «N-2» 

объекте

 

электроэнергетики


Page 5
background image

41

№ 1 (4), январь-февраль, 2011

Далее

 

ранжирование

 

ВЛ

 

из

 

пер

-

вого

второго

 

и

 

третьего

 

приоритетов

 

осуществляется

 

в

 

рамках

 

каждого

 

приоритета

 

последовательно

 

по

 

сле

-

дующим

 

критериям

:

• 

последствия

 

отказов

 

в

 

соответ

-

ствии

 

с

 

величиной

 

расчетных

 

аварийных

 

ограничений

 

и

 

кате

-

горией

 

потребителей

  (

социально

-

значимые

 

объекты

 

и

 

объекты

 

жиз

-

необеспечения

), 

а

 

также

 

длитель

-

ностью

 

таких

 

ограничений

опре

-

деляемых

 

объемом

 

и

 

сложностью

 

аварийно

-

восстановительных

 

ра

-

бот

 

на

 

поврежденной

 

ВЛ

;

• 

вероятность

 

возникновения

 

отка

-

зов

 

ВЛ

 

в

 

рассмотренных

 

режимах

 

работы

 

сети

 «N-1» («N-2»).

Классификация

 

ВЛ

 

по

 

приорите

-

там

 

с

 

четвертого

 

по

 

седьмой

 

осущест

-

вляется

 

практически

 

аналогично

 

про

-

цедуре

 

формирования

 

групп

 

ВЛ

ко

-

торым

 

присваиваются

 

приоритеты

 

с

 

первого

 

по

 

третий

но

 

имеет

 

два

 

от

-

личия

:

• 

критерий

 

вероятности

 

отказов

 

имеет

 

более

 

высокий

 

приоритет

 

при

 

ранжировании

чем

 

послед

-

ствия

 

отказа

 

в

 

силу

 

их

 

меньшей

 

значимости

 

при

 

возникновении

 

аварийных

 

ситуаций

  (

аварийные

 

ограничения

 

потребителей

 

имеют

 

место

 

в

 

короткий

 

период

 

време

-

ни

необходимый

 

для

 

проведения

 

оперативных

 

схемно

-

режимных

 

мероприятий

);

• 

дополнительно

 

в

 

качестве

 

крите

-

рия

 

ранжирования

 

учитывается

 

состав

 

и

 

оперативность

 

схемно

-

режимных

 

мероприятий

реализу

-

емых

 

для

 

снятия

 

перегрузки

 

ВЛ

.

Порядок

 

ранжирования

 

внутри

 

каждого

 

приоритета

 

представлен

 

на

 

блок

-

схеме

 

рис

. 4. 

 

При

 

проведении

 

ранжирования

 

ВЛ

 

необходимо

 

принимать

 

во

 

внима

-

ние

 

следующие

 

основные

 

факторы

оказывающие

 

существенное

 

влия

-

ние

 

на

 

техническое

 

состояние

 

линий

которое

в

 

свою

 

очередь

является

 

основным

 

параметром

влияющим

 

на

 

вероятность

 

отказа

 

ВЛ

:

• 

срок

 

службы

;

• 

данные

 

о

 

технологических

 

нару

-

шениях

 (

статистика

 

отказов

);

• 

условия

 

эксплуатации

  (

наличие

 

промышленных

 

и

 

естественных

 

загрязнений

 

среды

экстремаль

-

но

 

низкие

/

высокие

 

температуры

 

воздуха

интенсивность

 

солнеч

-

ной

 

радиации

уровни

 

ветровых

 

и

 

гололедных

 

воздействий

включая

 

Рис

. 4. 

Блок

-

схема

 

ранжирования

 

внутри

 

приоритета

 

ВЛ

 

по

 

критерию

вероятности

 

отказа

*

  

Ранжирование

 

выполняется

 

аналогично

 

для

 

Приоритетов

 

со

 2 

по

 7.

**

 

Под

 

отказом

 

понимается

 

отказ

 

ВЛ

подлежащей

 

ранжированию

 

в

 

блоке

 (

соответ

-

ственно

длительность

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

статистика

 

аварийно

-

сти

условия

 

эксплуатации

 

и

 

другие

 

параметры

используемые

 

при

 

ранжировании

 

также

 

должны

 

рассматриваться

 

в

 

отношении

 

такой

 

ВЛ

).

экстремальные

 

и

 

сверхрасчетные

 

воздействия

характер

 

грозовой

 

деятельности

учет

 

вероятности

 

подтопления

);

• 

влияние

 

орографических

 

и

 

гео

-

морфологических

 

факторов

  (

рав

-

нинная

холмистая

 

или

 

горная

 

местность

скалистые

мерзлот

-

ные

пучинистые

 

или

 

слабосвяз

-

ные

 

песчаные

 

грунты

заболочен

-

ная

 

местность

 

и

 

т

.

д

.);

• 

особенности

 

трассы

 

ВЛ

  (

наличие

 

значительного

 

числа

 

естествен

-

ных

 

и

 

искусственных

 

препятствий

 

и

 

пересекаемых

 

объектов

зале

-

сенность

 

трассы

).

 

Для

 

количественного

 

учета

 

степе

-

ни

 

влияния

 

каждого

 

из

 

приведенных

 

выше

 

факторов

 

на

 

возможность

 

воз

-

никновения

 

технологического

 

наруше

-

ния

 

или

 

на

 

снижение

 

эксплуатацион

-

ной

 

готовности

 

рассматриваемой

 

ВЛ

т

.

е

для

 

ранжирования

 

приоритетности

 

проведения

 

исследования

 

ее

 

реаль

-

ной

 

пропускной

 

способности

опреде

-

ляются

 

показатели

  Q

ij 

значения

 

кото

-

рых

 

характеризуют

 

весомость

 

данного

 

фактора

 

в

 

общей

 

суммарной

 

оценке

 

ранга

 

данной

 j-

й

 

линии

 

в

 

сравнении

 

с

 

другими

 

ВЛ

подлежащими

 

исследова

-

нию

Суммарный

 

показатель

 R

j

 = 

Q

ji

 

определяет

 

ранг

 

ВЛ

 

 j. 

Линии

 

с

 

более

 

высоким

 

рангом

 

относятся

 

к

 

числу

 

тех

которые

 

имеют

 

приоритет

 

при

 

плани

-

ровании

 

очередности

 

проведения

 

их

 

исследования

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ

 

ЗНАЧЕНИЯ

 

ФАКТОРОВ

 

ВЛИЯНИЯ

 

НА

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ

 

СОСТОЯНИЕ

 

ВЛ

 

Срок

 

службы

 

ВЛ

 

оказывает

 

значи

-

тельное

 

влияние

 

на

 

все

 

эксплуатаци

-

онные

 

показатели

В

 

зависимости

 

от

 

срока

 

службы

 

ВЛ

 

значения

 

коэффи

-

циентов

 

влияния

 Q

j1

 

распределяются

 

следующим

 

образом

 (

табл

. 1).

Срок

 

службы

 

ВЛ

лет

Менее

 

20

20—29

30—39

40—49

50—59

60—69

70 

и

 

более

Q

j1

0

1

2

4

6

8

10

Табл

. 1. 

Значения

 

коэффициентов

 

влияния

 

срока

 

службы

 

на

 

ранг

 

ВЛ

 

 j


Page 6
background image

42

СЕТИ  РОССИИ

СТАТИСТИКА

 

ОТКАЗОВ

 

(

аварийных

 

отключений

)

Количество

 

аварийных

 

отключе

-

ний

 

является

 

одним

 

из

 

важнейших

 

показателей

 

надежности

 

и

 

эксплуата

-

ционной

 

готовности

 

ВЛ

 (

табл

. 2).

УСЛОВИЯ

 

ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

(

метеорологические

 

и

 

другие

 

внешние

 

воздействия

Техническое

 

состояние

 

отдельных

 

элементов

 

ВЛ

 

и

 

линий

 

в

 

целом

 

в

 

зна

-

чительной

 

степени

 

зависит

 

от

 

часто

-

ты

 

повторяемости

 

и

 

интенсивности

 

таких

 

внешних

 

воздействий

как

 

про

-

мышленные

 

и

 

естественные

 

загряз

-

нения

 

среды

ветровые

 

и

 

гололедные

 

воздействия

низкие

 

температуры

 

воздуха

интенсивность

 

гроз

 (

табл

. 3).

Значения

 

коэффициентов

 

влия

-

ния

  Q

j3 

определяются

 

путем

 

сумми

-

рования

 

соответствующих

 

услови

-

ям

 

эксплуатации

 

рассматриваемой

 

линии

 

субкоэффициентов

  Q

к

j3

т

.

е

Q

j3

 = 

Q

к

j3

 (

где

 

к

 = 1,2,3,4,5). 

В

 

зави

-

симости

 

от

 

сочетания

 

характерных

 

для

 

рассматриваемой

 

линии

 

условий

 

эксплуатации

 

коэффициенты

 

влияния

 

Q

j3 

могут

 

принимать

 

значения

 

в

 

ин

-

тервале

 

от

 0 

до

 25.

ВЛИЯНИЕ

 

ОРОГРАФИЧЕСКИХ

 

И

 

ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ

 

ФАКТОРОВ

На

 

техническое

 

состояние

 

воз

-

душных

 

линий

 

электропередачи

а

 

также

 

на

 

их

 

ранг

определяющий

 

при

-

оритетность

 

проведения

 

исследова

-

ния

 

пропускной

 

способности

значи

-

тельное

 

влияние

 

оказывает

 

ряд

 

оро

-

графических

 

и

 

геоморфологических

 

факторов

  (

табл

. 4). 

Наиболее

 

суще

-

ственными

 

среди

 

них

 

являются

 

сле

-

дующие

:

• 

трасса

 

ВЛ

 

или

 

существенная

 

ее

 

часть

 

проходит

 

по

 

равнинной

холмистой

 

или

 

горной

 

местно

-

сти

;

Табл

. 2. 

Значения

 

коэффициентов

 

влияния

 

числа

 

аварийных

 

отключений

 Q

j2 

на

 

ранг

 

ВЛ

 

 j

Число

 

аварийных

 

отключений

 

за

 

последние

 5 

лет

 

работы

 

ВЛ

2

3

4

5

6

и

 

более

Q

j2

1

2

4

6

8

10

Расстояние

 

от

 

источника

 

загрязнения

км

от

 3,0

1,5—3,0

1,0—1,5

0,5—1,0

0,25—0,5

до

 0,25

Q

1

j3

0

1

2

3

4

5

Скорость

 

ветра

м

/

с

25

29

32

36

40

45 

и

 

выше

Q

2

j3

0

1

2

3

4

5

Толщина

 

стенки

 

гололеда

мм

10

15

20

25

30

35 

и

 

выше

Q

3

j3

0

1

2

3

4

5

Минимальная

 

температура

 

воздуха

0

С

-10

-20

-30

-40

-50

-60

Q

4

j3

0

1

2

3

4

5

Среднегодовая

 

продолжительность

 

гроз

ч

10—20

20—40

40—60

60—80

80—100

выше

 100

Q

5

j3

0

1

2

3

4

5

Табл

. 3. 

Значения

 

коэффициентов

 

влияния

 

условий

 

эксплуатации

 Q

j3

 

на

 

ранг

 

соответствующей

 

линии

Табл

. 4. 

Значения

 

коэффициентов

 

влияния

 

условий

 

эксплуатации

 Q

j4

 

на

 

ранг

 

линии

 

 j

Влияние

 

рельефа

 

местности

равнинный

слабохолмистый

пересеченный

горный

Q

1

j4

0

1

2

3

Влияние

 

характера

 

грунтов

плотные

,

глинистые

скальные

слабосвязные

заболоченные

обводненные

пучинистые

Q

2

j4

0

1

2

3

4

5

• 

грунты

 

по

 

трассе

 

линии

 

являют

-

ся

 

преимущественно

 

скальными

 

породами

плотными

 

и

 

сухими

слабосвязными

 

песчаными

силь

-

но

 

увлажненными

 

и

 

заболочен

-

ными

участки

 

трассы

 

проходят

 

по

 

большим

 

водным

 

простран

-

ствам

 — 

озерам

 

или

 

водохрани

-

лищам

грунты

 

являются

 

мерзлот

-

ными

 

и

 

пучинистыми

.

Значения

 

коэффициентов

 

влия

-

ния

  Q

j4 

определяются

 

путем

 

сумми

-

рования

 

соответствующих

 

условиям

 

эксплуатации

 

рассматриваемой

 

ли

-

нии

 

субкоэффициентов

  Q

к

j4

т

.

е

. Q

j4

 = 

Q

к

j4

  (

где

 

к

 = 1,2). 

В

 

зависимости

 

от

 

сочетания

 

характерных

 

для

 

рассма

-

триваемой

 

линии

 

условий

 

эксплуата

-

ции

 

коэффициенты

 

влияния

 Q

j4 

могут

 

принимать

 

значения

 

в

 

интервале

 

от

 

до

 8.

ВЛИЯНИЕ

 

ХАРАКТЕРА

 

ТРАССЫ

 

ВЛ

 

И

 

ПЕРЕСЕКАЕМЫХ

 

ОБЪЕКТОВ

Приоритетность

 

обследования

 

ли

-

нии

 

зависит

 

от

 

таких

 

характеристик

 

трассы

как

 

ее

 

доступность

 

для

 

про

-

ведения

 

наземных

 

обходов

работ

 

по

 

текущему

 

обслуживанию

 

и

 

ремон

-

ту

а

 

также

 

от

 

залесенности

 

трассы

 

и

 

влияния

 

древесной

 

и

 

кустарниковой

 

растительности

  (

ДКР

) (2), 

числа

 

пе

-


Page 7
background image

43

№ 1 (4), январь-февраль, 2011

Доступность

 

трассы

 

для

 

подъезда

 

и

 

проведения

 

обходов

легкая

трудная

очень

 

трудная

Q

1

j5

0

1

2

Влияние

 

ДКР

не

 

влияет

слабо

 

влияет

влияет

заметно

 

влияет

сильно

 

влияет

Q

2

j5

0

1

2

3

4

Влияние

 

пересекаемых

 

объектов

нет

 

пересекаемых

 

объектов

дороги

 

с

 

твердым

 

покрытием

автомагистрали

ж

/

д

ВЛ

реки

 

шириной

более

 100 

м

Q

3

j5

0

1

2

3

3

4

рекрытий

 

на

 

ДКР

повреждаемости

 

проводов

 

падающими

 

с

 

края

 

про

-

секи

 

высокими

 

деревьями

На

 

при

-

оритетность

 

исследования

 

пропуск

-

ной

 

способности

 

ВЛ

 

оказывает

 

влия

-

ние

 

наличие

 

значительного

 

числа

 

пе

-

ресечений

 

с

 

линиями

 

низшего

 

клас

-

са

автомобильными

 

дорогами

 

раз

-

личной

 

категории

железнодорожны

-

ми

 

путями

 

и

 

пересечениями

 

водных

 

преград

 (

табл

. 5). 

Значения

 

коэффициентов

 

влия

-

ния

  Q

j5 

определяются

 

путем

 

сумми

-

рования

 

соответствующих

 

условиям

 

эксплуатации

 

рассматриваемой

 

ли

-

нии

 

субкоэффициентов

  Q

к

j5

т

.

е

. Q

j5

 = 

Q

к

j5

 (

где

 

к

 = 1,2,3). 

В

 

зависимости

 

от

 

сочетания

 

характерных

 

для

 

рассма

-

триваемой

 

линии

 

условий

 

эксплуата

-

ции

 

коэффициенты

 

влияния

 Q

j5 

могут

 

принимать

 

значения

 

в

 

интервале

 

от

 

до

 10.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

РАНГА

 

ВЛ

 

ПО

 

КРИТЕРИЮ

 

ПРИОРИТЕТНОСТИ

 

ПРОВЕДЕНИЯ

 

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

РЕАЛЬНОЙ

 

ПРОПУСКНОЙ

 

СПОСОБНОСТИ

Ранг

 

ВЛ

 

 j 

определяет

-

ся

 

посредством

 

суммирования

 

значений

 

всех

 

описанных

 

выше

 

коэффициентов

 

влияния

:

R

j

 = 

Q

ji

  (

где

 i = 1,2,……,5). 

В

 

зависимости

 

от

 

значений

 

при

-

веденных

 

выше

 

коэффициентов

 

влияния

 

ранг

 

ВЛ

 

 j 

может

 

при

-

нимать

 

значения

 

в

 

пределах

 

от

 

до

 60. 

Очевидно

что

 

ВЛ

 

с

 

бо

-

лее

 

высоким

 

рангом

 

подлежат

 

инструментальному

 

обследова

-

нию

 

в

 

приоритетном

 

порядке

При

 

равенстве

 

рангов

 

двух

 

или

 

более

 

линий

 

приоритет

 

прове

-

дения

 

обследования

 

определя

-

ется

 

путем

 

сопоставления

 

про

-

тяженности

 

ВЛ

 — 

менее

 

протя

-

женные

 

ВЛ

 

обследуются

 

в

 

при

-

оритетном

 

порядке

Если

 

при

 

определении

 

значений

 

каких

-

либо

 

факторов

 

влияния

 

возникают

 

проб

-

лемы

связанные

 

с

 

недостаточно

-

стью

 

достоверной

 

информации

зна

-

чения

 

таких

 

факторов

 

рекомендует

-

ся

 

назначать

 

на

 

основе

 

экспертной

 

оценки

.

Предложенные

 

способы

 

опреде

-

ления

 

рейтингов

 

и

 

определения

 

при

-

оритетов

 

ВЛ

 

по

 

критериям

 

их

 

ответ

-

ственности

 

и

 

технического

 

состоя

-

ния

 

в

 

сопоставлении

 

с

 

другими

 

ин

-

фраструктурными

 

объектами

 

сете

-

вой

 

компании

а

 

также

 

с

 

точки

 

зре

-

ния

 

приоритетности

 

проведения

 

ис

-

следования

 

их

 

реальной

 

пропускной

 

способности

актуальности

 

ее

 

повы

-

шения

 

предполагают

 

использова

-

ние

 

для

 

их

 

практического

 

примене

-

ния

 

наличие

 

минимального

 

объема

 

достаточно

 

доступной

 

исходной

 

ин

-

формации

 

об

 

объектах

 

сетевой

 

ин

-

фраструктуры

Вполне

 

очевидно

что

 

это

 

не

 

единственно

 

возможные

 

спо

-

собы

которые

 

могут

 

и

 

должны

 

под

-

лежать

 

дальнейшему

 

совершенство

-

ванию

Представляется

однако

что

 

предложенные

 

подходы

 

являются

 

вполне

 

приемлемыми

 

для

 

просто

-

го

быстрого

 

и

 

достаточно

 

объектив

-

ного

 

определения

 

приоритетов

 

при

 

определении

 

очередности

 

обследо

-

вания

 

и

 

последующей

 

модерниза

-

ции

 

значительного

 

числа

 

ВЛ

 

различ

-

ного

 

уровня

 

ответственности

раз

-

ных

 

классов

 

напряжения

разных

 

конструкций

 

и

 

разных

 

лет

 

построй

-

ки

ЛИТЕРАТУРА

1.  CIGRE Technical Brochure “Guide-

lines for increased utilization of 
existing overhead transmission 
lines”. Part 1. WG B2.13, 2006.

2. NERC — North American Electric 

Reliability Corporation. Transmis-
sion Vegetation Management 
NERC Standard FAC-003-2 Techni-
cal Reference, 2009.

3.  CIGRE Technical Brochure 

 420. 

“Generic Guidelines for Life Tine 
Condition Assessment of Hv Assets 
and Related Knowledge Rules”. 
WG D1.17, 2010.

Табл

. 5. 

Значения

 

коэффициентов

 

влияния

 

характера

 

трассы

 Q

j5

 

на

 

ранг

 

линии

 

 j


Оригинал статьи: Определение приоритетов обследования линий электропередачи

Читать онлайн

Значительное число воздушных линий электропередачи распределительного электросетевого комплекса РФ имеет длительный срок эксплуатации, высокий уровень износа и, как следствие, меньшую по сравнению с проектной пропускную способность. В большинстве случаев достоверная информация о фактической пропускной способности воздушных линий электропередачи (ВЛ) отсутствует и их эксплуатация осуществляется таким образом, как если бы они имели исходные проектные характеристики. Такая практика нередко является причиной технологических нарушений.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Анализ нагрузочных режимов и регулировочной способности по напряжению распредсети при оптимизации секционирования на ее участках

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Диагностика и мониторинг
Яхин Ш.Р. Пигалин А.А. Галиев И.Ф. Маклецов А.М.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»