СЕТИ
РОССИИ
38
с
е
т
е
в
о
й
в
е
к
т
о
р
сетевой вектор
З
начительное
число
воздуш
-
ных
линий
электропередачи
распределительного
электро
-
сетевого
комплекса
РФ
име
-
ет
длительный
срок
эксплуатации
,
вы
-
сокий
уровень
износа
и
,
как
след
-
ствие
,
меньшую
по
сравнению
с
про
-
ектной
пропускную
способность
.
В
большинстве
случаев
достоверная
информация
о
фактической
пропуск
-
ной
способности
воздушных
линий
электропередачи
(
ВЛ
)
отсутствует
и
их
эксплуатация
осуществляется
таким
образом
,
как
если
бы
они
имели
исхо
-
дные
проектные
характеристики
.
Та
-
кая
практика
нередко
является
при
-
чиной
технологических
нарушений
.
СТАТИСТИКА
ПОВРЕЖДАЕМОСТИ
Как
показывает
статистика
по
-
вреждаемости
элементов
ВЛ
110
кВ
и
выше
(
рис
. 1),
большинство
техно
-
логических
нарушений
обусловлено
повреждением
проводов
(53,1%
от
общего
числа
)
и
линейной
изоляции
(28,06%),
являющихся
в
совокупно
-
Определение
приоритетов
обследования
линий
электропередачи
Борис МЕХАНОШИН,
заместитель генерального директора —
технический директор ОАО «Холдинг МРСК»,
Дмитрий КОРЯКИН, начальник
Департамента оперативно-технологического
управления ОАО «Холдинг МРСК»,
Владимир ШКАПЦОВ,
ведущий аналитик ГК ОПТЭН, к.т.н.
Рис
. 1.
Статистические
данные
о
повреждаемости
элементов
ВЛ
,
39
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
сти
причиной
81,16%
всех
отказов
на
ВЛ
высокого
напряжения
.
Анализ
статистики
аварийности
говорит
также
о
том
,
что
¾
всех
тех
-
нологических
нарушений
происхо
-
дит
на
ВЛ
,
находящихся
в
эксплуата
-
ции
до
40
лет
,
и
48,5%
всех
наруше
-
ний
—
на
линиях
,
эксплуатируемых
менее
30
лет
.
О
наиболее
характерных
причи
-
нах
повреждений
ВЛ
свидетельству
-
ет
диаграмма
,
представленная
на
рис
. 2.
Главным
образом
такая
ситуация
складывается
в
результате
воздей
-
ствия
в
течение
длительного
време
-
ни
ряда
эксплуатационных
факторов
,
приводящих
,
в
частности
,
к
увеличе
-
нию
стрел
провеса
проводов
,
умень
-
шению
их
габаритов
до
земли
,
до
пе
-
ресекаемых
объектов
и
ДКР
.
При
по
-
вышении
токовой
нагрузки
и
/
или
температуры
окружающей
среды
,
с
учетом
применяемых
в
настоящее
время
в
организациях
электроэнер
-
гетики
недостаточно
совершенных
способов
контроля
состояния
прово
-
дов
ВЛ
,
предрасположенность
к
тех
-
нологическим
нарушениям
только
усугубляется
.
Суть
применяемых
в
настоящее
время
способов
определения
допу
-
стимости
технологического
режима
работы
ВЛ
состоит
в
контроле
при
-
нятых
в
ПУЭ
допустимых
токовых
на
-
грузок
для
конкретного
типа
/
сече
-
ния
провода
при
различных
темпера
-
турах
наружного
воздуха
.
Такой
спо
-
соб
контроля
позволяет
,
как
правило
,
не
допускать
технологических
нару
-
шений
на
линиях
,
находящихся
в
хо
-
рошем
техническом
состоянии
,
срок
эксплуатации
которых
не
превышает
нормативного
.
Следует
отметить
,
что
указанный
способ
контроля
допустимых
токо
-
вых
нагрузок
имеет
ряд
существен
-
ных
недостатков
:
с
одной
стороны
,
он
не
позволяет
использовать
имеющи
-
еся
(
скрытые
)
резервы
пропускной
способности
ВЛ
,
находящихся
в
тех
-
ническом
состоянии
,
удовлетворяю
-
щем
требованиям
действующих
нор
-
мативов
;
а
с
другой
стороны
,
для
ли
-
ний
с
длительными
сроками
эксплу
-
атации
и
невысокими
показателями
технического
состояния
использова
-
ние
применяемого
в
настоящее
вре
-
мя
способа
контроля
токовой
нагруз
-
ки
может
привести
к
недопустимым
перегрузкам
ВЛ
.
Это
может
быть
об
-
условлено
недостаточно
точным
уче
-
том
возникших
в
процессе
ее
эксплу
-
атации
негабаритов
,
ухудшением
со
-
стояния
контактных
соединений
,
сни
-
жением
механической
прочности
проводов
,
опор
или
линейной
арма
-
туры
,
т
.
е
.
тех
факторов
,
которые
так
-
же
могут
привести
к
возникновению
и
(
или
)
развитию
технологических
на
-
рушений
.
Для
исключения
указанных
недо
-
статков
и
снижения
рисков
возник
-
новения
технологических
наруше
-
ний
предлагается
в
качестве
одного
из
важных
параметров
контроля
(
осу
-
ществляемого
при
определении
до
-
пустимости
уровня
токовой
нагрузки
ВЛ
)
использовать
фактическую
тем
-
пературу
ее
провода
Вместе
с
тем
вне
зависимости
от
способа
контроля
допустимой
то
-
ковой
нагрузки
для
обеспечения
на
-
дежного
функционирования
ВЛ
и
по
-
вышения
ее
пропускной
способности
необходимо
располагать
точными
и
актуальными
данными
о
реальном
техническом
состоянии
линии
.
Переход
к
управлению
технологи
-
ческими
режимами
работы
ВЛ
с
уче
-
том
их
реального
технического
состо
-
яния
и
в
соответствии
с
данными
о
фактической
температуре
проводов
линии
должен
стать
одной
из
приори
-
тетных
задач
для
компаний
электро
-
сетевого
комплекса
.
Сетевые
ком
-
пании
владеют
значительным
коли
-
чеством
линий
электропередачи
,
по
-
этому
рассматриваемый
комплекс
работ
на
ВЛ
требует
привлечения
серьезных
средств
и
ресурсов
,
в
свя
-
зи
с
чем
возникает
вопрос
об
опреде
-
лении
приоритетов
в
проведении
по
-
добных
работ
.
Задача
состоит
в
фор
-
мировании
,
ранжированного
переч
-
ня
линий
,
которые
планируется
пе
-
ревести
на
управление
технологиче
-
скими
режимами
с
учетом
реально
-
го
технического
состояния
и
в
соот
-
ветствии
с
данными
температурного
мониторинга
.
СПОСОБ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРИОРИТЕТОВ
ПРОВЕДЕНИЯ
РАБОТ
ПО
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМУ
ОБСЛЕДОВАНИЮ
ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ
ГРУППЫ
ЛИНИЙ
СЕТЕВОЙ
КОМПАНИИ
Подходы
,
используемые
в
подоб
-
ной
работе
,
должны
быть
простыми
и
прозрачными
.
Их
применение
долж
-
но
позволить
сетевым
компаниям
на
основании
имеющейся
в
доступе
ин
-
формации
оперативно
выстраивать
приоритеты
и
формировать
этапы
ра
-
бот
по
определению
реального
техни
-
ческого
состояния
элементов
сете
-
вой
инфраструктуры
и
по
внедрению
на
данных
объектах
систем
темпера
-
турного
мониторинга
.
Предлагается
следующая
после
-
довательность
операций
по
опреде
-
лению
приоритетов
проведения
ука
-
занных
работ
.
1.
Из
всех
объектов
сетевой
ком
-
пании
напряжением
35
кВ
и
выше
формируется
перечень
линий
,
оди
-
ночное
отключение
которых
может
привести
к
отклонению
технологиче
-
ского
режима
(«N-1»)
работы
друго
-
го
(
других
)
элемента
электрической
сети
от
допустимых
значений
,
опре
-
деленных
оперативными
инструкци
-
ями
(
далее
—
сетевые
ограничения
).
Сетевые
ограничения
определяются
расчетным
путем
при
моделирова
-
0,0%
5,0%
10,0%
15,0%
20,0%
25,0%
30,0%
Потеря несущей
способности
Воздейств ие
гололедно-
в етров ых
нагрузок
Атмосферные
перенапряжения
Посторонние
в мешательств а
Дефекты
строительств а и
монтажа
Дефекты
проектиров ания
и изготов ления
Другие причины,
в ключая
дефекты
эксплуатации
Рис
. 2.
Статистика
основных
причин
повреждений
ВЛ
40
СЕТИ РОССИИ
нии
работы
электрической
сети
в
ре
-
жиме
«N-1»
в
нормальной
схеме
при
расчетных
максимальных
нагрузках
(
зимний
максимум
).
2.
Далее
из
сформированного
на
первом
этапе
перечня
линий
выделя
-
ются
ВЛ
с
первым
приоритетом
в
от
-
ношении
планируемого
проведения
комплекса
работ
инструментального
обследования
и
организации
систе
-
мы
температурного
мониторинга
со
-
стояния
проводов
.
ВЛ
присваивается
первый
приоритет
,
если
расчетные
сетевые
ограничения
в
режиме
«N-1»
не
удается
устранить
путем
опера
-
тивных
схемно
-
режимных
меропри
-
ятий
без
ввода
аварийных
ограни
-
чений
потребителей
на
время
прове
-
дения
аварийно
-
восстановительных
работ
на
этой
ВЛ
.
Под
аварийно
-
восстановительными
работами
по
-
нимаются
технические
мероприя
-
тия
по
ликвидации
повреждений
ВЛ
,
препятствующие
ее
включению
в
ра
-
боту
и
снятию
аварийных
ограниче
-
ний
потребителей
.
Необходимо
отме
-
тить
,
что
аварийные
ограничения
по
-
требителей
для
возможности
опреде
-
ления
приоритетов
ВЛ
являются
рас
-
четной
величиной
,
определяемой
в
наиболее
тяжелом
с
точки
зрения
ре
-
жима
случае
,
т
.
е
.,
как
правило
,
в
ре
-
жиме
максимальных
нагрузок
(
зим
-
ний
максимум
).
В
других
режимах
сетевые
ограничения
при
отключе
-
нии
рассматриваемой
ВЛ
,
могут
и
не
возникать
.
Именно
в
такие
пери
-
оды
необходимо
планировать
работы
по
определению
реального
техниче
-
ского
состояния
ВЛ
и
внедрению
си
-
стемы
температурного
мониторинга
,
как
и
другие
виды
работ
на
ВЛ
,
требу
-
ющие
ее
отключения
.
3.
Из
перечня
объектов
,
не
попав
-
ших
в
группу
линий
с
первым
прио
-
ритетом
,
формируется
перечень
ВЛ
,
отключение
которых
в
режиме
«N-1»
(
т
.
е
.
уже
«N-2»)
может
привести
к
сете
-
вым
ограничениям
.
4.
Из
сформированного
таким
об
-
разом
перечня
объектов
,
аналогич
-
но
первому
приоритету
,
определя
-
ются
объекты
со
вторым
приорите
-
том
.
ВЛ
присваивается
второй
при
-
оритет
,
если
сетевые
ограничения
в
режиме
«N-2»
не
удается
устра
-
нить
путем
оперативных
схемно
-
режимных
мероприятий
без
ввода
аварийных
ограничений
потребите
-
лей
на
время
проведения
аварийно
-
восстановительных
работ
.
Для
дальнейшего
определения
приоритетов
ВЛ
менее
высокого
уров
-
ня
используется
та
же
логика
,
что
и
для
первых
двух
.
Рассматриваются
усло
-
вия
возникновения
сетевых
ограни
-
чений
в
режимах
«N-1»
и
«N-2»
в
соче
-
тании
с
возможностью
их
устранения
.
Порядок
дальнейшего
определения
приоритетов
в
силу
его
относительной
сложности
и
повторяемости
вышеиз
-
ложенной
логики
представлен
на
блок
-
схеме
(
позиции
с
5
по
10,
рис
. 3).
По
-
следующее
утяжеление
режима
«N-3»
с
целью
определения
приоритетов
ВЛ
нецелесообразно
по
причине
значи
-
тельно
меньшей
вероятности
возник
-
новения
таких
режимов
в
сравнении
с
ранее
рассмотренными
.
В
итоге
при
рассмотрении
ВЛ
в
режимах
«N-1»
и
«N-2»
по
предложен
-
ному
алгоритму
определения
прио
-
ритетов
формируются
7
групп
линий
.
При
этом
ВЛ
первого
,
второго
и
треть
-
его
приоритетов
,
в
отличие
от
ВЛ
с
бо
-
лее
низким
приоритетом
,
характери
-
зуются
следующим
ключевым
при
-
знаком
,
влияющим
на
их
дальней
-
шее
ранжирование
внутри
каждо
-
го
приоритета
, —
сетевые
ограниче
-
ния
,
возникающие
при
отключении
(
режимы
«N-1»/«N-2»)
указанных
ВЛ
,
не
удается
устранить
путем
оператив
-
ных
схемно
-
режимных
мероприятий
без
ввода
аварийных
ограничений
потребителей
на
время
аварийно
-
восстановительных
работ
на
таких
ВЛ
в
режиме
максимальных
нагрузок
энергосистемы
(
зимний
максимум
).
Рис
. 3.
Блок
-
схема
определения
приоритетов
ВЛ
по
критерию
надежности
*
Под
условием
«
Сетевые
ограничения
устраняются
без
ава
-
рийного
ограничения
»
понимается
возможность
их
устра
-
нения
путем
оперативных
схемно
-
режимных
мероприятий
без
ввода
аварийных
ограничений
потребителей
на
вре
-
мя
аварийно
-
восстановительных
работ
на
поврежденном
в
режимах
«N-1», «N-2»
объекте
электроэнергетики
41
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
Далее
ранжирование
ВЛ
из
пер
-
вого
,
второго
и
третьего
приоритетов
осуществляется
в
рамках
каждого
приоритета
последовательно
по
сле
-
дующим
критериям
:
•
последствия
отказов
в
соответ
-
ствии
с
величиной
расчетных
аварийных
ограничений
и
кате
-
горией
потребителей
(
социально
-
значимые
объекты
и
объекты
жиз
-
необеспечения
),
а
также
длитель
-
ностью
таких
ограничений
,
опре
-
деляемых
объемом
и
сложностью
аварийно
-
восстановительных
ра
-
бот
на
поврежденной
ВЛ
;
•
вероятность
возникновения
отка
-
зов
ВЛ
в
рассмотренных
режимах
работы
сети
«N-1» («N-2»).
Классификация
ВЛ
по
приорите
-
там
с
четвертого
по
седьмой
осущест
-
вляется
практически
аналогично
про
-
цедуре
формирования
групп
ВЛ
,
ко
-
торым
присваиваются
приоритеты
с
первого
по
третий
,
но
имеет
два
от
-
личия
:
•
критерий
вероятности
отказов
имеет
более
высокий
приоритет
при
ранжировании
,
чем
послед
-
ствия
отказа
в
силу
их
меньшей
значимости
при
возникновении
аварийных
ситуаций
(
аварийные
ограничения
потребителей
имеют
место
в
короткий
период
време
-
ни
,
необходимый
для
проведения
оперативных
схемно
-
режимных
мероприятий
);
•
дополнительно
в
качестве
крите
-
рия
ранжирования
учитывается
состав
и
оперативность
схемно
-
режимных
мероприятий
,
реализу
-
емых
для
снятия
перегрузки
ВЛ
.
Порядок
ранжирования
внутри
каждого
приоритета
представлен
на
блок
-
схеме
рис
. 4.
При
проведении
ранжирования
ВЛ
необходимо
принимать
во
внима
-
ние
следующие
основные
факторы
,
оказывающие
существенное
влия
-
ние
на
техническое
состояние
линий
,
которое
,
в
свою
очередь
,
является
основным
параметром
,
влияющим
на
вероятность
отказа
ВЛ
:
•
срок
службы
;
•
данные
о
технологических
нару
-
шениях
(
статистика
отказов
);
•
условия
эксплуатации
(
наличие
промышленных
и
естественных
загрязнений
среды
,
экстремаль
-
но
низкие
/
высокие
температуры
воздуха
,
интенсивность
солнеч
-
ной
радиации
,
уровни
ветровых
и
гололедных
воздействий
,
включая
Рис
. 4.
Блок
-
схема
ранжирования
внутри
приоритета
ВЛ
по
критерию
вероятности
отказа
*
Ранжирование
выполняется
аналогично
для
Приоритетов
со
2
по
7.
**
Под
отказом
понимается
отказ
ВЛ
,
подлежащей
ранжированию
в
блоке
(
соответ
-
ственно
,
длительность
аварийно
-
восстановительных
работ
,
статистика
аварийно
-
сти
,
условия
эксплуатации
и
другие
параметры
,
используемые
при
ранжировании
также
должны
рассматриваться
в
отношении
такой
ВЛ
).
экстремальные
и
сверхрасчетные
воздействия
,
характер
грозовой
деятельности
,
учет
вероятности
подтопления
);
•
влияние
орографических
и
гео
-
морфологических
факторов
(
рав
-
нинная
,
холмистая
или
горная
местность
,
скалистые
,
мерзлот
-
ные
,
пучинистые
или
слабосвяз
-
ные
песчаные
грунты
,
заболочен
-
ная
местность
и
т
.
д
.);
•
особенности
трассы
ВЛ
(
наличие
значительного
числа
естествен
-
ных
и
искусственных
препятствий
и
пересекаемых
объектов
,
зале
-
сенность
трассы
).
Для
количественного
учета
степе
-
ни
влияния
каждого
из
приведенных
выше
факторов
на
возможность
воз
-
никновения
технологического
наруше
-
ния
или
на
снижение
эксплуатацион
-
ной
готовности
рассматриваемой
ВЛ
,
т
.
е
.
для
ранжирования
приоритетности
проведения
исследования
ее
реаль
-
ной
пропускной
способности
,
опреде
-
ляются
показатели
Q
ij
,
значения
кото
-
рых
характеризуют
весомость
данного
фактора
в
общей
суммарной
оценке
ранга
данной
j-
й
линии
в
сравнении
с
другими
ВЛ
,
подлежащими
исследова
-
нию
.
Суммарный
показатель
R
j
=
∑
Q
ji
определяет
ранг
ВЛ
№
j.
Линии
с
более
высоким
рангом
относятся
к
числу
тех
,
которые
имеют
приоритет
при
плани
-
ровании
очередности
проведения
их
исследования
.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
ЗНАЧЕНИЯ
ФАКТОРОВ
ВЛИЯНИЯ
НА
ТЕХНИЧЕСКОЕ
СОСТОЯНИЕ
ВЛ
Срок
службы
ВЛ
оказывает
значи
-
тельное
влияние
на
все
эксплуатаци
-
онные
показатели
.
В
зависимости
от
срока
службы
ВЛ
значения
коэффи
-
циентов
влияния
Q
j1
распределяются
следующим
образом
(
табл
. 1).
Срок
службы
ВЛ
,
лет
Менее
20
20—29
30—39
40—49
50—59
60—69
70
и
более
Q
j1
0
1
2
4
6
8
10
Табл
. 1.
Значения
коэффициентов
влияния
срока
службы
на
ранг
ВЛ
№
j
42
СЕТИ РОССИИ
СТАТИСТИКА
ОТКАЗОВ
(
аварийных
отключений
)
Количество
аварийных
отключе
-
ний
является
одним
из
важнейших
показателей
надежности
и
эксплуата
-
ционной
готовности
ВЛ
(
табл
. 2).
УСЛОВИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИИ
(
метеорологические
и
другие
внешние
воздействия
)
Техническое
состояние
отдельных
элементов
ВЛ
и
линий
в
целом
в
зна
-
чительной
степени
зависит
от
часто
-
ты
повторяемости
и
интенсивности
таких
внешних
воздействий
,
как
про
-
мышленные
и
естественные
загряз
-
нения
среды
,
ветровые
и
гололедные
воздействия
,
низкие
температуры
воздуха
,
интенсивность
гроз
(
табл
. 3).
Значения
коэффициентов
влия
-
ния
Q
j3
определяются
путем
сумми
-
рования
соответствующих
услови
-
ям
эксплуатации
рассматриваемой
линии
субкоэффициентов
Q
к
j3
,
т
.
е
.
Q
j3
=
∑
Q
к
j3
(
где
к
= 1,2,3,4,5).
В
зави
-
симости
от
сочетания
характерных
для
рассматриваемой
линии
условий
эксплуатации
коэффициенты
влияния
Q
j3
могут
принимать
значения
в
ин
-
тервале
от
0
до
25.
ВЛИЯНИЕ
ОРОГРАФИЧЕСКИХ
И
ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ
ФАКТОРОВ
На
техническое
состояние
воз
-
душных
линий
электропередачи
,
а
также
на
их
ранг
,
определяющий
при
-
оритетность
проведения
исследова
-
ния
пропускной
способности
,
значи
-
тельное
влияние
оказывает
ряд
оро
-
графических
и
геоморфологических
факторов
(
табл
. 4).
Наиболее
суще
-
ственными
среди
них
являются
сле
-
дующие
:
•
трасса
ВЛ
или
существенная
ее
часть
проходит
по
равнинной
,
холмистой
или
горной
местно
-
сти
;
Табл
. 2.
Значения
коэффициентов
влияния
числа
аварийных
отключений
Q
j2
на
ранг
ВЛ
№
j
Число
аварийных
отключений
за
последние
5
лет
работы
ВЛ
2
3
4
5
6
7
и
более
Q
j2
1
2
4
6
8
10
Расстояние
от
источника
загрязнения
,
км
от
3,0
1,5—3,0
1,0—1,5
0,5—1,0
0,25—0,5
до
0,25
Q
1
j3
0
1
2
3
4
5
Скорость
ветра
,
м
/
с
25
29
32
36
40
45
и
выше
Q
2
j3
0
1
2
3
4
5
Толщина
стенки
гололеда
,
мм
10
15
20
25
30
35
и
выше
Q
3
j3
0
1
2
3
4
5
Минимальная
температура
воздуха
,
0
С
-10
-20
-30
-40
-50
-60
Q
4
j3
0
1
2
3
4
5
Среднегодовая
продолжительность
гроз
,
ч
10—20
20—40
40—60
60—80
80—100
выше
100
Q
5
j3
0
1
2
3
4
5
Табл
. 3.
Значения
коэффициентов
влияния
условий
эксплуатации
Q
j3
на
ранг
соответствующей
линии
Табл
. 4.
Значения
коэффициентов
влияния
условий
эксплуатации
Q
j4
на
ранг
линии
№
j
Влияние
рельефа
местности
равнинный
слабохолмистый
пересеченный
горный
—
—
Q
1
j4
0
1
2
3
—
—
Влияние
характера
грунтов
плотные
,
глинистые
скальные
слабосвязные
заболоченные
обводненные
пучинистые
Q
2
j4
0
1
2
3
4
5
•
грунты
по
трассе
линии
являют
-
ся
преимущественно
скальными
породами
,
плотными
и
сухими
,
слабосвязными
песчаными
,
силь
-
но
увлажненными
и
заболочен
-
ными
,
участки
трассы
проходят
по
большим
водным
простран
-
ствам
—
озерам
или
водохрани
-
лищам
,
грунты
являются
мерзлот
-
ными
и
пучинистыми
.
Значения
коэффициентов
влия
-
ния
Q
j4
определяются
путем
сумми
-
рования
соответствующих
условиям
эксплуатации
рассматриваемой
ли
-
нии
субкоэффициентов
Q
к
j4
,
т
.
е
. Q
j4
=
∑
Q
к
j4
(
где
к
= 1,2).
В
зависимости
от
сочетания
характерных
для
рассма
-
триваемой
линии
условий
эксплуата
-
ции
коэффициенты
влияния
Q
j4
могут
принимать
значения
в
интервале
от
0
до
8.
ВЛИЯНИЕ
ХАРАКТЕРА
ТРАССЫ
ВЛ
И
ПЕРЕСЕКАЕМЫХ
ОБЪЕКТОВ
Приоритетность
обследования
ли
-
нии
зависит
от
таких
характеристик
трассы
,
как
ее
доступность
для
про
-
ведения
наземных
обходов
,
работ
по
текущему
обслуживанию
и
ремон
-
ту
,
а
также
от
залесенности
трассы
и
влияния
древесной
и
кустарниковой
растительности
(
ДКР
) (2),
числа
пе
-
43
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
Доступность
трассы
для
подъезда
и
проведения
обходов
легкая
трудная
очень
трудная
—
—
—
Q
1
j5
0
1
2
—
—
—
Влияние
ДКР
не
влияет
слабо
влияет
влияет
заметно
влияет
сильно
влияет
—
Q
2
j5
0
1
2
3
4
—
Влияние
пересекаемых
объектов
нет
пересекаемых
объектов
дороги
с
твердым
покрытием
автомагистрали
ж
/
д
ВЛ
реки
шириной
более
100
м
Q
3
j5
0
1
2
3
3
4
рекрытий
на
ДКР
,
повреждаемости
проводов
падающими
с
края
про
-
секи
высокими
деревьями
.
На
при
-
оритетность
исследования
пропуск
-
ной
способности
ВЛ
оказывает
влия
-
ние
наличие
значительного
числа
пе
-
ресечений
с
линиями
низшего
клас
-
са
,
автомобильными
дорогами
раз
-
личной
категории
,
железнодорожны
-
ми
путями
и
пересечениями
водных
преград
(
табл
. 5).
Значения
коэффициентов
влия
-
ния
Q
j5
определяются
путем
сумми
-
рования
соответствующих
условиям
эксплуатации
рассматриваемой
ли
-
нии
субкоэффициентов
Q
к
j5
,
т
.
е
. Q
j5
=
∑
Q
к
j5
(
где
к
= 1,2,3).
В
зависимости
от
сочетания
характерных
для
рассма
-
триваемой
линии
условий
эксплуата
-
ции
коэффициенты
влияния
Q
j5
могут
принимать
значения
в
интервале
от
0
до
10.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
РАНГА
ВЛ
ПО
КРИТЕРИЮ
ПРИОРИТЕТНОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕАЛЬНОЙ
ПРОПУСКНОЙ
СПОСОБНОСТИ
Ранг
ВЛ
№
j
определяет
-
ся
посредством
суммирования
значений
всех
описанных
выше
коэффициентов
влияния
:
R
j
=
∑
Q
ji
(
где
i = 1,2,……,5).
В
зависимости
от
значений
при
-
веденных
выше
коэффициентов
влияния
ранг
ВЛ
№
j
может
при
-
нимать
значения
в
пределах
от
1
до
60.
Очевидно
,
что
ВЛ
с
бо
-
лее
высоким
рангом
подлежат
инструментальному
обследова
-
нию
в
приоритетном
порядке
.
При
равенстве
рангов
двух
или
более
линий
приоритет
прове
-
дения
обследования
определя
-
ется
путем
сопоставления
про
-
тяженности
ВЛ
—
менее
протя
-
женные
ВЛ
обследуются
в
при
-
оритетном
порядке
.
Если
при
определении
значений
каких
-
либо
факторов
влияния
возникают
проб
-
лемы
,
связанные
с
недостаточно
-
стью
достоверной
информации
,
зна
-
чения
таких
факторов
рекомендует
-
ся
назначать
на
основе
экспертной
оценки
.
Предложенные
способы
опреде
-
ления
рейтингов
и
определения
при
-
оритетов
ВЛ
по
критериям
их
ответ
-
ственности
и
технического
состоя
-
ния
в
сопоставлении
с
другими
ин
-
фраструктурными
объектами
сете
-
вой
компании
,
а
также
с
точки
зре
-
ния
приоритетности
проведения
ис
-
следования
их
реальной
пропускной
способности
,
актуальности
ее
повы
-
шения
предполагают
использова
-
ние
для
их
практического
примене
-
ния
наличие
минимального
объема
достаточно
доступной
исходной
ин
-
формации
об
объектах
сетевой
ин
-
фраструктуры
.
Вполне
очевидно
,
что
это
не
единственно
возможные
спо
-
собы
,
которые
могут
и
должны
под
-
лежать
дальнейшему
совершенство
-
ванию
.
Представляется
,
однако
,
что
предложенные
подходы
являются
вполне
приемлемыми
для
просто
-
го
,
быстрого
и
достаточно
объектив
-
ного
определения
приоритетов
при
определении
очередности
обследо
-
вания
и
последующей
модерниза
-
ции
значительного
числа
ВЛ
различ
-
ного
уровня
ответственности
,
раз
-
ных
классов
напряжения
,
разных
конструкций
и
разных
лет
построй
-
ки
.
ЛИТЕРАТУРА
1. CIGRE Technical Brochure “Guide-
lines for increased utilization of
existing overhead transmission
lines”. Part 1. WG B2.13, 2006.
2. NERC — North American Electric
Reliability Corporation. Transmis-
sion Vegetation Management
NERC Standard FAC-003-2 Techni-
cal Reference, 2009.
3. CIGRE Technical Brochure
№
420.
“Generic Guidelines for Life Tine
Condition Assessment of Hv Assets
and Related Knowledge Rules”.
WG D1.17, 2010.
Табл
. 5.
Значения
коэффициентов
влияния
характера
трассы
Q
j5
на
ранг
линии
№
j
Оригинал статьи: Определение приоритетов обследования линий электропередачи
Значительное число воздушных линий электропередачи распределительного электросетевого комплекса РФ имеет длительный срок эксплуатации, высокий уровень износа и, как следствие, меньшую по сравнению с проектной пропускную способность. В большинстве случаев достоверная информация о фактической пропускной способности воздушных линий электропередачи (ВЛ) отсутствует и их эксплуатация осуществляется таким образом, как если бы они имели исходные проектные характеристики. Такая практика нередко является причиной технологических нарушений.