

8
г
о
с
т
ь
н
о
м
е
р
а
гость номера
Опережая время
Для
решения
всего
спектра
задач
по
повышению
эффек
-
тивности
функционирования
электросетевого
комплекса
России
необходимо
привле
-
чение
большого
числа
специа
-
листов
,
обладающих
широким
кругом
знаний
во
многих
обла
-
стях
,
ориентированных
на
при
-
менение
самых
современных
и
перспективных
технологий
.
Подготовка
таких
«
инженеров
будущего
»
требует
активного
сотрудничества
электросете
-
вых
компаний
и
высших
учеб
-
ных
заведений
,
постоянного
совершенствования
методик
обучения
.
О
передовом
опыте
,
достижениях
и
предоставляемых
студенту
и
работодателю
возможностях
в
этой
области
мы
беседуем
с
ректором
Национального
исследовательского
университета
«
МЭИ
« (
Московского
энергетического
института
,
НИУ
«
МЭИ
»)
Николаем
Дмитриевичем
РОГАЛЕВЫМ
.
—
Николай
Дмитриевич
,
НИУ
«
МЭИ
»
на
сегодняшний
день
яв
-
ляется
одним
из
крупнейших
ву
-
зов
России
,
специализирующихся
на
подготовке
специалистов
для
электроэнергетики
.
По
каким
наи
-
более
востребованным
специаль
-
ностям
Вы
готовите
специалистов
для
предприятий
электросетевого
комплекса
?
—
В
соответствии
с
положениями
действующего
закона
об
образова
-
нии
правильнее
было
бы
говорить
не
о
специальностях
,
а
о
профилях
программ
бакалавриата
и
магистер
-
ских
программах
.
Хотя
,
конечно
,
на
производстве
и
,
в
том
числе
,
в
энер
-
гетике
, «
специальность
»
по
-
прежнему
ассоциируется
с
подготовкой
в
вузе
.
Если
говорить
о
потребностях
элек
-
тросетевого
комплекса
—
то
для
него
мы
готовим
бакалавров
и
магистров
как
непосредственно
по
программам
«
Электроэнергетические
системы
и
сети
», «
Электроснабжение
», «
Элек
-
троснабжение
и
кабельные
сети
»,
так
и
по
программам
,
связанным
с
ис
-
пользуемым
в
сетях
оборудованием
и
процессами
—
это
«
Релейная
за
-
щита
и
автоматизация
электроэнерге
-
тических
систем
», «
Высоковольтные
электроэнергетика
и
электротехни
-
ка
», «
Менеджмент
в
электроэнергети
-
ке
и
электротехнике
».
—
Насколько
существующие
программы
подготовки
(
перепод
-
готовки
),
реализуемые
в
МЭИ
,
со
-
ответствуют
требованиям
работо
-
дателя
?
Насколько
эти
программы
адаптивны
под
изменяющиеся
и
усложняющиеся
требования
?
—
МЭИ
является
базовым
вузом
Федеральных
учебно
-
методических
объединений
(
УМО
)
по
укрупненной
группе
«
Электро
-
и
теплоэнергетика
»
в
системах
как
высшего
,
так
и
средне
-
го
профессионального
образования
,
основными
направлениями
деятель
-
ности
которых
являются
разработ
-
ка
и
актуализация
образовательных
стандартов
,
образовательных
про
-
грамм
,
участие
в
разработке
профес
-
сиональных
стандартов
и
другие
за
-
дачи
,
направленные
на
обеспечение
высокого
качества
образования
.
Так
как
в
составы
УМО
входят
и
предста
-
вители
работодателей
,
то
,
конечно
,
наши
программы
подготовки
бакалав
-
ров
и
магистров
в
полной
мере
отве
-
чают
потребностям
компаний
-
работо
-
дателей
.
Что
касается
программ
дополни
-
тельного
профессионального
обра
-
зования
МЭИ
как
повышения
квали
-
фикации
,
так
и
профессиональной
переподготовки
,
они
ориентирова
-
ны
на
сотрудников
компаний
и
со
-
ставляются
исходя
из
потребностей

9
обуча
ющихся
на
них
специалистов
,
включая
учет
соответствующих
про
-
фессиональных
стандартов
.
И
,
раз
-
умеется
,
в
случае
необходимости
они
корректируются
в
соответствии
с
пожеланиями
.
Обучение
по
таким
программам
ведется
на
платной
основе
,
и
учебный
план
,
который
является
одним
из
приложений
к
до
-
говору
об
обучении
,
обязательно
со
-
гласуется
с
заказчиком
.
—
Одна
из
основных
претен
-
зий
,
которые
обычно
предъяв
-
ляет
работодатель
к
качеству
подготовки
студентов
, —
исполь
-
зование
в
процессе
обучения
старых
учебников
и
методик
,
ла
-
бораторий
,
оснащенных
устарев
-
шим
оборудованием
.
Как
след
-
ствие
,
выпускник
слабо
знаком
с
новыми
технологиями
,
новым
оборудованием
,
что
снижает
его
ценность
.
Какова
в
этой
связи
ситуация
в
МЭИ
?
Насколько
применяемые
мето
-
дики
и
наглядный
материал
«
идут
в
ногу
со
вре
-
менем
»?
—
При
обучении
в
вузе
«
идти
в
ногу
со
временем
»,
как
Вы
выразились
,
недостаточно
.
Нужно
его
опере
-
жать
—
причем
бегом
,
а
не
шагом
.
И
МЭИ
полностью
эту
задачу
решает
.
Успешное
участие
МЭИ
в
инно
-
вационной
программе
развития
вузов
Министерства
образования
и
науки
РФ
,
программе
развития
На
-
циональных
исследовательских
университетов
,
в
ка
-
тегорию
которых
МЭИ
вошел
в
2010
году
,
а
также
тесные
связи
с
компаниями
-
производителями
элек
-
троэнергетического
оборудования
и
энергетическими
компаниями
,
оказывающими
значительную
спонсор
-
скую
поддержку
,
все
это
позволяет
организовывать
обуче
ние
на
самых
современных
образцах
оборудо
-
вания
.
И
не
только
обучение
.
Научные
сотрудники
МЭИ
вместе
со
студентами
и
аспирантами
участву
-
ют
в
большом
количестве
научно
-
исследовательских
и
опытно
-
конструкторских
проектов
,
выполняемых
как
по
договорам
с
компаниями
,
так
и
в
рамках
го
-
сударственных
программ
и
грантов
.
Не
могу
не
упо
-
мянуть
об
уникальной
теплоэлектроцентрали
МЭИ
,
которая
не
только
используется
для
обучения
и
на
-
учных
экспериментов
,
но
и
обеспечивает
электро
-
энергией
и
теплом
МЭИ
,
а
также
окружающий
жилой
сектор
.
Награждение
МЭИ
Премией
Правительства
Рос
-
сийской
Федерации
в
области
качества
за
2016
год
подтверждает
то
,
что
наш
вуз
соответствует
самым
высоким
требованиям
к
образовательной
и
научной
организации
.
—
В
некоторых
вузах
в
различных
видах
орга
-
низуется
постоянное
взаимодействие
студентов
и
потенциальных
работодателей
.
То
есть
студен
-
ты
в
рамках
обучения
или
одновременно
с
ним
выполняют
для
потенциального
работодателя
какую
-
либо
работу
.
Это
позволяет
студенту
уже
на
стадии
обучения
познакомиться
с
правилами
и
тре
-
бованиями
работодателя
,
буду
-
щим
руководством
,
а
работодате
-
лю
—
увидеть
будущего
сотрудника
«
в
деле
»,
оценить
его
потенциал
и
,
возможно
,
предложить
направле
-
ния
для
корректировки
программы
обучения
.
Существуют
ли
подобные
практики
в
МЭИ
?
—
По
всем
направлениям
обучения
в
МЭИ
учебными
планами
предусмо
-
трены
производственная
и
пред
дип
-
ломная
практики
,
которые
студенты
,
как
правило
,
проходят
в
компаниях
и
на
предприятиях
,
куда
в
дальней
-
шем
планируют
трудоустроиться
.
Вы
-
пускные
квалификационные
работы
(
или
,
как
Вам
может
быть
привычнее
Председатель
Правительства
РФ
Д
.
В
.
Медведев
с
руководством
ФГБОУ
ВО
«
Национальный
исследовательский
университет
«
МЭИ
»:
ректором
Н
.
Д
.
Рогалевым
и
начальником
отдела
внедрения
системы
менеджмента
качества
И
.
Л
.
Русаковым
на
церемонии
награждения
института
Премией
в
области
качества
за
2016
год
Лаборатория
НИУ
«
МЭИ
»
для
проведения
высоковольтных
испытаний
№
1 (40) 2017

10
слышать
,
дипломные
про
-
екты
)
бакалавры
и
магистры
также
в
основном
выполняют
на
базе
предприятий
по
за
-
данными
им
темам
.
Очень
часто
кроме
научного
руко
-
водителя
от
МЭИ
со
студен
-
том
работает
консультант
от
предприятия
.
Конечно
,
не
все
компании
готовы
принимать
у
себя
на
практику
студен
-
тов
—
все
-
таки
,
это
и
допол
-
нительная
работа
,
и
ответ
-
ственность
.
Однако
,
если
говорить
о
близкой
Вашему
изданию
электросетевой
сфе
-
ре
,
с
организациями
Группы
компаний
«
Россети
»
у
МЭИ
таких
проблем
нет
—
более
того
,
в
рамках
действующе
-
го
Генерального
соглашения
о
сотрудничестве
между
МЭИ
и
«
Россетями
»
указано
про
-
хождение
практики
студентами
МЭИ
и
его
филиалов
как
один
из
важных
разделов
нашего
взаимодействия
.
По
рекомендации
Попечительского
совета
МЭИ
,
возглавляемого
Министром
энергетики
Российской
Федерации
Александром
Валентиновичем
Новаком
,
положительный
опыт
сотрудничества
НИУ
«
МЭИ
»
и
ПАО
«
Россети
»
целесообразно
использовать
веду
-
щим
российским
энергокомпаниям
,
руководители
ко
-
торых
также
входят
в
состав
Попечительского
совета
МЭИ
,
при
взаимодействии
как
с
МЭИ
,
так
и
с
другими
российскими
вузами
,
осуществляющими
подготовку
кадров
для
отечественной
энергетики
.
—
Вот
уже
на
протяжении
нескольких
лет
вы
активно
сотрудничаете
с
компаниями
,
входящи
-
ми
в
структуру
ПАО
«
Россети
»,
в
направлении
развития
специа
лизированных
студенческих
строительных
отрядов
(
ССО
).
По
Вашим
оцен
-
кам
,
насколько
этот
проект
удачный
?
Что
необ
-
ходимо
сделать
,
чтобы
его
совершенствовать
?
ГОСТЬ НОМЕРА
И
надо
ли
,
ведь
университет
готовит
инженеров
,
а
не
электромонтеров
?
—
Те
,
кто
прошел
через
«
школу
»
стройотрядов
,
говорят
: «
ССО
—
это
школа
жизни
».
И
это
правда
.
В
стройотрядах
юноши
и
девушки
проходят
самую
настоящую
проверку
на
прочность
,
учатся
работать
,
принимать
решения
и
нести
ответственность
за
них
.
Это
не
просто
«
подготовка
электромонтеров
»,
а
гораз
-
до
больше
.
Между
прочим
,
именно
из
числа
бойцов
стройотрядов
компании
группы
«
Россети
»
охотнее
всего
берут
на
работу
выпускников
МЭИ
.
И
наличие
рабочей
профессии
для
выпускника
вуза
совсем
не
лишнее
.
—
В
2016
году
Ваш
университет
открыл
новое
направление
обучения
—
Школу
«
Юный
энер
-
гетик
».
Расскажите
подробнее
об
этом
проекте
:
цели
,
задачи
,
методики
?
—
Основная
задача
этого
проекта
—
пробудить
у
школьников
интерес
к
инженерной
деятельности
,
содействовать
развитию
научно
-
технического
творче
-
ства
детей
путем
проведения
ими
самостоятельных
учебных
экспе
-
риментов
.
Проект
ориентирован
на
школьников
10–15
лет
.
Это
именно
тот
возраст
,
когда
можно
повлиять
на
осознанный
выбор
дальнейше
-
го
развития
человека
,
в
том
числе
и
профессионального
.
Энергетика
лежит
в
основе
всего
:
давайте
толь
-
ко
попробуем
представить
,
что
вне
-
запно
окажутся
обесточенными
все
приборы
,
использующие
электри
-
чество
!
Вот
почему
важно
,
чтобы
в
российскую
энергетику
приходила
молодежь
умная
и
целеустремлен
-
ная
.
До
2016
года
мы
сотрудничали
с
музеями
и
школами
,
проводя
от
-
дельные
занятия
,
но
потом
Школа
«
Юный
энергетик
»
стала
самостоя
-
Представители
Попечительского
совета
МЭИ
,
возглавляемого
Министром
энергетики
РФ
А
.
В
.
Новаком
,
в
лаборатории
университета
На
занятиях
в
Школе
«
Юный
энергетик
»

11
тельным
проектом
.
Важно
отметить
и
то
,
что
в
работе
Школы
принимают
участие
студенты
,
для
многих
из
которых
в
дальнейшем
может
оказаться
интересной
преподавательская
деятельность
в
вузах
или
школах
.
Важность
проекта
подчеркивает
и
интерес
к
нему
со
стороны
энергокомпаний
—
Школу
поддерживают
ПАО
«
Россети
»,
ПАО
«
МОЭСК
»
и
ПАО
«
Мосэнерго
».
Заодно
хочу
упомянуть
еще
об
одном
образова
-
тельном
проекте
,
который
МЭИ
также
проводит
при
поддержке
энергетических
компаний
—
о
Научно
-
практической
летней
«
Школе
молодого
инженера
-
ис
-
следователя
».
Это
краткосрочная
,
интенсивная
науч
-
но
-
образовательная
исследовательская
программа
в
виде
семинаров
,
тренингов
и
экскурсий
для
сту
-
дентов
,
закончивших
бакалавриат
других
вузов
(
не
МЭИ
),
имеющих
достижения
в
учебе
и
научной
дея
-
тельности
.
Участники
Школы
получают
возможность
повышения
квалификации
,
расширения
профессио
-
нального
кругозора
,
формирования
навыков
профес
-
сиональной
коммуникации
,
знакомства
с
потенциаль
-
ными
работодателями
и
поступления
в
магистратуру
МЭИ
на
целевое
обучение
.
—
Помимо
постоянного
совершенствования
методик
обучения
,
университет
ведет
активную
научно
-
исследовательскую
деятельность
,
уча
-
ствует
в
формировании
и
совершенствовании
нормативных
документов
,
разработке
различных
методик
.
По
каким
направлениям
(
видам
работ
)
вы
обладаете
наибольшими
компетенциями
и
го
-
товы
оказать
помощь
электросетевым
компани
-
ям
?
Какие
наиболее
крупные
и
интересные
про
-
екты
реализуются
уже
сейчас
?
—
Трудно
выделить
какие
-
то
отдельные
направ
-
ления
:
МЭИ
проводит
работы
практически
по
всем
тематикам
,
актуальным
для
электросетевого
ком
-
плекса
.
Это
и
работы
по
повышению
эффективности
электропередачи
за
счет
снижения
потерь
и
повы
-
шения
качества
электроэнергии
,
и
разработка
и
вне
-
дрение
нового
оборудования
на
под
-
станциях
и
линиях
электропередачи
,
и
исследование
проблем
электро
-
магнитной
совместимости
и
молние
-
защиты
,
работы
в
области
релейной
защиты
и
автоматизации
.
Научные
сотрудники
и
преподаватели
МЭИ
входят
в
научно
-
технические
советы
электросетевых
компаний
,
активно
участвуют
в
разработке
научно
-
тех
-
нической
документации
.
Научно
-
исследовательских
проек
-
тов
очень
много
.
С
учетом
специфики
Вашего
издания
можно
отметить
раз
-
работку
схемы
электроснабжения
Мо
-
сквы
на
период
до
2030
года
,
подготов
-
ку
программы
по
совершенствованию
систем
и
устройств
молниезащиты
,
повышению
грозоупорности
и
надеж
-
ности
внешней
изоляции
воздушных
линий
и
подстанций
напряжением
6–750
кВ
,
а
также
подготовку
ряда
проектов
в
рамках
Национальной
тех
-
нологической
инициативы
«
Энерджи
-
нет
».
Кстати
,
именно
в
МЭИ
недавно
прошло
заседа
-
ние
рабочей
группы
«
Энерджинет
»
под
руководством
Первого
заместителя
Министра
энергетики
Россий
-
ской
Федерации
Алексея
Леонидовича
Текслера
.
—
В
конце
нашего
интервью
хотелось
бы
узнать
Ваше
мнение
как
профессионала
в
об
-
ласти
образования
.
В
каком
направлении
должно
происходить
реформирование
отечественного
вузовского
образования
,
чтобы
обеспечить
его
максимальную
востребованность
и
конкуренто
-
способность
?
—
Действующая
нормативная
база
вполне
до
-
статочна
для
того
,
чтобы
вузы
совместно
со
своими
основными
заказчиками
-
предприятиями
готовили
высококвалифицированных
специалистов
для
этих
предприятий
.
Нужно
засучить
рукава
и
просто
тру
-
диться
,
честно
делая
свою
работу
.
Тогда
вузы
будут
и
востребованы
,
и
конкурентоспособны
.
А
вместе
с
ними
—
и
вся
российская
экономика
.
Беседовала
Екатерина
Гусева
Первый
заместитель
Министра
энергетики
РФ
А
.
Л
.
Текслер
на
кафедре
электроэнергетических
систем
знакомится
с
интерактивным
макетом
,
демонстрирующим
основные
принципы
энергоэффективности
Н
.
Д
.
Рогалев
и
главный
редактор
журнала
«
ЭЛЕКТРО
-
ЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
Е
.
Н
.
Гусева
№
1 (40) 2017
Для решения всего спектра задач по повышению эффективности функционирования электросетевого комплекса России необходимо привлечение большого числа специалистов, обладающих широким кругом знаний во многих областях, ориентированных на применение самых современных и перспективных технологий. Подготовка таких «инженеров будущего» требует активного сотрудничества электросетевых компаний и высших учебных заведений, постоянного совершенствования методик обучения. О передовом опыте, достижениях и предоставляемых студенту и работодателю возможностях в этой области мы беседуем с ректором Национального исследовательского университета «МЭИ« (Московского энергетического института, НИУ «МЭИ») Николаем Дмитриевичем РОГАЛЕВЫМ.