8
г
о
с
т
ь
н
о
м
е
р
а
гость номера
Опережая время
Для
решения
всего
спектра
задач
по
повышению
эффек
-
тивности
функционирования
электросетевого
комплекса
России
необходимо
привле
-
чение
большого
числа
специа
-
листов
,
обладающих
широким
кругом
знаний
во
многих
обла
-
стях
,
ориентированных
на
при
-
менение
самых
современных
и
перспективных
технологий
.
Подготовка
таких
«
инженеров
будущего
»
требует
активного
сотрудничества
электросете
-
вых
компаний
и
высших
учеб
-
ных
заведений
,
постоянного
совершенствования
методик
обучения
.
О
передовом
опыте
,
достижениях
и
предоставляемых
студенту
и
работодателю
возможностях
в
этой
области
мы
беседуем
с
ректором
Национального
исследовательского
университета
«
МЭИ
« (
Московского
энергетического
института
,
НИУ
«
МЭИ
»)
Николаем
Дмитриевичем
РОГАЛЕВЫМ
.
—
Николай
Дмитриевич
,
НИУ
«
МЭИ
»
на
сегодняшний
день
яв
-
ляется
одним
из
крупнейших
ву
-
зов
России
,
специализирующихся
на
подготовке
специалистов
для
электроэнергетики
.
По
каким
наи
-
более
востребованным
специаль
-
ностям
Вы
готовите
специалистов
для
предприятий
электросетевого
комплекса
?
—
В
соответствии
с
положениями
действующего
закона
об
образова
-
нии
правильнее
было
бы
говорить
не
о
специальностях
,
а
о
профилях
программ
бакалавриата
и
магистер
-
ских
программах
.
Хотя
,
конечно
,
на
производстве
и
,
в
том
числе
,
в
энер
-
гетике
, «
специальность
»
по
-
прежнему
ассоциируется
с
подготовкой
в
вузе
.
Если
говорить
о
потребностях
элек
-
тросетевого
комплекса
—
то
для
него
мы
готовим
бакалавров
и
магистров
как
непосредственно
по
программам
«
Электроэнергетические
системы
и
сети
», «
Электроснабжение
», «
Элек
-
троснабжение
и
кабельные
сети
»,
так
и
по
программам
,
связанным
с
ис
-
пользуемым
в
сетях
оборудованием
и
процессами
—
это
«
Релейная
за
-
щита
и
автоматизация
электроэнерге
-
тических
систем
», «
Высоковольтные
электроэнергетика
и
электротехни
-
ка
», «
Менеджмент
в
электроэнергети
-
ке
и
электротехнике
».
—
Насколько
существующие
программы
подготовки
(
перепод
-
готовки
),
реализуемые
в
МЭИ
,
со
-
ответствуют
требованиям
работо
-
дателя
?
Насколько
эти
программы
адаптивны
под
изменяющиеся
и
усложняющиеся
требования
?
—
МЭИ
является
базовым
вузом
Федеральных
учебно
-
методических
объединений
(
УМО
)
по
укрупненной
группе
«
Электро
-
и
теплоэнергетика
»
в
системах
как
высшего
,
так
и
средне
-
го
профессионального
образования
,
основными
направлениями
деятель
-
ности
которых
являются
разработ
-
ка
и
актуализация
образовательных
стандартов
,
образовательных
про
-
грамм
,
участие
в
разработке
профес
-
сиональных
стандартов
и
другие
за
-
дачи
,
направленные
на
обеспечение
высокого
качества
образования
.
Так
как
в
составы
УМО
входят
и
предста
-
вители
работодателей
,
то
,
конечно
,
наши
программы
подготовки
бакалав
-
ров
и
магистров
в
полной
мере
отве
-
чают
потребностям
компаний
-
работо
-
дателей
.
Что
касается
программ
дополни
-
тельного
профессионального
обра
-
зования
МЭИ
как
повышения
квали
-
фикации
,
так
и
профессиональной
переподготовки
,
они
ориентирова
-
ны
на
сотрудников
компаний
и
со
-
ставляются
исходя
из
потребностей
9
обуча
ющихся
на
них
специалистов
,
включая
учет
соответствующих
про
-
фессиональных
стандартов
.
И
,
раз
-
умеется
,
в
случае
необходимости
они
корректируются
в
соответствии
с
пожеланиями
.
Обучение
по
таким
программам
ведется
на
платной
основе
,
и
учебный
план
,
который
является
одним
из
приложений
к
до
-
говору
об
обучении
,
обязательно
со
-
гласуется
с
заказчиком
.
—
Одна
из
основных
претен
-
зий
,
которые
обычно
предъяв
-
ляет
работодатель
к
качеству
подготовки
студентов
, —
исполь
-
зование
в
процессе
обучения
старых
учебников
и
методик
,
ла
-
бораторий
,
оснащенных
устарев
-
шим
оборудованием
.
Как
след
-
ствие
,
выпускник
слабо
знаком
с
новыми
технологиями
,
новым
оборудованием
,
что
снижает
его
ценность
.
Какова
в
этой
связи
ситуация
в
МЭИ
?
Насколько
применяемые
мето
-
дики
и
наглядный
материал
«
идут
в
ногу
со
вре
-
менем
»?
—
При
обучении
в
вузе
«
идти
в
ногу
со
временем
»,
как
Вы
выразились
,
недостаточно
.
Нужно
его
опере
-
жать
—
причем
бегом
,
а
не
шагом
.
И
МЭИ
полностью
эту
задачу
решает
.
Успешное
участие
МЭИ
в
инно
-
вационной
программе
развития
вузов
Министерства
образования
и
науки
РФ
,
программе
развития
На
-
циональных
исследовательских
университетов
,
в
ка
-
тегорию
которых
МЭИ
вошел
в
2010
году
,
а
также
тесные
связи
с
компаниями
-
производителями
элек
-
троэнергетического
оборудования
и
энергетическими
компаниями
,
оказывающими
значительную
спонсор
-
скую
поддержку
,
все
это
позволяет
организовывать
обуче
ние
на
самых
современных
образцах
оборудо
-
вания
.
И
не
только
обучение
.
Научные
сотрудники
МЭИ
вместе
со
студентами
и
аспирантами
участву
-
ют
в
большом
количестве
научно
-
исследовательских
и
опытно
-
конструкторских
проектов
,
выполняемых
как
по
договорам
с
компаниями
,
так
и
в
рамках
го
-
сударственных
программ
и
грантов
.
Не
могу
не
упо
-
мянуть
об
уникальной
теплоэлектроцентрали
МЭИ
,
которая
не
только
используется
для
обучения
и
на
-
учных
экспериментов
,
но
и
обеспечивает
электро
-
энергией
и
теплом
МЭИ
,
а
также
окружающий
жилой
сектор
.
Награждение
МЭИ
Премией
Правительства
Рос
-
сийской
Федерации
в
области
качества
за
2016
год
подтверждает
то
,
что
наш
вуз
соответствует
самым
высоким
требованиям
к
образовательной
и
научной
организации
.
—
В
некоторых
вузах
в
различных
видах
орга
-
низуется
постоянное
взаимодействие
студентов
и
потенциальных
работодателей
.
То
есть
студен
-
ты
в
рамках
обучения
или
одновременно
с
ним
выполняют
для
потенциального
работодателя
какую
-
либо
работу
.
Это
позволяет
студенту
уже
на
стадии
обучения
познакомиться
с
правилами
и
тре
-
бованиями
работодателя
,
буду
-
щим
руководством
,
а
работодате
-
лю
—
увидеть
будущего
сотрудника
«
в
деле
»,
оценить
его
потенциал
и
,
возможно
,
предложить
направле
-
ния
для
корректировки
программы
обучения
.
Существуют
ли
подобные
практики
в
МЭИ
?
—
По
всем
направлениям
обучения
в
МЭИ
учебными
планами
предусмо
-
трены
производственная
и
пред
дип
-
ломная
практики
,
которые
студенты
,
как
правило
,
проходят
в
компаниях
и
на
предприятиях
,
куда
в
дальней
-
шем
планируют
трудоустроиться
.
Вы
-
пускные
квалификационные
работы
(
или
,
как
Вам
может
быть
привычнее
Председатель
Правительства
РФ
Д
.
В
.
Медведев
с
руководством
ФГБОУ
ВО
«
Национальный
исследовательский
университет
«
МЭИ
»:
ректором
Н
.
Д
.
Рогалевым
и
начальником
отдела
внедрения
системы
менеджмента
качества
И
.
Л
.
Русаковым
на
церемонии
награждения
института
Премией
в
области
качества
за
2016
год
Лаборатория
НИУ
«
МЭИ
»
для
проведения
высоковольтных
испытаний
№
1 (40) 2017
10
слышать
,
дипломные
про
-
екты
)
бакалавры
и
магистры
также
в
основном
выполняют
на
базе
предприятий
по
за
-
данными
им
темам
.
Очень
часто
кроме
научного
руко
-
водителя
от
МЭИ
со
студен
-
том
работает
консультант
от
предприятия
.
Конечно
,
не
все
компании
готовы
принимать
у
себя
на
практику
студен
-
тов
—
все
-
таки
,
это
и
допол
-
нительная
работа
,
и
ответ
-
ственность
.
Однако
,
если
говорить
о
близкой
Вашему
изданию
электросетевой
сфе
-
ре
,
с
организациями
Группы
компаний
«
Россети
»
у
МЭИ
таких
проблем
нет
—
более
того
,
в
рамках
действующе
-
го
Генерального
соглашения
о
сотрудничестве
между
МЭИ
и
«
Россетями
»
указано
про
-
хождение
практики
студентами
МЭИ
и
его
филиалов
как
один
из
важных
разделов
нашего
взаимодействия
.
По
рекомендации
Попечительского
совета
МЭИ
,
возглавляемого
Министром
энергетики
Российской
Федерации
Александром
Валентиновичем
Новаком
,
положительный
опыт
сотрудничества
НИУ
«
МЭИ
»
и
ПАО
«
Россети
»
целесообразно
использовать
веду
-
щим
российским
энергокомпаниям
,
руководители
ко
-
торых
также
входят
в
состав
Попечительского
совета
МЭИ
,
при
взаимодействии
как
с
МЭИ
,
так
и
с
другими
российскими
вузами
,
осуществляющими
подготовку
кадров
для
отечественной
энергетики
.
—
Вот
уже
на
протяжении
нескольких
лет
вы
активно
сотрудничаете
с
компаниями
,
входящи
-
ми
в
структуру
ПАО
«
Россети
»,
в
направлении
развития
специа
лизированных
студенческих
строительных
отрядов
(
ССО
).
По
Вашим
оцен
-
кам
,
насколько
этот
проект
удачный
?
Что
необ
-
ходимо
сделать
,
чтобы
его
совершенствовать
?
ГОСТЬ НОМЕРА
И
надо
ли
,
ведь
университет
готовит
инженеров
,
а
не
электромонтеров
?
—
Те
,
кто
прошел
через
«
школу
»
стройотрядов
,
говорят
: «
ССО
—
это
школа
жизни
».
И
это
правда
.
В
стройотрядах
юноши
и
девушки
проходят
самую
настоящую
проверку
на
прочность
,
учатся
работать
,
принимать
решения
и
нести
ответственность
за
них
.
Это
не
просто
«
подготовка
электромонтеров
»,
а
гораз
-
до
больше
.
Между
прочим
,
именно
из
числа
бойцов
стройотрядов
компании
группы
«
Россети
»
охотнее
всего
берут
на
работу
выпускников
МЭИ
.
И
наличие
рабочей
профессии
для
выпускника
вуза
совсем
не
лишнее
.
—
В
2016
году
Ваш
университет
открыл
новое
направление
обучения
—
Школу
«
Юный
энер
-
гетик
».
Расскажите
подробнее
об
этом
проекте
:
цели
,
задачи
,
методики
?
—
Основная
задача
этого
проекта
—
пробудить
у
школьников
интерес
к
инженерной
деятельности
,
содействовать
развитию
научно
-
технического
творче
-
ства
детей
путем
проведения
ими
самостоятельных
учебных
экспе
-
риментов
.
Проект
ориентирован
на
школьников
10–15
лет
.
Это
именно
тот
возраст
,
когда
можно
повлиять
на
осознанный
выбор
дальнейше
-
го
развития
человека
,
в
том
числе
и
профессионального
.
Энергетика
лежит
в
основе
всего
:
давайте
толь
-
ко
попробуем
представить
,
что
вне
-
запно
окажутся
обесточенными
все
приборы
,
использующие
электри
-
чество
!
Вот
почему
важно
,
чтобы
в
российскую
энергетику
приходила
молодежь
умная
и
целеустремлен
-
ная
.
До
2016
года
мы
сотрудничали
с
музеями
и
школами
,
проводя
от
-
дельные
занятия
,
но
потом
Школа
«
Юный
энергетик
»
стала
самостоя
-
Представители
Попечительского
совета
МЭИ
,
возглавляемого
Министром
энергетики
РФ
А
.
В
.
Новаком
,
в
лаборатории
университета
На
занятиях
в
Школе
«
Юный
энергетик
»
11
тельным
проектом
.
Важно
отметить
и
то
,
что
в
работе
Школы
принимают
участие
студенты
,
для
многих
из
которых
в
дальнейшем
может
оказаться
интересной
преподавательская
деятельность
в
вузах
или
школах
.
Важность
проекта
подчеркивает
и
интерес
к
нему
со
стороны
энергокомпаний
—
Школу
поддерживают
ПАО
«
Россети
»,
ПАО
«
МОЭСК
»
и
ПАО
«
Мосэнерго
».
Заодно
хочу
упомянуть
еще
об
одном
образова
-
тельном
проекте
,
который
МЭИ
также
проводит
при
поддержке
энергетических
компаний
—
о
Научно
-
практической
летней
«
Школе
молодого
инженера
-
ис
-
следователя
».
Это
краткосрочная
,
интенсивная
науч
-
но
-
образовательная
исследовательская
программа
в
виде
семинаров
,
тренингов
и
экскурсий
для
сту
-
дентов
,
закончивших
бакалавриат
других
вузов
(
не
МЭИ
),
имеющих
достижения
в
учебе
и
научной
дея
-
тельности
.
Участники
Школы
получают
возможность
повышения
квалификации
,
расширения
профессио
-
нального
кругозора
,
формирования
навыков
профес
-
сиональной
коммуникации
,
знакомства
с
потенциаль
-
ными
работодателями
и
поступления
в
магистратуру
МЭИ
на
целевое
обучение
.
—
Помимо
постоянного
совершенствования
методик
обучения
,
университет
ведет
активную
научно
-
исследовательскую
деятельность
,
уча
-
ствует
в
формировании
и
совершенствовании
нормативных
документов
,
разработке
различных
методик
.
По
каким
направлениям
(
видам
работ
)
вы
обладаете
наибольшими
компетенциями
и
го
-
товы
оказать
помощь
электросетевым
компани
-
ям
?
Какие
наиболее
крупные
и
интересные
про
-
екты
реализуются
уже
сейчас
?
—
Трудно
выделить
какие
-
то
отдельные
направ
-
ления
:
МЭИ
проводит
работы
практически
по
всем
тематикам
,
актуальным
для
электросетевого
ком
-
плекса
.
Это
и
работы
по
повышению
эффективности
электропередачи
за
счет
снижения
потерь
и
повы
-
шения
качества
электроэнергии
,
и
разработка
и
вне
-
дрение
нового
оборудования
на
под
-
станциях
и
линиях
электропередачи
,
и
исследование
проблем
электро
-
магнитной
совместимости
и
молние
-
защиты
,
работы
в
области
релейной
защиты
и
автоматизации
.
Научные
сотрудники
и
преподаватели
МЭИ
входят
в
научно
-
технические
советы
электросетевых
компаний
,
активно
участвуют
в
разработке
научно
-
тех
-
нической
документации
.
Научно
-
исследовательских
проек
-
тов
очень
много
.
С
учетом
специфики
Вашего
издания
можно
отметить
раз
-
работку
схемы
электроснабжения
Мо
-
сквы
на
период
до
2030
года
,
подготов
-
ку
программы
по
совершенствованию
систем
и
устройств
молниезащиты
,
повышению
грозоупорности
и
надеж
-
ности
внешней
изоляции
воздушных
линий
и
подстанций
напряжением
6–750
кВ
,
а
также
подготовку
ряда
проектов
в
рамках
Национальной
тех
-
нологической
инициативы
«
Энерджи
-
нет
».
Кстати
,
именно
в
МЭИ
недавно
прошло
заседа
-
ние
рабочей
группы
«
Энерджинет
»
под
руководством
Первого
заместителя
Министра
энергетики
Россий
-
ской
Федерации
Алексея
Леонидовича
Текслера
.
—
В
конце
нашего
интервью
хотелось
бы
узнать
Ваше
мнение
как
профессионала
в
об
-
ласти
образования
.
В
каком
направлении
должно
происходить
реформирование
отечественного
вузовского
образования
,
чтобы
обеспечить
его
максимальную
востребованность
и
конкуренто
-
способность
?
—
Действующая
нормативная
база
вполне
до
-
статочна
для
того
,
чтобы
вузы
совместно
со
своими
основными
заказчиками
-
предприятиями
готовили
высококвалифицированных
специалистов
для
этих
предприятий
.
Нужно
засучить
рукава
и
просто
тру
-
диться
,
честно
делая
свою
работу
.
Тогда
вузы
будут
и
востребованы
,
и
конкурентоспособны
.
А
вместе
с
ними
—
и
вся
российская
экономика
.
Беседовала
Екатерина
Гусева
Первый
заместитель
Министра
энергетики
РФ
А
.
Л
.
Текслер
на
кафедре
электроэнергетических
систем
знакомится
с
интерактивным
макетом
,
демонстрирующим
основные
принципы
энергоэффективности
Н
.
Д
.
Рогалев
и
главный
редактор
журнала
«
ЭЛЕКТРО
-
ЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
Е
.
Н
.
Гусева
№
1 (40) 2017
Оригинал статьи: Опережая время
Для решения всего спектра задач по повышению эффективности функционирования электросетевого комплекса России необходимо привлечение большого числа специалистов, обладающих широким кругом знаний во многих областях, ориентированных на применение самых современных и перспективных технологий. Подготовка таких «инженеров будущего» требует активного сотрудничества электросетевых компаний и высших учебных заведений, постоянного совершенствования методик обучения. О передовом опыте, достижениях и предоставляемых студенту и работодателю возможностях в этой области мы беседуем с ректором Национального исследовательского университета «МЭИ« (Московского энергетического института, НИУ «МЭИ») Николаем Дмитриевичем РОГАЛЕВЫМ.