170
ИСТОРИЯ
Очерк об истории
оперативно-диспетчерского
управления ЕЭС России
В этом году оперативно-диспетчерскому управлению ЕЭС Рос-
сии исполняется 95 лет. История его становления неразрыв-
но связана с историей формирования отечественной энерго-
системы. Представляем вам очерк об истории оперативно-
диспетчерского управления, подготовленный специалистами
АО «Системный оператор Единой энергетической системы».
ПРЕДЫСТОРИЯ
До
революции
1917
года
в
России
не
существовало
энергосистем
.
Элек
-
тростанции
работали
отдельно
друг
от
друга
,
и
необходимости
в
диспет
-
черской
работе
в
ее
современном
по
-
нимании
не
возникало
.
Первая
в
России
попытка
парал
-
лельной
работы
электростанций
была
предпринята
26
марта
1913
года
,
ког
-
да
группа
под
руководством
профес
-
сора
-
электротехника
Михаила
Андре
-
евича
Шателена
(
впоследствии
члена
комиссии
ГОЭЛРО
)
осуществила
па
-
раллельную
работу
Пятигорской
ТЭС
и
ГЭС
«
Белый
уголь
» (
г
.
Ессентуки
).
Судьба
,
как
известно
,
помогает
сме
-
лым
—
эксперимент
прошел
удачно
и
стал
первым
случаем
объединения
энергообъектов
в
единую
систему
.
Этот
опыт
не
только
доказал
прин
-
ципиальную
возможность
параллель
-
ной
работы
энергообъектов
,
но
и
при
-
дал
необходимый
импульс
развитию
этого
направления
энергетики
.
Все
-
го
два
года
спустя
электростанцию
«
Электропередача
» (
ныне
ГРЭС
-3
им
.
Р
.
Э
.
Классона
),
которая
распола
-
галась
недалеко
от
подмосковного
Ногинска
,
соединили
линией
электро
-
передачи
с
Московской
городской
электростанцией
«
Раушская
» (
МГЭС
№
1,
ныне
ГЭС
-1
им
.
П
.
Г
.
Смидовича
),
а
в
Сибири
на
Ленских
приисках
за
-
работала
энергосистема
из
пяти
ГЭС
и
одной
ТЭС
.
Суммарная
мощность
генерирующих
объектов
этого
энерго
-
объединения
составила
3,4
МВт
.
Энергетики
поняли
,
что
при
пра
-
вильном
управлении
энергообъекта
-
ми
их
параллельная
работа
открывает
совершенно
иные
,
ранее
недоступ
-
ные
возможности
—
оптимизацию
режима
загрузки
,
экономию
топлива
,
резерв
мощности
для
сглаживания
пиков
и
на
случай
аварийных
ситу
-
аций
.
В
начале
прошлого
века
идея
создания
системы
с
параллельно
работающим
энергооборудованием
носила
по
-
настоящему
революцион
-
ный
характер
.
Не
в
последнюю
оче
-
редь
потому
,
что
владельцы
электро
-
станций
видели
в
совместной
работе
опасность
формирования
конкурент
-
ной
среды
.
По
той
же
причине
тор
-
мозился
процесс
создания
унифици
-
рованных
парамет
ров
и
стандартов
в
сфере
электроэнергетики
(
частоты
тока
,
классов
напряжения
энергообъ
-
ектов
).
После
гражданской
войны
в
стране
простаивало
множество
предприятий
Основные
показатели
энергосистемы
России
в
1913
ГОДУ
Общая
установленная
мощность
электростанций
—
1100
МВт
(
из
них
750
МВт
приходилось
на
станции
промышленных
предприятий
)
Выработка
—
1945
млн
кВт
·
ч
Общая
протяженность
линий
электропередачи
—
109
км
9
5
л
е
т
95 лет
о
п
е
р
а
т
и
в
н
о
-
опера
тивно-
д
и
с
п
е
т
ч
е
р
с
к
о
м
у
диспетчерскому
у
п
р
а
в
л
е
н
и
ю
управлению
171
и
фабрик
.
Бездействовали
и
про
-
мышленные
электростанции
.
В
то
же
время
городские
генераторы
не
справлялись
со
своей
нагрузкой
из
-
за
ограничения
поставок
топли
-
ва
—
донецкого
угля
и
бакинской
нефти
.
Советская
власть
решила
вопрос
радикально
,
национали
-
зировав
в
1918
году
предприятия
и
фабрики
,
и
простаивающие
про
-
мышленные
электростанции
стали
использоваться
для
обеспечения
электроэнергией
крупных
горо
-
дов
.
По
плану
ГОЭЛРО
1920
года
объединение
электростанций
и
их
параллельная
работа
стали
од
-
ним
из
приоритетных
направлений
электрификации
,
наряду
со
строи
-
тельством
генерации
и
развитием
сетей
.
ПЕРВЫЙ
УРОВЕНЬ
Наличие
энергосистем
потребо
-
вало
управления
режимами
их
работы
.
Так
появилась
профессия
диспетчера
.
В
декабре
1921
года
были
изданы
и
первые
документы
,
регламентирующие
их
деятель
-
ность
: «
Положение
о
мерах
для
координирования
параллельной
работы
электрических
станций
,
входящих
в
состав
Московского
районного
объединения
»
и
«
Ка
-
лендарь
распределения
нагрузки
электростанций
».
Это
событие
стало
отправной
точкой
в
истории
системы
оперативно
-
диспетчер
-
ского
управления
России
.
Перед
диспетчерами
быстро
возникали
новые
задачи
.
Одной
из
них
стало
оперативное
плани
-
рование
нагрузки
оборудования
электростанций
.
Технический
от
-
дел
Управления
энергокомпании
МОГЭС
(
Московского
объедине
-
ния
государственных
электро
-
станций
),
который
в
то
время
вы
-
полнял
функции
по
управлению
работой
энергосистемы
москов
-
ского
региона
,
выдавал
электро
-
станциям
посуточные
плановые
задания
нагрузок
(
с
разбивкой
на
день
и
ночь
)
на
месяц
.
Неравно
-
мерности
суточного
потребления
энергосистемы
учитывал
дежур
-
ный
инженер
МГЭС
№
1,
но
для
того
чтобы
осуществлять
почасо
-
вое
суточное
планирование
,
ему
необходимо
было
оперировать
множеством
данных
(
состояние
генерирующего
оборудования
и
сети
,
обеспеченность
электро
-
станций
топливом
и
т
.
д
.),
которые
зачастую
были
недоступны
.
Для
решения
этой
проблемы
в
бы
-
строрастущей
Московской
энерго
-
системе
нужна
была
специальная
структура
,
которая
выполняла
бы
функции
по
управлению
режима
-
ми
работы
всех
электростанций
,
обеспечению
надежного
энергос
-
набжения
потребителей
и
эконо
-
мичной
работы
электростанций
.
Этой
структурой
стала
организо
-
ванная
в
1926
году
диспетчерская
служба
Московской
энергосисте
-
мы
,
которую
возглавил
Борис
Ар
-
кадьевич
Телешев
.
Письмо
Главэлектро
№
8310 —
документ
,
с
которого
в
1921
году
началась
история
отечественного
опера
-
тивно
-
диспетчерского
управления
(
реконструкция
)
Первый
диспетчер
-
ский
пункт
(
фото
1925
г
.)
№
6 (39) 2016
ИСТОРИЯ
172
диспетчерского
центра
.
Третий
—
децентрализованное
диспетчер
-
ское
управление
.
Первый
способ
был
самым
экономичным
,
но
при
этом
персонал
управляемой
энер
-
госистемы
мог
сомневаться
в
пра
-
вильности
команд
,
отдаваемых
диспетчерским
центром
другой
энергосистемы
,
что
,
очевидно
,
не
-
гативно
сказалось
бы
на
надежно
-
сти
общей
работы
.
Для
реализа
-
ции
второго
варианта
нужны
были
средства
на
материально
-
техни
-
ческое
обеспечение
и
квалифи
-
цированные
кадры
.
Что
касается
третьего
способа
,
то
он
далеко
не
всегда
позволял
использовать
те
преимущества
,
которые
дает
па
-
раллельная
работа
энергосистем
,
поэтому
этот
вариант
был
отвер
-
гнут
.
Остановились
на
компромис
-
се
—
на
первом
этапе
объедине
-
ния
энергосистем
применялся
первый
вариант
,
а
впоследствии
переходили
ко
второму
.
Так
,
диспетчерское
управле
-
ние
Верхне
-
Волжскими
энерго
-
системами
первоначально
осу
-
ществлял
диспетчер
Горьковской
энергосистемы
,
а
впоследствии
—
диспетчер
специально
созданной
Объединенной
диспетчерской
службы
энергосистем
Верхней
Волги
.
Аналогично
на
юге
страны
диспетчер
Объединенной
диспет
-
черской
службы
принял
обязан
-
ности
диспетчерского
управления
энергосистемами
Юга
от
диспет
-
чера
Донбасской
энергосистемы
.
Так
возникла
двухуровневая
система
оперативно
-
диспетчер
-
ского
управления
,
в
которой
дис
-
петчерские
службы
региональных
энергосистем
подчинялись
дис
-
петчерским
службам
объединен
-
ных
энергосистем
.
В
функционал
Объединенных
диспетчерских
служб
входило
регулирование
частоты
и
меж
-
системных
перетоков
мощности
,
формирование
графиков
планово
-
предупредительных
и
капиталь
-
ных
ремонтов
,
а
также
ввод
гра
-
фиков
ограничения
потребления
при
недостатке
мощности
в
энер
-
госистемах
.
Несколько
по
-
иному
выглядело
создание
Объединенного
диспет
-
черского
управления
энергосисте
-
мами
Урала
.
В
1942
году
из
-
за
большого
ко
-
личества
эвакуированных
пред
-
приятий
и
энергообъектов
суще
-
В
1920-
х
годах
стали
форми
-
роваться
другие
региональные
энергосистемы
,
а
вместе
с
ними
и
диспетчерские
службы
.
Таким
образом
,
была
создана
одноуров
-
невая
система
оперативно
-
диспет
-
черского
управления
.
Одновременно
новое
на
-
правление
получило
теорети
-
ческую
основу
—
в
1930-
х
годах
в
нашей
стране
вышли
в
свет
оригинальные
научные
работы
по
вопросам
параллельной
ра
-
боты
электростанций
,
центра
-
лизованного
управления
энер
-
госистемами
,
экономического
распределения
мощностей
,
фун
-
даментальные
исследования
по
статической
и
динамической
устойчивости
.
Тогда
же
были
соз
-
даны
и
первые
аналоговые
моде
-
ли
энергосистем
(
в
то
время
они
назывались
расчетными
столами
)
для
расчета
установившихся
ре
-
жимов
и
динамической
устойчи
-
вости
.
В
энергосистемах
стали
вне
-
дряться
устройства
телепередачи
сигналов
и
измерений
по
высоко
-
частотным
каналам
с
использова
-
нием
линий
электропередачи
.
Сам
диспетчерский
пункт
тоже
претер
-
пел
радикальные
изменения
.
Пер
-
вые
энергосистемы
состояли
всего
из
нескольких
объектов
.
Для
рабо
-
ты
диспетчеров
было
достаточно
частотомера
,
телефонного
аппа
-
рата
,
конторской
книги
и
ватмана
со
схемой
электрической
сети
,
на
котором
цветными
карандашами
отмечались
изменения
состояния
оборудования
и
линий
электро
-
передачи
.
Суточная
ведомость
энергосистемы
велась
вручную
—
диспетчер
просто
обзванивал
оперативный
персонал
энерго
-
объектов
,
а
все
необходимые
рас
-
четы
делались
с
использованием
логарифмической
линейки
,
ариф
-
мометра
и
обычных
счетов
.
С
их
помощью
диспетчеры
и
инженеры
по
расчету
электроэнергетического
режима
умудрялись
быстро
и
точно
решать
системы
уравнений
с
мно
-
жеством
неизвестных
.
Постепенно
появлялись
новые
инструменты
,
открывавшие
новые
возможности
диспетчеризации
.
В
первую
оче
-
редь
—
средства
связи
и
телеме
-
трии
и
диспетчерские
щиты
.
В
1930-
х
в
составе
диспетчер
-
ских
служб
появились
группы
ре
-
жимов
.
Первая
была
сформирова
-
на
на
базе
оперативного
сектора
управления
эксплуатации
ленин
-
градского
«
Электротока
».
Она
за
-
нималась
расчетом
и
назначени
-
ем
рациональных
электрических
режимов
электростанций
и
сетей
и
анализом
работы
энергосистемы
.
ВТОРОЙ
УРОВЕНЬ
По
мере
расширения
зоны
охвата
электрическими
сетями
в
отдель
-
ных
регионах
появилась
возмож
-
ность
соединения
между
собой
электрических
сетей
соседних
смежных
энергосистем
,
что
по
-
требовало
дальнейших
шагов
в
развитии
диспетчерского
управ
-
ления
.
Впервые
параллельная
работа
энергосистем
в
СССР
была
орга
-
низована
в
1932
году
,
но
скорее
вопреки
,
а
не
благодаря
стремле
-
ниям
энергетиков
.
В
конце
лета
на
складе
топлива
Нижегородской
ГРЭС
почти
половину
заготовлен
-
ного
торфа
уничтожил
пожар
.
Для
минимизации
объемов
ограниче
-
ния
потребителей
Нижегородской
энергосистемы
было
принято
ре
-
шение
об
электроснабжении
ее
от
Ивановской
ГРЭС
.
Стоит
отме
-
тить
,
что
на
тот
момент
физиче
-
ской
возможности
такой
передачи
электроэнергии
не
было
—
тран
-
зита
от
Ивановской
ГРЭС
в
Ни
-
жегородскую
область
просто
не
существовало
.
Однако
чрезвы
-
чайные
ситуации
требуют
чрезвы
-
чайных
мер
,
и
в
середине
ноября
1932
года
перетоки
из
Ивановской
энергосистемы
в
Нижегородскую
начались
—
транзит
был
органи
-
зован
буквально
за
два
месяца
.
К
середине
1930-
х
в
стране
уже
начался
массовый
процесс
объединения
региональных
энер
-
госистем
в
более
крупные
энер
-
гообъединения
.
К
концу
десяти
-
летия
на
параллельную
работу
подключены
несколько
энергоси
-
стем
в
центре
страны
(
Горьков
-
ская
,
Ярославская
и
Ивановская
)
и
на
юге
(
Донецкая
,
Днепровская
и
Рос
товская
).
Фундаментальной
проблемой
стал
выбор
наиболее
эффектив
-
ной
концепции
управления
па
-
раллельно
работающими
энер
-
госистемами
.
Рассматривались
три
варианта
.
Первый
предпола
-
гал
,
что
управлять
должна
дис
-
петчерская
служба
одной
из
них
.
Второй
—
создание
отдельного
173
ствовавшая
энергосистема
Урала
,
кстати
,
самая
большая
в
стране
по
мощности
электростанций
и
занимаемой
территории
,
стре
-
мительно
разрасталась
и
ста
-
новилась
трудноуправляемой
.
Поэтому
было
принято
решение
поделить
ее
на
три
энергосисте
-
мы
:
Свердловскую
,
Челябинскую
и
Молотовскую
(
впоследствии
—
Пермскую
),
а
для
диспетчерского
управления
энергосистемами
соз
-
дать
Объединенное
диспетчер
-
ское
управление
—
ОДУ
Урала
.
К
слову
,
Уральский
регион
стал
полигоном
для
испытаний
и
вне
-
дрения
технических
решений
,
ставших
впоследствии
основой
режимной
и
противоаварийной
автоматики
,
а
также
автоматиза
-
ции
оперативно
-
диспетчерского
управления
.
Так
,
уже
в
середине
войны
началось
внедрение
пере
-
довых
для
того
времени
автомати
-
ческих
регуляторов
возбуждения
(
АРВ
)
и
устройств
быстродейству
-
ющего
возбуждения
,
использова
-
ние
которых
исключало
возник
-
новение
так
называемых
«
лавин
напряжения
» —
аварий
,
при
кото
-
рых
происходит
лавинообразное
снижение
напряжения
из
-
за
нару
-
шений
статической
устойчивости
энергосистемы
и
нарастающего
дефицита
реактивной
мощности
.
А
также
АЧР
—
устройств
авто
-
матической
частотной
разгрузки
,
предотвращающих
«
лавину
ча
-
стоты
» —
снижение
частоты
из
-
за
нарастающего
дефицита
мощно
-
сти
.
Стали
широко
применяться
устройства
автоматического
по
-
вторного
отключения
(
АПВ
)
и
ав
-
томатического
включения
резерв
-
ного
оборудования
(
АВР
),
которые
значительно
повысили
надеж
-
ность
работы
энергосистем
.
С
началом
параллельной
ра
-
боты
Московской
энергосистемы
с
энергосистемами
Верхней
Волги
функции
диспетчерского
управле
-
ния
центральными
энергосисте
-
мами
перешли
от
ОДС
Верхней
Волги
к
вновь
образованному
в
1946
году
ОДУ
Центра
.
Надо
сказать
,
что
в
дальней
-
шем
имевшая
место
разнотипность
наименования
центров
диспетчер
-
ского
управления
объединенными
энергосистемами
(
ОДС
и
ОДУ
),
была
устранена
,
так
как
их
структу
-
ры
и
основные
задачи
в
основном
полностью
совпадали
.
ТРЕХУРОВНЕВАЯ
ИЕРАРХИЯ
Днем
рождения
Единой
энерго
сис
-
темы
страны
считается
30
апреля
1956
года
,
когда
была
включена
под
нагрузку
первая
цепь
400
кВ
электропередачи
Куйбышев
—
Москва
.
Эта
электропередача
не
только
связала
между
собой
формиро
-
вавшееся
вокруг
Куйбышевской
ГЭС
объединение
энергосистем
Средней
Волги
с
объединени
-
ем
Центральных
энергосистем
,
но
и
,
продолжаясь
в
восточ
-
ном
направлении
,
соединилась
в
1959
году
с
электрической
сетью
энергосистем
Урала
.
Таким
обра
-
зом
,
была
создана
основа
в
виде
объединения
трех
ОЭС
:
Центра
,
Средней
Волги
и
Урала
—
для
создания
Единой
энергетической
системы
(
на
тот
момент
пока
лишь
европейской
части
страны
).
Решение
задачи
диспетчерско
-
го
управления
формирующейся
ЕЭС
в
1957
году
было
возложено
на
ОДУ
ЕЭС
Европейской
части
,
в
которую
было
преобразовано
существовавшее
ОДУ
Центра
.
Таким
образом
,
создание
ОДУ
ЕЭС
привело
к
созданию
трех
-
уровневой
централизованной
иерархической
системы
:
диспет
-
черские
службы
территориальных
энергосистем
—
объединенные
диспетчерские
управления
—
дис
-
петчерский
центр
в
Москве
.
Агитационный
плакат
военного
времени
Основные
показатели
энергосистемы
СССР
в
1955
ГОДУ
Суммарная
мощность
электростанций
—
37 200
МВт
Выработка
—
170,2
млрд
кВт∙ч
Общая
протяженность
линий
электропередачи
класса
напряжения
110–220
кВ
—
109
км
Диспетчерский
щит
ОДУ
Центра
(
фото
1950-
х
годов
)
Конец
1950-
х
и
все
следующее
десятилетие
можно
смело
назвать
этапными
в
истории
создания
ЕЭС
,
ибо
в
эти
годы
региональ
-
ные
энергосистемы
,
соединяясь
между
собой
,
образовывали
объ
-
единенные
энергосистемы
—
ОЭС
,
впоследствии
присоединяв
-
шиеся
к
формируемой
ЕЭС
.
Еще
на
этапе
начала
образо
-
вания
объединения
энергосистем
создавались
Объединенные
дис
-
петчерские
управления
,
на
кото
-
рые
была
возложена
как
задача
организации
работ
по
подключе
-
нию
на
параллельную
работу
но
-
вых
энергосистем
,
так
и
задача
по
последующему
подключению
объ
-
единения
энергосистем
к
форми
-
рующейся
ЕЭС
.
В
эти
годы
были
созданы
все
ос
-
новные
ОДУ
,
существующие
по
сей
день
:
в
1958
году
—
ОДУ
Северно
-
го
Кавказа
(
позднее
преобразовано
в
ОДУ
Юга
),
в
1959 —
ОДУ
Сиби
-
ри
,
в
1960 —
ОДУ
Средней
Волги
,
в
1961
году
—
ОДУ
Северо
-
Запада
с
центром
в
Риге
(
с
1992
года
оно
№
6 (39) 2016
ИСТОРИЯ
174
располагается
в
Санкт
-
Петербурге
),
в
1968
году
—
ОДУ
Востока
.
Все
образовавшиеся
ОДУ
(
кро
-
ме
ОДУ
ЕЭС
)
до
начала
70-
х
го
-
дов
имели
двойное
подчинение
.
Оперативное
—
центральному
диспетчерскому
управлению
(
его
функции
выполняло
ОДУ
Евро
-
пейской
части
СССР
),
а
адми
-
нистративное
—
региональным
энергетическим
главкам
«
Глав
-
центрэнерго
», «
Главсевзапэнер
-
го
», «
Главуралэнерго
», «
Главюж
-
энерго
, «
Главвостокэнерго
»
и
др
.
Существовавшие
ОДУ
были
малочисленны
,
ютились
в
наспех
переоборудованных
помещениях
,
были
скудно
оснащены
средства
-
ми
связи
и
телемеханики
.
Руко
-
водством
отрасли
было
признано
,
что
организационная
структура
и
имеющиеся
средства
диспет
-
черского
управления
не
удовлет
-
воряют
предъявляемым
к
ним
требованиям
.
28
сентября
1967
года
выхо
-
дит
приказ
Министерства
энер
-
гетики
и
электрификации
СССР
о
создании
Центрального
дис
-
петчерского
управления
Единой
энергосистемы
СССР
(
ЦДУ
ЕЭС
СССР
).
Именно
эту
дату
следует
считать
началом
создания
полно
-
ценной
трехуровневой
системы
,
так
как
ОДУ
после
этого
были
переподчинены
от
главков
в
ЦДУ
ЕЭС
,
что
позволило
отделить
от
административно
-
хозяйственной
системы
управления
электро
-
энергетикой
систему
диспетчер
-
ского
управления
и
поставить
ее
«
над
схваткой
».
Так
закладыва
-
лись
основы
независимости
дис
-
петчеров
от
функций
по
выработ
-
ке
,
передаче
и
распределению
энергии
и
интересов
отдельных
субъектов
отрасли
или
их
групп
.
Вычислительный
центр
ЦДУ
ЕЭС
СССР
(
фото
1980-
х
годов
)
Кроме
того
,
создание
единой
ад
-
министративной
и
оперативной
иерархии
позволяло
наладить
информационные
потоки
о
состо
-
янии
региональных
энергосистем
в
центр
для
принятия
наиболее
эффективных
решений
в
про
-
цессе
управления
ЕЭС
,
которая
уже
превращалась
в
крупнейшую
в
мире
по
протяженности
и
коли
-
честву
параллельно
работающих
энергосистем
.
Период
1970–1980-
х
годов
стал
временем
бурного
развития
диспетчерских
технологий
:
по
-
175
всеместное
внедрение
ЭВМ
для
компьютерных
расчетов
устано
-
вившихся
режимов
и
динамиче
-
ской
устойчивости
,
систем
авто
-
матизированного
диспетчерского
управления
,
развитие
противо
-
аварийной
автоматики
и
систем
автоматического
регулирования
частоты
и
мощности
.
Получили
развитие
комплексы
противоава
-
рийной
автоматики
узлов
атом
-
ных
станций
и
связей
ЕЭС
СССР
,
стали
внедряться
комплексы
ком
-
пьютерных
программ
автоматизи
-
рованного
выбора
параметров
на
-
стройки
устройств
РЗА
.
Во
второй
половине
1980-
х
стали
вводить
экономические
сти
-
мулы
повышения
эффективности
работы
электростанций
,
ставшие
первыми
шагами
на
пути
к
рынку
электроэнергии
.
Предпосылкой
для
их
ввода
стала
длительная
работа
ЕЭС
СССР
с
нагрузкой
на
сети
на
пределе
их
возможностей
из
-
за
недостатка
генерирующих
мощностей
.
По
предложению
ЦДУ
ЕЭС
в
1986
году
правительство
изменило
систему
плановых
по
-
казателей
в
электроэнергетике
—
был
введен
коэффициент
исполь
-
зования
установленной
мощности
(
КИУМ
),
позволивший
увеличить
располагаемую
мощность
гене
-
рации
в
стране
за
счет
более
ин
-
тенсивного
использования
обо
-
рудования
станций
.
А
в
конце
десятилетия
было
принято
реше
-
ние
двигаться
к
созданию
Феде
-
рального
оптового
рынка
электро
-
энергии
—
ФОРЭМ
.
КРИЗИС
И
РАССЛОЕНИЕ
В
начале
1990-
х
ЕЭС
СССР
всту
-
пила
в
фазу
расцвета
.
В
ее
соста
-
ве
параллельно
работало
88
энер
-
госистем
из
102
существовавших
на
территории
Советского
Союза
.
Было
создано
уникальное
межго
-
сударственное
объединение
энер
-
госистем
социалистических
стран
«
Мир
»
установленной
мощностью
около
400
млн
кВт
,
охватывающее
территорию
от
Улан
-
Батора
до
Берлина
,
в
котором
параллель
-
но
с
ЕЭС
СССР
работали
энер
-
госистемы
стран
—
членов
СЭВ
:
Болгарии
,
Венгрии
,
ГДР
,
Польши
,
Румынии
и
Чехословакии
.
В
пер
-
вые
же
годы
после
исчезновения
СССР
с
карты
мира
ситуация
зна
-
чительно
изменилась
.
Единая
энергетическая
систе
-
ма
СССР
превратилась
в
меж
-
государственное
объединение
энергосистем
стран
СНГ
и
Бал
-
тии
.
Прекратилась
параллельная
работа
с
энергосистемами
стран
бывшего
СЭВ
.
Потребовалось
создание
с
нуля
новой
системы
отношений
между
ЦДУ
ЕЭС
Рос
-
сии
и
диспетчерскими
центрами
энергосистем
стран
—
бывших
союзных
республик
.
Процесс
этот
протекал
не
гладко
.
Систематиче
-
ские
нарушения
режимов
межгосу
-
дарственных
перетоков
вынужда
-
ли
ЦДУ
ЕЭС
к
принятию
решений
о
временном
отделении
от
ЕЭС
«
проштрафившихся
»
энергоси
-
стем
,
что
в
отдельных
случаях
от
-
рицательно
влияло
и
на
отдельные
регионы
ЕЭС
России
.
К
сожалению
,
кризисные
явле
-
ния
затронули
и
структуру
опера
-
тивно
-
диспетчерского
управления
.
В
конце
80-
х
годов
второй
уровень
диспетчерской
иерархии
,
ОДУ
,
был
снова
переподчинен
территори
-
альным
главкам
,
впоследствии
—
структурам
,
образованным
в
нача
-
ле
90-
х
годов
,
филиалам
РАО
«
ЕЭС
России
»,
названным
Объединен
-
ными
энергосистемами
.
Первый
уровень
—
диспетчерские
службы
территориальных
энергосистем
—
вошли
в
состав
АО
-
энерго
(
регио
-
нальных
дочерних
обществ
РАО
).
ЦДУ
ЕЭС
осталось
как
бы
«
само
по
себе
».
Принцип
единоначалия
в
оперативном
управлении
,
конеч
-
но
,
сохранился
,
но
организацион
-
ная
основа
единой
трехуровневой
системы
фактически
была
раз
-
рушена
со
всеми
вытекающими
последствиями
:
отсутствием
еди
-
ной
технологической
политики
,
унифицированных
деловых
про
-
цессов
и
системы
подготовки
пер
-
сонала
.
Основные
показатели
энергосистемы
СССР
в
1990
ГОДУ
Общая
установленная
мощность
электро
-
станций
—
288 600
МВт
Выработка
—
1528,7
млрд
кВт∙ч
Общая
протяженность
линий
электропередачи
класса
напряжения
35–1150
кВ
—
600 000
км
№
6 (39) 2016
ИСТОРИЯ
176
Радикальная
смена
экономиче
-
ской
формации
добавила
новые
задачи
и
в
функционал
оператив
-
но
-
диспетчерского
управления
.
В
отечественной
электроэнерге
-
тике
сохранялось
государствен
-
ное
тарифное
регулирование
,
но
вследствие
тяжелой
экономиче
-
ской
ситуации
в
стране
тарифы
не
могли
обеспечить
компенсацию
за
-
трат
генераторов
,
а
инвестицион
-
ная
составляющая
в
тарифах
была
недостаточна
даже
для
простого
воспроизводства
основных
произ
-
водственных
фондов
.
Тогда
было
принято
решение
продвигаться
в
сторону
применения
рыночных
экономических
механизмов
,
и
си
-
стему
отношений
в
энергетике
пересмотрели
—
в
середине
деся
-
тилетия
начали
работу
Федераль
-
ный
оптовый
рынок
электроэнер
-
гии
и
мощности
(
ФОРЭМ
),
который
действовал
в
России
до
2003
года
,
и
«
единый
покупатель
»
в
лице
Цен
-
тра
договоров
и
расчетов
на
базе
ЦДУ
ЕЭС
России
.
Производители
электроэнергии
постепенно
вовле
-
кались
в
торговлю
на
едином
опто
-
вом
рынке
.
Эта
модель
позволила
сохранить
российские
энергетиче
-
ские
мощности
в
период
провала
потребления
и
катастрофического
уровня
неплатежей
.
Процесс
технического
перево
-
оружения
в
«
смутное
десятиле
-
тие
»
не
остановился
,
но
значи
-
тельно
трансформировался
под
влиянием
экономической
ситуации
с
одной
стороны
,
с
другой
стороны
на
него
оказало
влияние
бурное
развитие
технологий
—
появление
персональных
ЭВМ
и
микропро
-
цессорных
технологий
.
Но
общей
принципа
независимости
в
со
-
четании
с
закрепленной
в
зако
-
не
обязательностью
исполнения
диспетчерских
команд
позволили
в
период
разделения
электро
-
энергетики
по
видам
деятельности
и
прихода
в
отрасль
частных
соб
-
ственников
сохранить
технологи
-
ческую
целостность
ЕЭС
России
и
ее
надежную
работу
.
В
первые
годы
компания
за
-
нималась
воссозданием
единой
вертикали
оперативно
-
диспетчер
-
ского
управления
на
новых
прин
-
ципах
—
развитием
филиальной
сети
и
унификацией
технологий
и
деловых
процессов
.
Необходимо
было
не
только
передать
функции
по
управлению
режимами
от
преж
-
ней
системы
к
новой
,
но
и
сфор
-
мировать
материальную
базу
Системного
оператора
,
норма
-
тивно
-
технологическую
докумен
-
тацию
,
регулирующую
ее
работу
и
договорные
взаимоотношения
с
другими
субъектами
отрасли
,
выстроить
ключевые
деловые
процессы
,
по
которым
компании
предстояло
работать
в
условиях
реформирования
отрасли
и
да
-
лее
—
после
окончания
реформы
.
К
концу
2008
года
Системный
оператор
имел
полностью
сфор
-
мированную
трехуровневую
струк
-
туру
:
центральное
диспетчерское
управление
,
семь
объединенных
диспетчерских
управлений
и
59
ре
-
гиональных
диспетчерских
управ
-
лений
(
к
настоящему
моменту
в
процессе
оптимизации
структу
-
ры
их
число
сократилось
до
50-
ти
).
Важной
задачей
в
первые
годы
после
создания
стала
подготов
-
ка
к
вводу
рыночных
технологий
.
Благодаря
переходу
от
фиксиро
-
ванных
на
год
тарифов
к
конку
-
рентному
рынку
электроэнергии
с
почасовым
ценообразованием
Памятник
первой
в
России
энергосистеме
,
открытый
в
Пятигорске
в
2013
году
Основные
показатели
энергосистемы
России
в
2015
ГОДУ
Общая
установленная
мощность
электро
-
станций
—
235 305
МВт
Выработка
—
1026,88
млрд
кВт
·
ч
Общая
протяженность
линий
электропередачи
класса
напряжения
35–1150
кВ
—
2,3
млн
км
технологической
политики
в
сфе
-
ре
информационных
технологий
и
связи
—
основы
технологических
систем
оперативно
-
диспетчерско
-
го
управления
—
не
было
.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ
Концептуальные
изменения
пре
-
терпела
структура
оператив
-
но
-
диспетчерского
управления
в
начале
2000-
х
.
На
старте
энер
-
гетической
реформы
государством
было
принято
решение
сосредото
-
чить
управление
электроэнергети
-
ческим
режимом
ЕЭС
России
в
от
-
дельной
компании
,
независимой
от
интересов
субъектов
отрасли
.
Энергетикам
удалось
доказать
правительству
,
что
технологиче
-
ское
управление
режимом
работы
ЕЭС
—
это
уникальная
функция
,
не
совместимая
ни
с
какой
другой
и
требующая
собственных
дело
-
вых
процессов
,
технологического
обеспечения
,
финансирования
,
документооборота
,
системы
под
-
готовки
профессионалов
и
прочих
составляющих
.
А
главное
—
она
должна
быть
независимой
от
инте
-
ресов
участников
зарождавшегося
в
то
время
рынка
.
17
июня
2002
года
создано
ОАО
«
Системный
оператор
—
Цен
-
тральное
диспетчерское
управле
-
ние
Единой
энергетической
систе
-
мы
» (
сейчас
—
АО
«
Системный
оператор
Единой
энергетической
системы
») —
так
впервые
в
исто
-
рии
России
оперативно
-
диспет
-
черское
управление
энергосисте
-
мой
было
выделено
в
отдельную
инфраструктурную
компанию
,
независимую
от
влияния
субъек
-
тов
отрасли
.
Именно
соблюдение
177
АЮЕВ
Борис
Ильич
Действующий
Председатель
Правления
АО
«
СО
ЕЭС
»
с
2004
года
.
Выпускник
Уральского
поли
-
технического
института
1979
года
по
специальности
«
Электрические
станции
».
В
1979–1980
годах
работал
инженером
отдела
АСУ
Нижнетагильского
предприятия
электрических
сетей
«
Свердловэнерго
».
С
1980 —
инженер
,
затем
—
заме
-
ститель
генерального
директора
ОДУ
Урала
.
С
1998
года
работал
в
проектных
группах
ОАО
РАО
«
ЕЭС
России
»
по
реформированию
электроэнергетической
отрасли
.
В
2002
году
назначен
заместителем
Председателя
Правления
ОАО
«
СО
—
ЦДУ
ЕЭС
».
В
2004
году
избран
Председателем
Правления
компании
и
членом
Правле
-
ния
ОАО
РАО
«
ЕЭС
России
».
С
2004
года
—
Председа
-
тель
Комиссии
по
оперативно
-
технологической
коор
-
динации
совместной
работы
энергосистем
стран
СНГ
и
Балтии
(
КОТК
).
Является
членом
CIGRE,
с
мая
2009
по
сентябрь
2015
года
возглавлял
Российский
Национальный
Коми
-
тет
СИГРЭ
.
Под
его
непосредственным
руководством
Системный
оператор
в
первые
годы
своей
работы
сформировал
единую
трехуровневую
систему
оперативно
-
диспетчер
-
ского
управления
,
разработал
и
внедрил
унифициро
-
ванные
подходы
к
управлению
ЕЭС
России
,
выстроил
деловые
процессы
и
провел
технологическое
пере
осна
-
щение
.
В
настоящее
время
Борис
Ильич
возглавляет
работу
по
актуализации
нормативно
-
технической
базы
в
сфере
обеспечения
надежной
работы
ЕЭС
Рос
-
сии
.
За
активное
участие
в
работе
по
формированию
нормативно
-
правовой
базы
Единого
экономического
пространства
Б
.
И
.
Аюев
награжден
Почетной
грамотой
Правительства
Российской
Федерации
.
В
2013
году
за
большой
вклад
в
ликвидацию
последствий
аварии
на
Саяно
-
Шушенской
ГЭС
имени
П
.
С
.
Непорожне
-
го
Б
.
И
.
Аюеву
объявлена
благодарность
Президента
Российской
Федерации
.
В
2014
году
за
большой
вклад
в
подготовку
и
проведение
XXII
Олимпийских
зимних
игр
и
XI
Паралимпийских
зимних
игр
2014
года
в
городе
Сочи
награжден
Орденом
Дружбы
.
Доктор
технических
наук
,
действительный
член
Академии
инженерных
наук
им
.
А
.
М
.
Прохорова
,
автор
и
соавтор
более
70
научно
-
практических
статей
и
моно
-
графий
.
Б
.
И
.
Аюев
имеет
звание
«
Почетный
энергетик
»,
награжден
орденом
Почета
,
медалью
ордена
«
За
заслу
-
ги
перед
Отечеством
» II
степени
.
на
рынке
на
сутки
вперед
(
РСВ
),
исходя
из
ценовых
заявок
,
соответ
-
ствующих
фактическим
затратам
на
производство
электроэнергии
,
во
второй
половине
2000-
х
уда
-
лось
решить
задачу
обеспечения
полной
загрузки
оборудования
,
физически
готового
к
выработке
электроэнергии
.
Системный
опе
-
ратор
,
отвечающий
за
технологи
-
ческую
основу
рынка
,
полностью
переработал
принципы
расчета
электроэнергетических
режимов
,
создав
к
ноябрю
2003
года
(
момен
-
ту
старта
оптового
рынка
электро
-
энергии
)
новую
математическую
модель
ЕЭС
России
.
Постепенно
функционал
Сис
-
темного
оператора
расширялся
.
Так
,
в
2009
году
появилась
госу
-
дарственная
система
планиро
-
вания
развития
ЕЭС
.
Компания
стала
важным
звеном
системы
развития
отрасли
,
поскольку
могла
согласовывать
планы
строитель
-
ства
энергообъектов
на
строго
на
-
учной
основе
,
исходя
из
прогноза
потребления
и
режимных
условий
.
НОВЕЙШАЯ
ИСТОРИЯ
В
2017
году
Системный
оператор
отметит
свое
15-
летие
.
Одной
из
ключевых
задач
компании
на
данном
этапе
является
форми
-
рование
актуальной
нормативно
-
технической
базы
электроэнерге
-
тики
.
По
завершении
в
2008
году
активной
фазы
реформирования
отрасль
не
получила
системы
от
-
раслевого
нормативно
-
техноло
-
гического
регулирования
в
виде
единого
общеобязательного
на
-
бора
правил
,
определяющего
технические
требования
к
эле
-
ментам
энергосистемы
,
обеспе
-
чивающие
их
работу
в
составе
технологического
комплекса
ЕЭС
России
.
В
то
же
время
норма
-
тивно
-
технические
документы
,
утверж
денные
приказами
ОАО
РАО
«
ЕЭС
России
»
и
ведомствен
-
ными
актами
,
после
расформи
-
рования
РАО
остались
вне
пра
-
вового
пространства
,
а
советские
ГОСТы
и
своды
правил
потеряли
актуальность
и
юридический
ста
-
тус
в
сложившейся
в
российской
энергетике
новой
системе
от
-
ношений
.
Постепенно
энергоси
-
стема
стала
наполняться
обору
-
дованием
,
не
соответствующим
параметрам
нормальной
работы
в
составе
ЕЭС
,
стал
снижаться
уровень
технологического
обслу
-
живания
оборудования
и
ремон
-
тов
,
подготовки
персонала
энер
-
гообъектов
.
Количество
аварий
системного
характера
,
приводя
-
щих
к
разделению
энергосистемы
и
отключению
большого
числа
потребителей
,
в
последние
годы
стало
расти
.
В
настоящее
время
специали
-
сты
Системного
оператора
актив
-
но
участвуют
в
общеотраслевой
работе
по
исправлению
ситуации
,
ведущейся
под
руководством
Мин
-
энерго
.
С
2014
года
АО
«
СО
ЕЭС
»
является
базовой
организацией
Технического
комитета
по
стандар
-
тизации
«
Электроэнергетика
» (
ТК
016)
Росстандарта
.
Основные
за
-
дачи
ТК
016,
формирующего
новую
систему
национальной
стандарти
-
зации
в
энергетике
, —
повышение
эффективности
использования
по
-
тенциала
национальной
стандар
-
тизации
для
проведения
единой
технической
политики
в
отрасли
и
достижения
технологической
со
-
вместимости
оборудования
.
Системный
оператор
прини
-
мал
активное
участие
в
разра
-
ботке
Правил
технологического
функционирования
электроэнер
-
гетических
систем
,
призванных
ликвидировать
пробел
в
норма
-
тивно
-
технической
базе
.
Этот
комплексный
нормативный
акт
,
находящийся
на
рассмотрении
в
Правительстве
России
,
опре
-
деляет
технологические
правила
работы
энергосистем
и
является
важнейшим
документом
,
уста
-
навливающим
единые
«
правила
игры
»
в
сфере
обеспечения
на
-
дежности
функционирования
Еди
-
ной
энергосистемы
.
№
6 (39) 2016
Оригинал статьи: Очерк об истории оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России
В этом году оперативно-диспетчерскому управлению ЕЭС России исполняется 95 лет. История его становления неразрывно связана с историей формирования отечественной энергосистемы. Представляем вам очерк об истории оперативно-диспетчерского управления, подготовленный специалистами АО «Системный оператор Единой энергетической системы».