Оценка технического состояния силовых трансформаторов при риск-ориентированном подходе к управлению активами электрических сетей

Page 1
background image

Page 2
background image

48

управление активами

Оценка технического состояния 
силовых трансформаторов
при риск-ориентированном 
подходе к управлению 
активами электрических сетей

УДК

 621.3.051

Майоров

 

А

.

В

.,

к

.

т

.

н

., 

генеральный

 

директор

 

АО

 «

ОЭК

»

Львов

 

М

.

Ю

.,

д

.

т

.

н

., 

руководитель

 

Департамента

 

технической

 

политики

 

и

 

стандартизации

 

производственных

 

процессов

 

АО

 «

ОЭК

»

Ключевые

 

слова

:

силовой

 

трансформатор

техническое

 

состояние

риск

управление

 

акти

-

вами

Keywords:

power transformer, 
technical condition, risk, 
asset management

Переход

 

от

 

системы

 

планово

-

предупредительного

 

вида

 

организации

 

ремонта

 

на

 

объектах

 

электросетевого

 

хозяйства

 

к

 

организации

 

ремонта

 

по

 

фактическому

 

техническому

 

состоянию

 

должен

 

обеспечивать

 

эксплуатационную

 

надежность

 

силовых

 

трансформаторов

Разработка

 

методологии

 

принятия

 

решений

 

при

 

оценке

 

технического

 

состояния

 

силовых

 

трансформаторов

позволяющая

 

про

-

водить

 

классификацию

 

и

 

прогнозирование

 

вида

 

его

 

технического

 

состояния

принимать

 

решения

 

о

 

необходимости

 

своевременного

 

вывода

 

трансформатора

 

в

 

ремонт

принимать

 

решения

 

о

 

возможности

 

и

 

целесообразности

 

дальнейшей

 

эксплуатации

 

оборудования

 

или

 

необходимости

 

планирования

 

его

 

замены

 

при

-

обретает

 

центральное

 

значение

 

при

 

реализации

 

данной

 

концепции

.

В

 

соответствии

 

с

 

изме

-

нениями

внесенными

 

в

 

Стратегию

 

развития

 

электросетевого

 

ком

-

плекса

 

и

 

утвержденными

 

рас

-

поряжением

 

Правительства

 

РФ

 

2664-

р

 

от

 29.11.2017 

г

., 

с

 2018 

года

 

в

 

России

 

должен

 

реализовываться

 

постепенный

 

переход

 

от

 

системы

 

плано

-

во

-

предупредительного

 

вида

 

организации

 

ремонта

 

на

 

объ

-

ектах

 

электросетевого

 

хозяй

-

ства

 

к

 

организации

 

ремонта

 

по

 

фактическому

 

техническому

 

со

-

стоянию

 

с

 

учетом

 

последствий

 

отказа

 

основного

 

технологиче

-

ского

 

оборудования

  (

рисков

). 

Также

 

предусмотрен

 

отказ

 

от

 

процедуры

 

технического

 

осви

-

детельствования

 

оборудования

 

и

 

переход

 

к

 

управлению

 

произ

-

водственными

 

активами

 

в

 

за

-

висимости

 

от

 

риска

 

отключения

 

потребителей

При

 

этом

 

для

 

проведения

 

оценок

 

технического

 

состояния

 

оборудования

 

должна

 

использоваться

 

количественная

 

интегральная

 

величина

харак

-

теризующая

 

техническое

 

состо

-

яние

 

оборудования

 

и

 

соответ

-

ствующий

 

уровень

 

технического

 

риска

 — 

индекс

 

технического

 

со

-

стояния

.

Постановлением

 

Правитель

-

ства

 

РФ

 

 1401 

от

 19.12.2016 

г

., 

вступившим

 

в

 

силу

 

с

 01.01.2018 

г

., 

введено

 

понятие

 

индекса

 

тех

-

нического

 

состояния

  (

ИТС

) — 

интегральный

 

показатель

 

тех

-

нического

 

состояния

который

 

объединяет

 

значения

 

ряда

 

дру

-

гих

 

показателей

 

технического

 

состояния

 

в

 

единую

 

величину

удобную

 

для

 

сравнения

При

 

этом

 

указывается

что

 

ИТС

 

яв

-

ляется

 

количественной

 

оценкой

 

технического

 

состояния

  (

нахо

-

дящаяся

 

в

 

диапазоне

 

от

 0 

до

 

1), 

которая

 

определяется

 

на

 

ос

-

новании

 

фактических

 

данных

полученных

 

по

 

результатам

 

из

-

мерений

испытаний

 

и

 

осмотров

 

оборудования

характеризующих

 

следующие

 

введенные

 

виды

 

тех

-

нического

 

состояния

а

 

именно

:

 

критическое

 

(

очень

 

высокий

 

уровень

 

риска

);

 

неудовлетворительное

 

(

вы

-

сокий

 

уровень

 

риска

);


Page 3
background image

49

 

удовлетворительное

 

(

сред

-

ний

 

уровень

 

риска

);

 

хорошее

 

(

низкий

 

уровень

 

риска

);

 

очень

 

хорошее

  (

очень

 

низкий

 

уровень

 

риска

).

В

 

соответствии

 

с

 

Методикой

 

оценки

 

технического

 

состояния

 

основного

 

оборудования

 

и

 

линий

 

электропередачи

 

электрических

 

станций

 

и

 

электрических

 

сетей

утвержденной

 

приказом

 

Мин

-

энерго

 

РФ

 

 676 

от

 26.07.2017 

г

., 

для

 

силовых

 

трансформаторов

 

(

автотрансформаторов

напря

-

жением

 110 

кВ

 

и

 

выше

 

преду

-

смотрен

 

порядок

 

ежегодного

 

расчета

 

ИТС

 

для

 

определения

 

(

в

 

зависимости

 

от

 

установлен

-

ных

 

диапазонов

 

ИТС

планируе

-

мого

 

вида

 

технического

 

воздей

-

ствия

 

на

 

оборудование

При

 

этом

 

под

 

техническим

 

воздействием

 

понимается

 

воздействие

 

на

 

обо

-

рудование

 

или

 

его

 

узел

 (

ремонт

техническое

 

перевооружение

реконструкция

замена

), 

приво

-

дящее

 

к

 

улучшению

 

технических

 

характеристик

 

и

 

состояния

 

обо

-

рудования

Суть

 

данной

 

методики

 

за

-

ключается

 

в

 

сравнении

 

факти

-

ческих

 

результатов

 

измерений

 

и

 

испытаний

проводимых

 

в

 

со

-

ответствии

 

с

 

действующими

 

нормативами

и

 

на

 

основании

 

расчета

 

ИТС

 

определение

 

пла

-

нирования

 

вида

 

необходимого

 

технического

 

воздействия

При

 

этом

 

данная

 

методика

 

указы

-

вает

что

 

субъект

 

электроэнер

-

гетики

 

должен

 

также

 

проводить

 

оценку

 

динамики

 

изменения

 

значений

 

параметров

 

техниче

-

ского

 

состояния

 

оборудования

осуществлять

 

прогноз

 

измене

-

ния

 

его

 

индекса

 

технического

 

состояния

 

и

 

времени

 

достиже

-

ния

 

критического

 

состояния

при

 

котором

 

эксплуатация

 

та

-

кого

 

оборудования

 

будет

 

не

-

допустима

Также

 

указывается

 

о

 

необходимости

 

оценки

 

риска

 

отказа

 

каждой

 

единицы

 

обору

-

дования

оценке

 

вероятности

 

отказа

 

функциональных

 

узлов

оценке

 

возможного

 

ущерба

 

из

-

за

 

отказа

 

оборудования

 (

оцени

-

вать

 

последствия

 

отказа

 

обо

-

рудования

). 

Необходимо

 

также

 

подчеркнуть

что

 

одной

 

из

 

задач

 

указанной

 

выше

 

Стратегии

 

яв

-

ляется

: «

недопущение

 

наличия

 

на

 

объектах

 

электросетевого

 

хозяйства

 

оборудования

 

в

 

кри

-

тическом

 

состоянии

а

 

также

 

снижение

 

доли

 

оборудования

имеющего

 

высокие

 

и

 

сред

-

ние

 

уровни

 

технического

 

риска

 

с

 

учетом

 

последствий

 

его

 

от

-

каза

». 

В

 

этой

 

связи

 

очевидно

что

 

для

 

обеспечения

 

надежности

 

эксплуатации

 

силовых

 

транс

-

форматоров

 

при

 

реализации

 

риск

-

ориентированного

 

подхода

 

к

 

управлению

 

активами

 

элек

-

трических

 

сетей

 

вопрос

 

оценки

 

технического

 

состояния

 

обору

-

дования

 

при

 

его

 

эксплуатации

 

приобретает

 

еще

 

большую

 

зна

-

чимость

а

 

разработка

 

методо

-

логии

 

принятия

 

решений

 

при

 

оценке

 

технического

 

состояния

 

силовых

 

трансформаторов

по

-

зволяющая

 

проводить

 

класси

-

фикацию

 

и

 

прогнозирование

 

вида

 

его

 

технического

 

состоя

-

ния

принимать

 

решения

 

о

 

не

-

обходимости

 

своевременного

 

вывода

 

трансформатора

 

в

 

ре

-

монт

принимать

 

решения

 

о

 

воз

-

можности

 

и

 

целесообразности

 

дальнейшей

 

эксплуатации

 

обо

-

рудования

 

или

 

необходимости

 

планирования

 

его

 

замены

явля

-

ется

 

не

 

только

 

актуальной

 

зада

-

чей

но

 

и

 

приобретает

 

централь

-

ное

 

значение

 

при

 

реализации

 

данной

 

концепции

В

 

соответствии

 

с

 

Правилами

 

организации

 

технического

 

об

-

служивания

 

и

 

ремонта

 

объектов

 

электроэнергетики

утвержден

-

ных

 

приказом

 

Минэнерго

 

Рос

-

сии

 

 1013 

от

 25.12.2017 

г

. (

вво

-

дятся

 

в

 

действие

 

с

 27.09.2018 

г

.). 

применение

 

вида

 

организации

 

ремонта

 

по

 

техническому

 

со

-

стоянию

 

оборудования

 

ПС

 

до

-

пускается

 

в

 

случае

если

 

субъ

-

ект

 

электроэнергетики

 

утвер

-

дил

 

ЛНА

устанавливающий

 

пе

-

риодичность

методы

объемы

 

и

 

технические

 

средства

 

контро

-

ля

систему

 

показателей

 

тех

-

нического

 

состояния

 

и

 

их

 

допу

-

стимые

 

и

 

предельные

 

значения

позволяющие

 

достоверно

 

опре

-

делять

 

фактическое

 

техниче

-

ское

 

состояние

 

оборудования

 

ПС

 

и

 

его

 

изменение

 

в

 

период

 

до

 

следующего

 

выполнения

 

кон

-

троля

.

В

 

части

 

силовых

 

трансформа

-

торов

 

напряжением

 110 

кВ

 

и

 

выше

 

следует

 

отметить

что

 

благодаря

 

достаточно

 

высокой

 

эффективно

-

сти

 

системы

 

эксплуатационного

диагностического

 

и

 

ремонтного

 

обслуживания

 

данного

 

вида

 

обо

-

рудования

 

уже

 

в

 90-

х

 

годах

 

про

-

шлого

 

столетия

раньше

чем

 

по

 

другим

 

видам

 

энергетического

 

оборудования

начала

 

реализо

-

вываться

 

концепция

 

перехода

 

от

 

нормативно

-

календарного

 

пла

-

нирования

 

ремонтов

 

к

 

их

 

прове

-

дению

  «

по

 

состоянию

», 

то

 

есть

 

в

 

зависимости

 

от

 

фактического

 

технического

 

состояния

.

В

 

соответствии

 

с

 

действующи

-

ми

 

требованиями

 

ПТЭ

 [1] 

ремонт

 

силовых

 

трансформаторов

 (

авто

-

трансформаторов

выполняется

 

по

 

мере

 

необходимости

 

в

 

зави

-

симости

 

от

 

их

 

технического

 

со

-

стояния

определяемого

 

измере

-

ниями

испытаниями

 

и

 

внешним

 

осмотром

Сроки

 

ремонта

 

уста

-

навливаются

 

техническим

 

руко

-

водителем

 

энергообъекта

.

Оценка

 

технического

 

состо

-

яния

 

силовых

 

трансформато

-

ров

 

в

 

эксплуатации

 

ведется

 

по

 

комплексу

 

контролируемых

 

по

-

казателей

 

и

 

их

 

нормативам

Ос

-

новным

 

документом

регламен

-

тирующим

 

перечень

 

испытаний

 

силовых

 

трансформаторов

 

при

 

вводе

 

в

 

работу

 

и

 

в

 

процессе

 

экс

-

плуатации

предельно

 

допусти

-

мые

 

значения

 

контролируемых

 

показателей

 

и

 

периодичность

 

контроля

является

 

РД

  «

Объем

 

и

 

нормы

 

испытаний

 

электрообо

-

рудования

» [2]. 

При

 

этом

 

в

 

России

 

действует

 

система

 

нормативно

-

технических

 

документов

  (

НТД

в

 

части

 

мето

-

дических

 

указаний

 

и

 

методик

применительно

 

к

 

оценке

 

состоя

-

ния

 

силовых

 

трансформаторов

позволяющая

 

эксплуатационным

 

предприятиям

 

в

 

полном

 

объеме

 

реализовывать

 

установленные

 

требования

 [3].

В

 

РД

  «

Объем

 

и

 

нормы

 

испы

-

таний

 

электрооборудования

» [2] 

приводится

 

перечень

 

испытаний

 

и

 

предельно

 

допустимые

 

зна

-

чения

 

контролируемых

 

параме

-

тров

при

 

этом

 

указывается

что

 

 5 (50) 2018


Page 4
background image

50

выход

 

значений

 

параметров

 

за

 

установленные

 

границы

  (

пре

-

дельные

 

значения

следует

 

рас

-

сматривать

 

как

 

признак

 

наличия

 

дефектов

которые

 

могут

 

приве

-

сти

 

к

 

отказу

 

оборудования

.

Вместе

 

с

 

тем

следует

 

конста

-

тировать

что

 

одним

 

из

 

базовых

 

вопросов

 

при

 

принятии

 

реше

-

ния

 

о

 

выводе

 

трансформатора

 

в

 

ремонт

 

или

 

необходимости

 

его

 

замены

 

является

 

наличие

 

до

-

стоверной

 

оценки

 

вида

 

его

 

тех

-

нического

 

состояния

При

 

этом

 

в

 

существующей

 

системе

 

нор

-

мативно

-

технических

 

докумен

-

тов

 

отсутствует

 

регламентация

 

критериев

 

оценки

 

вида

 

техниче

-

ского

 

состояния

 

силовых

 

транс

-

форматоров

  (

работоспособное

неработоспособное

предель

-

ное

для

 

принятия

 

решений

 

о

 

возможности

 

их

 

дальнейшей

 

эксплуатации

 

или

 

необходи

-

мости

 

вывода

 

в

 

ремонт

 

или

 

из

 

работы

не

 

регламентируются

 

признаки

 

для

 

оценки

 

и

 

прогно

-

зирования

 

перехода

 

трансфор

-

матора

 

из

 

исправного

 

в

 

работо

-

способное

неработоспособное

 

и

 

предельное

 

состояние

.

В

 

соответствии

 

с

 

ГОСТ

 27.002 [4]

различают

 

следующие

 

основные

 

состояния

 

оборудования

ис

-

правное

неисправное

работо

-

способное

неработоспособное

предельное

.

Исправное

 

состояние

 — 

со

-

стояние

 

объекта

при

 

котором

 

он

 

соответствует

 

всем

 

требованиям

 

нормативно

-

технической

 

и

  (

или

конструкторской

  (

проектной

до

-

кументации

.

Неисправное

 

состояние

 — 

состояние

 

объекта

при

 

котором

 

он

 

не

 

соответствует

 

хотя

 

бы

 

од

-

ному

 

из

 

требований

 

нормативно

-

технической

 

и

  (

или

конструктор

-

ской

 (

проектной

документации

.

Работоспособное

 

состо

-

яние

 — 

состояние

 

объекта

при

 

котором

 

значения

 

всех

 

показате

-

лей

характеризующих

 

способ

-

ность

 

выполнять

 

заданные

 

функ

-

ции

соответствует

 

требованиям

 

нормативной

 

технической

 

и

  (

или

конструкторской

  (

проектной

до

-

кументации

.

Неработоспособное

 

состо

-

я

 

ние

 — 

состояние

 

объекта

при

 

котором

 

значение

 

хотя

 

бы

 

одно

-

го

 

показателя

характеризующего

 

способность

 

выполнять

 

заданные

 

функции

не

 

соответствует

 

требо

-

ваниям

 

нормативной

 

технической

 

и

  (

или

конструкторской

  (

проект

-

ной

документации

.

Предельное

 

состояние

 

— 

состояние

 

объекта

при

 

котором

 

его

 

дальнейшая

 

эксплуатация

 

не

-

допустима

 

или

 

нецелесообразна

либо

 

восстановление

 

его

 

работо

-

способного

 

состояния

 

невозмож

-

но

 

или

 

нецелесообразно

.

Как

 

уже

 

отмечалось

 

выше

центральную

 

роль

 

в

 

рас

 

смот

-

рении

 

проблемы

 

принятия

 

ре

-

шений

 

при

 

реализации

 

риск

-

ори

 

ен

 

ти

 

ро

 

ванного

 

управления

 

активами

 

при

 

эксплуатации

 

си

-

ловых

 

трансформаторов

 

для

 

своевременного

 

планирования

 

технических

 

воздействий

 

по

 

техническому

 

состоянию

 

игра

-

ет

 

понятие

 

риск

Следует

од

-

нако

отметить

что

 

в

 

литерату

-

ре

 

встречаются

 

весьма

 

сильно

 

различающиеся

 

интерпретации

 

этого

 

понятия

при

 

этом

 

неред

-

ко

 

с

 

понятием

 

риск

 

связывают

-

ся

 

представления

 

о

 

возможных

 

событиях

грозящих

  «

катастро

-

фическими

» 

последствиями

из

-

бежать

 

которых

 

нужно

  «

любой

» 

ценой

Однако

это

 

далеко

 

не

 

всегда

 

так

и

 

возможный

 

ущерб

 

вследствие

 

решения

принятого

 

с

 

учетом

 

допустимости

 

опреде

-

ленного

 

риска

может

 

оказаться

 

ничтожно

 

малым

 

по

 

сравнению

 

с

 

затратами

 

на

 

то

чтобы

 

его

 

из

-

бежать

.

При

 

рассмотрении

 

понятия

 

риск

 

в

 

данном

 

контексте

 

необхо

-

димо

 

подчеркнуть

 

два

 

момента

:

 

общим

 

во

 

всех

 

случаях

 

явля

-

ется

 

то

что

 

понятие

 

риск

 

включает

 

в

 

себя

 

некоторую

 

вероятность

 

возможности

 

воз

-

никновения

 

нежелательного

 

события

;

 

полностью

 

свободного

 

от

 

риска

 

повреждения

 

электро

-

оборудования

 

не

 

существу

-

ет

так

 

как

в

 

частности

не

 

существует

 100%-

ной

 

надеж

-

ности

 

его

 

функционирова

-

ния

а

 

значит

 

всегда

 

имеет

 

место

 

вероятность

 

развития

 

(

проявления

того

 

или

 

иного

 

дефекта

 

и

 

соответственно

 

возможность

 

отказа

что

 

по

-

влечет

 

за

 

собой

 

убытки

затраты

упущенную

 

выгоду

ущерб

 

и

 

т

.

д

Формально

 

риск

 

повреждения

  (

отказа

обо

-

рудования

 

возникает

 

сразу

 

же

как

 

только

 

начинается

 

его

 

эксплуатация

разница

 

лишь

 

в

 

его

 

величине

.

Для

 

учета

 

фактора

 

риска

 

при

 

принятии

 

решений

в

 

част

-

ности

 

по

 

результатам

 

оценки

 

технического

 

состояния

 

силово

-

го

 

трансформатора

о

 

возмож

-

ности

 

и

 

целесообразности

 

его

 

дальнейшей

 

эксплуатации

 

или

 

необходимости

 

вывода

 

его

 

в

 

ре

-

монт

 

требуется

 

четкое

 

опреде

-

ление

 

понятия

 «

риск

», 

учитыва

-

ющего

 

вероятностный

 

характер

 

возможных

 

последствий

 

и

 

вы

-

ражаемого

 

в

 

количественных

 

единицах

В

 

общем

 

виде

 

целе

-

сообразно

 

определить

 

риск

 

как

 

произведение

 

величины

 

собы

-

тия

 

A

 

на

 

меру

 

возможности

 

его

 

наступления

 

q

 [5]:

 

R

 = 

A

 · 

q

При

 

этом

 

величина

 

A

 

может

 

оцениваться

 

как

 

материальные

 

убытки

 

в

 

случае

 

наступления

 

возможных

 

последствий

 

разви

-

тия

 

дефекта

 (

дефектов

), 

числен

-

но

 

равные

 

e

i

а

 

мерой

 

возможно

-

сти

 

q

 

служит

 

вероятность

 

p

i

 

его

 

появления

то

 

есть

 

R

 = 

e

i

 · 

p

i

При

 

оценивании

 

e

i

 

возможны

 

различные

 

точки

 

зрения

учи

-

тывая

 

условия

 

задачи

уровень

 

имеющейся

 

информации

сте

-

пень

 

ответственности

 

и

 

влия

-

ние

 

принятого

 

решения

 

на

 

раз

-

личные

 

аспекты

 

деятельности

то

 

есть

 

e

i

    {

e

ij

}. 

В

 

соответствии

 

с

 

этим

 

необходимо

 

подобрать

 

подходящую

 

оценочную

  (

целе

-

вую

функцию

наиболее

 

пра

-

вильно

 

отражающую

 

подход

 

при

 

принятии

 

решения

 

в

 

конкретных

 

условиях

 

эксплуатации

 

и

 

имею

-

щейся

 

информации

Фактически

 

при

 

принятии

 

ре

-

шения

 

о

 

возможности

 

и

 

целе

-

сообразности

 

дальнейшей

 

экс

-

плуатации

 

оборудования

 

по

 

результатам

 

оценки

 

техниче

-

ского

 

состояния

 

или

 

необхо

-

димости

 

вывода

 

его

 

в

 

ремонт

 

необходимо

 

оценить

 

вид

 

его

 

технического

 

состояния

 

и

 

воз

-

УПРАВЛЕНИЕ

АКТИВАМИ


Page 5
background image

51

можные

 

последствия

 

принятого

 

решения

При

 

этом

для

 

оценки

 

возможного

 

риска

 

необходима

 

оценка

 

вероятности

 

возник

-

новения

 

повреждения

 

обору

-

дования

 

вследствие

 

развития

 

того

 

или

 

иного

 

дефекта

Наибо

-

лее

 

простым

 

является

 

подход

использующий

 

комплексные

 

статистические

 

данные

 

о

 

по

-

вреждаемости

Однако

 

вслед

-

ствие

 

относительной

 

редкости

 

и

 

специфичности

 

характера

 

отказов

 

и

 

аварий

 

провести

 

чет

-

кое

 

сравнение

 

по

 

всей

 

совокуп

-

ности

 

необходимых

 

признаков

 

и

 

по

 

большому

 

числу

 

реализа

-

ций

 

затруднительно

а

 

имею

-

щаяся

 

на

 

энергопредприятии

 

статистика

 

для

 

прямого

 

опре

-

деления

 

вероятностей

как

 

пра

-

вило

недостаточна

Поэтому

получить

 

прямые

 

численные

 

оценки

 

возможной

 

вероятности

 

достаточно

 

сложно

Примене

-

ние

 

экспертного

 

метода

 

оценки

 

также

 

может

 

быть

 

сопряжено

 

со

 

значительными

 

трудностя

-

ми

поскольку

 

среди

 

экспертов

 

могут

 

возникать

 

разногласия

 

относительно

 

значений

 

веро

-

ятности

а

 

следовательно

от

-

носительно

 

возможного

 

риска

Тем

 

не

 

менее

сочетание

 

ста

-

тистических

 

данных

 

и

 

эксперт

-

ных

 

оценок

основанных

 

на

 

зна

-

нии

 

процессов

происходящих

 

в

 

оборудовании

есть

 

тот

 

путь

который

 

позволяет

 

ориентиро

-

вочно

 

определить

 

необходи

-

мые

 

оценочные

 

значения

.

Подход

 

к

 

оценке

 

уровня

 

воз

-

можного

 

риска

 

должен

 

учитывать

 

также

 

затраты

необходимые

 

для

 

реализации

 

принятого

 

решения

а

 

также

 

временные

 

факторы

 

воз

-

можности

 

дальнейшей

 

эксплуа

-

тации

 

или

 

необходимости

 

вывода

 

оборудования

 

из

 

работы

прогно

-

зировать

 

возможные

 

и

 

целесо

-

образные

 

сроки

 

технических

 

воз

-

действий

 

на

 

оборудование

.

При

 

этом

главное

 — 

необхо

-

димо

 

воспрепятствовать

 

тому

чтобы

 

с

 

одной

 

стороны

ценой

 

больших

 

затрат

 

был

 

уменьшен

 

и

 

без

 

того

 

незначительный

 

риск

а

 

с

 

другой

 — 

чтобы

 

оставался

 

большой

 

риск

который

 

можно

 

было

 

бы

 

устранить

 

с

 

относитель

-

но

 

небольшими

 

затратами

 

в

 

про

-

гнозируемый

 

временной

 

период

 

времени

.

При

 

этом

 

важно

 

знать

что

 

об

-

наруживаемые

 

процессы

 

в

 

конеч

-

ном

 

счете

 

приведут

 

к

 

развитию

 

опасного

 

дефекта

и

 

оценивать

 

временной

 

интервал

 

до

 

возмож

-

ного

 

повреждения

а

 

предпосыл

-

кой

 

того

что

 

развитие

 

того

 

или

 

иного

 

процесса

 

в

 

оборудовании

 

приведет

 

к

 

опасному

 

развитию

 

дефекта

является

 

не

 

только

 

до

-

стижение

 

предельно

 

допустимого

 

значения

 

конкретного

 

показате

-

ля

но

 

и

 

обнаружение

 

тенденции

 

его

 

изменения

 

и

 

прогнозирова

-

ние

 

перехода

 

трансформатора

 

от

 

исправного

 

в

 

другое

 

состояние

 

с

 

оценкой

 

возможности

 

появления

 

показателей

характеризующих

 

предаварийное

 

состояние

 

сило

-

вого

 

трансформатора

Ниже

 

приведены

 

показатели

используемые

 

для

 

оценки

 

тех

-

нического

 

состояния

 

силовых

 

трансформаторов

с

 

указанием

 

отсутствующего

 

в

 

настоящее

 

время

 

перечня

 

признаков

опре

-

деляющих

 

классификацию

 

вида

 

технического

 

состояния

 

данного

 

оборудования

 

при

 

достижении

 

регламентируемых

 

предельно

 

допустимых

 

значений

 

этих

 

пока

-

зателей

 

на

 

основе

 

учета

 

их

 

диа

-

гностической

 

ценности

 

и

 

оцен

-

ки

 

фактора

 

риска

 

повреждения

 

оборудования

которое

 

может

 

сопровождаться

 

возникновени

-

ем

 

внутреннего

 

короткого

 

замы

-

кания

 [6].

Показатели

 

неисправного

 

рабо

-

тоспособного

 

состояния

:

 

– c

опротивление

 

обмоток

 

посто

-

янному

 

току

;

 

потери

 

холостого

 

хода

;

 

хроматографический

 

анализ

 

газов

растворенных

 

в

 

масле

 

бака

 

трансформатора

  (

гранич

-

ные

 

значения

);

 

кислотное

 

число

;

 

тангенс

 

угла

 

диэлектрических

 

потерь

 

масла

 

при

 

температуре

 

70°

С

/90°

С

;

 

температура

 

вспышки

;

 

содержание

 

механических

 

при

-

месей

 (

класс

 

чистоты

);

 

содержание

 

растворимого

 

шлама

;

 

содержание

 

антиокислитель

-

ной

 

присадки

 

АГИДОЛ

;

 

содержание

 

фурановых

 

про

-

изводных

 (

в

 

том

 

числе

 

фурфу

-

рола

);

 

газосодержание

 

в

 

масле

;

 

содержание

 

водорастворимых

 

кислот

 

и

 

щелочей

.

Показатели

 

неработоспособно

-

го

 

состояния

:

 

– c

опротивление

 

изоляции

 

об

 -

моток

;

 

тангенс

 

угла

 

диэлектрических

 

потерь

 

изоляции

 

обмоток

;

 

влагосодержание

 

твердой

 

изо

-

ляции

;

 

пробивное

 

напряжение

 

масла

;

 

влагосодержание

 

масла

;

 

сопротивление

 

изоляции

 

ввода

;

 

тангенс

 

угла

 

диэлектрических

 

потерь

 

основной

 

изоляции

 

ввода

;

 

тангенс

 

угла

 

диэлектрических

 

потерь

 

последних

 

слоев

 

изо

-

ляции

 

ввода

;

 

изменение

 

емкости

 

основной

 

изоляции

 

ввода

;

 

хроматографический

 

анализ

 

растворенных

 

в

 

масле

 

газов

 

во

 

вводе

 (

для

 

маслонаполненных

 

герметичных

 

вводов

);

 

оптическая

 

мутность

 

масла

 

во

 

вводе

 (

для

 

маслонаполненных

 

герметичных

 

вводов

);

 

сопротивление

 

изоляции

 

до

-

ступных

 

стяжных

 

шпилек

бан

-

дажей

полубандажей

 

ярем

 

и

 

прессующих

 

колец

 

относи

-

тельно

 

активной

 

стали

  (

магни

-

топровода

и

 

ярмовых

 

балок

;

 

– c

опротивление

 

изоляции

 

яр

 -

мовых

 

балок

 

относительно

 

ак

 -

тивной

 

стали

 

и

 

электростати

-

ческих

 

экранов

 

относительно

 

обмоток

 

и

 

магнитопровода

.

Показатели

 

предельного

 

состо

-

яния

:

 

– c

тепень

 

полимеризации

 

бу

 -

мажной

 

изоляции

 

обмоток

;

 

сопротивление

 

короткого

 

за

-

мыкания

 

обмоток

;

 

– c

одержание

 

меди

 

и

 

железа

 

в

 

составе

 

металлосодержа

-

щих

 

коллоидных

 

частиц

 

в

 

вит

-

ковой

 

изоляции

 

обмоток

 (

в

 

на

-

стоящее

 

время

 

данный

 

показа

-

тель

 

нормативно

 

не

 

нормиру

-

ется

).

Основные

 

дефекты

указыва

-

ющие

 

на

 

предельное

 

состояние

 

 5 (50) 2018


Page 6
background image

52

магнитопровода

 

силового

 

транс

-

форматора

 

замыкание

 

между

 

листами

 

стали

 

снижение

 

усилий

 

прессовки

 

магнитопровода

 

локальный

 

нагрев

Дефекты

 

магнитопровода

 

выявляются

 

по

 

результатам

 

из

-

мерения

 

потерь

 

холостого

 

хода

повышению

 

содержания

 

раство

-

ренных

 

в

 

масле

 

газов

вибрации

 

поверхности

 

бака

 

трансформато

-

ра

возрастанию

 

шума

Предель

-

ное

 

состояние

 

магнитопровода

 

трансформатора

 

определяется

 

по

 

результатам

 

осмотров

измерений

 

и

 

испытаний

 

при

 

вскрытии

 

транс

-

форматора

При

 

наличии

 

показателей

ха

-

рактеризующих

 

переход

 

силового

 

трансформатора

 

из

 

исправного

 

в

 

неисправное

 

работоспособное

 

состояние

трансформатор

 

мо

-

жет

 

эксплуатироваться

 

без

 

тех

-

нических

 

ограничений

 

в

 

соответ

-

ствии

 

с

 

действующими

 

нормами

 

и

 

требованиями

 

нормативно

-

тех

-

нической

 

документации

Вместе

 

с

 

тем

как

 

правило

необходи

-

ма

 

разработка

 

мероприятий

 

по

дополнительному

  (

учащенному

контролю

 

соответствующих

 

пока

-

зателей

 

и

/

или

 

планирование

 

соот

-

ветствующих

 

плановых

 

ремонтно

-

профилактических

 

мероприятий

.

При

 

достижении

 

показателей

 

неработоспособного

 

состояния

 

в

 

краткосрочном

 

периоде

 

должен

 

быть

 

запланирован

 

вывод

 

сило

-

вого

 

трансформатора

 

в

 

ремонт

 

с

 

проведением

 

соответствую

-

щих

 

ремонтно

-

профилактических

 

мероприятий

обеспечивающих

 

приведение

 

силового

 

трансфор

-

матора

 

в

 

исправное

 

состояние

 

в

 

соответствии

 

с

 

требованиями

 [5] 

в

 

сроки

определяемые

 

техниче

-

ским

 

руководителем

 

энергообъ

-

екта

При

 

этом

 

планирование

 

вы

-

вода

 

трансформатора

 

в

 

ремонт

 

целесообразно

 

осуществлять

 

при

 

достижении

 

значения

 

показателя

характеризующего

 

переход

 

в

 

не

-

работоспособное

 

состояние

на

 

уровне

 90% 

от

 

установленного

 

предельно

 

допустимого

 

значения

.

При

 

достижении

 

силовым

 

трансформатором

 

показателя

 

предельного

 

состояния

 

необхо

-

димо

 

провести

 

техническое

 

ос

-

видетельствование

 

для

 

принятия

 

решения

 

о

 

возможности

 

и

 

целесо

-

образности

 

дальнейшей

 

эксплу

-

атации

 

трансформатора

 

и

 

оцен

-

ки

 

планируемых

 

сроков

 

вывода

 

трансформатора

 

из

 

эксплуатации

.

При

 

переходе

 

трансформатора

 

в

 

неработоспособное

 

и

 

предель

-

ное

 

состояние

 

резко

 

возрастает

 

риск

 

повреждения

 

трансформато

-

ра

 

в

 

результате

 

развития

 

процес

-

сов

приводящих

 

к

 

возникновению

 

внутренних

 

коротких

 

замыканий

взрывов

 

и

 

пожаров

.

Анализ

 

опыта

 

эксплуатации

 

силовых

 

трансформаторов

 

на

-

пряжением

 110 

кВ

 

и

 

выше

 

по

-

казывает

что

 

надежность

 

сило

-

вых

 

трансформаторов

 

зависит

 

в

 

первую

 

очередь

 

от

 

состоя

-

ния

 

изоляции

 

обмоток

Сниже

-

ние

 

в

 

процессе

 

эксплуатации

 

электрической

 

и

 

механической

 

прочности

 

маслобарьерной

 

изо

-

ляции

 

в

 

локальном

 

объеме

 

си

-

лового

 

трансформатора

 

может

 

приводить

 

к

 

возникновению

 

ча

-

стичных

 

разрядов

обуславлива

-

ющих

 

формирование

так

 

назы

-

ваемых

 

быстроразвивающихся

 

дефектов

 

электрического

 

харак

-

тера

сопровождающихся

 

вну

-

тренними

 

короткими

 

замыкани

-

ями

взрывами

 

и

 

пожарами

При

 

этом

 

необходимо

 

отметить

что

 

развитие

 

данных

 

дефектов

  (

за

 

исключением

 

причин

связанных

 

с

 

недостатками

 

изготовления

ошибками

 

монтажа

 

и

 

ремонта

являются

 

следствием

 

длитель

-

но

 

развивающихся

 

процессов

но

 

при

 

этом

 

контролируемые

 

показатели

измерение

 

которых

 

осуществляется

 

в

 

соответствии

 

с

 

требованиями

 

действующих

 

нормативных

 

документов

как

 

правило

  (

и

 

в

 

принципе

), 

не

 

по

-

зволяют

 

своевременно

 

обнару

-

жить

 

развитие

 

процессов

приво

-

дящих

 

к

 

их

 

возникновению

В

 

той

 

связи

 

необходимо

 

выделить

 

воз

-

никновение

 

и

 

развитие

 

витковых

 

замыканий

 

в

 

обмотке

 

и

 

развитие

 

ползущих

 

разрядов

 

в

 

изоляции

 

силовых

 

трансформаторов

.

Своевременное

 

обнаружение

 

так

 

называемых

 

быстроразви

-

вающихся

 

дефектов

 

в

 

изоляции

 

обмоток

 

остается

 

актуальной

 

за

-

дачей

Также

 

актуальной

 

задачей

 

является

 

своевременное

 

обнару

-

жение

 

предпробивного

 

состояния

 

изоляции

 

трансформаторов

 

в

 

пе

-

риод

 

его

 

перехода

 

в

 

неработо

-

способное

 

состояние

но

 

вынуж

-

денной

 

эксплуатацией

 

до

 

вывода

 

в

 

ремонт

 

и

 

в

 

период

 

эксплуатации

 

силового

 

трансформатора

пере

-

шедшего

 

в

 

предельное

 

состояние

 

до

 

вывода

 

его

 

из

 

эксплуатации

.

Анализ

 

развития

 

ионизаци

-

онных

 

процессов

приводящих

 

к

 

возникновению

 

дефектов

 

электрического

 

характера

 

пока

-

зывает

что

 

надежный

 

уровень

 

их

 

обнаружения

 

происходит

 

на

 

предпробивной

 

стадии

 

разви

-

тия

 

дефекта

  (

аварийный

 

режим

 

трансформатора

). 

В

 

соответ

-

ствии

 

с

 

принятым

 

определением

 

аварийный

 

режим

 

трансфор

-

матора

 — 

это

 

такой

 

режим

 

ра

-

боты

 

силового

 

трансформатора

при

 

котором

 

напряжение

 

или

 

ток

 

обмотки

или

 

части

 

обмотки

 

та

-

ковы

что

 

при

 

достаточной

 

про

-

должительности

 

это

 

угрожает

 

повреждением

 

трансформатора

При

 

этом

 

с

 

учетом

 

выше

 

изло

-

женного

 

необходимо

 

отметить

что

 

аварийный

 

режим

 

трансфор

-

матора

 

может

 

иметь

 

место

 

при

 

эксплуатации

 

силового

 

транс

-

форматора

в

 

том

 

числе

 

нахо

-

дящегося

 

в

 

области

 

допустимых

 

регламентирующих

 

показателей

.

Перспективным

 

направлени

-

ем

 

обнаружения

 

возникновения

 

аварийного

 

режима

 

силового

 

трансформатора

связанного

 

с

 

развитием

 

процессов

при

-

водящих

 

к

 

возникновению

 

вну

-

тренних

 

коротких

 

замыканий

является

 

применение

 

непре

-

рывного

 

контроля

  (

мониторинг

состояния

 

силового

 

трансфор

-

матора

В

 

настоящее

 

время

 

в

 

от

-

раслевой

 

нормативно

-

техниче

-

ской

 

документации

 

отсутствуют

 

критерии

 

для

 

принятия

 

решения

 

о

 

своевременном

 

выводе

 

из

 

ра

-

боты

 

трансформатора

 

при

 

воз

-

никновении

 

аварийного

 

режима

 

силового

 

трансформатора

 

до

 

возникновения

 

внутреннего

 

ко

-

роткого

 

замыкания

 

и

 

срабатыва

-

ния

 

соответствующих

 

защит

Использование

 

систем

 

мони

-

торинга

 

позволяет

 

обеспечить

 

своевременный

 

вывод

 

из

 

рабо

-

ты

 

силовых

 

трансформаторов

 

до

 

появления

 

внутреннего

 

корот

-

УПРАВЛЕНИЕ

АКТИВАМИ


Page 7
background image

53

кого

 

замыкания

, c

иловой

 

дуги

взрывов

 

и

 

пожаров

 

трансфор

-

матора

На

 

основе

 

имеющегося

 

опыта

 

для

 

фиксации

 

аварий

-

ного

 

режима

 

с

 

целью

 

принятия

 

решения

 

о

 

своевременном

 

от

-

ключении

 

трансформатора

 

при

 

использовании

 

системы

 

монито

-

ринга

 

необходимо

 

контролиро

-

вать

 

содержание

 

растворенных

 

в

 

масле

 

газов

в

 

первую

 

очередь

 

водорода

частичные

 

разряды

 

и

 

влагосодержание

 

в

 

масле

Ре

-

зультаты

 

исследований

 

и

 

нако

-

пленный

 

опыт

 

позволяют

 

сфор

-

мулировать

 

отсутствующие

 

как

 

в

 

отечественной

так

 

и

 

в

 

миро

-

вой

 

практике

 

системы

 

показате

-

лей

 

и

 

критериев

 

возникновения

 

аварийного

 

режима

 

силового

 

трансформатора

позволяющие

 

принимать

 

решения

 

о

 

выводе

 

трансформатора

 

из

 

работы

на

 

основе

 

следующих

 

показателей

 

и

 

критериев

.

Показатели

 

возникновения

 

аварийного

 

режима

 

силового

 

трансформатора

 

при

 

учете

 

мо

-

ниторинга

:

 

при

 

превышении

 

граничных

 

концентраций

 

углеводородных

 

газов

 

и

 

росте

 

концентраций

 

более

 10% 

в

 

месяц

;

 

при

 

относительной

 

скорости

 

нарастания

 

концентрации

 

во

-

дорода

 1000% 

в

 

месяц

  (

без

 

учета

 

достижения

 

граничной

 

концентрации

); 

 

влажность

 

трансформаторного

 

масла

 30 

г

/

т

;

 

регулярность

 

частичных

 

раз

-

рядов

  (

ЧР

на

 

уровне

 0,5 (

для

 

неоднократно

 

повторяющихся

 

ЧР

возникающих

 

в

 

различных

 

периодах

 

воздействующего

 

на

-

пряжения

 

за

 

длительность

 

од

-

ного

 

цикла

 

регистрации

 

ЧР

);

 

опасный

 

кажущийся

 

заряд

 

не

 

менее

 10 

нКл

;

 

длительность

 

одного

 

цикла

 

регистрации

 

частичных

 

разря

-

дов

 — 

от

 1 

с

 

до

 1 

мин

.

При

 

возникновении

 

хотя

 

бы

 

одного

 

из

 

критериев

 

аварийного

 

режима

связанного

 

с

 

превыше

-

нием

 

граничных

 

концентраций

 

хотя

 

бы

 

одного

 

из

 

углеводород

-

ных

 

газов

 

и

 

ростом

 

концентраций

 

более

 10% 

в

 

месяц

относитель

-

ной

 

скорости

 

нарастания

 

концен

-

трации

 

водорода

 1000% 

в

 

месяц

 

(

без

 

учета

 

достижения

 

граничной

 

концентрации

или

 

влажности

 

трансформаторного

 

масла

 

более

 

30 

г

/

т

 

должно

 

приниматься

 

реше

-

ние

 

о

 

немедленном

 

отключении

 

силового

 

трансформатора

 

и

 

вы

-

воде

 

его

 

в

 

ремонт

.

Решение

 

об

 

отключении

 

си

-

лового

 

трансформатора

 

на

 

ос

-

нове

 

мониторинга

 

показателей

 

частичных

 

разрядов

 

должно

 

при

-

ниматься

 

при

 

совместном

 

вы

-

полнении

 

всех

 

указанных

 

выше

 

критериев

.

ВЫВОДЫ

1. 

Реализация

 

концепции

 

пере

-

хода

 

от

 

системы

 

планово

-

предупредительного

 

вида

 

организации

 

ремонта

 

на

 

объ

-

ектах

 

электросетевого

 

хозяй

-

ства

 

к

 

организации

 

ремонта

 

по

 

фактическому

 

техническо

-

му

 

состоянию

 

требует

 

выстра

-

ивания

 

методологии

 

приня

-

тия

 

решений

 

при

 

проведении

 

оценки

 

технического

 

состоя

-

ния

 

с

 

учетом

 

фактора

 

риска

 

его

 

повреждения

2. 

Разработанная

 

методология

принятия

 

решений

 

при

 

оцен

-

ке

 

технического

 

состояния

 

силовых

 

трансформаторов

 

позволяет

 

проводить

 

клас

-

сификацию

 

и

 

прогнозирова

-

ние

 

вида

 

его

 

технического

 

состояния

принимать

 

реше

-

ния

 

о

 

необходимости

 

свое

-

временного

 

вывода

 

транс

-

форматора

 

в

 

ремонт

при

-

нимать

 

решения

 

о

 

возмож

-

ности

 

и

 

целесообразности

 

дальнейшей

 

эксплуатации

 

оборудования

 

или

 

необходи

-

мости

 

планирования

 

его

 

за

-

мены

.  

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Правила

 

технической

 

эксплуатации

 

электрических

 

станций

 

и

 

сетей

 

Российской

 

Федерации

М

.: 

СПО

ОРГРЭС

, 2003.

2. 

РД

 34.45-51.300-97. 

Объем

 

и

 

нормы

 

испытаний

 

электро

-

оборудования

М

.: 

Издательство

 

НЦ

 

Энас

, 1998. 177 

с

.

3. 

Львов

 

М

.

Ю

., 

Львов

 

Ю

.

Н

., 

Черезов

 

А

.

В

Развитие

 

системы

 

нормативно

-

технической

 

документации

 

для

 

обеспече

-

ния

 

эксплуатационной

 

надежности

 

силовых

 

трансфор

-

маторов

 

и

 

автотрансформаторов

 

напряжением

 110 

кВ

 

и

 

выше

 // 

Электрические

 

станции

, 2013, 

 11. 

С

. 54–59.

4. 

ГОСТ

 27.002-89. 

Надежность

 

в

 

технике

Основные

 

по

-

нятия

Термины

 

и

 

определения

М

.: 

Издательство

 

стан

-

дартов

, 1990. 87 

с

.

5. 

Мушик

 

Э

., 

Мюллер

 

П

Методы

 

принятия

 

технических

 

решений

М

.: 

Мир

, 1990. 208 

с

.

6. 

Майоров

 

А

.

В

., 

Львов

 

М

.

Ю

., 

Львов

 

Ю

.

Н

К

 

вопросу

 

о

 

риск

-

ориентированном

 

подходе

 

к

 

эксплуатации

 

сило

-

вых

 

трансформаторов

 

электрических

 

сетей

 // 

Энергоэк

-

сперт

, 2017, 

 3(62). 

С

. 36–41.

REFERENCES

1.  Technical operation rules for power plants and networks of 

the Russian Federation. M.: SPO ORGRES, 2003. 

2.  Scope and standards of electrical equipment testing. RD 

34.45-51.300-97. M.: Publishing house NTs Enas, 1998. 
177 p.

3. Lvov M.Y., Lvov Y.N., Cherezov A.V. Development of 

a system of normative and technical documentation to 
ensure the operational reliability of power transformers 
and autotransformers with a voltage of 110 kV and above. 
Power Station, 2013, no. 11, pp. 54–59.

4.  GOST 27.002-89. Reliability in technology. Basic concepts. 

Terms and De

 ni-tions. M .: Publishing House of Standards, 

1989. 87 p.

5. Mushik 

Е

., Muller P. Methods of making technical decisions. 

M.: World, 1990, 208 p.

6.  Mayorov A.V., Lvov M.Y., Lvov Y.N. On the issue of risk-

oriented approach to the operation of power transformers 
of electrical networks. Energoexpert, 2017, no. 3(62), 
pp. 36–41.

 5 (50) 2018


Оригинал статьи: Оценка технического состояния силовых трансформаторов при риск-ориентированном подходе к управлению активами электрических сетей

Ключевые слова: силовой трансформатор, техническое состояние, риск, управление активами

Читать онлайн

Переход от системы планово-предупредительного вида организации ремонта на объектах электросетевого хозяйства к организации ремонта по фактическому техническому состоянию должен обеспечивать эксплуатационную надежность силовых трансформаторов. Разработка методологии принятия решений при оценке технического состояния силовых трансформаторов, позволяющая проводить классификацию и прогнозирование вида его технического состояния, принимать решения о необходимости своевременного вывода трансформатора в ремонт, принимать решения о возможности и целесообразности дальнейшей эксплуатации оборудования или необходимости планирования его замены приобретает центральное значение при реализации данной концепции.

Поделиться:

Спецвыпуск «Россети» № 2(29), июнь 2023

Элементы телеуправления во вторичных цепях устройств релейной защиты и электроавтоматики

Управление производственными активами / Техническое обслуживание и ремонты / Подготовка к ОЗП Релейная защита и автоматика
Архангельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»
Спецвыпуск «Россети» № 2(29), июнь 2023

Реализация дистанционного управления на примере подстанций 500 кВ «Емелино» и «Исеть» в Свердловской области

Управление производственными активами / Техническое обслуживание и ремонты / Подготовка к ОЗП
Филиал ПАО «Россети» — МЭС Урала
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»