122
ДИАГНОСТИКА
И МОНИТОРИНГ
Оценка технического состояния
силовых трансформаторов
и автотрансформаторов
напряжением 110 кВ и выше
По материалам
VI Научно-практической конференции
«
КОНТРОЛЬ
ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
»
Львов
М
.
Ю
.,
д.т.н., руководитель Департамента технической политики и стандартизации производственных процессов АО «ОЭК»
В
соответствии с изменени-
ями, внесенными в Стра-
тегию развития электро-
сетевого к омплек са,
утвержденными распоряжением
Правительства РФ от 29.11.2017
№ 2664-р с 2018 года в России
должен реализовываться посте-
пенный переход от системы пла-
ново-предупредительного
вида
организации ремонта на объектах
электросетевого хозяйства к орга-
низации ремонта по фактическо-
му техническому состоянию с уче-
том последствий отказа основного
технологического оборудования
(рисков).
Также необходимо подчер-
кнуть, что одной из задач ука-
занной Стратегии является не-
допущение наличия на объектах
электросетевого хозяйства обо-
рудования в критическом состоя-
нии, а также снижение доли обо-
рудования, имеющего высокие
и средние уровни технического
риска с учетом последствий его
отказа.
В этой связи, очевидно, что для
обеспечения надежности эксплуа-
тации силовых трансформаторов
и автотрансформаторов элек-
трических сетей при реализации
риск-ориентированного подхода
к управлению электросетевыми
активами вопрос оценки техниче-
ского состояния силовых транс-
форматоров и автотрансформато-
ров напряжением 110 кВ и выше
является актуальным, а методо-
логии принятия решений о необ-
ходимости своевременного вы-
вода трансформатора в ремонт,
возможности и целесообразности
дальнейшей эксплуатации или
необходимости планирования его
замены на основе оценки техни-
ческого состояния данного обо-
рудования является актуальной
задачей.
В соответствии с действующи-
ми требованиями ПТЭ [1] ремонт
силовых трансформаторов (авто-
трансформаторов) выполняется
по мере необходимости в зависи-
мости от их технического состо-
яния, определяемого измерени-
ями, испытаниями и внешним
осмотром. Сроки ремонта уста-
навливаются техническим руково-
дителем энергообъекта.
Оценка технического состоя-
ния силовых трансформаторов
и автотрансформаторов в экс-
плуатации ведется по комплексу
контролируемых показателей и их
нормативам. Основным докумен-
том, регламентирующим пере-
чень испытаний силовых транс-
форматоров при вводе в работу
и в процессе эксплуатации, пре-
дельно допустимые значения кон-
тролируемых показателей и пери-
одичность контроля, является РД
«Объем и нормы испытаний элек-
трооборудования» [2].
При этом в России действует
система нормативно-технических
документов в части методических
указаний и методик, применитель-
но к оценке состояния силовых
трансформаторов и автотранс-
форматоров [3], позволяющая
эксплуатационным предприятиям
в полном объеме реализовывать
установленные требования РД
«Объем и нормы испытаний элек-
трооборудования».
Постановлением Правительст-
ва РФ от 19.12.2016 № 1401
«О комплексном определении
показателей технико-экономиче-
ского состояния объектов элек-
троэнергетики, в том числе по-
казателей физического износа
и энергетической эффективности
объектов электросетевого хозяй-
ства, и об осуществлении мони-
торинга таких показателей» для
определения показателя техни-
ческого состояния объектов элек-
троэнергетики введена величина
физического износа. Для расчета
физического износа применяется
индекс технического состояния
(ИТС). При этом уровень физи-
ческого износа определяется по
формуле:
ИЗНОС = 1 – ИТС.
ИТС является количествен-
ная оценка технического со-
стояния оборудования, которая
определяется на основании
123
фактических данных о состоя-
нии оборудования. Расчет ИТС
производится в соответствии
с Методикой оценки техническо-
го состояния основного оборудо-
вания и линий электропередачи
электрических станций и элек-
трических сетей, утвержденной
приказом Минэнерго России от
26.07.2017 № 67.
В соответствии с указанной
Методикой предусмотрен порядок
расчета ИТС для определения,
в зависимости от установленных
диапазонов ИТС, планируемого
вида технического воздействия на
оборудование.
Суть данной методики заклю-
чается в сравнении фактических
результатов измерений и испыта-
ний, проводимых в соответствии
с действующими нормативами,
и на основании расчета ИТС —
определение планирования вида
необходимого технического воз-
действия. При этом данная Ме-
тодика указывает, что субъект
электроэнергетики должен также
проводить оценку динамики из-
менения значений параметров
технического состояния обору-
дования, осуществлять прогноз
изменения ИТС и времени до-
стижения критического состоя-
ния, при котором эксплуатация
такого оборудования будет не-
допустима. Также указывается
о необходимости оценки риска
отказа каждой единицы обору-
дования, оценки вероятности
отказа функциональных узлов,
оценки возможного ущерба из-за
отказа оборудования (оценивать
последствия отказа оборудова-
ния). При этом оценка значения
ИТС в соответствии с требовани-
ями указанной Методики, с уче-
том оценки возможного риска
повреждения (отказа), является
основным обосновывающим кри-
терием для планирования техни-
ческих воздействий на оборудо-
вание при переходе от системы
планово-предупредительного
ремонта к планированию ремон-
тов по фактическому техниче-
скому состоянию. При этом в со-
ответствии с Постановлением
Правительства РФ от 19.12.2016
№ 1401 под техническим воздей-
ствием понимается воздействие
на оборудование или его узел
(ремонт, техническое перевоору-
жение, реконструкция, замена),
приводящее к улучшению техни-
ческих характеристик и состоя-
ния оборудования.
В соответствии с требования-
ми «Правила организации техни-
ческого обслуживания и ремон-
тов объектов электроэнергетики»,
утвержденными приказом Мин-
энерго России от 25.10.2017
№ 1013, применение вида органи-
зации ремонта по техническому
состоянию оборудования ПС до-
пускается в случае, если субъект
электроэнергетики утвер дил ло-
кальный нормативный акт, уста-
навливающий периодичность,
методы, объемы и технические
средства контроля, систему пока-
зателей технического состояния
и их допустимые и предельные
значения, позволяющие досто-
верно определять фактическое
техническое состояние и его из-
менения в период до следующе-
го контроля.
Как уже отмечалось выше,
оценка технического состояния
силовых трансформаторов (ав-
тотрансформаторов) в эксплу-
атации ведется по комплексу
контролируемых
показателей
и их нормативам в соответствии
с требованиями РД «Объем
и нормы испытаний электрообо-
рудования» [2], которые регла-
ментируют перечень контроли-
руемых показателей, предельно
допустимые значения контроли-
руемых показателей и периодич-
ность контроля. При этом в РД
«Объем и нормы испытаний элек-
трооборудования» указывается,
что выход значений параметров
за установленные границы (пре-
дельные значения) следует рас-
сматривать как признак наличия
повреждений (дефектов).
Вместе с тем следует отме-
тить, что РД «Объем и нормы ис-
пытаний электрооборудования»
и «Методика оценки техническо-
го состояния основного оборудо-
вания и линий электропередачи
электрических станций и элек-
трических сетей» не устанавли-
вают критерии идентификации
вида технического состояния
оборудования, а именно переход
трансформатора из исправного
состояния в неисправное: рабо-
тоспособное, неработоспособное,
предельное состояние.
При этом следует констати-
ровать, что одним из значимых
вопросов при принятии решения
о возможности дальнейшей экс-
плуатации, необходимости выво-
да трансформатора в ремонт или
целесообразности его замены яв-
ляется оценка вида его техниче-
ского состояния с учетом оценки
фактора риска повреждения обо-
рудования.
В соответствии с ГОСТ 27.02-
2015 [4] определены основные
состояния оборудования: исправ-
ное, неисправное, работоспособ-
ное, неработоспособное, пре-
дельное. При этом неисправное
оборудование может находиться
в следующих состояниях: работо-
способное, неработоспособное,
предельное состояние.
Как уже отмечалось выше,
центральную роль в рассмо-
трении проблемы принятия ре-
шений при реализации риск-
ориентированного управления
активами при эксплуатации си-
ловых трансформаторов и авто-
трансформаторов для принятия
решений о возможности даль-
нейшей эксплуатации, необхо-
димости вывода в ремонт или
рассмотрения вопроса о необ-
ходимости и целесообразности
вывода оборудования из эксплу-
атации по результатам оценки
технического состояния играет
понятие «риск».
При рассмотрении понятия
«риск» при оценке технического
состояния силовых трансформа-
торов и автотрансформаторов
необходимо подчеркнуть два мо-
мента:
– общим во всех случаях явля-
ется то, что понятие «риск»
включает в себя некоторую ве-
роятность возможности воз-
никновения
нежелательного
события;
– полностью свободного от рис-
ка повреждения трансфор-
матора не существует, так
как, в частности, не суще-
ствует 100%-ной надежно-
сти его функционирования,
а значит всегда имеет место
№
1 (58) 2020
124
вероятность развития (про-
явления) того или иного
дефекта и, соответственно,
возможность отказа (повреж-
дения), что повлечет за собой
убытки, затраты, упущенную
выгоду, ущерб и т.д. Формаль-
но риск повреждения обо-
рудования возникает сразу
же, как только начинается его
эксплуатация, разница лишь
в его величине.
Фактически, при принятии ре-
шения о возможности и целесоо-
бразности дальнейшей эксплуата-
ции оборудования по результатам
оценки технического состояния
или необходимости вывода его
в ремонт необходимо оценить
вид его технического состояния
и возможные последствия приня-
того решения. При этом, главное,
необходимо воспрепятствовать
тому, чтобы, с одной стороны, це-
ной больших затрат был умень-
шен и без того незначительный
риск, а с другой, — чтобы оставал-
ся большой риск, который можно
было бы устранить с относитель-
но небольшими затратами в про-
гнозируемый временной период
времени.
При этом важно знать, что об-
наруживаемые процессы в конеч-
ном счете приведут к развитию
опасного дефекта, и оценивать
временной интервал до возмож-
ного повреждения, а предпосыл-
кой того, что развитие того или
иного процесса (дефекта) в обо-
рудовании приведет к опасному
развитию дефекта является не
только достижение предельно
допустимого значения конкрет-
ного показателя, но и обнару-
жение тенденции его изменения
и прогнозирование перехода
трансформатора от исправного
в другое состояние, а именно,
в неисправное: работоспособ-
ное, неработоспособное или пре-
дельное. В настоящее время раз-
работана методология принятия
решений при оценке техническо-
го состояния силовых трансфор-
маторов и автотрансформаторов
с учетом оценки фактора риска
его повреждения [5].
Также разработаны критерии,
позволяющие производить клас-
сификацию вида технического со-
стояния силовых трансформато-
ров и автотрансформаторов при
достижении регламентируемых
РД «Объем и нормы испытаний
электрооборудования» предель-
но допустимых значений на ос-
нове оценки их диагностической
ценности и оценки фактора риска
повреждения трансформатора,
которое может сопровождаться
возникновением внутреннего ко-
роткого замыкания [5, 6].
Показатели
неисправного
рабо
-
тоспособного
состояния
(при
достижении установленных пре-
дельно допустимых значений в со-
ответствии с РД «Объем и нормы
испытаний электрооборудова-
ния» [2]):
– сопротивление обмоток посто-
янному току;
– потери холостого хода;
– хроматографический анализ
газов, растворенных в масле
бака трансформатора (гранич-
ные значения);
– кислотное число;
– тангенс угла диэлектрических
потерь масла при температуре
90°C;
– температура вспышки;
– содержание механических при-
месей (класс чистоты);
– содержание растворимого шла-
ма;
– содержание антиокислитель-
ной присадки АГИДОЛ (ионол);
– газосодержание в масле;
– содержание водорастворимых
кислот и щелочей.
Показатели
неработоспособ
-
ного
состояния
(при достиже-
нии установленных предельно-
допустимых значений в соответ-
ствии с РД «Объем и нормы ис-
пытаний электрооборудования»
[2]):
– сопротивление изоляции об -
моток;
– тангенс угла диэлектрических
потерь изоляции обмоток;
– влагосодержание твердой изо-
ляции;
– пробивное напряжение масла;
– влагосодержание масла;
– сопротивление изоляции ввода;
– тангенс угла диэлектрических
потерь основной изоляции
ввода;
– тангенс угла диэлектрических
потерь последних слоев изо-
ляции ввода;
– изменение емкости основной
изоляции ввода;
– хроматографический анализ
растворенных в масле газов во
вводе (для маслонаполненных
герметичных вводов);
– сопротивление изоляции до-
ступных стяжных шпилек, бан-
дажей, полубандажей, ярем
и прессующих колец отно-
сительно активной стали
(магнитопровода) и ярмовых
балок;
– сопротивление изоляции яр -
мо вых балок относительно
активной стали и электроста-
тических экранов относитель-
но обмоток и магнитопровода.
Показатели
предельного
со
-
стояния
(при достижении уста-
новленных предельно допусти-
мых значений в соответствии
с РД «Объем и нормы испытаний
электрооборудования» [2]):
– степень полимеризации бу -
мажной изоляции обмоток;
– сопротивление
короткого
замыкания обмоток.
Следует также отметить, что
опыт эксплуатации показывает,
что сердечники силовых транс-
форматоров повреж даютс я
в процессе работы относительно
редко [7]. Вероятными их дефек-
тами являются замыкание между
листами стали, недопустимое
снижение усилий прессовки маг-
нитопровода и локальные на-
гревы. При этом косвенно эти
дефекты могут выявляться изме-
нением потерь холостого хода,
возрастанием шума и повышен-
ным содержанием растворенных
в масле газов. Предельное со-
стояние магнитопровода транс-
форматора определяется по ре-
зультатам осмотров, измерений
и испытаний при вскрытии транс-
форматора.
Отметим, что хотя достижение
предельного состояния сердеч-
ника трансформатора — явление
достаточно редкое, необходимо
подчеркнуть, что признание со-
стояния сердечника «предель-
ным» практически означает и пре-
дельное состояние силового
ДИАГНОСТИКА
И МОНИТОРИНГ
125
На прав
ах рек
ламы
трансформатора в целом, то есть
необходимость его замены.
При наличии показателей, ха-
рактеризующих переход силово-
го трансформатора из исправного
в неисправное работоспособное
состояние, трансформатор мо-
жет эксплуатироваться без тех-
нических ограничений в соответ-
ствии с действующими нормами
и требованиями. Вместе с тем, как
правило, необходима разработка
мероприятий по дополнительно-
му (учащенному) контролю соот-
ветствующих показателей и/или
планирование соответствующих
плановых ремонтно-профилак-
тических мероприятий.
При достижении показателей
неработоспособного состояния
в краткосрочном периоде должен
быть запланирован вывод сило-
вого трансформатора в ремонт
с проведением соответствую-
щих ремонтно-профилактических
мероприятий, обеспечивающих
приведение силового трансфор-
матора
(автотрансформатора)
в исправное состояние в соответ-
ствии с требованиями РД «Объем
и нормы испытаний электрообо-
рудования» в сроки, определяе-
мые техническим руководителем
энергообъекта. При этом плани-
рование вывода трансформатора
в ремонт целесообразно осущест-
влять при достижении значения
показателя,
характеризующего
переход в неработоспособное со-
стояние, на уровне 90% от уста-
новленного предельно допусти-
мого значения [5].
При достижении силовым
трансформатором показателя
предельного состояния необ-
ходимо провести техническое
освидетельствование для при-
нятия решения о возможности
и целесообразности дальней-
шей эксплуатации трансформа-
тора и оценки планируемых сро-
ков вывода трансформатора из
эксплуатации.
При переходе трансфор-
матора в неработоспособное
и предельное состояние резко
возрастает риск повреждения
трансформатора в результате
развития процессов (дефектов),
приводящих к возникновению
внутренних коротких замыканий,
взрывов и пожаров [6].
Анализ опыта эксплуатации
силовых трансформаторов на-
пряжением 110 кВ и выше по-
казывает, что надежность сило-
вых трансформаторов зависит
в первую очередь от состоя-
ния изоляции обмоток. Сниже-
ние в процессе эксплуатации
электрической и механической
прочности маслобарьерной изо-
ляции в локальном объеме
трансформатора может приво-
дить к возникновению частич-
ных разрядов, обуславливающих
формирование так называемых
быстроразвивающихся дефектов
электрического характера, сопро-
вождающихся внутренними корот-
кими замыканиями с возможным
взрывом и пожаром [6, 8]. При
этом необходимо отметить, что
развитие данных дефектов явля-
ется следствием длительно раз-
вивающихся процессов, но при
этом контролируемые показатели,
измерение которых осуществля-
ется в соответствии с требовани-
ями действующих нормативных
документов, как правило (а в ряде
случаев и в принципе), не позво-
ляют своевременно обнаружить
развитие процессов, приводя-
щих к их возникновению. В той
связи, в первую очередь, необ-
ходимо выделить возникновение
и развитие витковых замыканий
в обмотке, и развитие ползущих
разрядов в изоляции силовых
транс форматоров.
Своевременное обнаружение
так называемых быстроразви-
вающихся дефектов в изоляции
обмоток остается актуальной
задачей. Также актуальной за-
дачей является своевременное
обнаружение предпробивного
состояния изоляции трансфор-
маторов в период его перехода
в неработоспособное состояние,
но вынужденной эксплуатацией
до вывода в ремонт и в период
эксплуатации силового транс-
форматора, перешедшего в пре-
дельное состояние до вывода
его из эксплуатации.
№
1 (58) 2020
126
Анализ развития ионизаци-
онных процессов, приводящих
к возникновению дефектов элек-
трического характера, показы-
вает, что надежный уровень их
обнаружения происходит на
предпробивной стадии разви-
тия дефекта (аварийный режим
трансформатора). В настоящее
время в отраслевой норматив-
но-технической документации
отсутствуют критерии для при-
нятия решения о своевремен-
ном выводе из работы транс-
форматора при возникновении
аварийного режима силового
трансформатора до возникно-
вения внутреннего короткого
замыкания и срабатывания со-
ответствующих защит [9]. При
этом необходимо отметить, что
аварийный режим трансфор-
матора может иметь место при
эксплуатации силового транс-
форматора (автотрансформа-
тора), находящегося в области
установленных
действующи-
ми требованиями РД «Объем
и нормы испытаний электрообо-
рудования» допустимых регла-
ментирующих значений показа-
телей.
Использование систем не-
прерывного (онлайн) монито-
ринга позволяет обеспечить
своевременный вывод из рабо-
ты силовых трансформаторов
(автотрансформаторов) до появ-
ления внутреннего короткого за-
мыкания, cиловой дуги, взрывов
и пожаров трансформатора.
На основе накопленного опы-
та для фиксации аварийного ре-
жима с целью принятия решения
о своевременном отключении
трансформатора при использо-
вании системы непрерывного
(онлайн) мониторинга необходи-
мо контролировать содержание
растворенных в масле углево-
дородных газов, в первую оче-
редь, содержание растворенно-
го в масле водорода, частичные
разряды и влагосодержание
в масле [6, 9]. Результаты иссле-
дований и накопленный опыт по-
зволили сформулировать отсут-
ствующую как в отечественной,
так и в зарубежной практике,
систему показателей и крите-
риев возникновения аварийного
режима силового трансформа-
тора (автотрансформатора), по-
зволяющих принимать решения
о выводе трансформатора из ра-
боты на основе следующих пока-
зателей непрерывного (онлайн)
мониторинга и соответствующих
критериев [9].
Показатели
и
критерии
воз
-
никновения
аварийного
режи
-
ма
силового
трансформато
-
ра
при
наличии
мониторинга
:
– при превышении установлен-
ных граничных концентраций
углеводородных газов и росте
концентраций — более 10%
в месяц;
– при относительной скорости на-
растания концентрации водо-
рода — 1000% в месяц (без
учета достижения граничной
концентрации);
– при превышении влажности
трансформаторного масла —
30 г/т;
– при обнаружении следующих
показателей частичных раз-
рядов в трансформаторе (при
совместном выполнении всех
указанных ниже критериев):
• регулярность частичных
разрядов — на уровне 0,5
(для неоднократно повто-
ряющихся ЧР, возникаю-
щих в различных периодах
воздействующего напря-
жения за длительность
одного цикла регистрации
ЧР);
• опасный кажущийся заряд —
не менее 10 нКл;
• длительность одного цик-
ла регистрации частичных
разрядов — от 1 с до 1 мин.
С целью выполнения требо-
ваний «Правила организации
технического
обслуживания
и ремонтов объектов электро-
энергетики»,
утвержденных
приказом Минэнерго России от
25.10.2017 № 1013, о необходи-
мости субъекту электроэнер-
гетики утвердить локальный
нормативный акт, устанавлива-
ющий периодичность, методы,
объемы и технические сред-
ства контроля, сис тему показа-
телей технического состояния
и их допустимые и предельные
значения, позволяющие досто-
верно определять фактическое
техническое состояние силовых
трансформаторов и автотранс-
форматоров при организации
ремонта силовых трансформа-
торов и автотрансформаторов
по техническому состоянию обо-
рудования в АО «Объединен-
ная энергетическая компания»
с учетом эксплуатируемого со-
става оборудования разработан
стандарт организации «Методи-
ческие указания по оценке тех-
нического состояния силовых
трансформаторов и автотранс-
форматоров напряжением 110–
220 кВ».
Разработанный
стандарт
включает:
– требования по периодич-
ности, методам и объемам
контроля технического состо-
яния в соответствии с РД
«Объем и нормы испытаний
электрооборудования»;
– показатели технического со-
стояния и их предельно
допус тимые значения в соот-
ветствии с РД «Объем и нор-
мы испытаний электрообору-
дования»;
– признаки и критерии, опре-
деляющие
классификацию
вида технического состояния
(работоспособное, неработо-
способное, предельное);
– описание
диагностической
ценности показателей техни-
ческого состояния;
– описание риска повреждения
оборудования при достижении
установленных предельно до-
пустимых значений контроли-
руемых показателей с оцен-
кой возможности возникно-
вения внутреннего короткого
замыкания;
– методологию принятия реше-
ний о возможности и целесо-
образности дальнейшей экс-
плуатации оборудования в за-
висимости от вида техниче-
ского состояния;
– показатели и критерии воз-
никновения аварийного режи-
ма силового трансформатора
(автотрансформатора)
при
осуществлении непрерывно-
го мониторинга соответству-
ющих показателей.
ДИАГНОСТИКА
И МОНИТОРИНГ
127
ВЫВОДЫ
1. Существующая в России нор-
мативно-техническая база и нако-
пленный опыт эксплуатации позво-
ляют электросетевым компаниям
выстраивать систему оценки тех-
нического состояния при эксплуа-
тации силовых трансформаторов
и автотрансформаторов напряже-
нием 110 кВ и выше для реализа-
ции риск-ориентированного управ-
ления данными электросетевыми
активами.
2. Применение критериев оцен-
ки вида технического состояния:
работоспособное, неработоспо-
собное, предельное состояние
позволяет повысить эффек-
тивность системы принятия
решений о возможности и це-
лесообразности дальнейшей
эксплуатации силовых транс-
форматоров и автотрансфор-
маторов напряжением 110 кВ
и выше при реализации прин-
ципа
риск-ориентированного
управления
электросетевыми
активами.
3. Применение непрерывного
контроля (мониторинга) показа-
те лей возникновения аварийно-
го режима силового трансфор-
матора (автотрансформатора)
является дополнительным сред-
ством своевременного обна-
ружения развития аварийного
режима для предотвращения
возникновения внутренних ко-
ротких замыканий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Правила технической эксплуатации электрических стан-
ций и сетей Российской Федерации. М.: СПО ОРГРЭС,
2003.
2. РД 34.45-51.300-97. Объем и нормы испытаний элек-
трооборудования. М.: Энас, 1998.
3. Львов М.Ю., Львов Ю.Н., Черезов А.В. Развитие системы
нормативно-технической документации для обеспече-
ния эксплуатационной надежности силовых трансфор-
маторов и автотрансформаторов напряжением 110 кВ
и выше // Электрические станции, 2013, № 11. С. 49–55.
4. ГОСТ 27.002-2015. Надежность в технике. Термины
и определения М.: Стандартинформ, 2016.
5. Майоров А.В., Львов М.Ю., Львов Ю.Н. Методология
принятия решений при оценке технического состояния
силовых трансформаторов и автотрансформаторов
электрических сетей с учетом фактора риска повреж-
дения // Электрические станции, 2019, № 9.
6. Майоров А.В., Львов М.Ю., Львов Ю.Н., Комаров В.Б.
Методологические аспекты предотвращения внутрен-
них коротких замыканий, взрывов и пожаров силовых
трансформаторов при эксплуатации // Энергетик, 2018,
№ 5. С. 19–22.
7. Комаров В.Б., Львов Ю.Н., Львов М.Ю., Хазиахме-
тов Р.М., Ершов Б.Г. Методологические аспекты, опреде-
ляющие предельное состояние силовых трансформато-
ров в эксплуатации // Энергетик, 2016, № 8. С. 25–26.
8. Львов М.Ю., Львов Ю.Н., Комаров В.Б., Кулюхин С.А.,
Митькин Ю.А., Вдовико В.П. Методологические аспекты
развития частичных разрядов и контроля изоляции си-
ловых трансформаторов в эксплуатации // Энергетик,
2017, № 9. С. 16–20.
9. Львов М.Ю., Львов Ю.Н. Мониторинг аварийного ре-
жима силовых трансформаторов и автотрансформато-
ров // Энергия единой сети, 2019, № 5(48).
Издательство
журнала
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
выпустило
книгу
академика
РАЕН
,
профессора
В
.
А
.
НЕПОМНЯЩЕГО
Тираж
книги
5000
экз
.,
объем
196
с
.,
формат
170
х
235
мм
.
Для
приобретения
издания
звоните
по
многоканальному
телефону
+7 (495) 645-12-41
или
напишите
по
e-mail: [email protected]
В монографии исследована надежность оборудования электростан-
ций и электрических сетей напряжением 1150–10(6) кВ, разработана
методика сбора и статистичес кой обработки информации о надеж-
ности оборудования. На основе статистических данных и расчетов
определены основные параметры надежности и динамика их из-
менения в процессе эксплуатации. Выявлены статистические за-
коны распределения отказов и времени восстановления элементов
энергосис тем. Проведено их сравнение с зарубежными данными.
№
1 (58) 2020
Оригинал статьи: Оценка технического состояния силовых трансформаторов и автотрансформаторов напряжением 110 кВ и выше
По материалам VI Научно-практической конференции «КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ»