94
Оценка состояния изоляции
высоковольтных электрических
машин организаций системы
«Транснефть» методом частичных
разрядов
По материалам
VI Научно-практической конференции
«
КОНТРОЛЬ
ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
»
УДК 621.3.048
Пелымский
В
.
Л
.,
генеральный директор
ООО «Транс нефть -
Электр о сеть Сервис»
Павленко
С
.
В
.,
д.т.н. заместитель началь-
ника управления диагностики
ООО «Транс нефть Электр о-
сеть Сервис»
Практически
все
возникающие
виды
развивающихся
повреждений
изоляции
высоковольтного
оборудования
(
трансформаторов
,
реакторов
,
электродвигате
-
лей
,
генераторов
)
неразрывно
связаны
с
возникновением
частичных
разрядов
.
Многие
процессы
в
электрической
изоляции
вызваны
особенностями
ее
струк
-
туры
:
проявлением
поляризации
и
перераспределением
электрического
поля
.
Различия
в
диэлектрических
свойствах
(
диэлектрической
проницаемости
)
изо
-
ляции
обуславливают
перераспределение
электрического
поля
и
образование
участков
изоляции
с
повышенной
напряженностью
электрического
поля
.
В
про
-
цессе
эксплуатации
происходит
ухудшение
свойств
изоляции
(
или
«
старения
»)
и
ее
разрушение
под
воздействием
электрического
поля
,
температуры
,
увлаж
-
нения
,
вибрации
и
т
.
д
.
Статья
посвящена
применению
в
организациях
системы
«
Транснефть
»
метода
диагностики
высоковольтных
электрических
машин
при
помощи
измерений
частичных
разрядов
в
изоляции
обмотки
как
наиболее
эф
-
фективного
метода
для
выявления
локальных
дефектов
изоляции
высоковольт
-
ных
электрических
машин
.
Ключевые
слова
:
техническое диагностирова-
ние энергетического обо-
рудования, высоковольтный
электродвигатель, метод
регистрации частичных
разрядов, обмотка статора
электродвигателя, кон-
троль состояния изоляции
электродвигателя, ампли-
тудно-фазовая диаграмма
распределения импульсов
частичных разрядов
В
организациях системы «Транснефть» (далее —
ОСТ) высоковольтные электрические машины —
асинхронные и синхронные электродвигатели
взрывозащищенного и общепромышленного ис-
полнения напряжением 6(10) кВ предназначены для
приводов магистральных и подпорных агрегатов пере-
качки нефти/нефтепродуктов по магистральным трубопро-
водам ОСТ.
Надежность электродвигателей (ЭД) в процессе эксплу-
атации и их остаточный ресурс во многом определяются
техническим состоянием изоляции обмотки статора. Ис-
черпание ресурса изоляции приводит к пробою корпусной
изоляции во время работы и создает повреждения, которые
в тяжелом случае влекут за собой значительные ремонт-
ные работы, вплоть до замены статора. Поэтому техниче-
скому диагностированию электроизоляционной системы
высоковольтных электродвигателей в ПАО «Транснефть»
уделяют особое внимание.
При этом особая роль отводится методу регистрации
частичных разрядов (ЧР) как наиболее эффективному
в выявлении локальных дефектов изоляции высоковольт-
ных электрических машин на ранней стадии развития. По
сути, упомянутый метод является единственным, позволя-
ющим в течение процесса разрушения изоляции обнару-
жить развивающиеся локальные дефекты [1, 8–10].
диагностика и мониторинг
95
Датчики, установленные
в клеммной коробке машины
Клеммная
коробка
датчиков
Линия (фаза)
Нейтраль
Земля
Входы датчиков
Питание
PDTracII
Входы датчиков
температуры и влажности
окружающего воздуха
DC
D
D
AC
A
A
Эпоксидно-слюдяные конденсаторы для
регистрации ВЧ-разрядов ЕМС 16 кВ
Преобразователи измерительные тем пе-
ратуры и влажности РОСА-10Ех\М1-100
ФИЗИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕССЫ
В
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
ИЗОЛЯЦИИ
,
СОЗДАЮЩИЕ
УСЛОВИЯ
ДЛЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
ЧР
Частичный разряд (ЧР) определен в документах
Международной
электротехнической
комиссии
(МЭК) [7] как локальный электрический разряд, ча-
стично шунтирующий изоляцию между проводника-
ми, находящимися под разными потенциалами, и ко-
торый может возникать как в прилегающих, так и в не
прилегающих к проводнику объемах изоляции.
В основном, изоляция высоковольтного оборудо-
вания имеет неоднородную структуру, обусловлен-
ную применением электроизоляционных материалов
с различными диэлектрическими свойствами или
внесением включений, имеющих свойства, отлича-
ющиеся от таковых основной изоляции, при изготов-
лении электроизоляционных систем или в условиях
эксплуатации оборудования. Различия в диэлектри-
ческих свойствах (диэлектрической проницаемости)
обуславливают перераспределение электрического
поля и образование участков изоляции с повышенной
напряженностью электрического поля (рисунок 1) [1].
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ
ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
МЕТОДОМ
ЧАСТИЧНЫХ
РАЗРЯДОВ
Области локализации дефектов изоляции обмотки
статора электрических машин, обнаруженные по ре-
зультатам расследований причин отказов электро-
двигателей, эксплуатируемых в ОСТ:
– пазы пакета статора ЭД, где частичные разряды
возникают на участках изоляции «фаза – земля»
и «фаза – фаза», то есть между секцией обмотки
и сталью статора или же между двумя секция-
ми обмотки, принадлежащими разным фазам
обмотки;
– участок выхода секций обмотки статора, где разря-
ды возникают также на участках изоляции «фаза –
земля» и «фаза – фаза» под действием соответ-
ственно фазного или линейного напряжения;
– лобовые части секций обмотки статора, где
частичные разряды возникают на участке изоля-
ции «фаза – фаза», здесь они всегда возникают
под воздействием линейного напряжения между
фазами обмотки [4].
Системы регистрации и анализа ЧР в изоляции
обмоток статора позволяют выявить развивающие-
ся дефекты в указанных областях, а также дефек-
ты покрытий (изоляционных и проводящих) поверх-
ностей пазовой и лобовой частей. Своевременное
внимание персонала сервисных и эксплуатирующих
организаций к состоянию покрытий обмотки может
предотвратить развитие серьезных повреждений
корпусной изоляции, а следовательно, продлить
срок службы высоковольтного электродвигателя до
капитального ремонта.
Организация контроля состояния изоляции высо-
ковольтных электродвигателей на
объектах ОСТ производится с ис-
пользованием двух организаци-
онных методов:
1.
Система
непрерывного
контроля
состоя
ния
изоляции
электродвигателей
при
помощи
стационарных
систем
—
систем
встроенного
диагностического
контроля состояния высоковольт-
ных электродвигателей (СВДК
ЭД), смонтированных на каждом
контролируемом электродвигате-
ле, проводимая в режиме online
[2]. Текущая информация о со-
стоянии изоляции оперативно
передается на автоматизирован-
ное рабочее место (АРМ) инже-
нера-энергетика НПС (рисунок 2).
Частичные разряды в электро-
двигателе возникают под воздей-
ствием рабочего напряжения. На
НПС ОСТ применяется стацио-
нарная система контроля IRIS
Рис
. 1.
Картина
электрического
поля
в
полости
изо
-
ляции
при
образовании
ЧР
—
эквипотенциали
электри
-
ческого
поля
в
изоляционном
промежутке
без
ЧР
(
а
)
и
с
ЧР
(
б
); 0,0; 0,2 … 1,0 —
эквипотенциали
электриче
-
ского
поля
во
включении
,
определяющие
долю
полного
потенциала
включения
;
1
—
область
пересечения
по
-
верхности
раздела
диэлектриков
эквипотенциали
0,8;
2
—
область
пересечения
поверхности
раздела
диэлек
-
триков
эквипотенциали
1,0
б)
а)
1,0
0,8
0,6
0,4
0,2
0
1
2
1,0
0,8
0,6
0,4
K
0,2
0
Рис
. 2.
Типовая
схема
оснащения
ЭД
системой
постоянного
мониторинга
ЧР
,
где
PDTracII —
контроллер
для
непрерывного
мониторинга
ЧР
№
2 (59) 2020
96
(ССК ЧР IRIS). На рисунке 3
показана амплитудно-фазовая
диаграмма статорной обмот-
ки высоковольтного электро-
двигателя типа СДП-10-8000
производства НПО «ЭЛСИБ»
ПАО на основании показаний
ССК ЧР IRIS. Анализ состояния
изоляции СД на основании по-
казаний ССК ЧР IRIS показал
разряды внутри изоляции (па-
зовый разряд), отсутствие пре-
обладания положительных или
отрицательных импульсов. На
углах 45° и 225° ЧР возника-
ет в результате естественного
старения изоляции статорной
обмотки.
2.
Система
периодичес
ко
-
го
контроля
состояния
изоля
-
ции
электродвигателей
вы-
полняется персоналом ООО
«ТЭС» в рамках утвержденной
Программы диагностики энер-
гетического
оборудования.
Для установки датчиков ча-
стичных разрядов и измерительного оборудования
электрическую машину необходимо выводить из ра-
боты. Измерения частичных разрядов в такой схеме
контроля изоляции проводятся в режиме offl ine [3].
Частичные разряды в электродвигателе возникают
под воздействием приложенного испытательного на-
пряжения (рисунок 4).
Одним из наиболее важных вопросов, возника-
ющих при проведении диагностики состояния изо-
ляции ЭД по частичным разрядам, является выбор
диапазона частот, в котором предполагается прово-
дить измерения параметров частичных разрядов.
На практике наибольшее распространение получи-
ло оборудование, работающее в высокочастотном
диапазоне (от 0,5 до 80 МГц) [4, 6].
В современном диагностическом методе — ме-
тоде регистрации частичных разрядов — не совсем
однозначно определены критерии и категории каче-
ства контролируемой изоляции. Не существует об-
щепризнанных и одинаковых пороговых значений
контролируемых параметров, в каждом конкретном
случае они нуждаются в адаптации. Причин этому
несколько:
– зависимость параметров изоляционных матери-
алов, используемых в обмотке статора, от фир-
мы производителя, от особенностей технологии
изготовления, наличия и качества проводящих
и полупроводящих слоев;
– зависимость параметров регистрируемых частич-
ных разрядов от конструкции статора электри-
ческой машины, от примененного типа обмотки,
от особенностей укладки секций обмотки в пазы
статора;
– зависимость допустимого уровня частичных раз-
рядов в изоляции обмотки статора от срока экс-
плуатации, режимов работы электрической маши-
ны и даже от типа охлаждающей среды внутри
статора.
Существуют практические рекомендации не
только частного, но и общего характера, которые
можно использовать при проведении диагностиче-
ских работ [4]. В соответствии с ними количествен-
ная оценка состояния изоляции электрических
машин по максимальной амплитуде повторяю-
щихся импульсов частичных разрядов может про-
изводиться только сравнением с результатами
предыдущих измерений, выполненных на том же
оборудовании с использованием тех же приборов.
При этом абсолютно разные типы электрических
машин могут быть продиагностированы на на-
личие развивающихся дефектов путем анализа
амплитудно-фазовой диаграммы распределения
Рис
. 3.
Амплитудно
-
фазовая
диаграмма
статорной
обмотки
высоковольтного
электродвигателя
типа
СДП
-10-8000
на
основании
показаний
ССК
ЧР
IRIS,
где
цветом
обозначена
интенсивность
(
частота
появления
)
импульсов
частичных
разрядов
за
единицу
времени
от 1 до 3,16 имп./сек.
от 3,16 до 10 имп./сек.
от 10 до 31,6 имп./сек.
от 31,6 до 100 имп./сек.
от 100 до 316 имп./сек.
от 316 до 1000 имп./сек.
> 1000 имп./сек.
Угол фазы, град.
0
135
270
45
180
315
90
225
360
1500
1000
500
0
–500
–1000
–1500
Величина импу
льс
а, мВ
Регистратор
R2200
Электродвигатель
Емкостной датчик
СС-12/U (800 пФ)
Трансформатор
резонансный ТР20/19-022
Рис
. 4.
Схема
проведения
пофазных
измерений
ЧР
при
помощи
емкостных
датчиков
на
синхронном
электро
-
двигателе
,
отключенном
от
сети
,
прибором
R2200
ДИАГНОСТИКА
И МОНИТОРИНГ
97
импульсов ЧР (PD-диаграммы). Такой подход
к анализу трендов и распределения частич-
ных разрядов в толщине изоляции обмотки
является универсальным и может быть при-
меним для любого оборудования.
АПРОБАЦИЯ
ТИПОВОЙ
ПРОГРАММЫ
И
МЕТОДИКИ
ИСПЫТАНИЙ
ЧР
В ПАО «Транснефть» разработана типовая про-
грамма и методика испытаний (ПМИ) изоляции
обмотки электродвигателя посредством изме-
рения частичных разрядов, где критерии со-
стояния изоляции ЭД (значения максимальной
амплитуды импульсов ЧР) были установлены
после анализа заводских протоколов испыта-
ний высоковольтных ЭД, поставляемых на НПС.
Для апробации ПМИ по поручению ПАО
«Транснефть» ООО «ТЭС» в 2018 году выпол-
нялись работы по диагностике высоковольтных
электродвигателей магистральных насосных
агрегатов (МНА) производства фирмы «Siemens AG»
на объектах ООО «Транснефть-Дальний Восток» ме-
тодом контроля частичных разрядов в изоляции ста-
торов высоковольтных машин.
Объектами диагностирования определены 12 син-
хронных электродвигателей типа 1DX 1526-8BE01-Z,
мощностью 6300 кВт и 8 электродвигателей типа
1DX 1531-8BE01-Z мощностью 8000 кВт (рисунок 5).
Измерение параметров ЧР обмотки статора элек-
трической машины выполнялось на остановленном
электродвигателе путем приложения испытательного
напряжения, равного фазно-
му напряжению электродви-
гателя (5780 В отдельно на
каждую фазу с применением
емкостных датчиков, подклю-
ченных по схеме рисунка 4).
ЧР определялись мето-
дом выделения из напряже-
ния промышленной частоты
высокочастотных импульс-
ных сигналов через емкост-
ные датчики, установленные
вблизи высоковольтных изо-
ляторов выводов высокого
напряжения статорной об-
мотки электродвигателя, со
стороны питающего кабеля
и со стороны «звезды». Ре-
зультатом измерений явля-
лась фиксация характеристик
(максимальной
повторяю-
щейся амплитуды импульсов
ЧР и амплитудно-фазового
распределения ЧР) разряд-
ной активности ЧР в обмотках
синхронного электродвигате-
ля. Подключение приборов
и датчиков осуществлялось
в соответствии с требовани-
ями эксплуатационной доку-
ментации изготовителей при-
боров.
Перечень средств измерений и испытательно-
го оборудования, использованных при испытаниях
электродвигателей, приведен в таблице 1.
Измерение ЧР осуществлялось при следующих
настройках регистратора R2200:
– длительность измерения в фазовом интервале —
полный период промышленной частоты;
– количество регистрируемых подряд периодов
промышленной частоты — 50;
– максимальная длительность импульса ЧР —
640 нс;
Рис
. 5.
Синхронный
электродвигатель
типа
1DX1531-8BE01-Z
Табл. 1. Перечень испытательного оборудования и средств измерений
Наимено-
вание
Внешний вид
прибора
Диапазон измерений
Погрешность
Измеритель
параметров
микрокли-
ма та Метео-
скоп-М
Температура — от 40
до 85ºС.
Влажность — от 3 до
97%.
Давление — от 600 до
825 мм рт.ст.
Канал измерений тем-
пературы — ±0,2 °С.
Канал измерений от-
носительной влажно-
сти — ±3,0%.
Канал измерений дав-
ления воздуха — ±1
мм рт.ст.
Измеритель
параметров
электро-
изоляции
MIC-10k1
Выбор измерительного
напряжения — в диапа-
зоне от 50 В до 10 кВ.
Измерение сопротивле-
ния электроизоляции —
до 40 ТОм.
Измерение постоянного
и переменного напря-
жения — до 750 В.
Измерение сопротив-
ления электроизоля-
ции — ±3%.
Измерение постоян-
ного и переменного
напряжения — ±2%.
Прибор
регистрации
ЧР R-2200
Частотный диапазон
регистрации —
0,5–10 МГц.
—
Трансфор-
матор резо-
нансный
ТР20/19-022
Максимальное рабочее
выходное напряже-
ние — 20 кВ.
—
№
2 (59) 2020
98
– длительность паузы, блокирующей счет после
прохождения импульса ЧР — 2560 нс.
Амплитудно-фазовые диаграммы распределения
импульсов ЧР (PD-диаграммы) на примере синхрон-
ного электродвигателя типа 1DX1531-8BE01-Z пред-
ставлены на рисунках 6–8.
На основании результатов измерений в таблице 2
представлены сводные характеристики ЧР на при-
мере синхронного электродвигателя типа 1DX1531-
8BE01-Z с учетом нормативных значений амплитуды
импульсов ЧР для электродвигателей.
Зарегистрированная при испытаниях максималь-
ная амплитуда импульсов ЧР находится на уровне
«низкий» (не более 98 мВ). Низкий уровень требу-
ет периодического контроля через каждые 10 000–
12 000 ч наработки электродвигателя, но не менее
1 раза в 4 года.
Выводы о состоянии изоляции обмотки статора
по зарегистрированным уровням частичных разря-
дов и результатам анализа PD-диаграмм распреде-
ления ЧР в изоляции электродвигателей МНА НПС
ООО «Транснефть-Дальний Восток» по результатам
испытаний представлены на рисунках 9 и 10.
При этом отличному состоянию изоляции обмотки
ЭД соответствует незначительный уровень ЧР (макси-
мальная амплитуда импульсов не более 45 мВ) и низ-
кий уровень ЧР (максимальная амплитуда импульсов
не более 98 мВ). Хорошему состоянию изоляции об-
мотки ЭД соответствует типичный уровень ЧР (мак-
симальная амплитуда импульсов не более 210 мВ).
Удовлетворительному состоянию изоляции обмотки
ЭД соответствует умеренный уровень ЧР (максималь-
ная амплитуда импульсов не более 412 мВ).
ВЫВОДЫ
По результатам анализа распределения импуль-
сов ЧР на амплитудно-фазовых диаграммах статор-
ных обмоток высоковольтных электродвигателей
магистральных насосных агрегатов производства
фирмы «Siemens AG» НПС ООО «Транснефть-
Дальний Восток»:
1. Повышенная разрядная активность сосредото-
чена в толщине корпусной изоляции пазовой ча-
сти обмотки электродвигателя (максимальная
интенсивность разрядов сосредоточена в зонах
около 45° и 225° относительно питающего на-
пряжения (в соответствии с требованиями ПМИ
и ГОСТ IEC/TS 60034-27). Обмотки не имеют
явно выраженных дефектов по-
крытий, присоединений выводов
или загрязнений. Величины мак-
симальных амплитуд повторяю-
щихся импульсов не превышают
среднестатистических значений
(для изоляции, изготовленной при
помощи вакуумно-нагнетательной
пропитки аналогичного класса по
напряжению).
2. Основным источником повышен-
ной разрядности являются микро-
полости внутри изоляции обмотки
Рис
. 6.
Амплитудно
-
фазовая
диаграмма
распределения
импульсов
ЧР
в
изоляции
фазы
«U»
Цветовая шкала: 1
54 имп./сек.
Рис
. 7.
Амплитудно
-
фазовая
диаграмма
распределения
импульсов
ЧР
в
изоляции
фазы
«V»
Цветовая шкала: 1
54 имп./сек.
Рис
. 8.
Амплитудно
-
фазовая
диаграмма
распределения
импульсов
ЧР
в
изоляции
фазы
«W»
Цветовая шкала: 1
54 имп./сек.
Табл. 2. Сводные характеристики ЧР (низкий уровень)
Фаза
Результаты измерения
Q
max
соответствующей полярности, мВ (пКл)
+
–
Фаза «U»
88 (560)
81 (510)
Фаза «V»
57 (360)
48 (300)
Фаза «W»
67 (420)
53 (330)
Фазы «U»,
«V» и «W»
одновре-
менно
54 (340)
51 (320)
Рис
. 9.
Выводы
о
состоянии
изоляции
обмотки
статора
по
зарегистри
-
рованным
уровням
в
изоляции
статорных
обмоток
электродвигателей
МНА
типа
1DX 1526-8BE01-Z
мощностью
6300
кВт
НПС
ООО
«
Транс
-
нефть
-
Дальний
Восток
»
1 шт.
2 шт.
9 шт.
Состояние
изоляции
обмотки ЭД:
отличное хорошее
удовлетворительное
ДИАГНОСТИКА
И МОНИТОРИНГ
99
Рис
. 10.
Выводы
о
состоянии
изоляции
обмотки
статора
по
зарегистрированным
уровням
в
изоляции
статорных
обмо
-
ток
электродвигателей
МНА
типа
1DX 1531-8BE01-Z
мощ
-
ностью
8000
кВт
НПС
ООО
«
Транснефть
-
Дальний
Восток
»
электродвигателя. Рекомендуется проводить
повторный контроль состояния изоляции об-
моток высоковольтных ЭД в сроки, установ-
ленные в ПМИ.
Полученные результаты измерений методом
контроля ЧР в изоляции статорных обмоток вы-
соковольтных электродвигателей магистральных
насосных агрегатов фирмы «Siemens AG» ООО
«Транснефть-Дальний Восток» при апробации
типовой программы и методики испытания изо-
ляции обмотки электродвигателя посредством
измерения частичных разрядов послужили ос-
новой для уточнения нормативных значений ам-
плитуды импульсов ЧР при испытании изоляции
статоров высоковольтных электродвигателей по
ГОСТ IEC/TS 60034-27.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вдовико В.П. Частичные разряды
в диагностировании высоковольт-
ного оборудования. Новосибирск:
Наука, 2007. 155 с.
2. ГОСТ IES/TS 60034-27-2-2015.
Машины электрические враща-
ющиеся. Часть 27-2. Измерения
частичного разряда на изоляции
статорной обмотки включенных
в сеть вращающихся электриче-
ских машин. М.: Стандартинформ,
2016. 23 с.
3. ГОСТ IES/TS 60034-27-2015. Ма-
шины электрические вращающие-
ся. Часть 27. Измерения частично-
го разряда на изоляции статорной
обмотки отключенных от сети вра-
щающихся электрических машин.
М.: Стандартинформ, 2016. 37 с.
4. Русов В.А. Измерение частичных
разрядов в изоляции высоковольт-
ного оборудования. Екатеринбург:
Изд-во УрГУПС, 2011. 367 с.
5. Голубцов С.А., Литаш Б.С. Иннова-
ционные решения для измерения
частичных разрядов // ЭЛЕКТРО-
ЭНЕРГИЯ. Передача и распреде-
ление, 2018, № 2(47). С. 108–112.
6. Живодерников С.В., Лавров В.Ю.,
Овсянников А.Г., Коробейников
С.М., Ридель А.В. О чем говорят
сигналы частичных разрядов / 16-я
конференция «Методы и средства
контроля изоляции ВВ оборудова-
ния», Пермь, 12–14.02.2019. URL:
https://dimrus.ru/conf2019.html.
7. IEC 60270:2000. Методы испыта-
ний высоким напряжением. Из-
мерения частичных разрядов. М.:
Стандартинформ, 2013. 43 с.
8. Smit J.J., Gulski E., Wester F.J. Eco-
nomical and technical aspects of
advanced PD diagnostics to support
condition based maintenance of HV
assets. Transmission and Distribu-
tion Conference and Exhibition 2002,
Asia Pacifi c. IEEE/PES, 6-10 Octo-
ber 2002, v. 2, pp. 1110-1115.
9. Gulski E. Digital Analysis of Partial
Discharges. IEEE Transactions on
Dielectrics and Electrical Insulation,
October, 1995, v. 2, no. 5.
10. Montanari G.C. Diagnostics of elec-
trical systems: expectations and an-
swers, International Conference on
Solid Dielectrics, Winchester, UK,
8-13 Jule, 2007.
REFERENCES
1. Vdoviko V.P. Partial discharges in
HV equipment diagnosis. Novosi-
birsk, Nauka Publ., 2007. 155 p. (In
Russian)
2. State standard GOST IES/TS
60034-27-2-2015. Rotating electrical
machines. Part 27-2. On-line partial
discharge measurements on the
stator winding insulation of rotating
electrical machines. Moscow, Stand-
artinform Publ., 2016. 23 p. (In Rus-
sian)
3. State standard GOST IES/TS
60034-27-2015. Rotating electrical
machines. Part 27. Off -line partial
discharge measurements on the
stator winding insulation of rotating
electrical machines. Moscow, Stand-
artinform Publ., 2016. 37 p. (In Rus-
sian)
4. Rusov V.A. Partial discharge mea-
surement in HV equipment insulation.
Ekaterinburg, Ural State University
of Railway Transport (USURT) Publ.,
2011. 367 p. (In Russian)
5. Golubtsov S.A., Litash B.S. Innova-
tive solutions for partial discharge
measurement //
ELEKTROENER-
GIYA. Peredacha i raspredeleniye
[ELECTRIC POWER. Transmission
and Distribution], 2018, no. 2(47),
pp. 108–112. (In Russian)
6. Zhivodernikov S.V., Lavrov V.Yu.,
Ovsyannikov A.G., Korobeynikov
S.M., Ridel A.V. What do partial dis-
charge signals tell us about /
16-ya
konferentsiya "Metody i sredstva
kon trolya izolyatsii VV oborudovani-
ya
[16th conference "Methods and
means of HV equipment insulation
monitoring"], Perm, 12–14.02.2019.
URL: https://dimrus.ru/conf2019.
html.
7. IEC 60270:2000. High-voltage test
techniques. Partial discharge mea-
surements. Moscow, Standartinform
Publ., 2013. 43 p. (In Russian)
8. Smit J.J., Gulski E., Wester F.J. Eco-
nomical and technical aspects of
advanced PD diagnostics to support
condition based maintenance of HV
assets. Transmission and Distribu-
tion Conference and Exhibition 2002,
Asia Pacifi c. IEEE/PES, 6-10 Octo-
ber 2002, v. 2, pp. 1110-1115.
9. Gulski E. Digital Analysis of Partial
Discharges. IEEE Transactions on
Dielectrics and Electrical Insulation,
October, 1995, v. 2, no. 5.
10. Montanari G.C. Diagnostics of elec-
trical systems: expectations and an-
swers, International Conference on
Solid Dielectrics, Winchester, UK,
8-13 Jule, 2007.
2 шт.
1 шт.
5 шт.
отличное хорошее удовлетворительное
Состояние изоляции обмотки ЭД:
№
2 (59) 2020
Оригинал статьи: Оценка состояния изоляции высоковольтных электрических машин организаций системы «Транснефть» методом частичных разрядов
Практически все возникающие виды развивающихся повреждений изоляции высоковольтного оборудования (трансформаторов, реакторов, электродвигателей, генераторов) неразрывно связаны с возникновением частичных разрядов. Многие процессы в электрической изоляции вызваны особенностями ее структуры: проявлением поляризации и перераспределением электрического поля. Различия в диэлектрических свойствах (диэлектрической проницаемости) изоляции обуславливают перераспределение электрического поля и образование участков изоляции с повышенной напряженностью электрического поля. В процессе эксплуатации происходит ухудшение свойств изоляции (или «старения») и ее разрушение под воздействием электрического поля, температуры, увлажнения, вибрации и т.д. Статья посвящена применению в организациях системы «Транснефть» метода диагностики высоковольтных электрических машин при помощи измерений частичных разрядов в изоляции обмотки как наиболее эффективного метода для выявления локальных дефектов изоляции высоковольтных электрических машин.