126
СЕТИ
РОССИИ
КАДРЫ
126
Обеспечение надежности
энергетических
предприятий на основе
стратегии непрерывного
обучения персонала
Э
нергетические
катастрофы
,
аварии
и
блэкауты
послед
-
них
десятилетий
убедитель
-
но
показали
,
что
значимую
роль
в
обеспечении
надежности
игра
-
ет
человеческий
фактор
,
професси
-
ональная
деятельность
работников
,
их
квалификация
,
способность
сохра
-
нять
самообладание
,
поддерживать
соответствующие
психофизиологиче
-
ские
и
психические
функции
.
Особую
роль
играет
тот
факт
,
что
все
процес
-
сы
в
энергетике
носят
мгновенный
,
быстротекущий
,
часто
трудно
пред
-
сказуемый
характер
.
Это
требует
от
работников
энергетических
пред
-
приятий
соответствующих
свойств
и
психологических
качеств
,
обеспе
-
чивающих
готовность
к
экстренным
действиям
в
любых
ситуациях
.
КАДРЫ
РЕШАЮТ
ВСЕ
Человеческий
фактор
в
теорети
-
ческом
и
методологическом
аспекте
рассматривается
как
учение
о
надеж
-
ном
функционировании
человеко
-
технических
систем
,
основанное
на
учете
психофизиологических
и
психо
-
логических
возможностей
человека
.
В
реальной
деятельности
человече
-
ский
фактор
проявляется
в
профес
-
сиональной
,
моральной
и
личностной
надежности
персонала
,
в
эффектив
-
ном
выполнении
конкретных
рабочих
операций
,
решении
сложных
про
-
фессиональных
задач
,
преодолении
возникающих
трудностей
на
основе
приоритета
надежности
и
безопас
-
ности
.
Например
,
часто
говорят
,
что
понимание
неизбежности
конечности
человеческой
жизни
не
может
отме
-
нить
правило
необходимости
при
-
стегиваться
ремнями
безопасности
в
транспорте
.
Однако
,
по
меткому
на
-
блюдению
писателя
Дж
.
Карлин
,
есть
немало
людей
,
серьезно
озабочен
-
ных
безопасностью
атомных
станций
и
не
пристегивающихся
ремнями
без
-
опасности
в
машине
.
Поэтому
удаст
-
ся
ли
успешно
решить
сложнейшие
задачи
обеспечения
надежной
рабо
-
ты
энергетической
отрасли
,
зависит
от
того
,
будут
ли
в
ней
работать
от
-
ветственные
,
решительные
и
патрио
-
Надежная и безопасная работа является приоритетным на-
правлением функционирования электроэнергетических пред-
приятий и топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в целом.
Задачи обеспечения надежности, безопасности и эффектив-
ности связаны, прежде всего, с надежной работой персонала.
Александр ЛЕТЯГИН, генеральный директор
ПАО «МРСК Северо-Запада»
Александр НАЗАРЫЧЕВ, д.т.н., профессор, ректор ПЭИПК,
Людмила ГОРЮНОВА, к.п.н., зав. кафедрой ПЭИПК
(Петербургский энергетический институт повышения
квалификации Минэнерго России)
Человеческий
фактор
в энергетике
127
127
тически
настроенные
люди
,
преданные
лучшим
тра
-
дициям
российской
энергетической
школы
.
Необходимо
подчеркнуть
,
что
обучение
персона
-
ла
помогает
решить
многие
задачи
обеспечения
на
-
дежности
функционирования
электро
энергетических
систем
.
Иногда
мож
но
услышать
мнение
отдельных
руководителей
или
специалистов
по
обучению
пер
-
сонала
на
предприятиях
ТЭК
о
том
,
что
специалист
«
поработает
и
всему
научится
сам
».
Это
мнение
яв
-
ляется
глубоко
ошибочным
.
Как
известно
,
опыт
—
самый
горький
путь
познания
,
особенно
,
если
цена
вопроса
—
надежность
и
безопасность
предприятий
ТЭК
,
которые
часто
являются
объектами
критической
инфраструктуры
в
сложных
человеко
-
технических
системах
.
Очевидно
,
что
решение
фундаментальной
про
-
блемы
обеспечения
надежности
в
энергетике
требует
значительных
усилий
по
развитию
и
непрерывному
обучению
персонала
в
образовательных
организаци
-
ях
дополнительного
профессионального
образования
(
ДПО
).
При
этом
потребность
в
повышении
квалифи
-
кации
работников
предприятий
ТЭК
будет
в
ближай
-
шие
десятилетия
только
расти
.
На
рисунке
1
показана
потребность
в
повышении
квалификации
специали
-
стов
для
сетевых
и
сбытовых
компаний
в
перспективе
на
20-
летний
период
.
Повышение
квалификации
для
работников
электрических
сетей
должно
проводиться
на
основе
непрерывного
ДПО
персонала
в
соответ
-
ствии
с
инновационной
политикой
ПАО
«
Россети
»
по
следующим
важнейшим
направлениям
:
•
новые
технологии
и
решения
;
•
необслуживаемые
активы
;
•
цифровизация
процессов
управления
;
•
мультиагентные
системы
;
•
активность
и
адаптивность
электрических
сетей
;
•
системная
инженерия
бизнес
-
процессов
;
•
человеческий
фактор
в
энергетике
.
В
последние
годы
возрастает
дефицит
квалифици
-
рованных
кадров
более
чем
по
80
ключевым
профес
-
сиям
в
области
энергетики
.
Представленные
направления
повышения
квали
-
фикации
в
организациях
ДПО
позволят
также
устра
-
нить
несоответствие
между
системой
подготовки
ба
-
калавров
в
высших
учебных
заведениях
и
реальных
запросах
по
качеству
подготовки
со
стороны
пред
-
приятий
энергетической
отрасли
.
Это
потребует
со
-
поставления
компетенций
работников
отрасли
с
тре
-
бованиями
профессиональных
стандартов
и
с
учетом
выявленных
несоответствий
сформировать
план
по
-
вышения
квалификации
работников
в
организациях
ДПО
.
В
Федеральном
государственном
автономном
образовательном
учреждении
ДПО
«
Петербургском
энергетическом
институте
повышения
квалифика
-
ции
» (
ФГАОУ
ДПО
ПЭИПК
)
Минэнерго
России
не
-
сколько
лет
успешно
функционирует
Центр
оценки
квалификаций
,
ориентированный
на
оценку
готовно
-
сти
персонала
к
действиям
в
нештатных
ситуациях
.
Необходимость
обучения
персонала
в
области
человеческого
фактора
возникла
одновременно
во
многих
компаниях
энергетической
отрасли
после
того
как
изменились
характер
и
сложность
производ
-
ственных
процессов
,
появились
человеко
-
машинные
технологии
принятия
решений
,
увеличилась
«
концен
-
трация
»
мощности
в
руках
одного
работника
и
воз
-
росла
тяжесть
последствий
аварий
и
катастроф
.
Со
-
временному
специалисту
-
энергетику
недостаточно
технической
подготовки
,
чтобы
справляться
с
возрос
-
шими
требованиями
техносферы
.
Ему
необходимо
правильно
работать
с
информацией
,
организовать
эффективные
коммуникации
,
контакты
и
взаимодей
-
ствия
,
не
допускать
ошибок
при
решении
проблемных
ситуаций
,
сознательно
поддерживать
оптимальное
психофизиологическое
рабочее
состояние
.
Сегодня
энергетической
отрасли
нужны
ответственные
про
-
фессионалы
—
руководители
,
которые
будут
ком
-
плексно
решать
задачи
обеспечения
надежности
энергетических
предприятий
с
учетом
человеческого
фактора
.
Очевидно
,
что
нет
возможности
импортиро
-
вать
готовых
специалистов
извне
,
их
надо
готовить
самостоятельно
на
основе
стратегии
непрерывного
обучения
персонала
.
Постоянно
действующие
оценка
и
мониторинг
квалификаций
и
качества
профессиональной
подго
-
товки
,
проводимые
в
ПЭИПК
,
показали
,
что
организа
-
ция
современной
системы
обучения
,
использование
методик
,
нацеленных
на
формирование
готовности
к
действиям
в
нештатных
и
аварийных
ситуациях
,
воспитание
дисциплинированности
и
ответственно
-
сти
на
всех
уровнях
эксплуатации
и
управления
энер
-
гетическим
объектом
,
развитие
профессиональной
культуры
,
формирование
навыков
профессиональной
стрессоустойчивости
требуют
просвещения
и
обуче
-
ния
руководителей
и
специалистов
отрасли
в
области
человеческого
фактора
.
Созданная
в
ПЭИПК
кафедра
«
Управление
че
-
ловеческими
ресурсами
в
энергетике
»
много
лет
ве
-
дет
работу
в
этом
направлении
в
рамках
программ
повышения
квалификации
,
научно
-
методической
и
научно
-
исследовательской
работы
.
На
кафедре
разработан
и
внедрен
курс
для
руководителей
,
тех
-
нических
специалистов
и
специалистов
по
персоналу
энергетических
компаний
,
всецело
посвященный
это
-
му
направлению
— «
Человеческий
фактор
в
органи
-
зации
:
надежность
,
безопасность
,
эффективность
».
В
тематику
курса
включены
такие
разделы
как
«
про
-
фессиональные
ошибки
человека
», «
эффективные
Рис
. 1.
Потребность
в
повышении
квалификации
специалистов
сетевых
и
сбытовых
компаний
до
2035
года
2015
2020
2025
2030
2035
тыс
.
чел
./
год
275,0
250,0
225,0
200,0
175.0
150,0
№
2 (35) 2016
128
КАДРЫ
методы
профилактики
и
предотвращения
ошибочных
действий
персонала
»; «
основные
психологические
возможности
и
ограничения
в
профессиональной
деятельности
»; «
эффективное
взаимодействие
в
не
-
штатной
ситуации
»; «
психологическая
помощь
при
стрессах
», «
психологическая
безопасность
профес
-
сионала
»
и
ряд
других
.
НАДЕЖНОСТЬ
ПЕРСОНАЛА
И
СТРАТЕГИЯ
ОБУЧЕНИЯ
Сразу
надо
оговориться
,
что
все
связанное
с
че
-
ловеческой
психикой
не
может
быть
универсальным
,
не
может
быть
единственно
возможным
,
а
к
тому
же
,
легким
и
быстрым
в
исполнении
.
Поэтому
в
ПЭИПК
разрабатываются
собственные
уникальные
стратегии
обучения
.
Основная
идея
подхода
ПЭИПК
заключа
-
ется
в
том
,
что
наряду
с
повышением
квалификации
в
профессионально
-
технической
области
,
наряду
с
формированием
противоаварийных
навыков
,
не
-
обходимо
планомерно
обучать
персонал
в
области
человеческого
фактора
.
В
качестве
современных
подходов
ДПО
применяются
следующие
методы
и
технологии
:
•
классический
метод
обучения
;
•
дуальный
метод
;
•
технология
модульного
обучения
;
•
метод
проектов
;
•
метод
дебатов
(
круглый
стол
);
•
кейс
-
метод
;
•
метод
дистанционного
обучения
(
вебинары
);
•
метод
обучения
на
тренажерах
,
симуляторах
,
АОС
;
•
сетевой
метод
.
Результаты
обучения
выражаются
в
повышении
стрессоустойчивости
,
формировании
умения
взаимо
-
действовать
в
нештатных
ситуациях
,
оценивать
пси
-
хологические
возможности
и
ограничения
,
выраба
-
тывать
алгоритм
профилактики
ошибочных
действий
персонала
.
Мы
не
рассматриваем
этот
подход
как
универсальный
.
Главный
вопрос
заключается
в
орга
-
низации
непрерывной
,
планомерной
и
целенаправ
-
ленной
подготовки
персонала
в
данном
направлении
и
включения
необходимого
требования
в
регламенти
-
рующие
документы
.
Коротко
обозначим
основные
проблемы
профес
-
сиональной
надежности
персонала
:
•
проблема
воздействия
критических
ситуаций
;
•
проблема
развития
ответственности
персонала
и
культуры
безопасности
организации
;
•
проблема
непрерывного
поддержания
устойчиво
-
сти
базовых
профессиональных
знаний
,
умений
и
навыков
;
•
проблема
оценки
профессиональных
квалификаций
;
•
проблема
работоспособности
и
внимательности
обученного
персонала
при
выполнении
ответ
-
ственных
работ
.
Эти
проблемы
напрямую
связаны
с
развитием
стрессоустойчивости
в
профессиональной
деятель
-
ности
.
Основная
особенность
стресса
заключается
в
том
,
что
главные
изменения
и
основные
стрессовые
реакции
лежат
в
области
физиологии
человека
и
носят
неспецифический
характер
.
Это
означает
,
что
,
напри
-
мер
,
и
реакция
на
воздействие
низких
температур
(
хо
-
лода
),
и
реакция
на
услышанную
в
свой
адрес
неспра
-
ведливую
критику
,
реакция
на
усталость
и
унижение
вызывают
похожие
физиологические
реакции
в
орга
-
низме
.
Для
иллюстрации
механизма
действия
стрес
-
са
можно
использовать
метафору
«
дерево
стресса
».
«
Корни
»
стресса
лежат
в
области
психологических
оценок
,
как
человек
оценивает
ситуацию
. «
Ветки
»,
по
которым
стресс
развивается
—
это
поведенческие
ре
-
акции
,
которые
возникают
,
когда
мы
начинаем
испы
-
тывать
стресс
—
нарушение
сна
,
нарушение
питания
,
нарушения
в
области
моторики
и
чувствительности
.
А
«
листья
дерева
»
стресса
—
собственно
физиоло
-
гические
изменения
в
организме
,
в
функциональных
системах
жизнеобеспечения
,
включая
сердечно
-
сосу
-
дистую
,
дыхательную
,
пищеварительную
и
кровенос
-
ную
системы
.
Необходимо
отметить
,
что
проблема
воздействия
критических
ситуаций
—
это
вечная
про
-
блема
в
том
плане
,
что
критических
ситуаций
не
из
-
бежать
.
Кроме
того
,
они
имеют
не
только
негативное
,
но
и
позитивное
значение
,
так
как
указывают
на
точки
роста
профессиональной
деятельности
.
ИДЕАЛЬНЫЙ
ПЕРСОНАЛ
Что
мы
ждем
от
человека
в
аспекте
обеспечения
надежности
и
безопасности
энергетики
?
Какими
ка
-
чествами
должен
обладать
надежный
персонал
?
За
-
дачи
подготовки
надежного
персонала
включают
фор
-
мирование
умения
принимать
профессиональные
и
качественные
решения
в
любых
условиях
;
умение
брать
ответственность
на
себя
и
снимать
напряжение
в
критических
ситуациях
;
способность
поддерживать
высокую
культуру
безопасности
,
уметь
преодолевать
стресс
и
помогать
другим
выходить
из
стресса
.
Об
-
учение
в
области
человеческого
фактора
персонала
энергетических
предприятий
позволяет
решить
такие
задачи
.
Данное
обучение
формирует
способность
поддерживать
высокий
самоконтроль
выполняемых
рабочих
действий
,
направленных
на
предупрежде
-
ние
и
ликвидацию
технологических
нарушений
;
под
-
держивать
необходимый
профессиональный
уровень
навыков
целеполагания
,
принятия
оперативных
ре
-
шений
и
выполнение
действий
в
сложной
обстанов
-
ке
в
условиях
ограниченного
времени
;
отрабатывать
навыки
информационного
взаимодействия
,
ведения
оперативных
переговоров
с
оперативным
персона
-
лом
,
а
также
персоналом
,
выполняющим
аварийно
-
восстановительные
работы
;
развивать
высокий
уро
-
вень
технологической
дисциплины
,
ответственности
,
критической
позиции
персонала
по
отношению
к
без
-
опасности
.
В
нашу
программу
подготовки
в
области
челове
-
ческого
фактора
входит
уникальный
метод
развития
стрессоустойчивости
,
который
разработан
и
успешно
реализован
совместно
со
специалистами
других
об
-
разовательных
организаций
.
В
чем
специфика
дан
-
ной
методики
развития
стрессоустойчивости
?
Фокус
обучающих
усилий
направлен
на
три
основных
разви
-
ваемых
навыка
:
способности
концентрировать
внима
-
ние
на
своих
действиях
,
на
своих
состояниях
,
на
дей
-
ствиях
других
людей
.
Эти
навыки
помогают
человеку
видеть
и
ощущать
в
большем
диапазоне
,
чем
рань
-
ше
,
и
позволяют
расширить
границы
возможностей
129
по
переработке
информации
,
получаемой
от
органов
чувств
.
Усиливаются
творчески
активные
процессы
,
включая
интуицию
,
интеллектуальные
возможно
-
сти
и
духовный
потенциал
человека
.
Активируется
системно
-
целостное
восприятие
и
вырабатывается
надежный
способ
саморегуляции
психофизиологи
-
ческих
состояний
человека
,
развиваются
новые
фор
-
мы
взаимодействия
с
другими
людьми
и
на
практике
увеличивается
эффективность
субъекта
в
решении
сложных
профессиональных
задач
.
В
результате
об
-
учения
достигается
эффект
направленности
работ
-
ника
на
реализацию
позитивных
профессиональных
достижений
,
установка
на
эффективную
работу
,
фор
-
мируется
уверенность
в
своих
возможностях
.
Навы
-
кам
профессиональной
стрессоустойчивости
в
энер
-
гетике
можно
обучать
.
Данное
обучение
,
включенное
в
систему
управления
персоналом
энергетической
компании
,
приводит
к
высоким
результатам
,
которые
подтверждены
в
практической
работе
.
Эффектив
-
ность
обучения
достигается
за
счет
хорошей
органи
-
зации
и
рационального
использования
современных
средств
и
методов
обучения
.
Обучение
в
области
человеческого
фактора
проводится
в
группах
числен
-
ностью
15–20
человек
,
охватывая
разные
категории
персонала
,
например
,
диспетчеров
,
оперативный
пер
-
сонал
,
ремонтный
персонал
,
административно
-
техни
-
ческий
персонал
,
руководителей
.
Обучение
в
области
человеческого
фактора
дает
высокий
результат
также
в
следующих
случаях
:
по
результатам
расследования
ошибочных
,
недостаточных
,
излишних
или
несвоев
-
ременных
действий
персонала
;
при
вводе
в
эксплуа
-
тацию
новых
объектов
и
оборудования
в
энергетике
,
после
проведения
комплексной
реконструкции
или
модернизации
действующих
объектов
и
оборудо
-
вания
;
при
обнаружении
отклонений
в
организации
оперативно
-
технологического
обслуживания
обору
-
дования
;
с
работниками
,
впервые
допускаемыми
к
са
-
мостоятельной
работе
,
во
время
подготовки
по
новой
должности
или
имеющих
длительные
перерывы
в
ра
-
боте
;
с
работниками
,
которые
получили
неудовлетво
-
рительные
оценки
по
итогам
противоаварийных
тре
-
нировок
.
Обучение
дает
возможность
снизить
стресс
на
рабочем
месте
,
работать
с
информационными
перегрузками
,
формировать
устойчивость
в
сложных
профессиональных
и
жизненных
ситуациях
;
улучшить
внимание
и
память
,
повысить
работоспособность
.
Также
в
качестве
приоритетных
направлений
ПЭИП
К
реализует
на
основе
стандарта
системы
менеджмента
качеством
(
СМК
)
комплекс
образова
-
тельных
программ
повышения
квалификации
и
про
-
фессиональной
переподготовки
специалистов
для
предприятий
энергетики
и
ТЭК
по
инновационным
технологиям
в
области
:
•
диспетчерского
и
оперативно
-
технологического
управления
с
учетом
планов
внедрения
концепции
активно
-
адаптивных
сетей
;
•
релейной
защиты
и
автоматики
электростанций
и
сетей
с
учетом
внедрения
цифровых
подстанций
и
распределенных
микропроцессорных
устройств
;
•
технической
диагностики
и
неразрушающего
кон
-
троля
энергетического
оборудования
и
управления
его
техническим
состоянием
;
•
систем
связи
,
телемеханники
и
информационно
-
сетевых
технологий
с
учетом
планов
внедрения
концепции
активно
-
адаптивных
сетей
;
•
ресурсосбережения
,
энергосбережения
,
снижения
энергоемкости
и
повышения
энергоэффективно
-
сти
предприятий
энергетики
и
ТЭК
;
•
новых
технологий
и
материалов
в
энергетическом
строительстве
;
•
новых
технологий
эксплуатации
и
ремонта
энер
-
гетического
оборудования
электрических
станций
,
подстанций
и
промышленных
предприятий
;
•
управления
человеческими
ресурсами
;
•
экономики
и
организации
управления
в
энерге
тике
.
По
всем
направлениям
обучения
ПЭИПК
высту
-
пает
гарантом
и
надежным
партнером
при
решении
самых
сложных
задач
ДПО
.
Реализация
новой
технологии
повышения
квали
-
фикации
персонала
компаний
ТЭК
позволит
осуще
-
ствить
формирование
единого
непрерывного
процес
-
са
обучения
,
включающего
внедрение
современных
методов
ДПО
в
соответствии
со
следующими
требо
-
ваниями
СМК
:
–
осуществление
учебного
процесса
на
основе
инновационных
методов
и
образовательных
тех
-
нологий
,
обеспечивающих
улучшение
адаптации
слушателей
в
компаниях
ТЭК
;
–
создание
системы
ДПО
,
формирующей
не
только
профессиональные
уровень
,
но
и
нравственные
качества
,
высокую
культуру
,
гражданскую
ответ
-
ственность
;
–
разработка
и
привлечение
в
учебный
процесс
новых
технологий
,
создание
работниками
ДПО
интеллектуальной
собственности
в
процессе
образовательной
деятельности
,
укрепление
учеб
-
но
-
методической
и
научно
-
методической
базы
.
–
функционирование
ДПО
как
инновационного
учебно
-
научного
комплекса
со
структурой
и
функ
-
циями
,
опирающимися
на
ведущие
компании
ТЭК
;
–
образовательная
деятельность
,
опирающаяся
на
СМК
,
на
основе
вовлечения
всех
внешних
и
внут
-
ренних
связей
.
Таким
образом
,
можно
сделать
вывод
,
что
стра
-
тегия
непрерывного
обучения
персонала
,
включе
-
ние
в
обучение
программ
,
обеспечивающих
под
-
готовку
персонала
энергетических
предприятий
в
области
человеческого
фактора
,
решает
задачи
,
связанные
с
обеспечением
надежности
и
безопас
-
ности
работ
:
формирует
умения
взаимодействовать
в
нештатных
ситуациях
,
оценивать
психологические
возможности
и
ограничения
работников
,
выраба
-
тывать
алгоритм
профилактики
и
предупреждения
ошибочных
действий
персонала
,
повышает
стрес
-
соустойчивость
и
способность
противостоять
слож
-
ным
и
критическим
условиям
работы
.
Руководите
-
ли
и
специалисты
по
обучению
персонала
должны
уделять
пристальное
внимание
этому
вопросу
и
на
деле
реализовать
политику
,
направленную
на
по
-
вышение
надежности
и
обеспечение
безопасно
-
сти
функционирования
энергетических
предпри
-
ятий
на
основе
непрерывного
обучения
персона
ла
не
только
инновационному
оборудованию
и
тех
-
нологиям
,
но
и
в
области
человеческого
фактора
.
№
2 (35) 2016
Оригинал статьи: Обеспечение надежности энергетических предприятий на основе стратегии непрерывного обучения персонала
Надежная и безопасная работа является приоритетным направлением функционирования электроэнергетических предприятий и топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в целом. Задачи обеспечения надежности, безопасности и эффективности связаны, прежде всего, с надежной работой персонала.