48
СЕТИ
РОССИИ
ц
е
н
а
в
о
п
р
о
с
а
цена вопроса
—
Планирование
закупок
(
фор
-
мирование
годового
плана
).
Зависи
-
мость
от
планов
по
основным
видам
деятельности
(
бизнес
-
план
,
эксплуа
-
тационный
приказ
,
инвестиционная
программа
).
Необходимость
синхро
-
низации
процессов
планирования
и
корректировки
.
Обеспечение
эффективности
закупочной
деятельности
В
настоящее
время
в
целях
полного
обеспечения
своей
текущей
деятельности
това
-
рами
,
работами
,
услугами
и
иными
объектами
гражданских
прав
электросетевые
компании
ведут
ак
-
тивную
закупочную
деятельность
.
В
соответствии
с
действующей
полити
-
кой
закупок
,
приобретаемые
объек
-
ты
должны
обладать
необходимыми
показателями
качества
и
оптималь
-
ными
показателями
цены
.
Реализуя
данную
политику
,
предприятия
отрас
-
ли
стремятся
обеспечить
целевое
и
эффективное
расходование
средств
,
формировать
вокруг
себя
рынок
ква
-
лифицированных
поставщиков
,
под
-
рядчиков
,
исполнителей
,
способных
удовлетворять
потребности
компаний
наилучшим
образом
,
предотвращать
ошибочные
или
недобросовестные
действия
в
сфере
закупок
,
а
также
создавать
положительный
имидж
добросовестного
приобретателя
то
-
варов
,
работ
,
услуг
и
иных
объектов
гражданских
прав
.
Учитывая
высокую
зависимость
практически
всех
технологических
процессов
основных
видов
деятель
-
ности
электросетевых
компаний
от
эффективности
закупок
,
крайне
важ
-
ной
задачей
нужно
считать
грамот
-
ную
организацию
соответствующих
процессов
,
основанную
в
том
числе
и
на
принципах
оптимальности
и
прак
-
тической
целесообразности
.
Прини
-
мая
во
внимание
повышающиеся
требования
к
скорости
реализации
таких
задач
,
как
технологическое
присоединение
новых
потребителей
,
проведение
плановых
и
аварийно
-
восстановительных
ремонтных
работ
,
а
также
реализация
большого
числа
строительных
проектов
,
актуальной
задачей
становится
и
оптимизация
процессов
закупок
с
целью
их
упро
-
щения
и
ускорения
.
Для
обсуждения
и
формирования
наиболее
оптимальных
и
эффектив
-
ных
решений
в
этой
области
,
удо
-
влетворяющих
требованиям
всех
заинтересованных
сторон
,
журнал
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
рас
-
пределение
»
представляет
вашему
вниманию
мнения
и
предложения
электросетевых
компаний
по
вопро
-
сам
оптимизации
процессов
закупоч
-
ной
деятельности
.
Участниками
круглого
стола
являются
—
Юрий
ЗАФЕСОВ
,
генераль
-
ный
директор
ОАО
«
Энергостройснабкомплект
ЕЭС
»,
начальник
Депар
-
тамента
сводного
планирования
и
организации
закупок
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»,
Сергей
ГРОМОВ
,
заместитель
генерального
директора
по
корпоративно
-
му
управлению
ОАО
«
Тюменьэнерго
»,
Олег
ДЕМЕНТЬЕВ
,
исполняющий
обязанности
заместителя
генерального
директора
по
логистике
и
МТО
ОАО
«
МРСК
Северного
Кавказа
»
и
Алексей
ФОМИЧЁВ
,
начальник
отдела
методологии
управления
организации
конкурсных
процедур
ОАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
».
Ответы
респондентов
публикуются
в
сокращённом
виде
.
Полную
версию
ответов
всех
участников
данного
круглого
стола
вы
можете
найти
на
форуме
Интернет
-
портала
RusCable.Ru
в
разделе
«
Обсуждение
организаций
и
событий
».
49
№ 2 (17), март–апрель, 2013
ОАО
«
МРСК
Северного
Кавка
-
за
»:
—
Важным
условием
поддержа
-
ния
работоспособности
электросе
-
тевых
объектов
и
успешной
реали
-
зации
инвестиционной
программы
является
эффективная
система
ор
-
ганизации
закупочной
деятельности
.
Сфера
деятельности
,
связанная
с
закупками
,
значительно
шире
,
чем
разовая
покупка
(
приобретение
)
то
-
варов
,
и
представляет
систему
.
Одним
из
основных
элементов
данной
системы
является
планиро
-
вание
.
В
качестве
основного
доку
-
мента
в
целях
планирования
закупок
используется
годовая
комплексная
программа
закупок
(
далее
—
ГКПЗ
).
ГКПЗ
формируется
в
соответствии
с
инвестиционной
,
ремонтной
и
производственной
программами
компании
,
а
также
бизнес
-
планом
.
Обязательным
,
согласно
Положению
о
порядке
проведения
регламенти
-
рованных
закупок
товаров
,
работ
и
услуг
(
далее
—
Положение
),
считается
максимально
возможная
открытость
в
части
публикации
ГКПЗ
,
заблаго
-
временное
анонсирование
будущих
процедур
.
Компания
размещает
на
официальном
сайте
ГКПЗ
на
срок
не
менее
чем
один
год
.
Обеспечение
открытости
,
общедоступности
и
глас
-
ности
информации
при
проведении
закупочных
процедур
осуществляет
-
ся
путём
использования
электронных
торговых
площадок
(
далее
—
ЭТП
).
Объём
закупок
с
использованием
ЭТП
должен
составлять
не
менее
95%
общей
ГКПЗ
в
стоимостном
выраже
-
нии
.
В
ГКПЗ
2013
года
данный
пока
-
затель
равен
95,73%.
ГКПЗ
утверждает
Совет
дирек
-
торов
компании
,
текущие
измене
-
ния
—
Центральный
закупочный
орган
.
Формат
ГКПЗ
утверждён
По
-
ложением
.
Кроме
внутренних
до
-
кументов
компании
,
планирование
закупок
также
регламентируется
нормативно
-
правовыми
актами
.
Постановлением
Правительства
от
17.09.2012
года
№
932
утверждены
правила
формирования
плана
за
-
купки
товаров
(
работ
,
услуг
)
и
требо
-
ваний
к
форме
такого
плана
.
Ежеквартально
генеральный
ди
-
ректор
представляет
Совету
директо
-
ров
отчёт
об
исполнении
ГКПЗ
.
Помимо
планирования
важной
частью
закупочной
деятельности
является
проведение
закупочных
процедур
.
Согласно
Положению
су
-
ществуют
следующие
способы
заку
-
пок
:
конкурс
,
запрос
предложений
,
запрос
цен
,
аукцион
,
конкурентные
переговоры
,
закупка
у
единствен
-
ного
поставщика
(
исполнителя
,
под
-
рядчика
),
закупка
путём
участия
в
процедурах
,
организованных
про
-
давцами
продукции
.
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»:
—
Подготовка
проекта
плана
за
-
купок
начинается
с
определения
инициатором
закупки
потребности
в
закупаемой
продукции
(
товары
,
ра
-
боты
,
услуги
)
и
формирования
пози
-
ций
плана
закупок
на
предстоящий
год
.
Инициатор
закупки
формирует
проект
плана
закупок
в
единой
кор
-
поративной
информационной
систе
-
ме
управления
закупочной
деятель
-
ностью
«
КИСУ
-
Закупки
»
в
следующие
сроки
:
•
по
всем
закупкам
,
кроме
заку
-
пок
,
направленных
на
комплек
-
тование
централизованного
аварийного
резерва
, —
ежегодно
до
01.09
года
,
предшествующего
планируемому
;
•
по
закупкам
,
направленным
на
комплектование
централизо
-
ванного
аварийного
резерва
, —
ежегодно
в
сроки
,
обеспечиваю
-
щие
поставку
МТРиО
в
полном
объёме
к
01.09
планируемого
года
,
с
учётом
периода
,
необ
-
ходимого
на
проведение
конку
-
рентных
закупочных
процедур
,
и
технологического
срока
изготов
-
ления
МТРиО
.
При
формировании
проекта
пла
-
на
закупок
в
Обществе
соблюдают
-
ся
следующие
правила
:
•
при
подготовке
проекта
плана
закупок
необходимо
стремиться
к
консолидации
закупок
однород
-
ной
продукции
;
•
проект
плана
закупок
в
части
выполнения
инвестпрограммы
формируется
и
утверждается
на
три
года
в
соответствии
с
утверж
-
дённой
пятилетней
инвестицион
-
ной
программой
Общества
.
После
формирования
плана
закупок
инициаторы
направляют
проект
на
рассмотрение
соответ
-
ствующих
закупочных
органов
.
В
установленных
организационно
-
распорядительными
документами
Общества
случаях
план
закупок
дол
-
жен
быть
предварительно
согласо
-
ван
с
профильными
структурными
подразделениями
,
курирующими
данное
направление
вида
деятель
-
ности
,
для
подтверждения
потреб
-
ности
,
наличия
финансирования
и
сроков
выполнения
работ
(
поставки
товаров
,
оказания
услуг
),
либо
от
-
правлен
на
согласование
курирую
-
щему
заместителю
председателя
Правления
.
Юрий
ЗАФЕСОВ
,
генеральный
директор
ОАО
«
Энергостройс
-
набкомплект
ЕЭС
»,
началь
-
ник
Департамента
сводного
планирования
и
организации
закупок
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
Сергей
ГРОМОВ
,
заместитель
генерального
директора
по
корпоративному
управлению
ОАО
«
Тюменьэнерго
»
Алексей
ФОМИЧЁВ
,
начальник
отдела
методологии
управления
организации
конкурсных
процедур
ОАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»
Олег
ДЕМЕНТЬЕВ
,
исполняющий
обязанности
заместителя
генерального
директора
по
логистике
и
МТО
ОАО
«
МРСК
Северного
Кавказа
»
50
СЕТИ РОССИИ
Ещё
одним
звеном
,
согласую
-
щим
план
закупок
и
сводящим
его
в
результате
в
единый
документ
,
является
Департамент
сводного
планирования
и
организации
заку
-
пок
,
который
рассматривает
присы
-
лаемые
проекты
плана
закупок
на
предмет
:
•
согласования
способа
закупки
;
•
согласования
организатора
закупки
;
•
согласования
уровня
закупочной
комиссии
;
•
рассмотрения
возможности
укрупнения
закупок
путём
объе
-
динения
позиций
.
Утверждение
плана
закупок
осу
-
ществляется
закупочными
комис
-
сиями
соответствующего
уровня
,
компетенции
которых
также
опреде
-
лены
Положением
о
закупках
ФСК
ЕЭС
в
срок
до
01
октября
года
,
пред
-
шествующего
планируемому
.
ОАО
«
Тюменьэнерго
»:
—
В
ОАО
«
Тюменьэнерго
»
про
-
цесс
планирования
закупок
орга
-
низован
аналогично
ОАО
«
МРСК
Северного
Кавказа
».
и
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
».
Добавим
лишь
,
что
целью
фор
-
мирования
ГКПЗ
в
ОАО
«
Тюмень
-
энерго
»
является
определение
объ
-
ёмов
,
стоимости
закупок
,
способов
закупок
,
срока
их
объявления
и
подведения
итогов
.
При
подготовке
ГКПЗ
учитываются
долгосрочные
договоры
,
уже
заключённые
для
ис
-
полнения
в
планируемом
периоде
,
и
объём
складских
запасов
во
избе
-
жание
дублирования
приобретения
необходимой
продукции
.
—
Существующие
способы
оптимизации
закупок
(
объедине
-
ние
лотов
,
типизация
приобретае
-
мых
товаров
,
снижение
числа
эта
-
пов
,
рамочные
договоры
и
т
.
д
.)
и
необходимость
их
совершенство
-
вания
.
Предложения
по
направле
-
ниям
и
механизмам
.
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»:
—
Положением
о
закупках
ФСК
ЕЭС
прямо
запрещено
дробление
закупок
,
одним
из
принципов
фор
-
мирования
плана
закупок
являет
-
ся
принцип
консолидации
закупок
однородной
продукции
.
Более
того
,
при
согласовании
проектов
планов
закупок
различных
структурных
под
-
разделений
Общества
Департамент
сводного
планирования
и
органи
-
зации
закупок
осуществляет
обяза
-
тельное
рассмотрение
возможности
укрупнения
закупок
путём
объедине
-
ния
позиций
.
Также
в
настоящее
время
в
Обществе
идёт
работа
по
созданию
справочников
(
классификаторов
)
ис
-
пользуемых
и
закупаемых
товаров
,
более
того
,
строится
информацион
-
ная
система
,
которая
в
будущем
по
-
зволит
провести
,
во
-
первых
,
чёткую
типологизацию
закупаемой
продук
-
ции
,
во
-
вторых
—
получить
обшир
-
ный
материал
для
аналитической
работы
и
объективной
оценки
в
том
числе
эффективности
закупочной
деятельности
Общества
.
Положением
о
закупках
Общества
предусмотрена
также
возможность
заключения
рамочных
договоров
по
результатам
проведения
открытой
конкурентной
процедуры
.
Как
прави
-
ло
,
такие
договоры
заключаются
для
поставок
определённой
продукции
на
срок
до
или
даже
более
одного
года
.
После
проведения
закупочной
процедуры
и
заключения
по
её
ито
-
гам
рамочных
договоров
заказчик
может
выбрать
одного
или
несколь
-
ких
таких
поставщиков
путём
направ
-
ления
соответствующего
запроса
о
возникновении
необходимости
в
за
-
купке
определённой
продукции
.
ОАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»:
—
При
осуществлении
закупоч
-
ной
деятельности
должна
быть
обе
-
спечена
консолидация
и
централи
-
зация
закупок
однотипных
товаров
,
работ
,
услуг
в
целях
оптимизации
их
стоимости
.
Для
формирования
лотов
важна
однотипность
приобретаемых
то
-
варов
,
но
часто
в
различных
регио
-
нальных
подразделениях
персонал
сетевых
компаний
знаком
и
привык
работать
только
с
определённым
ти
-
пом
оборудования
,
и
эта
ситуация
очень
мешает
процессу
оптимизации
закупок
и
снижает
уровень
конкурен
-
ции
среди
производителей
.
Выходом
из
сложившейся
ситуации
может
слу
-
жить
разработка
и
внедрение
отрас
-
левых
стандартов
по
тому
или
иному
виду
оборудования
и
доступность
этих
стандартов
производителям
,
а
также
принятие
единообразной
тех
-
нической
политики
для
предприятий
электросетевого
комплекса
.
ОАО
«
Тюменьэнерго
»:
—
Проведение
централизован
-
ных
закупок
обеспечивает
сниже
-
ние
закупочных
цен
и
оптимизацию
расходов
.
Снижение
закупочных
цен
достигается
за
счёт
объединения
заявок
всех
филиалов
в
рамках
всей
компании
,
это
уже
другой
объём
за
-
купок
,
более
интересный
для
про
-
изводителей
,
что
позволяет
снизить
цену
предложения
.
Таким
образом
,
ОАО
«
Тюменьэнерго
»
получает
две
скидки
—
снижение
стоимости
по
заявке
после
переторжки
и
дополни
-
тельную
скидку
,
которая
идёт
на
всю
продукцию
,
когда
заявки
суммиру
-
ются
.
В
ОАО
«
Тюменьэнерго
»
также
практикуется
проведение
конкурент
-
ных
процедур
,
результатом
которых
является
заключение
рамочных
соглашений
.
В
дальнейшем
в
рам
-
ках
данных
соглашений
проводят
-
ся
закрытые
запросы
цен
,
которые
объявляются
во
временных
интер
-
валах
,
приближенных
к
срокам
по
-
ставки
материально
-
технических
ресурсов
,
что
даёт
возможность
получения
реальных
цен
на
приоб
-
ретаемую
продукцию
.
Кроме
того
,
по
определённым
товарам
,
рабо
-
там
,
услугам
проводятся
конкурент
-
ные
процедуры
с
заключением
долгосрочных
договоров
сроком
на
3
года
,
что
позволяет
заказчику
по
-
лучать
фиксированные
цены
на
дли
-
тельный
период
,
тем
самым
улучшая
качество
бюджетного
планирования
.
—
Техническая
подготовка
заку
-
пок
(
формирование
технических
заданий
на
закупки
,
закупочной
комиссии
и
т
.
д
.).
Существующие
уровни
подготовки
и
согласования
документов
и
предложения
по
их
оптимизации
(
сокращению
).
От
-
ветственность
исполнителей
.
ОАО
«
Тюменьэнерго
»:
—
Для
формирования
закупочной
документации
профильное
структур
-
ное
подразделение
компании
(
фи
-
лиала
компании
)
готовит
следующие
документы
:
•
техническое
задание
;
•
требования
к
участникам
,
в
том
числе
квалификационные
(
при
этом
не
допускается
установле
-
ние
требований
,
носящих
дис
-
криминационный
характер
и
не
относящихся
непосредственно
к
предмету
закупки
);
•
требования
к
документам
,
определяющим
специальную
правоспособность
участников
на
выполнение
работ
по
предмету
договора
;
51
№ 2 (17), март–апрель, 2013
•
проект
договора
на
поставку
товаров
,
работ
,
услуг
;
•
список
потенциальных
участ
-
ников
с
указанием
контактной
информации
(
в
случае
проведе
-
ния
закрытых
процедур
закупок
).
Перечисленные
выше
докумен
-
ты
передаются
секретарю
закупоч
-
ной
комиссии
,
который
формирует
закупочную
документацию
для
про
-
ведения
процедуры
закупки
в
соот
-
ветствии
с
типовой
документацией
,
утверждённой
Центральной
закупоч
-
ной
комиссией
ОАО
«
Тюменьэнер
-
го
».
Наличие
типовой
закупочной
до
-
кументации
значительно
сокращает
время
для
подготовки
и
согласова
-
ния
документации
по
закупке
.
Закупочная
комиссия
утверж
-
дает
закупочную
документацию
,
извещение
о
проведении
закупки
и
размещает
их
на
официальном
сайте
РФ
(www.zakupki.gov.ru),
сай
-
те
компании
(www.te.ru),
а
также
на
электронно
-
торговой
площадке
www.
b2b-mrsk.ru.
ОАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»:
—
Конечно
,
процесс
формирова
-
ния
технических
заданий
для
про
-
ведения
закупочных
процедур
тру
-
доёмок
,
его
оптимизация
возможна
только
в
форме
разработки
типовых
технических
заданий
,
и
в
сфере
энергетики
это
реализуется
в
долж
-
ном
объёме
.
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»:
—
Процесс
разработки
необхо
-
димой
технической
документации
и
проектов
документов
для
формиро
-
вания
закупочной
документации
во
многом
схож
с
процессами
в
МРСК
.
Добавим
,
что
в
соответствии
с
тре
-
бованиями
Положения
о
закупке
на
проведение
каждой
закупочной
процедуры
выпускается
приказ
(
рас
-
поряжение
)
о
закупке
,
в
котором
устанавливается
предмет
закупки
,
способ
закупки
,
состав
закупочной
комиссии
,
заказчик
и
организатор
закупки
и
порядок
их
взаимодей
-
ствия
.
—
Механизмы
и
критерии
вы
-
бора
и
отсеивания
подрядчиков
,
поставщиков
,
исполнителей
и
т
.
д
.
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»:
—
Приложением
2
к
действую
-
щему
Положению
о
закупках
ФСК
ЕЭС
установлены
«
Типовые
требо
-
вания
к
Участникам
закупок
,
вклю
-
чаемые
в
документации
о
закупке
,
критерии
и
методики
оценки
заявок
Участников
закупок
».
В
Приложе
-
нии
установлено
,
при
проведении
каких
закупок
необходимо
то
или
иное
требование
(
в
зависимости
от
предмета
и
способа
закупки
),
какими
документами
оно
должно
подтверждаться
,
возможный
про
-
цент
отклонения
от
установленных
требований
,
если
устанавливаются
числовые
значения
соответствия
,
методика
оценки
соответствия
тому
либо
иному
критерию
.
Критерии
делятся
на
отбороч
-
ные
,
соответствие
которым
является
основанием
допуска
либо
отказа
от
допуска
к
дальнейшему
участию
за
-
явки
участника
в
закупочной
про
-
цедуре
,
и
оценочные
,
результаты
рассмотрения
которых
позволяют
оценить
степень
предпочтительности
заявок
относительно
друг
друга
.
Соответствие
заявки
установлен
-
ным
отборочным
критериям
рас
-
сматривается
членами
закупочной
комиссии
и
экспертами
по
следую
-
щим
основным
категориям
:
•
формальная
(
соблюдение
участ
-
ником
порядка
и
правил
подачи
заявки
,
сроков
подачи
,
состав
и
порядок
документов
заявки
);
•
юридическая
(
правоспособ
-
ность
);
•
коммерческая
(
коммерческие
условия
заявки
);
•
техническая
(
соответствие
техни
-
ческого
предложения
);
•
квалификация
(
опыт
выполне
-
ния
аналогичных
договоров
,
надёжность
и
деловая
репута
-
ция
,
кадровые
и
материально
-
технические
ресурсы
,
финансо
-
вая
устойчивость
).
По
общему
правилу
требования
и
критерии
отбора
и
оценки
заявок
участников
,
устанавливаемые
при
проведении
конкретной
закупки
,
утверждаются
закупочной
комисси
-
ей
в
составе
документации
о
закуп
-
ке
и
могут
быть
изменены
,
исклю
-
чены
либо
дополнены
относительно
указанных
в
«
Типовых
требованиях
»
в
зависимости
от
способа
,
вида
за
-
купки
и
предмета
договора
,
заклю
-
чаемого
по
результатам
закупки
.
Также
в
компании
установлено
правило
,
в
соответствии
с
которым
сумма
весовых
коэффициентов
не
-
ценовых
критериев
в
общей
оценке
не
должна
превышать
0,4 (
или
40%).
Весовой
коэффициент
оценки
стои
-
мости
заявок
не
должен
быть
менее
0,6 (
или
60%).
Сумма
весовых
коэф
-
фициентов
подкритериев
(
если
уста
-
новлены
)
каждого
критерия
также
не
должна
превышать
1,0 (
либо
100%).
В
исключительных
случаях
по
реше
-
нию
ЦКК
Общества
возможно
сни
-
жение
весового
коэффициента
стои
-
мости
заявок
до
величины
не
менее
35%,
при
этом
сумма
весовых
коэф
-
фициентов
неценовых
критериев
со
-
ответственно
увеличивается
.
Сопоставление
и
оценку
конкурс
-
ных
заявок
осуществляет
закупоч
-
ная
комиссия
,
при
этом
она
вправе
привлекать
к
данному
процессу
экс
-
пертов
и
любых
других
лиц
,
которых
сочтёт
необходимыми
.
На
практи
-
ке
эксперты
привлекаются
почти
в
100
процентах
случаев
при
прове
-
дении
закупочных
процедур
.
Прин
-
ципиальным
преимуществом
для
Общества
и
его
поставщиков
являет
-
ся
право
комиссии
на
этапе
рассмо
-
трения
заявок
направлять
запросы
участникам
закупки
о
разъяснении
положений
их
заявок
и
представле
-
нии
недостающих
документов
(
при
необходимости
).
Безусловно
,
не
до
-
пускаются
запросы
или
требования
о
представлении
недостающих
до
-
кументов
,
направленные
на
изме
-
нение
существа
заявки
участника
,
включая
изменение
коммерческих
условий
заявки
(
цены
,
валюты
,
сро
-
ков
и
условий
поставки
,
графика
поставки
или
платежа
,
иных
ком
-
мерческих
условий
).
Допускаются
уточняющие
запросы
по
техниче
-
ским
условиям
конкурсной
заявки
(
перечня
предлагаемой
продукции
,
её
технических
характеристик
,
иных
технических
условий
).
Поступающие
ответы
участников
также
рассматриваются
экспертами
и
членами
конкурсной
комиссии
,
в
связи
с
чем
отборочная
стадия
мо
-
жет
продолжиться
даже
после
прове
-
дения
переторжки
(
или
нескольких
переторжек
,
если
такое
решение
принималось
),
то
есть
вплоть
до
под
-
ведения
итогов
закупки
.
ОАО
«
МРСК
Северного
Кавка
-
за
»:
—
В
настоящее
время
создан
ме
-
ханизм
,
который
позволяет
заказчи
-
кам
работать
с
квалифицированным
кругом
участников
,
избегая
рисков
заключения
договоров
с
компания
-
ми
,
имеющими
негативный
опыт
.
Таким
механизмом
является
реестр
недобросовестных
поставщиков
.
В
данный
реестр
включаются
сведе
-
52
СЕТИ РОССИИ
ния
о
юридических
или
физических
лицах
,
которые
уклонились
от
заклю
-
чения
договора
по
результатам
тор
-
гов
,
либо
договоры
с
которыми
были
расторгнуты
по
решению
суда
в
связи
с
существенным
нарушением
ими
условий
договора
(
дата
торгов
,
сведения
о
заключённом
и
впослед
-
ствии
расторгнутом
договоре
,
вклю
-
чая
наименования
подлежащих
по
-
ставке
товаров
,
работ
или
услуг
,
дата
расторжения
договора
с
указанием
основания
расторжения
и
соответ
-
ствующего
решения
суда
).
Сведения
о
недобросовестных
поставщиках
будут
находиться
в
реестре
в
тече
-
ние
двух
лет
.
Досрочное
исключе
-
ние
возможно
по
решению
суда
,
в
случае
если
установлен
факт
необо
-
снованного
занесения
поставщика
в
реестр
.
Также
установлены
проце
-
дуры
передачи
сведений
о
недобро
-
совестных
поставщиках
в
Федераль
-
ную
антимонопольную
службу
(
ФАС
России
),
имеющую
исключительные
права
на
ведение
реестра
.
К
таким
сведениям
относятся
:
сроки
переда
-
чи
,
состав
сведений
,
перечни
прила
-
гаемых
документов
,
процедуры
при
-
нятия
этих
сведений
и
включения
их
в
реестр
,
а
также
требования
к
тех
-
нологическим
,
программным
,
линг
-
вистическим
,
правовым
и
органи
-
зационным
средствам
обеспечения
.
В
случае
получения
предложения
от
такого
контрагента
заказчик
на
эта
-
пе
отбора
отклоняет
заявку
,
несмо
-
тря
на
существенные
условия
,
со
-
держащиеся
в
таком
предложении
.
ОАО
«
Тюменьэнерго
»:
—
Особое
внимание
в
ОАО
«
Тю
-
меньэнерго
»
уделяется
наличию
и
качеству
материально
-
технических
и
кадровых
ресурсов
,
финансовых
по
-
казателей
,
опыту
выполнения
работ
и
т
.
п
.
Данные
критерии
и
требова
-
ния
указываются
в
закупочной
до
-
кументации
.
Закупочная
документация
явля
-
ется
основным
документом
закупоч
-
ной
процедуры
,
устанавливающим
единые
для
всех
участников
правила
оформления
и
порядок
подачи
зая
-
вок
на
участие
в
процедуре
,
а
также
требования
,
при
условии
соответ
-
ствия
которым
участник
вправе
пре
-
тендовать
на
победу
в
закупочной
процедуре
с
правом
заключения
по
её
итогам
договора
.
Для
провер
-
ки
соответствия
данным
требова
-
ниям
в
закупочной
документации
указываются
отборочные
критерии
оценки
,
а
также
порядок
оценки
предпочтительности
заявок
по
уста
-
новленным
оценочным
критериям
с
целью
определения
предложения
,
оптимального
по
соотношению
по
-
казателей
«
цена
/
качество
».
Выбор
подрядчиков
,
поставщи
-
ков
,
исполнителей
осуществляется
закупочными
комиссиями
,
создан
-
ными
в
соответствии
с
направле
-
нием
закупаемых
товаров
,
работ
,
услуг
.
Деятельность
комиссии
осу
-
ществляется
на
началах
ответствен
-
ного
,
гласного
и
коллегиального
об
-
суждения
и
принятия
решений
.
—
Эффективность
конкурсных
процедур
(
торгов
),
в
т
.
ч
.
на
элек
-
тронных
торговых
площадках
.
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»:
—
Положением
о
закупке
това
-
ров
,
работ
,
услуг
для
нужд
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
установлены
следующие
конку
-
рентные
способы
закупок
:
конкурс
,
аукцион
,
запрос
предложений
,
за
-
прос
цен
,
конкурентные
перегово
-
ры
,
простая
и
мелкая
закупки
.
В
зависимости
от
различных
кри
-
териев
закупка
может
быть
открытой
или
закрытой
,
может
быть
проведе
-
на
с
использованием
бумажных
но
-
сителей
или
в
электронной
форме
,
может
быть
одно
-,
двух
-
и
многоэтап
-
ной
,
может
быть
с
проведением
или
без
проведения
предварительного
квалификационного
отбора
.
Также
Положением
предусмотрены
так
на
-
зываемые
специальные
процедуры
—
посткалификации
,
субконтракта
-
ции
и
др
.
Вместе
с
тем
в
качестве
приоритетного
способа
закупки
в
случае
отсутствия
прямо
предусмо
-
тренных
оснований
закупка
любой
продукции
должна
производиться
путём
проведения
открытого
одно
-
этапного
конкурса
без
осуществле
-
ния
специальных
процедур
либо
открытого
аукциона
,
если
иное
не
установлено
законодательством
Российской
Федерации
.
Указанное
правило
было
подсказано
опытом
закупочной
деятельности
компании
.
Открытый
конкурс
—
наиболее
удоб
-
ная
и
эффективная
форма
как
с
точ
-
ки
зрения
заказчика
,
а
именно
его
возможности
установить
наиболее
полно
необходимые
требования
и
критерии
для
выбора
поставщика
,
так
и
с
точки
зрения
поставщика
—
достаточно
сказать
,
что
конкурсная
процедура
более
жёстко
регулиру
-
ется
действующим
законодатель
-
ством
,
поставщик
лучше
защищён
,
законом
установлен
минимальный
,
при
этом
достаточный
срок
для
под
-
готовки
заявок
.
Что
касается
вопроса
зависи
-
мости
эффективности
конкурсной
процедуры
от
проведения
либо
не
проведения
её
на
электронных
пло
-
щадках
,
для
ФСК
ЕЭС
он
решён
дав
-
но
.
Безусловно
,
в
настоящее
время
,
если
перед
организацией
стоит
за
-
дача
максимально
быстро
и
эффек
-
тивно
информировать
рынок
о
своих
потребностях
,
обеспечить
высокий
уровень
конкуренции
и
,
как
след
-
ствие
,
обеспечить
удовлетворение
этих
потребностей
путём
закупки
качественной
продукции
с
оптималь
-
ной
ценой
,
компания
не
может
и
не
должна
игнорировать
возможности
,
предоставляемые
электронными
торговыми
площадками
.
Ещё
в
2007
году
в
Обществе
было
принято
реше
-
ние
об
обязательном
использовании
при
проведении
закупочных
проце
-
дур
ЭТП
ТЗС
-
Электра
(www.tzselektra.
ru),
на
которой
за
эти
годы
сформи
-
ровался
основной
пул
поставщиков
компании
.
Учитывая
требования
223-
ФЗ
о
публикации
информации
о
закупках
на
общероссийском
офи
-
циальном
сайте
(www.zakupki.gov.
ru),
компанией
проводится
работа
по
изучению
возможностей
реализа
-
ции
требований
Положения
о
закуп
-
ках
ФСК
ЕЭС
на
основных
электрон
-
ных
торговых
площадках
страны
.
В
прошедшем
году
принято
решение
об
использовании
для
проведения
закупочных
процедур
площадок
ОАО
ЕЭТП
(www.roseltorg.ru)
и
ЗАО
«
АСТ
-
Сбербанк
» (www.sberbank-ast.ru).
ОАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»:
—
Основной
способ
достижения
должного
уровня
конкуренции
—
это
проведение
закупок
открытыми
спо
-
собами
.
Объём
закупок
,
проведён
-
ных
открытыми
способами
по
ито
-
гам
2012
года
,
составляет
92,75%.
В
регионах
,
приближенных
к
крупным
деловым
центрам
,
ЭТП
по
-
могают
в
привлечении
компаний
к
участию
в
закупках
,
иная
ситуация
в
отдалённых
регионах
,
где
проведе
-
ние
закупки
на
ЭТП
воспринимается
уже
как
ограничение
конкуренции
,
но
с
развитием
информационных
технологий
в
отдалённых
регионах
ситуация
по
закупкам
с
использова
-
нием
электронных
средств
коммер
-
ции
улучшается
.
Объём
закупок
,
объ
-
явленных
на
электронных
торговых
53
№ 2 (17), март–апрель, 2013
площадках
в
2012
году
,
составил
87,9%.
ОАО
«
Тюменьэнерго
»:
—
Преимущества
работы
на
ЭТП
для
заказчика
в
решении
вопроса
по
определению
поставщика
,
ко
-
торый
предложит
самые
выгодные
условия
поставок
,
очевидны
:
•
значительная
экономия
рабоче
-
го
времени
;
•
экономия
денежных
средств
на
организацию
и
проведение
заку
-
пок
;
•
прозрачность
и
открытость
про
-
цесса
закупок
;
•
честная
конкуренция
,
исклю
-
чающая
работу
недобросовест
-
ных
сотрудников
со
«
своими
»
фирмами
-
поставщиками
;
•
заказчик
получает
возможность
проводить
электронные
торги
—
конкурсы
,
запросы
цен
и
пред
-
ложений
, —
оптимизируя
затраты
;
•
участвовать
в
торгах
возможно
из
любой
точки
мира
,
не
выходя
из
своего
офиса
.
Результаты
каждой
конкретной
закупки
оцениваются
на
предмет
эф
-
фективности
расходования
средств
путём
определения
экономии
.
Эко
-
номия
определяется
в
процентах
от
начальной
(
максимальной
)
цены
до
-
говора
.
ОАО
«
МРСК
Северного
Кавка
-
за
»:
—
Чтобы
ответить
на
ваш
вопрос
,
приведу
наглядные
цифры
.
ОАО
«
МРСК
Северного
Кавказа
»
в
2012
году
провело
454
закупки
на
общую
сумму
4746047,98
тыс
.
руб
.,
включая
НДС
.
Количество
закупок
с
использо
-
ванием
средств
электронной
ком
-
мерции
составляет
399
закупок
на
сумму
4385819,91
тыс
.
руб
.,
вклю
-
чая
НДС
(95%
от
общего
количества
конкурентных
процедур
,
95,3 %
от
общей
суммы
конкурентных
процедур
).
Экономический
эф
-
фект
от
проведённых
заку
-
почных
процедур
за
2012
год
составил
466329,38
тыс
.
руб
.,
включая
НДС
(8,94%).
Кроме
полученного
в
процессе
закупки
эконо
-
мического
эффекта
(
раз
-
ница
между
планируемой
ценой
закупки
и
суммой
договора
),
комплексная
оценка
эффективности
закупочной
деятельности
складывается
из
сле
-
дующих
критериев
:
•
выполнение
договорных
усло
-
вий
контрагентами
(
количество
,
качество
,
график
поставок
и
т
.
п
.);
•
качество
как
закупленной
про
-
дукции
,
так
и
выполненных
работ
и
оказанных
контрагентами
услуг
с
целью
учёта
этих
оценок
при
подготовке
ГКПЗ
на
следующий
год
и
возможной
смены
приори
-
тетов
в
отношении
требований
к
закупаемым
товарам
,
работам
и
услугам
;
•
случаи
(
если
таковые
были
)
пре
-
вышения
в
процессе
исполнения
договора
цены
,
полученной
по
результатам
закупочных
про
-
цедур
,
и
мотивации
подобных
решений
;
•
изменение
способов
закупок
,
предусмотренных
Положением
;
•
обоснованность
и
мотивация
закупок
«
у
единственного
источ
-
ника
»;
• c
труктура
закупок
по
способам
их
осуществления
и
объём
регламентированных
процедур
в
общем
объёме
финансирования
закупок
.
—
Существующая
штатная
чис
-
ленность
персонала
,
ответствен
-
ного
за
закупки
,
необходимость
оптимизации
штатной
численно
-
сти
в
случае
внедрения
тех
или
иных
предложений
,
правил
.
ОАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»:
—
Штатная
численность
персона
-
ла
,
ответственного
за
проведение
закупочных
процедур
в
ОАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»,
полностью
уком
-
плектована
,
при
этом
нагрузка
на
одного
сотрудника
,
проводящего
за
-
купочные
процедуры
за
2012
год
в
среднем
,
составила
более
80
заку
-
пок
в
год
.
Дополнительно
при
прове
-
дении
закупочных
процедур
привле
-
кается
высококвалифицированный
персонал
в
качестве
экспертов
и
членов
закупочных
(
конкурсных
,
аук
-
ционных
)
комиссий
.
В
последнее
время
возрастает
количество
компаний
,
участвующих
в
закупочных
процедурах
,
происхо
-
дят
изменения
в
законодательстве
,
в
т
.
ч
.
вступление
в
действие
закона
от
18.07.2011
№
223-
ФЗ
,
в
связи
с
этими
изменениями
возрастает
и
объём
работы
,
возложенной
на
со
-
трудников
,
ответственных
за
прове
-
дение
закупочной
процедуры
.
Ситуацию
с
повышением
нагруз
-
ки
может
улучшить
автоматизация
закупочных
процессов
,
что
доволь
-
но
развито
в
компаниях
электро
-
энергетической
отрасли
,
но
всё
же
имеется
порог
возможной
автомати
-
зации
,
так
как
существуют
действия
,
которые
компьютеры
выполнять
не
умеют
,
в
частности
это
экспертиза
и
оценка
заявок
и
предложений
участ
-
ников
.
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»:
—
В
исполнительном
аппарате
ФСК
ЕЭС
работу
по
планированию
закупок
и
организации
закупочной
деятельности
Общества
выполняет
Департамент
сводного
планирова
-
ния
и
организации
закупок
.
Филиа
-
лы
ФСК
ЕЭС
—
МЭС
также
включают
в
себя
отделы
/
службы
,
ответствен
-
ные
за
организацию
и
проведение
закупочных
процедур
.
При
этом
основной
объём
самих
закупочных
процедур
(
порядка
96%)
проводит
организатор
закупок
—
ОАО
«
ЭССК
ЕЭС
»,
дочерняя
компа
-
ния
ФСК
ЕЭС
,
основанная
ещё
в
2001
году
,
общая
численность
ко
-
торой
составляет
порядка
100
чело
-
век
.
В
целях
удовлетворения
потреб
-
ностей
в
организации
и
проведении
закупок
ФСК
ЕЭС
на
уровне
филиалов
во
всех
восьми
го
-
родах
,
в
которых
расположе
-
ны
филиалы
ФСК
ЕЭС
—
МЭС
,
открыты
представительства
организатора
закупок
.
Так
как
закупочная
деятельность
ФСК
ЕЭС
имеет
достаточно
большой
опыт
,
в
целом
мож
-
но
сказать
,
что
структура
и
численность
персонала
,
заня
-
того
в
реализации
закупочной
деятельности
Общества
,
впол
-
не
устоявшаяся
,
выверенная
практикой
.
Оригинал статьи: Обеспечение эффективности закупочной деятельности
В настоящее время в целях полного обеспечения своей текущей деятельности товарами, работами, услугами и иными объектами гражданских прав электросетевые компании ведут активную закупочную деятельность. В соответствии с действующей политикой закупок, приобретаемые объекты должны обладать необходимыми показателями качества и оптимальными показателями цены. Реализуя данную политику, предприятия отрасли стремятся обеспечить целевое и эффективное расходование средств, формировать вокруг себя рынок квалифицированных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, способных удовлетворять потребности компаний наилучшим образом, предотвращать ошибочные или недобросовестные действия в сфере закупок, а также создавать положительный имидж добросовестного приобретателя товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав.