Обеспечение безопасности полётов гражданской авиации вблизи ЛЭП

Page 1
background image

Page 2
background image

80

АНАЛИТИКА

СЕТИ  РОССИИ

80

в

о

з

д

у

ш

н

ы

е

 Л

Э

П

воздушные ЛЭП

П

ричиной

 

повышения

 

опас

-

ности

 

перелётов

 

послужило

 

как

 

прохождение

 

десятков

 

тысяч

 

километров

 

воздуш

-

ных

 

линий

 

через

 

зоны

 

выполнения

 

авиационных

 

работ

так

 

и

 

пролегание

 

их

 

в

 

непосредственной

 

близости

 

от

 

посадочных

 

площадок

Всё

 

это

 

повы

-

шает

 

риски

 

при

 

проведении

 

взлётов

 

и

 

посадок

 

судами

 

авиации

 

общего

 

на

-

значения

.

Маршруты

 

следования

 

судов

 

за

-

частую

 

пересекают

 

не

 

одну

 

ВЛ

Рас

-

стояние

 

пролётов

 

между

 

опорами

 

ЛЭП

 

может

 

достигать

 

нескольких

 

кило

-

метров

данный

 

факт

 

делает

 

практи

-

чески

 

невозможным

 

своевременное

 

обнаружение

 

провода

 

линии

 

для

 

со

-

вершения

 

манёвра

В

 

условиях

 

пло

-

хой

 

видимости

 

пилоты

 

остаются

 

прак

-

Обеспечение безопасности 

полётов гражданской авиации 

вблизи ЛЭП

Период 2000-х годов ознаменовался увеличением интенсивности полётов воз-
душных судов авиации общего назначения. Последствием роста объёмов граж-
данского авиасообщения стало повышение рисков столкновения судов с про-
водами воздушных линий  электропередачи.

Игорь ИЕРУСАЛИМСКИЙ,

 исполнительный директор ОАО «Энерготехкомплект»

октября

 2011 

г

., 

Краснодарский

 

край

Лабинский

 

район

, 1,5 

км

 

северо

-

октября

 2011 

г

., 

Краснодарский

 

край

Лабинский

 

район

, 1,5 

км

 

северо

-

восточнее

 

пос

Зассовская

самолёт

 

Ан

-2

Р

 RA-81514 

при

 

заходе

 

на

 

посадку

 

восточнее

 

пос

Зассовская

самолёт

 

Ан

-2

Р

 RA-81514 

при

 

заходе

 

на

 

посадку

 

задел

 

провод

 

ЛЭП

 

вдоль

 

автомобильной

 

дороги

что

 

привело

 

к

 

его

 

падению

.

задел

 

провод

 

ЛЭП

 

вдоль

 

автомобильной

 

дороги

что

 

привело

 

к

 

его

 

падению

.

21 

мая

 2013 

г

., 

Краснодарский

 

край

Северский

 

район

вертолёт

 

Ми

-2 RA-20977 

столкнулся

 

лопастями

 

несущего

 

21 

мая

 2013 

г

., 

Краснодарский

 

край

Северский

 

район

вертолёт

 

Ми

-2 RA-20977 

столкнулся

 

лопастями

 

несущего

 

винта

 

и

 

кабиной

 

пилота

 

с

 

тремя

 

проводами

 

ЛЭП

-35, 

после

 

чего

 

совершил

 

грубую

 

посадку

.

винта

 

и

 

кабиной

 

пилота

 

с

 

тремя

 

проводами

 

ЛЭП

-35, 

после

 

чего

 

совершил

 

грубую

 

посадку

.


Page 3
background image

81

 6 (21), 

ноябрь

декабрь

, 2013

81

тически

 

безоружными

 

перед

 

опасностью

 

столкновения

 

с

 

воздушной

 

линией

За

 

период

 

с

 1991 

года

 

по

 

май

   2013 

го

-

да

 

на

 

территории

 

РФ

 

произошло

 66 

ави

-

ационных

 

событий

 , 

связанных

 

со

 

стол

-

кновением

 

воздушных

 

судов

 

с

 

провода

-

ми

 

воздушных

 

линий

  

электропередачи

36 

авиационных

 

происшествий

 , 

из

 

них

 

16 

катастроф

приведших

 

к

 

гибели

 52 

че

-

ловек

, 30 

инцидентов

из

 

них

 13 

серьёз

-

ных

.

Подробности

 

последних

 

аварий

1

:

•  

15 

мая

 2013 

года

 

в

 

Ставропольском

 

крае

 

произошла

 

катастрофа

 

самолёта

 

Ан

-2 RA-31403 

ООО

  «

Авиакомпания

 

«

Аннушка

». 

При

 

выполнении

 9-

го

 

полё

-

та

 

на

 

АХР

 

самолёт

 

столкнулся

 

с

 

ЛЭП

 

на

 

обрабатываемом

 

поле

потерял

 

управляемость

 

и

 

упал

 

на

 

землю

после

 

чего

 

сгорел

;

•  

21 

мая

 2013 

года

 

в

 

Краснодарском

 

крае

 

произошла

 

авария

 

вертолёта

 

Ми

-2 RA-20977 

ООО

  «

Авиапредприя

-

тие

 «

Трансхимавиа

». 

При

 

выполнении

 

третьего

 

прохода

 

над

 

обрабаты

-

ваемым

 

полем

 

пилот

 

поздно

 

заме

-

тил

 

ЛЭП

опоры

 

которой

 

стояли

 

вне

 

обрабатываемого

 

участка

что

 

при

-

вело

 

к

 

столкновению

 

с

 

проводами

В

 

результате

 

последовавшей

 

за

 

этим

 

потери

 

управляемости

 

вертолёт

 

грубо

 

приземлился

 

и

 

опрокинулся

 

на

 

левый

  

борт

.

1

 

В

 

статье

 

используется

 

информация

 

о

 

ре

-

зультатах

 

расследования

 

авиационных

 

происшествий

  

и

 

инцидентов

поступив

-

шая

 

в

 

Федеральное

 

агентство

 

воздушного

 

транспорта

 

до

 01.06.2013 

г

.

Монтаж

 

комплекта

 

системы

    BALISOR 

на

 

ВЛ

 

вблизи

 

аэропорта

 

Шарль

-

де

-

Голль

,

Монтаж

 

комплекта

 

системы

  BALISOR 

на

 

ВЛ

 

вблизи

 

аэропорта

 

Шарль

-

де

-

Голль

,

 

Франция

 

Франция

•  

30 

мая

 2013 

года

 

в

 

Ростовской

  

области

 

произошёл

 

серьёзный

 

инцидент

 

с

 

самолётом

 

МАП

-32-912 RA-0633G, 

принадлежащим

 

частному

 

лицу

При

 

выполнении

 

АХР

 

шасси

 

самолёта

 

задели

 

про

-

вода

 

ЛЭП

В

 

результате

 

столкновения

 

самолёт

 

получил

 

значитель

-

ные

 

повреждения

.

В

 

международной

 

практике

 

существуют

 

нормы

 

и

 

правила

 

мар

-

кировки

 

как

 

опор

 

ЛЭП

так

 

и

 

проводов

 

воздушных

 

линий

которые

 

зафиксированы

 

в

 

правилах

 

Международной

 

организации

 

граждан

-

ской

 

авиации

  (

ИКАО

Раздел

 4, 

Глава

 14 «

Маркировка

 

и

 

подсветка

 

препятствий

 »). 

По

 

предложениям

 

организации

 

ИКАО

 

воздушные

 

ли

-

нии

 

в

 

опасных

 

зонах

 

следует

 

маркировать

 

специальными

 

авиацион

-

ными

 

шарами

 

для

 

дневного

 

времени

а

 

также

 

специализированным

 

оборудованием

 

для

 

организации

 

светового

 

ограждения

 

линии

 

в

 

ноч

-

ное

 

время

.

«

Пилотный

 

проект

» - 

Сиситема

 

светоограждения

 BALISOR, 

смонтированная

 

на

 

переходе

 

ВЛ

 220 

кВ

 «

Дагомыс

 — 

Черноморская

» 

«

Пилотный

 

проект

» - 

Сиситема

 

светоограждения

 BALISOR, 

смонтированная

 

на

 

переходе

 

ВЛ

 220 

кВ

 «

Дагомыс

 — 

Черноморская

» 


Page 4
background image

82

СЕТИ РОССИИ

Владимир

 

Тюрин

председатель

 

Правления

 

общественной

 

организа

-

ции

 

пилотов

 

и

 

владельцев

 

воздушных

 

судов

  (

АОПА

-

Россия

)

Линии

 

электропередачи

 

являются

 

источником

 

по

-

вышенной

 

опасности

 

для

 

воздушных

 

судов

выполняющих

 

полёты

 

на

 

малых

 

высотах

В

 

условиях

 

ограниченной

 

видимости

неблаго

-

приятных

 

погодных

 

условий

 

и

 

малой

 

осве

-

щённости

 

в

 

сумерки

 

и

 

ночное

 

время

 

немар

-

кированная

 

линия

 

электропередачи

 

может

 

быть

 

замечена

 

экипажем

 

слишком

 

поздно

в

 

результате

 

чего

 

не

 

останется

 

достаточно

 

времени

 

на

 

маневр

 

уклонения

За

 

послед

-

ние

 

годы

 

в

 

России

 

происходит

 

по

 

несколько

 

катастроф

 

в

 

год

 

по

 

причине

 

столкновения

 

воз

-

душных

 

судов

 

с

 

линиями

 

и

 

опорами

 

электро

-

передачи

которые

 

уносят

 

жизни

 

людей

 

и

 

при

-

чиняют

 

экономические

 

издержки

 

владельцам

 

воздушных

 

судов

потребителям

 

и

 

владель

-

цам

 

ЛЭП

.

С

 

развитием

 

авиации

 

общего

 

назначения

 

(

частной

 

авиации

и

 

ежегодным

 

ростом

 

коли

-

чества

 

воздушных

 

судов

 

в

 

частном

 

владении

 

эта

 

проблема

 

приобретает

 

особое

 

значение

Несмотря

 

на

 

то

 

что

 

информация

 

о

 

препят

-

ствиях

 

должна

 

наносится

 

на

 

аэронавигацион

-

ные

 

карты

 

и

 

попадать

 

в

 

системы

 

предупрежде

-

ния

 

столкновений

 

с

 

землёй

 

и

 

препятствиями

визуальная

 

маркировка

 

и

 

подсветка

 

линий

 

электропередачи

 

является

 

наиболее

 

эффек

-

тивным

 

и

 

хорошо

 

зарекомендовавшим

 

себя

 

в

 

мире

 

методом

 

предупреждения

 

пилота

 

об

 

опасности

 

столкновения

Необходимо

 

отметить

что

 

Воздушный

 

ко

-

декс

 

Российской

 

Федерации

 

уже

 

возлагает

 

обязанность

 

по

 

маркировке

 

на

 

собственни

-

ков

 

зданий

 

и

 

сооружений

линий

 

связи

 

и

 

линий

 

электропередачи

Стандарты

 

и

 

рекомендуе

-

мая

 

практика

 

международной

 

организации

 

гражданской

 

авиации

 (

ИКАО

также

 

содержит

 

необходимые

 

рекомендации

 

по

 

маркировке

 

и

 

подсветке

 

препятствий

 

в

 

документе

 

ИКАО

 

9157 «

Руководство

 

по

 

проектированию

 

аэро

-

дромов

Часть

 4. 

Визуальные

 

средства

».

КОММЕНТАРИЙ

Данные

 

методики

 

в

 

настоящее

 

время

 

не

 

применяются

 

на

 

территории

 

РФ

 

по

 

ряду

 

причин

одной

 

из

 

которых

 

служит

 

отсут

-

ствие

 

правил

обязывающих

 

сетевые

 

компании

 

маркировать

 

провода

 

воздушных

 

линий

Существуют

 

лишь

 

правила

 

марки

-

ровки

 

и

 

светоотражения

 

опор

 

ЛЭП

Ввиду

 

остроты

  

данной

 

проблемы

 

ОАО

 «

Энерготехкомплект

» 

(

дочерняя

 

структура

 

ОАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

») 

в

 

партнёрстве

 

с

 

родона

-

чальниками

 

производства

 

автономных

 

светосигнальных

 

огней

 

французской

 

компанией

 OBSTA 

рассматривают

 

реализацию

 

пилотных

 

проектов

 

на

 

объектах

 

российских

 

сетевых

 

компаний

Техническим

 

решением

 

вопроса

 

светоограждения

 

ЛЭП

 

компа

-

нии

 OBSTA 

явились

 

автономные

 

огни

 

системы

 BALISOR. 

Особенностью

 

данной

 

системы

 

является

 

то

что

 

питание

 

для

 

зажигания

 

неоновой

 

лампы

 

подаётся

 

непосредственно

 

от

 

несущего

 

высоковольтного

 

провода

Таким

 

образом

система

 

полностью

 

автономна

 

и

 

не

 

требует

 

никаких

 

внешних

 

электри

-

ческих

 

подключений

Светосигнальные

 

огни

 

системы

 

рассчитаны

 

на

 

работу

 

на

 

воздушных

 

линиях

 

напряжением

 

от

 60 

до

 550 

кВ

.

 

Первым

 

объектом

 

был

 

выбран

 

переход

 

на

 

ВЛ

 220 

кВ

 «

Дагомыс

 — 

Чер

-

номорская

», 

находящийся

 

в

 

ведении

 

МЭС

 

Юга

  (

Сочинский

 

ПМЭС

). 

Руководство

 

ОАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

» 

наряду

 

с

 

руководством

 

МЭС

 

Юга

 

дали

 

положительную

 

оценку

 

инициативе

 

ОАО

 «

Энер

-

готехкомплект

» 

провести

 

испытания

 

систем

 

светоограждения

 

BALISOR (

производства

 

компании

 OBSTA) 

в

 

рамках

 

благоу

-

стройства

 

сетевых

 

объектов

 

компании

 

в

 

преддверии

 

прове

-

дения

 

зимних

 

Олимпийских

 

игр

 2014 

года

Наряду

 

с

 

реализацией

 

данного

 

проекта

 

в

 

планы

 

компании

 

ОАО

  «

Энерготехкомплект

» 

входит

 

запуск

 

ещё

 

нескольких

 

пи

-

лотных

 

проектов

в

 

том

 

числе

 

и

 

в

 

местах

 

произошедших

 

ка

-

тастроф

Специалисты

 

компании

 

уже

 

вышли

 

к

 

руководству

 

МЭС

 

Волги

  (

в

 

чьё

 

ведение

 

входит

 

ВЛ

 220 

кВ

  «

Нижегородская

 — 

Борская

/

Нагорная

 — 

Борская

-1», 

где

 22 

марта

 2012 

года

 

произошёл

 

инцидент

 

с

 

вертолётом

 Bell-406 RA-01931 

в

 

райо

-

не

 

посадочной

 

площадки

 

Подновье

 (

Нижегородская

 

область

)) 

с

 

предложением

включающим

 

ряд

 

мероприятий

 

по

 

повыше

-

нию

 

безопасности

 

спецперехода

 

через

 

реки

 

Волга

 

и

 

Воложка

Также

 

ОАО

 «

Энерготехкомплект

» 

планирует

 

сотрудничество

 

со

 

специалистами

 

компаний

обслуживающих

 

Цен

-

тральный

 

федеральный

 

округ

так

 

как

 

на

 

его

 

тер

-

ритории

 

существует

 

наибольшая

 

концентрация

 

аэродромов

 

как

 

гражданского

так

 

и

 

военного

 

на

-

значения

Руководство

 

ОАО

  «

Энерготехкомплект

» 

своей

 

стратегической

 

целью

 

считает

 

дальнейшее

 

внедрение

 

систем

 

маркировки

 

и

 

светоогражде

-

ния

 

в

 

электросетевом

 

комплексе

 

Российской

 

Фе

-

дерации

.

«

Пилотный

 

проект

» - 

Сиситема

 

светоограждения

 BALISOR, 

смонтированная

 

«

Пилотный

 

проект

» - 

Сиситема

 

светоограждения

 BALISOR, 

смонтированная

 

на

 

переходе

 

ВЛ

 220 

кВ

 «

Дагомыс

 — 

Черноморская

» 

на

 

переходе

 

ВЛ

 220 

кВ

 «

Дагомыс

 — 

Черноморская

» 


Читать онлайн

Период 2000-х годов ознаменовался увеличением интенсивности полётов воздушных судов авиации общего назначения. Последствием роста объёмов гражданского авиасообщения стало повышение рисков столкновения судов с проводами воздушных линий электропередачи.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Сравнительный анализ мероприятий по повышению надежности передачи электрической энергии в распределительных сетях

Управление сетями / Развитие сетей Энергоснабжение / Энергоэффективность Воздушные линии
Гвоздев Д.Б. Иванов Р.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»