80
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
80
в
о
з
д
у
ш
н
ы
е
Л
Э
П
воздушные ЛЭП
П
ричиной
повышения
опас
-
ности
перелётов
послужило
как
прохождение
десятков
тысяч
километров
воздуш
-
ных
линий
через
зоны
выполнения
авиационных
работ
,
так
и
пролегание
их
в
непосредственной
близости
от
посадочных
площадок
.
Всё
это
повы
-
шает
риски
при
проведении
взлётов
и
посадок
судами
авиации
общего
на
-
значения
.
Маршруты
следования
судов
за
-
частую
пересекают
не
одну
ВЛ
.
Рас
-
стояние
пролётов
между
опорами
ЛЭП
может
достигать
нескольких
кило
-
метров
,
данный
факт
делает
практи
-
чески
невозможным
своевременное
обнаружение
провода
линии
для
со
-
вершения
манёвра
.
В
условиях
пло
-
хой
видимости
пилоты
остаются
прак
-
Обеспечение безопасности
полётов гражданской авиации
вблизи ЛЭП
Период 2000-х годов ознаменовался увеличением интенсивности полётов воз-
душных судов авиации общего назначения. Последствием роста объёмов граж-
данского авиасообщения стало повышение рисков столкновения судов с про-
водами воздушных линий электропередачи.
Игорь ИЕРУСАЛИМСКИЙ,
исполнительный директор ОАО «Энерготехкомплект»
9
октября
2011
г
.,
Краснодарский
край
,
Лабинский
район
, 1,5
км
северо
-
9
октября
2011
г
.,
Краснодарский
край
,
Лабинский
район
, 1,5
км
северо
-
восточнее
пос
.
Зассовская
,
самолёт
Ан
-2
Р
RA-81514
при
заходе
на
посадку
восточнее
пос
.
Зассовская
,
самолёт
Ан
-2
Р
RA-81514
при
заходе
на
посадку
задел
провод
ЛЭП
вдоль
автомобильной
дороги
,
что
привело
к
его
падению
.
задел
провод
ЛЭП
вдоль
автомобильной
дороги
,
что
привело
к
его
падению
.
21
мая
2013
г
.,
Краснодарский
край
,
Северский
район
,
вертолёт
Ми
-2 RA-20977
столкнулся
лопастями
несущего
21
мая
2013
г
.,
Краснодарский
край
,
Северский
район
,
вертолёт
Ми
-2 RA-20977
столкнулся
лопастями
несущего
винта
и
кабиной
пилота
с
тремя
проводами
ЛЭП
-35,
после
чего
совершил
грубую
посадку
.
винта
и
кабиной
пилота
с
тремя
проводами
ЛЭП
-35,
после
чего
совершил
грубую
посадку
.
81
№
6 (21),
ноябрь
–
декабрь
, 2013
81
тически
безоружными
перед
опасностью
столкновения
с
воздушной
линией
.
За
период
с
1991
года
по
май
2013
го
-
да
на
территории
РФ
произошло
66
ави
-
ационных
событий
,
связанных
со
стол
-
кновением
воздушных
судов
с
провода
-
ми
воздушных
линий
электропередачи
:
36
авиационных
происшествий
,
из
них
16
катастроф
,
приведших
к
гибели
52
че
-
ловек
, 30
инцидентов
,
из
них
13
серьёз
-
ных
.
Подробности
последних
аварий
1
:
•
15
мая
2013
года
в
Ставропольском
крае
произошла
катастрофа
самолёта
Ан
-2 RA-31403
ООО
«
Авиакомпания
«
Аннушка
».
При
выполнении
9-
го
полё
-
та
на
АХР
самолёт
столкнулся
с
ЛЭП
на
обрабатываемом
поле
,
потерял
управляемость
и
упал
на
землю
,
после
чего
сгорел
;
•
21
мая
2013
года
в
Краснодарском
крае
произошла
авария
вертолёта
Ми
-2 RA-20977
ООО
«
Авиапредприя
-
тие
«
Трансхимавиа
».
При
выполнении
третьего
прохода
над
обрабаты
-
ваемым
полем
пилот
поздно
заме
-
тил
ЛЭП
,
опоры
которой
стояли
вне
обрабатываемого
участка
,
что
при
-
вело
к
столкновению
с
проводами
.
В
результате
последовавшей
за
этим
потери
управляемости
вертолёт
грубо
приземлился
и
опрокинулся
на
левый
борт
.
1
В
статье
используется
информация
о
ре
-
зультатах
расследования
авиационных
происшествий
и
инцидентов
,
поступив
-
шая
в
Федеральное
агентство
воздушного
транспорта
до
01.06.2013
г
.
Монтаж
комплекта
системы
BALISOR
на
ВЛ
вблизи
аэропорта
Шарль
-
де
-
Голль
,
Монтаж
комплекта
системы
BALISOR
на
ВЛ
вблизи
аэропорта
Шарль
-
де
-
Голль
,
Франция
Франция
•
30
мая
2013
года
в
Ростовской
области
произошёл
серьёзный
инцидент
с
самолётом
МАП
-32-912 RA-0633G,
принадлежащим
частному
лицу
.
При
выполнении
АХР
шасси
самолёта
задели
про
-
вода
ЛЭП
.
В
результате
столкновения
самолёт
получил
значитель
-
ные
повреждения
.
В
международной
практике
существуют
нормы
и
правила
мар
-
кировки
как
опор
ЛЭП
,
так
и
проводов
воздушных
линий
,
которые
зафиксированы
в
правилах
Международной
организации
граждан
-
ской
авиации
(
ИКАО
,
Раздел
4,
Глава
14 «
Маркировка
и
подсветка
препятствий
»).
По
предложениям
организации
ИКАО
воздушные
ли
-
нии
в
опасных
зонах
следует
маркировать
специальными
авиацион
-
ными
шарами
для
дневного
времени
,
а
также
специализированным
оборудованием
для
организации
светового
ограждения
линии
в
ноч
-
ное
время
.
«
Пилотный
проект
» -
Сиситема
светоограждения
BALISOR,
смонтированная
на
переходе
ВЛ
220
кВ
«
Дагомыс
—
Черноморская
»
«
Пилотный
проект
» -
Сиситема
светоограждения
BALISOR,
смонтированная
на
переходе
ВЛ
220
кВ
«
Дагомыс
—
Черноморская
»
82
СЕТИ РОССИИ
Владимир
Тюрин
,
председатель
Правления
общественной
организа
-
ции
пилотов
и
владельцев
воздушных
судов
(
АОПА
-
Россия
)
Линии
электропередачи
являются
источником
по
-
вышенной
опасности
для
воздушных
судов
,
выполняющих
полёты
на
малых
высотах
.
В
условиях
ограниченной
видимости
,
неблаго
-
приятных
погодных
условий
и
малой
осве
-
щённости
в
сумерки
и
ночное
время
немар
-
кированная
линия
электропередачи
может
быть
замечена
экипажем
слишком
поздно
,
в
результате
чего
не
останется
достаточно
времени
на
маневр
уклонения
.
За
послед
-
ние
годы
в
России
происходит
по
несколько
катастроф
в
год
по
причине
столкновения
воз
-
душных
судов
с
линиями
и
опорами
электро
-
передачи
,
которые
уносят
жизни
людей
и
при
-
чиняют
экономические
издержки
владельцам
воздушных
судов
,
потребителям
и
владель
-
цам
ЛЭП
.
С
развитием
авиации
общего
назначения
(
частной
авиации
)
и
ежегодным
ростом
коли
-
чества
воздушных
судов
в
частном
владении
эта
проблема
приобретает
особое
значение
.
Несмотря
на
то
что
информация
о
препят
-
ствиях
должна
наносится
на
аэронавигацион
-
ные
карты
и
попадать
в
системы
предупрежде
-
ния
столкновений
с
землёй
и
препятствиями
,
визуальная
маркировка
и
подсветка
линий
электропередачи
является
наиболее
эффек
-
тивным
и
хорошо
зарекомендовавшим
себя
в
мире
методом
предупреждения
пилота
об
опасности
столкновения
.
Необходимо
отметить
,
что
Воздушный
ко
-
декс
Российской
Федерации
уже
возлагает
обязанность
по
маркировке
на
собственни
-
ков
зданий
и
сооружений
,
линий
связи
и
линий
электропередачи
.
Стандарты
и
рекомендуе
-
мая
практика
международной
организации
гражданской
авиации
(
ИКАО
)
также
содержит
необходимые
рекомендации
по
маркировке
и
подсветке
препятствий
в
документе
ИКАО
9157 «
Руководство
по
проектированию
аэро
-
дромов
.
Часть
4.
Визуальные
средства
».
КОММЕНТАРИЙ
Данные
методики
в
настоящее
время
не
применяются
на
территории
РФ
по
ряду
причин
,
одной
из
которых
служит
отсут
-
ствие
правил
,
обязывающих
сетевые
компании
маркировать
провода
воздушных
линий
.
Существуют
лишь
правила
марки
-
ровки
и
светоотражения
опор
ЛЭП
.
Ввиду
остроты
данной
проблемы
ОАО
«
Энерготехкомплект
»
(
дочерняя
структура
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»)
в
партнёрстве
с
родона
-
чальниками
производства
автономных
светосигнальных
огней
французской
компанией
OBSTA
рассматривают
реализацию
пилотных
проектов
на
объектах
российских
сетевых
компаний
.
Техническим
решением
вопроса
светоограждения
ЛЭП
компа
-
нии
OBSTA
явились
автономные
огни
системы
BALISOR.
Особенностью
данной
системы
является
то
,
что
питание
для
зажигания
неоновой
лампы
подаётся
непосредственно
от
несущего
высоковольтного
провода
.
Таким
образом
,
система
полностью
автономна
и
не
требует
никаких
внешних
электри
-
ческих
подключений
.
Светосигнальные
огни
системы
рассчитаны
на
работу
на
воздушных
линиях
напряжением
от
60
до
550
кВ
.
Первым
объектом
был
выбран
переход
на
ВЛ
220
кВ
«
Дагомыс
—
Чер
-
номорская
»,
находящийся
в
ведении
МЭС
Юга
(
Сочинский
ПМЭС
).
Руководство
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
наряду
с
руководством
МЭС
Юга
дали
положительную
оценку
инициативе
ОАО
«
Энер
-
готехкомплект
»
провести
испытания
систем
светоограждения
BALISOR (
производства
компании
OBSTA)
в
рамках
благоу
-
стройства
сетевых
объектов
компании
в
преддверии
прове
-
дения
зимних
Олимпийских
игр
2014
года
.
Наряду
с
реализацией
данного
проекта
в
планы
компании
ОАО
«
Энерготехкомплект
»
входит
запуск
ещё
нескольких
пи
-
лотных
проектов
,
в
том
числе
и
в
местах
произошедших
ка
-
тастроф
.
Специалисты
компании
уже
вышли
к
руководству
МЭС
Волги
(
в
чьё
ведение
входит
ВЛ
220
кВ
«
Нижегородская
—
Борская
/
Нагорная
—
Борская
-1»,
где
22
марта
2012
года
произошёл
инцидент
с
вертолётом
Bell-406 RA-01931
в
райо
-
не
посадочной
площадки
Подновье
(
Нижегородская
область
))
с
предложением
,
включающим
ряд
мероприятий
по
повыше
-
нию
безопасности
спецперехода
через
реки
Волга
и
Воложка
.
Также
ОАО
«
Энерготехкомплект
»
планирует
сотрудничество
со
специалистами
компаний
,
обслуживающих
Цен
-
тральный
федеральный
округ
,
так
как
на
его
тер
-
ритории
существует
наибольшая
концентрация
аэродромов
как
гражданского
,
так
и
военного
на
-
значения
.
Руководство
ОАО
«
Энерготехкомплект
»
своей
стратегической
целью
считает
дальнейшее
внедрение
систем
маркировки
и
светоогражде
-
ния
в
электросетевом
комплексе
Российской
Фе
-
дерации
.
«
Пилотный
проект
» -
Сиситема
светоограждения
BALISOR,
смонтированная
«
Пилотный
проект
» -
Сиситема
светоограждения
BALISOR,
смонтированная
на
переходе
ВЛ
220
кВ
«
Дагомыс
—
Черноморская
»
на
переходе
ВЛ
220
кВ
«
Дагомыс
—
Черноморская
»
Оригинал статьи: Обеспечение безопасности полётов гражданской авиации вблизи ЛЭП
Период 2000-х годов ознаменовался увеличением интенсивности полётов воздушных судов авиации общего назначения. Последствием роста объёмов гражданского авиасообщения стало повышение рисков столкновения судов с проводами воздушных линий электропередачи.