О реформе технического регулирования в Российской Федерации Тезисы доклада (21 мая 2009 г., г. Санкт-Петербург)

Page 1
background image

КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль  2009

74

Актуально

Проблема,  о  которой  мы  сегодня  будем  говорить,  

очень важная, значимая, поскольку речь идет о безо-
пасности граждан и их имущества.

Тема моего доклада звучит так: «О реформе техни-

ческого регулирования в Российской Федерации». 

Сразу  хотел  бы  подчеркнуть,  что  техническое  ре-

гулирование  и  в  Советском  Союзе,  и  в  Российской 
Федерации существовало все годы, но существовало 
оно  в  условиях,  когда  государство  технически  было 
большим  производителем.  Если  вспомнить  време-
на  СССР,  то  государство  в  тот  период  можно  было 
бы назвать большим холдингом, потому что именно 
оно  —  государство  —  планировало  производство 
продукции, устанавливало требования и нормативы, 
которые  касались  как  безопасности,  так  и  качества 
продукции.  Государство  следило  и  осуществляло 
контроль над выпуском продукции, а в определенные 
периоды происходил даже жесткий контроль (когда 
вводилась госприемка). Таким образом, государство 
было, как я уже сказал, и большим производителем, 
и  единственным  субъектом  в  области  технического 
регулирования.  Другой  составной  частью  процесса 
были  потребители.  Советская  система  стандарти-
зации  заслужила  большое  уважение  в  мире.  Кроме 
того, специалистами признаются и большие заслуги 

советской  системы  стандартизации  в  период  Вели-
кой Отечественной войны. 

Сегодня  у  нас  на  рынке  существуют  независимые 

производители, потребители и государство. В первую 
очередь,  ответственность  государства  заключается 
в  обеспечении  безопасности  продукции,  которая 
существует  на  нашем  рынке.  А  техническое  регули-
рование  как  раз  и  призвано  обеспечить,  в  первую 
очередь, безопасность продукции.

Когда мы говорим о технических регламентах, как 

единственном  виде  документов,  который  содер-
жит  обязательные  требования  безопасности  к  про-
дукции,  мы  в  действительности  говорим  о  системе 
технического  регулирования.  Эта  система  так  на-
зываемых  обязательных  норм,  стандартов.  Сегодня, 
как  вы  знаете,  существуют  санитарные  нормы,  по-
жарные нормы и множество других норм. Если взять 
общий массив стандартов, который существует у нас 
в стране (аналогичная статистика приблизительно в 
других  странах),  нормы,  которые  касаются  безопас-
ности  или  обеспечения  безопасности  составляют 
приблизительно  10–15%  от  общего  состава  норм, 
который  существует  в  стандартах.  Таким  образом, 
стандартизация играет еще и роль не только защиты 
безопасности, но и в том числе должна способство-
вать  развитию  конкурентоспособности  продукции. 
Это  совершенно  иная  роль  стандартизации.  Техни-
ческие регламенты — это только безопасность. Если 
посмотреть  закон  о  техническом  регулировании,  в 
нем достаточно четко об этом говорится. 

Так  вот,  техническое  регулирование  —  это  одна 

часть, а вторая часть — это система, которая позволя-
ет контролировать исполнение установленных норм. 
Причем, эта контролирующая система, делится на две 
части.  Первая  —  это  то,  что  мы  называем  дорыноч-
ным контролем, а вторая часть — это так называемый 
государственный надзор за продукцией на рынке. 

Дорыночный  контроль  в  простом  понимании  — 

это сертификация и декларирование продукции. Го-
сударственный  надзор  —  это  те  функции,  которые 
исполняют федеральные службы, которые ведут над-
зор за продукцией, которая уже существует на рын-
ке.  Реформа  технического  регулирования,  которая 

О реформе технического регулирования 

в Российской Федерации

Тезисы доклада (21 мая 2009 г., г. Санкт-Петербург)

Г.И. Элькин, 

руководитель Федерального  

агентства по техническому 

регулированию  

и метрологии


Page 2
background image

КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль  2009

75

Актуально 

по сути стартовала в 2003 году, когда был принят за-
кон о техническом регулировании, сейчас проходит, 
и основная ее часть — это формирование требова-
ний  (технических  регламентов,  новых  требований  в 
стандартах) и реформирование системы контроля за 
исполнением этих требований.

Как же выглядит наша новая система по отношению 

к тому, как в мире происходит техническое регулиро-
вание? Хочу сказать, что закон во многом реализует 
систему,  которая  взята  за  основу  из  Европейского 
союза. Подчеркну, это не точная копия, но, если обра-
титься к разным системам технического регулирова-
ния в разных странах, та система, к которой мы идем, 
очень похожа на европейскую систему.

В  чем  же  особенность  Европейской  системы?  В 

ней присутствуют два уровня норм: первый уровень 
норм  формулируется  в  технических  регламентах 
(наш закон говорит о том, что технические регламен-
ты могут быть в виде федеральных законов и в виде 
постановлений правительства). Один из технических 
регламентов, который действует сегодня и является 
предметом  конференции,  вышел  в  виде  Федераль-
ного закона. Это обязательная норма. Тем не менее в 
технических регламентах в основном формулируют-
ся  существенные  технические  требования.  Для  того 
чтобы  исполнять  технический  регламент,  формиру-
ется перечень стандартов и документов, которые мы 
называем  сводами  правил,  обеспечивающих  испол-
нение  технического  регламента.  Дальше,  существу-
ет  такая  конструкция,  которую  в  Европе  называют 
«презумпцией  соответствия».  Суть  конструкции  со-
стоит  в  том,  что  если  производитель  исполняет  все 
требования,  которые  находятся  в  национальных 
стандартах,  это  означает,  что  производитель  испол-
няет  технический  регламент.  Во  многом  формиро-
вание  требований  как  в  технических  регламентах, 
так  и  в  национальных  стандартах  основывается  на 
гармонизации  этих  требований  с  международными 
требованиями.  Это,  в  свою  очередь,  позволяет  во 
многом уменьшить барьеры в торговле, в том числе 
в международной, и обеспечить нашему производи-
телю, который ориентируется на зарубежные рынки, 
выход  на  внешние  рынки  с  будущей  минимизацией 
затрат на прохождение процедур, которые для этого 
необходимы.

Эта  двухуровневая  конструкция  в  Европе  называ-

ется новым подходом, который существует в Европе 
десятилетия. У нас закон был принят в 2003 году. Он 
предполагает семилетний переходный период, кото-
рый заканчивается в июле 2010 года. 

Что  означает  переходный  период?  Он  означает, 

что  на  весь  этот  период  все  нормы,  которые  были 

приняты  до  вступления  в  силу  Федерального  зако-
на о техническом регулировании, все обязательные 
нормы продолжают действовать и оставаться обяза-
тельными. Нормы, которые приняты после 2003 года, 
являются  добровольными,  если  они  не  расположе-
ны в технических регламентах. В июле 2010 года все 
нормы, которые не вошли в технические регламенты, 
перестают быть обязательными, что означает, что мы 
стремимся  обеспечить  защиту  страны  от  опасной 
продукции. Мы должны до следующего лета принять 
все необходимые регламенты, которые бы являлись 
такой защитой, потому что в мире известно, что если 
где-то  остается  пространство,  незакрытое  защитны-
ми нормами, туда тут же устремляется опасная про-
дукция, которая производится без учета требований.  

Закон о техническом регулировании в редакции от 

мая  2007  года  содержит  перечень  первоочередных 
технических  регламентов,  которые  в  обязательном 
порядке  должны  быть  приняты  до  окончания  пере-
ходного  периода.  Это  —  технические  регламенты  о 
безопасности  машин  и  оборудования,  о  безопасно-
сти  низковольтного  оборудования,  о  безопасности 
строительных материалов и изделий, о безопасности 
зданий  и  сооружений,  о  безопасности  лекарствен-
ных  средств,  о  безопасности  лифтов,  о  безопасно-
сти  электрических  станций  и  сетей,  о  безопасности 
оборудования,  работающего  под  избыточным  дав-
лением,  электромагнитной  совместимости,  общих 
требованиях  пожарной  безопасности,  о  безопасно-
сти колесных транспортных средств, о безопасности 
медицинских  изделий,  о  безопасности  средств  ин-
дивидуальной  защиты,  о  безопасности  химической 
продукции,  о  безопасности  пищевой  продукции, 
о  безопасности  аппаратов,  работающих  на  газо-
образном  топливе,  о  безопасности  оборудования 
для  взрывоопасных  сред.  Это  перечень  того,  что 
непосредственно  включено  в  закон  о  техническом 
регулировании. Безусловно, это не исчерпывающий 
перечень технических регламентов.

С  апреля  2006  года  действует  технический  регла-

мент о требованиях к выбросам автомобильной тех-
никой.  С  декабря  2008  года  действует  регламент  на 
молоко и молочную продукцию. С января 2009 года — 
о  требованиях  к  автомобильному  и  авиационному 
бензину,  дизельному  и  судовому  топливу,  топливу 
для  реактивных  двигателей  и  топочному  мазуту.  С 
апреля  2009  года  действует  технический  регламент 
на  соковую  продукцию  из  фруктов  и  овощей.  С  мая 
2009 года — тот регламент, который сегодня являет-
ся предметом обсуждения на данном форуме. С дека-
бря 2009 года поэтапно вступают в силу требования 
технического регламента на табачную продукцию. И 


Page 3
background image

КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль  2009

76

Актуально

с апреля 2011 года — вступает в силу технический ре-
гламент о безопасности продукции для детей и под-
ростков. Не все регламенты данного списка входят в 
перечень из 18 регламентов, которые я вам перечис-
лил. Целый ряд технических регламентов сейчас го-
товится к принятию. В значительной степени готов к 
принятию регламент о безопасности низковольтного 
оборудования  —  он  находится  уже  в  Государствен-
ной Думе. Близок к выходу регламент о безопасности 
машин и оборудования. Эти два регламента во мно-
гом гармонизированы с европейскими директивами. 
Готовятся к выходу регламенты, связанные с безопас-
ностью зданий и сооружений и безопасностью стро-
ительных материалов. Готовится к выходу регламент 
о  безопасности  колесных  транспортных  средств, 
в  основе  которого  лежат  требования  ЕКО  (между-
народные  требования  к  автомобильной  технике). 
Иными  словами,  работа  по  подготовке  технических 
регламентов последние два года проходит более ин-
тенсивно, чем в начальные годы после вступления в 
силу закона о техническом регулировании.

Теперь  —  о  роли  стандартизации  в  техническом 

регулировании.  Первое  —  это,  конечно,  поддержка 
технических регламентов. Тот, кто связан с промыш-
ленностью,  безусловно,  знает  о  том,  что  у  стандар-
тизации  очень  много  функций.  С  одной  стороны,  
это  передача  опыта,  использование  современных 
стандартов, внедрение их в производство во многом 
сокращает  путь  по  достижению  результатов  конку-
рентоспособности.  Это  унификация  узлов  и  частей 
продукции  и  т.д.  Стандартизация  имеет  гораздо 
больше функций, чем функции, которые определены 
для  технических  регламентов. Поэтому в настоящее 
время готовится новый закон о стандартизации, ко-
торый  должен  стать  стимулом  для  того,  чтобы  стан-
дартизация в дальнейшем играла в нашем развитии 
все  большую  и  большую  роль.  Это  очень  важно.  В 
мире  в  последние  годы  наметились  совершенно 
новые  тенденции.  Если  раньше  как  в  СССР,  так  и  в 
других  странах,  в  основном  специалисты  в  области 
нормирования, национальные организации по стан-
дартизации занимались разработкой национальных 
стандартов,  то  в  последние  годы  специалисты  по 
нормированию и национальные органы по стандар-
тизации  в  основном  концентрируются  на  разработ-
ке  международных  стандартов,  в  первую  очередь, 
извлекая опыт из международных стандартов, опыт 
тех, кто достигает передовых технологий в производ-
стве  продукции.  С  другой  стороны,  специалисты  по 
нормированию лоббируют интересы своих произво-
дителей  на  международном  рынке  через  междуна-
родные  стандарты.  Таким  образом,  международная 

стандартизация  занимает  все  большую  и  большую 
долю в деятельности специалистов по техническому 
нормированию. А вот уже национальные стандарты 
во  многом  берут  за  основу  международные  стан-
дарты.  Такое  смещение  акцентов  в  сторону  между-
народной стандартизации — это сегодня тенденция 
основных развитых стран. 

В  нашей  стране  в  последние  годы  значительно 

повысилась  активность  в  разработке  стандартов. 
Во  многом  это  связано  с  тем,  что  мы  сотрудничаем 
с  общественными  организациями,  которые  объ-
единяют  промышленность,  и,  в  первую  очередь  с 
Российским союзом промышленников и предприни-
мателей (РСПП). На базе РСПП создан целый ряд меж-
отраслевых  комитетов  по  стандартизации,  которые 
руководят  стандартизацией  в  таких  областях,  как: 
нефтегазовая  промышленность,  строительный  ком-
плекс и т.д. И это на самом деле очень важно. Но тем 
не менее мы сейчас имеем фонд, который содержит 
порядка 25 тыс. стандартов, и средний уровень гар-
монизации  этого  фонда  составляет  35–37  %.  Это  не 
очень высокие показатели, но хочу сказать, что 90-е 
годы  для  стандартизации  стали  потерянным  перио-
дом.  Страна  в  год  разрабатывала  100–150  стандар-
тов. Это очень мало, потому что для того, чтобы быть 
современной  страной,  в  год  надо  разрабатывать  
2–2,5 тыс. стандартов, как минимум. Сегодня мы вы-
ходим  на  уровень  600–900  стандартов  в  год,  и  пока 
этого  недостаточно.  Поэтому  вовлечение  промыш-
ленности в стандартизацию помогает решить постав-
ленные задачи. 

В  стране  утверждена  концепция  развития  стан-

дартизации,  которая  позволяет  поэтапно  развивать 
стандартизацию и подтянуть ее к мировому уровню. 
Мы  активно  сотрудничаем  с  международными  ор-
ганизациями.  Но  тем  не  менее,  возвращаясь  к  тех-
ническому регулированию, одна из основных задач 
нашего  агентства  —  обеспечивать  современными 
стандартами  те  технические  регламенты,  которые 
сейчас вводятся в действие. 

В завершение хочу сказать, что техническое регули-

рование — очень важная область. Требования госу-
дарственного контроля позволят свести к минимуму 
риск  причинения  вреда,  который  может  принести 
недоброкачественная, опасная продукция на нашем 
рынке.  Я  надеюсь,  что  в  содружестве  специалистов, 
которые заняты созданием технических регламентов, 
в содружестве с промышленностью, вместе с органи-
зациями, которые представляют потребителей, мы в 
результате достигнем необходимого уровня техниче-
ских  регламентов  с  целью  создания  новой  системы 
технического регулирования. 


Оригинал статьи: О реформе технического регулирования в Российской Федерации Тезисы доклада (21 мая 2009 г., г. Санкт-Петербург)

Читать онлайн

Проблема, о которой мы сегодня будем говорить, очень важная, значимая, поскольку речь идет о безопасности граждан и их имущества.Тема моего доклада звучит так: «О реформе технического регулирования в Российской Федерации».

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»