

62
СЕТИ
РОССИИ
в
о
з
д
у
ш
н
ы
е
Л
Э
П
воздушные ЛЭП
О проблемах
внедрения стальных
многогранных опор
на объектах
ОАО «ФСК ЕЭС»
«Ни одна статистика, ни одно исследо-
вание трудовых ресурсов так явно не
вскрывают кадровые проблемы отрасли,
как задача внедрения новых технических
решений, для выполнения которых тре-
буется большое количество высококва-
лифицированных инженерных кадров».
Алексей КРИВЦОВ, главный эксперт
Департамента подстанций
ОАО «ФСК ЕЭС»

63
№
5 (26),
сентябрь
–
октябрь
, 2014
ВВЕДЕНИЕ
Одним
из
новых
направлений
электросетевого
строительства
по
-
следних
лет
следует
признать
массо
-
вое
внедрение
стальных
многогран
-
ных
опор
(
далее
—
СМО
)
на
объектах
ЕНЭС
.
Напомню
,
что
в
рамках
Целевых
программ
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
в
2006—
2009
годах
были
разработаны
:
базо
-
вая
серия
СМО
и
фундаментов
к
ним
для
ВЛ
напряжением
110—500
кВ
,
технические
проекты
базовых
се
-
рий
СМО
и
фундаментов
к
ним
,
ка
-
талоги
базовых
серий
,
технологиче
-
ские
карты
на
их
монтаж
,
сметные
нормы
и
единичные
расценки
.
Важным
завершающим
шагом
этих
работ
стал
выпуск
информа
-
ционного
письма
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
от
23.09.2010
№
ДГ
/93/1574
«
О
правилах
разработки
и
примене
-
ния
в
ЕНЭС
многогранных
опор
и
фундаментов
к
ним
»,
в
котором
со
-
держатся
определения
базовых
,
мо
-
дифицированных
и
разработанных
впервые
конструкций
опор
и
даны
указания
относительно
применения
конструкций
СМО
в
проектах
.
Однако
практика
показала
,
что
,
к
сожалению
,
не
все
положения
этого
документа
прописаны
однозначно
,
следствием
чего
стал
выпуск
инфор
-
мационного
письма
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
от
14.02.2014
№
ДВ
/99/226,
ужесто
-
чающего
требования
к
разработке
СМО
.
ПРОБЛЕМЫ
ВНЕДРЕНИЯ
СМО
НА
ПРИМЕРЕ
СТРОИТЕЛЬСТВА
ВЛ
500
КВ
Проследим
на
кон
-
кретном
примере
стро
-
ительства
ВЛ
500
кВ
Донская
АЭС
—
Елецкая
возникшие
сложности
с
внедрением
СМО
на
этом
объекте
.
В
рамках
схемы
вы
-
дачи
мощности
Новово
-
ронежской
АЭС
-2 (
она
же
Донская
АЭС
)
в
числе
прочих
мероприятий
не
-
обходимо
осуществить
строительство
ВЛ
500
кВ
Донская
АЭС
—
Елец
-
кая
суммарной
про
-
тяжённостью
порядка
220
км
.
С
целью
повышения
надёжности
выдачи
мощности
Донской
АЭС
и
недопущения
отключения
ВЛ
500
кВ
Донская
АЭС
—
Елецкая
из
-
за
воз
-
никновения
низовых
пожаров
и
возможных
перекрытий
на
крупно
-
габаритную
сельскохозяйственную
технику
,
работающую
в
её
охранной
зоне
,
на
этапе
составления
задания
на
проектирование
(
далее
—
ЗП
)
принято
решение
о
строительстве
линии
с
наименьшим
расстоянием
по
вертикали
от
проводов
до
по
-
верхности
земли
в
ненаселённой
местности
(
далее
—
габарит
)
не
ме
-
нее
12
м
(
согласно
ПУЭ
-7
габарит
составляет
не
менее
8
м
).
Поскольку
трасса
ВЛ
500
кВ
Дон
-
ская
АЭС
—
Елецкая
проходит
в
рай
-
онах
с
высокой
степенью
риска
рас
-
хищения
элементов
опор
,
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
на
этапе
принятия
основных
технических
решений
(
далее
—
ОТР
)
утвердило
в
качестве
промежуточ
-
ных
использовать
свободностоящие
СМО
,
вандалостойкость
которых
су
-
щественно
выше
,
чем
у
стальных
решётчатых
опор
.
Однако
существовавшие
на
тот
момент
конструкции
СМО
на
класс
напряжения
500
кВ
были
оптималь
-
но
запроектированы
на
габарит
8
м
.
Применение
же
таких
опор
на
га
-
барит
12
м
неразумно
(
у
опор
сни
-
жается
габаритный
пролёт
при
не
-
изменном
ветровом
пролёте
),
ибо
ведёт
к
неоправданному
увеличе
-
нию
металлоёмкости
ВЛ
в
условиях
преимущественно
равнинного
ре
-
льефа
трассы
линии
,
проходящей
по
территории
Воронежской
и
Липец
-
кой
областей
.
В
рамках
реализации
проекта
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
принято
решение
об
использовании
на
трассе
ВЛ
500
кВ
повышенной
промежуточной
сво
-
бодностоящей
СМО
(
с
высотой
до
траверсы
32
м
),
разработанной
на
основе
существовавшей
опоры
ПМГ
500-1,525
ц
-10,
прошедшей
регламентированную
процедуру
ат
-
тестации
.
Для
сравнения
на
рис
. 1
и
2
представлены
эскизы
СМО
типа
ПМГ
500-1,525
ц
-10
и
разработанной
в
рамках
строительства
ВЛ
500
кВ
Донская
АЭС
—
Елецкая
СМО
типа
ПМГ
500-11.232.
Возникает
закономерный
во
-
прос
,
является
ли
разработанная
опора
ПМГ
500-11.232
модифи
-
кацией
существующей
опоры
ПМГ
500-1,525
ц
-10?
Со
ссылками
на
упомянутое
в
начале
данной
статьи
информаци
-
онное
письмо
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
от
Рис
. 2.
Эскиз
опоры
ПМГ
500-1,525
ц
-10
(
высота
до
траверсы
27
м
)
Рис
. 1.
Эскиз
опоры
ПМГ
500-11.232
(
высота
до
траверсы
32
м
)

64
СЕТИ РОССИИ
23.09.2010
№
ДГ
/93/1574,
раз
-
работчиком
опоры
было
официаль
-
но
заявлено
,
что
опора
ПМГ
500-
11.232
проверена
расчётами
и
её
испытания
не
требуются
,
поскольку
последняя
является
модификаци
-
ей
аттестованной
опоры
ПМГ
500-
1,525
ц
-10.
Приведём
выдержку
из
письма
от
23.09.2010
№
ДГ
/93/1574:
«
Модифицированные
конструк
-
ции
опор
могут
отличаться
от
базо
-
вой
опоры
габаритными
размера
-
ми
(
высотой
,
диаметрами
секций
),
количеством
секций
,
числом
гра
-
ней
,
толщиной
элементов
,
числом
грозозащитных
тросов
,
наличием
подставок
для
увеличения
высо
-
ты
опоры
и
,
возможно
,
вылетами
траверс
(
если
это
необходимо
для
обеспечения
требуемых
воздушных
промежутков
)…
Проведения
испы
-
таний
и
аттестации
модифицирован
-
ных
конструкций
не
требуется
».
К
сожалению
,
под
такую
форму
-
лировку
можно
«
подвести
»
практи
-
чески
любую
,
в
том
числе
и
вновь
разработанную
,
опору
,
назвав
её
модификацией
какой
-
либо
суще
-
ствующей
базовой
опоры
.
Понятно
,
что
в
такой
ситуации
каждое
заинте
-
ресованное
лицо
,
как
исполнитель
,
так
и
заказчик
,
пользуясь
расплыв
-
чатым
понятием
«
модифицирован
-
ная
конструкция
опоры
»,
будет
пы
-
таться
склонить
чашу
весов
в
свою
пользу
.
Как
известно
,
практика
—
крите
-
рий
истины
.
Именно
поэтому
специ
-
алисты
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
и
ОАО
«
ЦИУС
ЕЭС
»
настояли
на
проведении
стендо
-
вых
механических
испытаний
опоры
ПМГ
500-11.232,
результаты
которых
проиллюстрированы
на
рис
. 3—5
в
хронологическом
порядке
.
При
проведении
испытаний
(
рис
. 3)
в
нормальном
режиме
(
мак
-
симальный
ветер
,
направленный
под
углом
90
о
к
оси
ВЛ
,
гололёд
отсутству
-
ет
)
при
нагрузках
,
соответствующих
90%
от
расчётных
,
произошло
разру
-
шение
средней
траверсы
опоры
.
После
изменения
схемы
приложе
-
ния
сил
к
средней
траверсе
(
рис
. 4)
в
нормальном
режиме
(
максимальный
гололёд
,
ветер
при
гололёде
,
направ
-
ленный
под
углом
90
о
к
оси
ВЛ
)
при
нагрузках
,
соответствующих
70%
от
расчётных
,
произошло
разрушение
средней
траверсы
опоры
.
Доработанная
конструкция
под
-
верглась
испытаниям
в
третий
раз
(
рис
. 5).
В
нормальном
режиме
(
максимальный
гололёд
,
ветер
при
гололёде
,
направленный
под
углом
90
о
к
оси
ВЛ
)
при
нагрузках
,
соответ
-
ствующих
83%
от
расчётных
,
про
-
изошёл
изгиб
консолей
тросостоек
.
По
результатам
испытаний
пер
-
воначальная
конструкция
опоры
ПМГ
500-11.232
была
существенно
доработана
.
Изменения
затронули
Рис
. 3.
Декабрь
2013
г
.
Испытания
на
полигоне
в
г
.
Хотьково
опоры
ПМГ
500-11.232.
Рис
. 4.
Январь
2014
г
.
Испытания
на
полигоне
в
г
.
Хотьково
опоры
ПМГ
500-11.232.
Рис
. 5.
Февраль
2014
г
.
Испытания
на
полигоне
в
г
.
Хотьково
опоры
ПМГ
500-11.232.

65
№
5 (26),
сентябрь
–
октябрь
, 2014
траверсу
и
тросостойки
,
а
именно
:
увеличено
сечение
поясных
уголков
и
применены
дополнительные
рас
-
порки
в
конструкции
траверсы
,
уси
-
лена
консоль
тросостойки
,
дорабо
-
тана
геометрия
узла
крепления
тяг
траверсы
к
стойке
опоры
.
ОБ
УЖЕСТОЧЕНИИ
ПРАВИЛ
РАЗРАБОТКИ
И
ПРИМЕНЕНИЯ
В
ЕНЭС
СМО
Анализируя
причины
сложив
-
шейся
ситуации
на
рассмотренном
выше
примере
,
можно
выделить
из
них
две
основные
.
1.
Низкая
квалификация
раз
-
работчиков
конструкций
опор
,
яв
-
ляющаяся
следствием
кадрового
голода
в
энергетической
отрасли
и
отсутствием
эффективных
(
в
т
.
ч
.
и
на
законодательном
уровне
)
ба
-
рьеров
,
ограничивающих
доступ
Выдержки
из
письма
от
23.09.2010
№
ДГ
/93/1574
Выдержки
из
письма
от
14.02.2014
№
ДВ
/99/226
Модифицированные
конструкции
опор
—
конструкции
,
разработанные
на
основе
базовых
конструкций
с
сохранением
общей
конструктивной
формы
,
расчётной
схемы
и
конструктивных
решений
узлов
.
Модифицированная
конструкция
опоры
—
это
разработанная
на
основе
базовой
опоры
конструкция
без
изменения
:
•
расчётной
схемы
;
•
общей
конструктивной
формы
(
стойки
,
траверсы
,
тросостойки
,
оттяжки
,
ветровые
связи
);
•
конструктивных
решений
и
взаимного
расположения
узлов
;
•
вида
и
взаимного
расположения
изолирующих
подвесок
.
Модифицированные
конструкции
опор
могут
отличаться
от
базовой
опоры
габаритными
размерами
(
высотой
,
диаметрами
секций
),
количеством
секций
,
числом
граней
,
толщиной
элементов
,
числом
грозозащитных
тросов
,
наличием
подставок
для
увеличения
высоты
опоры
и
,
возможно
,
вылетами
траверс
(
если
это
необходимо
для
обеспечения
требуемых
воздушных
промежутков
).
Модифицированная
конструкция
может
отличаться
от
базовой
опоры
исключительно
:
•
увеличением
толщины
стенки
и
повышением
прочности
стали
отдельных
узлов
и
элементов
;
•
конструкцией
узла
крепления
изолирующих
подвесок
;
•
конструкцией
опорных
узлов
в
части
сопряжения
их
с
фундаментами
различных
конструкций
;
•
узлы
и
элементы
,
не
входящие
в
силовую
схему
опоры
,
такие
как
лестницы
,
смотровые
площадки
,
страховочные
приспособления
,
дополнительные
узлы
крепления
такелажа
,
предназначенные
для
ведения
ремонтных
и
эксплуатационных
работ
и
т
.
д
.;
•
наличием
консолей
или
иных
приспособлений
для
крепления
подвесных
ОПН
или
иных
защитных
или
диагностических
устройств
.
1
тексты
информационных
писем
размещены
на
официальном
сайте
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
в
разделе
Аттестация
оборудования
/
Информационные
письма
Табл
. 1.
Сравнение
понятий
«
модифицированная
конструкция
опоры
»
1

66
СЕТИ РОССИИ
таких
организаций
к
работе
на
объ
-
ектах
ЕНЭС
.
2.
Отсутствие
чётких
формули
-
ровок
в
нормативно
-
технической
документации
,
позволяющих
оста
-
ваться
участникам
процесса
(
заказ
-
чику
,
проектировщику
,
строителю
)
в
рамках
единого
правового
поля
.
На
устранение
последнего
не
-
достатка
направлено
информаци
-
онное
письмо
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
от
14.02.2014
№
ДВ
/99/226 «
Об
из
-
менении
правил
разработки
и
при
-
менения
в
ЕНЭС
многогранных
опор
»,
основная
задача
которого
—
скорректировать
понятие
«
модифи
-
цированная
конструкция
опоры
»,
а
также
задать
окончательные
рамки
правил
разработки
и
применения
в
ЕНЭС
СМО
.
Для
сравнения
в
табл
. 1
приводятся
выдержки
из
двух
инфор
-
мационных
писем
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
».
С
выходом
письма
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
от
14.02.2014
№
ДВ
/99/226
закрепляется
новый
порядок
при
-
менения
модифицированных
и
вновь
разработанных
конструкций
СМО
на
объектах
ЕНЭС
,
укрупнённо
показанный
в
табл
. 2.
Как
правило
,
при
строительстве
линейных
объектов
ЕНЭС
с
приме
-
нением
СМО
необходимо
использо
-
вать
уже
разработанные
базовые
конструкции
опор
,
область
приме
-
нения
которых
довольно
широко
ох
-
ватывает
различные
сочетания
кли
-
матических
районов
по
гололёдной
и
ветровой
нагрузке
.
Применение
же
в
рамках
кон
-
кретного
титула
модифицированных
или
разработанных
впервые
кон
-
струкций
СМО
отныне
утверждается
исключительно
главным
инжене
-
ром
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
на
этапе
ОТР
и
должно
быть
обосновано
с
учётом
следующих
влияющих
факторов
:
•
протяжённости
трассы
ВЛ
;
•
наличия
на
трассе
«
сложных
»
участков
с
точки
зрения
вопро
-
сов
землеустройства
;
•
степени
отличия
климатических
условий
от
«
нормальных
»,
на
которые
уже
есть
разработан
-
ные
базовые
СМО
;
•
наличия
временного
ресурса
,
необходимого
для
разработки
и
испытания
новых
конструкций
СМО
.
Естественно
,
что
дополнитель
-
ные
затраты
на
проектирование
и
проведение
испытаний
должны
впоследствии
покрываться
за
счёт
экономии
средств
на
строительстве
линейного
объекта
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни
одна
статистика
,
ни
одно
ис
-
следование
трудовых
ресурсов
так
явно
не
вскрывают
кадровые
про
-
блемы
отрасли
,
как
задача
внедре
-
ния
новых
технических
решений
,
для
выполнения
которой
требуется
большое
количество
высококвалифи
-
цированных
инженерных
кадров
,
об
-
ладающих
творческим
потенциалом
,
широким
практическим
опытом
и
глу
-
бокими
теоретическими
знаниями
.
В
настоящее
время
в
России
накоплен
десятилетний
опыт
про
-
ектирования
конструкций
СМО
,
но
,
к
сожалению
,
и
по
сей
день
ряд
конструкторских
организаций
допу
-
скает
фатальные
ошибки
,
подрывая
тем
самым
авторитет
проектно
-
кон
-
структорского
сообщества
страны
в
целом
.
В
создавшихся
условиях
нехват
-
ки
квалифицированных
кадров
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
вынуждена
перестра
-
ховываться
,
занимая
изначально
позицию
недоверия
к
проектиров
-
щику
,
и
вмешиваться
в
процесс
проектирования
конструкций
СМО
«
в
ручном
режиме
».
Собственно
го
-
воря
,
такая
позиция
недоверия
и
отражена
в
письме
от
14.02.2014
№
ДВ
/99/226,
призванном
ужесто
-
чить
существовавшие
ранее
прави
-
ла
разработки
конструкций
СМО
и
заставить
чаще
прибегать
к
провер
-
ке
теоретических
расчётов
путём
проведения
механических
испыта
-
ний
опор
.
Предпринятые
меры
в
части
до
-
пуска
конструкций
СМО
к
примене
-
нию
на
объектах
ЕНЭС
в
конечном
итоге
направлены
на
улучшение
ка
-
чества
проектирования
,
повышение
ответственности
за
выполняемую
работу
как
со
стороны
заказчика
,
так
и
со
стороны
исполнителя
.
Несмотря
ни
на
что
,
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
с
оптимизмом
смотрит
в
бу
-
дущее
,
когда
перестраховочные
действия
заказчика
отпадут
за
сво
-
ей
ненадобностью
,
а
целая
плеяда
отечественных
проектно
-
конструк
-
торских
организаций
встанет
в
один
ряд
с
ведущими
мировыми
разра
-
ботчиками
конструкций
СМО
.
Этап
реализации
объекта
Применяемые
конструкции
СМО
Модифицированные
Разработанные
впервые
Разработка
ЗП
специальных
указаний
не
требуется
прописывается
необходимость
их
применения
Разработка
ОТР
разработка
пакета
документов
А
1
разработка
пакета
документов
А
1
Разработка
проектной
документации
-
расчёты
,
подтверждающие
соответствие
модификаций
базовой
опоры
требованиям
нормативных
документов
;
-
чертежи
в
объёме
КМ
;
-
пакет
документов
В
2
-
расчёты
несущей
способности
опор
;
-
протокол
положительных
механических
испытаний
опытного
образца
;
-
чертежи
в
объёме
КМ
;
-
пакет
документов
В
2
Прохождение
экспертизы
проектной
документации
После
получения
положительного
заключения
экспертизы
разработанная
впервые
или
модифицированная
конструкция
СМО
приобретают
статус
«
базовой
»,
являясь
интеллектуальной
собственностью
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
1
В
пакет
документов
А
входят
:
•
эскиз
опоры
,
включая
элементы
её
обслуживания
,
с
указанием
электрических
габаритов
,
узлов
крепления
гирлянд
и
схемы
крепления
опоры
к
фундаментам
;
•
спецификация
материала
на
опору
.
2
В
пакет
документов
В
входят
:
•
технологические
карты
на
монтаж
опор
(
могут
уточняться
при
строительстве
);
•
сметные
нормы
и
единичные
расценки
,
если
они
не
могут
быть
взяты
по
аналогии
со
сметными
нормами
и
расценками
,
разработанными
для
опор
базовой
серии
.
Табл
. 2.
Порядок
применения
конструкций
СМО
на
объектах
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
«Ни одна статистика, ни одно исследование трудовых ресурсов так явно не вскрывают кадровые проблемы отрасли, как задача внедрения новых технических решений, для выполнения которых требуется большое количество высококвалифицированных инженерных кадров».