О проблемах российской электроэнергетики

Page 1
background image

Page 2
background image

18

АКЦЕНТ

а

н

а

л

и

з

 и

 п

р

о

г

н

о

з

ана

лиз и прогноз

О проблемах 

российской 

электроэнергетики

Игорь КОЖУХОВСКИЙ,

заместитель генерального директора

 ФГБУ «Российское энергетическое агентство»

ОСНОВНЫЕ

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

РЕФОРМИРОВАНИЯ

Электроэнергетика

 

России

 

в

 

1992—2008 

гг

прошла

 

масштаб

-

ные

 

структурные

 

преобразования

 

с

 

разделением

 

конкурентных

 

и

 

моно

-

польных

 

видов

 

деятельности

и

 

в

 

стране

 

был

 

осуществлён

 

переход

 

к

 

рыночным

 

механизмам

 

функциони

-

рования

 

электроэнергетики

.

Среди

 

значимых

 

промежуточных

 

итогов

 

этих

 

преобразований

 

можно

 

отметить

 

следующие

:

• 

созданы

 

рынок

 

на

 

сутки

 

впе

-

рёд

  (

РСВ

и

 

балансирующий

 

рынок

  (

БР

), 

близкие

 

к

 

целевой

 

модели

 

и

 

аналогичным

 

рынкам

 

электроэнергии

 

в

 

других

 

странах

 

с

 

реформированной

 

электро

-

энергетикой

Запущен

 

первый

 

в

 

Европе

 

рынок

 

электроэнергии

 

с

 

узловыми

 

ценами

;

• 

созданы

 

необходимые

 

инфра

-

структурные

 

организации

обеспечивающие

 

функциони

-

рование

 

электроэнергетики

 

в

 

конкурентных

 

условиях

Феде

-

ральная

 

сетевая

 

компания

 

(

ФСК

), 

обеспечивающая

 

центра

-

лизованное

 

управление

 

и

 

раз

-

витие

 

ЕНЭС

 

России

Системный

 

оператор

  (

СО

), 

единая

 

иерар

-

хически

 

построенная

 

организа

-

ция

осуществляющая

 

функции

 

оперативно

-

диспетчерского

 

управления

 

в

 

ЕЭС

 

России

Адми

-

нистратор

 

торговой

 

системы

 

(

АТС

), 

организация

совместно

 

с

 

Центром

 

финансовых

 

расчётов

 

(

ЦФР

обеспечивающая

 

орга

-

низацию

 

функционирования

 

оптового

 

рынка

 

электроэнергии

 

(

мощности

);

• 

создана

  (

хотя

 

и

 

не

 

до

 

конца

 

отлажена

 

и

 

сильно

 

зависима

 

от

 

государства

система

 

само

-

управления

 

российского

 

рынка

 

электроэнергии

 — 

НП

  «

Совет

 

рынка

»;

• 

с

 

помощью

 

инструмента

 

регулируемых

 

договоров

 

(

РД

обеспечен

 

постепен

-

ный

 

переход

 

к

 

рыночно

-

му

 

ценообразованию

 

для

 

всех

 

категорий

 

потре

-

бителей

  (

кроме

 

населе

-

ния

в

 

европейской

 

части

 

страны

на

 

Урале

 

и

 

в

 

Си

-

бири

;

• 

была

 

разработана

 

и

 

внедрена

 

система

 

регули

-

руемых

 

договоров

 

на

 

поставку

 

мощности

  (

ДПМ

), 

обеспечивающих

 


Page 3
background image

19

 5 (20), 

сентябрь

октябрь

, 2013

осуществление

 

инвестиций

 

в

 

но

-

вые

 

генерирующие

 

мощности

 

до

 

запуска

 

и

 

отладки

 

работоспособных

 

долгосрочных

 

механизмов

 

оплаты

 

мощности

.

ОСНОВНЫЕ

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

РЕФОРМИРОВАНИЯ

Вместе

 

с

 

тем

 

реформа

 

электро

-

энергетики

 

России

 

не

 

была

 

после

-

довательно

 

доведена

 

до

 

конца

 

и

 

пока

 

не

 

принесла

 

всех

 

ожидавших

-

ся

 

от

 

неё

 

результатов

Обобщая

 

сложившуюся

 

ситуа

-

цию

её

 

можно

 

охарактеризовать

 

описанием

 

следующих

 

ключевых

 

проблем

 

реформирования

 

электро

-

энергетики

ОТСУТСТВИЕ

 

В

 

ОБЩЕСТВЕ

 

КОНСЕНСУСА

 

ОТНОСИТЕЛЬНО

 

ВЫБРАННОЙ

 

МОДЕЛИ

 

РЕФОРМИРОВАНИЯ

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Реформа

 

электроэнергетики

 

не

 

привела

 

пока

 

к

 

созданию

 

эффек

-

тивно

 

работающего

 

конкурентного

 

рынка

 

электроэнергии

Несмотря

 

на

 

уже

 

сформированную

 

нормативно

-

правовую

 

базу

 

по

 

переходу

 

к

 

конку

-

рентной

 

модели

 

электроэнергетики

 

и

 

практические

 

шаги

 

по

 

запуску

 

конкурентного

 

оптового

 

рынка

 

элек

-

троэнергии

не

 

прекращаются

 

по

-

пытки

 

пересмотреть

 

принятые

 

ре

-

шения

 

и

 

вернуться

 

к

 

регулируемой

 

электроэнергетике

отказаться

 

от

 

узлового

 

ценообразования

 

и

 

др

На

 

практике

 

принимаются

 

не

-

рыночные

 

решения

мешающие

 

нормальному

   

функционированию

 

рынка

 

электроэнергии

прямое

 

вмешательство

 

в

 

процесс

 

рыночно

-

го

 

ценообразования

исключение

 

из

 

рыночного

 

ценообразования

 

большой

 

величины

 

генерирующих

 

мощностей

продолжающееся

 

ухуд

-

шение

 

конкурентной

 

структуры

 

генерирующих

 

мощностей

 

из

-

за

 

слияний

ведущее

 

к

 

увеличению

 

ры

-

ночной

 

силы

 

отдельных

 

участников

 

рынка

и

 

др

При

 

этом

 

необходимые

 

улучшения

 

механизмов

 

работы

 

рынка

 

электроэнергии

 

принимают

-

ся

 

слишком

 

медленно

 

или

 

вообще

 

откладываются

.

НЕДОСТАТКИ

 

В

 

ПРОЕКТИРОВАНИИ

 

И

 

СОЗДАНИИ

 

СТРУКТУРЫ

 

И

 

АРХИТЕКТУРЫ

 

ОПТОВОГО

 

РЫНКА

 

Для

 

оптового

 

рынка

 

электро

-

энергии

 

характерен

 

низкий

 

уро

-

вень

 

конкуренции

 — 

конкуренция

 

генераторов

 

только

 

в

 

диапазоне

 

регулирования

 (<15—20% 

объёмов

 

производства

). 

При

 

этом

 

выросли

 

возможности

 

использования

 

ры

-

ночной

 

силы

 

из

-

за

 

укрупнения

 

гене

-

рирующих

 

компаний

.

Наблюдается

 

искажение

 

маржи

-

нальных

 

цен

 

электроэнергии

 

из

-

за

 

механизма

 

сглаживания

1

 

и

 

искус

-

ственного

 

снижения

 

маржинальных

 

цен

  (

из

-

за

 

введённых

 

требований

 

на

 

подачу

 

ценовых

 

заявок

).

Не

 

запущены

 

пока

 

экономиче

-

ские

 

механизмы

 

обеспечения

 

опе

-

ративной

 

надёжности

требующей

 

создания

 

развитых

 

рынков

  (

или

 

иных

 

механизмов

 

приобретения

 

и

 

оплаты

дополнительных

 

системных

 

услуг

необходимых

 

Системному

 

оператору

Многие

 

из

 

таких

 

систем

-

ных

 

услуг

де

-

факто

 

оказываемых

 

участниками

 

рынка

предоставля

-

ются

 

без

 

надлежащей

 

компенса

-

ции

что

 

ставит

 

участников

 

в

 

нерав

-

ные

 

условия

 

конкуренции

.

Отсутствуют

 

пока

 

экономические

 

механизмы

 

обеспечения

 

балансо

-

вой

  (

долгосрочной

надёжности

в

 

частности

 

не

 

создан

 

конкурентный

 

рынок

 

мощности

а

 

действует

 

неэф

-

фективный

 

зарегулированный

 

ме

-

ханизм

 

отбора

 

мощности

форми

-

рующий

 

низкие

 

цены

 

на

 

мощность

достаточные

 

для

 

покрытия

 

затрат

 

только

 

старой

  (

действующей

гене

-

рации

Новые

 

мощности

 

вводятся

 

в

 

рамках

 

регулируемых

 

ДПМ

 

без

 

конкурентного

 

отбора

без

 

оптими

-

зации

 

долгосрочной

 

структуры

 

ге

-

нерирующих

 

мощностей

 

и

 

совмест

-

ной

 

оптимизации

 

вводов

 

генерации

 

и

 

сетей

что

 

приводит

 

к

 

завышенной

 

стоимости

 

вводов

неоптимальной

 

структуре

 

генерирующих

 

мощно

-

стей

 

и

 

в

 

результате

 

к

 

существенно

-

му

 

увеличению

 

будущей

 

стоимости

 

электроэнергии

 

для

 

потребителей

.

Не

 

отлажены

 

механизмы

 

коор

-

динации

 

реализации

 

инвестицион

-

ных

 

программ

 

в

 

генерации

 

и

 

сетях

.

ОТСТАВАНИЕ

 

В

 

РЕФОРМИРОВАНИИ

 

РОЗНИЧНЫХ

 

РЫНКОВ

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

 

В

 

отличие

 

от

 

сектора

 

оптовой

 

торговли

 

реформирование

 

рознич

-

ных

 

рынков

 

электроэнергии

 

проис

-

ходит

 

с

 

существенным

 

отставанием

.

При

 

формировании

 

инфраструк

-

туры

 

этих

 

рынков

 

на

 

этапе

 

проек

-

тирования

 

были

 

приняты

 

спорные

 

решения

 

в

 

части

 

назначения

 

и

 

ор

-

ганизации

 

функции

 

гарантирующе

-

го

 

поставщика

В

 

настоящее

 

время

 

функцию

 

гарантирующего

 

поставщика

  (

ГП

в

 

большинстве

 

случаев

 

выполняют

 

сбытовые

 

компании

ранее

 

выде

-

лившиеся

 

из

 

реформированных

 

АО

-

энерго

  (

региональных

 

верти

-

кально

 

интегрированных

 

энерго

-

компаний

). 

Созданные

 

ГП

 

на

 

базе

 

сбытовых

 

компаний

 

являются

 

не

 

исполнителями

 

«

инфраструктур

-

ной

» 

функции

 

поставщика

 «

послед

-

ней

 

руки

» (

т

.

е

по

 

своей

 

сути

 

регули

-

руемой

 

монопольной

 

функции

на

 

1

 

В

 

настоящее

 

время

 

не

 

применя

-

ется

.


Page 4
background image

20

АКЦЕНТ

своей

 

территории

 

обслуживания

а

 

ведут

 

себя

 

как

 

традиционные

 

сбытовые

 

компании

получившие

 

монопольные

 

права

 

на

 

обслужива

-

ние

 

потребителей

 

на

 

соответствую

-

щей

 

территории

Возникающий

 

при

 

этом

 

конфликт

 

экономических

 

интересов

 

у

 

ГП

 

на

 

базе

 

сбытовых

 

компаний

 

является

 

непреодоли

-

мым

 

препятствием

 

для

 

развития

 

конкуренции

 

между

 

энергосбыто

-

выми

 

компаниями

 

на

 

розничном

 

рынке

Выбранный

 

способ

 

органи

-

зации

 

исполнения

 

функции

 

ГП

 

не

 

позволяет

 

сформировать

 

единые

 

«

центры

 

балансовой

 

ответствен

-

ности

», 

способные

 

осуществлять

 

мониторинг

 

балансовой

 

надёжно

-

сти

 

в

 

регионах

 

страны

которым

 

ранее

 

занимались

 

региональные

 

АО

-

энерго

Фактически

 

после

 

ре

-

структуризации

 

АО

-

энерго

 

произо

-

шла

 

потеря

 

целостной

 

информации

 

о

 

формировании

 

балансов

 

элек

-

трической

 

энергии

 

и

 

мощности

 

на

 

территории

 

регионов

 

страны

существенно

 

усложнилась

 

задача

 

разработки

 

перспективных

 

планов

 

развития

 

территориальных

 

систем

 

энергоснабжения

.

НЕОТЛАЖЕННАЯ

 

СИСТЕМА

 

ГОСУДАРСТВЕННОГО

 

РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Система

 

государственного

 

регу

-

лирования

 

электроэнергетики

 

не

 

в

 

полной

 

мере

 

адаптирована

 

к

 

работе

 

в

 

рыночных

 

условиях

а

 

её

 

решения

 

часто

 

обусловлены

 

краткосрочной

 

конъюнктурной

 

необходимостью

а

 

не

 

объективными

 

экономическими

 

принципами

 

регулирования

.

Так

пока

 

не

 

создана

 

эффектив

-

ная

 

система

 

мониторинга

 

рынка

 

и

 

антимонопольного

 

регулирования

Организационные

 

и

 

аналитические

 

возможности

 

Федеральной

 

анти

-

монопольной

 

службы

  (

ФАС

России

 

явно

 

недостаточны

.

Система

 

и

 

функции

 

органов

 

тарифного

 

регулирования

 

элек

-

троэнергетики

 

мало

 

изменились

 

в

 

процессе

 

перехода

 

к

 

конкурентной

 

модели

 

электроэнергетики

Органы

 

тарифного

 

регулирования

 

не

 

обе

-

спечили

 

сокращение

 

значительных

 

объёмов

 

перекрёстного

 

субсидиро

-

вания

 

и

 

полномасштабное

 

введе

-

ние

 

метода

 

регулирования

 

сетевых

 

компаний

 RAB.

Хотя

 

общий

 

уровень

 

цен

 

на

 

электроэнергию

 

в

 

России

 

замет

-

но

 

отстаёт

 

от

 

уровня

 

цен

 

в

 

стра

-

нах

 

с

 

развитой

 

экономикой

из

-

за

 

перекрёстного

   

субсидирования

завышенных

 

сетевых

 

затрат

 

и

 

не

-

достатков

 

в

 

работе

 

рынка

 

цены

 

на

 

электроэнергию

 

для

 

промышлен

-

ных

 

потребителей

 

уже

 

выросли

 

до

 

уровня

 

цен

 

в

 

США

 

и

 

приближаются

 

к

 

европейскому

 

уровню

что

 

угро

-

жает

 

конкурентоспособности

 

ряда

 

отраслей

.

У

 

органов

 

регулирования

 

от

-

сутствует

 

единая

 

с

 

Минэнерго

 

РФ

 

система

 

мониторинга

 

перспектив

-

ных

 

цен

 

и

 

тарифов

 

на

 

электриче

-

скую

 

и

 

тепловую

 

энергию

 

в

 

увязке

 

с

 

перспективами

 

роста

 

энергопо

-

требления

динамикой

 

развития

 

генерирующих

 

мощностей

 

и

 

пер

-

спективными

 

условиями

 

функцио

-

нирования

 

оптового

 

рынка

 

элек

-

троэнергии

 (

мощности

).

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ

 

УПРАВЛЕНИЕ

 

РАЗВИТИЕМ

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

За

 

прошедшие

 

годы

 

потеряна

 

старая

 

и

 

не

 

создана

 

новая

 

система

 

управления

 

перспективным

 

разви

-

тием

 

электроэнергетики

.

В

 

отрасли

 

нет

 

работающей

 

си

-

стемы

 

формирования

 

и

 

коорди

-

нации

 

инвестиционных

 

программ

 

хозяйствующих

 

субъектов

  (

годовых

 

в

 

увязке

 

с

 

перспективными

), 

в

 

ко

-

торой

 

решения

 

по

 

отдельным

 

субъ

-

ектам

 

были

 

бы

 

увязаны

 

с

 

общей

 

ситуацией

 

в

 

отрасли

 

в

 

части

• 

необходимых

 

уровней

  (

индика

-

торов

балансовой

 

и

 

сетевой

 

надёжности

которые

 

очень

 

сильно

 

влияют

 

на

 

объёмы

 

вво

-

дов

 

и

 

реконструкции

прежде

 

всего

 

в

 

генерации

 

по

 

типам

соответственно

на

 

потребность

 

в

 

инвестиционных

 

ресурсах

;

• 

обеспечения

 

вводов

 

ресурсами

 

газа

;

• 

возможного

 

объёма

 

инвестиций

 

в

 

отрасли

 

через

 

все

 

источники

 

инвестирования

  (

тарифные

 

и

 

бюджет

в

 

увязке

 

с

 

ограниче

-

ниями

 

на

 

рост

 

цен

 

и

 

тарифов

устанавливаемыми

 

Минэконом

-

развития

 

России

.

При

 

существующих

 

кадровых

 

и

 

финансовых

 

возможностях

 

роль

 

го

-

сударственных

 

органов

 

управления

 

в

 

определении

 

стратегических

 

во

-

просов

 

развития

 

электроэнергетики

 

остаётся

 

пока

 

ограниченной

.

Необходимо

 

дальнейшее

 

разви

-

тие

 

этой

 

системы

её

 

методического

 

и

 

организационного

 

обеспечения

чтобы

 

она

 

была

 

способна

  

в

 

новых

 

условиях

 

как

 

решать

 

задачи

 

опти

-

мизации

 

перспективной

 

структуры

 

и

 

динамики

 

развития

 

генерирую

-

щих

 

мощностей

 

страны

  (

включая

 

станции

 

атомной

 

энергетики

ско

-

ординированно

 

с

 

развитием

 

сете

-

вого

 

комплекса

так

 

и

 

обеспечивать

 

увязку

 

решения

 

указанных

 

задач

 

с

 

формированием

 

и

 

мониторингом

 

перспективной

 

ценовой

 

политики

 

на

 

оптовом

 

рынке

 

и

 

в

 

электроэнер

-

гетике

 

в

 

целом

 


Читать онлайн

Электроэнергетика России в 1992—2008 гг. прошла масштабные структурные преобразования с разделением конкурентных и монопольных видов деятельности, и в стране был осуществлён переход к рыночным механизмам функционирования электроэнергетики.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Основные задачи развития и повышения надежности распределительных электрических сетей в современных условиях

Управление сетями / Развитие сетей
Майоров А.В., первый заместитель Генерального директора — главный инженер ПАО «Россети»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Анализ особенностей расчета потокораспределения и потерь мощности реальной распределительной сети низкого напряжения по измерениям интеллектуальных счетчиков

Управление сетями / Развитие сетей Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Стенников В.А. Голуб И.И. Болоев Е.В. Анфиногенов А.Ю. Бучинский А.Л. Масленников А.Н.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Автоматизация сетей среднего напряжения — ключевое направление развития электросетевого комплекса

Управление сетями / Развитие сетей Энергоснабжение / Энергоэффективность
ООО «Центр энергетических технологий»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Сравнительный анализ мероприятий по повышению надежности передачи электрической энергии в распределительных сетях

Управление сетями / Развитие сетей Энергоснабжение / Энергоэффективность Воздушные линии
Гвоздев Д.Б. Иванов Р.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»