18
АКЦЕНТ
а
н
а
л
и
з
и
п
р
о
г
н
о
з
ана
лиз и прогноз
О проблемах
российской
электроэнергетики
Игорь КОЖУХОВСКИЙ,
заместитель генерального директора
ФГБУ «Российское энергетическое агентство»
ОСНОВНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕФОРМИРОВАНИЯ
Электроэнергетика
России
в
1992—2008
гг
.
прошла
масштаб
-
ные
структурные
преобразования
с
разделением
конкурентных
и
моно
-
польных
видов
деятельности
,
и
в
стране
был
осуществлён
переход
к
рыночным
механизмам
функциони
-
рования
электроэнергетики
.
Среди
значимых
промежуточных
итогов
этих
преобразований
можно
отметить
следующие
:
•
созданы
рынок
на
сутки
впе
-
рёд
(
РСВ
)
и
балансирующий
рынок
(
БР
),
близкие
к
целевой
модели
и
аналогичным
рынкам
электроэнергии
в
других
странах
с
реформированной
электро
-
энергетикой
.
Запущен
первый
в
Европе
рынок
электроэнергии
с
узловыми
ценами
;
•
созданы
необходимые
инфра
-
структурные
организации
,
обеспечивающие
функциони
-
рование
электроэнергетики
в
конкурентных
условиях
:
Феде
-
ральная
сетевая
компания
(
ФСК
),
обеспечивающая
центра
-
лизованное
управление
и
раз
-
витие
ЕНЭС
России
;
Системный
оператор
(
СО
),
единая
иерар
-
хически
построенная
организа
-
ция
,
осуществляющая
функции
оперативно
-
диспетчерского
управления
в
ЕЭС
России
;
Адми
-
нистратор
торговой
системы
(
АТС
),
организация
,
совместно
с
Центром
финансовых
расчётов
(
ЦФР
)
обеспечивающая
орга
-
низацию
функционирования
оптового
рынка
электроэнергии
(
мощности
);
•
создана
(
хотя
и
не
до
конца
отлажена
и
сильно
зависима
от
государства
)
система
само
-
управления
российского
рынка
электроэнергии
—
НП
«
Совет
рынка
»;
•
с
помощью
инструмента
регулируемых
договоров
(
РД
)
обеспечен
постепен
-
ный
переход
к
рыночно
-
му
ценообразованию
для
всех
категорий
потре
-
бителей
(
кроме
населе
-
ния
)
в
европейской
части
страны
,
на
Урале
и
в
Си
-
бири
;
•
была
разработана
и
внедрена
система
регули
-
руемых
договоров
на
поставку
мощности
(
ДПМ
),
обеспечивающих
19
№
5 (20),
сентябрь
–
октябрь
, 2013
осуществление
инвестиций
в
но
-
вые
генерирующие
мощности
до
запуска
и
отладки
работоспособных
долгосрочных
механизмов
оплаты
мощности
.
ОСНОВНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕФОРМИРОВАНИЯ
Вместе
с
тем
реформа
электро
-
энергетики
России
не
была
после
-
довательно
доведена
до
конца
и
пока
не
принесла
всех
ожидавших
-
ся
от
неё
результатов
.
Обобщая
сложившуюся
ситуа
-
цию
,
её
можно
охарактеризовать
описанием
следующих
ключевых
проблем
реформирования
электро
-
энергетики
.
ОТСУТСТВИЕ
В
ОБЩЕСТВЕ
КОНСЕНСУСА
ОТНОСИТЕЛЬНО
ВЫБРАННОЙ
МОДЕЛИ
РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Реформа
электроэнергетики
не
привела
пока
к
созданию
эффек
-
тивно
работающего
конкурентного
рынка
электроэнергии
.
Несмотря
на
уже
сформированную
нормативно
-
правовую
базу
по
переходу
к
конку
-
рентной
модели
электроэнергетики
и
практические
шаги
по
запуску
конкурентного
оптового
рынка
элек
-
троэнергии
,
не
прекращаются
по
-
пытки
пересмотреть
принятые
ре
-
шения
и
вернуться
к
регулируемой
электроэнергетике
,
отказаться
от
узлового
ценообразования
и
др
.
На
практике
принимаются
не
-
рыночные
решения
,
мешающие
нормальному
функционированию
рынка
электроэнергии
:
прямое
вмешательство
в
процесс
рыночно
-
го
ценообразования
,
исключение
из
рыночного
ценообразования
большой
величины
генерирующих
мощностей
,
продолжающееся
ухуд
-
шение
конкурентной
структуры
генерирующих
мощностей
из
-
за
слияний
,
ведущее
к
увеличению
ры
-
ночной
силы
отдельных
участников
рынка
,
и
др
.
При
этом
необходимые
улучшения
механизмов
работы
рынка
электроэнергии
принимают
-
ся
слишком
медленно
или
вообще
откладываются
.
НЕДОСТАТКИ
В
ПРОЕКТИРОВАНИИ
И
СОЗДАНИИ
СТРУКТУРЫ
И
АРХИТЕКТУРЫ
ОПТОВОГО
РЫНКА
Для
оптового
рынка
электро
-
энергии
характерен
низкий
уро
-
вень
конкуренции
—
конкуренция
генераторов
только
в
диапазоне
регулирования
(<15—20%
объёмов
производства
).
При
этом
выросли
возможности
использования
ры
-
ночной
силы
из
-
за
укрупнения
гене
-
рирующих
компаний
.
Наблюдается
искажение
маржи
-
нальных
цен
электроэнергии
из
-
за
механизма
сглаживания
1
и
искус
-
ственного
снижения
маржинальных
цен
(
из
-
за
введённых
требований
на
подачу
ценовых
заявок
).
Не
запущены
пока
экономиче
-
ские
механизмы
обеспечения
опе
-
ративной
надёжности
,
требующей
создания
развитых
рынков
(
или
иных
механизмов
приобретения
и
оплаты
)
дополнительных
системных
услуг
,
необходимых
Системному
оператору
.
Многие
из
таких
систем
-
ных
услуг
,
де
-
факто
оказываемых
участниками
рынка
,
предоставля
-
ются
без
надлежащей
компенса
-
ции
,
что
ставит
участников
в
нерав
-
ные
условия
конкуренции
.
Отсутствуют
пока
экономические
механизмы
обеспечения
балансо
-
вой
(
долгосрочной
)
надёжности
,
в
частности
не
создан
конкурентный
рынок
мощности
,
а
действует
неэф
-
фективный
зарегулированный
ме
-
ханизм
отбора
мощности
,
форми
-
рующий
низкие
цены
на
мощность
,
достаточные
для
покрытия
затрат
только
старой
(
действующей
)
гене
-
рации
.
Новые
мощности
вводятся
в
рамках
регулируемых
ДПМ
без
конкурентного
отбора
,
без
оптими
-
зации
долгосрочной
структуры
ге
-
нерирующих
мощностей
и
совмест
-
ной
оптимизации
вводов
генерации
и
сетей
,
что
приводит
к
завышенной
стоимости
вводов
,
неоптимальной
структуре
генерирующих
мощно
-
стей
и
в
результате
к
существенно
-
му
увеличению
будущей
стоимости
электроэнергии
для
потребителей
.
Не
отлажены
механизмы
коор
-
динации
реализации
инвестицион
-
ных
программ
в
генерации
и
сетях
.
ОТСТАВАНИЕ
В
РЕФОРМИРОВАНИИ
РОЗНИЧНЫХ
РЫНКОВ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
В
отличие
от
сектора
оптовой
торговли
реформирование
рознич
-
ных
рынков
электроэнергии
проис
-
ходит
с
существенным
отставанием
.
При
формировании
инфраструк
-
туры
этих
рынков
на
этапе
проек
-
тирования
были
приняты
спорные
решения
в
части
назначения
и
ор
-
ганизации
функции
гарантирующе
-
го
поставщика
.
В
настоящее
время
функцию
гарантирующего
поставщика
(
ГП
)
в
большинстве
случаев
выполняют
сбытовые
компании
,
ранее
выде
-
лившиеся
из
реформированных
АО
-
энерго
(
региональных
верти
-
кально
интегрированных
энерго
-
компаний
).
Созданные
ГП
на
базе
сбытовых
компаний
являются
не
исполнителями
«
инфраструктур
-
ной
»
функции
поставщика
«
послед
-
ней
руки
» (
т
.
е
.
по
своей
сути
регули
-
руемой
монопольной
функции
)
на
1
В
настоящее
время
не
применя
-
ется
.
20
АКЦЕНТ
своей
территории
обслуживания
,
а
ведут
себя
как
традиционные
сбытовые
компании
,
получившие
монопольные
права
на
обслужива
-
ние
потребителей
на
соответствую
-
щей
территории
.
Возникающий
при
этом
конфликт
экономических
интересов
у
ГП
на
базе
сбытовых
компаний
является
непреодоли
-
мым
препятствием
для
развития
конкуренции
между
энергосбыто
-
выми
компаниями
на
розничном
рынке
.
Выбранный
способ
органи
-
зации
исполнения
функции
ГП
не
позволяет
сформировать
единые
«
центры
балансовой
ответствен
-
ности
»,
способные
осуществлять
мониторинг
балансовой
надёжно
-
сти
в
регионах
страны
,
которым
ранее
занимались
региональные
АО
-
энерго
.
Фактически
после
ре
-
структуризации
АО
-
энерго
произо
-
шла
потеря
целостной
информации
о
формировании
балансов
элек
-
трической
энергии
и
мощности
на
территории
регионов
страны
,
существенно
усложнилась
задача
разработки
перспективных
планов
развития
территориальных
систем
энергоснабжения
.
НЕОТЛАЖЕННАЯ
СИСТЕМА
ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Система
государственного
регу
-
лирования
электроэнергетики
не
в
полной
мере
адаптирована
к
работе
в
рыночных
условиях
,
а
её
решения
часто
обусловлены
краткосрочной
конъюнктурной
необходимостью
,
а
не
объективными
экономическими
принципами
регулирования
.
Так
,
пока
не
создана
эффектив
-
ная
система
мониторинга
рынка
и
антимонопольного
регулирования
.
Организационные
и
аналитические
возможности
Федеральной
анти
-
монопольной
службы
(
ФАС
)
России
явно
недостаточны
.
Система
и
функции
органов
тарифного
регулирования
элек
-
троэнергетики
мало
изменились
в
процессе
перехода
к
конкурентной
модели
электроэнергетики
.
Органы
тарифного
регулирования
не
обе
-
спечили
сокращение
значительных
объёмов
перекрёстного
субсидиро
-
вания
и
полномасштабное
введе
-
ние
метода
регулирования
сетевых
компаний
RAB.
Хотя
общий
уровень
цен
на
электроэнергию
в
России
замет
-
но
отстаёт
от
уровня
цен
в
стра
-
нах
с
развитой
экономикой
,
из
-
за
перекрёстного
субсидирования
,
завышенных
сетевых
затрат
и
не
-
достатков
в
работе
рынка
цены
на
электроэнергию
для
промышлен
-
ных
потребителей
уже
выросли
до
уровня
цен
в
США
и
приближаются
к
европейскому
уровню
,
что
угро
-
жает
конкурентоспособности
ряда
отраслей
.
У
органов
регулирования
от
-
сутствует
единая
с
Минэнерго
РФ
система
мониторинга
перспектив
-
ных
цен
и
тарифов
на
электриче
-
скую
и
тепловую
энергию
в
увязке
с
перспективами
роста
энергопо
-
требления
,
динамикой
развития
генерирующих
мощностей
и
пер
-
спективными
условиями
функцио
-
нирования
оптового
рынка
элек
-
троэнергии
(
мощности
).
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
РАЗВИТИЕМ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
За
прошедшие
годы
потеряна
старая
и
не
создана
новая
система
управления
перспективным
разви
-
тием
электроэнергетики
.
В
отрасли
нет
работающей
си
-
стемы
формирования
и
коорди
-
нации
инвестиционных
программ
хозяйствующих
субъектов
(
годовых
в
увязке
с
перспективными
),
в
ко
-
торой
решения
по
отдельным
субъ
-
ектам
были
бы
увязаны
с
общей
ситуацией
в
отрасли
в
части
:
•
необходимых
уровней
(
индика
-
торов
)
балансовой
и
сетевой
надёжности
,
которые
очень
сильно
влияют
на
объёмы
вво
-
дов
и
реконструкции
,
прежде
всего
в
генерации
по
типам
,
соответственно
,
на
потребность
в
инвестиционных
ресурсах
;
•
обеспечения
вводов
ресурсами
газа
;
•
возможного
объёма
инвестиций
в
отрасли
через
все
источники
инвестирования
(
тарифные
и
бюджет
)
в
увязке
с
ограниче
-
ниями
на
рост
цен
и
тарифов
,
устанавливаемыми
Минэконом
-
развития
России
.
При
существующих
кадровых
и
финансовых
возможностях
роль
го
-
сударственных
органов
управления
в
определении
стратегических
во
-
просов
развития
электроэнергетики
остаётся
пока
ограниченной
.
Необходимо
дальнейшее
разви
-
тие
этой
системы
,
её
методического
и
организационного
обеспечения
,
чтобы
она
была
способна
в
новых
условиях
как
решать
задачи
опти
-
мизации
перспективной
структуры
и
динамики
развития
генерирую
-
щих
мощностей
страны
(
включая
станции
атомной
энергетики
)
ско
-
ординированно
с
развитием
сете
-
вого
комплекса
,
так
и
обеспечивать
увязку
решения
указанных
задач
с
формированием
и
мониторингом
перспективной
ценовой
политики
на
оптовом
рынке
и
в
электроэнер
-
гетике
в
целом
.
Оригинал статьи: О проблемах российской электроэнергетики
Электроэнергетика России в 1992—2008 гг. прошла масштабные структурные преобразования с разделением конкурентных и монопольных видов деятельности, и в стране был осуществлён переход к рыночным механизмам функционирования электроэнергетики.