

76
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
О направлениях исследования
пляски проводов на воздушных
линиях электропередачи
УДК
621.3.051.2
Проведен
анализ
теоретических
и
практических
исследований
пляски
проводов
воз
-
душных
линий
электропередачи
(
далее
–
ВЛ
)
по
материалам
,
опубликованным
в
мировой
и
отечественной
периодической
печати
,
а
также
по
результатам
опыта
применения
раз
-
работанных
средств
защиты
проводов
и
грозозащитных
тросов
на
действующих
ВЛ
.
Рассмотрены
физические
и
математические
модели
процесса
и
,
учитывая
низкую
эффективность
разработанных
средств
защиты
от
пляски
проводов
и
грозозащитных
тросов
ВЛ
,
предлагаются
новые
подходы
для
исследования
пляски
проводов
и
колеба
-
ния
цепной
линии
как
взаимосвязанных
физических
маятников
с
применением
методов
теории
колебания
механических
систем
.
П
роблемы
пляски
проводов
(
грозозащитных
тросов
)
ВЛ
существуют
с
начала
про
-
шлого
столетия
.
За
про
-
шедшее
время
были
предприняты
многочисленные
попытки
разрабо
-
тать
теорию
,
эффективные
методы
и
средства
защиты
проводов
от
раз
-
рушительного
воздействия
пляски
.
В
методических
указаниях
приво
-
дится
такое
определение
: «
пляской
проводов
с
односторонними
либо
с
асимметричными
отложениями
различной
плотности
(
гололед
,
мо
-
крый
снег
,
смесь
,
изморозь
)
называ
-
ются
вызываемые
ветром
устойчи
-
вые
периодические
низкочастотные
колебания
натянутого
в
пролете
ВЛ
провода
,
образующие
стоячие
вол
-
ны
с
числом
полуволн
от
одной
до
двадцати
» [1].
Однако
при
этом
про
-
вода
ВЛ
не
рассматриваются
как
элементы
многосвязной
механиче
-
ской
колебательной
системы
,
име
-
ющей
несколько
степеней
свободы
и
расположенной
в
диссипативной
среде
.
Если
с
решением
проблемы
вибрации
и
субколебаний
[2]
до
-
стигнуты
определенные
успехи
—
прежде
всего
,
ее
теоретическое
обоснование
и
практическое
при
-
менение
результатов
исследования
(
разработаны
средства
и
методы
),
то
с
проблемой
пляски
еще
нет
усто
-
явшейся
и
теоретически
разрабо
-
танной
методики
.
Как
отмечается
в
одном
из
опубликованных
отчетов
СИГРЭ
, «
даже
спустя
годы
остаются
важные
вопросы
о
том
,
какие
пере
-
менные
параметры
и
механизмы
являются
значимыми
для
описания
пляски
,
а
нынешняя
теория
пляски
все
еще
неудовлетворительна
.
Не
было
разработано
ни
одного
прак
-
тического
метода
защиты
,
который
был
бы
признан
полностью
надеж
-
ным
» [3].
В
настоящее
время
обозначились
три
методических
направления
ис
-
следования
пляски
проводов
ВЛ
:
–
практическое
наблюдение
за
пляской
на
действующих
ВЛ
,
соз
-
дание
базы
данных
,
обобщение
и
анализ
полученных
результатов
наблюдения
,
разработка
норма
-
тивных
документов
;
–
экспериментальное
изучение
с
раз
-
работкой
опытных
образцов
гаси
-
телей
пляски
,
их
практическая
апробация
на
специальных
испы
-
тательных
полигонах
и
на
действу
-
ющих
ВЛ
;
–
теоретические
работы
по
изучению
явления
пляски
проводов
с
при
-
менением
современных
методов
и
средств
исследования
аэродина
-
мики
и
программного
обеспечения
.
Общим
во
всех
этих
подходах
является
то
,
что
пляска
от
вибра
-
ции
отличается
лишь
частотой
и
ам
-
плитудой
,
а
главный
порождающий
механизм
—
это
подъемная
аэроди
-
намическая
сила
и
циклический
кру
-
тящий
момент
,
которые
создаются
воздушным
потоком
при
ветровых
воздействиях
на
провода
(
грозоза
-
щитный
трос
)
с
различным
углом
атаки
.
Мирзаабдуллаев
А
.
О
.,
к
.
т
.
н
.
Ключевые
слова
:
подъемная
сила
,
угол
атаки
,
пляска
,
стрела
провиса
,
центр
тяжести
,
цепная
линия
,
физический
маятник
,
продольные
волны

77
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
СОСТОЯНИЯ
ПРОБЛЕМЫ
ПЛЯСКИ
ПРОВОДОВ
Практическое
наблюдение
за
пляской
проводов
и
грозозащитных
тросов
на
действующих
ВЛ
,
обоб
-
щение
и
анализ
полученных
результатов
наблюде
-
ния
[4–13]
привело
к
созданию
общего
представ
-
ления
о
пляске
как
о
колебании
с
низкой
частотой
0,2–2,0
Гц
,
но
с
большей
амплитудой
,
доходящей
по
-
рой
до
величины
стрелы
провеса
в
данном
пролете
.
При
этом
,
учитывая
f
<<
L
(
где
f
—
стрела
провеса
,
м
;
L
—
длина
пролета
,
м
),
принимается
,
что
натяжение
провода
одинаково
по
всей
длине
.
Наиболее
важным
фактором
,
вызывающим
пляску
проводов
,
призна
-
ется
наличие
несимметричных
ледяных
отложений
на
проводах
,
которые
при
определенных
углах
ата
-
ки
воздушного
потока
формируют
подъемную
силу
,
раскачивающую
провода
в
вертикальной
плоскости
.
Кроме
того
,
воздушный
поток
также
создает
цикли
-
ческий
крутящий
момент
на
плоскости
,
перпендику
-
лярной
к
оси
провода
.
Однако
отдельные
авторы
[13]
свидетельствуют
о
наблюдении
возникновения
пля
-
ски
без
гололедообразования
при
,
так
называемых
,
«
косых
ветрах
»,
когда
направление
ветра
оказыва
-
ется
под
углом
30–60
градусов
по
отношению
к
оси
линии
.
На
этой
основе
разработаны
ряд
активных
и
пас
-
сивных
методов
и
средств
защиты
от
пляски
прово
-
дов
.
Пассивные
методы
предусматривают
на
стадии
проектирования
ВЛ
:
располагать
провода
на
опорах
так
,
чтобы
исключить
подхлест
проводов
при
пляске
;
размещать
междуфазные
распорки
из
полимерных
изолирующих
конструкций
;
предусматривать
длину
смежных
пролетов
,
различающуюся
друг
от
друга
более
,
чем
на
15%.
Активные
методы
борьбы
с
пляской
проводов
—
это
разработка
,
опытное
применение
гасителей
пля
-
ски
на
полигонах
и
на
действующих
ВЛ
,
анализ
их
эффективности
.
Во
многих
опубликованных
исследованиях
пляску
проводов
рассматривают
как
проявление
аэродинамической
неустойчивости
проводов
при
воздействии
на
них
непрерывного
потока
воздуха
.
При
этом
сопровождающий
крутящий
момент
счи
-
тается
определяющим
фактором
,
усиливающим
действие
аэродинамических
сил
по
сравнению
с
от
-
сутствием
такого
момента
.
Поэтому
погашение
кру
-
тильной
деформации
считается
наиболее
эффек
-
тивным
средством
борьбы
против
пляски
проводов
.
В
работе
[14]
приводятся
результаты
численного
моделирования
пляски
проводов
ВЛ
с
маятнико
-
выми
гасителями
с
целью
анализа
эффективности
их
применения
.
При
этом
«
провода
рассматри
-
ваются
как
абсолютно
гибкие
нити
,
обладающие
упругостью
на
растяжение
и
кручение
.
Тяжение
в
пределах
пролета
считается
постоянным
.
Прини
-
мается
,
что
точки
оси
провода
совершают
движение
только
в
плоскости
,
перпендикулярной
продоль
-
ной
оси
».
Следующая
работа
является
по
всем
параметрам
глубоким
исследованием
процесса
пляски
проводов
как
задача
математического
моделирования
дви
-
жения
провода
,
сопротивляющегося
растяжению
и
кручению
в
воздушном
потоке
,
перпендикулярном
плоскости
начального
провисания
провода
.
На
при
-
мере
данной
задачи
показано
, «
что
метод
вихревых
элементов
позволяет
качественно
и
количественно
правильно
моделировать
аэроупругие
колебания
профиля
» [15],
в
данном
случае
,
провода
.
В
другой
работе
показано
«
удобное
для
практи
-
ческого
применения
условие
неустойчивости
,
зави
-
сящее
только
от
стационарных
аэродинамических
коэффициентов
профиля
—
безразмерных
коэффи
-
циентов
лобового
сопротивления
и
подъемной
силы
,
а
также
от
их
производных
по
углу
атаки
,
и
что
его
можно
объяснить
неустойчивостью
по
Ляпунову
по
-
ложений
равновесия
профилей
(
поперечных
сече
-
ний
)
провода
» [16].
Основные
положения
ряда
авторов
,
полученные
по
результатам
проведенных
ими
наблюдений
и
экс
-
периментальных
исследований
пляски
проводов
на
ВЛ
:
–
учитывая
существенную
разность
стрелы
провиса
и
длины
пролета
,
натяжение
провода
принимает
-
ся
одинаковым
и
неизменным
для
всех
точек
оси
провода
;
–
при
отсутствии
гололеда
частота
вертикальных
колебаний
провода
намного
ниже
его
крутильной
частоты
для
наиболее
массовых
типов
проводов
и
длин
пролетов
5–7
крат
(
в
связи
с
этим
,
борьба
с
крутильными
колебаниями
является
наиболее
эффективным
способом
борьбы
с
пляской
про
-
водов
);
–
колебание
точек
оси
провода
совершается
на
вертикальной
плоскости
,
перпендикулярной
оси
ВЛ
;
–
при
расчете
собственных
частот
колебания
про
-
вода
в
многопролетной
ВЛ
влияние
смежных
пролетов
задается
эквивалентно
податливым
пружинам
,
параметры
которых
определяются
по
свойствам
смежных
пролетов
и
подвесной
изоли
-
рующей
подвески
.
Однако
разработанные
на
основании
вышепере
-
численных
положений
методы
и
средства
активной
борьбы
против
пляски
проводов
на
ВЛ
пока
еще
не
дают
должного
эффекта
,
что
свидетельствует
об
ак
-
туальности
данной
проблемы
.
ПЛЯСКА
ПРОВОДОВ
КАК
КОЛЕБАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ
ФИЗИЧЕСКИХ
МАЯТНИКОВ
Если
посмотреть
на
провода
ВЛ
как
на
совокупность
взаимосвязанных
цепных
линий
,
имеющих
линейную
плотность
,
не
растяжимых
,
гибких
и
расположенных
в
поле
земного
притяжения
,
с
минимумом
механи
-
ческой
потенциальной
энергии
,
то
явление
пляски
проводов
можно
рассматривать
как
проявление
ме
-
ханического
колебания
многосвязной
системы
.
Тогда
стационарное
воздействие
воздушного
потока
или
любое
циклическое
воздействие
внешних
сил
будет
выступать
источником
энергии
для
создания
и
под
-
держания
автоколебаний
этой
системы
.
Заметим
,
что
провода
ВЛ
в
состоянии
равновесия
располага
-
ются
в
пролете
как
цепная
линия
,
которая
описыва
-
ется
следующей
функцией
:
№
3 (78) 2023

78
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
T
qx
y
=
ch
– 1
,
(1)
q
T
где
q
—
удельный
вес
провода
,
кгс
/
м
;
T
—
осевое
на
-
тяжение
провода
,
кгс
;
ch
—
гиперболический
косинус
.
Из
анализа
графиков
(
рисунок
1)
и
выражения
(1)
следует
очень
важный
вывод
:
отношение
осевого
на
-
тяжения
провода
T
к
удельному
весу
провода
q
опре
-
деляет
величину
стрелы
провеса
провода
в
пролете
,
а
также
условия
равновесия
провода
при
нарушении
такого
равновесия
.
Чем
больше
это
отношение
,
тем
больше
осевое
натяжение
,
и
тем
меньше
стрела
провеса
,
то
есть
:
T
qx
lim
y
=
lim
ch
– 1
. (2)
T
→
T
→
q
T
Поскольку
в
данном
выражении
(2)
предел
полу
-
чается
в
виде
«0»
на
«
»,
применим
правила
Лопи
-
таля
и
получим
:
1
qx qx
lim
y'
=
lim
ch
– 1
+
sh
x
= 0.
(3)
T
→
T
→
q T
T
Дальнейшее
увеличение
этого
отношения
приве
-
дет
к
тому
,
что
удельное
натяжение
провода
много
-
кратно
превысит
удельную
тяжесть
провода
,
что
снижает
при
отклонениях
от
положения
равновесия
возвращающую
роль
земного
притяжения
.
Колеба
-
ние
провода
при
таких
условиях
будет
уже
в
точке
равновесия
,
при
отклонении
от
которой
возвраща
-
ющей
силой
будет
только
сила
натяжения
провода
.
Например
,
колебания
струны
гитары
.
Разумеется
,
такое
колебание
не
может
быть
низкочастотным
.
По
-
этому
пляска
проводов
на
ВЛ
0,4–20
кВ
при
q
<<
T
на
-
блюдается
с
более
высокой
частотой
,
а
для
ВЛ
35
кВ
и
выше
—
происходит
с
непосредственным
участием
земного
притяжения
,
то
есть
при
отношении
T
/
q
не
более
5.
На
рисунке
2
а
показаны
основные
параметры
провода
в
пролете
:
L
—
длина
пролета
;
h
—
габа
-
риты
над
землей
;
f
—
стрела
провиса
провода
;
H
1
,
H
2
—
высота
подвески
провода
для
случая
H
1
=
H
2
,
(
в
общем
случае
—
H
1
H
2
);
l
—
длина
провода
;
ЦТ
—
центр
тяжести
провода
.
Для
пролета
с
одинаковой
высотой
смежных
опор
(
то
есть
для
случая
равенства
высоты
подвеса
кон
-
цов
провода
на
этих
опорах
H
1
=
H
2
)
и
с
длиной
L
,
используя
формулу
(1)
и
рисунок
2,
можем
получить
выражение
для
определения
высоты
любой
точки
провода
:
T
q
(2
x
–
L
)
y
(
x
) =
h
+
ch
– 1
. (4)
q
2
T
Для
определения
ординаты
ЦТ
провода
в
состоя
-
ние
покоя
,
когда
потенциальная
энергия
минималь
-
на
,
воспользуемся
рисунком
2
и
выражением
(4)
и
получим
:
T qL
h
цт
=
h
+
ch
– 1
. (5)
3
q
2
T
Если
принять
потенциальную
энергию
центра
тя
-
жести
в
состоянии
покоя
,
то
:
T qL
W
0
=
mgh
цм
=
mg
h
+
ch
– 1
. (6)
3
q
2
T
При
максимально
развернутом
состоянии
про
-
вода
(
то
есть
если
перевернуть
плоскость
располо
-
жения
провода
на
180
градусов
,
то
потенциальная
энергия
ЦТ
возрастет
до
следующего
значения
):
5
T
qL
W
мах
=
mg
h
+
ch
– 1
. (7)
3
q
2
T
Тогда
необходимая
энергия
для
подъема
прово
-
да
от
состояния
покоя
до
положения
с
максимальной
потенциальной
энергией
будет
равна
:
4
T
qL
W
=
mg
ch
– 1
. (8)
3
q
2
T
Это
минимальное
количество
энергии
,
которая
необходима
для
создания
пляски
провода
с
полу
-
волновой
стоячей
волной
в
проле
-
те
и
с
амплитудой
,
равной
удвоен
-
ной
стреле
провиса
провода
.
Для
такого
подъема
провода
необходимо
,
чтобы
энергия
,
по
-
лучаемая
от
воздействия
ветра
,
была
достаточна
не
только
для
повышения
потенциальной
энер
-
гии
ЦТ
провода
,
но
и
для
ком
-
пенсации
потерь
на
самодемп
-
фирование
провода
,
на
трение
в
шарнирных
соединениях
натяж
-
Рис
. 1.
Семейство
цепных
линий
при
значениях
отноше
-
ния
параметров
T
/
q
: a) 0,5; b) 1;
с
) 2
y
(
x
)
a
b
c
x
0
Рис
. 2.
Провод
как
цепная
линия
:
а
)
вид
сбоку
ВЛ
;
б
)
вид
по
оси
ВЛ
а
)
б
)
y
x
A
L
l
f
f
h
h
H
1
H
2
H
1
цт
цт
0
A
–
A

79
ной
изолирующей
подвески
,
на
создание
крутильного
колебания
провода
вокруг
своей
оси
,
а
также
на
диссипативные
потери
энергии
на
трение
провода
о
воздушные
массы
.
Рассмотрим
участок
ВЛ
из
трех
пролетов
,
выполненных
из
двух
анкерных
опор
на
краях
и
двух
промежуточных
опор
между
ними
(
рисунок
3).
В
состоянии
покоя
все
ЦТ
всех
пролетов
находятся
в
состоянии
с
минимальной
потенциальной
энерги
-
ей
.
При
возникновении
возмущения
в
любом
про
-
лете
,
например
в
первом
,
с
изменением
положения
ЦТ
произойдет
изменение
в
осевом
натяжении
этого
пролета
,
что
и
нарушит
равновесие
на
точках
кре
-
пления
поддерживающих
гирлянд
на
промежуточ
-
ных
опорах
.
Это
,
в
свою
очередь
,
приведет
к
изме
-
нению
натяжения
провода
с
изменением
положения
ЦТ
в
смежном
пролете
.
И
далее
возмущение
пере
-
дается
в
следующий
пролет
и
,
в
конечном
итоге
,
эта
волна
дойдет
до
следующего
анкера
,
отразится
от
точки
крепления
,
пойдет
назад
в
перевернутом
виде
и
также
пройдет
до
первого
пролета
.
Если
источник
возмущения
перестает
действо
-
вать
,
то
данная
волна
,
обратно
отразившись
от
пер
-
вой
опоры
,
пойдет
еще
раз
по
тому
пути
.
Это
будет
повторяться
до
тех
пор
,
пока
энергия
волны
полно
-
стью
не
будет
рассеяна
на
самодемпфирование
и
на
преодоление
диссипативных
сил
.
Если
воздействие
в
первом
пролете
продолжится
,
то
волны
все
боль
-
ше
и
больше
будут
проходить
описанный
выше
путь
,
накапливая
энергию
,
и
в
итоге
войдут
в
резонанс
с
собственной
частотой
колебания
ЦТ
,
что
приведет
к
пляске
провода
.
ВЫВОДЫ
1.
В
настоящее
время
по
проблеме
пляски
прово
-
дов
ВЛ
выполнена
большая
работа
,
однако
,
как
свидетельствуют
многочисленные
публикации
,
в
том
числе
и
доклады
в
СИГРЭ
,
данная
пробле
-
ма
окончательно
не
решена
,
надежных
средств
и
методов
борьбы
с
пляской
проводов
не
разра
-
ботано
.
2.
Необходимым
условием
возникновения
пляски
проводов
на
ВЛ
,
по
мнению
ряда
авторов
,
явля
-
ется
наличие
осевой
асимметрии
провода
,
об
-
условленного
несимметричным
обледенением
,
и
воздействия
воздушного
потока
с
определен
-
ным
углом
атаки
,
при
котором
возникает
аэроди
-
намическая
неустойчивость
Ляпунова
.
3.
Для
дальнейшего
исследования
проблемы
пляски
проводов
ВЛ
35
кВ
и
выше
целесообразно
приме
-
нять
методы
теории
колебаний
взаимосвязанных
механических
систем
.
Рис
. 3.
Трехпролетный
участок
ВЛ
П
ЦТ
ЦТ
ЦТ
A
A
П
C
лю
K%
г
% …%
ме
!=
…=
лю
K%L
C
е
!,%
д
№
3 (78) 2023

80
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
REFERENCES
1. Regulatory document RD 34.20.184-
91. Methodical guidelines on the
zoning of power system territories
and OHL routes based on repetition
frequency and line-wire dancing se-
verity. Moscow, VNIIE Publ., 1991.
22 p. (In Russian)
2. Regulatory document RD 34.20.182-
90. Methodical guidelines on the
standard protection against vibra-
tions and subspan oscillation of
wires and ground-wires of 35-750 kV
OHLs. Moscow, SPO ORGRES
Publ., 1991. 80 p. (In Russian)
3. CIGRÉ Technical Brochure 322.
State of the art conductor gallop-
ing, by Task Force B2.11.O6, 2007,
146 p.
4. Ratkovskiy R. Experiments with wire
dancing //
Elektricheskiye sistemy
i elektrotekhnicheskoye oborudo-
vaniye
[Electric systems and elec-
tromechanical equipment], 1963,
no. 68, pp. 124-126. (In Russian)
5. Yakovlev L.V. Study of wire danc-
ing //
Elektricheskiye stantsii
[Elec-
tric power stations], 1970, no. 7,
pp. 55-58. (In Russian)
6. Naumovskiy L.D. Non-typical wire
dancing //
Elektricheskiye stan-
tsii
[Electric power stations], 1975,
no. 4, pp. 72-74. (In Russian)
7. Rzhevskiy S.S. Criteria of OHL wire
dancing with torsional vibrations //
Iz-
vestiya VUZov. Energetik
a [News of
Higher Educational Institutions. Power
industry], 1975, pp. 5-7. (In Russian)
8. OHL wire oscillations under wind
stress. Student guide. Under editor-
ship of Vinogradov A.A. Moscow,
Elektroset'stroyproyect Publ., 1985.
195 p. (In Russian)
9. Pustyl'nikov L.D., Shkaptsov V.A.
Aerodynamic unstable oscillations
of OHL ice-covered wires //
Izvestiya
AN SSSR. Energetika i transport
[News of Academy of Sciences of
the USSR. Power industry and trans-
port], 1991, no. 2, pp. 103-109. (In
Russian)
10.
Van'ko V.I. Mathematic model of
OHL wire dancing //
Izvestiya vuzov.
Energetika
[News of Higher Educa-
tional Institutions. Power industry],
1991, no. 11, pp. 36-42. (In Russian)
11. Yakovlev L.V. OHL wire dancing
and methods of its
fi
ghting //
Biblio-
techka elektrotekhnika, prilozheniye
k zhurnalu "Energetik"
[Library of the
electric engineer, supplement to the
journal "Power engineer"], 2002, is-
sue 11 (47). 96 p. (In Russian)
12. Sokolov A.I. Non-stationary oscilla-
tions and stability of sagging OHL
wires under wind and ice stress.
Extended abstract of the thesis for
PhD in Technical Sciences. "Mos-
cow State Technical University n.a.
N.E. Bauman (Bauman University)".
Moscow, 2012. 19 p. (In Russian)
13. Bogach I.I. Problems of increased
vibration and dancing of OHL wires
and grounding wires in the North
region and solution opportunities //
Kabel-news
[Cable-news], 2010,
no. 12-1, pp. 56-65. (In Russian)
14. Sergey I.I., Vinogradov A.A., Dani-
lin A.N., Kurdyumov N.N. About OHL
wire dancing simulation and parametric
analysis of pendulum damper ef
fi
cien-
cy //
Vestnik Permskogo natsional'nogo
issledovatel'skogo politekhnicheskogo
universiteta. Mekhanika
[Bulletin of
Perm National Research Polytechnic
University. Mechanics], 2018, no. 4,
pp. 256-265. (In Russian)
15. Ivanova O.A. Mathematic simulation
of aeroelastic oscillations of OHL
wires. Thesis for PhD in Physics
and Mathematics. "Moscow State
Technical University n.a. N.E. Bau-
man (Bauman University)". Moscow,
2013. 142 p. (In Russian)
16. Van'ko V.I., Marchevskiy I.K. OHL
wire dancing - Lyapunov instabil-
ity //
Izvestiya vuzov. Energetika
[News of Higher Educational Institu-
tions. Power industry], 2014, no. 6,
pp. 14-23. (In Russian)
17. Company standard SO 34.20.263-
2005. Recommendations on applica-
tion of icing/oscillation restrictors and
wire dancing dampers. Moscow, OR-
GRES Publ., 2005. 11 p. (In Russian)
ЛИТЕРАТУРА
1.
РД
34.20.184-91.
Методические
указания
по
районированию
тер
-
ритории
энергосистем
и
трасс
ВЛ
по
частоте
повторяемости
и
ин
-
тенсивности
пляски
проводов
.
М
.:
ВНИИЭ
, 1991. 22
с
.
2.
РД
34.20.182-90.
Методические
указания
по
типовой
защите
от
вибраций
и
субколебаний
прово
-
дов
и
грозозащитных
тросов
воз
-
душных
линий
электропередачи
напряжением
35–750
кВ
.
М
:
СПО
ОРГРЭС
, 1991. 80
с
.
3. CIGRÉ Technical Brochure 322.
State of the art conductor gallop-
ing, by Task Force B2.11.O6, 2007,
146 p.
4.
Ратковский
Р
.
Опыты
с
пляской
проводов
//
Электрические
систе
-
мы
и
электротехническое
обору
-
дование
, 1963,
№
68.
С
.124–126.
5.
Яковлев
Л
.
В
.
Изучение
пляски
проводов
//
Электрические
стан
-
ции
, 1970,
№
7.
С
. 55–58.
6.
Наумовский
Л
.
Д
.
Необычайная
пляска
проводов
//
Электрические
станции
, 1975,
№
4.
С
. 72–74.
7.
Ржевский
С
.
С
.
Критерий
пляски
проводов
ВЛ
с
крутильными
коле
-
баниями
//
Известия
ВУЗов
.
Энер
-
гетика
, 1975.
С
. 5–7.
8.
Колебания
проводов
воздуш
-
ных
линий
под
воздействием
ветра
.
Учеб
.-
метод
.
пособие
.
Под
ред
.
А
.
А
.
Виноградова
.
М
.:
Электросетьстройпроект
, 1985.
195 c.
9.
Пустыльников
Л
.
Д
.,
Шкапцов
В
.
А
.
Аэродинамически
неустойчивые
колебания
проводов
воздушных
линий
электропередачи
с
голо
-
ледными
отложениями
//
Известия
АН
СССР
.
Энергетика
и
транспорт
,
1991,
№
2.
С
. 103–109.
10.
Ванько
В
.
И
.
Математическая
мо
-
дель
пляски
провода
ЛЭП
//
Изве
-
стия
высших
учебных
заведений
.
Энергетика
, 1991,
№
11.
С
. 36–42.
11.
Яковлев
Л
.
В
.
Пляска
проводов
на
воздушных
линиях
электропере
-
дачи
и
способы
борьбы
с
нею
//
Библиотечка
электротехника
,
при
-
ложение
к
журналу
«
Энергетик
»,
2002,
выпуск
11 (47). 96
с
.
12.
Соколов
А
.
И
.
Нестационарные
ко
-
лебания
и
устойчивость
провиса
-
ющих
проводов
воздушных
линий
при
ветровых
и
гололедных
на
-
грузках
.
Автореферат
дисс
.
к
.
т
.
н
.
ФГБОУ
ВПО
«
Московский
государ
-
ственный
технический
универси
-
тет
им
.
Н
.
Э
.
Баумана
».
М
., 2012.
19
с
.
13.
Богач
И
.
И
.
Проблемы
повышен
-
ной
вибрации
и
пляски
проводов
и
грозотросов
в
Северном
регионе
и
пути
их
решения
//
Кабель
-news,
2010,
№
12–1.
С
. 56-65.
14.
Сергей
И
.
И
.,
Виноградов
А
.
А
.,
Да
-
нилин
А
.
Н
.,
Курдюмов
Н
.
Н
.
О
мо
-
делировании
пляски
проводов
воздушных
ЛЭП
и
параметриче
-
ском
анализе
эффективности
ма
-
ятниковых
гасителей
//
Вестник
Пермского
национального
иссле
-
довательского
политехнического
университета
.
Механика
, 2018,
№
4.
С
. 256–265.
15.
Иванова
О
.
А
.
Математическое
моделирование
аэроупругих
коле
-
баний
провода
линии
электропе
-
редачи
.
Дис
.
канд
.
физ
.-
мат
.
наук
.
ФГБОУ
ВПО
«
Московский
государ
-
ственный
технический
университет
им
.
Н
.
Э
.
Баумана
».
М
., 2013. 142
с
.
16.
Ванько
В
.
И
.,
Марчевский
И
.
К
.
Пляска
проводов
ЛЭП
—
неустой
-
чивость
по
Ляпунову
//
Известия
высших
учебных
заведений
.
Энер
-
гетика
, 2014,
№
6.
С
. 14–23.
17.
СО
34.20.263-2005.
Рекомендации
по
применению
ограничителей
го
-
лоледообразования
и
колебаний
ОГК
,
гасителей
пляски
ГПП
и
ГПР
.
М
.:
ОРГРЭС
, 2005. 11
с
.
Оригинал статьи: О направлениях исследования пляски проводов на воздушных линиях электропередачи
Проведен анализ теоретических и практических исследований пляски проводов воздушных линий электропередачи (далее — ВЛ) по материалам, опубликованным в мировой и отечественной периодической печати, а также по результатам опыта применения разработанных средств защиты проводов и грозозащитных тросов на действующих ВЛ. Рассмотрены физические и математические модели процесса и, учитывая низкую эффективность разработанных средств защиты от пляски проводов и грозозащитных тросов ВЛ, предлагаются новые подходы для исследования пляски проводов и колебания цепной линии как взаимосвязанных физических маятников с применением методов теории колебания механических систем.