36
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(4),
март
2017
О
мероприятиях
по
предотвращению
техно
логических
нарушений
по
отключению
АТ
(
Т
),
связанных
с
неисправностью
технологических
защит
и
их
цепей
В
находящихся
в
эксплуатации
(
авто
)
трансформато
-
рах
на
подстанциях
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
» (
входит
в
груп
-
пу
«
Россети
»)
используются
различные
виды
сигна
-
лизации
и
защиты
от
потери
охлаждения
.
Причем
принцип
и
логика
защиты
от
потери
охлаждения
требуют
оптимизации
.
В
соответствии
с
требованиями
ПТЭ
[1,
п
. 5.3.16]
при
аварийном
отключении
устройств
охлаждения
режим
рабо
-
ты
трансформаторов
определяется
положением
заводской
документации
.
К
сожалению
,
зачастую
проектные
схемы
составлены
таким
образом
,
что
без
подробного
изучения
заводской
документации
в
схемах
реализуется
защита
от
потери
охлаждения
,
которая
действует
на
отключение
всего
АТ
(
Т
).
При
этом
зачастую
нет
необходимости
в
отключении
АТ
(
Т
),
достаточно
ограничить
нагрузку
через
трансформатор
и
в
соответствии
с
ПТЭ
[1,
п
. 5.3.8]
иметь
включенные
в
ра
-
боту
устройства
сигнализации
о
прекращении
циркуляции
масла
,
охлаждающей
воды
или
об
останове
вентиляторов
.
Установленные
на
ПС
500
кВ
«
Невинномысск
»
АТГ
-1,
АТГ
-2
производства
«
Электрозавод
» (
г
.
Москва
)
типа
АОДЦТН
-167000/500/330
не
снабжены
защитой
от
потери
охлаждения
,
действующей
на
отключение
.
Сигнал
о
неис
-
правности
охладителей
передается
в
АСУ
ТП
и
выводится
на
АРМ
оперативного
персонала
.
Отсутствие
защиты
от
потери
охлаждения
,
действующей
на
отключение
,
связано
с
описанием
работы
АТГ
в
завод
-
ской
эксплуатационной
документации
[2,
п
. 1.1.3.2].
В
дан
-
ном
АТ
применена
комбинированная
трехступенчатая
систе
-
ма
охлаждения
типа
М
/
Д
/
ДЦ
:
–
мощность
автотрансформатора
при
системе
охлажде
-
ния
ДЦ
(OFAF) — 167
МВА
;
–
мощность
автотрансформатора
при
системе
охлажде
-
ния
Д
(ONAF) — 110
МВА
;
–
мощность
автотрансформатора
при
системе
охлажде
-
ния
М
(ONAN) — 55
МВА
.
Таким
образом
даже
при
полном
обесточивании
систе
-
мы
охлаждения
(
работа
в
классе
М
)
достаточно
оценить
за
-
грузку
АТГ
.
В
случае
превышения
нагрузки
свыше
55
МВА
полностью
отключать
АТГ
не
требуется
,
достаточно
снять
нагрузку
(
например
,
отключением
стороны
СН
).
Согласно
С
целью
снижения
частоты
случаев
отключения
АТ
(
Т
)
по
причине
неисправности
технологических
защит
и
их
цепей
и
повышения
надежности
АТ
(
Т
)
на
основе
анализа
проект
-
ной
,
заводской
и
нормативной
документации
была
прове
-
дена
работа
по
усовершенствованию
проектных
решений
и
режимов
функционирования
оборудования
.
Результаты
опробованы
и
реализованы
на
ПС
500
кВ
«
Невинномысск
».
Рацпредложения
Андрей
СОРОКИН
,
ведущий
инженер
,
руководитель
группы
РЗА
филиала
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
» —
Ставропольское
ПМЭС
37
заводской
эксплуатационной
документации
[2,
п
. 2.4.2.3]
при
работе
автотрансформатора
в
трехобмоточных
ре
-
жимах
допускается
нагрузка
обмотки
НН
33
МВА
при
cos
φ
НН
= 0
и
9
МВА
при
cos
φ
НН
= 0,8.
Отключение
только
стороны
СН
позволит
оставить
в
ра
-
боте
собственные
нужды
.
На
ПС
,
которые
питают
от
сторо
-
ны
НН
и
потребителей
,
это
позволит
оставить
в
работе
всех
или
наиболее
ответственных
потребителей
и
позволит
оста
-
вить
в
работе
собственные
нужды
ПС
.
Для
оптимизации
работы
системы
охлаждения
предла
-
гается
:
–
на
каждой
ПС
изучить
возможность
работы
АТ
соглас
-
но
заводской
документации
с
различными
системами
охлаждения
;
–
определить
на
основании
заводской
документации
воз
-
можность
работы
АТ
в
классе
охлаждения
М
.
При
наличии
защиты
от
потери
охлаждения
,
действую
-
щей
на
отключение
всего
АТ
,
можно
рассмотреть
возмож
-
ность
производить
отключение
не
всего
АТ
,
а
только
сто
-
роны
СН
.
В
случае
,
если
наличие
защиты
от
потери
охлаждения
не
требуется
по
заводской
документации
(
например
,
как
на
ПС
500
кВ
«
Невинномысск
»),
во
избежание
усложнения
схем
и
увеличения
затрат
такую
защиту
дополнительно
выпол
-
нять
не
нужно
.
Выполнять
только
сигнализацию
о
прекраще
-
нии
циркуляции
масла
,
охлаждающей
воды
или
об
останове
вентиляторов
в
соответствии
с
ПТЭ
[1,
п
. 5.3.8].
При
наличии
ответственных
потребителей
,
запитанных
от
стороны
10
кВ
АТ
,
необходимо
разработать
мероприятия
,
ко
-
торые
позволят
оставить
в
работе
данные
фидера
.
Например
,
в
случае
потери
охлаждения
,
произвести
отключение
стороны
СН
,
затем
включение
СВ
10
кВ
и
только
затем
отключение
ввода
10
кВ
или
всего
АТ
,
на
котором
неисправна
си
-
стема
охлаждения
.
На
подстанциях
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
периодически
происходят
случаи
отклю
-
чения
АТ
(
Т
)
от
технологи
-
ческих
защит
по
превыше
-
нию
температуры
масла
.
Например
,
за
время
эксплуатации
с
2010
года
на
ПС
500
кВ
«
Невинно
-
мысск
» (
рисунок
1)
произо
-
шло
2
ложных
отключения
по
вине
датчиков
темпера
-
туры
масла
.
Первое
отключение
произошло
по
вине
непо
-
средственно
датчика
АКМ
-
35
производства
Qualitrol
Швеция
в
11:45 28
мая
2010
года
.
Отключился
выключатель
ВЭР
500
РоАЭС
реак
-
тора
Р
ВЛ
500
кВ
РоАЭС
от
2-
й
ступени
температуры
масла
фазы
А
.
Причиной
отключения
стало
повреждение
колбы
внутри
датчика
АКМ
-35,
вследствие
чего
вместо
реальной
температуры
масла
(64
градуса
)
показания
АКМ
равнялись
118
градусам
,
что
превысило
уставку
2-
й
ступени
температу
-
ры
масла
(100
градусов
),
действующей
на
отключение
.
Ава
-
рия
развивалась
стремительно
, 1-
я
и
2-
я
ступень
сработали
практически
одновременно
.
Второе
отключение
—
отключение
АТГ
-1
от
2-
й
ступени
температуры
масла
фазы
В
.
Отключение
произошло
11
ноя
-
бря
2012
года
в
09:42
по
вине
дефекта
смотрового
стекла
на
манометрическом
сигнализирующем
термометре
ТКП
-160
Сг
М
2
УХЛ
№
2216 (
год
выпуска
2009,
Россия
).
При
плохих
погодных
условиях
(
сильный
дождь
,
штормовой
ветер
)
об
-
наружено
попадание
влаги
в
ТКП
и
замыкание
его
цепей
вследствие
выдавливания
смотрового
стекла
.
Авария
раз
-
вивалась
стремительно
,
произошло
последовательное
за
-
мыкание
контактов
цепей
1-
й
и
2-
й
ступени
.
В
последнее
время
в
схемах
технологических
защит
АТ
(
Т
)
предлагается
схема
для
исключения
ложного
отключе
-
ния
оборудования
из
-
за
замыкания
контактов
датчика
тем
-
пературы
или
его
цепей
,
в
которой
2-
я
ступень
на
отключе
-
ние
оборудования
,
выполняется
с
контролем
срабатывания
датчика
температуры
1-
й
ступени
.
Анализ
отключений
на
ПС
500
кВ
«
Невинномысск
»
по
-
зволяет
сделать
вывод
,
что
ни
в
одном
из
случаев
реальных
повреждений
индикаторов
температуры
схема
последова
-
тельного
соединение
контактов
цепей
1-
й
и
2-
й
ступени
не
эффективна
и
не
предотвратит
ложное
отключение
.
Существует
решение
,
по
которому
технологическую
за
-
щиту
АТ
(
Т
)
при
повышении
температуры
верхних
слоев
Рис
. 1.
Подстанция
500
кВ
«
Невинномысск
»
38
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(4),
март
2017
масла
,
действующей
2-
й
ступенью
на
отключение
оборудо
-
вания
,
нужно
выполнить
с
контролем
срабатывания
датчика
температуры
1-
й
ступени
и
с
контролем
величины
нагрузки
(
I
НАГР
=
I
Н
· 0,9
А
).
Данное
решение
можно
подвергнуть
критике
,
так
как
не
для
всех
АТ
(
Т
)
данное
решение
подходит
.
Например
,
если
АТ
(
Т
)
не
имеет
комбинированной
системы
охлаждения
М
/
Д
/
ДЦ
и
рассчитан
на
работу
только
с
системой
охлаждения
ДЦ
,
то
конструктивно
это
означает
следующее
:
при
прекращении
циркуляции
масла
,
охлаждение
обмоток
будет
происходить
неравномерно
.
И
к
моменту
,
когда
температура
масла
до
-
стигнет
2-
й
ступени
,
температура
наиболее
нагретой
точки
(
НТТ
)
обмотки
может
существенно
превысить
температуру
нормального
износа
обмотки
,
что
в
свою
очередь
может
вы
-
звать
повреждение
обмотки
.
В
подтверждение
такой
точки
зрения
ссылаюсь
на
письмо
ПАО
«
Запорожтрансформатор
»
от
14.04.15
г
.
№
1/20-03-1956 [3,
п
. 4].
У
оперативного
персонала
нет
достаточной
информации
о
температуре
НТТ
по
следующим
причинам
:
–
контакты
датчиков
температуры
НТТ
по
схемным
решениям
часто
заходят
только
в
ШАОТ
,
без
индикации
в
терминалах
защит
;
–
те
сигналы
,
которые
идут
от
датчиков
НТТ
в
АСУ
,
отли
-
чаются
колоссальной
погрешностью
,
часто
АСУ
сбоит
и
не
выдает
информацию
;
–
поставить
отдельного
дежурного
из
оперативного
пер
-
сонала
,
который
должен
был
бы
постоянно
осматривать
эти
датчики
—
излишество
.
Для
оптимизации
работы
системы
охлаждения
предла
-
гается
:
–
по
аналогии
с
цепями
газовой
защиты
,
в
которой
стоят
реле
контроля
тока
утечки
для
непрерывного
контроля
изоляции
РКТУ
-01 [4],
установить
такие
же
реле
на
кон
-
троль
изоляции
цепей
технологических
защит
,
контакты
которых
действуют
на
отключения
АТ
(
Т
);
–
при
срабатывании
РКТУ
в
данной
цепи
блокировать
действие
контакта
на
отключение
и
использовать
только
сигнал
от
него
для
информирования
оперативного
пер
-
сонала
и
организации
осмотра
оборудования
,
сверки
показаний
измерительных
приборов
;
–
на
новых
и
реконструируемых
подстанциях
устанавлива
-
ется
по
2
комплекта
основных
защит
,
поэтому
в
случае
блокировки
сигнала
в
одном
из
терминалов
снижения
надежности
в
работе
защит
не
произойдет
.
Перечисленные
выше
решения
позволят
решить
про
-
блемы
излишнего
отключения
АТ
(
Т
)
от
защиты
от
потери
охлаждения
и
технологических
защит
,
оптимизируют
логику
и
порядок
действия
защит
и
повысят
надежность
работы
си
-
лового
оборудования
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Правила
технической
эксплуатации
электрических
стан
-
ций
и
сетей
Российской
Федерации
,
утв
.
Минэнерго
Рос
-
сии
№
229
от
19.06.03.
2.
Автотрансформатор
АОДЦТН
-167000/500/330-
У
1.
Ру
-
ководство
по
эксплуатации
.
ВГЕИ
.672728.003
РЭ
.
Утв
.
29.09.2008
г
.
ОАО
«
Производственный
комплекс
ХК
Электрозавод
».
3.
Письмо
ПАО
«
Запорожтрансформатор
»
от
14.04.15
г
.
№
1/20-03-1956 «
О
работе
трансформаторного
оборудо
-
вания
при
отказе
системы
охлаждения
».
4.
Реле
контроля
тока
утечки
.
РКТУ
-01.
Паспорт
АИПБ
.648229.001
ПС
.
ООО
«
ИЦ
«
Бреслер
».
Рацпредложения
Оригинал статьи: О мероприятиях по предотвращению технологических нарушений по отключению АТ(Т), связанных с неисправностью технологических защит и их цепей
С целью снижения частоты случаев отключения АТ(Т) по причине неисправности технологических защит и их цепей и повышения надежности АТ(Т) на основе анализа проектной, заводской и нормативной документации была проведена работа по усовершенствованию проектных решений и режимов функционирования оборудования. Результаты опробованы и реализованы на ПС 500 кВ «Невинномысск».