МИРОВОЙ
ОПЫТ
136
С
м
а
р
т
Г
р
и
д
Смарт Г
рид
И
звестно
,
что
электроэнер
-
гетика
является
отраслью
,
обеспечивающей
необхо
-
димые
условия
для
модер
-
низации
и
динамичного
развития
экономики
.
Важнейшим
фактором
модернизации
является
повышение
энергоэффективности
отрасли
.
За
-
траты
на
производство
электроэнер
-
гии
значительным
образом
влияют
на
конкурентоспособность
товаров
и
услуг
и
тарифную
политику
госу
-
дарства
.
Важную
роль
в
решении
этой
проблемы
призваны
сыграть
нормативные
документы
.
Однако
следует
отметить
,
что
нор
-
мативно
-
техническое
обеспечение
развития
электроэнергетики
в
усло
-
виях
вступления
России
в
ВТО
,
уча
-
стия
в
Таможенном
союзе
,
ЕврАзЭС
и
расширения
рынка
сбыта
электро
-
энергии
в
странах
СНГ
и
Прибалтики
не
соответствует
потребностям
от
-
расли
.
Анализ
показывает
,
что
одной
из
главных
проблем
отрасли
являет
-
ся
значительное
отставание
от
стран
ЕС
и
США
в
темпах
развития
систе
-
мы
стандартизации
и
нормативно
-
технического
обеспечения
.
Большая
часть
национальных
стандартов
в
области
электроэнергетики
разрабо
-
тана
более
20
лет
назад
и
отражает
технологии
того
периода
времени
.
Гармонизация
отечественных
стан
-
дартов
в
электроэнергетической
системе
(
ЭС
)
с
международными
составляет
не
более
20—23% (
в
стра
-
нах
ЕС
—
более
60%).
Как
следствие
,
отстаёт
в
развитии
система
управле
-
ния
электроэнергетикой
в
целом
.
Очевидно
,
что
эффективное
управление
системой
при
таком
де
-
фиците
современных
норм
,
стан
-
дартов
и
правил
метрологического
обеспечения
,
которые
,
как
известно
,
разрабатываются
на
всех
стадиях
жизненного
цикла
(
ЖЦ
)
системы
,
не
представляется
возможным
.
Не
-
совершенство
нормативной
базы
является
одним
из
препятствий
для
создания
интеллектуальных
систем
.
При
общем
понимании
важности
интеллектуализации
электроэнерге
-
тических
систем
,
финансовые
вложе
-
ния
России
в
развитие
нормативной
базы
намного
меньше
,
чем
в
стра
-
нах
ЕС
,
Китае
,
Индии
,
Великобрита
-
нии
и
США
.
Необходимо
подчеркнуть
,
что
,
в
соответствии
с
наилучшей
доступ
-
ной
мировой
практикой
,
основное
развитие
Единой
электроэнергети
-
ческой
системы
(
ЕЭС
)
должно
за
-
ключаться
в
ускорении
интеллектуа
-
лизации
как
системы
в
целом
,
так
и
её
подсистем
(
генерация
,
передача
,
распределение
,
сбыт
,
потребление
,
управление
).
О формировании
интегрированной
нормативной базы
интеллектуальной ЭС
Александр ДЖИНЧАРАДЗЕ,
д.т.н., профессор, лауреат государственной и
международной премий, главный советник ФГБУ
«РЭА», председатель ТК 016 «Электроэнергетика»,
Вячеслав САМКОВ,
к.т.н., первый заместитель директора ВНИИНМАШ,
Инна МИЛЬ,
начальник отдела ФГБУ «РЭА», аспирант
137
№ 3 (18), май–июнь, 2013
Одной
из
принципи
-
альных
особенностей
создания
интеллекту
-
альной
ЕЭС
(
ИЕЭС
)
яв
-
ляется
обязательная
ин
-
теграция
нормативных
документов
и
стандар
-
тов
электроэнергетики
со
стандартами
в
об
-
ласти
информационных
технологий
и
метроло
-
гического
обеспечения
.
На
наш
взгляд
,
без
это
-
го
невозможно
создать
технологическую
плат
-
форму
—
нормативную
основу
ИЕЭС
—
и
обе
-
спечить
синхронизацию
процессов
в
реальном
масштабе
времени
на
протяжении
всех
стадий
ЖЦ
.
Следует
также
вы
-
делить
важность
созда
-
ния
в
этих
целях
терминологической
базы
,
включающей
стандартизован
-
ные
термины
и
определения
,
для
формирования
единого
информа
-
ционного
пространства
.
Интеллектуальные
системы
отличаются
от
других
гибкой
ин
-
теграцией
,
самодиагностикой
и
саморегулированием
,
отражают
тех
-
нические
,
социальные
и
организа
-
ционные
потребности
в
устойчивой
информационно
-
безопасной
интел
-
лектуальной
электросети
.
Участники
должны
получить
возможность
сбо
-
ра
,
учёта
,
анализа
,
использования
,
обеспечения
конфиденциальности
,
обработки
,
хранения
,
передачи
и
удаления
всей
информации
[1, 2].
Это
позволит
предоставлять
услуги
интел
-
лектуальных
электросетей
на
базе
соответствующей
информационно
-
коммуникационной
системы
,
кото
-
рая
по
своей
природе
будет
являться
защищённой
в
очень
важной
инфра
-
структуре
сетей
передачи
и
распре
-
деления
электроэнергии
,
а
также
в
подключённых
системах
и
устрой
-
ствах
[2].
Стандарты
,
относящиеся
к
безопасности
и
защите
личных
данных
,
могут
применяться
к
дан
-
ным
учёта
и
других
коммунальных
услуг
.
Необходимо
отметить
,
что
во
-
просы
стандартизации
в
области
создания
ИЕЭС
находятся
в
центре
внимания
международных
и
регио
-
нальных
институтов
:
•
Международной
электротехниче
-
ской
комиссии
—
МЭК
(IEC);
•
Международного
совета
по
боль
-
шим
электрическим
системам
(CIGRE);
•
Европейского
комитета
по
стан
-
дартизации
(CEN/CENELEC);
•
Европейского
института
по
стан
-
дартизации
в
области
телеком
-
муникаций
(ETSI);
•
Института
инженеров
электро
-
техники
и
электроники
(IEEE);
•
Национального
института
по
стандартам
и
технологиям
США
(NIST);
•
Института
исследований
в
элек
-
троэнергетике
(EPRI)
и
других
.
Анализ
показывает
,
что
дина
-
мичное
развитие
нормативной
базы
создания
интеллектуальных
электроэнергетических
систем
на
-
блюдается
в
ЕС
.
Разработан
ряд
тех
-
нических
директив
и
регламентов
и
взаимосвязанных
с
ними
гармо
-
низированных
стандартов
.
Необхо
-
димо
отметить
,
что
CEN/CENELEC/
ETS1
призваны
разработать
нор
-
мативную
базу
,
позволяющую
ев
-
ропейским
организациям
по
стан
-
дартизации
непрерывно
улучшать
и
совершенствовать
стандарты
в
области
ИЕЭС
,
обеспечивая
взаим
-
ную
согласованность
и
использова
-
ние
инновационных
технологий
[1].
Представляют
интерес
работы
в
этой
области
в
США
[2].
По
данным
Национального
института
по
стан
-
дартам
и
технологиям
США
(NIST),
для
проектирования
интеллектуаль
-
ных
систем
в
электроэнергетике
не
-
обходимы
переработка
и
создание
сотни
стандартов
,
спецификаций
и
требований
.
На
сегодня
NIST
выяв
-
лено
75
стандартов
,
спецификаций
и
руководств
,
определяющих
функ
-
ционирование
интеллектуальных
систем
,
которые
подлежат
немед
-
ленному
пересмотру
и
примене
-
нию
.
В
то
же
время
NIST
отмечает
,
что
это
лишь
небольшая
группа
из
множества
нормативных
докумен
-
тов
,
которые
необходимо
пересмо
-
треть
и
актуализировать
для
по
-
строения
безопасной
и
надёжной
интеллектуальной
системы
.
Анализ
перспектив
создания
и
развития
российских
ИЕЭС
по
-
зволил
установить
,
что
в
условиях
диверсификации
источников
элек
-
троэнергии
,
усложнения
характе
-
ра
её
потребления
,
достижения
определённого
предела
пропускной
способности
электросетей
в
часы
пик
,
расширяющихся
возможно
-
стей
использования
постоянного
тока
у
потребителей
,
широкого
применения
силовой
электроники
,
высокого
уровня
автоматизации
электроэнергетических
сетей
,
по
-
строенных
на
основе
«
сплава
»
энер
-
гетических
,
информационных
и
коммуникационных
технологий
и
метрологического
обеспечения
,
проведения
в
реальном
масштабе
времени
мониторинга
,
анализа
,
самодиагностики
и
саморегулиро
-
вания
,
требований
повышения
на
-
дёжности
и
качества
энергоснабже
-
ния
без
увеличения
экологической
нагрузки
,
конфиденциальности
и
МИРОВОЙ
ОПЫТ
138
безопасности
системы
,
требований
интеграции
разнородных
источни
-
ков
энергии
и
производственных
процессов
по
всему
ЖЦ
этапов
и
стадий
развития
ИЕЭС
потребуется
ускоренное
создание
комплекса
стандартов
,
правил
и
норм
,
необхо
-
димых
для
выполнения
обязатель
-
ных
показателей
в
технологических
процессах
проектирования
,
созда
-
ния
,
эксплуатации
и
модернизации
на
основе
базы
знаний
и
норматив
-
ных
данных
единого
информацион
-
ного
пространства
для
управления
проектом
.
В
связи
с
этим
возникнут
новые
измерительные
задачи
и
но
-
вые
стандарты
,
произойдёт
быстрое
обновление
структуры
измеритель
-
ных
каналов
и
всего
парка
рабочих
средств
измерений
(
СИ
)
и
электроэ
-
нергетических
величин
(
ЭЭВ
).
Установлено
,
что
в
первую
оче
-
редь
при
проведении
работ
по
ре
-
гламентации
на
основе
стандартов
необходимо
актуализировать
по
-
ложения
,
касающиеся
повышения
эффективности
и
рациональности
использования
энергоресурсов
.
Это
касается
линий
электропередачи
,
электрических
станций
и
источни
-
ков
тепловой
энергии
[2].
В
условиях
существования
рын
-
ка
электроэнергии
/
мощности
дол
-
жен
развиваться
конкурентный
рынок
системных
технологических
услуг
(
автоматизированное
регули
-
рование
частоты
и
мощности
,
отклю
-
чение
нагрузки
при
авариях
и
т
.
п
.).
Для
регламентации
таких
услуг
не
-
обходимо
также
разработать
ком
-
плекс
поддерживающих
стандартов
.
Все
субъекты
рынка
обязаны
обе
-
спечивать
квалифицированную
экс
-
плуатацию
и
техническое
обслужи
-
вание
размещённых
на
их
объектах
устройств
общесистем
-
•
стандарты
на
вновь
разраба
-
тываемое
энергоборудование
,
системы
защиты
и
локальной
автоматики
,
системы
комплекс
-
ного
управления
в
нормальных
и
аварийных
режимах
;
•
требования
к
системе
доступа
к
технологической
информации
для
субъектов
рынка
и
инфра
-
структурных
организаций
;
•
требования
к
алгоритмам
и
про
-
граммным
комплексам
локаль
-
ных
и
общих
систем
управления
в
нормальных
и
аварийных
ситуациях
и
др
.
Вторую
группу
[2],
на
наш
взгляд
,
должны
составить
предлагаемые
к
разработке
интегрированные
ком
-
плексы
нормативных
технических
документов
и
стандартов
,
названия
которых
пока
не
определены
,
но
из
-
вестна
область
регулирования
:
•
требования
к
комплексности
проведения
работ
по
проекти
-
рованию
,
созданию
и
эксплуата
-
ции
;
•
требования
к
управлению
ИЕЭС
на
основе
единого
интегриро
-
ванного
информационного
про
-
странства
;
•
требования
к
метрологическому
обеспечению
;
•
требования
к
обеспечению
защиты
и
конфиденциальности
информации
;
•
требования
к
энергетической
эффективности
зданий
,
строе
-
ний
,
сооружений
;
•
требования
к
определению
рисков
и
надёжности
;
•
системные
технические
требо
-
вания
к
участникам
единого
тех
-
нологического
процесса
в
ИЕЭС
с
учётом
интеграции
процессов
управления
и
организации
энер
-
гетического
производства
,
ного
назначения
.
Эти
требования
должны
быть
предусмотрены
в
от
-
дельном
нормативном
документе
,
устанавливающем
технологические
правила
функционирования
энерго
-
систем
по
аналогии
с
системными
(
сетевыми
)
кодексами
в
электроэ
-
нергетических
системах
зарубеж
-
ных
стран
.
В
соответствии
с
анализом
техно
-
логической
платформы
ИЕЭС
можно
условно
выделить
две
группы
зако
-
нодательных
и
обеспечивающих
их
выполнение
нормативных
техниче
-
ских
документов
и
стандартов
[1, 2].
Первую
группу
должны
составить
интегрированные
комплексы
нор
-
мативных
технических
документов
и
стандартов
,
необходимость
разра
-
ботки
которых
очевидна
уже
сегод
-
ня
,
но
статус
документа
пока
окон
-
чательно
не
определен
:
•
стандарты
на
термины
и
опреде
-
ления
;
•
положение
о
технической
поли
-
тике
генерирующих
компаний
,
сетевых
компаний
и
потребите
-
лей
ИЕЭС
;
•
положение
об
информационном
взаимодействии
между
ОАО
«
СО
ЕЭС
»
и
субъектами
ИЕЭС
в
сфере
обмена
технологической
инфор
-
мацией
;
•
общие
требования
к
системам
противоаварийной
и
режимной
автоматики
,
релейной
защиты
,
телеметрической
информации
,
технологической
связи
в
рамках
создания
ИЕЭС
;
•
стандарты
,
правила
и
нормы
технологического
проектирова
-
ния
,
создания
и
эксплуатации
;
•
требования
к
системе
связи
с
помощью
спутниковых
техноло
-
гий
;
139
№ 3 (18), май–июнь, 2013
в
том
числе
оперативно
-
дис
-
петчерского
управления
;
•
требования
,
регламентирующие
процессы
привлечения
потреби
-
телей
и
генерирующих
объектов
к
участию
в
функционировании
систем
управления
,
способ
-
ствующих
развитию
рынка
соот
-
ветствующих
услуг
;
•
требования
к
регламентации
процесса
создания
и
функцио
-
нирования
системы
управления
качеством
электроэнергии
;
•
стандарты
накопления
и
хране
-
ния
электроэнергии
;
•
требования
к
регламентации
процесса
организации
систем
управления
режимом
ЭС
(
или
сети
)
по
напряжению
и
реактив
-
ной
мощности
в
условиях
ИЕЭС
,
т
.
е
.
с
привлечением
множества
управляемых
средств
компен
-
сации
реактивной
мощности
(
СКРМ
),
устанавливаемых
в
узлах
ИЕЭС
;
•
требования
к
регламентации
процессов
самодиагностики
и
саморегулирования
;
•
требования
к
регламентации
инфраструктурных
изменений
в
ЭС
при
переходе
к
технологиям
ИЕЭС
с
учётом
новых
принципов
сегментирования
ЭС
,
опти
-
мального
распределения
задач
управления
по
уровням
и
по
центрам
управления
и
т
.
п
.;
•
стандарты
системы
оценки
(
испытаний
и
сертификации
)
оборудования
о
возможности
допуска
его
к
работе
при
рекон
-
струкции
и
строительстве
объек
-
тов
ИЕЭС
;
•
правила
взаимодействия
между
субъектами
рынка
(
генератора
-
ми
и
потребителями
)
и
инфра
-
структурными
организациями
,
а
также
инфраструктурных
орга
-
низаций
между
собой
в
едином
информационном
пространстве
;
•
технические
требования
и
методические
рекомендации
по
построению
цифровых
подстан
-
ций
как
объектов
ИЕЭС
;
•
требования
к
регламента
-
ции
процесса
организации
автоматизированных
систем
производственно
-
технического
управления
(
АСПТУ
)
процессами
эксплуатационного
обслужива
-
ния
и
ремонтов
,
развития
объек
-
тов
электросетевого
хозяйства
в
условиях
ИЕЭС
;
•
правила
создания
государствен
-
ной
информационной
системы
в
области
энергосбережения
и
повышения
энергетической
эффективности
и
обеспечение
её
функционирования
;
•
требования
к
структуре
(
принци
-
пам
)
взаимодействия
различных
собственников
-
субъектов
ИЕЭС
;
•
методика
оценки
допустимого
уровня
искажений
,
вносимых
потребителями
,
и
фактического
определения
качества
электро
-
энергии
после
подключения
к
питающей
сети
;
•
требования
к
достоверности
и
доступности
информационных
потоков
и
статистических
дан
-
ных
о
повреждениях
на
электро
-
сетевых
объектах
;
•
правила
идентификации
и
внедрения
новой
техники
и
технологий
ИЕЭС
и
оценки
эффективности
использования
их
потребителями
.
Задачи
разработки
энергос
-
берегающих
технологий
не
могут
быть
решены
без
количественной
оценки
потерь
в
сетях
и
оборудо
-
вании
путём
прямых
измерений
.
Одна
из
ключевых
проблем
в
этой
области
—
обеспечение
единства
измерений
реактивной
электриче
-
ской
мощности
(
энергии
)
в
услови
-
ях
непрерывного
роста
количества
нелинейных
нагрузок
в
сетях
всех
уровней
,
включая
сельские
сети
и
сети
ЖКХ
.
Реактивная
мощность
яв
-
ляется
одним
из
важнейших
факто
-
ров
,
определяющих
потери
в
элек
-
трических
сетях
.
С
другой
стороны
,
реактивная
мощность
и
связанные
с
ней
токовые
перегрузки
,
колеба
-
ния
напряжений
,
нарушения
сим
-
метрии
и
устойчивости
трёхфазных
энергетических
систем
являются
одной
из
распространённых
причин
аварий
в
энергосистемах
.
В
связи
с
этим
задачи
энергосбережения
и
безопасности
требуют
разработки
соответствующих
стандартов
.
Результаты
анализа
экспертов
показали
,
что
интеллектуальные
сети
требуют
решения
новых
задач
метрологического
обеспечения
в
таких
направлениях
,
как
динамиче
-
ские
измерения
ЭЭВ
и
векторные
измерения
,
создание
эталонных
средств
измерений
(
СИ
).
Речь
идёт
об
измерениях
в
динамическом
режиме
фазы
напряжения
в
сетях
относительно
некоторой
реперной
точки
.
Выполнение
таких
измере
-
ний
является
важнейшим
условием
:
•
обеспечения
устойчивости
слож
-
ных
сетей
с
учётом
прогнозиро
-
вания
возможных
аварийных
ситуаций
;
•
создания
имитаторов
процессов
в
сетях
;
•
разработки
методов
и
средств
калибровки
СИ
учёта
контроля
качества
электроэнергии
при
их
эксплуатации
в
интеллектуаль
-
ных
сетях
;
•
создания
фактически
новых
эта
-
лонных
СИ
,
адекватных
новой
структуре
цифрового
измери
-
тельного
канала
(
ЦИК
)
и
др
.
Необходимо
при
этом
отметить
,
что
каждый
новый
стандарт
ИЕЭС
,
в
т
.
ч
.
на
средства
измерений
,
дол
-
МИРОВОЙ
ОПЫТ
140
жен
разрабатываться
по
мере
её
развёртывания
,
то
есть
появления
новых
потребностей
в
технологиях
и
оборудовании
,
определения
новых
приоритетных
направлений
разви
-
тия
ЕЭС
.
Следует
определить
принципы
,
модели
и
процессы
эффективной
реализации
такой
сложной
науко
-
ёмкой
ИЕЭС
по
всему
ЖЦ
[3, 4].
Актуальным
является
применение
в
этих
целях
существующих
и
апроби
-
рованных
на
практике
комплексов
стандартов
.
К
ним
,
в
частности
,
сле
-
дует
отнести
комплекс
стандартов
на
CALS-
технологии
(CALS-
Т
).
Между
-
народные
стандарты
ИСО
в
области
CALS-
Т
основаны
на
понимании
,
что
всякая
работа
выполняется
с
помо
-
щью
интеграции
комплекса
взаи
-
мосвязанных
процессов
с
обратны
-
ми
связями
.
Процесс
осуществляет
преобразования
,
необходимые
для
продвижения
продукции
по
ЖЦ
.
В
каждом
процессе
принимают
участие
люди
(
создатели
,
предпри
-
ниматели
,
поставщики
,
потребите
-
ли
)
и
/
или
другие
ресурсы
,
которые
являются
объектами
управления
.
В
концепции
CALS-T
организация
каждого
процесса
существует
для
того
,
чтобы
взаимосвязанно
вы
-
полнять
работу
,
интегрированную
и
целенаправленную
на
удовлетворе
-
ние
потребностей
всех
заинтересо
-
ванных
лиц
[3, 4].
При
разработке
сложных
техни
-
ческих
систем
с
присущей
им
нео
-
пределённостью
и
длительностью
творческого
интеллектуального
про
-
цесса
чрезвычайно
важной
стано
-
вится
проблема
контроля
за
конфи
-
гурацией
(
архитектурой
системы
)
и
координации
внесения
и
реализа
-
ции
изменений
в
архитектуру
.
Известно
,
что
в
процессе
про
-
ектирования
,
разработки
и
произ
-
водства
научно
-
технических
систем
в
начальную
конструкцию
вносятся
тысячи
различных
по
содержанию
и
важности
изменений
.
Также
проис
-
ходят
далее
изменения
при
экспе
-
риментальной
отработке
опытных
образцов
на
испытаниях
.
Причём
длительность
процесса
разработки
и
производства
приводит
к
некото
-
рому
устареванию
проекта
,
если
в
него
не
вносятся
изменения
,
или
к
увеличению
сроков
создания
систе
-
мы
,
если
изменения
вносятся
без
комплексного
анализа
и
недоста
-
точно
скоординированно
.
Изменения
могут
быть
разны
-
ми
.
Часто
бывает
,
что
изменение
одного
элемента
технического
комплекса
(
ТК
)
влечёт
за
собой
изменение
других
.
В
результате
требуется
проводить
большое
чис
-
ло
взаимосвязанных
изменений
,
которые
могут
существенно
отраз
-
иться
на
составе
и
целях
создания
конечной
системы
.
Всё
это
в
крити
-
ческих
и
некритических
ситуациях
иногда
приводит
к
тяжёлым
послед
-
ствиям
,
т
.
к
.
исчезает
уверенность
,
что
создаваемая
техническая
система
окажется
именно
такой
,
какой
она
была
задумана
,
и
что
любая
деталь
может
быть
своев
-
ременно
заменена
.
В
то
же
время
проводить
изменения
необходимо
взаимосвязанно
во
всей
докумен
-
тации
(
принципиальных
схемах
,
чертежах
,
спецификациях
,
экс
-
плуатационной
документации
,
тех
-
нологических
процессах
и
т
.
д
.) [4].
Очень
важно
своевременно
в
ре
-
альном
масштабе
времени
прово
-
дить
анализ
и
выяснять
влияние
различных
изменений
друг
на
дру
-
га
и
определять
целесообразность
предлагаемых
изменений
.
Поэто
-
му
все
процессы
создания
ИЕЭС
с
учётом
внесения
изменений
не
-
обходимо
постоянно
систематизи
-
ровать
в
сетевом
графике
—
основ
-
ном
эффективном
механизме
создания
продукции
во
времени
и
пространстве
.
Сетевая
модель
—
это
не
что
иное
,
как
стандартизованная
ин
-
тегрированная
информационная
программно
-
целевая
модель
ком
-
плекса
взаимосвязанных
работ
во
времени
и
пространстве
(
стои
-
мость
,
ресурсы
и
т
.
п
.)
для
управ
-
ления
создания
ТК
.
Такая
модель
системы
управления
создания
сложных
технических
комплексов
строится
прежде
всего
на
основе
реализации
хранилища
базы
зна
-
ний
и
нормативно
-
справочной
базы
(
НСБ
).
Безусловно
,
необходимо
обе
-
спечить
применение
на
протяже
-
нии
всего
жизненного
цикла
ИЕЭС
комплекса
правил
,
установленных
ГОСТ
Р
15.000-94 «
СРПП
.
Система
разработки
и
постановки
продукции
на
производство
.
Основные
поло
-
жения
».
Комплекс
стандартов
СРПП
разработан
с
учётом
отечественно
-
го
и
зарубежного
опыта
создания
сложных
наукоёмких
многоуровне
-
вых
иерархических
систем
на
осно
-
ве
принципов
конфигурационного
управления
[4].
Необходимым
условием
созда
-
ния
ИЭЕС
является
применение
комплексов
стандартов
на
систе
-
мы
менеджмента
—
ИСО
50001,
во
многом
определяющего
алгоритм
действий
по
достижению
поставлен
-
ных
целей
и
задач
,
ИСО
9000,
опи
-
сывающего
требования
к
системе
менеджмента
качества
организа
-
ций
и
предприятий
и
ИСО
14000,
касающегося
создания
системы
экологического
менеджмента
.
Необходимо
также
обеспечить
разработку
стандартов
оценки
ри
-
сков
в
процессе
всего
жизненного
цикла
ИЭЕС
,
особенно
на
стадиях
её
проектирования
и
эксплуатации
.
Это
позволит
оптимизировать
затра
-
ты
на
создание
ИЕЭС
с
необходи
-
мыми
для
эксплуатации
уровнями
безопасности
и
надёжности
.
Таким
образом
,
задача
построе
-
ния
ИЕЭС
обуславливает
необходи
-
мость
поэтапного
формирования
интегрированного
комплекса
нор
-
мативных
документов
и
стандартов
в
целях
обеспечения
эффективно
-
сти
её
функционирования
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Техническое
задание
Европей
-
ским
организациям
по
стан
-
дартизации
(EOC).
Брюссель
,
1
марта
2011
г
.,
М
/490 EN.
Ев
-
ропейская
Комиссия
.
Генераль
-
ный
Директорат
по
энергетике
.
2.
Концепция
развития
интел
-
лектуальной
электроэнерге
-
тической
системы
России
с
активно
-
адаптивной
сетью
,
раз
-
работанная
в
2011
г
.
по
заказу
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
и
ОАО
«
НТЦ
ФСК
ЕЭС
».
3.
Джинчарадзе
А
.
К
.,
Ефимов
А
.
К
.,
Судов
Е
.
В
.,
Автоматизирован
-
ная
информационная
поддерж
-
ка
жизненного
цикла
продукции
(
объекта
управления
)
на
основе
CALS-
технологий
,
Журнал
«
Ка
-
чество
теория
и
практика
»,
М
.,
1999
г
.,
№
4.
4.
Джинчарадзе
А
.
К
.
Создание
сложных
научно
-
технических
систем
и
изделий
с
примене
-
нием
комплексов
стандартов
CALS-
технологий
и
СРПП
.
Жур
-
нал
«
Стандарты
и
качество
»,
М
.,
2012
г
.,
№
5.
Оригинал статьи: О формировании интегрированной нормативной базы интеллектуальной ЭС
Известно, что электроэнергетика является отраслью, обеспечивающей необходимые условия для модернизации и динамичного развития экономики. Важнейшим фактором модернизации является повышение энергоэффективности отрасли. Затраты на производство электроэнергии значительным образом влияют на конкурентоспособность товаров и услуг и тарифную политику государства. Важную роль в решении этой проблемы призваны сыграть нормативные документы.