38
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
38
т
е
х
п
р
и
с
о
е
д
и
н
е
н
и
е
техприсоединение
Г
лобальным
общерос
-
сийским
современным
трендом
жилищного
стро
-
ительства
является
его
переориентация
на
рынок
мало
-
этажного
жилья
.
Реструктуриза
-
ция
спроса
и
предложения
на
рынке
привела
к
тому
,
что
относи
-
тельная
доля
ввода
малоэтажного
жилья
увеличилась
в
несколько
раз
за
последние
20
лет
.
В
1990
г
.
этот
показатель
составлял
6,2%,
к
2004
г
.
вырос
до
39,5%,
а
в
первом
полугодии
2011
г
.
достиг
50,8%.
По
прогнозам
Правитель
-
ства
РФ
доля
малоэтажного
стро
-
ительства
в
общем
вводе
жилья
в
2015
году
должна
составить
не
менее
60%,
а
в
2020
году
— 70%.
Анализ
проводимых
социо
-
логических
опросов
граждан
,
желающих
улучшить
жилищные
условия
,
фондом
«
Обществен
-
ное
мнение
»
подтверждает
,
что
в
среднем
около
59%
опро
-
шенных
предпочитают
жить
в
индивидуальном
доме
и
только
27% —
в
отдельной
квартире
.
Данные
изменения
в
структуре
спроса
населения
на
рынке
жи
-
лья
характеризуют
собой
новый
современный
тренд
в
запросах
потребителей
на
рынке
жилья
в
РФ
.
По
данным
многочисленных
соцопросов
,
большинство
росси
-
ян
хотели
бы
жить
«
ближе
к
зем
-
ле
» —
в
таунхаусах
,
коттеджах
или
в
зонах
малоэтажной
застройки
.
Менталитет
российских
граждан
постепенно
приближается
к
ев
-
ропейским
стандартам
понима
-
ния
комфорта
жизни
.
Во
многих
странах
большинство
людей
про
-
живают
в
малоэтажных
домах
.
Монолитные
высотки
там
служат
лишь
как
административно
-
ком
-
мерческие
офисные
центры
.
Эти
же
данные
подтвержда
-
ются
и
в
докладах
руководителей
Минрегионразвития
РФ
и
Нацио
-
нального
агентства
малоэтажно
-
го
и
коттеджного
строительства
(
НАМИКС
).
В
соответствии
с
циф
-
рами
,
озвучиваемыми
на
раз
-
личных
конференциях
,
ежегод
-
ный
ввод
малоэтажного
жилья
в
России
на
ближайшее
десятиле
-
тие
составит
45—60
млн
м
2
.
При
средней
площади
жилого
дома
в
180—200
м
2
речь
идёт
о
еже
-
годном
строительстве
примерно
250—300
тыс
.
частных
жилых
домов
.
С
точки
зрения
потре
-
бления
электроэнергии
данные
жилые
дома
являются
электро
-
приёмниками
с
максимальной
мощностью
,
не
превышающей
15
кВт
.
В
соответствии
с
действую
-
щими
правилами
технологиче
-
ского
присоединения
«
плата
за
технологическое
присоединение
энергопринимающих
устройств
максимальной
мощностью
,
не
превышающей
15
кВт
включи
-
тельно
(
с
учётом
ранее
присое
-
динённых
в
данной
точке
присо
-
единения
энергопринимающих
устройств
),
устанавливается
исходя
из
стоимости
меропри
-
ятий
по
технологическому
при
-
О целесообразности
льготного
технологического
присоединения
В статье даётся оценка сложившейся практики технологического присоединения
к электрическим сетям по льготному тарифу, возможных экономических послед-
ствий от дальнейшего применения подобной схемы на
ближайшее десятилетие, сформулированы предложения
по восстановлению необходимого баланса интересов при
сохранении возможности получения льготных условий
по строительству жилья для отдельных категорий.
Борис БЕРЛИН,
генеральный директор ОАО «ЮРЭСК»
39
№
2 (23),
март
–
апрель
, 2014
39
соединению
в
размере
не
более
550
рублей
при
присоединении
за
-
явителя
,
владеющего
объектами
,
отнесёнными
к
третьей
категории
надёжности
(
по
одному
источнику
электроснабжения
)
при
условии
,
что
расстояние
от
границ
участка
заявителя
до
объектов
электро
-
сетевого
хозяйства
на
уровне
на
-
пряжения
до
20
кВ
включительно
необходимого
заявителю
класса
напряжения
сетевой
организации
,
в
которую
подана
заявка
,
составля
-
ет
не
более
300
метров
в
городах
и
посёлках
городского
типа
и
не
бо
-
лее
500
метров
в
сельской
местно
-
сти
».
Это
так
называемое
«
льготное
»
технологическое
присоединение
,
введённое
в
Правила
технологиче
-
ского
присоединения
с
целью
упро
-
щения
доступа
к
электросетевой
ин
-
фраструктуре
владельцам
садовых
участков
и
частных
жилых
домов
в
деревнях
.
Для
всех
остальных
за
-
явителей
плата
за
технологическое
присоединение
устанавливается
региональными
энергетическими
комиссиями
и
значительно
превы
-
шает
стоимость
присоединения
по
«
льготному
»
тарифу
.
К
сожалению
,
как
это
часто
бы
-
вает
,
разделение
стоимости
тех
-
нологического
присоединения
на
«
льготное
»
и
«
нельготное
»
у
многих
заявителей
вызывает
закономер
-
ное
желание
минимизировать
свои
затраты
и
любыми
способами
по
-
пасть
под
определение
«
льготного
»
тарифа
.
Как
показала
практика
,
введение
законодательных
ограни
-
чений
на
использование
«
льготного
»
тарифа
осенью
2013
года
не
при
-
вело
к
увеличению
доходов
электро
-
сетевых
компаний
от
технологиче
-
ского
присоединения
,
но
заставило
заинтересованных
девелоперов
ис
-
кать
новые
лазейки
в
законодатель
-
стве
.
Существуют
серьёзные
ос
-
нования
полагать
,
что
в
течение
2014
года
новые
способы
ухода
от
платы
за
технологическое
присоеди
-
нение
в
сторону
«
льготного
»
тари
-
фа
будут
найдены
и
начнут
широко
применяться
.
В
свою
очередь
это
означает
,
что
из
прогнозируемых
250
тысяч
частных
домов
через
процедуру
«
льготного
»
присоедине
-
ния
будут
пытаться
пройти
пример
-
но
230
тысяч
(
учитывая
данные
ста
-
тистики
ОАО
«
Россети
»).
Что
же
означают
эти
цифры
с
точ
-
ки
зрения
экономики
?
В
конце
2013
года
при
установ
-
лении
тарифов
на
технологическое
присоединение
для
электросетевых
компаний
на
2014
год
региональ
-
ными
энергетическими
комисси
-
ями
были
определены
размеры
экономически
обоснованной
пла
-
ты
,
возникающей
в
результате
при
-
менения
платы
за
технологическое
присоединение
,
и
величины
выпа
-
дающих
доходов
сетевых
компаний
,
возникающих
в
результате
приме
-
нения
платы
за
технологическое
присоединение
.
Данные
показате
-
ли
включены
в
тарифные
решения
для
соответствующих
сетевых
ком
-
паний
.
Для
объективности
дальнейшего
анализа
автором
проведена
оцен
-
ка
тарифных
решений
различных
региональных
органов
тарифного
регулирования
,
расположенных
на
территории
различных
федераль
-
ных
округов
.
Сводные
данные
по
величинам
выпадающих
доходов
и
экономически
обоснованной
стои
-
мости
одного
«
льготного
»
присоеди
-
нения
приведены
в
табл
. 1—3 (
все
цифры
приведены
без
НДС
).
На
основании
приведённых
в
таблицах
тарифных
решений
можно
сделать
заключение
,
что
Табл
. 1.
Тарифные
решения
Региональной
службы
по
тарифам
Нижегородской
области
на
2014
год
Организация
Выпадающие
доходы
,
руб
.
Размер
экономически
обоснованной
платы
,
руб
./
кВт
Расчётное
количество
присоединённых
«
льготников
»,
шт
.
1
ОАО
«
МРСК
Центра
и
Приволжья
»,
филиал
«
Нижновэнерго
»
59 712 304
9 694
411
2
ОАО
«
Саровская
электросетевая
компания
»
1 183 605
876
90
3
ЗАО
«
Промышленные
компьютерные
технологии
»
58 306
1 543
3
4
ООО
«
Специнвестпроект
»
1 607 021
1 654
65
5
ОАО
«
Оборонэнерго
»
82 742
1 870
3
Сумма
62 643 978
109 726
571
40
СЕТИ РОССИИ
средний
размер
экономически
обоснованной
платы
за
одно
техноло
-
гическое
присоединение
составляет
32 609
руб
.
с
учётом
НДС
.
Эта
ве
-
личина
почти
в
60
раз
больше
су
-
ществующей
на
сегодня
«
льготной
»
платы
за
технологическое
присоеди
-
нение
в
550
руб
.
Проецируя
полученные
цифры
на
прогнозные
темпы
ввода
мало
-
этажного
жилья
,
получаем
,
что
,
если
ситуация
не
изменится
,
в
бли
-
жайшие
годы
все
электросетевые
компании
России
столкнутся
с
про
-
блемой
компенсации
выпадающих
доходов
от
«
льготного
»
присоедине
-
ния
в
размере
230000
х
32609 =
7,5
млрд
руб
.
ежегодно
.
Следует
также
отметить
,
что
данные
цифры
касаются
только
вновь
вводимого
жилья
и
не
учитывают
необходимые
затраты
на
усиление
существующей
сети
для
ранее
присоединённых
потребителей
на
территории
су
-
ществующих
населённых
пунктов
,
подавших
заявки
на
увеличение
максимальной
мощности
до
15
кВт
.
С
учётом
заявок
этой
категории
об
-
щая
величина
выпадающих
дохо
-
дов
может
достигать
10
млрд
руб
.
в
год
.
Принимая
во
внимание
,
что
Правительством
РФ
принято
страте
-
гическое
решение
об
ограничении
роста
тарифов
на
электроэнергию
,
данные
выпадающие
доходы
элек
-
тросетевые
компании
будут
вы
-
нуждены
компенсировать
за
счёт
сокращения
собственных
инвести
-
ционных
программ
.
На
момент
подготовки
данной
статьи
инвестиционная
программа
крупнейшей
электросетевой
ком
-
пании
России
ОАО
«
Россети
»
на
-
ходилась
в
стадии
рассмотрения
и
утверждения
,
но
,
опираясь
на
име
-
ющиеся
данные
,
можно
с
высокой
долей
достоверности
утверждать
,
что
дополнительная
ежегодная
на
-
грузка
на
инвестиционную
про
-
грамму
по
основной
деятельности
в
размере
10
млрд
руб
.
окажет
суще
-
ственное
влияние
на
показатели
на
-
дёжности
распределительных
элек
-
трических
сетей
,
так
как
«
в
жертву
»,
скорее
всего
,
будет
приноситься
именно
этот
блок
инвестиционных
затрат
.
Что
такое
инвестиционные
за
-
траты
в
распределительных
сетях
пригородных
территорий
в
размере
10
млрд
руб
.,
всем
известно
.
Это
1100
км
сетей
10—6
кВ
, 1500
транс
-
форматорных
подстанций
и
2500
км
сетей
0,4
кВ
.
Это
практически
рас
-
пределительная
сеть
таких
городов
,
как
Киров
или
Чебоксары
!
Как
показывает
практика
вза
-
имодействия
электросетевых
ком
-
паний
с
заявителями
,
в
80%
всех
случаев
обращений
за
технологиче
-
ским
присоединением
электроуста
-
новок
с
максимальной
мощностью
до
15
кВт
заявителями
выступают
далеко
не
садоводы
,
чьи
участки
исторически
не
были
присоедине
-
ны
к
сети
,
или
малообеспеченные
люди
,
единственной
возможностью
которых
обзавестись
собственным
жильём
является
самостоятельное
строительство
частного
дома
на
коммерчески
непривлекательных
землях
.
Сегодня
среднестатисти
-
ческий
«
льготник
» —
это
достаточно
обеспеченный
человек
,
имеющий
в
собственности
недвижимость
,
автомобиль
,
а
часто
и
бизнес
,
вкла
-
дывающий
деньги
в
землю
или
строительство
дачи
.
Средняя
стои
-
мость
земли
,
приобретаемой
таки
-
ми
заявителями
,
в
зависимости
от
региона
варьируется
в
диапазоне
50—150
тыс
.
руб
.
за
сотку
(
участки
10—20
соток
),
средняя
стоимость
строящегося
жилого
дома
— 10—
30
млн
руб
.
Возникает
закономер
-
ный
вопрос
:
нужна
ли
таким
за
-
Организация
Выпадающие
доходы
,
руб
.
Размер
экономически
обоснованной
платы
,
руб
.
Расчётное
количество
присоединённых
«
льготников
»,
шт
.
1
ОАО
«
Тюменьэнерго
»
75 101 167
13 050
5755
2
ОАО
«
СУЭНКО
»
21 385 937
14 841
1441
3
ОАО
«
Сургутнефтегаз
»
310 858
17 736
18
Сумма
96 797 962
13 419
7 213
Табл
. 3.
Тарифные
решения
РЭК
Тюменской
области
,
ХМАО
,
ЯНАО
на
2014
год
Организация
Выпадающие
доходы
,
руб
.
Размер
экономически
обоснованной
платы
,
руб
.
Расчётное
количество
присоединённых
«
льготников
»,
шт
.
1
ОАО
«
МРСК
Урала
»
228 115 910
36 557
6240
2
ОАО
«
ЕЭСК
»
73 896 702
52 973
1395
3
МП
«
Городские
электрические
сети
»
289 738
4 324
67
4
ЗАО
«
Горэлектросеть
»
2 964 876
65 886
45
5
ОАО
«
РСК
»
18 972 310
53 746
353
6
ЗАО
«
Уральские
электрические
сети
»
34 384 090
70 749
486
7
ЗАО
«
Алапаевская
электросетевая
компания
»
11 391 221
117 435
97
Сумма
370 014 847
42 614
8 683
Табл
. 2.
Тарифные
решения
РЭК
Свердловской
области
на
2014
год
41
№
2 (23),
март
–
апрель
, 2014
явителям
льгота
на
технологическое
присоединение
?
Безусловно
,
остаются
ещё
поряд
-
ка
20%
заявителей
,
которые
в
силу
своего
материального
состояния
не
в
состоянии
оплатить
сетевой
ком
-
пании
стоимость
технологического
присоединения
по
полному
тарифу
,
и
какие
-
то
привилегии
для
них
необ
-
ходимо
сохранить
,
но
выражаться
они
должны
иным
способом
,
а
не
через
льготный
тариф
.
Всё
потому
,
что
персонал
электросетевой
ком
-
пании
не
обладает
необходимыми
компетенциями
и
полномочиями
по
определению
социального
статуса
и
степени
финансовой
состоятель
-
ности
того
или
иного
заявителя
.
Как
показали
годы
работы
по
льготному
тарифу
, 15
кВт
одинаково
удовлет
-
воряют
потребности
и
пенсионерки
,
и
владельца
крупного
предприятия
с
миллиардным
оборотом
.
Для
исключения
возможности
дальнейшего
манипулирования
льготным
присоединением
,
а
также
снижения
вероятности
возникнове
-
ния
различного
рода
коррупцион
-
ных
сделок
предлагается
:
•
исключить
понятие
льготного
присоединения
из
правил
тех
-
нологического
присоединения
к
электрическим
сетям
и
из
тарифных
решений
для
электро
-
сетевых
компаний
.
Подходы
к
расчётам
платы
за
технологиче
-
ское
присоединение
для
всех
заявителей
должны
быть
едины
;
•
сформировать
про
-
стые
и
доступные
пра
-
вила
предоставления
льгот
на
строитель
-
ство
доступного
жилья
для
действительно
нуждающихся
слоёв
населения
.
При
фор
-
мировании
правил
максимально
исполь
-
зовать
существующее
законодательство
;
•
при
формировании
новых
правил
предо
-
ставления
льгот
целе
-
сообразно
исходить
в
первую
очередь
из
очевидного
:
человек
,
о с у щ е с т в л я ю щ и й
строительство
дома
,
не
ставит
перед
собой
цель
сэкономить
именно
на
технологическом
присоединении
.
Он
стремится
в
целом
удешевить
строительство
объекта
,
и
не
важно
,
будет
это
стоимость
земли
,
инфраструкту
-
ры
,
материалов
или
работ
:
все
средства
хороши
.
Таким
обра
-
зом
,
для
содействия
в
получении
доступного
и
комфортного
жилья
нуждающимся
,
могут
использо
-
ваться
следующие
механизмы
,
которые
достаточно
быстро
могут
быть
вписаны
в
действую
-
щее
законодательство
:
•
щадящие
условия
по
ипотеке
(
сниженная
процентная
ставка
,
более
длительные
сроки
);
•
налоговые
вычеты
на
строитель
-
ство
дома
,
приобретение
мате
-
риалов
определённой
группы
;
•
налоговые
вычеты
за
владение
построенным
объектом
недви
-
жимости
,
земельным
участком
;
•
льготы
по
оплате
коммунальных
услуг
.
Данный
комплекс
мер
позво
-
лит
не
только
разгрузить
тарифы
электросетевых
компаний
и
предо
-
ставить
им
возможность
сосредо
-
точиться
на
вопросах
обеспечения
надёжности
существующих
и
вновь
присоединяемых
потребителей
,
но
также
позволит
минимизировать
вероятность
недобросовестного
пользования
льготами
,
даст
допол
-
нительную
мотивацию
владельцам
земельных
участков
для
их
освое
-
ния
(
если
льготы
будут
предостав
-
ляться
по
факту
строительства
и
узаконения
объектов
недвижи
-
мости
).
Всё
вышеперечисленное
позволит
создать
комфортную
и
гибкую
систему
стимулирования
развития
территорий
при
сохране
-
нии
возможности
получения
мате
-
риальной
помощи
нуждающимся
категориям
граждан
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Постановление
Правительства
РФ
от
27.12.2004
№
861 (
ред
.
от
10.02.2014) «
Об
утверждении
Правил
недискриминационно
-
го
доступа
к
услугам
по
пере
-
даче
электрической
энергии
и
оказания
этих
услуг
,
Правил
недискриминационного
досту
-
па
к
услугам
по
оперативно
-
диспетчерскому
управлению
в
электроэнергетике
и
оказания
этих
услуг
,
Правил
недискрими
-
национного
доступа
к
услугам
администратора
торговой
систе
-
мы
оптового
рынка
и
оказания
этих
услуг
и
Правил
технологи
-
ческого
присоединения
энерго
-
принимающих
устройств
потре
-
бителей
электрической
энергии
,
объектов
по
производству
электрической
энергии
,
а
также
объектов
электро
-
сетевого
хозяйства
,
при
-
надлежащих
сетевым
орга
-
низациям
и
иным
лицам
,
к
электрическим
сетям
»
(
с
изм
.
и
доп
.,
вступ
.
в
силу
с
10.03.2014).
2.
Проблемные
аспекты
развития
малоэтажного
жи
-
лищного
строительства
Рос
-
сии
:
Монография
/
под
об
-
щей
редакцией
академика
МАИН
В
.
С
.
Казейкина
и
проф
.
С
.
А
.
Баронина
. —
М
:
ИНФРА
-
М
, 2011.
3.
Информация
с
сайта
Минрегионразвития
http://
www.minregion.ru.
4.
Информация
с
сайта
Национального
агентства
малоэтажного
и
коттеджно
-
го
строительства
(
НАМИКС
)
http://www.namiks.com.
5.
Информация
с
сайта
ОАО
«
Россети
» http://www.
rosseti.ru/investment/
Оригинал статьи: О целесообразности льготного технологического присоединения
В статье даётся оценка сложившейся практики технологического присоединения к электрическим сетям по льготному тарифу, возможных экономических последствий от дальнейшего применения подобной схемы на ближайшее десятилетие, сформулированы предложения по восстановлению необходимого баланса интересов при сохранении возможности получения льготных условий по строительству жилья для отдельных категорий.