Новые требования к эстетике опор ВЛ

Page 1
background image

Page 2
background image

62

СЕТИ

РОССИИ

в

о

з

д

у

ш

н

ы

е

 л

и

н

и

и

воздушные линии

Новые требования 
к эстетике опор ВЛ

Металлические конструкции опор высоковольтных линий 
электропередачи способны выполнять не только свое целевое 
назначение, но и быть значимыми элементами дизайна среды, 
привнося в организацию пространства дополнительные эсте-
тические и функциональные свойства, позитивно влияющие 
на качество жизни человека.

Валерий КУРОЧКИН, канд. искусствоведения, профессор, 

заведующий кафедрой индустриального дизайна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-

художественный университет»

Любовь КАЧАНОВСКАЯ, к.т.н., заведующая НИЛКЭС

ООО «ПО «ЭЖБИ»

И

з

 

существующих

 

эстети

-

ческих

 

особенностей

 

опор

высоковольтных

 

линий

 

оче

-

видна

 

их

 

архитектурная

 

ритмичность

 

и

 

графически

 

ажурный

 

рисунок

 

конструкций

 

в

 

конкретном

 

пространстве

Данные

 

качества

 

не

-

обходимо

 

использовать

 

как

 

базу

 

для

 

нивелирования

 

их

 

следующих

 

недо

-

статков

:

1) 

благодаря

 

большим

 

размерам

 

опо

-

ры

 

являются

 

архитектурной

 

доми

-

нантой

хорошо

 

обозримой

 

в

 

про

-

странстве

 

и

 

создающей

 

психоло

-

гическое

 

напряжение

 

своим

 

функ

 -

циональным

 

назначением

 

и

 

гео

-

метрически

 

агрессивной

 

конструк

-

цией

;

2) 

материал

 

и

 

колорит

 

опор

 

как

 

эле

-

ментов

 

промышленного

 

пейзажа

 

вносят

 

диссонанс

 

в

 

природный

 

ландшафт

 

и

 

градостроительные

 

задачи

 

по

 

формированию

 

гармо

-

ничной

 

среды

 

обитания

 

чело

 

века

3) 

высоковольтные

 

линии

 

электро

-

передачи

являясь

 

источником

 

вы

-

сокочастотных

 

электромагнитных

 

полей

неблагоприятно

 

влияют

 

на

 

среду

 

обитания

 

человека

.

Эстетическое

 

переосмысление

 

унифицированных

 

опор

 

ВЛ

 

поможет

 

в

 

какой

-

то

 

мере

 

сгладить

 

эти

 

про

-

блемы

посредством

 

изменения

 

ко

-

лорита

 

металлических

 

конструкций

 

можно

 

создать

 

дружественный

пси

-

хологически

 

совместимый

 

с

 

природой

 

человека

 

дизайн

 

среды

 

и

 

расширить

 

функциональные

 

возможности

 

опор

используя

 

их

 

в

 

качестве

 

информаци

-

онных

 

носителей

Наличие

 

унифицированного

 

кон

-

структивного

 

решения

 

опор

 

ВЛ

 

не

 

позволяет

 

оперировать

 

их

 

вырази

-

тельной

 

формой

 

и

 

своеобразной

 

конструкцией

Возможность

 

эстети

-

ческого

 

преобразования

 

стандартизи

-

рованных

 

элементов

 

представляется

 

в

 

трех

 

направлениях

:

 

колористическое

 

решение

 — 

су

 -

перграфика

,

 

световое

 

решение

 — 

статичная

 

или

 

динамичная

 

подсветка

,

 

декоративно

-

информационное

 

оформление

.

Рассмотрим

 

специфические

 

воз

-

можности

 

этих

 

направлений

.

КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ

 

РЕШЕНИЕ

Цвет

 

оказывает

 

образно

-

смысло

-

вое

 

и

 

психо

-

физиологичекое

 

воздей

-

ствие

 

на

 

человека

Цвет

 

может

 

иметь

 

коммуникативное

 

значение

опре

-

деляющее

 

связь

 

между

 

элементами

 

и

 

предметами

 

среды

символическое

указывающее

 

на

 

явление

предмет

 

или

 

сущность

и

 

выразительное

передаю

-

щее

 

определенное

 

чувство

 

и

 

вызы

-

вающее

 

соответствующие

 

эмоции

 [1].

Цвета

 

воспринимаются

 

эмоцио

-

нально

Например

красный

 

для

 

всех

 


Page 3
background image

63

людей

 

является

 

активирующим

 

и

 

возбуждающим

Это

 

воздействие

 

независимо

 

у

 

всех

 

культур

 

мира

Чистый

 

красный

 

цвет

 

несет

 

в

 

себе

 

смысл

 

стимуляции

 

и

 

энергии

Си

-

ний

 

цвет

 

символизирует

 

вечность

отсутствие

 

временных

 

рамок

по

-

этому

 

его

 

выбирают

 

как

 

символ

 

традиции

единения

 

и

 

сплочен

-

ности

 [2]. 

Зеленый

 

ассоциируется

 

с

 

природой

молодостью

безопас

-

ностью

надеждой

скромностью

спокойствием

 

и

 

т

.

д

. [3].

Сочетание

 

цветов

 

несет

 

в

 

себе

 

также

 

семиотический

знаковый

 

аспект

например

сложившиеся

 

ассоциации

 

с

 

политическими

 

фла

-

гами

 

или

 

знаковыми

 

системами

 

(

дорожные

 

знаки

и

 

т

.

п

.

Для

 

эффективного

 

использо

-

вания

 

этого

 

выразительного

 

сред

-

ства

 

нужно

 

учитывать

:

— 

чувствительность

 

глаза

  —

способность

 

различать

 

цве

-

та

 

при

 

разном

 

освещении

Так

лучше

 

других

 

при

 

дневном

 

ос

-

вещении

 

человек

 

видит

 

зелено

-

вато

-

желтый

а

 

в

 

су

 

мерках

 — 

жел

-

товато

-

зеленый

Негативная

 

осо

-

бенность

 

этих

 

цветов

они

 

ассоци

-

ируются

 

с

 

одеждой

 

ГИБДД

;

— 

варианты

 

цветовых

 

соче

-

таний

наиболее

 

привлекающих

 

внимание

 

человека

  (

по

 

результа

-

там

 

исследований

 

физиологов

). 

Самым

 

привлекающим

 

внимание

 

сочетанием

 

является

 

черный

 

цвет

 

на

 

желтом

 

фоне

В

 

технике

 

эти

 

цвета

 

применяются

 

как

 

сигналь

-

ные

предупреждающие

 

о

 

потен

-

циальной

 

опасности

  (

строитель

-

ные

 

машины

башенные

 

краны

ограждения

 

опасных

 

зон

), 

так

 

называемые

 

черно

-

желтые

  «

зе

-

бры

». 

Соответственно

 

цвета

 

ассо

-

циируются

 

с

 

опасностью

Лучше

 

применять

 

менее

 

ассоциативные

 

сочетания

такие

 

как

 

черный

 

на

 

светло

-

желтом

желтый

 

на

 

крас

-

ном

 

и

 

синем

черный

 

на

 

оранже

-

вом

белый

 

на

 

темно

-

зеленом

желтый

 

на

 

зеленом

;

— 

эффект

 

цветовых

 

иллюзий

Например

: «

выступающие

» 

и

 «

от

-

ступающие

» 

цвета

, «

тяжелые

» 

и

  «

легкие

», 

заметность

 

или

 

бро

-

скость

 

цвета

Благодаря

 

такому

 

зрительному

  «

обману

» 

теряем

 

целостность

 

восприятия

 

объекта

при

 

этом

 

облегчена

 

масса

 

изде

-

лия

 

за

 

счет

 

цвета

объект

 

воспри

-

нимается

 

дробным

происходит

 

деформация

 

формы

 

за

 

счет

 

вы

-

явления

 

отдельных

 

фрагментов

объект

 

сливается

 

с

 

природой

 

или

 

сильно

 

с

 

ней

 

контрастирует

.

Контраст

 — 

активное

 

компози

-

ционное

 

средство

Контраст

 — 

это

 

противоположность

противопо

-

ставление

 

маленького

 

большому

темного

 — 

светлому

теплого

 — 

холодному

 

и

 

т

.

д

Контрастные

 

фи

-

гуры

 

обычно

 

усиливают

 

друг

 

друга

.

Изучая

 

способы

 

воздействия

 

цвета

можно

 

выделить

 

несколько

 

видов

 

контрастных

 

проявлений

:

• 

Контраст

 

цветовых

 

сопо

-

ставлений

.

 

Наиболее

 

выра

-

женным

 

цветовым

 

контрастом

 

обладают

 

желтый

красный

 

и

 

синий

 

цвета

Он

 

создает

 

впечатление

 

пестроты

силы

решительности

• 

Контраст

 

светлого

 

и

 

темно

-

го

.

 

Белый

 

и

 

черный

 

цвет

 

явля

-

ются

 

наиболее

 

выразительным

 

средством

 

для

 

обозначения

 

света

 

и

 

тени

• 

Контраст

 

холодного

 

и

 

тепло

-

го

.

 

Двумя

 

полюсами

 

контраста

 

тепла

 

и

 

холода

 

являются

 

крас

-

но

-

оранжевый

  (

самый

 

теплый

и

 

сине

-

зеленый

  (

самый

 

холод

-

ный

). 

Промежуточные

 

цвета

 

могут

 

быть

 

холодными

 

или

 

теплыми

 

в

 

зависимости

 

от

 

того

контрастируют

 

ли

 

они

 

с

 

более

 

теплым

 

или

 

холодными

 

тонами

СВЕТОВОЕ

 

РЕШЕНИЕ

 

Конструкции

 

опор

 

ВЛ

 

в

 

город

-

ской

 

среде

 

в

 

вечернее

 

время

 

су

-

ток

 

могут

 

быть

 

визуально

 

преоб

-

ражены

 

и

 

эстетически

 

осмыслены

 

с

 

помощью

 

дополнительного

 

ос

-

вещения

Подсветка

 

бывает

 

следующих

 

типов

:

 

прожекторная

  (

статичная

 

или

 

динамичная

),

 

сигнальная

 (

импульсная

дина

-

мичная

),

 

светодиодная

 

(

динамичная

с

 

использованием

 LED-

тех

-

нологии

),

 

светоотражающие

 

поверхно

-

сти

.

Динамичная

 

световая

 

компози

-

ция

 

может

 

являться

 

прекрасным

 

арт

-

объектом

 

в

 

городской

 

среде

выполнять

 

рекламные

 

функции

 

и

 

быть

 

неким

 

ориентиром

 

в

 

про

-

странстве

Для

 

придания

 

конструкциям

 

большей

 

выразительности

 

и

 

функ

-

циональности

 

при

 

архитектурном

 

решении

 

пространств

 

городов

це

-

лесообразно

 

использовать

 

различ

-

ные

 

светодиодные

 

сенсорные

 

под

-

светки

включающиеся

 

в

 

вечернее

 

и

 

ночное

 

время

В

 

результате

 

применения

 

под

-

светки

 

опоры

 

ВЛ

 

будут

 

играть

 

роль

 

маяков

 

для

 

воздушного

 

транспор

-

та

служить

 

дополнительным

 

ис

-

точником

 

осве

 

щения

 

вдоль

 

трасс

 

и

 

дорог

быть

 

навигаторами

 

для

 

заблудившихся

 

путников

декори

-

ровать

 

пространство

привнося

 

в

  

него

 

эстетически

 

привлекатель

-

ные

 

архитектурные

 

доминанты

Подсветки

размещенные

 

по

 

вертикальным

 

осям

 

конструкций

подчеркнут

 

ажур

 

конструкций

 

по

-

добно

 

Эйфелевой

 

башне

соз

-

давая

 

иллюзию

 

фантастически

 

привлекательного

 

пространства

наполненного

 

ритмом

 

светящихся

 

опор

.

Как

 

вариант

 

может

 

использо

-

ваться

 

прожекторная

 

подсветка

 

в

 

трех

 

точках

 

конструкции

сверху

посередине

 

и

 

снизу

создавая

 

в

 

ве

-

чернее

 

и

 

ночное

 

время

 

эффект

 

парения

 

в

 

воздухе

 

светящихся

 

конструкций

Этот

 

прием

 

внесет

 

индивидуальность

 

и

 

неповтори

-

мость

 

заданной

 

среды

.

Также

 

интересен

 

вариант

 

с

 

при

-

менением

 

свето

 

отражающей

 

плен

-

ки

используемой

 

в

 

знаках

 

дорож

-

ного

 

движения

охраняющих

 

жизнь

 

человека

Ритмичное

 

закрытие

 

треугольных

 

проемов

 

ажурной

 

конструкции

 

данным

 

материалом

 

придаст

 

опорам

 

высоковольтных

 

линий

 

передач

 

свое

  «

лицо

» 

с

 

ин

-

дивидуальной

 

композицией

 

и

 

но

-

вым

 

дизайном

 5 (38) 2016


Page 4
background image

64

СЕТИ РОССИИ

ДЕКОРАТИВНО

-

ИНФОРМАЦИОННОЕ

 

ОФОРМЛЕНИЕ

 

Декоративно

-

информационное

 

оформление

 

подразумевает

 

раз

-

мещение

 

на

 

ВЛ

 

легких

перфори

-

рованных

  (

антипарусность

на

-

тяжных

 

поверхностей

  (

баннеров

с

 

дополнительной

 

визуальной

 

ин

-

формацией

.

В

 

зависимости

 

от

 

места

 

рас

-

положения

 

объекта

 

в

 

среде

кон

-

текста

 

застройки

 

и

 

особенностей

 

ландшафта

 

опора

 

ВЛ

 

может

 

вы

-

полнять

 

дополнительные

 

функции

:

 

знак

 

места

  (

географический

исторический

национальный

),

 

реклама

  (

социальная

полити

-

ческая

коммерческая

),

 

событийная

  (

праздник

выстав

-

ка

фестиваль

),

 

арт

-

объект

.

В

 

настоящее

 

время

 

заказчи

-

ки

 — 

ПАО

  «

Россети

», 

ПАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

» — 

и

 

разработчик

 — 

Научно

-

исследовательская

 

лаборатория

 

конструкций

 

электросетевого

 

стро

-

ительства

 (

НИЛКЭС

) — 

поставили

 

задачу

 

при

 

разработке

 

новых

 

се

-

рий

 

унифицированных

 

металличе

-

ских

 

и

 

железобетонных

 

опор

 

учи

-

тывать

 

эстетические

 

требования

 

для

 

решения

 

градостроительных

 

задач

 

и

 

организации

 

архитектур

-

ного

 

пространства

.

Есть

 

варианты

 

раскрас

 

ки

 

опор

 

ВЛ

 

в

 

фирменной

 

цветовой

 

гамме

Например

у

 

ПАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

» 

это

 

бело

-

синяя

 

гамма

но

 

в

 

этом

 

слу

-

чае

 

осуществлена

 

только

 

иденти

-

фикация

 

опоры

а

 

не

 

ее

 

эстетиче

-

ская

 

привязка

 

к

 

городской

 

среде

К

 

тому

 

же

 

это

 

цветовое

 

сочетание

 

достаточно

 

распространено

 

и

 

оно

 

не

 

уникально

.

Опоры

 

ВЛ

 

подлежат

 

эстетичес

-

кому

 

преобразованию

 

в

 

тех

 

случа

-

ях

когда

 

они

 

внедряются

 

в

 

город

-

скую

 

среду

располагаются

 

у

 

феде

-

ральных

 

трасс

выставочных

 

или

 

торговых

 

комплексов

В

 

подобных

 

случаях

 

эстетическое

 

решение

 

опор

 

может

 

быть

 

заложено

 

ин

-

дивидуально

 

с

 

учетом

 

рекомен

-

даций

предложенных

 

специали

-

стами

с

 

привязкой

 

к

 

конкретной

 

местности

 

и

 

объектам

.

Эти

 

аспекты

 

должны

 

быть

 

от

-

ражены

 

в

 

техническом

 

задании

 

на

 

стадии

 

проектирования

 

опор

 

ВЛ

Для

 

этого

 

необходимо

 

разработать

 

варианты

 

декорирования

 

типовых

 

металлических

 

и

 

железобетонных

 

опор

 

и

 

создать

 

каталог

 

возможных

 

вариантов

 

эстетических

 

решений

на

 

который

 

могли

 

бы

 

опираться

 

как

 

заказчики

так

 

и

 

проектировщики

.

Из

 

вышесказанного

 

следует

что

 

появилась

 

необходимость

 

про

-

вести

 

НИОКР

 

на

 

разработку

 

ва

-

риантов

 

декоративного

 

решения

 

опор

.

Стоит

 

отметить

что

 

существу

-

ет

 

международный

 

опыт

 

прове

-

дения

 

конкурсов

 

на

 

проектиро

-

вание

 

оригинальных

 

опор

 

для

 

конкретных

 

территорий

Россий

-

ские

 

конструкторы

 

в

 

сотрудниче

-

стве

 

с

 

дизайнерами

 

могут

 

решить

 

задачу

 

создания

 

опор

которые

 

будут

 «

вписываться

» 

в

 

конкретный

 

пейзаж

 

и

 

делать

 

его

 

более

 

уни

-

кальным

 

и

 

выразительным

.

Цель

 

дизайна

 — 

включать

 

про

-

дукты

 

техники

 

в

 

мир

 

человеческой

 

культуры

 

путем

 

создания

 

куль

-

турных

 

образцов

 

промышленных

 

изделий

 

и

 

их

 

комплексов

способ

-

ствовать

 

формированию

 

гармо

-

ничной

 

предметной

 

среды

 [4]. 

Таким

 

образом

психофизиоло

-

гическое

 

и

 

эстетическое

 

воздей

-

ствие

 

цвета

 

в

 

тандеме

 

с

 

элемента

-

ми

 

подсветки

 

и

 

информационной

 

составляющей

 

создаст

 

гармонич

-

ное

 

единство

 

по

 

всем

 

аспектам

:

 

позитивное

 

восприятие

 

про

-

мышленных

 

конструкций

 

в

 

окру

-

жающем

 

пространстве

;

 

психологическое

 

нивелирова

-

ние

 

вредного

 

воздействия

 

электромагнитных

 

волн

 

организация

 

архитектурной

 

среды

гармоничной

 

природе

 

человека

;

 

многофункциональность

 

в

 

соче

-

тании

 

с

 

информационным

 

и

 

эко

-

 

номическим

 

эффектом

.

Предложенные

 

принципы

 

сре

-

дового

 

дизайна

 

в

 

рамках

 

градо

-

строительных

 

задач

 

и

 

организа

-

ции

 

архитектурных

 

пространств

 

не

 

нарушают

 

норм

 

строительных

 

конструкций

 

для

 

высоковольтных

 

линий

 

электропередачи

а

 

выделя

-

ют

 

их

 

смысловую

 

суть

наполняют

 

новым

 

содержанием

гармонич

-

ным

 

среде

 

обитания

 

современного

 

человека

.

Эстетические

 

требования

 

к

 

опо

-

рам

 

ВЛ

 

заключаются

 

в

 

следую

-

щем

:

 

выразительность

то

 

есть

 

спо

-

собность

 

объекта

 

своим

 

внеш

-

ним

 

видом

 

создавать

 

соответ

-

ствующее

 

художественно

-

об

-

разное

 

восприятие

  (

ощущение

безопасности

спокойствие

,

уравновешенность

); 

 

гармоничность

 — 

свойство

 

формы

 

и

 

цвета

 

быть

 

органич

-

но

 

связанными

 

с

 

окружающей

 

средой

 (

городской

 

и

 

природный

 

ландшафт

);

 

оригинальность

 — 

совокуп

-

ность

 

своеобразных

 

отличий

что

 

позволяет

 

отличить

 

данную

 

модель

 

от

 

унифицированной

 

стилевое

 

единство

 — 

отраже

-

ние

 

исторически

 

сложившихся

 

социально

-

экономических

 

и

 

эс

 -

тетических

 

принципов

;

 

современность

 — 

соответствие

 

стиля

 

тенденциям

 

и

 

общему

 

стилевому

 

направлению

  (

веду

-

щий

 

тренд

 

в

 

мировом

 

дизай

-

не

  — 

эко

 

дизайн

). 

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Символика

 

цвета

: [

Электрон

-

ный

 

ресурс

] // 

Символизм

. URL: 

http://www.symbolizm.ru/index.
php/color/237-colorsymbolizm. 

2. 

М

Люшер

Значение

 

восьми

 

цветов

: [

Электронный

 

ресурс

// 

Моя

 

ЦВЕТная

 

жизнь

. URL: 

https://mycolorlive.wordpress.
com/2009/04/05/15/.

3. 

Психология

 

цвета

значение

 

цвета

: [

Электронный

 

ресурс

// Yugzone. URL: http://www.
yugzone.ru/psy/colors.htm. 

4. 

Методика

 

художественного

 

кон

-

струирования

М

.: 

ВНИИТЭ

1983. 

С

. 12.


Читать онлайн

Металлические конструкции опор высоковольтных линий электропередачи способны выполнять не только свое целевое назначение, но и быть значимыми элементами дизайна среды, привнося в организацию пространства дополнительные эстетические и функциональные свойства, позитивно влияющие на качество жизни человека.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»