Новые технологии ОАО «МОЭСК»

Page 1
background image

Page 2
background image

58

АНАЛИТИКА

СЕТИ  РОССИИ

58

в

о

з

д

у

ш

н

ы

е

 Л

Э

П

воздушные ЛЭП

В

оздушные

 

линии

 

электропередачи

 

(

ВЛ

являются

 

теми

 

клю

-

чевыми

 

элементами

 

объектов

 

сетевой

 

инфраструк

-

туры

которые

 

характеризуются

 

значительной

 

протяжённостью

разветвлённостью

 

и

 

в

 

силу

 

это

-

го

 

подвержены

 

изменениям

 

под

 

воздействием

 

различных

 

факто

-

ров

 

климатического

техногенно

-

го

 

и

 

антропогенного

 

характера

От

 

эффективности

 

работы

 

семи

 

сетевых

 

предприятий

 

компании

 

ОАО

  «

МОЭСК

» 

в

 

значительной

 

степени

 

зависит

 

успешная

 

про

-

изводственная

 

деятельность

 

промышленных

 

предприятий

 

и

 

жизнеобеспечение

 

населения

 

московского

 

мегаполиса

 

и

 

обла

-

сти

общая

 

территория

 

которых

 

составляет

 46,9 

тыс

км

2

Элек

-

троснабжение

 

потребителей

 

всех

 

категорий

 

осуществляется

 

компа

-

нией

 

посредством

 

организации

 

бесперебойной

 

работы

 65,2 

тыс

км

 

воздушных

 

и

 73 

тыс

км

 

ка

-

бельных

 

линий

 

электропередачи

 

различных

 

классов

 

напряжения

.

Всё

 

это

 

сетевое

 

хозяйство

 

требует

 

постоянного

 

и

 

разносто

-

роннего

 

контроля

 

и

 

анализа

 

его

 

технического

 

состояния

 

и

 

экс

-

плуатационной

 

готовности

ре

-

гламентированного

 

Правилами

 

технической

 

эксплуатации

  (

ПТЭ

), 

нормами

 

эксплуатации

 

оборудо

-

вания

 

и

 

прочими

 

действующими

 

стандартами

 

и

 

регламентами

определяющими

 

периодичность

 

и

 

объёмы

 

выполняемых

 

работ

 

(

осмотров

обходов

техническо

-

го

 

обслуживания

 

и

 

ремонта

). 

Эффективность

 

этих

 

работ

 

в

 

зна

-

чительной

 

мере

 

зависит

 

от

 

опыта

 

и

 

профессиональных

 

навыков

 

персонала

 

предприятий

 

элек

-

трических

 

сетей

а

 

также

 

от

 

его

 

оснащённости

 

современными

 

средствами

 

оценки

 

технического

 

состояния

 

энергообъектов

.

Задачи

 

качественного

 

кон

-

троля

 

и

 

анализа

 

технического

 

состояния

 

элементов

 

сетевой

 

инфраструктуры

 

сами

 

по

 

себе

 

достаточно

 

объёмные

 

и

 

разно

-

сторонние

особенно

 

сложными

 

и

 

трудоёмкими

 

они

 

являются

 

в

 

отношении

 

элементов

 

ВЛ

 

в

 

силу

 

их

 

значительной

 

протяжённости

а

 

иногда

  (

особенно

 

в

 

сложных

 

метеорологических

 

условиях

и

 

труднодоступности

Особые

 

слож

-

ности

с

 

которыми

 

сталкивают

-

ся

 

все

 

сетевые

 

предприятия

 

во

 

всех

 

регионах

 

страны

 

и

 

мира

возникают

 

в

 

периоды

 

смены

 

по

-

колений

 

специалистов

-

линейщи

-

ков

Высококвалифицированных

 

специалистов

 

этой

 

профессии

 

в

 

должном

 

объёме

 

и

 

качестве

 

не

 

готовят

 

учебные

 

заведения

по

-

этому

 

огромное

 

значение

 

имеют

 

процессы

 

преемственности

 

поко

-

лений

 

и

 

передачи

 

практического

 

опыта

профессиональных

 

знаний

 

и

 

навыков

Одним

 

из

 

возможных

 

способов

 

преодоления

 

перечис

-

ленных

 

выше

 

трудностей

связан

-

ных

 

с

 

влиянием

 

квалификации

 

персонала

 

на

 

качество

 

контроля

 

и

 

обслуживания

является

 

расши

-

рение

 

области

 

применения

 

высо

-

котехнологичных

 

средств

 

и

 

мето

-

дов

 

инструментального

 

контроля

 

технического

 

состояния

 

элемен

-

тов

 

ВЛ

современных

 

методов

 

ре

-

монта

 

и

 

обслуживания

.

Специалисты

 

сетевых

 

пред

-

приятий

 

ОАО

  «

МОЭСК

», 

а

 

также

 

привлекаемые

 

к

 

выполнению

 

подрядных

 

работ

 

специализиро

-

ванные

 

организации

 

применяют

 

широкий

 

спектр

 

современных

 

технологий

 

обследования

 

техни

-

ческого

 

состояния

 

ВЛ

Одной

 

из

 

таких

 

технологий

наиболее

 

целе

-

сообразных

 

для

 

применения

 

на

 

протяжённых

 

инфраструктурных

 

объектах

является

 

воздушное

 

лазерное

 

сканирование

 (

ВЛС

)

 

ли

-

ний

 

электропередачи

охранных

 

зон

 

ВЛ

 

и

 

прилегающего

 

рельефа

 

местности

Установка

 

лазерных

 

сканирующих

 

устройств

 

на

 

бор

-

ту

 

вертолёта

 

или

 

легкомоторного

 

Новые технологии 

ОАО «МОЭСК»

Использование современных технологий обследования технического состояния 
ВЛ для повышения эффективности эксплуатации и формирования ремонтной 
программы.

Виктор РОГОВ,

 начальник управления

 высоковольтных линий электропередачи

 ОАО «МОЭСК» 


Page 3
background image

59

 4 (25), 

июль

август

, 2014

59

самолёта

 

обеспечивает

 

высокую

 

скорость

 

и

 

производительность

 

вы

-

полняемых

 

обследований

Важным

 

этапом

 

обследований

 

является

 

ка

-

чественная

 

обработка

 

результатов

 

съёмки

 

в

 

сочетании

 

с

 

требуемой

 

точностью

 

и

 

достоверностью

 

пред

-

ставления

 

результатов

Не

 

менее

 

важными

 

являются

 

этапы

 

дешиф

-

рирования

 

данных

построения

 

математических

 

моделей

 

объектов

 

обследования

квалифицированно

-

го

 

анализа

 

их

 

состояния

заключа

-

ющегося

 

в

 

проверке

 

соответствия

 

геометрических

 

и

 

геодезических

 

параметров

 

действующим

 

требова

-

ниям

 

и

 

нормам

Всё

 

перечисленное

 

в

 

комплексе

 

даёт

 

заметный

 

эффект

 

при

 

последующем

 

практическом

 

использовании

 

передаваемых

 

сете

-

вому

 

предприятию

 

материалов

.

Технология

 

и

 

средства

 

воздуш

-

ного

 

лазерного

 

сканирования

 

суще

-

ствуют

 

и

 

применяются

 

в

 

России

 

уже

 

более

 15 

лет

и

 

основными

 

объек

-

тами

 

его

 

применения

 

являются

 

как

 

существующие

 

ВЛ

так

 

и

 

коридоры

 

для

 

проектирования

 

и

 

строитель

-

ства

 

новых

 

линий

В

 

эксплуатации

 

ОАО

  «

МОЭСК

» 

находится

 

более

 15,5 

тысяч

 

км

 

воз

-

душных

 

линий

 

электропередачи

 

на

-

пряжением

 35—220 

кВ

Более

 43% 

из

 

них

 

отработали

 

нормативные

 

сроки

 

службы

Поскольку

 

по

 

лесным

 

массивам

 

Московского

 

региона

 

проходят

 

бо

-

лее

 4 

тыс

км

 

ВЛ

древесно

-

кустар

-

никовую

 

растительность

  (

ДКР

так

-

же

 

следует

 

отнести

 

к

 

числу

 

факторов

 

неблагоприятного

 

влияния

 

на

 

рабо

-

тоспособность

 

и

 

надёжность

 

линий

.

При

 

обследовании

 

ВЛ

 

в

 

резуль

-

тате

 

обработки

 

данных

 

воздушного

 

лазерного

 

сканирования

 

формиру

-

ются

 

двух

и

 

трёхмерные

 

модели

 

ВЛ

 

и

 

прилегающей

 

к

 

ним

 

местности

которые

 

позволяют

как

 

показала

 

практика

с

 

необходимой

 

точностью

 

фиксировать

 

дефекты

 

элементов

 

ВЛ

 

и

  «

узкие

» 

места

ограничивающие

 

надёжность

 

и

 

пропускную

 

способ

-

ность

 

как

 

отдельных

 

участков

так

 

и

 

линий

 

в

 

целом

определять

 

площади

 

и

 

объёмы

 

ДКР

подлежащие

 

рубке

 

в

 

охранной

 

зоне

 

ВЛ

и

 

точно

 

опре

-

делять

 

местоположение

 

деревьев

угрожающих

 

своим

 

падением

 

на

 

провода

 

и

 

опоры

 

ВЛ

Информация

 

о

 

местоположении

 

тех

 

участков

 

ВЛ

где

 

обнаружены

 

нарушения

 

норм

 

экс

-

плуатации

 

и

 

существует

 

опасность

 

потенциальных

 

технологических

 

на

-

рушений

а

 

также

 

данные

 

об

 

их

 

ха

-

рактере

 — 

всё

 

это

 

позволяет

 

более

 

рационально

 

использовать

 

средства

 

на

 

эксплуатацию

 

и

 

ремонт

 

ВЛ

вы

-

делять

 

освободившиеся

 

средства

 

на

 

модернизацию

 

сетей

 

и

 

тем

 

самым

 

повышать

 

вероятность

 

реализации

 

наиболее

 

эффективных

 

и

 

рациональ

-

ных

 

вариантов

 

этой

 

модернизации

.

За

 

тот

 

период

в

 

течение

 

которо

-

го

 

ОАО

 «

МОЭСК

» 

получает

 

и

 

исполь

-

зует

 

данные

 

воздушного

 

лазерного

 

сканирования

определён

 

и

 

про

-

шёл

 

успешную

 

проверку

 

широкий

 

спектр

 

видов

 

и

 

результатов

 

обследо

-

вания

 

ВЛ

 

с

 

использованием

 

данной

 

технологии

Результатов

позволя

-

ющих

 

в

 

принципе

 

обеспечить

 

по

-

требности

 

всего

 

жизненного

 

цикла

 

ВЛ

проектирования

инвентари

-

зации

 

и

 

кадастровой

 

регистрации

эксплуатации

 

и

 

ремонта

управле

-

ния

 

пропускной

 

способностью

 

и

 

реконструкцией

Каждый

 

из

 

этапов

 

обеспечивается

 

достоверной

 

ин

-

формацией

которая

 

в

 

сочетании

 

с

 

развитым

 

математическим

 

аппа

-

ратом

 

анализа

 

состояния

 

линий

 

в

 

различных

 

режимах

 

их

 

функциони

-

рования

 

даёт

 

возможность

 

суще

-

ственно

 

повысить

 

эффективность

 

планирования

 

и

 

выполнения

 

работ

Ценным

 

достоинством

 

технологии

 

воздушного

 

лазерного

 

сканирова

-

ния

 

является

 

её

 

точность

полнота

 

и

 

пространственная

 

непрерывность

 

двух

и

 

трёхмерных

 

моделей

 

ВЛ

 

и

 

прилегающей

 

к

 

ним

 

местности

что

 

обеспечивает

 

глубокую

 

и

 

разносто

-

роннюю

 

оценку

 

состояния

 

обследуемых

 

объектов

 

и

 

создаёт

 

информационно

-

аналитический

 

фундамент

 

для

 

других

 

способов

 

обсле

-

дования

 

ВЛ

для

 

докумен

-

тирования

 

результатов

 

ос

-

мотров

 

и

 

обходов

текущих

 

ремонтов

выполняемых

 

службами

 

ТОИР

 

компании

 

и

 

организациями

выполня

-

ющими

 

подрядные

 

работы

.

Выборочный

 

контроль

 

геометрических

 

параме

-

тров

 

ВЛ

  (

длин

 

пролётов

стрел

 

провеса

минималь

-

ных

 

расстояний

 

от

 

прово

-

дов

 

до

 

элементов

 

рельефа

 

и

 

строений

в

 

принципе

 

может

 

выполняться

 

с

 

доста

-

точно

 

высокой

 

точностью

 

традиционными

 

назем

-

ными

 

способами

 

с

 

использовани

-

ем

 

современного

 

геодезического

 

оборудования

Для

 

точного

 

пози

-

ционирования

 

опор

 

ВЛ

 

и

 

других

 

объектов

 

могут

 

использоваться

 

и

 

реально

 

применяются

 

на

 

практике

 

различные

 

виды

 

мобильных

 

и

 

пор

-

тативных

 

спутниковых

 

геодезиче

-

ских

 

систем

  (

функционирующих

 

на

 

базе

 

использования

 

систем

 GPS 

и

 

ГЛОНАС

). 

Подобное

 

позициониро

-

вание

 

выполняется

 

как

 

сетевыми

 

предприятиями

 

ОАО

  «

МОЭСК

», 

так

 

и

 

многими

 

другими

 

сетевыми

 

ком

-

паниями

но

 

продолжительность

ре

-

альные

 

объёмы

 

и

 

стоимость

 

таких

 

работ

 

абсолютно

 

несоизмеримы

 

с

 

использованием

 

лазерного

 

скане

-

ра

установленного

 

на

 

борту

 

лета

-

тельного

 

аппарата

 [1, 2, 3]. 

Срав

-

нение

 

результатов

 

применения

 

перечисленных

 

наземных

 

методов

 

обследования

 

ВЛ

 

с

 

данными

 

воз

-

душного

 

лазерного

 

сканирования

 

показывает

что

 

и

 

по

 

полноте

 

двух

и

 

трёхмерных

 

представлений

 

элемен

-

тов

 

ВЛ

 

и

 

местности

 

альтернативные

 

методы

 

и

 

технологии

 

существенно

 

уступают

 

результатам

 

обследований

 

на

 

основе

 

технологии

 

воздушного

 

лазерного

 

сканирования

которые

 

обобщённо

 

могут

 

быть

 

отнесены

 

к

 

следующим

 

категориям

 

и

 

видам

 

процессов

 

верификации

 

и

 

актуали

-

зации

 

документирования

.

1. 

Обновление

 

эксплуатацион

-

ной

 

документации

 

ВЛ

включаю

-

щее

 

в

 

себя

 

проверку

коррекцию

 

и

 

актуализацию

 

паспортной

 

доку

-

ментации

дополненной

 

точными

 


Page 4
background image

60

СЕТИ РОССИИ

планами

 

местности

 

с

 

нанесением

 

элементов

 

ВЛ

всех

 

пересекаемых

 

и

 

близко

 

расположенных

 

объектов

включая

 

транспортную

 

сеть

.

2. 

Для

 

оценки

 

технического

 

со

-

стояния

 

ВЛ

 

определяются

 

такие

 

ак

-

туальные

 

параметры

как

 

габариты

 

проводов

 

при

 

различных

 

режимах

 

эксплуатации

 

ВЛ

максимальной

 

и

 

минимальной

 

проектной

 

темпе

-

ратуры

 

проводов

для

 

гололёдных

 

и

 

ветровых

 

нагрузок

 

и

 

для

 

других

 

режимов

предусмотренных

 

ПУЭ

Определяются

 

значения

 

стрел

 

про

-

веса

тяжений

 

проводов

минималь

-

ные

 

расстояния

 

от

 

проводов

 

до

 

зем

-

ной

 

поверхности

пересекаемых

 

ВЛ

 

и

 

всех

 

классов

 

наземных

 

объектов

включая

 

растительность

Ценность

 

комплексного

 

анализа

 

габаритов

 

в

 

том

что

 

предприятие

 

электрических

 

сетей

 

получает

 

точные

 

адреса

 

всех

 

неблагополучных

 

мест

определить

 

которые

 

иными

 

способами

 

можно

 

лишь

 

с

 

большой

 

погрешностью

 

и

 

не

 

до

 

всех

 

объектов

Это

 

даёт

 

воз

-

можность

 

планировать

 

действия

 

по

 

устранению

 

источников

 

вероятных

 

отказов

 

ВЛ

 

или

 

опасности

 

для

 

хозяй

-

ственной

 

деятельности

 

вблизи

 

ВЛ

3. 

Определение

 

объёмов

 

ДКР

 

в

 

охранных

 

зонах

 

ВЛ

опасной

 

рас

-

тительности

подготовка

 

сметы

 

ра

-

бот

 

по

 

расчистке

 

охранных

 

зон

Эти

 

работы

кроме

 

расчёта

 

габаритных

 

нарушений

вызванных

 

раститель

-

ностью

включают

 

в

 

себя

 

создание

 

тематического

 

плана

 

раститель

-

ности

в

 

котором

 

даются

 

контуры

ограничивающие

 

местоположение

 

ДКР

 

разной

 

высоты

  (

кустарниковой

 

растительности

 

высотой

 

от

 4 

до

 10 

м

 

и

 

древостоя

 — 

растительности

 

выше

 

10 

м

), 

средние

 

высоты

 

растительно

-

сти

а

 

также

 

координаты

 

отдельных

 

деревьев

 

и

 

их

 

высота

Фиксируется

 

состояние

 

растительности

 

в

 

просе

-

ках

 

или

 

в

 

охранных

 

зонах

 

ВЛ

Есте

-

ственно

критерии

 

дифференциации

 

ДКР

 

могут

 

меняться

Определение

 

координат

 

потенциально

 

опасных

 

де

-

ревьев

угрожающих

 

своим

 

падени

-

ем

 

на

 

элементы

 

ВЛ

включает

 

в

 

себя

 

таблицу

в

 

которой

 

даются

 

локальные

 

координаты

 

каждого

 

опасного

 

дере

-

ва

 

и

 

их

 

число

 

в

 

каждом

 

пролёте

 

ВЛ

Кроме

 

этого

вычисляются

 

площа

-

ди

 

кустарника

поросли

древесной

 

растительности

 

и

 

число

 

деревьев

 

попролётно

 

в

 

охранной

 

зоне

 

ВЛ

На

 

основе

 

перечисленной

 

выше

 

ин

-

формации

 

после

 

её

 

сопоставления

 

с

 

планами

 

лесоустроительных

 

работ

 

лесничеств

через

 

которые

 

проходит

 

трасса

 

ВЛ

и

 

дешифрирования

 

пород

 

древесной

 

растительности

 

может

 

быть

 

разработан

 

проект

 

расчистки

 

просек

 

и

 

сметный

 

расчёт

 

стоимости

 

этих

 

работ

.

4. 

Оценка

 

качества

 

установки

 

опор

 

и

 

регулировки

 

проводов

 

обе

-

спечивается

 

получением

 

коррект

-

ных

 

трёхмерных

 

моделей

 

опор

 

и

 

проводов

 

ВЛ

Полный

 

набор

 

резуль

-

татов

 

включает

 

в

 

себя

:

• 

таблицы

 

отклонений

 

опор

 

от

 

вертикальной

 

оси

 

вдоль

 

и

 

попе

-

рёк

 

ВЛ

выход

 

опор

 

из

 

створа

При

 

этом

 

отмечаются

 

опоры

для

 

которых

 

нормы

 

Типовой

 

инструкции

 

по

 

эксплуатации

 

ВЛ

 

нарушены

;

• 

таблицы

 

значений

 

уклона

 

и

 

раз

-

ворота

 

траверс

 

опор

опреде

-

лённых

 

по

 

осям

 

нижних

 

плоско

-

стей

 

траверс

Они

 

сравниваются

 

с

 

допустимыми

 

значениями

 

из

 

Типовой

 

инструкции

 

по

 

эксплуа

-

тации

 

ВЛ

;

• 

таблицы

 

минимальных

 

рассто

-

яний

 

между

 

проводами

между

 

проводами

 

и

 

грозозащитными

 

тросами

 

ВЛ

 

в

 

каждом

 

пролёте

Отмечаются

 

пролёты

 

и

 

провода

для

 

которых

 

нарушены

 

нормы

 

ПУЭ

Отмечаются

 

пролёты

 

и

 

провода

для

 

которых

 

нарушены

 

нормы

 

Типовой

 

инструкции

 

по

 

эксплуатации

 

ВЛ

.

5. 

Оценка

 

предельной

 

темпе

-

ратуры

 

проводов

 

и

 

пропускной

 

способности

 

ВЛ

Она

 

производит

-

ся

 

аналогично

 

анализу

 

габаритов

Определяются

 

пролёты

 

и

 

объекты

которые

 

ограничивают

 

ток

 

нагруз

-

ки

 

ВЛ

 

в

 

целом

Определяются

 

также

 

максимально

 

возможные

 

значения

 

тока

 

ВЛ

 

при

 

различных

 

значениях

 

метеопараметров

 

в

 

дневное

 

и

 

в

 

ночное

 

время

Мониторинг

 

состо

-

яния

 

ВЛ

в

 

частности

 

мониторинг

 

габаритов

 

проводов

 

и

 

состояния

 

растительности

 

производится

 

для

 

оценки

 

состояния

 

ВЛ

оценки

 

воз

-

можности

 

улучшения

 

их

 

параме

-

тров

 

в

 

результате

 

ремонтов

 

и

 

ре

-

конструкций

оценки

 

изменений

 

Рис

. 1. 

Результаты

 

мониторинга

 

растительности

 

в

 

охранной

 

зоне

 

ВЛ


Page 5
background image

61

 4 (25), 

июль

август

, 2014

состояния

 

местности

влияющих

 

на

 

функционирование

 

ВЛ

появле

-

ние

 

новых

 

коммуникаций

а

 

также

 

несанкционированной

 

застройки

 

вблизи

 

охранных

 

зон

 

ВЛ

.

Для

 

предотвращения

 

аварий

-

ных

 

ситуаций

связанных

 

с

 

экстре

-

мальными

 

погодными

 

условиями

достаточно

 

широко

 

применяется

 

обследование

 

состояния

 

ВЛ

 

с

 

ис

-

пользованием

 

воздушного

 

лазер

-

ного

 

сканирования

В

 

результате

 

с

 

высокой

 

точностью

 

определяются

 

расстояния

 

от

 

проводов

 

до

 

крон

 

деревьев

 

и

 

кустарников

а

 

также

 

до

 

отдельных

 

ветвей

 

деревьев

На

 

рис

. 1 

приведены

 

результаты

 

скани

-

рования

 

ВЛ

 110 

кВ

  «

Фосфоритная

» 

— «

Пески

» 

до

 

расчистки

  (

май

 2013 

года

и

 

после

 

расширения

 

охранной

 

зоны

  (

август

 2013 

года

и

 

устране

-

ния

 

ДКР

Белым

 

цветом

 

на

 

рис

. 1 

от

-

мечена

 

удалённая

 

растительность

.

К

 

числу

 

важных

 

элементов

 

об

-

следования

 

ВЛ

 

следует

 

отнести

 

анализ

 

результатов

 

воздушного

 

лазерного

 

сканирования

 

с

 

целью

 

получения

 

данных

 

о

 

наличии

 

по

-

тенциально

 

опасных

 

деревьев

угрожающих

 

падением

 

на

 

прово

-

да

 

и

 

опоры

 

ВЛ

В

 

табл

. 1 

приведе

-

Табл

. 1. 

Данные

 

о

 

наличии

 

деревьев

угрожающих

 

падением

 

на

 

провода

 

или

 

опоры

 

ВЛ

Номер

 

пролёта

Длина

 

пролёта

м

Кол

-

во

 

деревьев

 

в

 

пролёте

Расстояние

 

от

 

начальной

 

опоры

 

пролёта

 

до

 

дерева

 

по

 

оси

 

ВЛ

м

Расстояние

 

от

 

оси

 

ВЛ

 

до

 

ствола

 

дерева

м

Расстояние

 

от

 

крайнего

 

провода

 

ВЛ

 

до

 

ствола

 

дерева

 

по

 

горизонтали

м

Высота

 

опасных

 

деревьев

м

60,6

26,6

21,5

21,1

8—9

256

38

49,1

25

20,2

21,9

49,9

30,8

26

25,8

54,2

28,9

24,2

25,5

57,1

27

22,3

25,1

65,9

25,3

20,7

24,5

68,4

25,7

21,1

23,5

80,4

27,7

23,2

23,7

86,4

25,6

21,2

23,2

95,2

25,1

20,8

25,7

104,8

25,2

21

24,1

108,7

29,6

25,4

26

110

24,9

20,7

24,8

115,5

27,4

23,3

26,6

118,8

26,6

22,5

27,1

123,5

29,9

25,9

27,1

124,5

25,1

21,1

26,1

129

27,4

23,5

28,6

132,7

30,3

26,4

30

Рис

. 2. 

Обнаруженные

 

потенциально

 

опасные

 

деревья

ны

 

характерные

 

примеры

 

данных

 

о

 

наиболее

 

опасных

 

деревьях

расположенных

 

в

 

непосредствен

-

ной

 

близости

 

от

 

проводов

 

и

 

име

-

ющих

 

достаточно

 

значительную

 

высоту

чтобы

 

при

 

падении

 

вы

-

звать

 

повреждения

 

проводов

 

и

 

грозозащитного

 

троса

Согласно

 

приведённым

 

в

 

табл

. 1 

данным

деревья

 

высотой

 

от

 20 

до

 30 

м

 

находятся

 

на

 

расстоянии

 20 

м

 

от

 

крайних

 

проводов

 

ВЛ

  (

рис

. 2). 

Очевидно

что

 

падение

 

любого

 

из

 

выделенных

 

деревьев

 

неизбежно

 

приведёт

 

к

 

серьёзным

 

поврежде

-

ниям

 

проводов

 

и

 

вызовет

 

длитель

-

ное

 

аварийное

 

отключение

 

линии

 

электропередачи

.

Верхушки

 

потенциально

-

опасных

 

деревьев

Провода


Page 6
background image

62

СЕТИ РОССИИ

Рис

. 3. 

Фиксация

 

нарушений

 

габаритов

 

до

 

земли

Табл

. 2. 

Высоты

 

точек

 

крепления

 

проводов

стрелы

 

провеса

 

и

 

минимальные

 

расстояния

 

от

 

проводов

 

ВЛ

 

до

 

поверхности

 

земли

 

при

 

температуре

 

проводов

 40

о

С

Номер

 

пролёта

Длина

 

пролё

-

та

м

Категория

 

местности Фаза

Положе

-

ние

 

прово

-

да

 

в

 

про

-

лёте

м

Расстояние

 

от

 

начальной

 

опоры

 

про

-

лёта

м

Высота

 

точки

 

крепления

 

прово

-

да

 

на

 1-

й

 

опоре

 

пролёта

м

Стрела

 

прове

-

са

м

Минимальные

 

расстояния

До

 

земли

м

Норм

., 

м

Превы

-

шение

м

99—100

221,5

населён

.

С

нижний

 

левый

111,8

14,7

5,9

8,6

7

100—101

205,8

населён

.

С

нижний

 

левый

112,5

13,1

5,2

7,6

7

101—102

233,4

населён

.

С

нижний

 

левый

110,4

13

6,6

6,4

7

0,6

101—102

233,4

населён

.

С

нижний

 

левый

126

13,2

6,1

7,1

7

-0,1

102—103

268,1

населён

.

С

нижний

 

левый

132,8

13,1

8,7

3,8

7

3,2

102—103

268,1

населён

.

C

нижний

 

левый

132

13

8,2

4,5

7

2,5

103—104

155,5

населён

.

C

нижний

 

левый

65,5

13,2

2,9

9,6

7

104—105

201,8

населён

.

C

нижний

 

левый

69,4

13,2

4,8

10

7

105—106

82,5

населён

.

C

нижний

 

правый

 

43,2

14,8

5,4

10,1

7

106—107

47

населён

.

C

левый

 

провод

46,1

18,7

1,8

10,5

7

107 — 

Зарайск

29,5

населён

.

1

С

левый

 

провод

10,8

10,4

1,4

9,3

7

Рис

. 4. 

Фиксация

 

нарушений

 

габаритов

 

до

 

объектов

 

в

 

охранной

 

зоне

Иллюстрацией

 

эффективного

 

обнаружения

 

нарушения

 

габари

-

тов

 

служат

 

рис

. 3 

и

 4, 

а

 

в

 

табл

. 2, 3 

приводятся

 

данные

 

о

 

высотах

 

точек

 

крепления

 

проводов

стрелы

 

про

-

веса

минимальные

 

расстояния

 

от

 

проводов

 

ВЛ

 

до

 

земли

а

 

также

 

рас

-

стояния

 

от

 

проводов

 

ВЛ

 

до

 

пересе

-

каемых

 

объектов

.

По

 

полученным

 

данным

 

о

 

состо

-

янии

 

ВЛ

 

составляются

 

дефектные

 

ведомости

 

и

 

вносятся

 

соответствую

-


Page 7
background image

63

 4 (25), 

июль

август

, 2014

щие

 

корректировки

 

в

 

производствен

-

ные

 

программы

.

С

 2011 

года

 

проведено

 

обследо

-

вание

 

более

 

чем

 4,5 

тыс

км

При

 

планировании

   

обследования

 

с

 

при

-

менением

 

технологии

 

воздушного

 

лазерного

 

сканирования

 

учитывают

-

ся

 

приоритеты

 

ВЛ

питающих

 

особо

 

важные

 

объекты

аэропорты

объек

-

ты

 

РЖД

крупные

 

населённые

 

пункты

объекты

 

канала

 

им

Москвы

Мосво

-

доканал

 

и

 

другие

 

социально

 

значи

-

мые

 

объекты

.

Учитывая

 

высокую

 

эффективность

 

проведения

 

работ

 

с

 

применением

 

технологии

 

воздушного

 

лазерного

 

ска

-

нирования

 

для

 

оценки

 

технического

 

состояния

 

обслуживаемых

 

объектов

 

сетевой

 

инфраструктуры

 

Москвы

 

и

 

Московской

 

области

ОАО

  «

МОЭСК

» 

регулярно

 

привлекает

 

подрядные

 

ор

-

ганизации

 

для

 

планового

 

и

 

внепла

-

нового

  (

вызванного

 

чрезвычайными

 

ситуациями

обследования

 

воздуш

-

ных

 

линий

 

электропередачи

 

и

 

электро

-

подстанций

Планируется

 

и

 

в

 

дальней

-

шем

 

использовать

 

в

 

практической

 

деятельности

 

по

 

обследованию

 

ВЛ

 

с

 

целью

 

формированию

 

программ

 

об

-

служивания

ремонта

 

и

 

реконструк

-

ции

 

высокотехнологичные

 

методы

 

и

 

средства

 

инструментального

 

контроля

 

элементов

 

сетевой

 

инфраструктуры

 

значительной

 

протяжённости

под

-

верженных

 

интенсивным

 

внешним

 

и

 

эксплуатационным

 

воздействиям

 

в

 

условиях

 

происходящих

 

изменений

 

климата

.

 

ВЫВОДЫ

Рассмотренные

 

выше

 

данные

 

обследования

 

технического

 

состоя

-

ния

 

ВЛ

 

и

 

используемые

 

для

 

их

 

полу

-

чения

 

технологии

 

обеспечивают

 

тех

-

нический

 

и

 

экономический

 

эффект

 

с

 

учётом

 

того

что

 

значительная

 

часть

 

воздушных

 

линий

 

имеет

 

срок

 

службы

 

более

 40—50 

лет

Использование

 

технологии

 

воздуш

-

ного

 

лазерного

 

сканирования

 

исклю

-

чает

 

влияние

 

субъективных

 

факторов

 

оценки

 

фактического

 

состояния

 

ВЛ

 

и

 

позволяет

 

получать

 

объективные

 

дан

-

ные

 

на

 

всём

 

протяжении

 

ВЛ

включая

 

труднодоступные

 

места

.

ЛИТЕРАТУРА

1. 

М

.

Ш

Мисриханов

и

 

др

Техноло

-

гия

 

аэросканирования

 

ВЛ

. «

Элек

-

трические

 

станции

», 

 3, 2007.

2. 

К

.

Г

Конаков

В

.

А

Шкапцов

Вос

-

становление

 

пропускной

 

способ

-

ности

 

ВЛ

. «

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Пе

-

редача

 

и

 

распределение

», 

 3 (6), 

май

-

июнь

, 2011, c. 86—87.

3. 

А

.

В

Орешкин

В

.

А

Шкапцов

Ре

-

алии

 

и

 

потенциал

 

эффективного

 

использования

 

сетевой

 

инфра

-

структуры

 

России

. «

Э

  

ЛЕКТРОЭНЕР

-

ГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

», 

 2 (17), 

март

-

апрель

, 2013 

г

., 

c. 64—68.

4. 

Б

.

И

Механошин

Д

.

А