«КАБЕЛЬ-news», № 5, 2013, www.kabel-news.ru
18
Тема номера
ÂÊÑ
— Эдуард Леонидович, ОАО «Россети» осу-
ществляет крупномасштабную программу по пе-
реводу воздушных линий в подземное кабельное
исполнение. Насколько это актуально для Мо-
сквы?
— Прежде чем перейти к московской проблема-
тике, скажу несколько слов о самой программе. Что
такое перевод воздушных линий в кабельные? Для
любой страны, в том числе и для нашей, это очень
дорогое удовольствие. Проложить кабель под землёй
гораздо сложнее и дороже, чем построить воздушную
линию. Поэтому программа по переводу ВЛ в КЛ осу-
ществляется только там, где в ней назрела острая не-
обходимость.
В Москве ситуация складывается по-разному.
В связи с этим, прежде чем приступить к реализа-
ции какого-либо проекта, мы оцениваем, есть ли в
первую очередь техническая возможность пройти
воздушным путём. Насколько это экономически це-
лесообразно? Как реализация этого проекта корре-
лируется с программой развития города? Не при-
ведёт ли это к удорожанию тарифа для конечного
потребителя? Если экономика позволяет, применяем
воздушные способы прокладки линий электропере-
дачи. Если же нет или перевод в подземное испол-
нение связан с высвобождением земельных участков
либо со строительством метрополитенов, транспорт-
ных развязок, транспортно-пересадочных узлов, рас-
крытием дорожной инфраструктуры, приступаем к
строительству высоковольтных кабельных линий.
Добавлю, что программа по переводу воздушных
линий в кабельное исполнение принята довольно
давно, и связана она была с высвобождением терри-
торий под строительство жилья, а также транспорт-
ной инфраструктуры. С расширением и уплотнением
столицы программа неоднократно корректировалась.
В последние годы на первый план вышла проблема
развития транспортной инфраструктуры, поскольку
ситуация с логистикой в Москве сложилась критиче-
ская. Исходя из этого был сформирован последний
вариант программы.
— Кто непосредственно занимается реализа-
цией программы? Что сделано на сегодняшний
день?
— Основными участниками реализации програм-
мы являются эксплуатирующие организации — ОАО
«МОЭСК» и ОАО «ОЭК». Но если ОАО «ОЭК» зани-
мается в основном строительством новых линий, то
ОАО «МОЭСК» осуществляет как строительство но-
вых, так и реконструкцию существующих.
На сегодняшний день сделано немало, и на бли-
жайшие годы свёрстана мощная инвестиционная
программа, согласованная с программой развития
города. Правда, в свете последних требований Пре-
зидента и Правительства России о жёстком огра-
ничении роста тарифов на электроэнергию её при-
шлось скорректировать. И это правильно. Сегодня
мы должны чётко представлять, что для города остро
необходимо, а это в первую очередь надёжность,
что будет мешать развитию города в будущем, а это
раскрытие существующих питательных центров и
новое строительство, а что можно, как говорится, от-
ложить до лучших времен. В частности, пересмотре-
ны целевые задачи по новому строительству, чётко
расставлены приоритеты. Основные усилия филиа-
ла ОАО «МОЭСК» — Высоковольтные кабельные
сети сосредоточены на обеспечении надёжности и
безопасности энергоснабжения мегаполиса. А эти
задачи обеспечиваются за счёт реконструкции су-
ществующих кабельных линий, а также воздушных
линий, которые невозможно перевести в кабельное
исполнение.
В частности, линии «Очаково — Немчиновка» и
«Новокунцево — Сетунь» невозможно было рекон-
струировать полностью в кабельном исполнении
из-за очень плотной жилой застройки. И компания
Новые технологии для старых линий
Реконструкция кабельно-воздушной линии 110—
220 кВ «Матвеевская — Пресня 1, 2» — лишь один из
многих проектов, которые реализуются в Москве.
О том, какие задачи стоят сегодня перед филиалом
ОАО «МОЭСК» — Высоковольтные кабельные сети
(ВКС) и как они решаются, рассказывает директор
ВКС Эдуард ПОДАДАЕВ.
«КАБЕЛЬ-news», № 5, 2013, www.kabel-news.ru
19
Тема номера
ÂÊÑ
применила при строительстве современные четырёх-
цепные опоры ЛЭП, что оказалось главным образом
экономически обоснованным.
— При реконструкции кабельных линий Вы
используете только кабели из сшитого полиэти-
лена?
— Да, это самый современный материал, который
сегодня применяется в мире. Он прошёл множество
испытаний, а время подтвердило его надёжность,
экологическую чистоту и отсутствие какого-либо не-
гативного воздействия на окружающую среду.
Кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена при-
меняются в Москве с 80-х годов прошлого столетия.
Срок службы кабелей с изоляцией из СПЭ перво-
го поколения относительно невелик — 25—30 лет.
Сегодня они уже нуждаются в замене. Материалы,
которые используются при производстве современ-
ных кабелей с изоляцией из СПЭ, значительно пре-
восходят своих предшественников по надёжности и
эффективности. Это позволяет нам рассчитывать,
что новые кабельные линии прослужат как минимум
35—40 и больше лет.
— Кабели с бумажно-масляной изоляцией в
Москве не применяются вообще?
— Нет. Однако примерно 40% действующих ка-
бельных линий в столице выполнено в маслонапол-
ненном варианте. Они постоянно находятся у нас
под наблюдением, так как любая негативная ситуа-
ция, будь то протечка масла либо ещё что-то, чрева-
та опасными последствиями. Эффективная система
безопасности работы маслонаполненных линий по-
зволяет ВКС обеспечить довольно долгий срок служ-
бы этих сооружений. Но у нас есть плановая програм-
ма по перекладке маслонаполненных линий в линии
с изоляцией из СПЭ. Она разработана с учётом того,
что ни один завод в России и за рубежом не выпуска-
ет кабелей с бумажно-масляной изоляцией. Все ре-
монтные и эксплуатационные мероприятия на старых
линиях мы проводим за счёт собственных резервов и
благодаря многолетнему практическому опыту.
— Я правильно понимаю: в столице осталось
всего 40% кабельных линий с маслонаполненной
изоляцией?
— Да, и их доля продолжает сокращаться благо-
даря реконструкции старых и строительству новых
линий. У нас есть специальная программа, в рамках
которой реализуются очень интересные проекты.
К ним можно отнести реконструкцию линии «Вос-
точная — Черкизово». Это первая высоковольтная
линия в Москве. Её начали строить в 1939 году,
а закончили в 1942-м — в самый разгар Великой
Отечественной войны. Шла многомесячная тяже-
лейшая битва за Москву, а линия обеспечивала
электроэнергией военные заводы столицы. Сегод-
ня некоторые историки начинают рассуждать о том,
что Москву хотели сдать фашистам и что бы после
этого было. Не думаю, что те, кто брался за осу-
ществление такого сложнейшего проекта, как стро-
ительство ВКЛ, думали о сдаче Москвы. Сегодня
КЛ «Восточная — Черкизово», построенная более
70 лет назад, может служить эталоном кабельно-
го мастерства. Она проложена очень грамотно,
качественно, на каждой муфте — личное клеймо
монтажника, который вёл работы и нёс ответствен-
ность за свой участок.
— Учитываются ли при реконструкции кабель-
ных линий вопросы технологического присоеди-
нения?
— Вопросы технологического присоединения
неразрывно связаны с возможностями присоеди-
няющей организации. Когда мы формируем свои
инвестиционные программы, Департамент перспек-
тивного развития ОАО «МОЭСК» анализирует в
первую очередь существующие возможности линий,
ПС, оборудования, возможности роста потребления
в каждой конкретной точке, учитывая программу
комплексного развития и схему электрического раз-
вития города. Это даёт представление о том, какое
из направлений нам нужно усилить, на чём сосредо-
точить внимание. Заменить только высоковольтные
кабельные линии — сделать только часть работы.
Необходимо одновременно реконструировать и пи-
тающие центры. Можно настроить сколько угодно
высоковольтных кабельных линий, но, если они будут
«запирающими», смысла в них просто нет. Равно как
и приступать к реконструкции ПС без реконструкции
КЛ — абсурд. Чтобы система работала, необходимо
увеличить пропускную способность и высоковольт-
ных кабельных линий, увеличить мощность самих
подстанций и реконструировать распределитель-
ную сеть среднего и низкого напряжения. Поэтому
к реализации любого проекта технологического
присоединения в компании подходят комплексно.
В частности, реконструкция линии «Матвеевская —
Пресня 1, 2» неразрывно связана с реконструкцией
подстанции «Пресня», которую осуществляет ОАО
«КАБЕЛЬ-news», № 5, 2013, www.kabel-news.ru
20
«МОЭСК». Сейчас на ПС
устанавливается элегазо-
вое комплексное распре-
делительное устройство
(КРУЭ), к которому мы по-
дойдём со своими кабель-
ными линиями, и т.д.
В результате проведе-
ния комплекса работ будут
существенно увеличены
возможности по подклю-
чению новых потребителей
Западного района и центра
столицы.
— Скажите, а какие
районы Москвы наибо-
лее сложны с точки зрения перекладки кабель-
ных линий?
— Все сложные. Но первое место всё-таки удер-
живает центр города. Плотность коммуникаций здесь
такова, что построить новую линию или переложить
существующую очень сложно. В этих условиях очень
много зависит от проектировщиков, от того, насколь-
ко грамотно и точно они делают проекты, которые мы
потом воплощаем в реальность. В прошлом году мы
в центре переложили две очень сложные линии, а в
этом в рамках защищённой пятилетней инвестици-
онной программы, прошедшей согласование в Мин-
энерго России, реконструируем КЛ 110 кВ «Филиал
ГЭС 1 — ТЭЦ 12 1, 2». Линиям уже почти 57 лет, по-
нятно, что они были сделаны по технологии БМП и
проходят по центру города. Мы их переводим в сши-
тый полиэтилен с увеличением пропускной способ-
ности. Здесь мы работаем в рамках комплексной
программы по синхронизации работ между ВКС и
генерирующими электростанциями. Как вы знаете,
в настоящее время осуществляется большая про-
грамма по наращиванию генерирующих мощностей
в городе. В связи с этим будет вводиться новый блок
на ТЭЦ 12, и выдача этой мощности будет идти в том
числе через нашу линию «ГЭС 1 — ТЭЦ 12».
Кроме того, нам предстоит провести в будущем
году также в центре города реконструкцию с увели-
чением пропускной способности КЛ 110 кВ «Сити —
Никитская 1, 2».
В конце этого года в центре Москвы мы присту-
пим к строительству новой КЛ 220 кВ «ТЭЦ 20 — Ко-
жевническая» (проект уже прошёл государственную
экспертизу). Это тоже комплексный проект, в рамках
которого будет проведена реконструкция подстан-
ции «Кожевническая» с прокладкой новой кабельной
линии 220 кВ протяжённостью более 9 км и выдачей
мощности ТЭЦ 20, где строится новый энергоблок.
— На линии «Матвеевская — Пресня 1, 2» мы
видели строящиеся коллекторы — настоящие
подземные многоэтажки. В инвестпрограмме
ВКС планируется строительство двадцати таких
коллекторов. На-
сколько оправдано
такое решение по за-
тратам, по востребо-
ванности?
— В мире есть раз-
ные системы построе-
ния электрической
сети. В Германии, на-
пример, большинство
кабельных линий про-
ложено в кабельных
сооружениях, а вокруг
Берлина построено
большое подземное
кольцо. Это очень до-
рогой проект, но его ценность в том, что он работает
на будущее. Если вдруг возникнет необходимость в
перекладке КЛ, не придётся перекапывать весь го-
род — достаточно спуститься в коллектор и прове-
сти необходимые работы. На мой взгляд, это очень
разумный подход, но позволить себе такое могут
сегодня не многие страны. У нас ситуация другая,
и мы идём другим путём: строим коллекторы только
там, где не можем пройти никаким иным способом.
Одновременно мы понимаем, что в перспективе этот
коллектор будет востребован — через него будет
осуществляться передача электроэнергии с запада
в центр. Здесь планируется проложить четыре вы-
соковольтные кабельные линии — две по 220 кВ и
две по 110 кВ. То есть все полкоместа, которые под-
готовлены под кабели, будут заняты.
Вместе с тем надо отметить, что, если появляет-
ся возможность отказаться от строительства дорого-
стоящих коллекторов, мы её используем. Так, пона-
чалу планировалось построить под Москвой-рекой —
от парка им. Горького в сторону Фрунзенской на-
бережной — коллектор для КЛ «ГЭС 1 — ТЭЦ 12».
Но потом специалисты пересмотрели это решение.
И если проектировщики подтвердят, что мы можем
пройти этот участок другим способом, мы от идеи
строительства коллектора откажемся. Ведь любое
удешевление строительства со стороны ВКС сказы-
вается на стоимости километра кабельной линии, и
как следствие — на цене киловатт-часа для конеч-
ных потребителей.
— Одним из экономически выгодных решений
для густонаселённого города считается исполь-
зование сити-кабеля. ВКС уже использовала эту
технологию в двух своих проектах. Почему бы не
расширить ареал применения?
— Уникальность сити-кабеля в том, что он про-
кладывается в существующих коммуникациях.
Впервые мы применили его в проекте КЛ «ГЭС 1 —
филиал ГЭС 1» при реконструкции маслонаполнен-
ной кабельной линии под Софийской набережной,
прямо напротив Кремля. Проводить реконструкцию
Тема номера
ÂÊÑ
«КАБЕЛЬ-news», № 5, 2013, www.kabel-news.ru
21
КЛ в этом месте Москвы на основе существующих
технологий было невероятно дорого. Тогда мы при-
менили инновационный подход. Учитывая, что ста-
рые линии уложены в металлический трубопровод,
демонтировали старый кабель, убрали масло, про-
вели комплекс экологических мероприятий, а в осво-
бодившийся трубопровод поместили сити-кабель,
увеличив пропускную способность линии. Операция
с точки зрения экономики проекта оказалась очень
успешной. Нам не потребовалось проводить земля-
ные работы, вести горизонтально направленное бу-
рение, строить новые подземные сооружения, пере-
капывать проезжую часть, организовывать новое
дорожное движение, ухудшая состояние прилегаю-
щих территорий, а потом тратиться на благоустрой-
ство, и что не менее важно — мы не создали труд-
ностей для жителей и гостей города.
Следующий проект с использованием сити-
кабеля реализуется в настоящее время. Речь идёт о
реконструкции кабельной линии 110 кВ «Чоботы —
Полёт 1, 2» с выдачей мощности на аэропорт Внуко-
во. Решение применить сити-кабель позволило зна-
чительно снизить стоимость, сократить сроки работ
и частично увеличить пропускную способность КЛ, а
главное — повысить надёжность линий.
Сити-кабель — технология хорошая, но её далеко
не везде можно применить. Есть как минимум два
серьёзных ограничения: он может быть проложен
только в имеющемся металлическом трубопроводе,
и диаметр трубопровода
должен позволять увели-
чивать пропускную спо-
собность линии. Если хоть
один из этих пунктов не
выполняется, прокладка
сити-кабеля теряет смысл.
— Вы несколько раз
повторили, что под зем-
лёй Москва опутана
коммуникациями. Когда
проводится реконструк-
ция кабельных линий, то
новые прокладываются
на месте старых?
— Это было бы иде-
ально. К сожалению, так
не получается. На строи-
тельство высоковольтной
кабельной линии в Москве
уходит как минимум год.
Мы не можем так надолго
выводить из эксплуатации
рабочую линию, т.к. это
приведёт к ослаблению
схемы энергоснабжения.
Да и Системный опера-
тор никогда не даст на это
разрешение. Поэтому при проведении реконструк-
ции КЛ приходится чаще всего прокладывать новую
линию.
— Может ли кабельная компания закрепить за
собой место под землёй, чтобы никто из других
предприятий не имел права занимать его своими
коммуникациями?
— В подземной Москве сейчас наведён порядок.
Есть такая организация — ГУП «Мосгоргеотрест»,
которая руководит всем подземным хозяйством и
контролирует деятельность компаний, связанных со
строительством и эксплуатацией подземных комму-
никаций. Ни один проект не может быть осуществлён
без согласования с трестом. Тем не менее вопрос о
«месте под землёй» весьма актуален, поскольку ка-
сается определения охранных зон для кабельных ли-
ний. Есть Постановление Правительства РФ № 160,
устанавливающее порядок определения этих зон.
ВКС проводит большую работу в данном направ-
лении, чтобы защитить существующие кабельные
линии от сторонних воздействий. А их случается не-
мало. Вот недавний пример: в столице торжественно
встречали олимпийский огонь. В связи с этим собы-
тием были установлены тяжёлые рекламные щиты,
два из которых «уселись» прямо на наши кабельные
линии, едва не повредив их.
— Как складываются взаимоотношения фи-
лиала ОАО «МОЭСК» — ВКС с московскими вла-
стями?
— Город является глав-
ным нашим заказчиком.
С московской мэрией, с управа-
ми, префектурами мы работаем
в тесном контакте, вместе реша-
ем актуальные вопросы, идём
друг другу навстречу. Приведу
один пример.
Москвичам хорошо извест-
на Крымская набережная. Там
в районе парка «Музеон» к Дню
города была построена и от-
крыта пешеходная зона. Очень
красивое место. Но мало кто
знает, какие невероятные уси-
лия применили ВКС, чтобы па-
раллельно с реконструкцией
этого участка проложить не-
обходимые кабельные линии,
которые впоследствии не будут
портить красоту. По-моему, это
неплохая иллюстрация успеш-
ного сотрудничества и умения
синхронизировать деятель-
ность города и компании.
Беседовала
Людмила ЮДИНА
Тема номера
ÂÊÑ
Оригинал статьи: Новые технологии для старых линий
Реконструкция кабельно-воздушной линии 110—220 кВ «Матвеевская — Пресня 1, 2» — лишь один из многих проектов, которые реализуются в Москве. О том, какие задачи стоят сегодня перед филиалом ОАО «МОЭСК» — Высоковольтные кабельные сети (ВКС) и как они решаются, рассказывает директор ВКС Эдуард ПОДАДАЕВ