Новые технологии для старых линий

Page 1
background image

Page 2
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 5, 2013, www.kabel-news.ru

18

Тема номера

ÂÊÑ

— Эдуард Леонидович, ОАО «Россети» осу-

ществляет крупномасштабную программу по пе-
реводу воздушных линий в подземное кабельное 
исполнение. Насколько это актуально для Мо-
сквы?

— Прежде чем перейти к московской проблема-

тике, скажу несколько слов о самой программе. Что 
такое перевод воздушных линий в кабельные? Для 
любой страны, в том числе и для нашей, это очень 
дорогое удовольствие. Проложить кабель под землёй 
гораздо сложнее и дороже, чем построить воздушную 
линию. Поэтому программа по переводу ВЛ в КЛ осу-
ществляется только там, где в ней назрела острая не-
обходимость. 

В Москве ситуация складывается по-разному. 

В связи с этим, прежде чем приступить к реализа-
ции какого-либо проекта, мы оцениваем, есть ли в 
первую очередь техническая возможность пройти 
воздушным путём. Насколько это экономически це-
лесообразно? Как реализация этого проекта корре-
лируется с программой развития города? Не при-
ведёт ли это к удорожанию тарифа для конечного 
потребителя? Если экономика позволяет,  применяем 
воздушные способы прокладки линий электропере-
дачи. Если же нет или перевод в подземное испол-
нение связан с высвобождением земельных участков 
либо со строительством метрополитенов, транспорт-
ных развязок, транспортно-пересадочных узлов, рас-
крытием дорожной инфраструктуры, приступаем к 
строительству высоковольтных кабельных линий.

Добавлю, что программа по переводу воздушных 

линий в кабельное исполнение принята довольно 
давно, и связана она была с высвобождением терри-
торий под строительство жилья, а также транспорт-
ной инфраструктуры. С расширением и уплотнением 
столицы программа неоднократно корректировалась. 
В последние годы на первый план вышла проблема 
развития транспортной инфраструктуры, поскольку 

ситуация с логистикой в Москве сложилась критиче-
ская. Исходя из этого был сформирован последний 
вариант программы. 

— Кто непосредственно занимается реализа-

цией программы? Что сделано на сегодняшний 
день?

— Основными участниками реализации програм-

мы являются эксплуатирующие организации — ОАО 
«МОЭСК» и ОАО «ОЭК». Но если ОАО «ОЭК» зани-
мается в основном строительством новых линий, то 
ОАО «МОЭСК» осуществляет как строительство но-
вых, так и реконструкцию существующих. 

На сегодняшний день сделано немало, и на бли-

жайшие годы свёрстана мощная инвестиционная 
программа, согласованная с программой развития 
города. Правда, в свете последних требований Пре-
зидента и Правительства России о жёстком огра-
ничении роста тарифов на электроэнергию её при-
шлось скорректировать. И это правильно. Сегодня 
мы должны чётко представлять, что для города остро 
необходимо, а это в первую очередь надёжность, 
что будет мешать развитию города в будущем, а это 
раскрытие существующих питательных центров и 
новое строительство, а что можно, как говорится, от-
ложить до лучших времен. В частности, пересмотре-
ны целевые задачи по новому строительству, чётко 
расставлены приоритеты. Основные усилия филиа-
ла ОАО «МОЭСК» — Высоковольтные кабельные 
сети сосредоточены на обеспечении надёжности и 
безопасности энергоснабжения мегаполиса. А эти 
задачи обеспечиваются за счёт реконструкции су-
ществующих кабельных линий, а также воздушных 
линий, которые невозможно перевести в кабельное 
исполнение.

В частности, линии «Очаково — Немчиновка» и 

«Новокунцево — Сетунь» невозможно было рекон-
струировать полностью в кабельном исполнении 
из-за очень плотной жилой застройки. И компания 

Новые технологии для старых линий

Реконструкция кабельно-воздушной линии 110—

220 кВ «Матвеевская — Пресня 1, 2» — лишь один из 
многих проектов, которые реализуются в Москве. 
О том, какие задачи стоят сегодня перед филиалом 
ОАО «МОЭСК» — Высоковольтные кабельные сети 
(ВКС) и как они решаются, рассказывает директор 
ВКС Эдуард ПОДАДАЕВ. 


Page 3
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 5, 2013, www.kabel-news.ru

19

Тема номера

ÂÊÑ

применила при строительстве современные четырёх-
цепные опоры ЛЭП, что оказалось главным образом 
экономически обоснованным.

— При реконструкции кабельных линий Вы 

используете только кабели из сшитого полиэти-
лена?

— Да, это самый современный материал, который 

сегодня применяется в мире. Он прошёл множество 
испытаний, а время подтвердило его надёжность, 
экологическую чистоту и отсутствие какого-либо не-
гативного воздействия на окружающую среду.

Кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена при-

меняются в Москве с 80-х годов прошлого столетия. 
Срок службы кабелей с изоляцией из СПЭ перво-
го поколения относительно невелик — 25—30 лет. 
Сегодня они уже нуждаются в замене. Материалы, 
которые используются при производстве современ-
ных кабелей с изоляцией из СПЭ, значительно пре-
восходят своих предшественников по надёжности и 
эффективности. Это позволяет нам рассчитывать, 
что новые кабельные линии прослужат как минимум 
35—40 и больше лет.

— Кабели с бумажно-масляной изоляцией в 

Москве не применяются вообще?

— Нет. Однако примерно 40% действующих ка-

бельных линий в столице выполнено в маслонапол-
ненном варианте. Они постоянно находятся у нас 
под наблюдением, так как любая негативная ситуа-
ция, будь то протечка масла либо ещё что-то, чрева-
та опасными последствиями. Эффективная система 
безопасности работы маслонаполненных линий по-
зволяет ВКС обеспечить довольно долгий срок служ-
бы этих сооружений. Но у нас есть плановая програм-
ма по перекладке маслонаполненных линий в линии 
с изоляцией  из СПЭ. Она разработана с учётом того, 
что ни один завод в России и за рубежом не выпуска-
ет кабелей с бумажно-масляной изоляцией. Все ре-
монтные и эксплуатационные мероприятия на старых 
линиях мы проводим за счёт собственных резервов и 
благодаря многолетнему практическому опыту.

— Я правильно понимаю: в столице осталось 

всего 40% кабельных линий с маслонаполненной 
изоляцией?

— Да, и их доля продолжает сокращаться благо-

даря реконструкции старых и строительству новых 
линий. У нас есть специальная программа, в рамках 
которой реализуются очень интересные проекты. 
К ним можно отнести реконструкцию линии «Вос-
точная — Черкизово». Это первая высоковольтная 
линия в Москве. Её начали строить в 1939 году, 
а закончили в 1942-м — в самый разгар Великой 
Отечественной войны. Шла многомесячная тяже-
лейшая битва за Москву, а линия обеспечивала 
электроэнергией военные заводы столицы. Сегод-
ня некоторые историки начинают рассуждать о том, 
что Москву хотели сдать фашистам и что бы после 
этого было. Не думаю, что те, кто брался за осу-

ществление такого сложнейшего проекта, как стро-
ительство ВКЛ, думали о сдаче Москвы. Сегодня 
КЛ «Восточная — Черкизово», построенная более 
70 лет назад, может служить эталоном кабельно-
го мастерства. Она проложена очень грамотно, 
качественно, на каждой муфте — личное клеймо 
монтажника, который вёл работы и нёс ответствен-
ность за свой участок.

— Учитываются ли при реконструкции кабель-

ных линий вопросы технологического присоеди-
нения?

— Вопросы технологического присоединения 

неразрывно связаны с возможностями присоеди-
няющей организации. Когда мы формируем свои 
инвестиционные программы, Департамент перспек-
тивного развития ОАО «МОЭСК» анализирует в 
первую очередь существующие возможности линий, 
ПС, оборудования, возможности роста потребления 
в каждой конкретной точке, учитывая программу 
комплексного развития и схему электрического раз-
вития города. Это даёт представление о том, какое 
из направлений нам нужно усилить, на чём сосредо-
точить внимание. Заменить только высоковольтные 
кабельные линии — сделать только часть работы. 
Необходимо одновременно реконструировать и пи-
тающие центры. Можно настроить сколько угодно 
высоковольтных кабельных линий, но, если они будут 
«запирающими», смысла в них просто нет. Равно как 
и приступать к реконструкции ПС без реконструкции 
КЛ — абсурд. Чтобы система работала, необходимо 
увеличить пропускную способность и высоковольт-
ных кабельных линий, увеличить мощность самих 
подстанций и реконструировать распределитель-
ную сеть среднего и низкого напряжения. Поэтому 
к реализации любого проекта технологического 
присоединения в компании подходят комплексно. 
В частности, реконструкция линии «Матвеевская — 
Пресня 1, 2» неразрывно связана с реконструкцией 
подстанции «Пресня», которую осуществляет ОАО 


Page 4
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 5, 2013, www.kabel-news.ru

20

«МОЭСК». Сейчас на ПС 
устанавливается элегазо-
вое комплексное распре-
делительное устройство 
(КРУЭ), к которому мы по-
дойдём со своими кабель-
ными линиями, и т.д. 

В результате проведе-

ния комплекса работ будут 
существенно увеличены 
возможности по подклю-
чению новых потребителей 
Западного района и центра 
столицы.

— Скажите, а какие 

районы Москвы наибо-
лее сложны с точки зрения перекладки кабель-
ных линий?

— Все сложные. Но первое место всё-таки удер-

живает центр города. Плотность коммуникаций здесь 
такова, что построить новую линию или переложить 
существующую очень сложно. В этих условиях очень 
много зависит от проектировщиков, от того, насколь-
ко грамотно и точно они делают проекты, которые мы 
потом воплощаем в реальность. В прошлом году мы 
в центре переложили две очень сложные линии, а в 
этом в рамках защищённой пятилетней инвестици-
онной программы, прошедшей согласование в Мин-
энерго России, реконструируем КЛ 110 кВ «Филиал 
ГЭС 1 — ТЭЦ 12 1, 2». Линиям уже почти 57 лет, по-
нятно, что они были сделаны по технологии БМП и 
проходят по центру города. Мы их переводим в сши-
тый полиэтилен с увеличением пропускной способ-
ности. Здесь мы работаем в рамках комплексной 
программы по синхронизации работ между ВКС и 
генерирующими электростанциями. Как вы знаете, 
в настоящее время осуществляется большая про-
грамма по наращиванию генерирующих мощностей 
в городе. В связи с этим будет вводиться новый блок 
на ТЭЦ 12, и выдача этой мощности будет идти в том 
числе через нашу линию «ГЭС 1 —  ТЭЦ 12».

Кроме того, нам предстоит провести в будущем 

году также в центре города реконструкцию с увели-
чением пропускной способности КЛ 110 кВ «Сити —
Никитская 1, 2».

В конце этого года в центре Москвы мы присту-

пим к строительству новой КЛ 220 кВ «ТЭЦ 20 — Ко-
жевническая» (проект уже прошёл государственную 
экспертизу). Это тоже комплексный проект, в рамках 
которого будет проведена реконструкция подстан-
ции «Кожевническая» с прокладкой новой кабельной 
линии 220 кВ протяжённостью более 9 км и выдачей 
мощности ТЭЦ 20, где строится новый энергоблок. 

— На линии «Матвеевская — Пресня 1, 2» мы 

видели строящиеся коллекторы — настоящие 
подземные многоэтажки. В инвестпрограмме 
ВКС планируется строительство двадцати таких 

коллекторов. На-
сколько оправдано 
такое решение по за-
тратам, по востребо-
ванности?

— В мире есть раз-

ные системы построе-
ния электрической 
сети. В Германии, на-
пример, большинство 
кабельных линий про-
ложено в кабельных 
сооружениях, а вокруг 
Берлина построено 
большое подземное 
кольцо. Это очень до-

рогой проект, но его ценность в том, что он работает 
на будущее. Если вдруг возникнет необходимость в 
перекладке КЛ, не придётся перекапывать весь го-
род — достаточно спуститься в коллектор и прове-
сти необходимые работы. На мой взгляд, это очень 
разумный подход, но позволить себе такое могут 
сегодня не многие страны. У нас ситуация другая, 
и мы идём другим путём: строим коллекторы только 
там, где не можем пройти никаким иным способом. 
Одновременно мы понимаем, что в перспективе этот 
коллектор будет востребован — через него будет 
осуществляться передача электроэнергии с запада 
в центр. Здесь планируется проложить четыре вы-
соковольтные кабельные линии — две по 220 кВ и 
две по 110 кВ. То есть все полкоместа, которые под-
готовлены под кабели, будут заняты.

Вместе с тем надо отметить, что, если появляет-

ся возможность отказаться от строительства дорого-
стоящих коллекторов, мы её используем. Так, пона-
чалу планировалось построить под Москвой-рекой — 
от парка им. Горького в сторону Фрунзенской на-
бережной — коллектор для КЛ «ГЭС 1 — ТЭЦ 12». 
Но потом специалисты пересмотрели это решение. 
И если проектировщики подтвердят, что мы можем 
пройти этот участок другим способом, мы от идеи 
строительства коллектора откажемся. Ведь любое 
удешевление строительства со стороны ВКС сказы-
вается на стоимости километра кабельной линии, и 
как следствие — на цене киловатт-часа для конеч-
ных потребителей.

— Одним из экономически выгодных решений 

для густонаселённого города считается исполь-
зование сити-кабеля. ВКС уже использовала эту 
технологию в двух своих проектах. Почему бы не 
расширить ареал применения?

— Уникальность сити-кабеля в том, что он про-

кладывается в существующих коммуникациях. 
Впервые мы применили его в проекте КЛ «ГЭС 1 — 
филиал ГЭС 1» при реконструкции маслонаполнен-
ной кабельной линии под Софийской набережной, 
прямо напротив Кремля. Проводить реконструкцию 

Тема номера

ÂÊÑ


Page 5
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 5, 2013, www.kabel-news.ru

21

КЛ в этом месте Москвы на основе существующих 
технологий было невероятно дорого. Тогда мы при-
менили инновационный подход. Учитывая, что ста-
рые линии уложены в металлический трубопровод, 
демонтировали старый кабель, убрали масло, про-
вели комплекс экологических мероприятий, а в осво-
бодившийся трубопровод поместили сити-кабель, 
увеличив пропускную способность линии. Операция 
с точки зрения экономики проекта оказалась очень 
успешной. Нам не потребовалось проводить земля-
ные работы, вести горизонтально направленное бу-
рение, строить новые подземные сооружения, пере-
капывать проезжую часть, организовывать новое 
дорожное движение, ухудшая состояние прилегаю-
щих территорий, а потом тратиться на благоустрой-
ство, и что не менее важно — мы не создали труд-
ностей для жителей и гостей города.

Следующий проект с использованием сити-

кабеля реализуется в настоящее время. Речь идёт о 
реконструкции кабельной линии 110 кВ «Чоботы — 
Полёт 1, 2» с выдачей мощности на аэропорт Внуко-
во. Решение применить сити-кабель позволило зна-
чительно снизить стоимость, сократить сроки работ 
и частично увеличить пропускную способность КЛ, а 
главное — повысить надёжность линий.

Сити-кабель — технология хорошая, но её далеко 

не везде можно применить. Есть как минимум два 
серьёзных ограничения: он может быть проложен 
только в имеющемся металлическом трубопроводе, 
и диаметр трубопровода 
должен позволять увели-
чивать пропускную спо-
собность линии. Если хоть 
один из этих пунктов не 
выполняется, прокладка 
сити-кабеля теряет смысл. 

— Вы несколько раз 

повторили, что под зем-
лёй Москва опутана 
коммуникациями. Когда 
проводится реконструк-
ция кабельных линий, то 
новые прокладываются 
на месте старых? 

— Это было бы иде-

ально. К сожалению, так 
не получается. На строи-
тельство высоковольтной 
кабельной линии в Москве 
уходит как минимум год. 
Мы не можем так надолго 
выводить из эксплуатации 
рабочую линию, т.к. это 
приведёт к ослаблению 
схемы энергоснабжения. 
Да и Системный опера-
тор никогда не даст на это 

разрешение. Поэтому при проведении реконструк-
ции КЛ приходится чаще всего прокладывать новую 
линию. 

— Может ли кабельная компания закрепить за 

собой место под землёй, чтобы никто из других 
предприятий не имел права занимать его своими 
коммуникациями?

— В подземной Москве сейчас наведён порядок. 

Есть такая организация — ГУП «Мосгоргеотрест», 
которая руководит всем подземным хозяйством и 
контролирует деятельность компаний, связанных со 
строительством и эксплуатацией подземных комму-
никаций. Ни один проект не может быть осуществлён 
без согласования с трестом. Тем не менее вопрос о 
«месте под землёй» весьма актуален, поскольку ка-
сается определения охранных зон для кабельных ли-
ний. Есть Постановление Правительства РФ № 160, 
устанавливающее порядок определения этих зон. 
ВКС проводит большую работу в данном направ-
лении, чтобы защитить существующие кабельные 
линии от сторонних воздействий. А их случается не-
мало. Вот недавний пример: в столице торжественно 
встречали олимпийский огонь. В связи с этим собы-
тием были установлены тяжёлые рекламные щиты, 
два из которых «уселись» прямо на наши кабельные 
линии, едва не повредив их. 

— Как складываются взаимоотношения фи-

лиала ОАО «МОЭСК» — ВКС с московскими вла-
стями? 

— Город является глав-

ным нашим заказчиком. 
С московской мэрией, с управа-
ми, префектурами мы работаем 
в тесном контакте, вместе реша-
ем актуальные вопросы, идём 
друг другу навстречу. Приведу 
один пример.

Москвичам хорошо извест-

на Крымская набережная. Там 
в районе парка «Музеон» к Дню 
города была построена и от-
крыта пешеходная зона. Очень 
красивое место. Но мало кто 
знает, какие невероятные уси-
лия применили ВКС, чтобы па-
раллельно с реконструкцией 
этого участка проложить не-
обходимые кабельные линии, 
которые впоследствии не будут 
портить красоту. По-моему, это 
неплохая иллюстрация успеш-
ного сотрудничества и умения 
синхронизировать деятель-
ность  города и компании.

Беседовала

 Людмила ЮДИНА

Тема номера

ÂÊÑ


Читать онлайн

Реконструкция кабельно-воздушной линии 110—220 кВ «Матвеевская — Пресня 1, 2» — лишь один из многих проектов, которые реализуются в Москве. О том, какие задачи стоят сегодня перед филиалом ОАО «МОЭСК» — Высоковольтные кабельные сети (ВКС) и как они решаются, рассказывает директор ВКС Эдуард ПОДАДАЕВ

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»