92
XX заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
КАЧАНОВСКАЯ Л.И.,
к.т.н.,
заместитель генерального директора по науке
ЕРМОШИНА М.С.,
к.ф.-м.н.,
начальник НИЛКЭС ПЦ «Севзапэнергосетьпроект»
РОМАНОВ П.И.,
к.т.н.,
ГИП НИЛКЭС ПЦ «Севзапэнергосетьпроект» ОАО «СевЗап НТЦ»
НОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ГОРОДСКИХ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ
Н
а сегодняшний день в городских элек-
трических сетях массово используются
опоры ВЛ, изготовленные из вибриро-
ванного железобетона. Ввиду низкой долговеч-
ности таких стоек в последние 10 лет массовое
распространение получили опоры из многогран-
ного профиля, срок службы которых превышает
срок службы опор из вибрированного железо-
бетона практически в два раза. Однако и у этих
конструкций есть свои недостатки. В первую
очередь это стоимость — опоры из многогран-
ного профиля в разы дороже железобетонных.
Во-вторых, все конструкции многогранных опор
низкого и среднего классов напряжения являют-
ся разработками заводов-изготовителей (а не
специализированных проектных организаций),
что влечёт за собой множество конструктив-
ных недоработок, а также завышенную массу
металлоконструкций. Кроме того, известны
проблемы плохого качества сварки и оцинковки
при их изготовлении.
Существует альтернатива данным конструк-
циям — новые опоры из центрифугированного
железобетона. Долговечность новых конструк-
ций сопоставима с долговечностью многогран-
ных опор, стоимость опор существенно ниже
стоимости стальных опор. Кроме того, новые
конструкции разработаны в соответствии с
требованиями действующих нормативных доку-
ментов, в том числе ПУЭ-7 и актуализированных
редакций СНиП. Анкерные опоры из центрифуги-
рованного железобетона являются безподкосны-
ми конструкциями, что позволяет устанавливать
Рис. 1. ВЛ 750 кВ Запорожская АЭС —
ПС «Запорожская»
их на маленькой площади, что особенно акту-
ально в городских условиях. Современные
технологии производства позволяют создавать
центрифугированные железобетонные опоры с
прекрасными эстетическими характеристиками:
с гладкой поверхностью, а также любого цвето-
вого решения.
В отечественном электросетевом строитель-
стве при сооружении ВЛ 35—500 кВ опоры из
93
2–4 июня 2014 г., Нижний Новгород
центрифугированного железобетона использу-
ются с середины 50-х годов 20 века. В 1985 году
введена в эксплуатацию линия электропередачи
сверхвысокого напряжения — ВЛ 750 кВ Запо-
рожская АЭС — ПС «Запорожская» (рис. 1).
Опыт эксплуатации железобетонных опор в
различных природных условиях России показы-
вает, что срок их службы составляет не менее
40 лет. Имеются примеры успешной эксплуата-
ции железобетонных опор сроком более 60 лет, и
даже 80 лет: ВЛ 110 кВ в Калининграде введена
в эксплуатацию в 1934 году.
Основные преимущества железобетонных
опор по сравнению со стальными известны:
• простота монтажа (стойка опоры устанавлива-
ется в пробуренный котлован);
• стоимость изготовления и монтажа опор из
центрифугированных стоек в 2,8 раза ниже
стоимости многогранных опор, рассчитанных
на восприятие тех же нагрузок;
• стоимость строительства ВЛ с применением
железобетонных опор в среднем на 30% ниже
стоимости строительства ВЛ с применением
стальных решётчатых и многогранных опор.
Этими факторами обусловлена экономическая
эффективность их применения, которая явилась
основанием для широкого внедрения в СССР
серии унифицированных железобетонных опор
напряжением 35—750 кВ в 60—80-х годах.
Последнее десятилетие опоры из центрифуги-
рованного железобетона не были рекомендова-
ны к применению на электросетевых объектах в
связи с выявленными в процессе эксплуатации
недостатками:
• большой процент дефектов при изготовлении
опор, обусловленный малой автоматизацией и
технологическим процессом производства;
•
необходимость применения специального
транспорта для перевозки опор и получения
разрешения на провоз изделий к месту строй-
ки в связи с фиксированной длиной стоек 22,6
и 26 м;
• сокращение долговечности конструкций за
счёт полученных при неправильной транспор-
тировке и складировании повреждений;
• необходимость установки ригелей для закре-
пления опор в грунтах с низкой несущей
способностью (что влечёт увеличение объёма
работ и стоимости монтажа), обусловлен-
ная невозможностью увеличения глубины
заделки опор ниже 3 метров без нарушения
габаритных расстояний из-за фиксированной
длины стоек;
• несоответствие стоек и опор ВЛ на их основе
требованиям действующих нормативных доку-
ментов (по трещиностойкости, толщине защит-
ного слоя, устойчивости заглублённой в грунт
части стойки к воздействию горизонтальных
сил и изгибающего момента), а также увеличе-
ние расчётных нагрузок на опоры, вызванное
ужесточением требований ПУЭ-7, приводят к
необходимости резкого сокращения пролётов
опор, увеличению количества опор и фунда-
ментов, линейной арматуры и гирлянд изоля-
торов на каждый километр трассы ВЛ.
При этом опыт эксплуатации железобетонных
опор на территории РФ показывает, что при
обеспечении технологий производства, транс-
портировки и монтажа стоек долговечность
железобетонных центрифугированных опор
сопоставима с долговечностью стальных много-
гранных опор.
Закладываемая при проектировании надёж-
ность железобетонных опор выше надёжности
металлических в силу существенных отличий
требований нормативной документации по
расчёту железобетонных и стальных конструк-
ций, а также в силу более строгих требований,
предъявляемых при механических испытаниях
опор ВЛ. В апреле 2013 года на ВЛ 330 кВ Новая
Каховка — Джанкой произошла авария, которая
привела к отключению Севастополя от электро-
энергии на два часа и перебоям в электроснаб-
жении Симферополя. Авария на линии электро-
передачи и отключение двух параллельных
ВЛ 330 кВ, питающих Крым, были вызваны паде-
нием металлической опоры из-за шквального
ветра с порывами до 30 м/с. Железобетонные
опоры на параллельной ВЛ 330 кВ остались в
работоспособном состоянии несмотря на усугу-
бившее сверхнормативные ветровые воздей-
ствия падение металлической опоры непосред-
ственно на провода ВЛ (рис. 2).
За последние 30 лет технология изготовления
стоек из центрифугированного железобетона
существенно изменилась. На заседании Рабочей
группы ОАО «Россети» по внедрению желе-
зобетонных опор из секционированных стоек
представителем крупнейшего в России произ-
водственного объединения по производству
железобетонных изделий ПО «Энергожелезобе-
тонинвест» В.Ю. Кустовым были представлены
94
XX заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
основные этапы технологического процесса произ-
водства. Для обеспечения качества и гарантирован-
ного срока эксплуатации центрифугированных опор
осуществляется строгое соблюдение технологии
изготовления на всех этапах производства при
максимальной автоматизации технологических
процессов. Собственная аттестованная лаборато-
рия предприятия осуществляет контроль качества
всех материалов, поступающих в производство, с
занесением каждой партии в базу данных предпри-
ятия. Приготовление бетонной смеси осуществляется
автоматически с фиксированием рецепта приготов-
ления в базе данных. Формирование металлического
каркаса изделия производится натяжением арматуры
для создания предварительно напряжённой конструк-
ции и передачей натяжения на опалубку. Опалубка
представляет собой разъёмную коническую
или цилиндрическую металлоформу (рис. 3).
После закладки бетонной смеси опалубка
помещается на специальную машину для
автоматического центрифугирования и затем
с изделием помещается в электромагнитную
камеру для нагрева и пропаривания, — созда-
ния необходимого для твердения бетонной
смеси температурно-влажностного режима.
Каждый этап технологической цепочки, а
также результаты контрольных и периодиче-
ских испытаний фиксируются в базе данных
предприятия.
Преимущества железобетонных опор и
автоматизация технологии производства,
гарантирующая высокое качество и долго-
вечность центрифугированного железобето-
на, позволили предложить новое техническое
решение изготовления железобетонных
центрифугированных опор из секциониро-
ванных стоек.
Новое поколение железобетонных опор,
которые будут соответствовать требовани-
ям действующих нормативных документов,
позволит избежать известных недостатков:
• изменение армирования для соответствия
требованиям по трещиностойкости повы-
сит жёсткость стойки, что минимизирует
повреждения при транспортировке;
• увеличение толщины защитного слоя
уменьшит начальное внутреннее напряже-
ние в бетоне, что увеличит долговечность
конструкций;
• применение современных составов бетон-
ной смеси и автоматизация производства
исключат дефекты при изготовлении стоек;
•
секционирование стоек на элементы
длиной до 11,3 м решит проблемы транс-
портировки и складирования;
• масса каждой секции составит 2—4 т, что
позволит применять стандартную технику
для монтажа и установки опоры;
•
обеспечение необходимой несущей
способности грунта основания при безри-
гельной установке стойки в грунт дости-
гается варьированием длины и диаметра
фундаментной секции.
Изготовление опор из секций различного
диаметра позволит оптимизировать опору
для конкретной ВЛ и приведёт к уменьшению
материалоёмкости линии. За счёт большей
Рис. 2. Аварийная ситуация на ВЛ 330 кВ
Н. Каховка — Джанкой в апреле 2013 года
Рис. 3. Металлоформы для изготовления
железобетонных центрифугированных секций
диаметром 800 мм на заводе «Рыбинскэнергоже-
лезобетон», г. Рыбинск
95
2–4 июня 2014 г., Нижний Новгород
несущей способности секционированных
стоек по сравнению с существующими
пролёты железобетонных опор сопоста-
вимы с пролётами стальных опор, что при
разнице в стоимости изготовления стоек
более чем в три раза приводит к сокраще-
нию стоимости изготовления и монтажа
конструкций в 1,6 и 2,8 раза по сравнению с
использованием многогранных или решёт-
чатых конструкций соответственно. Приме-
нение железобетонных опор на ВЛ 0,4 и
6—10 кВ также экономически оправдано.
При реконструкции ВЛ существующие
железобетонные опоры могут быть заме-
нены на более мощные железобетонные
опоры нового поколения без сокращения
пролётов с соблюдением требований
ПУЭ-7. Установка новых опор на место
старых позволит избежать необходимости
организации дополнительного землеот-
вода с изменением кадастровых номеров
участков под опоры.
Проект применения железобетонных
опор нового поколения получил одобре-
ние эксплуатирующих, строительно-
монтажных и проектных организаций,
в том числе ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО
«ЦИУС ЕЭС» в соответствии с решениями
протокола международной научно-практи-
ческой конференции «Опоры для умных
сетей: проектирование и реконструкция»,
прошедшей 24—27 июня 2013 года в
Санкт-Петербурге.
Производственные мощности совре-
менных производителей железобетонных
изделий подготовлены к массовому произ-
водству центрифугированных секциониро-
ванных стоек. При приготовлении бетонной
смеси в рецепт могут быть добавлены
цветообразующие добавки, не снижающие
её прочностных характеристик, но повыша-
ющие эстетические свойства изделия.
Технической политикой ОАО «Россети»
опоры ВЛ из железобетонных центрифу-
гированных секционированных стоек реко-
мендованы к применению на объектах ОАО
«Россети».
На заводе ООО «Рыбинскэнергожелезо-
бетон», входящем в ПО «Энергожелезобе-
тонинвест», изготовлены и успешно испы-
таны опытные образцы секционированных
стоек нового поколения. Образцы секционированных
стоек были представлены на выставке «Инновации.
Бизнес. Образование», г. Ярославль, и «Электри-
ческие сети России-2013», г. Москва (рис. 4). За
разработку железобетонной центрифугированной
секционированной стойки коллектив разработчиков
был награждён Золотой медалью выставки «Электри-
ческие сети России — 2013» (рис. 5).
В настоящее время ведётся разработка опор из
секционированных центрифугированных железобе-
тонных стоек для подвески СИП-3. За счёт высокой
несущей способности конструкций и применения
повышенных опор достигается существенный эконо-
мический эффект.
Рис. 4. Железобетонная центрифугированная
секционированная стойка на выставке
«Электрические сети России-2013»
Рис. 5. Диплом и золотая медаль выставки
«Электрические сети России-2013»
Оригинал статьи: Новые конструкции городских электрических сетей
На сегодняшний день в городских электрических сетях массово используются опоры ВЛ, изготовленные из вибрированного железобетона. Ввиду низкой долговечности таких стоек в последние 10 лет массовое распространение получили опоры из многогранного профиля, срок службы которых превышает срок службы опор из вибрированного железобетона практически в два раза. Однако и у этих конструкций есть свои недостатки. В первую очередь это стоимость — опоры из многогранного профиля в разы дороже железобетонных. Во-вторых, все конструкции многогранных опор низкого и среднего классов напряжения являются разработками заводов-изготовителей (а не специализированных проектных организаций), что влечёт за собой множество конструктивных недоработок, а также завышенную массу металлоконструкций. Кроме того, известны проблемы плохого качества сварки и оцинковки при их изготовлении. Существует альтернатива данным конструк-
циям — новые опоры из центрифугированного железобетона.