СЕТИ
РОССИИ
52
С
итуация
,
сложившаяся
в
2006—2007
годах
и
став
-
шая
своего
рода
катализато
-
ром
для
внедрения
тарифно
-
го
регулирования
RAB,
была
обуслов
-
лена
следующими
обстоятельствами
:
•
энергопотребление
в
большин
-
стве
регионов
России
в
связи
с
ростом
производ
-
ства
и
высокими
темпами
гражданского
строитель
-
ства
достигло
уровня
на
-
чала
90-
х
годов
прошлого
века
,
а
в
отдельных
регио
-
нах
—
превысило
его
;
•
темпы
развития
элек
-
тросетевой
инфраструкту
-
ры
значительно
отстава
-
ли
от
потребностей
регио
-
нов
.
Оплаты
потребителей
за
технологическое
присо
-
единение
хватало
только
на
строительство
участка
сети
,
необходимого
для
его
непо
-
средственного
подключе
-
ния
.
Средств
для
усиления
существующей
и
в
особен
-
ности
системообразующей
сети
было
недостаточно
;
•
электрические
сети
,
ос
-
новная
часть
которых
была
построена
в
70—80-
е
годы
,
несмотря
на
пери
-
одические
ремонты
и
ре
-
конструкцию
,
имели
физи
-
ческий
износ
порядка
60%.
Де
-
нежных
средств
,
необходимых
для
предотвращения
дальнейше
-
го
старения
основных
фондов
,
в
рамках
существовавшей
модели
тарифного
регулирования
«
затра
-
ты
плюс
»
выделялось
крайне
не
-
достаточно
;
•
прогнозы
социально
-
экономичес
-
кого
развития
субъектов
Федера
-
ции
,
а
также
основных
тенденций
в
электросетевом
комплексе
ука
-
зывали
на
дальнейшее
развитие
вышеперечисленных
трендов
.
Переход
на
метод
доходности
ин
-
вестированного
капитала
(RAB)
стал
своего
рода
спасительным
выходом
,
открывающим
широкие
возможно
-
сти
для
изменения
сложившейся
си
-
туации
.
Впервые
за
многие
годы
у
сетевых
компаний
появились
необ
-
ходимые
финансовые
ресурсы
для
реализации
программ
реконструк
-
ции
и
развития
электрических
сетей
.
Но
обладание
большими
инвести
-
ционными
ресурсами
влечет
за
со
-
бой
и
большую
ответственность
за
их
эффективное
использование
.
Если
раньше
у
сетевых
компаний
не
было
проблем
в
формировании
и
реализа
-
ции
инвестиционных
программ
—
по
-
требностей
в
строительстве
и
рекон
-
струкции
всегда
было
значительно
больше
,
чем
источников
для
их
реа
-
лизации
,
то
в
ближайшем
будущем
Новая
инвестиционная
стратегия сетевых
компаний при
переходе на RAB
С каждым годом все больше электросетевых компаний
России переходит на новый метод тарифного регули-
рования — RAB.
Александр ПАВЛОВ, эксперт, г. Екатеринбург
и
н
в
е
с
т
и
ц
и
и
инвестиции
53
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
при
повсеместном
внедрении
RAB-
методики
возможно
получение
об
-
ратного
эффекта
.
Это
в
первую
оче
-
редь
связано
с
тем
,
что
,
несмотря
на
избыток
объектов
,
которые
требова
-
лось
реализовать
,
количество
их
пла
-
нировалось
под
прогнозируемые
ин
-
вестиционные
источники
на
период
не
более
5
лет
.
Соответственно
,
при
увеличении
объемов
инвестицион
-
ных
программ
в
2—3
раза
реализа
-
ция
этих
технически
проработанных
объектов
произойдет
в
два
раза
бы
-
стрее
.
В
свою
очередь
,
важной
зада
-
чей
технических
служб
сетевой
ком
-
пании
становится
проработка
доста
-
точно
большого
массива
объектов
,
ранее
не
включаемых
в
инвестици
-
онные
программы
.
Кроме
того
,
следует
принимать
во
внимание
,
что
применение
RAB-
методики
предполагает
привлече
-
ние
значительного
объема
заем
-
ных
средств
для
реализации
инве
-
стиционных
программ
.
За
счет
это
-
го
и
предполагается
значительное
ежегодное
увеличение
объемов
ин
-
вестиционных
источников
.
Но
рано
или
поздно
привлеченные
заемные
средства
необходимо
будет
отдавать
,
а
это
,
в
свою
очередь
,
приведет
к
обратной
тенденции
—
сокращению
объемов
инвестиционных
программ
в
пользу
возврата
ранее
взятых
кре
-
дитов
.
По
оценкам
специалистов
,
пе
-
риод
роста
объемов
инвестицион
-
ных
программ
сетевых
компаний
продлится
10—15
лет
,
затем
наступит
непродолжительный
период
стабили
-
зации
,
а
потом
—
вынужденного
сни
-
жения
инвестиционной
активности
.
Очевиден
тот
факт
,
что
рост
энер
-
гопотребления
отечественной
эконо
-
мики
не
будет
постоянным
.
В
тече
-
ние
ближайших
10
лет
должна
насту
-
пить
стабилизация
,
обусловленная
такими
факторами
,
как
достижение
баланса
производства
и
потребле
-
ния
,
внедрение
энергоэффективных
технологий
.
Но
,
несмотря
на
это
,
за
-
дачей
сетевых
компаний
останется
реализация
программы
реновации
основных
производственных
фон
-
дов
(
стоимость
программы
ренова
-
ции
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»
составляет
более
2,8
трлн
руб
.)
и
программы
по
-
вышения
надежности
электроснаб
-
жения
потребителей
.
Кроме
того
,
не
следует
забывать
,
что
при
кажущей
-
ся
стабильности
величины
энерго
-
потребления
неизбежно
будет
изме
-
няться
состав
потребителей
—
созда
-
ние
,
ликвидация
,
слияние
и
разделе
-
ние
компаний
,
а
следовательно
,
и
то
-
пология
сети
.
Таким
образом
,
вместе
с
перехо
-
дом
на
RAB-
методику
у
сетевых
ком
-
паний
появляется
одна
очень
важ
-
ная
задача
—
грамотное
и
эффектив
-
ное
управление
инвестиционными
вложениями
.
В
основе
любой
системы
управле
-
ния
находится
стратегия
.
Она
опреде
-
ляет
цели
и
задачи
развития
компа
-
нии
,
на
ее
основе
формируются
дол
-
госрочные
и
краткосрочные
планы
.
В
любой
компании
стратегия
—
по
-
нятие
многогранное
.
При
ее
форми
-
ровании
следует
учитывать
все
суще
-
ствующие
и
перспективные
направ
-
ления
деятельности
как
внутреннего
,
так
и
внешнего
характера
.
Примени
-
тельно
к
электросетевым
компани
-
ям
при
разработке
стратегии
следует
учитывать
следующие
направления
:
•
техническое
развитие
и
эксплу
-
атация
электрических
сетей
;
•
закупочная
деятельность
,
капи
-
тальное
строительство
и
ремонты
;
•
управление
персоналом
;
•
экономика
и
финансовое
обеспе
-
чение
;
•
инновационная
деятельность
;
•
управление
собственностью
и
корпоративные
отношения
;
•
безопасность
.
При
этом
основой
для
форми
-
рования
долгосрочных
и
кратко
-
срочных
инвестиционных
программ
должна
стать
стратегия
технического
развития
компании
.
Под
термином
«
техническое
развитие
»
подразуме
-
вается
взаимосвязь
вопросов
стро
-
ительства
и
реновации
сетей
,
повы
-
шения
качества
их
эксплуатации
,
на
-
дежности
и
энергоэффективности
.
Что
же
такое
стратегия
техниче
-
ского
развития
?
Это
документ
,
уста
-
навливающий
первоочередные
и
долгосрочные
цели
и
задачи
техниче
-
ского
блока
электросетевой
компа
-
нии
по
всем
направлениям
его
дея
-
тельности
,
определяющий
основные
показатели
эффективности
его
(
бло
-
ка
)
деятельности
и
фиксирующий
не
-
обходимый
объем
инвестиционных
и
иных
затрат
,
выраженный
в
виде
конкретных
целевых
программ
.
ЦЕЛЕВЫЕ
ПРОГРАММЫ
Целевая
программа
—
конкрет
-
ный
,
пообъектный
,
ранжированный
по
приоритетам
реализации
пере
-
чень
мероприятий
,
выбранных
по
заданному
признаку
с
учетом
за
-
данных
критериев
,
реализация
ко
-
торых
приведет
к
достижению
по
-
ставленных
целей
.
Перечень
целе
-
вых
программ
электросетевой
ком
-
пании
может
быть
достаточно
широ
-
ким
—
от
20
до
50.
В
качестве
при
-
мера
можно
привести
следующие
программы
:
•
замена
отделителей
и
короткоза
-
мыкателей
на
подстанциях
на
вы
-
ключатели
;
•
реконструкция
ВЛ
35, 110
кВ
;
•
реконструкция
ВЛ
,
КЛ
0,4—10
кВ
;
•
реконструкция
ТП
,
РП
6—10/
0,4
кВ
;
•
развитие
центров
поддержки
кли
-
ентов
;
•
замена
масляных
выключателей
6—10
кВ
на
вакуумные
и
т
.
д
.
Для
получения
наиболее
четкого
и
объективного
выбора
объектов
,
ре
-
54
СЕТИ РОССИИ
ализация
которых
даст
наибольшую
эффективность
,
до
начала
процесса
формирования
целевых
программ
должны
быть
четко
определены
:
•
оптимальный
перечень
целевых
программ
(
как
правило
,
количе
-
ство
целевых
программ
прямо
пропорционально
детализации
проработки
объектов
и
трудоем
-
кости
процесса
);
•
критерии
отбора
объектов
для
це
-
левой
программы
;
•
требования
к
представлению
объектов
в
рамках
целевой
про
-
граммы
(
наличие
сопроводитель
-
ных
и
обосновывающих
докумен
-
тов
,
технического
задания
на
про
-
ектирование
и
т
.
д
.).
Для
достижения
наибольшего
эф
-
фекта
реализации
программ
,
а
так
-
же
обеспечения
удобства
работы
персонала
,
эксплуатирующего
сете
-
вые
объекты
,
диспетчерских
служб
,
подразделений
МТО
и
логистики
,
службы
заказчика
,
а
также
подряд
-
ных
организаций
рекомендуется
выполнить
синхронизацию
целевых
программ
—
сгруппировать
отдель
-
ные
объекты
,
находящиеся
в
пре
-
делах
3—5-
летнего
периода
плани
-
рования
,
по
следующим
признакам
,
если
работы
запланированы
:
•
на
одном
электросетевом
объек
-
те
35—500
кВ
;
•
в
распределительных
электриче
-
ских
сетях
0,4—20
кВ
,
располо
-
женных
в
пределах
одного
муни
-
ципального
образования
либо
подключенных
к
одному
центру
питания
35—220
кВ
.
Кроме
того
,
в
процессе
синхро
-
низации
следует
исключить
из
целе
-
вых
программ
одну
из
взаимопроти
-
Стратегия
технического
разви
-
тия
должна
стать
своего
рода
«
тех
-
ническим
заданием
»
для
формиро
-
вания
стратегии
по
смежным
на
-
правлениям
.
На
ее
основе
долж
-
ны
разрабатываться
мероприя
-
тия
по
капитальному
строительству
,
материально
-
техническому
обеспе
-
чению
и
логистике
,
а
также
форми
-
роваться
оптимальная
финансово
-
экономическая
модель
.
Эти
страте
-
гические
блоки
должны
быть
,
в
свою
очередь
,
взаимоувязаны
со
страте
-
гией
управления
персоналом
,
так
как
основной
ресурс
для
реализации
любых
планов
—
человек
.
Сбаланси
-
рованная
стратегия
в
этом
направле
-
нии
может
быть
получена
только
по
-
сле
2—3
итераций
смежного
страте
-
гического
моделирования
.
В
качестве
примера
можно
при
-
вести
ряд
задач
,
выставляемых
стра
-
тегией
технического
развития
смеж
-
ным
блокам
планирования
.
В
рамках
стратегии
блока
капи
-
тального
строительства
должен
быть
определен
способ
выполнения
ра
-
бот
(
подрядный
или
хозяйствен
-
ный
),
дана
оценка
возможностей
заводов
-
изготовителей
в
производ
-
стве
и
поставке
необходимого
ко
-
личества
оборудования
и
материа
-
лов
,
а
также
проектных
и
строитель
-
ных
организаций
в
выполнении
за
-
данного
объема
работ
в
определен
-
ные
сроки
с
заданным
качеством
.
Также
в
рамках
данного
стратегиче
-
ского
блока
следует
оценить
и
соб
-
ственные
силы
сетевой
компании
по
подготовке
необходимого
количе
-
ства
документации
для
организации
строительства
,
а
также
для
осущест
-
вления
непосредственного
контро
-
Рис
. 1.
Пример
разбивки
прогнозируемых
инвестиционных
источников
по
целевым
программам
(
направлениям
инвестиционных
вложений
)
Рис
. 2.
Взаимосвязь
некоторых
стратегических
направлений
деятельности
сетевой
компании
воречащих
работ
(
например
,
замена
ячеек
10
кВ
на
подстанции
и
модер
-
низация
устройств
РЗА
10
кВ
на
этой
же
ПС
).
Для
обеспечения
возможности
формирования
инвестиционных
про
-
грамм
на
основании
стратегии
тех
-
нического
развития
в
рамках
послед
-
ней
также
должны
быть
определе
-
ны
приоритеты
реализации
целевых
программ
и
объемы
(
доли
)
инвести
-
ционных
средств
,
направляемых
на
их
реализацию
в
рамках
краткосроч
-
ных
и
долгосрочных
периодов
пла
-
нирования
.
Пример
такой
разбивки
приведен
на
рис
. 1.
Более
того
,
стратегия
техни
-
ческого
развития
должна
разра
-
батываться
во
взаимной
увяз
-
ке
с
такими
блоками
,
как
страте
-
гии
—
капитального
строительства
,
финансово
-
экономическая
,
управле
-
ния
персоналом
(HR).
Их
взаимное
влияние
показано
на
рис
. 2.
55
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
ля
за
ним
.
На
основании
получен
-
ных
результатов
должны
быть
разра
-
ботаны
соответствующие
меропри
-
ятия
,
предоставлена
необходимая
информация
в
технический
блок
и
блок
управления
персоналом
.
При
формировании
финансово
-
экономической
стратегии
предпри
-
ятия
должны
приниматься
во
вни
-
мание
потребности
в
финансирова
-
нии
реализации
целевых
программ
технического
блока
,
а
также
затра
-
ты
на
возможное
необходимое
изме
-
нение
организационной
структуры
предприятия
.
В
ходе
работы
над
дан
-
ным
стратегическим
блоком
должны
быть
сделаны
выводы
о
достаточно
-
сти
собственных
средств
компании
и
возможностях
привлечения
допол
-
нительных
ресурсов
.
Полученная
ин
-
формация
направляется
для
коррек
-
тировки
программ
в
технический
и
HR-
блоки
.
Разрабатываемый
стратегиче
-
ский
блок
по
управлению
персона
-
лом
должен
учитывать
потребно
-
сти
структур
,
обеспечивающих
ре
-
ализацию
целевых
программ
,
и
финансово
-
экономические
возмож
-
ности
компании
.
Выводы
,
сделанные
в
рамках
проработки
этого
блока
,
должны
отразиться
в
планах
разви
-
тия
служб
заказчика
и
экономистов
.
При
переходе
от
стратегии
к
про
-
цессу
инвестиционного
планирова
-
ния
,
внешние
взаимосвязи
которо
-
го
в
настоящее
время
довольно
под
-
робно
и
жестко
регламентированы
постановлением
Правительства
РФ
№
977
от
01.12.2009,
следует
отме
-
тить
два
существенных
момента
:
1.
Регламентация
по
срокам
.
Не
-
качественная
подготовка
инвестици
-
онной
программы
в
установленные
законодательством
сроки
может
све
-
сти
«
на
нет
»
всю
подготовительную
деятельность
и
в
конечном
счете
чре
-
вата
сокращением
для
компании
ин
-
вестиционных
источников
.
2.
Сложности
ускорения
части
процесса
,
связанной
с
техническим
заполнением
всех
необходимых
фор
-
матов
инвестиционной
программы
.
Существующие
формы
представле
-
ния
инвестиционной
программы
за
-
полняются
в
формате
MS Excel,
на
их
качественное
заполнение
при
на
-
личии
всех
исходных
данных
обычно
уходит
от
1
до
3
недель
(
в
зависимо
-
сти
от
объема
программы
).
Для
оптимизации
процесса
ин
-
вестиционного
планирования
в
но
-
56
СЕТИ РОССИИ
Рис
. 4.
Упрощенная
схема
формирования
инвестиционной
программы
на
примере
организационной
структуры
МРСК
вых
условиях
,
регламентируемых
законодательно
,
целесообразно
вы
-
делить
в
отдельный
бизнес
-
процесс
компании
подготовительный
этап
технической
проработки
объектов
,
реализация
которого
должна
проис
-
ходить
в
течение
всего
календарно
-
го
года
,
и
очередная
его
итерация
будет
заканчиваться
до
начала
ра
-
бот
по
формированию
инвестицион
-
ной
программы
.
Укрупненно
схема
работ
на
данном
подготовительном
этапе
представлена
на
рис
. 3.
Тогда
время
сбора
исходной
ин
-
формации
на
стадии
формирования
инвестиционной
программы
будет
сведено
к
минимуму
(2—5
дней
).
Про
-
цесс
формирования
самой
програм
-
мы
укрупненно
может
быть
представ
-
лен
так
,
как
показано
на
рис
. 4.
В
заключение
следует
отметить
,
что
построить
процесс
четкого
много
-
уровневого
инвестиционного
плани
-
рования
,
основанного
на
стратеги
-
ческих
целевых
показателях
,
можно
по
-
разному
.
Основная
задача
техни
-
ческих
подразделений
любой
сетевой
компании
,
переходящей
на
RAB, —
незамедлительная
организация
пла
-
номерной
работы
по
анализу
и
от
-
бору
объектов
инвестиционной
дея
-
тельности
в
соответствии
с
установ
-
ленными
приоритетами
.
Рис
. 3.
Упрощенная
схема
подготовительного
этапа
—
технической
проработки
объектов
на
примере
организационной
структуры
МРСК
со
Оригинал статьи: Новая инвестиционная стратегия сетевых компаний при переходе на RAB
С каждым годом все больше электросетевых компаний России переходит на новый метод тарифного регулирования — RAB.