

34
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
4(35),
декабрь
2024
Подготовка
кадров
Мария
КУРИЛКИНА
,
к
.
п
.
н
.,
начальник
Центра
оценки
квалификаций
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
Независимая
оценка
квалификаций
—
инструмент
развития
персонала
Общеизвестно
,
что
основной
актив
любой
успешной
ком
-
пании
—
это
персонал
.
В
настоящее
время
разработано
множество
стратегий
,
методов
,
технологий
развития
пер
-
сонала
,
для
реализации
каждой
используются
свои
инстру
-
менты
.
Перед
этим
компании
проводят
оценку
персонала
,
обычно
выделяя
два
основных
критерия
оценки
работы
сотрудника
:
по
компетенциям
(
анализируют
личностные
ка
-
чества
,
поведенческие
характеристики
,
профессиональные
знания
,
навыки
и
умения
)
и
по
результатам
работы
(
сопо
-
ставляют
результаты
труда
сотрудника
с
теми
показателя
-
ми
,
которые
запланированы
для
конкретной
должности
).
Н
еобходимо
отметить
,
что
в
большинстве
случаев
,
говоря
об
оценке
и
развитии
персонала
,
имеют
в
виду
развитие
так
называемых
soft skills (
гибких
навыков
) —
универсальных
навыков
(
компетен
-
ций
),
не
связанных
с
определенной
профессией
или
специ
-
альностью
,
отражающих
личные
качества
работника
:
уме
-
ние
общаться
с
людьми
,
эффективно
организовывать
свое
время
,
творчески
мыслить
,
принимать
решения
,
брать
на
себя
ответственность
и
так
далее
.
Безусловно
, soft skills
играют
значительную
роль
при
выполнении
работником
своих
трудовых
функций
и
их
нуж
-
но
оценивать
и
при
необходимости
развивать
,
но
опреде
-
ляющее
значение
имеют
hard skills —
профессиональные
знания
,
умения
и
навыки
,
которые
позволяют
качественно
выполнять
возложенные
на
работника
задачи
.
И
именно
независимая
оценка
квалификаций
позволяет
оценить
про
-
фессиональный
уровень
сотрудника
(hard skills),
обеспечив
при
этом
объективный
подход
к
оценке
.
Что
же
такое
независимая
оценка
квалификации
и
как
ее
можно
использовать
в
качестве
инструмента
развития
пер
-
сонала
компании
?
Независимая
оценка
квалификации
(
НОК
)
работников
или
лиц
,
претендующих
на
осуществление
определенного
вида
трудовой
деятельности
—
это
процедура
подтвержде
-
ния
соответствия
квалификации
работника
(
соискателя
на
должность
)
положениям
профессионального
стандарта
или
квалификационным
требованиям
,
установленным
фе
-
деральными
законами
и
иными
нормативными
правовыми
актами
Российской
Федерации
,
проводимая
Центром
оцен
-
ки
квалификаций
в
соответствии
с
Федеральным
законом
«
О
независимой
оценке
квалификации
»
от
3
июля
2016
года
№
238-
ФЗ
.
Отличительная
черта
НОК
и
несомненное
преимуще
-
ство
для
работодателей
—
это
законодательная
регла
-
ментированность
процедуры
и
проведение
ее
сторонними
аккредитованными
профессиональными
центрами
,
что
обес
печивает
объективность
самой
оценки
и
повышает
уро
-
вень
доверия
работников
и
работодателей
к
ее
результатам
.
Независимая
оценка
квалификации
проводится
в
фор
-
мате
профессионального
экзамена
,
по
результатам
ко
-
торого
работнику
,
успешно
сдавшему
экзамен
,
выдается
свидетельство
о
квалификации
государственного
образца
.
Свидетельство
о
квалификации
—
это
своего
рода
гарантия
выполнения
работы
на
профессиональном
уровне
.
И
,
ко
-
нечно
же
,
компании
заинтересованы
в
получении
их
ра
-
ботниками
подобных
свидетельств
,
дающих
им
и
клиентам

35
(
потребителям
)
дополнительную
уверенность
в
качестве
выпускаемой
продукции
(
предоставлении
услуг
).
Профессиональный
экзамен
состоит
их
двух
частей
—
теоретической
(
проходит
в
виде
тестирования
)
и
практиче
-
ской
(
выполнение
производственных
задач
в
модельных
условиях
).
В
том
случае
если
работник
показал
неудовлетвори
-
тельный
результат
при
сдаче
профессионального
экзаме
-
на
(
теоретической
или
практической
части
),
Центр
оценки
квалификаций
выдает
ему
заключение
о
прохождении
эк
-
замена
.
Заключение
,
выдаваемое
работнику
по
результа
-
там
прохождения
профессионального
экзамена
,
содержит
конкретные
рекомендации
:
какие
знания
в
каких
областях
ему
необходимо
получить
для
качественного
выполнения
своих
должностных
обязанностей
.
Например
,
заключе
-
ние
по
результатам
прохождения
профессионального
экзамена
по
квалификации
«20.03000.02
Электромонтер
по
ремонту
и
монтажу
кабельных
линий
электропередачи
(4
уровень
квалификации
)»
может
содержать
следующие
темы
для
дополнительного
изучения
:
1.
Общая
технология
соединения
и
оконцевания
токопро
-
водящих
жил
кабелей
различных
конструкций
и
видов
изоляции
.
2.
Инструкция
по
монтажу
концевых
термоусаживающих
муфт
внутренней
и
наружной
установки
для
3-
жильных
кабелей
с
бумажной
маслопропитанной
изоляцией
с
броней
или
без
брони
на
напряжение
6
кВ
и
10
кВ
марок
ЗКВТп
-10,
ЗКНТп
-10.
3.
Правила
эксплуатации
электрических
станций
и
сетей
в
части
силовых
кабелей
.
4.
Правила
устройства
электроустановок
.
Особенности
монтажа
кабелей
во
взрывоопасных
помещениях
.
Тех
-
нические
условия
и
способы
прокладки
кабелей
в
любых
условиях
,
в
том
числе
по
болотам
,
через
реки
и
ручьи
,
по
конструкциям
мостов
.
5.
Инструкция
по
охране
труда
стропальщика
на
производ
-
стве
погрузки
/
разгрузки
подвижного
состава
,
автотран
-
спорта
грузоподъемными
кранами
.
Правила
погрузки
и
перевозки
кабеля
и
кабельных
барабанов
.
6.
Слесарный
,
мерительный
и
специальный
инструмент
для
кабельных
работ
.
Назначение
монтажных
приспосо
-
блений
и
конструкций
.
7.
Требования
охраны
труда
,
промышленной
и
пожарной
безопасности
,
производственной
санитарии
и
противо
-
пожарной
защиты
,
регламентирующие
деятельность
по
трудовой
функции
.
Правила
безопасности
при
работе
с
инструментами
и
приспособлениями
.
8.
Правила
допуска
к
работам
в
электроустановках
.
Прави
-
ла
по
охране
труда
при
эксплуатации
электроустановок
в
части
функциональных
обязанностей
производителя
работ
.
9.
Элементарные
сведения
о
марках
кабелей
и
кабель
-
ной
арматуры
,
области
их
применения
.
Назначение
и
конструкция
маслонаполненных
кабелей
,
арматуры
и
аппаратуры
к
ним
.
10.
Перечень
мероприятий
по
оказанию
первой
помощи
пострадавшим
на
производстве
.
Полученные
рекомендации
может
использовать
как
работник
для
самостоятельной
подготовки
и
устранению
пробелов
в
знаниях
и
умениях
,
так
и
его
руководитель
или
наставник
,
составляя
индивидуальный
план
развития
для
работника
.
Примеры
свидетельств
о
квалификации
государственного
образца
,
выдаваемых
соискателям
по
итогам
успешного
прохождения
НОК
Пример
заключений
,
выдаваемых
соискателям
по
итогам
неуспешного
прохождения
НОК

36
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
4(35),
декабрь
2024
В
настоящее
время
понятие
«
независимая
оценка
ква
-
лификации
»
основательно
вошло
в
лексикон
HR-
специ
-
алистов
и
не
только
.
Если
буквально
5
лет
назад
еще
мало
кто
из
работодателей
мог
пояснить
,
что
такое
не
-
зависимая
оценка
квалификации
,
то
сейчас
независимая
оценка
квалификации
становится
важным
элементом
управления
персоналом
организаций
,
так
как
профессио
-
нальный
уровень
подготовки
работников
является
одним
из
важнейших
аспектов
не
только
при
трудоустройстве
,
но
и
в
ходе
осуществления
трудовой
деятельности
.
Несмо
-
тря
на
то
,
что
обязательным
для
прохождения
этой
про
-
цедуры
является
ограниченный
перечень
квалификаций
(
профессий
),
работодатели
постепенно
внедряют
НОК
как
один
из
инструментов
развития
персонала
.
Внедрение
в
практику
и
использование
результатов
не
-
зависимой
оценки
квалификации
в
управлении
персоналом
позволяет
руководителям
организаций
:
–
снизить
период
адаптации
сотрудников
на
рабочем
месте
,
при
кадровом
перемещении
внутри
организации
,
при
освоении
нового
функционала
за
счет
более
точного
подбора
персонала
;
–
оптимизировать
бизнес
-
процессы
организации
путем
рациональной
расстановки
кадров
,
определения
долж
-
ностных
обязанностей
и
разработки
прозрачной
системы
Прохождение
независимой
оценки
квалификаций
в
формате
профессионального
экзамена
работниками
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
стимулирования
специалистов
с
учетом
ответственности
и
сложности
выполняемых
работ
;
–
упростить
аттестацию
персонала
внутри
организации
,
снизить
издержки
на
ее
проведение
;
–
организовывать
обучение
сотрудников
с
учетом
потреб
-
ностей
организации
и
готовности
работников
к
освоению
новых
компетенций
.
Так
,
результаты
независимой
оценки
квалификаций
,
помимо
освидетельствования
своего
персонала
на
соот
-
ветствие
требованиям
профессиональных
стандартов
или
квалификационных
требований
,
установленных
федераль
-
ными
законами
и
иными
нормативными
правовыми
актами
Российской
Федерации
,
работодатель
может
использовать
в
качестве
инструмента
развития
персонала
в
следующих
случаях
:
–
для
построения
системы
карьерного
роста
;
–
для
индивидуального
планирования
карьеры
;
–
для
формирования
команды
наставников
;
–
для
составления
индивидуального
плана
развития
;
–
для
дифференциации
системы
оплаты
труда
.
Независимая
оценка
квалификации
является
одним
из
действенных
и
важных
инструментов
развития
персо
-
нала
,
несомненно
полезна
и
самим
работникам
,
так
как
призвана
:
Подготовка
кадров

37
–
дать
возможность
подтверждения
и
признания
квалифи
-
кации
вне
зависимости
от
способов
ее
получения
;
–
позволить
продвигаться
в
профессии
;
–
выявить
свои
скрытые
профессиональные
возможности
;
–
быстро
приспособиться
к
новым
условиям
бизнеса
,
меняющимся
технологиям
и
инструментам
,
сократить
сроки
профессиональной
подготовки
и
обучения
;
–
повысить
шансы
на
рост
зарплаты
,
допуск
к
определен
-
ным
видам
работ
;
–
расширить
возможности
трудоустройства
;
–
дать
возможность
построить
хорошую
карьеру
.
В
качестве
примера
использования
результатов
НОК
как
инструмента
развития
персонала
можно
привести
опыт
ПАО
«
Россети
Московский
регион
».
Компания
интегрировала
процедуру
прохождения
неза
-
висимой
оценки
квалификаций
рабочих
в
систему
карьер
-
ного
роста
и
повышения
разрядов
,
когда
работник
при
пе
-
реходе
с
одной
ступени
карьерной
лестницы
на
другую
(
при
повышении
разряда
и
перехода
с
одной
должности
на
дру
-
гую
)
подтверждает
свою
квалификацию
,
сдав
профессио
-
нальный
экзамен
в
Центре
оценки
квалификаций
.
В
2021
году
на
базе
Учебного
центра
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
начал
свою
работу
Центр
оценки
ква
-
лификаций
электроэнергетики
,
аккредитованный
для
прове
-
дения
профессиональных
экзаменов
для
производственно
-
го
персонала
по
36
ключевым
квалификациям
(
в
частности
,
эксплуатация
подстанций
,
воздушных
и
кабельных
линий
,
оперативно
-
диспетчерский
персонал
,
релейная
защита
и
автоматика
)
с
выдачей
свидетельства
о
соответствии
тре
-
бованиям
профессиональных
стандартов
.
Всего
,
начиная
с
2021
года
,
проведено
более
1000
профессиональных
экза
-
менов
для
работников
технического
блока
компании
.
Независимая
оценка
квалификаций
как
инструмент
раз
-
вития
персонала
в
ПАО
«
Россети
Московский
регион
» —
это
не
разовая
акция
,
а
постоянное
«
прокачивание
»
деловых
и
личностных
качеств
сотрудников
.
Следует
подчеркнуть
,
что
НОК
—
профессиональный
экзамен
,
и
в
хорошем
смысле
является
встряской
,
выходом
из
зоны
комфорта
,
стимулирует
работников
к
самообразова
-
нию
и
обновлению
практических
знаний
и
навыков
.
Многие
важные
навыки
забываются
.
Независимая
оценка
квалифи
-
каций
позволяет
вернуться
к
этим
навыкам
.
А
несдача
экза
-
мена
не
должна
вести
за
собой
репрессивных
мер
.
Работо
-
датель
видит
,
каких
знаний
не
хватает
,
на
что
надо
обратить
внимание
.
Таким
образом
,
независимая
оценка
квалификаций
—
важный
инструмент
развития
персонала
,
гарант
безопас
-
ности
в
электроэнергетике
России
.
На
сайте
журнала
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и распределение
»
в
разделе
«
Книги
»
представлены
монографии
,
выпущенные
издательством
журнала
с
2009
года
.
Книги
основаны
на
накопленном
практическом
опыте
работы
по
отдельным
направлениям
развития
электроэнергетики
и
представляют
несомненную
практическую
ценность
для
специалистов
и руководителей
электросетевых
,
проектных
и подрядных
организаций
,
препо
-
давателей
и
студентов
профильных вузов
.
Большинство
изданий
размещено
в
открытом
доступе
.
КНИГИ на САЙТЕ
www.eepir.ru
КН
ра
не
сп
пп
д
Б
в
Оригинал статьи: Независимая оценка квалификаций — инструмент развития персонала
Общеизвестно, что основной актив любой успешной компании — это персонал. В настоящее время разработано множество стратегий, методов, технологий развития персонала, для реализации каждой используются свои инструменты. Перед этим компании проводят оценку персонала, обычно выделяя два основных критерия оценки работы сотрудника: по компетенциям (анализируют личностные качества, поведенческие характеристики, профессиональные знания, навыки и умения) и по результатам работы (сопоставляют результаты труда сотрудника с теми показателями, которые запланированы для конкретной должности).