26
СЕТИ
РОССИИ
техприсоединение
техприсоединение
—
Иван
Дмитриевич
,
как
оце
-
нивает
ситуацию
с
технологиче
-
ским
присоединением
профиль
-
ный
комитет
Госдумы
?
—
Как
неправильную
.
Убеждён
,
что
процедура
техприсоединения
должна
быть
простой
и
бесплатной
,
как
это
принято
в
большинстве
раз
-
витых
стран
.
Не
нужны
никакие
до
-
говоры
о
техприсоединении
,
ника
-
кие
оплаты
мощности
.
Достаточно
,
чтобы
потребители
,
в
том
числе
и
новые
,
регулярно
платили
за
полу
-
ченную
электроэнергию
по
рыноч
-
ной
стоимости
.
—
И
всё
?
—
И
всё
.
К
сожалению
,
трудно
сказать
,
когда
мы
дойдём
до
этого
на
практике
.
Пока
до
конца
не
по
-
нятно
,
что
можно
сделать
даже
в
краткосрочной
перспективе
.
Мно
-
гое
зависит
от
позиции
федераль
-
ной
власти
в
этом
вопросе
.
Насколько
мне
известно
,
сейчас
разные
команды
разрабатывают
проект
изменения
системы
цено
-
образования
в
электроэнергетике
и
теплоэнергетике
.
Только
после
того
,
как
мы
получим
готовые
мате
-
риалы
и
поймём
,
в
каком
направ
-
Неправильная
коррекция к
неправильным
реформам
Существующая проце-
дура технологического
присоединения новых
потребителей к элек-
трическим сетям под-
вергается серьёзной
критике как со стороны
участников процесса —
заявителей и электро-
сетевых компаний, —
так и со стороны регу-
лирующих и контроли-
рующих организаций. Многое необходимо менять.
Но что именно? И можно ли разработать эффектив-
ный механизм техприсоединения? На эти и другие
вопросы отвечает председатель комитета Государ-
ственной Думы РФ по энергетике Иван ГРАЧЁВ.
27
№ 6 (15), ноябрь-декабрь, 2012
лении
движутся
разработчики
, —
сможем
определить
,
куда
двигать
-
ся
дальше
.
—
В
нашей
стране
технологи
-
ческое
присоединение
всегда
было
бесплатным
.
Оплата
за
него
была
введена
при
руководителе
РАО
«
ЕЭС
России
»
Анатолии
Чубай
-
се
.
Его
команда
как
-
то
пыталась
оправдать
этот
шаг
,
убеждала
,
что
он
выгоден
всем
сторонам
про
-
цесса
.
Но
осталось
непонятным
:
кто
от
этого
выиграл
?
—
На
мой
взгляд
,
введение
оплаты
за
технологическое
при
-
соединение
было
связано
только
с
одним
:
попыткой
поправить
бук
-
сующую
реформу
электроэнерге
-
тики
.
Надежда
привлечь
частные
инвестиции
в
отрасль
путём
ре
-
структуризации
энергопредприя
-
тий
провалилась
.
Мне
сразу
было
понятно
,
и
об
этом
я
не
раз
гово
-
рил
,
что
никаких
частных
инвести
-
ций
ждать
не
следует
,
особенно
после
дробления
энергокомпаний
.
А
.
Чубайс
же
считал
наоборот
:
вот
сейчас
всё
разрушим
и
частные
инвестиции
пойдут
потоком
.
Одна
-
ко
практика
показала
,
что
отрасль
в
глазах
инвесторов
после
рефор
-
мирования
стала
ещё
менее
при
-
влекательной
.
Тогда
реформаторы
стали
искать
частные
ходы
,
чтобы
привлечь
средства
на
решение
текущих
проблем
.
Именно
таким
ходом
стало
введение
платы
за
техприсоединение
и
за
мощность
.
Это
не
что
иное
,
как
неправильная
коррекция
к
неправильным
рефор
-
мам
.
—
Но
даже
неправильную
про
-
блему
надо
как
-
то
решать
.
—
А
чтобы
решать
,
необходи
-
мо
признать
,
что
реформа
элек
-
троэнергетики
была
провальной
.
И
кардинально
изменить
базовые
положения
реформы
.
И
совершен
-
но
по
-
другому
направлять
феде
-
ральные
инвестиции
в
электроэ
-
нергетику
.
Это
обычные
,
рутинные
экономические
вопросы
.
Но
когда
о
них
начинают
говорить
с
высоких
трибун
,
они
сразу
политизируются
,
и
вместо
кропотливой
работы
воз
-
никает
политическая
дискуссия
.
—
Между
претендентами
на
техприсоединение
и
электросе
-
тевыми
компаниями
нередко
возникают
конфликты
.
Однако
за
несвоевременное
выполне
-
ние
заявок
энергетики
несут
на
-
казание
,
в
том
числе
и
в
виде
крупных
штрафов
,
а
заявители
за
неиспользование
полученной
мощности
никак
не
отвечают
.
Почему
?
—
Найти
виноватых
среди
заяви
-
телей
довольно
трудно
.
На
самом
деле
не
всё
зависит
от
конечно
-
го
потребителя
.
Когда
начинаешь
разбираться
,
почему
он
не
исполь
-
зует
дополнительную
мощность
,
которой
так
страстно
добивался
,
выясняется
,
что
потребитель
сам
оказался
в
незавидном
положе
-
нии
.
Например
,
планировал
запу
-
стить
в
эксплуатацию
предприятие
,
вроде
бы
всё
просчитал
,
а
на
пути
возникли
не
зависящие
от
него
ба
-
рьеры
.
Такое
часто
случается
из
-
за
нескоординированности
муници
-
пальных
и
региональных
планов
с
планами
энергетиков
,
а
также
из
-
за
несбалансированной
ситуации
в
обеспечении
первичными
энер
-
горесурсами
.
Конечно
,
можно
не
учитывать
эти
обстоятельства
и
задушить
зая
-
вителя
штрафами
,
но
предприятие
от
этого
не
заработает
.
Я
к
тому
,
что
сначала
нужно
со
-
гласовать
энергетические
и
регио
-
нальные
программы
,
а
потом
уже
решать
технические
вопросы
.
—
Должны
ли
за
некачествен
-
ное
планирование
нести
адми
-
нистративную
ответственность
региональные
власти
?
—
Должны
.
Но
в
нынешней
си
-
туации
практически
невозможно
распределить
степень
этой
ответ
-
ственности
.
Сначала
нужно
опре
-
делить
степень
федеральной
ответ
-
ственности
,
которая
тоже
остаётся
неясной
.
Как
видите
,
речь
идёт
о
неэффективном
планировании
в
целом
.
Поэтому
в
вопросах
тех
-
присоединения
никто
ни
за
что
не
отвечает
,
кроме
электросетевых
компаний
.
К
сожалению
,
мы
часто
пыта
-
емся
решать
текущие
проблемы
,
не
затрагивая
фундаментальные
вещи
.
Но
до
тех
пор
,
пока
мы
не
примемся
за
базовые
вопросы
,
никаких
позитивных
перемен
ожи
-
дать
не
следует
.
—
У
работников
электросе
-
тевых
компаний
накопилось
множество
предложений
по
во
-
просам
технологического
при
-
соединения
.
Как
их
реализо
-
вать
?
—
Пусть
направляют
предложе
-
ния
в
наш
комитет
ГД
по
энерге
-
тике
,
и
те
из
них
,
которые
имеют
практическую
ценность
,
мы
будем
проводить
на
законодательном
уровне
.
Если
профессиональным
электроэнергетикам
необходима
ещё
какая
-
то
моя
помощь
—
вне
-
сение
жизненно
важных
для
отрас
-
ли
поправок
либо
рекомендаций
правительству
по
исполнению
про
-
фильного
закона
, —
я
обязательно
это
сделаю
.
Вместе
с
тем
хотелось
бы
обра
-
тить
внимание
вот
на
что
:
сетеви
-
ки
не
всегда
понимают
,
что
как
бы
они
ни
старались
собрать
с
населе
-
ния
деньги
,
которые
им
необходи
-
мы
для
укрепления
электросетево
-
го
хозяйства
и
развития
сетей
,
они
всё
равно
не
соберут
.
Я
всегда
го
-
ворю
:
сначала
посчитайте
,
сколько
вам
нужно
денег
,
а
потом
думайте
,
откуда
их
взять
.
Например
,
по
моим
подсчё
-
там
,
капитальный
ремонт
домов
,
который
имеет
прямое
отноше
-
ние
к
энергоэффективности
,
ка
-
питальный
ремонт
сетей
и
модер
-
низация
генерации
(
в
том
числе
и
комбинированной
)
обойдутся
в
30
триллионов
рублей
.
Причём
осво
-
ить
эти
средства
нужно
в
течение
15
лет
,
потому
что
дальше
вступа
-
ют
в
силу
законы
амортизации
и
пр
.,
то
есть
начинаются
новые
рас
-
ходы
.
Значит
,
осваивать
нужно
два
триллиона
в
год
.
Можно
ли
собрать
такие
деньги
с
потребителей
?
Нет
.
Первая
же
попытка
приведёт
к
со
-
циальному
взрыву
,
потому
что
она
спровоцирует
удвоение
«
платёжек
»,
которое
население
воспримет
рез
-
ко
негативно
.
—
Какой
выход
?
—
Привлечь
федеральные
день
-
ги
,
которые
сейчас
уходят
в
разные
стабфонды
.
Для
меня
очевидно
:
ка
-
кие
бы
финансовые
и
технические
схемы
мы
ни
выдумывали
,
без
фе
-
деральных
денег
мы
не
обойдёмся
.
—
А
бюджетных
денег
хватит
?
—
В
бюджете
деньги
есть
.
Как
бы
нас
ни
пугали
мировым
кризисом
,
к
России
он
не
имеет
отношения
.
И
никакой
второй
волны
кризиса
не
будет
.
Я
об
этом
ещё
в
2009
году
говорил
и
оказался
прав
:
третий
год
у
нас
бюджет
профицитный
.
Толь
-
ко
в
этом
году
у
нас
образовалось
1,5
трлн
лишних
денег
.
Их
нужно
эф
-
фективно
использовать
,
в
том
числе
28
СЕТИ РОССИИ
направить
на
развитие
и
модерни
-
зацию
электросетевого
комплекса
.
Моя
задача
—
сделать
всё
для
того
,
чтобы
определённая
часть
средств
поступила
на
нужды
электроэнерге
-
тики
.
—
Сейчас
многие
заявители
,
намучившись
с
техприсоедине
-
нием
и
необузданным
ростом
тарифов
,
начали
строить
соб
-
ственную
генерацию
и
сети
.
По
-
явление
новых
действующих
энергообъектов
снижает
кон
-
троль
и
управляемость
энер
-
госистемы
.
Как
Вы
считаете
,
насколько
велики
риски
сниже
-
ния
надёжности
энергоснабже
-
ния
?
—
Эта
тема
имеет
отношение
к
распределённой
энергетике
в
целом
.
Считаю
,
что
малая
энерге
-
тика
должна
развиваться
,
она
по
-
зитивно
повлияет
на
ситуацию
с
энергоснабжением
в
целом
,
под
-
стегнёт
развитие
конкуренции
на
электроэнергетическом
рынке
.
В
рамках
«
большой
энергетики
»,
где
с
одной
стороны
—
крупный
по
-
ставщик
,
а
с
другой
—
потребитель
,
конкуренция
невозможна
.
Появле
-
ние
многочисленных
посредников
,
которых
у
нас
принято
выдавать
за
конкурирующие
организации
,
при
-
водит
не
к
усилению
конкурентной
борьбы
,
а
к
увеличению
накладных
расходов
.
Развитие
малой
распределён
-
ной
энергетики
радикально
изме
-
нит
картину
,
положительно
повлия
-
ет
на
экономическое
состояние
потребителей
.
В
то
же
время
рас
-
пределённая
энергетика
потребует
создания
новых
сетей
.
Подключе
-
ние
новых
сетевых
объектов
может
привести
к
нарушению
надёжности
энергоснабжения
в
целом
.
Чтобы
этого
не
произошло
,
нельзя
допу
-
стить
,
чтобы
распределённая
энер
-
гетика
развивалась
анархически
.
Развитием
распределённой
энергетики
необходимо
занимать
-
ся
целенаправленно
,
на
федераль
-
ном
уровне
,
причём
уже
сегодня
.
На
данном
этапе
следует
приняться
за
создание
целевой
федеральной
программы
.
Если
упустим
время
,
проблема
с
технологическим
при
-
соединением
к
сетям
не
решится
,
а
только
обострится
.
Беседовала
Екатерина
ГУСЕВА
Дмитрий
Нарывский
,
старший
юрисконсульт
отдела
урегулирования
споров
в
сфере
энерге
-
тики
Центра
Правовых
Технологий
«
ЮРКОМ
»
В
последние
годы
Правительством
Российской
Федерации
неоднократно
принимались
меры
,
на
-
правленные
на
существенное
упрощение
и
удешев
-
ление
процедуры
технологического
присоедине
-
ния
объектов
к
электрическим
сетям
.
В
частности
,
принят
ряд
Постановлений
—
от
24.09.2010
го
-
да
№
759,
от
01.03.2011
года
№
129,
от
29.12.2011
года
№
1178,
от
04.05.2012
года
№
442 —
о
внесении
из
-
менений
в
Правила
технологического
присоединения
.
Указанными
постановлениями
значительно
был
снижен
размер
пла
-
ты
за
технологическое
присоединение
энергопринимающих
устройств
максимальной
мощностью
,
не
превышающей
15
кВт
включительно
;
введена
возможность
беспроцентной
рассрочки
платежа
для
отдельных
категорий
заявителей
;
установлена
обязанность
сетевой
организации
по
урегулированию
вопросов
с
собственником
объектов
электросете
-
вого
хозяйства
,
через
объекты
которого
будет
осуществляться
опосре
-
дованное
присоединение
.
Несмотря
на
это
многие
процедурные
вопросы
технологического
присоединения
остаются
нерешёнными
и
требуют
дополнительных
разъяснений
,
уточнений
путём
внесения
изменений
в
законодатель
-
ство
.
Условно
такие
вопросы
можно
разделить
на
два
вида
–
касающиеся
потребителей
и
сетевых
компаний
.
Причем
в
условиях
,
когда
законода
-
телем
большее
внимание
уделено
проблемам
потребителей
,
спорные
вопросы
в
деятельности
сетевых
компаний
остались
практически
не
-
решенными
.
К
их
числу
можно
отнести
следующие
:
•
длительные
сроки
отвода
земельного
участка
для
строительства
новых
объектов
электросетевого
хозяйства
,
что
влечёт
за
собой
невозможность
соблюдения
сетевой
компанией
установленных
для
неё
сроков
выполнения
мероприятий
по
технологическому
при
-
соединению
;
•
отсутствие
у
сетевых
компаний
рычагов
воздействия
на
собствен
-
ников
частных
электрических
сетей
,
которые
отказываются
под
-
ключать
к
ним
дополнительных
потребителей
,
хотя
технически
это
возможно
;
•
расходование
сетевыми
компаниями
львиной
доли
средств
своих
инвестиционных
программ
на
строительство
электрических
сетей
для
льготных
потребителей
,
поскольку
стоимость
технологического
присоединения
такой
группы
лиц
(550
рублей
)
в
подавляющем
боль
-
шинстве
случаев
не
окупает
фактических
затрат
сетевых
компаний
;
•
отсутствие
в
законодательстве
права
сетевой
компании
запраши
-
вать
у
потребителей
подтверждения
объёма
мощности
,
указанного
в
заявке
.
Вследствие
этого
потребители
зачастую
запрашивают
мощ
-
ность
выше
,
нежели
им
реально
необходима
для
энергоснабжения
своих
объектов
,
а
сетевые
компании
несут
дополнительные
затраты
на
передачу
им
мощности
,
которая
фактически
не
используется
.
В
связи
с
этим
утверждение
Правительством
РФ
Плана
мероприя
-
тий
«
Повышение
доступности
энергетической
инфраструктуры
»,
кото
-
рый
должен
облегчить
процедуру
присоединения
к
электрическим
се
-
тям
как
для
потребителей
,
так
и
для
сетевых
компаний
,
является
мерой
своевременной
и
необходимой
.
Символично
,
что
План
мероприятий
содержит
положения
,
которые
позволят
решить
и
вышеуказанные
про
-
блемы
.
Главное
,
чтобы
реализация
«
дорожной
карты
»
не
расходилась
с
теми
целями
и
идеями
,
которые
в
ней
изначально
заложены
.
КОММЕНТАРИЙ
Оригинал статьи: Неправильная коррекция к неправильным реформам
Существующая процедура технологического присоединения новых потребителей к электрическим сетям подвергается серьёзной критике как со стороны участников процесса — заявителей и электросетевых компаний, — так и со стороны регулирующих и контролирующих организаций. Многое необходимо менять. Но что именно? И можно ли разработать эффективный механизм техприсоединения? На эти и другие вопросы отвечает председатель комитета Государственной Думы РФ по энергетике Иван ГРАЧЁВ.