140
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
БАРТОЛОМЕЙ
ПЁТР
ИВАНОВИЧ
профессор
Уральского
федерального
университета
,
действительный
член
Российской
академии
инженерных
наук
РФ
,
действительный
член
Международной
ассоциации
инженеров
-
электриков
(
США
),
заслуженный
работник
высшей
школы
России
,
д
.
т
.
н
.
НЕОБХОДИМО
РАЗВИВАТЬ
ИНЖЕНЕРНОЕ
МЫШЛЕНИЕ
В
ажнейшая
составляющая
доклада
—
ар
-
гументировано
показать
,
что
современ
-
ное
высшее
техническое
образование
не
в
состоянии
обеспечить
должное
качество
ин
-
женерной
подготовки
специалистов
по
направ
-
лению
«
Электроэнергетика
и
электротехника
»,
которое
так
необходимо
для
научно
-
техни
-
ческого
прогресса
и
энергетической
безопас
-
ности
России
.
Речь
также
идёт
о
тех
опасных
последствиях
,
которые
,
как
мне
кажется
,
мо
-
гут
привести
не
только
к
угрозе
энергетиче
-
ской
безопасности
и
отрицательно
сказаться
на
научно
-
техническом
прогрессе
в
области
электроэнергетики
,
но
и
привести
к
деградации
Высшей
инженерной
электроэнергетической
школы
страны
.
С
самого
начала
внедрения
западной
«
бо
-
лонской
»
системы
в
высшее
техническое
обра
-
зование
России
возник
барьер
между
научно
-
педагогической
общественностью
технических
направлений
и
Министерством
образования
и
науки
РФ
(
МОН
РФ
),
которое
,
игнорируя
значи
-
мость
и
достижения
отечественной
инженер
-
ной
школы
,
более
чем
на
90%
сократило
вы
-
пуск
инженеров
,
в
том
числе
по
направлению
«
Электроэнергетика
и
электротехника
».
По
-
видимому
,
сказалось
отсутствие
независимой
обратной
связи
между
идеологами
реформы
высшего
технического
образования
и
фактиче
-
скими
научно
-
педагогическими
исполнителями
в
системе
инженерно
-
технического
образова
-
ния
со
своим
совершенно
другим
менталите
-
том
.
Мнение
инженерной
профессуры
оказа
-
лось
полностью
игнорированным
.
Концентрированно
это
мнение
сформули
-
ровали
А
.
Ф
.
Дьяков
,
В
.
В
.
Платонов
в
статье
«
Об
ошибках
высшей
школы
России
при
под
-
готовке
специалистов
для
электроэнергетики
и
электротехники
»:
•
в
результате
прекращения
подготовки
инженерных
кадров
вопреки
высочайшему
мировому
научному
рейтингу
этих
спе
-
циальностей
наиболее
сложные
систе
-
мы
оборонно
-
промышленного
комплекса
,
важнейшие
отрасли
экономики
и
системы
жизнеобеспечения
России
оставлены
без
квалифицированного
инженерного
обслу
-
живания
;
•
отказ
от
выпуска
инженеров
в
России
даёт
лишь
экономический
эффект
в
уменьше
-
нии
на
15—20%
затрат
на
высшее
обра
-
зование
,
что
не
сопоставимо
с
потерей
возможности
грамотного
технического
обслуживания
и
обеспечения
безаварий
-
ного
состояния
сложнейшего
электро
-
энергетического
оборудования
и
системы
141
25–26 марта 2015 г.
управления
технологическим
процессом
производства
и
передачи
электроэнергии
.
Кроме
того
,
необходимо
иметь
в
виду
сле
-
дующее
.
1.
Идеология
гуманитарного
образования
без
какой
-
либо
коррекции
была
переложена
на
техническое
образование
с
опасным
креном
на
самостоятельное
изучение
дисциплин
(
за
-
очное
,
дистанционное
и
др
.)
и
минимизацией
роли
преподавателя
.
2.
Проявляется
и
уже
отрицательно
сказы
-
вается
непонимание
роли
инженерно
-
техниче
-
ского
образования
в
научно
-
техническом
про
-
грессе
России
.
Совершенно
не
умаляя
важности
гумани
-
тарного
образования
и
всемирных
достижений
в
этом
направлении
,
подчёркиваю
,
что
пере
-
нос
гуманитарных
принципов
высшего
образо
-
вания
на
инженерно
-
техническое
образование
(
ИТО
)
и
непонимание
роли
ИТО
в
научно
-
тех
-
ническом
прогрессе
(
НТП
),
в
котором
наша
страна
оказалась
сильно
отстающей
,
влекут
за
собой
катастрофические
последствия
.
Здесь
уместно
подчеркнуть
,
что
в
гумани
-
тарной
деятельности
пока
нет
проблемы
на
-
учно
-
гуманитарного
прогресса
,
а
для
развития
человечества
проблемы
научно
-
технического
прогресса
уже
в
ХХ
веке
стали
глобальными
и
наиболее
значимыми
.
Реформируя
высшее
образование
как
еди
-
ное
целое
,
МОН
РФ
сделало
главный
упор
на
формализацию
системы
знаний
и
компетенций
независимо
от
направлений
деятельности
спе
-
циалистов
.
Однако
инженерно
-
педагогическая
профессура
(
под
этим
термином
подразуме
-
ваю
всех
преподавателей
)
ратует
за
понима
-
ние
,
что
главным
в
инженерно
-
техническом
образовании
являются
не
знания
и
компетен
-
ции
(
хотя
,
понятно
,
без
надёжного
фундамен
-
та
здание
не
построить
),
а
умение
добывать
и
давать
новые
знания
,
без
которых
этот
самый
НТП
невозможен
.
Это
означает
,
что
вся
инже
-
нерная
педагогика
должна
быть
направлена
на
наработку
и
развитие
инженерного
мышления
.
В
свою
очередь
это
инженерное
мышле
-
ние
,
так
же
как
и
раскрытие
научного
потенци
-
ала
магистрантов
,
не
появляется
само
по
себе
без
тесного
взаимодействия
«
ученик
—
учи
-
тель
»,
в
нашем
случае
— «
студент
—
препо
-
даватель
».
Конечно
,
здесь
речь
не
идёт
об
ис
-
ключительных
личностях
.
Поэтому
,
во
-
первых
,
такие
формы
обучения
,
как
дистанционное
и
заочное
образование
,
обоснованно
приемле
-
мые
для
бакалавриата
,
оказываются
мало
-
пригодными
на
второй
,
более
высокой
ступе
-
ни
образования
,
важнейшими
целями
которой
должны
быть
обеспечение
НТП
и
энергетиче
-
ской
безопасности
страны
,
а
также
решение
новых
задач
импортозамещения
зарубежных
технологий
и
оборудования
.
Во
-
вторых
,
в
техническом
образовании
второго
уровня
неприемлема
чрезмерно
зани
-
женная
в
настоящее
время
роль
профессуры
как
в
материальном
,
так
и
в
моральном
плане
.
Сейчас
нет
мотивации
у
молодого
поколения
,
а
опытные
преподаватели
старшего
поколения
либо
ищут
дополнительный
заработок
,
либо
уходят
на
производство
.
Остающиеся
в
вузе
вынуждены
заниматься
бесконечной
формали
-
зацией
учебного
процесса
,
а
не
совершенство
-
ванием
содержания
специальных
дисциплин
и
методики
обучения
.
Более
того
,
некоторые
из
преподавателей
становятся
не
заинтере
-
сованными
в
высоком
качестве
выпускаемых
специалистов
,
усматривая
в
них
конкурентов
на
выполнение
нужной
им
высококвалифици
-
рованной
хорошо
оплачиваемой
работы
,
да
и
просто
из
-
за
дефицита
времени
.
Всё
это
не
-
совместимо
с
высококлассной
подготовкой
инженеров
и
магистров
,
которые
потенциаль
-
но
смогли
бы
вывести
Россию
в
лидеры
НТП
.
Конечно
,
качество
не
является
единственным
критерием
решения
проблемы
,
но
без
него
по
-
ставленная
цель
не
будет
достигнута
.
Что
касается
электроэнергетики
,
то
она
не
-
понятно
по
каким
причинам
была
признана
не
наукоёмким
направлением
деятельности
человека
.
В
качестве
контраргумента
отметим
,
что
по
результатам
исследований
комиссии
ЮНЕСКО
ООН
в
2011
г
.
названы
приоритетны
-
ми
и
наиболее
наукоёмкими
:
медицина
,
космо
-
навтика
и
энергетика
.
Основой
энергетики
и
электроэнергетики
страны
является
Единая
электроэнергетиче
-
ская
система
России
,
не
имеющая
себе
равных
технологических
систем
по
сложности
и
важ
-
ности
функционирования
как
по
масштабам
пространственного
расположения
,
сложности
142
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
и
многопараметричности
задач
online
управ
-
ления
,
так
и
по
последствиям
неэффективного
или
неграмотного
управления
с
потерей
устой
-
чивости
электрического
режима
.
Системная
энергетическая
безопасность
(
живучесть
),
то
есть
способность
системы
за
-
благовременно
выявлять
и
предотвращать
каскадное
развитие
аварий
с
массовым
пога
-
шением
потребителей
,
является
составной
ча
-
стью
Доктрины
энергетической
безопасности
России
,
входящей
в
государственную
програм
-
му
обеспечения
национальной
безопасности
.
С
этой
точки
зрения
позиция
МОН
РФ
не
соответствует
стратегии
развития
электро
-
энергетического
образования
,
направленной
на
обеспечение
энергетической
безопасности
и
НТП
.
Огромное
перепроизводство
инженеров
-
электроэнергетиков
в
советское
время
и
их
невостребованность
для
инженерной
(
творче
-
ской
)
деятельности
в
рамках
социалистиче
-
ской
плановой
экономики
не
означает
,
что
они
не
нужны
в
современной
и
будущей
России
.
Не
только
научно
-
педагогическая
обще
-
ственность
столь
категорична
в
суждениях
по
этой
проблеме
.
Например
,
председатель
Коми
-
тета
ГД
РФ
по
энергетике
И
.
Д
.
Грачёв
считает
,
что
замена
инженеров
бакалаврами
—
неком
-
петентными
специалистами
в
области
элек
-
троэнергетики
и
электротехники
—
катастро
-
фически
снижает
надёжность
работы
систем
жизнеобеспечения
и
энергетическую
безопас
-
ность
России
.
Важно
отметить
и
новые
угрозы
энергети
-
ческой
безопасности
,
например
,
в
экономиче
-
ском
аспекте
:
Россия
уже
сейчас
в
огромных
масштабах
покупает
электроэнергетическое
оборудование
,
а
также
информационное
и
про
-
граммное
обеспечение
за
границей
;
при
этом
Россия
начинает
приглашать
ещё
и
специали
-
стов
для
обслуживания
оборудования
и
техно
-
логических
процессов
без
прав
на
«
ноу
-
хау
»,
что
приводит
к
необходимости
дорого
оплачи
-
вать
их
услуги
,
тем
самым
также
нанося
вред
отечественной
экономике
.
Таким
образом
,
необходимо
признать
,
что
сформулирована
одна
из
важнейших
угроз
энергетической
безопасности
страны
—
поте
-
ря
инженерного
образования
.
Но
есть
и
другая
угроза
,
связанная
с
кри
-
зисом
высшего
инженерно
-
технического
об
-
разования
.
Глубокое
недофинансирование
по
заработной
плате
профессорско
-
преподава
-
тельского
состава
(
ППС
)
привело
и
далее
при
-
водит
к
старению
ППС
и
потере
преемствен
-
ности
поколений
из
-
за
возрастания
загрузки
преподавателей
и
необходимости
поиска
до
-
полнительного
заработка
,
снижения
внимания
,
приходящегося
на
одного
студента
.
При
этом
сказываются
сопутствующие
трудности
—
на
-
пример
,
выпускники
средней
школы
с
каждым
годом
«
слабеют
»
по
математике
и
физике
,
объёмы
новых
знаний
растут
из
-
за
быстрого
обновления
IT-
технологий
.
Наблюдается
,
во
-
первых
,
снижение
ком
-
петентности
инженерного
и
управленческого
персонала
,
приводящее
к
неэффективным
и
неоптимальным
решениям
,
к
снижению
без
-
аварийности
и
надежности
энергоснабжения
,
к
тяжёлым
авариям
,
т
.
е
.
к
снижению
уровня
энергобезопасности
регионов
и
страны
,
во
-
вторых
—
к
снижению
качества
вузовской
на
-
уки
и
,
как
следствие
,
к
замедлению
научно
-
тех
-
нического
прогресса
страны
.
Применительно
к
электроэнергетике
можно
сказать
,
что
в
современной
высшей
школе
не
-
возможно
обеспечить
необходимые
качества
инженерного
образования
.
Тезис
о
том
,
что
магистратура
снимает
про
-
блему
подготовки
инженерных
кадров
для
электроэнергетики
,
является
также
не
только
ошибочным
,
но
и
опасным
на
перспективу
,
по
-
скольку
«
научно
-
исследовательская
деятель
-
ность
»
и
«
инженерная
деятельность
»
не
тож
-
дественны
.
Поэтому
на
настоящем
этапе
осмысле
-
ния
наступившего
кризиса
электроэнергетики
без
качественной
подготовки
инженеров
не
-
обходимо
не
восстанавливать
инженерное
образование
в
прежнем
виде
или
в
форме
специалитета
,
а
создавать
на
базе
пока
ещё
сохранившейся
школы
инженерии
новое
двух
-
ступенчатое
инженерное
образование
с
кон
-
курсным
отбором
из
бакалавров
ограничен
-
ного
числа
претендентов
на
вторую
ступень
подготовки
специалистов
.
Из
сказанного
следует
,
что
инженерная
сту
-
пень
структурно
(
но
не
по
содержанию
)
близ
-
143
25–26 марта 2015 г.
ка
по
принципам
магистратуре
,
которая
также
формируется
на
конкурсной
основе
из
выпуск
-
ников
бакалавриата
и
также
является
второй
ступенью
образования
.
Здесь
хотелось
бы
остановиться
на
точке
зрения
,
которая
поддерживается
многими
мои
-
ми
коллегами
в
нашей
стране
,
работающими
в
области
электроэнергетического
образования
:
•
если
нужен
эксплуатационник
технического
оборудования
—
бакалавр
;
•
если
нужен
разработчик
новых
технологий
—
инженер
;
•
если
нужен
научный
исследователь
и
педа
-
гогический
работник
вуза
—
магистр
.
С
позиции
обсуждения
второго
уровня
выс
-
шего
электроэнергетического
образования
из
сказанного
вытекают
три
важных
вывода
.
1.
Магистратура
и
инженерная
подготов
-
ка
не
тождественны
.
Магистратура
не
должна
подменять
инженерное
образование
.
Инже
-
нерная
и
научно
-
исследовательская
деятель
-
ность
—
это
два
самостоятельных
,
хотя
и
тесно
взаимодействующих
вида
креативной
деятельности
специалиста
.
2.
Инженерное
образование
,
так
же
как
и
магистратура
,
должно
быть
только
на
конкурс
-
ной
основе
с
отбором
из
бакалавриата
на
ка
-
федрах
,
имеющих
свою
научную
школу
.
3.
Необходима
новая
модель
двухуров
-
невой
подготовки
специалистов
для
электро
-
энергетики
.
Возможная
модель
такой
подготовки
спе
-
циалистов
(
И
—
инженеров
и
М
—
магистров
)
для
электроэнергетики
показана
на
рисунке
.
Пропорции
между
заканчивающими
учёбу
на
уровне
бакалавра
(
Б
)
и
продолжающими
учиться
на
специалистов
(
И
и
М
)
могут
быть
и
другими
,
например
65, 25
и
10%.
Основываясь
на
современном
бакалав
-
риате
,
инженерная
подготовка
должна
быть
1,5
года
с
суммарным
сроком
об
-
учения
5,5
лет
.
Это
позволит
выпускаю
-
щим
кафедрам
снять
весеннее
напряже
-
ние
,
когда
идут
защиты
и
бакалавров
,
и
магистров
,
кроме
того
,
восполнить
недо
-
статки
первого
уровня
.
Как
известно
,
МОН
РФ
предложило
два
вида
магистратуры
с
двухлетним
курсом
обучения
после
бакалавриата
,
Рис
.
Возможная
модель
двухуровневой
подготовки
специалистов
для
электроэнергетики
образно
говоря
,
инженерную
(
ИМ
)
и
научно
-
исследовательскую
(
НИМ
)
магистратуру
.
Тем
самым
министерство
фактически
признаёт
,
что
была
допущена
ошибка
в
ликвидации
ин
-
женерного
образования
,
но
не
признаёт
эту
ошибку
,
заталкивая
инженерное
образование
в
рамки
магистратуры
.
Поэтому
предлагае
-
мая
нами
модель
не
есть
главный
повод
для
обсуждения
.
Здесь
важно
,
что
заложить
в
ин
-
женерное
и
магистерское
образование
,
чтобы
выпускники
вуза
имели
достаточный
потенци
-
ал
для
участия
в
НТП
и
сохранении
энергети
-
ческой
безопасности
страны
.
Принципы
реа
-
лизации
модели
министерства
,
к
сожалению
,
не
позволяют
добиться
успеха
в
достижении
указанной
цели
.
На
наш
взгляд
,
важно
подчеркнуть
основ
-
ные
концептуальные
положения
модели
под
-
готовки
специалистов
для
электроэнергетики
,
направленные
на
обеспечение
научно
-
техни
-
ческого
прогресса
и
энергетической
безопас
-
ности
России
.
1.
Инженер
—
это
не
должность
,
а
ква
-
лификация
.
Нужно
поломать
сложивший
-
ся
стереотип
,
в
котором
путают
инженерную
должность
и
инженерную
деятельность
.
Как
было
отмечено
выше
,
объём
выпуска
инжене
-
ров
ранее
был
по
сравнению
с
западными
мер
-
ками
неимоверно
завышен
.
В
советское
время
инженерной
(
творческой
)
деятельностью
зани
-
мались
не
более
10—15%
выпускников
техни
-
ческих
вузов
,
работающих
по
специальности
.
На
современном
этапе
развития
нашего
обще
-
ства
инженерной
должности
вообще
не
должно
быть
,
поскольку
инженер
—
это
не
должность
,
144
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
а
квалификация
.
Не
настаивая
на
однознач
-
ности
названий
должностей
,
думаю
,
что
в
ка
-
честве
примера
могут
быть
«
специалист
1-
ой
категории
», «
специалист
2-
й
категории
»
и
др
.
2.
Развитие
инженерного
мышления
.
Одна
из
основных
целей
высшего
техническо
-
го
образования
состоит
в
обеспечении
возмож
-
ности
развития
инженерного
мышления
.
Как
было
отмечено
выше
,
речь
идёт
не
о
получе
-
нии
необходимых
знаний
,
а
об
умении
«
добы
-
вать
эти
знания
»
на
основе
логики
(
логическо
-
го
мышления
),
понимания
физики
изучаемых
явлений
,
математики
,
новых
компьютерных
и
информационных
технологий
.
Из
опыта
работы
по
направлению
«
Элек
-
троэнергетика
»
считаю
полезным
рекомендо
-
вать
кроме
«
Специальных
вопросов
»
данного
образовательного
направления
на
2-
й
ступени
изучать
дисциплину
«
Специальные
вопросы
математики
»,
которая
должна
читаться
про
-
фессурой
выпускающей
кафедры
,
хотя
это
не
исключает
взаимодействия
с
«
общими
»
кафе
-
драми
математики
.
В
этом
случае
абстракт
-
ные
вопросы
математической
теории
лучше
увязываются
с
конкретикой
технологических
процессов
и
явлений
.
При
этом
непременным
условием
является
изучение
иностранного
языка
(
лучше
английского
)
не
только
как
языка
научных
и
технических
статей
и
докладов
,
но
и
языка
общения
с
иностранными
коллегами
и
специалистами
.
3.
Образование
должно
быть
опережа
-
ющим
на
основании
системного
подхода
к
изучению
любого
физического
явления
,
про
-
цесса
или
объекта
.
Речь
идёт
о
том
,
что
,
во
-
первых
,
многие
технологии
быстро
устаревают
.
Есть
такой
термин
«
период
полураспада
знаний
(
ППРЗ
)».
Например
,
в
электронике
,
компьютер
-
ных
технологиях
ППРЗ
составляет
1,5—2
года
.
Во
-
вторых
,
отсутствие
системного
взгляда
часто
приводит
к
неверным
суждениям
,
что
особенно
проявляется
в
больших
электро
-
энергетических
системах
.
В
основу
магистер
-
ского
(
так
же
как
и
потерянного
инженерного
)
образования
должен
быть
положен
системный
подход
,
в
котором
любой
технический
элемент
(
деталь
,
процесс
,
явление
,
дисциплина
и
т
.
д
.)
рассматривается
в
его
взаимосвязи
как
часть
более
общего
.
Системный
подход
позволяет
выявить
причинно
-
следственную
связь
в
из
-
учаемых
явлениях
и
процессах
,
чего
зачастую
наше
высшее
образование
не
обеспечивает
.
4.
Только
научный
подход
в
образо
-
вании
(
другими
словами
—
только
соб
-
ственная
научная
школа
кафедры
)
может
обеспечить
требование
к
обучению
на
опере
-
жение
.
Характерным
примером
может
служить
формирование
трёх
магистерских
программ
по
направлению
«
Электроэнергетика
и
электро
-
техника
»
для
Международного
университета
ШОС
на
сновании
предложений
кафедр
УРФУ
(
Екатеринбург
),
НИУ
«
МЭИ
» (
Москва
),
НГТУ
(
Новосибирск
).
Министерство
образования
и
науки
РФ
не
стало
создавать
единую
универ
-
сальную
магистерскую
программу
,
а
предста
-
вило
в
МУШОС
три
программы
трёх
наиболее
сильных
научных
школ
,
обеспечивая
возмож
-
ность
выбора
по
интересам
.
Поскольку
в
настоящее
время
пока
отсут
-
ствует
Государственный
образовательный
стандарт
инженерной
подготовки
специали
-
стов
по
направлению
«
Электроэнергетика
и
электротехника
»,
то
следует
воспользоваться
вышеотмеченным
опытом
разработки
Само
-
стоятельного
образовательного
стандарта
(
СОС
)
магистратуры
по
данному
направлению
для
МУШОС
,
привлекая
соответствующие
вы
-
пускающие
кафедры
ряда
других
втузов
.
5.
«
Практико
-
ориентированное
»
обу
-
чение
чаще
всего
в
технике
становится
тормозом
научно
-
технического
прогрес
-
са
.
При
формировании
инженерной
и
маги
-
стерской
программ
в
их
содержательной
части
чаще
всего
нельзя
ориентироваться
только
на
запросы
производственной
сферы
и
работода
-
телей
,
как
это
декларируется
в
министерских
концепциях
.
Работодатель
и
«
практика
»
никог
-
да
не
формировали
новое
научное
направле
-
ние
.
Они
иногда
формулируют
задачи
,
но
не
способ
и
метод
их
решения
.
Более
того
,
производственная
сфера
уже
сейчас
компенсирует
дефицит
инженеров
,
во
-
первых
,
заманивая
студентов
на
работу
и
отрывая
их
от
учебного
процесса
,
во
-
вторых
,
заказывая
на
платной
основе
магистров
и
рас
-
сматривая
их
как
улучшенных
инженеров
,
тем
самым
снижая
приток
молодёжи
к
научно
-
пе
-
дагогической
деятельности
.
145
25–26 марта 2015 г.
Придерживаюсь
точки
зрения
,
согласно
которой
магистры
в
составе
научно
-
исследо
-
вательских
коллективов
должны
уметь
найти
или
разработать
подходящий
способ
или
ме
-
тод
решения
поставленной
задачи
.
Инженеры
должны
найти
и
предложить
соответствую
-
щую
технологию
реализации
и
технические
разработки
с
учётом
критериев
экономичности
и
надёжности
.
Действительно
,
практик
много
знает
о
со
-
временном
состоянии
,
но
не
может
без
теории
заглянуть
в
будущее
,
дать
не
только
новое
направление
,
но
и
новый
импульс
развитию
техники
.
Ещё
раз
должен
оговориться
—
это
не
касается
одиночек
мирового
уровня
,
что
не
решает
проблему
в
целом
.
Это
также
не
озна
-
чает
,
что
роль
практики
в
образовании
нужно
принизить
или
исключить
.
Безусловно
,
когда
работодатели
и
проектно
-
эксплуатационные
организации
формируют
свои
научно
-
иссле
-
довательские
подразделения
и
опираются
на
сотрудничество
с
выпускающими
кафедрами
,
то
такое
научное
и
практическое
взаимодей
-
ствие
становится
исключительно
полезным
и
продуктивным
для
обеих
сторон
.
Характерным
примером
является
роль
Системного
операто
-
ра
ЕЭС
и
его
филиалов
в
сохранении
научно
-
го
потенциала
и
подготовке
специалистов
на
многих
выпускающих
кафедрах
электроэнер
-
гетического
профиля
.
6.
Индивидуализация
обучения
и
повы
-
шение
материальной
заинтересованно
-
сти
преподавателей
в
подготовке
специ
-
алистов
.
Все
идеи
вышестоящих
пяти
пунктов
рухнут
как
карточный
домик
,
если
не
будет
ре
-
шена
важнейшая
проблема
взаимодействия
«
ученик
—
учитель
», «
студент
—
преподава
-
тель
».
Отрывая
одно
от
другого
,
заведомо
гу
-
бим
результат
,
то
есть
качество
образования
.
Как
было
отмечено
выше
,
в
современной
российской
системе
высшего
технического
об
-
разования
торжествует
гуманитарный
подход
,
в
котором
роль
преподавателя
столь
занижена
,
что
не
дано
даже
думать
об
индивидуализации
обучения
,
без
которой
невозможно
развивать
у
студента
инженерное
мышление
и
научную
инициативу
выпускников
второго
уровня
,
хотя
для
бакалавров
это
в
какой
-
то
мере
приемле
-
мо
.
Известно
,
что
«
личностно
ориентирован
-
ная
педагогика
»
в
рамках
«
болонского
про
-
цесса
»
перенесена
на
высшее
техническое
образование
как
«
студентоориентированное
»
обучение
.
Поскольку
вся
педагогика
такого
об
-
учения
направлена
на
всестороннее
развитие
личности
,
то
,
по
признанию
идеологов
такого
образования
,
его
можно
реализовать
лишь
в
малой
группе
и
на
индивидуальных
занятиях
,
а
это
приводит
к
противоречию
со
структурой
ву
-
зовского
образования
,
в
котором
не
заложена
индивидуализация
обучения
ни
по
времени
,
ни
по
заработной
плате
преподавателей
.
Более
того
,
если
на
стадии
бакалавриа
-
та
ещё
можно
говорить
о
том
,
что
вузовское
преподавание
должно
помочь
студенту
со
-
риентироваться
в
выборе
направления
бу
-
дущей
профессиональной
деятельности
,
то
вторая
ступень
инженерного
и
магистерского
образования
не
предполагает
формирования
личности
,
а
ставит
совсем
другие
цели
,
о
ко
-
торых
шла
речь
выше
.
Здесь
нужна
индивиду
-
ализация
учебных
и
исследовательских
задач
,
чтобы
обеспечить
самостоятельную
работу
студентов
.
Самостоятельная
работа
должна
сопровождаться
усилением
взаимодействия
«
студент
—
преподаватель
(
профессор
)»,
так
как
необходимо
совместное
проведение
экс
-
периментов
,
научных
и
лабораторных
иссле
-
дований
,
написание
статей
и
докладов
и
др
.
Немаловажным
фактором
является
личное
на
-
учно
-
творческое
и
духовное
общение
студента
с
преподавателем
.
Такая
индивидуализация
взаимоотноше
-
ния
«
преподаватель
—
студент
»
без
достойной
оплаты
труда
преподавателей
второго
уровня
образования
невозможна
,
а
без
этого
невоз
-
можно
обеспечить
высокое
качество
высше
-
го
электроэнергетического
образования
.
Как
следствие
,
инженерное
и
магистерское
обра
-
зование
не
должно
быть
коммерческим
,
чтобы
убрать
зависимость
зарплаты
преподавателей
от
числа
выпускников
.
Здесь
же
считаю
умест
-
ным
обратить
внимание
на
опасность
пере
-
косов
в
балльно
-
рейтинговой
системе
оценки
знаний
студентов
на
второй
ступени
техниче
-
ского
образования
.
Принижая
роль
препода
-
вателя
на
этапе
экзаменационных
испытаний
,
сталкиваемся
с
ситуациями
,
когда
«
усердный
бездарь
»
получает
зелёный
свет
на
дальней
-
146
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
шее
обучение
несмотря
на
полученную
не
-
удовлетворительную
оценку
.
Полезно
отметить
ещё
один
серьёзный
ар
-
гумент
для
обоснования
усиления
индивидуа
-
лизации
обучения
специалистов
через
непре
-
рывное
взаимодействие
с
преподавателями
.
Различные
по
характеру
и
направленности
за
-
казы
предприятий
электроэнергетики
обуслов
-
ливают
решение
вопросов
узкопрофильной
подготовки
отдельных
специалистов
для
раз
-
работки
и
внедрения
новых
наукоёмких
техно
-
логий
в
конкретных
условиях
заказчиков
.
При
существующем
«
поточном
»
обучении
,
когда
действует
соотношение
1:10 (
на
одно
-
го
преподавателя
приходится
10
студентов
),
нельзя
добиться
высокого
качества
подготов
-
ки
технических
специалистов
.
Европейские
и
американские
показатели
не
только
в
маги
-
стратуре
,
но
и
в
бакалавриате
и
инженерной
подготовке
по
техническим
направлениям
ко
-
леблются
вокруг
1:4.
Зарубежная
профессура
тратит
меньше
времени
на
аудиторные
заня
-
тия
(200—250
часов
)
и
больше
занимается
с
отдельными
студентами
.
Что
заставляет
задуматься
?
Проблему
под
-
готовки
инженерных
кадров
в
России
обсужда
-
ли
29.03.2011
на
брифинге
в
РИА
«
Новости
»
помощник
президента
РФ
Аркадий
Дворкович
,
заместитель
министра
образования
и
науки
РФ
Алексей
Пономарев
и
заместитель
мини
-
стра
промышленности
и
торговли
РФ
Андрей
Дементьев
.
Обсудили
массу
вопросов
—
от
обеспечения
инженеров
жильём
до
повыше
-
ния
стипендии
на
приоритетных
инженерных
специальностях
.
Но
в
этом
обсуждении
не
было
сказано
ни
единого
слова
о
роли
и
ме
-
сте
преподавателей
в
подготовке
инженерных
кадров
.
23
июня
2012
года
новый
министр
образо
-
вания
и
науки
Д
.
В
.
Ливанов
назвал
три
главных
изменения
в
системе
образования
в
ближай
-
шее
время
:
структурные
,
институциональные
и
содержательные
.
Но
при
этом
оставил
от
-
крытым
вопрос
:
могут
ли
преподаватели
рас
-
считывать
на
нормальный
образ
жизни
без
по
-
иска
дополнительного
заработка
и
не
снижать
качество
инженерного
образования
?
К
сожалению
,
приходится
признать
,
что
при
сохранении
существующего
уровня
финанси
-
рования
второй
ступени
высшего
технического
образования
и
нормативов
загрузки
препода
-
вателей
всякие
попытки
достижения
высокого
качества
подготовки
специалистов
по
направ
-
лению
«
Электроэнергетика
и
электротехника
»
останутся
безуспешными
.
Есть
ли
выход
?
Энергетическое
сообще
-
ство
России
под
эгидой
Комитета
Государ
-
ственной
Думы
РФ
по
энергетике
должно
,
как
мне
кажется
,
разработать
платформу
финан
-
сового
обеспечения
НТП
и
энергетической
безопасности
страны
,
включая
финансирова
-
ние
подготовки
инженерных
и
научных
кадров
для
отрасли
.
Просматриваются
такие
пути
,
как
создание
Энергетического
фонда
России
,
ор
-
ганизация
целевых
заказов
на
подготовку
спе
-
циалистов
высокой
квалификации
(
инженеров
и
магистров
),
создание
базовых
кафедр
с
са
-
мостоятельным
бюджетом
.
Выводы
1.
Для
обеспечения
научно
-
технического
прогресса
и
энергетической
безопасности
Рос
-
сии
в
области
электроэнергетики
необходимо
на
базе
пока
ещё
сохранившейся
школы
инже
-
нерии
создавать
новую
вторую
ступень
высше
-
го
инженерного
и
научно
-
технического
обра
-
зования
с
конкурсным
отбором
из
бакалавров
ограниченного
числа
претендентов
на
вторую
ступень
подготовки
специалистов
.
2.
Гуманитарные
представления
о
техни
-
ческом
образовании
без
учёта
его
влияния
на
научно
-
технический
прогресс
не
должны
пре
-
валировать
и
подавлять
мнение
профессуры
,
специализирующейся
в
педагогике
инженер
-
но
-
технического
образования
и
формировании
инженерного
мышления
.
3.
Обеспечить
высокое
качество
инженер
-
ного
и
магистерского
образования
без
инди
-
видуализации
обучения
и
усиления
статуса
преподавателей
(
как
в
материальном
,
так
и
в
моральном
плане
)
невозможно
.
Преподавате
-
ли
с
заработком
ниже
среднего
по
отрасли
ни
-
когда
не
обеспечат
высокое
качество
учебного
процесса
.
Их
надо
освободить
от
«
подзараба
-
тывания
»
денег
.
4.
Проблема
не
может
быть
решена
без
фи
-
нансовой
помощи
со
стороны
энергетического
сообщества
России
.
Оригинал статьи: Необходимо развивать инженерное мышление
Важнейшая составляющая доклада — аргументировано показать, что современное высшее техническое образование не в состоянии обеспечить должное качество инженерной подготовки специалистов по направлению «Электроэнергетика и электротехника», которое так необходимо для научно-технического прогресса и энергетической безопасности России. Речь также идёт о тех опасных последствиях, которые, как мне кажется, могут привести не только к угрозе энергетической безопасности и отрицательно сказаться на научно-техническом прогрессе в области электроэнергетики, но и привести к деградации Высшей инженерной электроэнергетической школы страны.