Необходимо развивать инженерное мышление

Page 1
background image

Page 2
background image

140

XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

БАРТОЛОМЕЙ

 

ПЁТР

 

ИВАНОВИЧ

профессор

 

Уральского

 

федерального

 

университета

действительный

 

член

 

Российской

 

академии

 

инженерных

 

наук

 

РФ

действительный

 

член

 

Международной

 

ассоциации

 

инженеров

-

электриков

 (

США

), 

заслуженный

 

работник

 

высшей

 

школы

 

России

д

.

т

.

н

.

НЕОБХОДИМО

 

РАЗВИВАТЬ

 

ИНЖЕНЕРНОЕ

 

МЫШЛЕНИЕ

В

ажнейшая

 

составляющая

 

доклада

 — 

ар

-

гументировано

 

показать

что

 

современ

-

ное

 

высшее

 

техническое

 

образование

 

не

 

в

 

состоянии

 

обеспечить

 

должное

 

качество

 

ин

-

женерной

 

подготовки

 

специалистов

 

по

 

направ

-

лению

 «

Электроэнергетика

 

и

 

электротехника

», 

которое

 

так

 

необходимо

 

для

 

научно

-

техни

-

ческого

 

прогресса

 

и

 

энергетической

 

безопас

-

ности

 

России

Речь

 

также

 

идёт

 

о

 

тех

 

опасных

 

последствиях

которые

как

 

мне

 

кажется

мо

-

гут

 

привести

 

не

 

только

 

к

 

угрозе

 

энергетиче

-

ской

 

безопасности

 

и

 

отрицательно

 

сказаться

 

на

 

научно

-

техническом

 

прогрессе

 

в

 

области

 

электроэнергетики

но

 

и

 

привести

 

к

 

деградации

 

Высшей

 

инженерной

 

электроэнергетической

 

школы

 

страны

.  

С

 

самого

 

начала

 

внедрения

 

западной

 «

бо

-

лонской

» 

системы

 

в

 

высшее

 

техническое

 

обра

-

зование

 

России

 

возник

 

барьер

 

между

 

научно

-

педагогической

 

общественностью

 

технических

 

направлений

 

и

 

Министерством

 

образования

 

и

 

науки

 

РФ

 (

МОН

 

РФ

), 

которое

игнорируя

 

значи

-

мость

 

и

 

достижения

 

отечественной

 

инженер

-

ной

 

школы

более

 

чем

 

на

 90% 

сократило

 

вы

-

пуск

 

инженеров

в

 

том

 

числе

 

по

 

направлению

 

«

Электроэнергетика

 

и

 

электротехника

». 

По

-

видимому

сказалось

 

отсутствие

 

независимой

 

обратной

 

связи

 

между

 

идеологами

 

реформы

 

высшего

 

технического

 

образования

 

и

 

фактиче

-

скими

 

научно

-

педагогическими

 

исполнителями

 

в

 

системе

 

инженерно

-

технического

 

образова

-

ния

 

со

 

своим

 

совершенно

 

другим

 

менталите

-

том

Мнение

 

инженерной

 

профессуры

 

оказа

-

лось

 

полностью

 

игнорированным

Концентрированно

 

это

 

мнение

 

сформули

-

ровали

 

А

.

Ф

Дьяков

В

.

В

Платонов

 

в

 

статье

 

«

Об

 

ошибках

 

высшей

 

школы

 

России

 

при

 

под

-

готовке

 

специалистов

 

для

 

электроэнергетики

 

и

 

электротехники

»:

• 

в

 

результате

 

прекращения

 

подготовки

 

инженерных

 

кадров

 

вопреки

 

высочайшему

 

мировому

 

научному

 

рейтингу

 

этих

 

спе

-

циальностей

   

наиболее

 

сложные

 

систе

-

мы

 

оборонно

-

промышленного

 

комплекса

важнейшие

 

отрасли

 

экономики

 

и

 

системы

 

жизнеобеспечения

 

России

 

оставлены

 

без

 

квалифицированного

 

инженерного

 

обслу

-

живания

;

• 

отказ

 

от

 

выпуска

 

инженеров

 

в

 

России

 

даёт

 

лишь

 

экономический

 

эффект

 

в

 

уменьше

-

нии

 

на

 15—20% 

затрат

 

на

 

высшее

 

обра

-

зование

что

 

не

 

сопоставимо

 

с

 

потерей

 

возможности

 

грамотного

 

технического

 

обслуживания

 

и

 

обеспечения

 

безаварий

-

ного

 

состояния

 

сложнейшего

 

электро

-

энергетического

 

оборудования

 

и

 

системы

 


Page 3
background image

141

25–26 марта 2015 г.

управления

 

технологическим

 

процессом

 

производства

 

и

 

передачи

 

электроэнергии

.

Кроме

 

того

необходимо

 

иметь

 

в

 

виду

 

сле

-

дующее

.

1. 

Идеология

 

гуманитарного

 

образования

 

без

 

какой

-

либо

 

коррекции

 

была

 

переложена

 

на

 

техническое

 

образование

 

с

 

опасным

 

креном

 

на

 

самостоятельное

 

изучение

 

дисциплин

  (

за

-

очное

дистанционное

 

и

 

др

.) 

и

 

минимизацией

 

роли

 

преподавателя

.

2. 

Проявляется

 

и

 

уже

 

отрицательно

 

сказы

-

вается

 

непонимание

 

роли

 

инженерно

-

техниче

-

ского

 

образования

 

в

 

научно

-

техническом

 

про

-

грессе

 

России

Совершенно

 

не

 

умаляя

 

важности

 

гумани

-

тарного

 

образования

 

и

 

всемирных

 

достижений

 

в

 

этом

 

направлении

подчёркиваю

что

 

пере

-

нос

 

гуманитарных

 

принципов

 

высшего

 

образо

-

вания

 

на

 

инженерно

-

техническое

 

образование

 

(

ИТО

и

 

непонимание

 

роли

 

ИТО

 

в

 

научно

-

тех

-

ническом

 

прогрессе

  (

НТП

), 

в

 

котором

 

наша

 

страна

 

оказалась

 

сильно

 

отстающей

влекут

 

за

 

собой

 

катастрофические

 

последствия

Здесь

 

уместно

 

подчеркнуть

что

 

в

 

гумани

-

тарной

 

деятельности

 

пока

 

нет

 

проблемы

 

на

-

учно

-

гуманитарного

 

прогресса

а

 

для

 

развития

 

человечества

 

проблемы

 

научно

-

технического

 

прогресса

 

уже

 

в

 

ХХ

 

веке

 

стали

 

глобальными

 

и

 

наиболее

 

значимыми

.

Реформируя

 

высшее

 

образование

 

как

 

еди

-

ное

 

целое

МОН

 

РФ

 

сделало

 

главный

 

упор

 

на

 

формализацию

 

системы

 

знаний

 

и

 

компетенций

 

независимо

 

от

 

направлений

 

деятельности

 

спе

-

циалистов

Однако

 

инженерно

-

педагогическая

 

профессура

  (

под

 

этим

 

термином

 

подразуме

-

ваю

 

всех

 

преподавателей

ратует

 

за

 

понима

-

ние

что

 

главным

 

в

 

инженерно

-

техническом

 

образовании

 

являются

 

не

 

знания

 

и

 

компетен

-

ции

  (

хотя

понятно

без

 

надёжного

 

фундамен

-

та

 

здание

 

не

 

построить

), 

а

 

умение

 

добывать

 

и

 

давать

 

новые

 

знания

без

 

которых

 

этот

 

самый

 

НТП

 

невозможен

Это

 

означает

что

 

вся

 

инже

-

нерная

 

педагогика

 

должна

 

быть

 

направлена

 

на

 

наработку

 

и

 

развитие

 

инженерного

 

мышления

В

 

свою

 

очередь

 

это

 

инженерное

 

мышле

-

ние

так

 

же

 

как

 

и

 

раскрытие

 

научного

 

потенци

-

ала

 

магистрантов

не

 

появляется

 

само

 

по

 

себе

 

без

 

тесного

 

взаимодействия

  «

ученик

 — 

учи

-

тель

», 

в

 

нашем

 

случае

 — «

студент

 — 

препо

-

даватель

». 

Конечно

здесь

 

речь

 

не

 

идёт

 

об

 

ис

-

ключительных

 

личностях

Поэтому

во

-

первых

такие

 

формы

 

обучения

как

 

дистанционное

 

и

 

заочное

 

образование

обоснованно

 

приемле

-

мые

 

для

 

бакалавриата

оказываются

 

мало

-

пригодными

 

на

 

второй

более

 

высокой

 

ступе

-

ни

 

образования

важнейшими

 

целями

 

которой

 

должны

 

быть

 

обеспечение

 

НТП

 

и

 

энергетиче

-

ской

 

безопасности

 

страны

а

 

также

 

решение

 

новых

 

задач

   

импортозамещения

 

зарубежных

 

технологий

 

и

 

оборудования

.

Во

-

вторых

в

 

техническом

 

образовании

 

второго

 

уровня

 

неприемлема

 

чрезмерно

 

зани

-

женная

 

в

 

настоящее

 

время

 

роль

 

профессуры

 

как

 

в

 

материальном

так

 

и

 

в

 

моральном

 

плане

Сейчас

 

нет

 

мотивации

 

у

 

молодого

 

поколения

а

 

опытные

 

преподаватели

 

старшего

 

поколения

 

либо

 

ищут

 

дополнительный

 

заработок

либо

 

уходят

 

на

 

производство

Остающиеся

 

в

 

вузе

 

вынуждены

 

заниматься

 

бесконечной

 

формали

-

зацией

 

учебного

 

процесса

а

 

не

 

совершенство

-

ванием

 

содержания

 

специальных

 

дисциплин

 

и

 

методики

 

обучения

Более

 

того

некоторые

 

из

 

преподавателей

 

становятся

 

не

 

заинтере

-

сованными

 

в

 

высоком

 

качестве

 

выпускаемых

 

специалистов

усматривая

 

в

 

них

 

конкурентов

 

на

 

выполнение

 

нужной

 

им

 

высококвалифици

-

рованной

 

хорошо

 

оплачиваемой

 

работы

да

 

и

 

просто

 

из

-

за

 

дефицита

 

времени

Всё

 

это

 

не

-

совместимо

 

с

 

высококлассной

 

подготовкой

 

инженеров

 

и

 

магистров

которые

 

потенциаль

-

но

  

смогли

 

бы

 

вывести

 

Россию

 

в

 

лидеры

 

НТП

Конечно

качество

 

не

 

является

 

единственным

 

критерием

 

решения

 

проблемы

но

 

без

 

него

 

по

-

ставленная

 

цель

 

не

 

будет

 

достигнута

.

Что

 

касается

 

электроэнергетики

то

 

она

 

не

-

понятно

 

по

 

каким

 

причинам

 

была

     

признана

 

не

 

наукоёмким

 

направлением

 

деятельности

 

человека

В

 

качестве

 

контраргумента

 

отметим

что

 

по

 

результатам

 

исследований

 

комиссии

 

ЮНЕСКО

 

ООН

 

в

 2011 

г

названы

 

приоритетны

-

ми

 

и

 

наиболее

 

наукоёмкими

медицина

космо

-

навтика

 

и

 

энергетика

Основой

 

энергетики

 

и

 

электроэнергетики

 

страны

 

является

 

Единая

 

электроэнергетиче

-

ская

 

система

 

России

не

 

имеющая

 

себе

 

равных

 

технологических

 

систем

 

по

 

сложности

 

и

 

важ

-

ности

 

функционирования

 

как

 

по

 

масштабам

 

пространственного

 

расположения

сложности

 


Page 4
background image

142

XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

и

 

многопараметричности

 

задач

 online 

управ

-

ления

так

 

и

 

по

 

последствиям

 

неэффективного

 

или

 

неграмотного

 

управления

 

с

 

потерей

 

устой

-

чивости

 

электрического

 

режима

.

Системная

 

энергетическая

 

безопасность

 

(

живучесть

), 

то

 

есть

 

способность

 

системы

 

за

-

благовременно

 

выявлять

 

и

 

предотвращать

 

каскадное

 

развитие

 

аварий

 

с

 

массовым

 

пога

-

шением

 

потребителей

является

 

составной

 

ча

-

стью

 

Доктрины

 

энергетической

 

безопасности

 

России

входящей

 

в

 

государственную

 

програм

-

му

  

обеспечения

 

национальной

 

безопасности

С

 

этой

 

точки

 

зрения

   

позиция

 

МОН

 

РФ

 

не

 

соответствует

 

стратегии

 

развития

   

электро

-

энергетического

 

образования

направленной

 

на

 

обеспечение

 

энергетической

 

безопасности

 

и

 

НТП

.

Огромное

 

перепроизводство

 

инженеров

-

электроэнергетиков

 

в

 

советское

 

время

 

и

 

их

 

невостребованность

 

для

 

инженерной

 (

творче

-

ской

деятельности

 

в

 

рамках

 

социалистиче

-

ской

 

плановой

 

экономики

 

не

 

означает

что

 

они

 

не

 

нужны

 

в

 

современной

 

и

 

будущей

 

России

Не

 

только

 

научно

-

педагогическая

 

обще

-

ственность

 

столь

 

категорична

 

в

 

суждениях

 

по

 

этой

 

проблеме

Например

председатель

 

Коми

-

тета

 

ГД

 

РФ

 

по

 

энергетике

 

И

.

Д

Грачёв

 

считает

что

 

замена

 

инженеров

 

бакалаврами

 — 

неком

-

петентными

 

специалистами

 

в

 

области

 

элек

-

троэнергетики

 

и

 

электротехники

 — 

катастро

-

фически

 

снижает

 

надёжность

 

работы

 

систем

 

жизнеобеспечения

 

и

 

энергетическую

 

безопас

-

ность

 

России

Важно

 

отметить

 

и

 

новые

 

угрозы

 

энергети

-

ческой

 

безопасности

например

в

 

экономиче

-

ском

 

аспекте

Россия

 

уже

 

сейчас

 

в

 

огромных

 

масштабах

 

покупает

 

электроэнергетическое

 

оборудование

а

 

также

 

информационное

 

и

 

про

-

граммное

 

обеспечение

 

за

 

границей

при

 

этом

 

Россия

 

начинает

 

приглашать

 

ещё

 

и

 

специали

-

стов

 

для

 

обслуживания

 

оборудования

 

и

 

техно

-

логических

 

процессов

 

без

  

прав

 

на

 «

ноу

-

хау

», 

что

 

приводит

 

к

 

необходимости

 

дорого

 

оплачи

-

вать

 

их

 

услуги

тем

 

самым

 

также

 

нанося

 

вред

 

отечественной

 

экономике

Таким

 

образом

необходимо

 

признать

что

 

сформулирована

 

одна

 

из

 

важнейших

 

угроз

 

энергетической

 

безопасности

 

страны

 — 

поте

-

ря

 

инженерного

 

образования

.

Но

 

есть

 

и

  

другая

 

угроза

связанная

 

с

 

кри

-

зисом

 

высшего

 

инженерно

-

технического

 

об

-

разования

 

Глубокое

 

недофинансирование

 

по

 

заработной

 

плате

 

профессорско

-

преподава

-

тельского

 

состава

 (

ППС

привело

 

и

 

далее

 

при

-

водит

 

к

 

старению

 

ППС

 

и

 

потере

 

преемствен

-

ности

 

поколений

 

из

-

за

 

возрастания

 

загрузки

 

преподавателей

 

и

 

необходимости

 

поиска

 

до

-

полнительного

 

заработка

снижения

 

внимания

приходящегося

 

на

 

одного

 

студента

При

 

этом

 

сказываются

 

сопутствующие

 

 

трудности

 — 

на

-

пример

выпускники

 

средней

 

школы

 

с

 

каждым

 

годом

  «

слабеют

» 

по

 

математике

 

и

 

физике

объёмы

 

новых

 

знаний

 

растут

 

из

-

за

 

быстрого

 

обновления

 IT-

технологий

Наблюдается

во

-

первых

снижение

 

ком

-

петентности

 

инженерного

 

и

 

управленческого

 

персонала

,

 

приводящее

 

к

 

неэффективным

 

и

 

неоптимальным

 

решениям

к

 

снижению

 

без

-

аварийности

 

и

 

надежности

 

энергоснабжения

к

 

тяжёлым

 

авариям

т

.

е

к

 

снижению

 

уровня

 

энергобезопасности

 

регионов

 

и

 

страны

во

-

вторых

 — 

к

 

снижению

 

качества

 

вузовской

 

на

-

уки

 

и

как

 

следствие

к

 

замедлению

 

научно

-

тех

-

нического

 

прогресса

 

страны

.

Применительно

 

к

 

электроэнергетике

 

можно

 

сказать

что

 

в

 

современной

 

высшей

 

школе

 

не

-

возможно

 

обеспечить

 

необходимые

 

качества

 

инженерного

 

образования

Тезис

 

о

 

том

что

 

магистратура

 

снимает

 

про

-

блему

 

подготовки

   

инженерных

 

кадров

 

для

 

электроэнергетики

является

 

также

 

не

 

только

 

ошибочным

но

 

и

 

опасным

 

на

 

перспективу

по

-

скольку

  «

научно

-

исследовательская

 

деятель

-

ность

» 

и

  «

инженерная

 

деятельность

» 

не

 

тож

-

дественны

.

Поэтому

 

на

 

настоящем

 

этапе

 

осмысле

-

ния

 

наступившего

 

кризиса

 

электроэнергетики

 

без

 

качественной

 

подготовки

 

инженеров

 

не

-

обходимо

 

не

 

восстанавливать

 

инженерное

 

образование

 

в

 

прежнем

 

виде

 

или

 

в

 

форме

 

специалитета

а

 

создавать

 

на

 

базе

 

пока

 

ещё

 

сохранившейся

 

школы

 

инженерии

 

новое

 

двух

-

ступенчатое

 

инженерное

   

образование

 

с

 

кон

-

курсным

 

отбором

 

из

 

бакалавров

 

ограничен

-

ного

 

числа

 

претендентов

 

на

 

вторую

 

ступень

 

подготовки

 

специалистов

.

Из

 

сказанного

 

следует

что

 

инженерная

 

сту

-

пень

 

структурно

  (

но

 

не

 

по

 

содержанию

близ

-


Page 5
background image

143

25–26 марта 2015 г.

ка

 

по

 

принципам

 

магистратуре

которая

 

также

 

формируется

 

на

 

конкурсной

 

основе

 

из

 

выпуск

-

ников

 

бакалавриата

 

и

 

также

 

является

 

второй

 

ступенью

 

образования

.

Здесь

 

хотелось

 

бы

 

остановиться

 

на

 

точке

 

зрения

которая

 

поддерживается

 

многими

 

мои

-

ми

 

коллегами

 

в

 

нашей

 

стране

работающими

 

в

 

области

 

электроэнергетического

 

образования

• 

если

 

нужен

 

эксплуатационник

 

технического

 

оборудования

 — 

бакалавр

;

• 

если

 

нужен

 

разработчик

 

новых

 

технологий

 — 

инженер

;

• 

если

 

нужен

 

научный

 

исследователь

 

и

 

педа

-

гогический

 

работник

 

вуза

 — 

магистр

.

С

 

позиции

 

обсуждения

 

второго

 

уровня

 

выс

-

шего

 

электроэнергетического

 

образования

 

из

 

сказанного

 

вытекают

 

три

 

важных

 

вывода

1. 

Магистратура

   

и

 

инженерная

 

подготов

-

ка

 

не

 

тождественны

Магистратура

 

не

 

должна

 

подменять

 

инженерное

 

образование

Инже

-

нерная

 

и

 

научно

-

исследовательская

 

деятель

-

ность

 — 

это

 

два

 

самостоятельных

хотя

 

и

 

тесно

 

взаимодействующих

 

вида

 

креативной

 

деятельности

 

специалиста

2. 

Инженерное

 

образование

так

 

же

 

как

 

и

 

магистратура

должно

 

быть

 

только

 

на

 

конкурс

-

ной

 

основе

 

с

 

отбором

 

из

 

бакалавриата

 

на

 

ка

-

федрах

имеющих

 

свою

 

научную

 

школу

.

3. 

Необходима

 

новая

 

модель

 

двухуров

-

невой

 

подготовки

 

специалистов

 

для

 

электро

-

энергетики

Возможная

 

модель

 

такой

 

подготовки

 

спе

-

циалистов

 (

И

 — 

инженеров

 

и

 

М

 — 

магистров

для

 

электроэнергетики

 

показана

 

на

 

рисунке

.  

Пропорции

 

между

 

заканчивающими

 

учёбу

 

на

 

уровне

 

бакалавра

 (

Б

и

 

продолжающими

 

учиться

 

на

 

специалистов

  (

И

 

и

 

М

могут

 

быть

 

и

 

другими

например

 65, 25 

и

 10%. 

Основываясь

 

на

 

современном

 

бакалав

-

риате

инженерная

 

подготовка

 

должна

 

быть

 1,5 

года

 

с

 

суммарным

 

сроком

 

об

-

учения

 5,5 

лет

Это

 

позволит

 

выпускаю

-

щим

 

кафедрам

 

снять

 

весеннее

 

напряже

-

ние

когда

 

идут

 

защиты

 

и

 

бакалавров

и

 

магистров

кроме

 

того

восполнить

 

недо

-

статки

 

первого

 

уровня

.

Как

 

известно

МОН

 

РФ

 

предложило

 

два

 

вида

 

магистратуры

 

с

 

двухлетним

 

курсом

 

обучения

 

после

 

бакалавриата

Рис

Возможная

 

модель

 

двухуровневой

 

подготовки

 

специалистов

 

для

 

электроэнергетики

 

образно

 

говоря

инженерную

  (

ИМ

и

 

научно

-

исследовательскую

  (

НИМ

магистратуру

Тем

 

самым

 

министерство

 

фактически

 

признаёт

что

 

была

 

допущена

 

ошибка

 

в

 

ликвидации

 

ин

-

женерного

 

образования

но

 

не

 

признаёт

 

эту

 

ошибку

заталкивая

 

инженерное

 

образование

 

в

 

рамки

 

магистратуры

Поэтому

 

предлагае

-

мая

 

нами

 

модель

 

не

 

есть

 

главный

 

повод

 

для

 

обсуждения

.  

Здесь

 

важно

что

 

заложить

 

в

 

ин

-

женерное

 

и

 

магистерское

 

образование

чтобы

 

выпускники

 

вуза

 

имели

 

достаточный

 

потенци

-

ал

 

для

 

участия

 

в

 

НТП

 

и

 

сохранении

 

энергети

-

ческой

 

безопасности

 

страны

Принципы

 

реа

-

лизации

 

модели

 

министерства

к

 

сожалению

не

 

позволяют

 

добиться

 

успеха

 

в

 

достижении

 

указанной

 

цели

.

На

 

наш

 

взгляд

важно

 

подчеркнуть

 

основ

-

ные

 

концептуальные

 

положения

 

модели

 

под

-

готовки

 

специалистов

 

для

 

электроэнергетики

направленные

 

на

 

обеспечение

 

научно

-

техни

-

ческого

 

прогресса

 

и

 

энергетической

 

безопас

-

ности

 

России

1. 

Инженер

 — 

это

 

не

 

должность

а

 

ква

-

лификация

Нужно

 

поломать

 

сложивший

-

ся

 

стереотип

в

 

котором

 

путают

 

инженерную

 

должность

 

и

 

инженерную

 

деятельность

Как

 

было

 

отмечено

 

выше

объём

 

выпуска

 

инжене

-

ров

 

ранее

 

был

 

по

 

сравнению

 

с

 

западными

 

мер

-

ками

 

неимоверно

 

завышен

В

 

советское

 

время

 

инженерной

 (

творческой

деятельностью

 

зани

-

мались

 

не

 

более

 10—15% 

выпускников

 

техни

-

ческих

 

вузов

работающих

 

по

 

специальности

На

 

современном

 

этапе

 

развития

 

нашего

 

обще

-

ства

 

инженерной

 

должности

 

вообще

 

не

 

должно

 

быть

поскольку

 

инженер

 — 

это

 

не

 

должность


Page 6
background image

144

XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

а

 

квалификация

Не

 

настаивая

 

на

 

однознач

-

ности

 

названий

 

должностей

думаю

что

 

в

 

ка

-

честве

 

примера

 

могут

 

быть

  «

специалист

 1-

ой

 

категории

», «

специалист

 2-

й

 

категории

» 

и

 

др

.

2. 

Развитие

 

инженерного

 

мышления

.

 

Одна

 

из

 

основных

 

целей

 

высшего

 

техническо

-

го

 

образования

 

состоит

 

в

 

обеспечении

 

возмож

-

ности

 

развития

 

инженерного

 

мышления

Как

 

было

 

отмечено

 

выше

речь

 

идёт

 

не

 

о

 

получе

-

нии

 

необходимых

 

знаний

а

 

об

 

умении

 «

добы

-

вать

 

эти

 

знания

» 

на

 

основе

 

логики

 (

логическо

-

го

 

мышления

), 

понимания

 

физики

 

изучаемых

 

явлений

математики

новых

 

компьютерных

 

и

 

информационных

 

технологий

.

Из

 

опыта

 

работы

 

по

 

направлению

  «

Элек

-

троэнергетика

» 

считаю

 

полезным

 

рекомендо

-

вать

 

кроме

  «

Специальных

 

вопросов

» 

данного

 

образовательного

 

направления

 

на

 2-

й

 

ступени

 

изучать

 

дисциплину

  «

Специальные

 

вопросы

 

математики

», 

которая

 

должна

 

читаться

 

про

-

фессурой

 

выпускающей

 

кафедры

хотя

 

это

 

не

 

исключает

 

взаимодействия

 

с

 «

общими

» 

кафе

-

драми

 

математики

В

 

этом

 

случае

 

абстракт

-

ные

 

вопросы

 

математической

 

теории

 

лучше

 

увязываются

 

с

 

конкретикой

 

технологических

 

процессов

 

и

 

явлений

При

 

этом

 

непременным

 

условием

 

является

 

изучение

 

иностранного

 

языка

 (

лучше

 

английского

не

 

только

 

как

 

языка

 

научных

 

и

 

технических

 

статей

 

и

 

докладов

но

 

и

 

языка

 

общения

 

с

 

иностранными

 

коллегами

 

и

 

специалистами

3. 

Образование

 

должно

 

быть

 

опережа

-

ющим

 

на

 

основании

 

системного

 

подхода

 

к

 

изучению

 

любого

 

физического

 

явления

про

-

цесса

 

или

 

объекта

Речь

 

идёт

 

о

 

том

что

во

-

первых

многие

 

технологии

 

быстро

 

устаревают

Есть

 

такой

 

термин

 «

период

 

полураспада

 

знаний

 

(

ППРЗ

)». 

Например

в

 

электронике

компьютер

-

ных

 

технологиях

 

ППРЗ

 

составляет

 1,5—2 

года

Во

-

вторых

отсутствие

 

системного

 

взгляда

 

часто

 

приводит

 

к

 

неверным

 

суждениям

что

 

особенно

 

проявляется

 

в

 

больших

 

электро

-

энергетических

 

системах

В

 

основу

 

магистер

-

ского

  (

так

 

же

 

как

 

и

 

потерянного

 

инженерного

образования

 

должен

 

быть

 

положен

 

системный

 

подход

,

 

в

 

котором

 

любой

 

технический

 

элемент

 

(

деталь

процесс

явление

дисциплина

 

и

 

т

.

д

.) 

рассматривается

 

в

 

его

 

взаимосвязи

 

как

 

часть

 

более

 

общего

Системный

 

подход

 

позволяет

 

выявить

 

причинно

-

следственную

 

связь

 

в

 

из

-

учаемых

 

явлениях

 

и

 

процессах

чего

 

зачастую

 

наше

 

высшее

 

образование

 

не

 

обеспечивает

4. 

Только

 

научный

 

подход

 

в

 

образо

-

вании

  (

другими

 

словами

 — 

только

 

соб

-

ственная

 

научная

 

школа

 

кафедры

)

 

может

 

обеспечить

 

требование

 

к

 

обучению

 

на

 

опере

-

жение

Характерным

 

примером

 

может

 

служить

 

формирование

 

трёх

 

магистерских

 

программ

 

по

 

направлению

  «

Электроэнергетика

 

и

 

электро

-

техника

» 

для

 

Международного

 

университета

 

ШОС

 

на

 

сновании

 

предложений

  

кафедр

 

УРФУ

 

(

Екатеринбург

), 

НИУ

  «

МЭИ

» (

Москва

), 

НГТУ

 

(

Новосибирск

). 

Министерство

 

образования

 

и

 

науки

 

РФ

 

не

 

стало

 

создавать

 

единую

 

универ

-

сальную

 

магистерскую

 

программу

а

  

предста

-

вило

 

в

 

МУШОС

 

три

 

программы

 

трёх

 

наиболее

 

сильных

 

научных

 

школ

обеспечивая

 

возмож

-

ность

 

выбора

 

по

 

интересам

.

Поскольку

 

в

 

настоящее

 

время

 

пока

 

отсут

-

ствует

 

Государственный

 

образовательный

 

стандарт

 

инженерной

 

подготовки

 

специали

-

стов

 

по

 

направлению

  «

Электроэнергетика

 

и

 

электротехника

», 

то

 

следует

 

воспользоваться

 

вышеотмеченным

 

опытом

 

разработки

 

Само

-

стоятельного

 

образовательного

 

стандарта

 

(

СОС

магистратуры

 

по

 

данному

 

направлению

 

для

 

МУШОС

привлекая

 

соответствующие

 

вы

-

пускающие

 

кафедры

 

ряда

 

других

 

втузов

5.

 

«

Практико

-

ориентированное

» 

обу

-

чение

 

чаще

 

всего

 

в

 

технике

 

становится

 

тормозом

 

научно

-

технического

 

прогрес

-

са

.

 

При

 

формировании

 

инженерной

 

и

 

маги

-

стерской

 

программ

 

в

 

их

 

содержательной

 

части

 

чаще

 

всего

 

нельзя

 

ориентироваться

 

только

 

на

 

запросы

 

производственной

 

сферы

 

и

 

работода

-

телей

как

 

это

 

декларируется

 

в

 

министерских

 

концепциях

Работодатель

 

и

 «

практика

» 

никог

-

да

 

не

 

формировали

 

новое

 

научное

 

направле

-

ние

Они

 

иногда

 

формулируют

 

задачи

но

 

не

 

способ

 

и

 

метод

 

их

 

решения

Более

 

того

производственная

 

сфера

 

уже

 

сейчас

 

компенсирует

 

дефицит

 

инженеров

во

-

первых

заманивая

 

студентов

 

на

 

работу

 

и

 

отрывая

 

их

 

от

 

учебного

 

процесса

во

-

вторых

,

 

заказывая

 

на

 

платной

 

основе

 

магистров

 

и

 

рас

-

сматривая

 

их

 

как

 

улучшенных

 

инженеров

тем

 

самым

 

снижая

 

приток

 

молодёжи

 

к

 

научно

-

пе

-

дагогической

 

деятельности

.


Page 7
background image

145

25–26 марта 2015 г.

Придерживаюсь

 

точки

 

зрения

согласно

 

которой

 

магистры

 

в

 

составе

 

научно

-

исследо

-

вательских

 

коллективов

 

должны

 

уметь

 

найти

 

или

 

разработать

 

подходящий

 

способ

 

или

 

ме

-

тод

 

решения

 

поставленной

 

задачи

Инженеры

 

должны

   

найти

 

и

 

предложить

 

соответствую

-

щую

 

технологию

 

реализации

 

и

 

технические

 

разработки

 

с

 

учётом

 

критериев

 

экономичности

 

и

 

надёжности

.

Действительно

практик

 

много

 

знает

 

о

 

со

-

временном

 

состоянии

но

 

не

 

может

 

без

 

теории

 

заглянуть

 

в

 

будущее

дать

 

не

 

только

 

новое

 

направление

но

 

и

 

новый

 

импульс

 

развитию

 

техники

Ещё

 

раз

 

должен

 

оговориться

 — 

это

 

не

 

касается

 

одиночек

 

мирового

 

уровня

что

 

не

 

решает

 

проблему

 

в

 

целом

Это

 

также

 

не

 

озна

-

чает

что

 

роль

 

практики

 

в

 

образовании

 

нужно

 

принизить

 

или

 

исключить

Безусловно

когда

 

работодатели

 

и

 

проектно

-

эксплуатационные

 

организации

 

формируют

 

свои

 

научно

-

иссле

-

довательские

 

подразделения

 

и

 

опираются

 

на

 

сотрудничество

 

с

 

выпускающими

 

кафедрами

то

 

такое

 

научное

 

и

 

практическое

 

взаимодей

-

ствие

 

становится

 

исключительно

 

полезным

 

и

 

продуктивным

 

для

 

обеих

 

сторон

Характерным

 

примером

 

является

 

роль

 

Системного

 

операто

-

ра

 

ЕЭС

 

и

 

его

 

филиалов

 

в

 

сохранении

 

научно

-

го

 

потенциала

 

и

 

подготовке

 

специалистов

 

на

 

многих

 

выпускающих

 

кафедрах

 

электроэнер

-

гетического

 

профиля

6.

 

Индивидуализация

 

обучения

 

и

 

повы

-

шение

 

материальной

 

заинтересованно

-

сти

 

преподавателей

 

в

 

подготовке

 

специ

-

алистов

.

 

Все

 

идеи

 

вышестоящих

 

пяти

 

пунктов

 

рухнут

 

как

 

карточный

 

домик

если

 

не

 

будет

 

ре

-

шена

 

важнейшая

 

проблема

 

взаимодействия

 

«

ученик

 — 

учитель

», «

студент

 — 

преподава

-

тель

». 

Отрывая

 

одно

 

от

 

другого

заведомо

 

гу

-

бим

 

результат

то

 

есть

 

качество

 

образования

.

Как

 

было

 

отмечено

 

выше

в

 

современной

 

российской

 

системе

 

высшего

 

технического

 

об

-

разования

 

торжествует

 

гуманитарный

 

подход

в

 

котором

 

роль

 

преподавателя

 

столь

 

занижена

что

 

не

 

дано

 

даже

 

думать

 

об

 

индивидуализации

 

обучения

без

 

которой

 

невозможно

 

развивать

 

у

 

студента

 

инженерное

 

мышление

 

и

 

научную

 

инициативу

 

выпускников

 

второго

 

уровня

хотя

 

для

 

бакалавров

 

это

 

в

 

какой

-

то

 

мере

 

приемле

-

мо

Известно

что

  «

личностно

 

ориентирован

-

ная

 

педагогика

» 

в

 

рамках

  «

болонского

 

про

-

цесса

» 

перенесена

 

на

 

высшее

 

техническое

 

образование

 

как

  «

студентоориентированное

» 

обучение

Поскольку

 

вся

 

педагогика

 

такого

 

об

-

учения

 

направлена

 

на

 

всестороннее

 

развитие

 

личности

то

по

 

признанию

 

идеологов

 

такого

 

образования

его

 

можно

 

реализовать

 

лишь

 

в

 

малой

 

группе

 

и

 

на

 

индивидуальных

 

занятиях

а

 

это

 

приводит

 

к

 

противоречию

 

со

 

структурой

 

ву

-

зовского

 

образования

в

 

котором

 

не

 

заложена

 

индивидуализация

 

обучения

 

ни

 

по

 

времени

ни

 

по

 

заработной

 

плате

 

преподавателей

Более

 

того

если

 

на

 

стадии

 

бакалавриа

-

та

 

ещё

 

можно

 

говорить

 

о

 

том

что

 

вузовское

 

преподавание

 

должно

 

помочь

 

студенту

 

со

-

риентироваться

 

в

 

выборе

 

направления

 

бу

-

дущей

 

профессиональной

 

деятельности

то

 

вторая

 

ступень

 

инженерного

 

и

 

магистерского

 

образования

 

не

 

предполагает

 

формирования

 

личности

а

 

ставит

 

совсем

 

другие

 

цели

о

 

ко

-

торых

 

шла

 

речь

 

выше

Здесь

 

нужна

 

индивиду

-

ализация

 

учебных

 

и

 

исследовательских

 

задач

чтобы

 

обеспечить

 

самостоятельную

 

работу

 

студентов

Самостоятельная

 

работа

 

должна

 

сопровождаться

   

усилением

 

взаимодействия

 

«

студент

 — 

преподаватель

  (

профессор

)», 

так

 

как

 

необходимо

 

совместное

 

проведение

 

экс

-

периментов

научных

 

и

 

лабораторных

 

иссле

-

дований

написание

 

статей

 

и

 

докладов

 

и

 

др

Немаловажным

 

фактором

 

является

 

личное

 

на

-

учно

-

творческое

 

и

 

духовное

 

общение

 

студента

 

с

 

преподавателем

.

Такая

 

индивидуализация

 

взаимоотноше

-

ния

 «

преподаватель

 — 

студент

» 

без

 

достойной

 

оплаты

 

труда

 

преподавателей

 

второго

 

уровня

 

образования

 

невозможна

а

 

без

 

этого

 

невоз

-

можно

 

обеспечить

 

высокое

 

качество

 

высше

-

го

 

электроэнергетического

 

образования

.

   

Как

 

следствие

инженерное

 

и

 

магистерское

 

обра

-

зование

 

не

 

должно

 

быть

 

коммерческим

чтобы

 

убрать

 

зависимость

 

зарплаты

 

преподавателей

 

от

 

числа

 

выпускников

Здесь

 

же

 

считаю

 

умест

-

ным

 

обратить

 

внимание

 

на

 

опасность

 

пере

-

косов

 

в

 

балльно

-

рейтинговой

 

системе

 

оценки

 

знаний

 

студентов

 

на

 

второй

 

ступени

 

техниче

-

ского

 

образования

Принижая

 

роль

 

препода

-

вателя

 

на

 

этапе

 

экзаменационных

 

испытаний

сталкиваемся

 

с

 

ситуациями

когда

  «

усердный

 

бездарь

» 

получает

 

зелёный

 

свет

 

на

 

дальней

-


Page 8
background image

146

XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

шее

 

обучение

 

несмотря

 

на

 

полученную

 

не

-

удовлетворительную

 

оценку

Полезно

 

отметить

 

ещё

 

один

 

серьёзный

 

ар

-

гумент

 

для

 

обоснования

 

усиления

 

индивидуа

-

лизации

 

обучения

 

специалистов

 

через

 

непре

-

рывное

 

взаимодействие

 

с

 

преподавателями

Различные

 

по

 

характеру

 

и

 

направленности

 

за

-

казы

 

предприятий

 

электроэнергетики

 

обуслов

-

ливают

 

решение

 

вопросов

 

узкопрофильной

 

подготовки

 

отдельных

 

специалистов

 

для

 

раз

-

работки

 

и

 

внедрения

 

новых

 

наукоёмких

 

техно

-

логий

 

в

 

конкретных

 

условиях

 

заказчиков

.

При

 

существующем

  «

поточном

» 

обучении

когда

 

действует

 

соотношение

 1:10 (

на

 

одно

-

го

 

преподавателя

 

приходится

 10 

студентов

), 

нельзя

 

добиться

 

высокого

 

качества

 

подготов

-

ки

 

технических

 

специалистов

Европейские

 

и

 

американские

 

показатели

 

не

 

только

 

в

 

маги

-

стратуре

но

 

и

 

в

 

бакалавриате

 

и

 

инженерной

 

подготовке

 

по

 

техническим

 

направлениям

 

ко

-

леблются

 

вокруг

 1:4. 

Зарубежная

 

профессура

 

тратит

 

меньше

 

времени

 

на

 

аудиторные

 

заня

-

тия

 (200—250 

часов

и

 

больше

 

занимается

 

с

 

отдельными

 

студентами

.

Что

 

заставляет

 

задуматься

?

 

Проблему

 

под

-

готовки

 

инженерных

 

кадров

 

в

 

России

 

обсужда

-

ли

 29.03.2011 

на

 

брифинге

 

в

 

РИА

  «

Новости

» 

помощник

 

президента

 

РФ

 

Аркадий

 

Дворкович

заместитель

 

министра

 

образования

 

и

 

науки

 

РФ

 

Алексей

 

Пономарев

 

и

 

заместитель

 

мини

-

стра

 

промышленности

 

и

 

торговли

 

РФ

 

Андрей

 

Дементьев

Обсудили

 

массу

 

вопросов

 — 

от

 

обеспечения

 

инженеров

 

жильём

 

до

 

повыше

-

ния

 

стипендии

 

на

 

приоритетных

 

инженерных

 

специальностях

Но

 

в

 

этом

 

обсуждении

 

не

 

было

 

сказано

 

ни

 

единого

 

слова

 

о

 

роли

 

и

 

ме

-

сте

 

преподавателей

 

в

 

подготовке

 

инженерных

 

кадров

23 

июня

 2012 

года

 

новый

 

министр

 

образо

-

вания

 

и

 

науки

 

Д

.

В

Ливанов

 

назвал

 

три

 

главных

 

изменения

 

в

 

системе

 

образования

 

в

 

ближай

-

шее

 

время

:  

структурные

институциональные

 

и

 

содержательные

Но

 

при

 

этом

 

оставил

 

от

-

крытым

 

вопрос

могут

 

ли

 

преподаватели

 

рас

-

считывать

 

на

 

нормальный

 

образ

 

жизни

 

без

 

по

-

иска

 

дополнительного

 

заработка

 

и

 

не

 

снижать

 

качество

 

инженерного

 

образования

К

 

сожалению

приходится

 

признать

что

 

при

 

сохранении

 

существующего

 

уровня

 

финанси

-

рования

 

второй

 

ступени

 

высшего

 

технического

 

образования

 

и

 

нормативов

 

загрузки

 

препода

-

вателей

 

всякие

 

попытки

 

достижения

 

высокого

 

качества

 

подготовки

 

специалистов

 

по

 

направ

-

лению

 «

Электроэнергетика

 

и

 

электротехника

» 

останутся

 

безуспешными

.

Есть

 

ли

 

выход

Энергетическое

 

сообще

-

ство

 

России

 

под

 

эгидой

 

Комитета

 

Государ

-

ственной

 

Думы

 

РФ

 

по

 

энергетике

 

должно

как

 

мне

 

кажется

разработать

 

платформу

 

финан

-

сового

 

обеспечения

 

НТП

 

и

 

энергетической

 

безопасности

 

страны

включая

 

финансирова

-

ние

 

подготовки

 

инженерных

 

и

 

научных

 

кадров

 

для

 

отрасли

Просматриваются

 

такие

 

пути

как

 

создание

 

Энергетического

 

фонда

 

России

ор

-

ганизация

 

целевых

 

заказов

 

на

 

подготовку

 

спе

-

циалистов

 

высокой

 

квалификации

 (

инженеров

 

и

 

магистров

), 

создание

 

базовых

 

кафедр

 

с

 

са

-

мостоятельным

 

бюджетом

.

Выводы

1. 

Для

 

обеспечения

 

научно

-

технического

 

прогресса

 

и

 

энергетической

 

безопасности

 

Рос

-

сии

 

в

 

области

 

электроэнергетики

 

необходимо

 

на

 

базе

 

пока

 

ещё

 

сохранившейся

 

школы

 

инже

-

нерии

 

создавать

 

новую

 

вторую

 

ступень

 

высше

-

го

 

инженерного

 

и

 

научно

-

технического

   

обра

-

зования

 

с

 

конкурсным

 

отбором

 

из

 

бакалавров

 

ограниченного

 

числа

 

претендентов

 

на

 

вторую

 

ступень

 

подготовки

 

специалистов

.

2. 

Гуманитарные

 

представления

 

о

 

техни

-

ческом

 

образовании

 

без

 

учёта

 

его

 

влияния

 

на

 

научно

-

технический

 

прогресс

 

не

 

должны

 

пре

-

валировать

 

и

 

подавлять

 

мнение

 

профессуры

специализирующейся

 

в

 

педагогике

 

инженер

-

но

-

технического

 

образования

 

и

 

формировании

 

инженерного

 

мышления

.

3. 

Обеспечить

 

высокое

 

качество

 

инженер

-

ного

 

и

 

магистерского

 

образования

 

без

 

инди

-

видуализации

 

обучения

 

и

 

усиления

 

статуса

 

преподавателей

  (

как

 

в

 

материальном

так

 

и

 

в

 

моральном

 

плане

невозможно

Преподавате

-

ли

 

с

 

заработком

 

ниже

 

среднего

 

по

 

отрасли

 

ни

-

когда

 

не

 

обеспечат

 

высокое

 

качество

 

учебного

 

процесса

Их

 

надо

 

освободить

 

от

 «

подзараба

-

тывания

» 

денег

.

4. 

Проблема

 

не

 

может

 

быть

 

решена

 

без

 

фи

-

нансовой

 

помощи

 

со

 

стороны

 

энергетического

 

сообщества

 

России


Оригинал статьи: Необходимо развивать инженерное мышление

Читать онлайн

Важнейшая составляющая доклада — аргументировано показать, что современное высшее техническое образование не в состоянии обеспечить должное качество инженерной подготовки специалистов по направлению «Электроэнергетика и электротехника», которое так необходимо для научно-технического прогресса и энергетической безопасности России. Речь также идёт о тех опасных последствиях, которые, как мне кажется, могут привести не только к угрозе энергетической безопасности и отрицательно сказаться на научно-техническом прогрессе в области электроэнергетики, но и привести к деградации Высшей инженерной электроэнергетической школы страны.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Кадровая политика компании «Россети» — инвестиции в будущий успех

Интервью Подготовка кадров
Интервью с заместителем Генерального директора — руководителем Аппарата ПАО «Россети» Владимиром Харитоновым
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»