56
Статья
является
пятой
в
цикле
статей
,
посвященных
отечественной
ADMS «
Навигатор
диспетчера
»,
разработанной
ООО
«
СИСТЕЛ
».
В
ней
рассматривается
применимость
и
сов
местное
использование
численных
методов
и
методов
искусственного
интеллек
–
та
в
автоматизированной
системе
технологического
управления
распределительными
сетями
.
В
частности
,
описывается
практическое
применение
в
«
Навигаторе
диспетчера
»
методов
машинного
обучения
,
в
последнее
время
занявших
одну
из
лидирующих
пози
–
ций
среди
технологий
искусственного
интеллекта
в
системах
управления
электроэнер
–
гетическими
системами
.
Арапов
Н
.
Д
.,
инженер
ООО «Систел»
Беляков
Д
.
С
.,
инженер
ООО «Систел»
Рыкованов
С
.
Н
.,
к.т.н., генеральный
директор
ООО «Систел»
Хозяинов
М
.
А
.,
заместитель гене-
рального директора
по развитию
ООО «Систел»
A
DMS «Навигатор диспетчера»
(далее — Навигатор) выполняет
непрерывное автоматическое
отслеживание всех аспектов на-
дежности электроснабжения: надежно-
сти питания потребителей, надежности
работы сети, надежности функциониро-
вания отдельных единиц оборудования
сети [1–4]. В темпе процесса при нару-
шении допустимых границ аспектов на-
дежности Навигатор предупреждает об
этом диспетчера и выдает ему рекомен-
дации по управлению сетью для париро-
вания нарушений, а также по снижению
потерь электроэнергии в сети. Поток вы-
даваемых рекомендаций по управлению
сетью аналогичен потоку тревог, форми-
руемому ОИК (SCADA). Для удобной ра-
боты диспетчера с потоками рекоменда-
ций разработан журнал рекомендаций,
включающий список пакетов рекомен-
даций, их статус и категорию исходного
режима/состояния сети. Журнал позво-
ляет диспетчеру выбрать нужную реко-
мендацию из пакета с учетом нескольких
критериев, а также предоставляет воз-
можность промоделировать выполнение
рекомендации. Рекомендации представ-
ляются диспетчеру в виде последова-
тельности переключений в сети с вклю-
чением малодискретных и непрерывных
управляющих воздействий.
При поиске оптимальной рекомен-
дации на конкретные моменты времени
выполнения переключений в сети Нави-
гатором выполняются проверки на допу-
стимость параметров режима и качества
электроэнергии, на чувствительность
защит, на надежность питания потреби-
телей, на наличие ресурса у коммутаци-
онных аппаратов, на статические и дина-
мические нагрузки на коммутационные
аппараты. Соответственно, рекоменда-
ции, представленные в пакете, не нужно
дополнительно проверять на превыше-
ние допустимых границ по перечислен-
ным аспектам надежности сети.
Программное обеспечение Нави-
гатора состоит из набора подсистем
SCADA, DMS, OMS, GIS, CIM, образую-
щих ADMS. В настоящее время ADMS
Навигатор интегрирована с АИИС УЭ
«Пирамида-Сети», ПК АСУРЭО, а так-
же программным комплексом «Виалон»,
используемым для контроля местопо-
ложения автотранспорта РЭС. Ввод
данных реального времени в ADMS
и телеуправление обеспечиваются под-
системой SCADA, работающей в темпе
процесса управления сетью. Разрабо-
танное программное обеспечение DMS,
OMS, в отличие от аналогичного ПО для
офлайн-систем, также работает в тем-
пе процесса. Это означает, что в темпе
процесса работает не только приложе-
ние «Оценивание состояния», но и все
приложения DMS и OMS, что обеспе-
чивает минимальные задержки между
выходом аспекта надежности сети за
допустимые пределы и появлением «от-
ветного» пакета рекомендаций на это
событие в журнале рекомендаций. Опыт
практического применения Навигатора
показал, что ввод режима сети в допу-
стимую область, оптимизация режима
по многим критериям, восстановление
Навигатор диспетчера.
Опыт совместного использования
численных методов и методов
искусственного интеллекта
ЦИФРОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
57
сети, а также аналогичные опера-
ции для распределительной сети
РЭС, включающей до 1500 ТП,
выполняются в пределах одной-
двух секунд.
Разработка технологий для
решения задачи комбинаторных
переборов коммутационных со-
стояний (топологий) электриче-
ских сетей началась в 80-х годах
прошлого столетия с магистраль-
ных сетей. Одно из направлений
технологии — это корректирую-
щие переключения, в основном,
для устранения перегрузок линий.
Другое направление — техноло-
гия восстановления сети, преду-
сматривающая реализацию в тем-
пе процесса конкретных стратегий
восстановления сети. Чуть позже,
в 90-х годах, появились решения
для распределительных сетей по
восстановлению электроснабже-
ния или питания потребителей,
устранению перегрузок.
Современная постановка этой
задачи усложнилась из-за повы-
шения требований к предлагае-
мым рекомендациям: они долж-
ны удовлетворять требованиям
по всем аспектам надежности
сети и питания потребителей для
каждого топологического состоя-
ния сети (переключения) в после-
довательности состояний сети
(переключений). Неполный пере-
чень учитываемых аспектов на-
дежности включает: надежность
питания каждого потребителя по
ПУЭ, недопущение термической
перегрузки линий и трансфор-
маторов, недопущение выхода
напряжения за пределы требо-
ваний ГОСТ, недопущение рас-
пространения инцидента/аварии
из-за потери чувствительности
защит оборудования сети, недо-
пущение превышения ресурса
коммутационных аппаратов, не-
допущение превышения стати-
ческих и динамических нагрузок
при коротком замыкании. Пере-
ключения в сети обычно выпол-
няются на интервалах времени
от получаса до двух и более ча-
сов. И на это время необходимо
определять параметры аспектов
надежности сети, для расчета
которых нужен оперативный про-
гноз режима сети на моменты вы-
полнения всех рекомендуемых
вариантов переключений.
Поставленная задача оптими-
зации коммутационных состоя-
ний сети в Навигаторе решается
с помощью численных методов
(ЧМ), исходными данными для ко-
торых являются телеизмерения,
прогнозы нагрузок и напряжений
трансформаторов ТП и центров
питания распределительной сети.
Прогнозы в подсистему ЧМ На-
вигатора «поставляются» ком-
бинированными глубокими ней-
ронными сетями, обучаемыми на
данных АИИС УЭ.
Численными методами в под-
сис теме DMS Навигатора реша-
ется ряд задач. Задача расчета
установившегося режима реша-
ется различными итерационными
методами. Для расчета режима
магистральной замкнутой части
сети используется метод Гаусса
с учетом электромеханических
переходных процессов, реализу-
емых с помощью PI-регуляторов.
Для расчета режима разомкнутой
сети используется итерационный
метод «в два этапа» с учетом ста-
тических характеристик нагрузки
по напряжению и частоте. Для
оптимизаций коммутационного
состояния сети с различными
целевыми функциями, наборами
критериев, используется комби-
нация метода ветвей и границ
и методов оптимизации функций
многих переменных. Более под-
робно использование ЧМ в Нави-
гаторе для решения задачи опти-
мизации потерь электроэнергии
переключениями в радиальной
сети описано в работе [2]. Там же
приведен краткий обзор эксперт-
ных систем, баз знаний, мето-
дов машинного обучения (ММО)
и других методов, применяемых
для оптимизации топологии рас-
пределительной сети.
Для методов искусственного
интеллекта есть проблема объ-
яснимости и, в конечном итоге,
ответственности за результат [5].
Кроме этой общей проблемы от-
метим несколько моментов в слу-
чае управления сетью с исполь-
зованием исключительно ММО.
В частности, модели сети на базе
ММО пока не могут предоставить
точных и одинаково воспроиз-
водимых результатов. То есть
в этом случае придется выпол-
нять дополнительные расчеты
численными методами. Причем
результаты, полученные ЧМ, мо-
гут привести в лучшем случае
к изменению ранжирования ре-
комендаций по целевой функции,
а в худшем — к исключению ре-
комендаций, полученных с ис-
пользованием ММО.
Как замечено выше, современ-
ная постановка задачи управле-
ния распределительной сетью,
особенно для режима автопило-
тирования, существенно услож-
няется. В частности, для созда-
ния модели распределительной
сети с использованием ММО по-
требуется не только практически
полная статическая информа-
ционная модель сети, но и опи-
сание всех технологических
связей и зависимостей между
объектами и параметрами объ-
ектов информационной модели.
Технологические связи описы-
ваются графом, параметры уз-
лов и ветвей графа берутся из
информационной модели, в ре-
зультате получаем расчетную
модель, топология которой для
распределительных сетей РЭС
практически совпадает с дей-
ствительной схемой соединения
всех элементов сети. На вход мо-
дели будут подаваться все име-
ющиеся телеизмерения и теле-
сигналы, а также данные ручного
ввода, в том числе связанные
с изменением состояния комму-
тационных аппаратов в режиме
моделирования. Потребуются не
только все допустимые значения
параметров оборудования сети,
но и дополнительные вычисли-
тельные модели определения их
ограничений, например, в связи
с изменением условий окружаю-
щей среды, нагрузочных условий
работы оборудования. Для мо-
дели, ориентированной на ЧМ,
этого достаточно, а для модели
на основе ММО, кроме этого,
придется создавать собственно
нейронную сеть. При этом для
модели на основе ЧМ влияние
режима магистральной сети на
режим радиальной сети легко
учитывается в реальном време-
ни, так же, как и влияние режима
радиальной сети на режим маги-
стральной сети. Об этом в моде-
ли на основе ММО также придет-
ся позаботиться.
№
4 (67) 2021
58
В Навигаторе любая оптими-
зация топологии сети для любой
целевой функции выполняется
в темпе процесса, что обеспечи-
вает оперативную выдачу реко-
мендаций по управлению сетью
оперативно-диспетчерской груп-
пе РЭС. Пока мы не видим необ-
ходимости в использовании для
решения подобных задач методов
искусственного интеллекта. Вме-
сте с тем, очевидно, что ММО по-
лезно использовать для решения
частных задач, например, задач
прогнозирования нагрузки транс-
форматоров ТП, что необходимо
для обеспечения управления рас-
пределительными сетями в режи-
ме автопилотирования.
Обучаемость нейронных се-
тей зависит от «длины» имею-
щихся архивов исходных данных,
на которых модель обучается,
а также от периодичности, по-
вторяемости этого архива. При
появлении в распределительных
сетях малой и микрогенерации,
периодичность и повторяемость
потребления/генерации
будет
только ухудшаться, а волатиль-
ность расти. Поэтому исследо-
вательские ресурсы следует
сконцентрировать на решении
проблемы волатильности графи-
ков нагрузки, используемых для
прогнозных расчетов и оптимиза-
ций при управлении сетью.
Нагрузка
трансформаторов
на ТП слабо агрегирована, так
как представляет собой совокуп-
ность порядка десяти-тридцати
нагрузок потребителей на отхо-
дящих от шин 0,4 кВ ТП линиях
электропередачи. Поэтому она,
как результат, слабо сглажена,
резко выражена и волатильна
в сравнении с нагрузками транс-
форматоров 35–500 кВ. Точность
прогнозирования такой нагрузки,
обеспечиваемая традиционны-
ми статистическими методами,
сильно уступает точности про-
гнозирования с использованием
современных комбинированных
моделей глубоких нейронных се-
тей [3]. Поэтому авторами боль-
шое внимание было уделено
разработке интеллектуального
технологического сервиса (ИТС)
оперативного и суточного про-
гноза нагрузки трансформатора
(ОСПН), выполненной в рамках
Рис
. 1.
Графики
потребления
активной
мощности
трансформатора
1
Рис
. 2.
Графики
потребления
активной
мощности
трансформатора
2
НИОКР,
профинансированной
Фондом содействия инноваци-
ям малых предприятий в 2019–
2021 годах. Применяемые ком-
бинированные модели глубоких
нейронных сетей, используемые
в сервисе ОСПН, описаны в ра-
боте [3].
Ниже приведен ряд примеров
работы сервиса ОСПН на реаль-
ных данных — на 4-х временных
рядах потребления трансфор-
маторов ТП распределительных
сетей ПАО «Россети». Глубина
архива данных нагрузки (вре-
менного ряда) для объектов 1–3
составила один год, а для объ-
екта 4 — два года. Годовые, ме-
сячные и недельные графики по-
требления активной мощности
для четырех трансформаторов
представлены на рисунках 1–4.
ЦИФРОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ