60
УПРАВЛЕНИЕ
СЕТЯМИ
Навигатор диспетчера.
Опыт использования в автоматизированной
системе технологического управления РЭС
Трансформация
сетей
ПАО
«
Россети
»
с
применением
инновационных
технологий
пред
–
усматривает
комплексную
автоматизацию
сетей
РЭС
на
базе
цифровых
технологий
активно
–
адаптивного
распределенного
и
адаптивного
оптимального
централизованного
управления
сетью
.
Разработанная
ADMS «
Навигатор
диспетчера
»
соответствует
совре
–
менной
парадигме
управления
распределительными
сетями
—
автоматической
навига
–
ции
диспетчера
в
процессе
оперативно
–
технологического
управления
распределительной
сетью
.
В
статье
описывается
опыт
использования
«
Навигатора
диспетчера
»
в
качестве
основы
автоматизированной
системы
технологического
управления
(
АСТУ
)
РЭС
.
Рыкованов
С
.
Н
.,
к.т.н., генеральный директор ООО «Систел»
Хозяинов
М
.
А
.,
заместитель генерального директора по развитию ООО «Систел»
С
татья является продолжением серии ста-
тей [1–3], посвященных программному
комплексу «Навигатор диспетчера» — оте-
чественной разработке, нацеленной на ав-
топилотирование распределительной электрической
сети. В статье рассматриваются вопросы практиче-
ского применения «Навигатора диспетчера» в соста-
ве АСТУ РЭС.
В соответствии с парадигмой автопилотирования
распределительной сети нами была разработана
концепция Навигатора диспетчера РЭС [1], выполне-
на научно-исследовательская и опытно-конструктор-
ская работа «Разработка программного комплекса
адаптивного оптимального управления режимами
района электрической сети», разработан расчетно-
аналитический программный комплекс (РАПК), об-
ладающий функционалом EMS, DMS, OMS. Далее
РАПК был интегрирован с ОИУК (SCADA), в резуль-
тате чего появился новый продукт под названием
«Навигатор диспетчера» (далее — Навигатор), ко-
торый, кроме функций ADMS/EMS, реализует новую
функцию — обеспечивает навигацию диспетчера
в процессе оперативного управления сетью [2–3].
Сети большинства РЭС, как правило, однолуче-
вые, исключением являются сети больших городов,
которые могут быть двухлучевыми. Обычно рас-
пределительная сеть РЭС охватывает территорию
порядка 5000–20 000 км
2
, содержит 500–2000 ТП,
разделяется на несколько мастерских участков.
Трансформация сетей РЭС с применением иннова-
ционных технологий предусматривает повышение их
наблюдаемости, надежности, повышение качества
электроснабжения и сокращение потерь электри-
ческой энергии. Одной из задач современного РЭС
является обеспечение умного учета и энергомони-
торинга, поэтому в перспективе предусматривается
установка приборов учета на всех объектах (центрах
питания и ТП) распределительной сети и созда-
ние АИИС КУЭ распределительной сетевой компа-
нии на базе программного комплекса «Пирамида-
Сети». Для повышения надежности сети 6–10 кВ
предусматриваются секционирование участков сети
и подключения резервных источников питания с ис-
пользованием реклоузеров, управляемых разъеди-
нителей и индикаторов короткого замыкания в со-
вокупности с телемеханизацией ТП, модернизацией
коммутационных аппаратов и релейных защит цен-
тров питания, автоматизированных систем диспет-
черского управления РЭС.
Навигатор — это программный комплекс, обес-
печивающий навигацию диспетчера по сети в про-
цессе централизованного адаптивного оптимального
управления сетью. Навигация основана на оцени-
вании в реальном масштабе времени текущего со-
стояния (топологии и режима), надежности сети,
технологических нарушений, качества и потерь
электроэнергии. В случае снижения надежности
сети, отклонения режима от нормального, выхода
параметров качества и потерь электроэнергии за до-
пустимые пределы автоматически запускаются адек-
ватные состоянию сети цепочки оптимизационных
расчетов для синтеза новых топологий и режимов,
обеспечивается формирование и выдача рекомен-
даций диспетчеру по управлению сетью в реальном
времени.
Работа Навигатора систематизирована в соот-
ветствии со стандартизацией режимов/состояний
сети [4], которые разделяются на три категории:
аварийный/послеаварийный, вынужденный, нор-
мальный. Снижение надежности сети и перерывы
энергоснабжения потребителей, как правило, явля-
ются следствием аварий и инцидентов, и потому они
«привязаны» к аварийному/послеаварийному состо-
янию/режиму сети. Выходы за допустимые пределы
параметров режима, чувствительности защит, пока-
зателей качества электроэнергии «привязаны» к вы-
нужденному состоянию/режиму сети. А рост потерь
электроэнергии «привязан» к нормальному состоя-
61
нию/режиму сети, потому что в других режимах дис-
петчеру «не до потерь».
Визуальное представление схем сети и рекомен-
даций в Навигаторе связано со «своим» цветом для
каждой категории состояния/режима сети. Аварий-
ный/послеаварийный режим ассоциируется с крас-
ным цветом, вынужденный режим — с желтым,
нормальный режим — с зеленым. Режим сети пред-
ставляется в виде сетевого/системного светофора,
который зажигается в соответствии с категорией те-
кущего режима. Объектовые светофоры сигнализи-
руют о текущей категории режима/состояния фраг-
мента сети, питаемого от объекта. По светофорам
можно визуально оценить режим/состояние сети,
увидеть участок сети, где произошло технологиче-
ское нарушение, пропало питание потребителей. Се-
тевой светофор устанавливается на панели управ-
ления, а объектовые светофоры — на схеме сети
слева-сверху от изображения объекта сети (ЦП, РП
или ТП). На схеме сети, справа от изображения объ-
екта, также могут устанавливаться светофоры/сигна-
лизаторы работы АПТС.
Логика выдачи рекомендаций Навигатором за-
ключается в следующем. В первую очередь, выдают-
ся рекомендации для парирования нарушений ава-
рийного/послеаварийного режима. Если Навигатор
определяет, что сеть находится в аварийном/после-
аварийном режиме, то включает красный системный
и объектовые светофоры, выдает рекомендации по
определению и изолированию повреждения, вос-
становлению питания потребителей, восстановле-
нию сети в неповрежденной части. Если Навигатор
фиксирует вынужденный режим сети, то включает
желтый системный и объектовые светофоры, вы-
дает рекомендации по вводу режима в допустимую
область, поиску места однофазного замыкания на
землю, симметрированию нагрузки фаз трансфор-
матора. После перевода сети в нормальный режим
Навигатор включает зеленый системный светофор,
приступает к анализу и оптимизации потерь электро-
энергии и выдаче рекомендаций по оптимизации ре-
жима сети [2].
РАПК может работать в двух режимах — слеже-
ния и моделирования. Переключение РАПК из режи-
ма слежения в режим моделирования и обратно вы-
полняется либо нажатием соответствующих кнопок
на панели управления, либо автоматически для мо-
делирования выполнения рекомендаций, формиру-
емых Навигатором. Пользователь может зрительно
отличать режимы работы РАПК: в режиме модели-
рования вокруг экранной формы появляется оран-
жевая рамка. Расчетно-аналитические приложения
РАПК в режиме слежения осуществляют мониторинг
режима/состояния сети в реальном времени по дан-
ным телеметрии. При активизации функции «Навига-
ция» (в частности, нажатием кнопки на панели управ-
ления) дополнительно запускаются приложения,
обеспечивающие формирование и выдачу рекомен-
даций по оперативному адаптивному оптимальному
управлению сетью.
В режиме моделирования РАПК выполняет все
перечисленные выше функции, но при этом расче-
ты выполняются по текущим срезам, архивам, про-
гнозам. В режиме моделирования дополнительно
запускаются приложения, моделирующие работу ре-
лейной защиты и автоматики, приложения, связан-
ные с заявками и предусматривающие интеграцию
с программным комплексом АСУРЭО, с целью про-
смотра и создания заявок на вывод оборудования из
работы. РАПК в режиме моделирования может ис-
пользоваться для краткосрочного и среднесрочного
планирования работы сети и планирования развития
сети в тренажере диспетчера.
Для систематизации работы пользователя с ре-
комендациями Навигатора в РАПК включен журнал
рекомендаций, представляющий собой хранилище
пакетов рекомендаций и программное обеспечение
для выбора из пакета конкретных рекомендаций,
с последующим представлением плана работ (по-
следовательности действий) их практической реа-
лизации. Диалоговое окно для выбора пакета ре-
комендаций из списка представлено на рисунке 1,
диалоговое окно для выбора рекомендации из паке-
та представлено на рисунке 2, диалоговое окно для
выполнения рекомендации представлено на рисун-
ке 3. По структуре и функциям журнал рекомендаций
похож на журнал тревог и журнал событий. Статус
рекомендаций (пакетов рекомендаций) может быть
следующим: поступившая, квитированная, активная,
удаленная, в работе, выполненная, прерванная.
Журнал рекомендаций автоматически запускает-
ся при активации функции «Навигация», иницииру-
емой при запуске РАПК или по нажатию кнопки «На-
вигация» на панели управления. При работе РАПК
в режиме моделирования, в том числе с активизиро-
ванной функцией «Навигация», журнал рекоменда-
ций не формируется.
После появления нового пакета рекомендаций
пользователь может оценить текущее состояние
сети и полученные рекомендации по парированию
нарушений, анализируя краткое описание причины,
инициировавшей запуск Навигатора, краткую харак-
теристику состояния сети, важность и статус реко-
мендации (рисунок 1).
Рис
. 1.
Диалоговое
окно
c
о
списком
пакетов
рекомендаций
№
2 (65) 2021
62
В результате выбора одного из пакетов списка вы-
водится диалоговое окно, в информационном поле
которого представлены извлеченные из пакета ре-
комендации (рисунок 2). Цвет подложки фрагмента
«категория режима сети» верхней строки окна соот-
ветствует системному светофору Навигатора.
По умолчанию пакет включает не более трех реко-
мендаций. Для каждой предлагаемой рекомендации
указывается последовательность действий и расчет-
ное время, необходимое для ее выполнения. Поль-
зователю предоставляется возможность визуализа-
ции плана выполнения рекомендаций на схеме сети
и на карте местности (кнопки «На схеме» и «На кар-
те»). Выполнение выбранной рекомендации можно
промоделировать, нажав кнопку «Смоделировать»
на экранной форме (рисунок 2). При этом Навигатор
(как было описано выше) проинформирует пользо-
вателя о переводе РАПК в режим моделирования
появлением оранжевой рамки вокруг главного окна.
Возвращение РАПК в режим слежения производит-
ся по нажатию кнопки «Отменить» или Esc, при этом
оранжевая рамка исчезнет.
После выбора конкретной рекомендации появ-
ляется диалоговое окно, в котором представлена
последовательность действий по выполнению реко-
мендации (рисунок 3).
Выполнение рекомендации в случае, если РАПК
работает в режиме слежения, можно прервать на-
жатием кнопки «Отмена работы» или зафиксировать
факт выполнения рекомендации нажатием кнопки
«Выполнено». Выполненные и отмененные рекомен-
дации по прошествии определенного промежутка
времени перемещаются в архив рекомендаций.
При работе РАПК в режиме моделирования жур-
нал рекомендаций не ведется, поэтому рекомен-
дации представляются пользователю в виде диа-
логовых панелей, в заголовке которых указывается
категория режима, а цвет подложки заголовка соот-
ветствует светофору Навигатора. На рисунке 4 пред-
ставлена панель с рекомендациями для ввода на-
пряжений в допустимую область.
При включении в РАПК программных приложений,
отвечающих за магистральную часть сети (EMS), На-
вигатор может использоваться для управления се-
тью РСК.
Рис
. 3.
Диалоговое
окно
выполнения
рекомендации
по
восстановлению
питания
потребителей
Рис
. 4.
Панель
с
рекоменда
–
циями
для
вво
–
да
напряжений
в
допустимую
область
Рис
. 2.
Диалоговое
окно
с
рекомендациями
по
восстановлению
питания
потребителей
УПРАВЛЕНИЕ
СЕТЯМИ
63
С целью последующего использования схем се-
тей 6–10 кВ на диспетчерской схеме сети РСК и на
диспетчерских схемах РЭС (как фрагментах единой
схемы сети РСК) целесообразно изначально схемы
сетей РЭС «рисовать, как в жизни», то есть с учетом
взаимного пространственного расположения всех
объектов 6–220 кВ сети РСК. В качестве примера
фрагментации РСК на рисунке 5 показана зона от-
ветственности РСК по внешним границам, с выде-
лением зон ответственности двадцати РЭС по вну-
тренним границам.
Схема сети РСК напряжением 0,4–220 кВ обыч-
но компонуется из распределительной и маги-
стральной частей. На ней можно видеть, к каким
последствиям в сети 6–10 кВ приводят отключе-
ния объектов магистральной части сети 35–220 кВ,
электрических станций. С целью обеспечения
представления схемы сети с учетом с географиче-
ской привязки объекты сети РСК, включая объекты
РЭС, «рисуются» по координатам (рисунок 5).
Разреженные координатные схемы сети могут
трансформироваться в диспетчерские схемы, бо-
лее удобные для визуального восприятия пользо-
вателями. Например, координатная схема может
быть повернута и сжата вокруг одного или несколь-
ких объектов сети. На рисунке 6 показана транс-
формация координатной схемы в диспетчерскую
схему сети РЭС.
Видно, как координатная схема вытянутого с се-
вера на юг РЭС (выделен жирным контуром на
рисунке 5) преобразована в диспетчерскую схему
путем поворота схемы против часовой стрелки на
90 градусов и сжатия вокруг центра схемы. Такое
преобразование обусловлено необходимостью
«вытягивания» диспетчерской схемы по горизон-
тали для ее наглядного отображения на несколь-
ких состыкованных мониторах. На схемах сети,
полученных после трансформации координатной
схемы, сохраняется взаимное расположение объ-
ектов «как в жизни», поэтому с такими схемами опе-
ративно-диспетчерской группе удобнее работать.
Сервисные программы Навигатора обеспечивают
трансформацию координатных схем сети в более
удобные для работы пользователей диспетчер-
ские схемы сети, а также в упрощенные схемы. На
упрощенных схемах, как правило, не отображаются
(убираются) схемы ТП, отпайки, а линии уменьша-
ются по длине, в результате чего схема сети будет
меньше по размеру и менее насыщенной, так как на
ней будут представлены только фидеры и коммута-
ционные аппараты в местах деления сети. Для зри-
тельного выделения фидеров и коммутационных
аппаратов в местах деления на диспетчерской схе-
ме сети в Навигаторе используется функция окра-
ски сети, названная «Остов», затеняющая (путем
окрашивания серым цветом) ТП и отпайки.
Все варианты представления схемы сети РЭС,
такие как координатное представление (как на
диспетчерском щите) и упрощенное представле-
ние, имеют одну информационную модель. Поэто-
му они идентичны в части представления измене-
ний топологии и режима сети, расчетных данных
и данных телеметрии. Переход от одно-
го варианта представления схемы сети
к другому может осуществляться путем
нажатия соответствующей кнопки на па-
нели управления графического интер-
фейса.
По результатам опытной эксплуатации
Навигатора введена функция «Раскраска
сети по мастерским участкам» (рисунок 7).
Рис
. 5.
Зона
ответственности
РСК
,
включающая
зоны
ответственности
20
РЭС
Рис
. 6.
Пример
преобразования
координат
–
ной
схемы
сети
РЭС
в
диспетчерскую
схему
Рис
. 7.
Пример
раскраски
сети
по
мастерским
участкам
на
панора
–
ме
Навигатора
№
2 (65) 2021
64
Она обеспечивает возможность цветового вы-
деления мастерских участков на схеме сети с уче-
том того обстоятельства, что границы между участ-
ками могут проходить по опорам линий 6–10 кВ,
а не по электрическим объектам. Поопорные схе-
мы линий 6–10 кВ и 0,4 кВ можно вызывать из под-
робных схем объектов сети, связанных с конкрет-
ными линиями.
Навигатор разделяет отключения потребите-
лей на плановые и аварийные отключения. Список
потребителей, отраженных в модели, можно сор-
тировать по парамет рам (объекту, нагрузке, опоре,
населенному пункту и т.д.). Также список потре-
бителей, питающихся от ТП, можно вызывать при
выборе ТП на схеме сети, а список потребителей,
подключенных к линиям 0,4 кВ, можно вызывать
указанием мышью линии на подробной схеме ТП.
Если сеть находится в аварийном/послеаварий-
ном режиме, то путем нажатия мышью на крас-
ный фонарь системного светофора Навигатора
можно вывести список всех потребителей в сети,
оставшихся без питания. При нажатии мышью на
красный фонарь объектового светофора можно
вывести список потребителей, которые потеряли
питание от объекта.
Навигатор может работать с различными ГИС,
в том числе с ГИС ПАО «Россети». В настоящее
время в качестве поставщика карт для Навигатора
чаще используется ГИС Open Street Map. Графи-
ческий интерфейс Навигатора обеспечивает про-
стой переход со схемы сети на карту и обратный
переход. При этом обеспечивается единообраз-
ная окраска линий и объектов сети на диспетчер-
ских схемах и картах местности. На картах также
обеспечивается отображение местоположения ав-
томобилей РЭС.
Навигатор интегрирован с программным ком-
плексом «Пирамида-Сети» по API в соответствии
со стандартом МЭК 61968, с сервером трекин-
га автомобилей — по API компании «Виалон»,
с ПК «Заявки» — по API программного комплекса
АСУРЭО.
Из комплекса «Пирамида Сети» в архив Навига-
тора перенесены временные ряды показаний при-
ООО «Систел»
г. Москва, Каширское ш.,
д. 22, корп. 3,
Тел.: (495) 727-39-65
www.systel.ru
боров учета, установленных на ТП и ПС. Каждые
тридцать минут архив дополняется новыми полу-
часовыми значениями потребления электрической
энергии. На этих данных производится обучение
разработанных моделей оперативного прогноза
[3] и прогноза на сутки вперед, которые планиру-
ется использовать в Навигаторе на последующих
этапах. Ошибка прогноза потребления для основ-
ной массы трансформаторов ТП для 30-минутного
интервала составляет менее 1%, для 120-минут-
ного — менее 2,5%. Использование данных опе-
ративного прогноза позволит довести точность
оценивания состояния распределительной сети
до уровня точности оценивания состояния маги-
стральных сетей.
Адаптация диспетчеров РЭС к новой системе
проходит успешно. Как правило, после одного-
двух месяцев эксплуатации диспетчеры осваива-
ют работу с Навигатором.
Следующими этапами развития Навигатора
диспетчера для АСТУ РЭС видится автоматиза-
ция оповещения потребителей об отключениях,
программная реализация альтернативы традици-
онному диспетчерскому мнемощиту, интеграция
с корпоративной системой управления активами,
ввод в модель оперативных и суточных прогнозов
режима/состояния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Навигатор диспетчера является эффективным ин-
струментом диспетчерского персонала для управ-
ления сетями РЭС. По результатам практического
использования Навигатора при реализации АСТУ
РЭС можно заключить, что централизованное
адаптивное оптимальное управление сетью РЭС
с помощью Навигатора в совокупности с децен-
трализованным активно-адаптивным управле-
нием фрагментами сети с помощью реклоузеров
является оптимальной технологией управления
распределительными сетями 0,4–10 кВ. Примене-
ние этой технологии может рассматриваться как
первый практический шаг на пути к адаптивно-оп-
тимальному управлению сетями РЭС в режиме ав-
топилотирования.
Р
ЛИТЕРАТУРА
1. Рыкованов С.Н., Хозяинов М.А. Концепция навигатора диспетчера
для адаптивного оптимального управления режимами распреде-
лительной электрической сети // Автоматизация & IT в энергетике,
2018, № 12. С. 30–34.
2. Потапенко С.П., Рыкованов С.Н., Хозяинов М.А. Навигатор диспет-
чера. Адаптивная динамическая оптимизация потерь электроэнер-
гии в разомкнутой распределительной электрической сети // ЭЛЕК-
ТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение, 2019, № 5(56). С. 30–37.
3. Арапов Н.Д., Беляков Д.А., Московой И.В., Рыкованов С.Н., Хозя-
инов М.А. Навигатор диспетчера. Современные модели оператив-
ного прогноза нагрузки распределительных электрических сетей //
Автоматизация & IT в энергетике, 2020, № 12(137). С. 24–32.
4. СТО 59012820.29.240.007-2008. Правила предотвращения развития
и ликвидации нарушений нормального режима электрической части
энергосистем. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200095744.
УПРАВЛЕНИЕ
СЕТЯМИ
Оригинал статьи: Навигатор диспетчера. Опыт использования в автоматизированной системе технологического управления РЭС
Трансформация сетей ПАО «Россети» с применением инновационных технологий предусматривает комплексную автоматизацию сетей РЭС на базе цифровых технологий активно-адаптивного распределенного и адаптивного оптимального централизованного управления сетью. Разработанная ADMS «Навигатор диспетчера» соответствует современной парадигме управления распределительными сетями — автоматической навигации диспетчера в процессе оперативно-технологического управления распределительной сетью. В статье описывается опыт использования «Навигатора диспетчера» в качестве основы автоматизированной системы технологического управления (АСТУ) РЭС.