«КАБЕЛЬ-news», № 2, 2014, www.kabel-news.ru
42
В
настоящее время в России в грунте в ос-
новном прокладывают кабели с изоляцией
из сшитого полиэтилена (СПЭ). Надёжность
кабелей с изоляцией из СПЭ на порядок
выше, чем у кабелей с бумажно-пропитанной изо-
ляцией (БПИ), однако повреждаемость кабельных
линий (КЛ) всё ещё высока. И это в основном не
связано с качеством выпускаемых кабелей, так как
наличие входного контроля КПП в ряде крупнейших
энергокомпаний (например, ОАО «Ленэнерго») за-
ставляет производителей держать качество кабель-
ной продукции на должном уровне.
Одна из главных причин повреждаемости — на-
рушение правил проведения земляных работ на
трассах КЛ, чаще в зимнее время. Предшествующие
механические повреждения в ряде регионов состав-
ляют до 43% от всех повреждений (например, в ОАО
«Ленэнерго» — 13%).
В России вечномёрзлые и многолетнемёрзлые
породы (грунты) занимают значительную часть се-
Надёжность конструкций
силовых кабелей при
прокладке в грунте
Виктор БАРИНОВ,
доцент ФГАОУ
«Петербургский энергетический институт повышения квалификации»
вера и северо-востока страны (около 11 000 км
2
, то
есть около 60% территории). Кратковременно- и се-
зонномёрзлые грунты встречаются почти во всех
районах России, за исключением самых южных. На-
пример, Ленинградская область и Санкт-Петербург —
глубина промерзания до 1,4 м, а в Новосибирске —
до 2,0 м.
Мёрзлые породы по сравнению с талыми облада-
ют очень высокой прочностью, что приводит к удо-
рожанию стоимости их разработки в пять — десять
раз.
В соответствии с требованиями «Правил по ох-
ране труда при эксплуатации электроустановок» к
выемке замёрзшего грунта над электрокабелем ло-
патами можно приступать только после его оттаива-
ния, при этом оттаявший слой должен составлять не
менее 30 см. Однако, как показывает практика, эти
требования повсеместно нарушаются. Разработка
грунта идёт ударными механизмами и приспособле-
ниями, в то время как методов отогрева грунтов до-
статочно много.
Наиболее широко в настоящее время распро-
странено оттаивание мёрзлых пород (грунтов) с по-
мощью тепловой энергии.
Применение электроэнергии
— отогрев грунта
электрическими рефлекторными печами, электри-
ческими горизонтальными и вертикальными сталь-
ными электродами, электрическими трёхфазными
нагревателями и термоэлектроматами. Перспектив-
ный метод предложен ООО «Импульс» (г. Москва) —
оттаивание с использованием термоэлектроматов,
работающих от сети 220 В. Метод в стадии освоения.
Большая часть этих установок работает при
напряжении 220 В, что небезопасно и требует по-
стоянного надзора. Лучшим и более безопасным
Установка по отогреву грунта, выпускаемая
Установка по отогреву грунта, выпускаемая
ООО «ДС-Импекс» (в сборе)
ООО «ДС-Импекс» (в сборе)
Актуально
ÌÎÍÒÀÆ ÊÀÁÅËÜÍÛÕ ËÈÍÈÉ
«КАБЕЛЬ-news», № 2, 2014, www.kabel-news.ru
43
методом является применение напряжения до
12 В. Такие установки широко используются в ОАО
«Ленэнерго» с конца 50-х годов прошлого столетия.
Они изготовлены в собственных мастерских и сей-
час выпускаются в Санкт-Петербурге компанией
ООО «ДС-Импекс». Передвижная компактная уста-
новка на автомобильном прицепе хорошо подходит
для городских условий. Применение напряжения
12 В позволяет оставлять установку без постоянно-
го надзора.
Отогрев грунта токами высокой частоты
пока
не получил широкого применения ввиду сложности
оборудования и требует серьёзного изучения. Од-
нако, как показал опыт использования первых об-
разцов установки «ЭВНК-1» в Якутии, метод очень
эффективен [1, 2].
В 1941 году в блокадном Ленинграде специали-
стами «Кабельной сети» Ленэнерго и Института им.
Вологдина применялись опытные установки для ото-
грева грунта для строительства ДОТОВ.
Оттаивание мёрзлого грунта огнём
. Для этой
цели используется жидкое, газообразное и твёрдое
топливо (дрова, уголь). Более эффективно исполь-
зование газовых горелок. Однако использование
таких методов в городских условиях в основном не-
приемлемо.
Оттаивание мёрзлого грунта паром
широко ис-
пользуется на территориях заводов при ремонтах
КЛ. В северо-восточных регионах страны широко
применяются передвижные парогенераторы, смон-
тированные на автомобилях типа «Урал». Эти уста-
новки производятся для очистки нефтяных скважин,
там, где добываются парафинистые нефти. Для го-
родских условий малопригодны.
Оттаивание мёрзлого грунта укладкой труб с
горячим теплоносителем
. Такие установки выпу-
скаются в Германии и в настоящее время находятся
в стадии освоения в России. Как показывает опыт,
для надлежащей защиты действующих кабелей при
отогреве грунта необходимо, чтобы между нагрева-
телем и кабелем сохранялся слой земли не менее
200 мм в течение всего времени отогрева.
Хотелось бы узнать мнение специалистов по дан-
ному вопросу: повышать ли далее надёжность кон-
струкции кабелей от механических повреждений
или всё-таки бороться за выполнение правил, не до-
пускающих механические повреждения кабелей?
ЛИТЕРАТУРА
1. Ю.М. Мисник. Основы разупрочнения мерзлых
пород СВЧ-полями. — Л.: издательство Ленин-
градского университета. 1982.
2. В.М. Баринов, Л.М. Евченко, Н.И. Рябец, О.Б.
Шонин, В.А. Хоминский. Опыт применения ВЧ- и
СВЧ-нагрева для скоростного оттаивания мерз-
лых грунтов при проходке котлованов. «Электри-
ческие станции», № 8, 1993.
Специальный автофургон на шасси КАМАЗ-53215
Специальный автофургон на шасси КАМАЗ-53215
Модульная система комплекта нагревателей
Модульная система комплекта нагревателей
Термоэлектроматы для отогрева мёрзлого грунта
Термоэлектроматы для отогрева мёрзлого грунта
Актуально
ÌÎÍÒÀÆ ÊÀÁÅËÜÍÛÕ ËÈÍÈÉ
Мобильный многофункциональный электроэнергетический комплекс, предназначенный в том
Мобильный многофункциональный электроэнергетический комплекс, предназначенный в том
числе для отогрева мёрзлого грунта
числе для отогрева мёрзлого грунта
Оригинал статьи: Надёжность конструкций силовых кабелей при прокладке в грунте
В настоящее время в России в грунте в основном прокладывают кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена (СПЭ), надёжность которых на порядок выше, чем у кабелей с бумажно-пропитанной изоляцией (БПИ), однако повреждаемость кабельных линий (КЛ) всё ещё высока. Одна из главных причин повреждаемости — нарушение правил проведения земляных работ на трассах КЛ, чаще в зимнее время.