Надежность и ресурсные возможности грозозащитных тросов различных типов

Page 1
background image

Page 2
background image

82

Надежность и ресурсные возможности 
грозозащитных тросов различных типов

В

 

статье

 

рассмотрены

 

основные

 

свойства

 

грозозащитных

 

тросов

 

ГТК

МЗ

 

и

 

ТК

оказывающие

 

существенное

 

влияние

 

на

 

их

 

эксплуатационные

 

характеристики

Приведены

 

промежуточные

 

результаты

 

ресурсных

 

испытаний

проведенных

в

 

Группе

 

Компаний

 «

Оптикэнерго

».

Зотов

 

Д

.

Р

., 

руководитель

 

службы

 

по

 

продаже

 

грозотросов

 

и

 

термостойких

 

проводов

 

ООО

 «

ЭМ

-

КАБЕЛЬ

»

С

реди

 

экспертов

 

электро

-

энергетики

 

до

 

сих

 

пор

 

ведутся

 

дискуссии

 

и

 

спо

-

ры

 

о

 

том

какие

 

грозо

-

тросы

 

надежнее

плакированные

 

алюминием

 

или

 

оцинкованные

 

гальваническим

 

методом

О

 

пре

-

имуществах

 

своих

 

изделий

 

произ

-

водителями

 

написано

 

множество

 

статей

проведено

 

исследований

 

и

 

высказано

 

аргументов

 

в

 

пользу

 

той

 

или

 

иной

 

конструкции

Также

 

много

 

написано

 

и

 

о

 

недостатках

 

конкурентных

 

изделий

опровер

-

жений

 

к

 

этим

 

статьям

.

Достаточно

 

серьезная

 

конку

-

рентная

 

борьба

 

в

 

этом

 

сегменте

 

рынка

 

заставила

 

многих

 

произво

-

дителей

 

модернизировать

 

свои

 

технологии

 

и

 

выпускаемую

 

продук

-

цию

постоянно

 

совершенствовать

 

изделия

Но

 

как

 

быть

 

в

 

случае

если

 

производитель

не

 

желающий

 

мириться

 

с

 

потерей

 

лидирующей

 

позиции

идет

 

на

  «

подгон

» 

своих

 

результатов

 

под

 

возросшие

 

требо

-

вания

 

или

 

вносит

 

изменения

 

в

 

кон

-

струкцию

способствующие

 

улуч

-

шению

 

одного

 

параметра

но

 

при

 

этом

 

полностью

 

противоречащие

 

другим

 

требованиям

?

Рассмотрим

 

несколько

 

приме

-

ров

:

1. 

Электрическое

 

сопротивле

-

ние

 

троса

плакированного

 

алю

-

минием

в

 2 

раза

 

ниже

чем

 

оцин

-

кованного

Соответственно

 

при

 

протекании

 

одинакового

 

тока

 

трос

плакированный

 

алюминием

на

-

греется

 

меньше

 

или

 

при

 

одинако

-

вой

 

температуре

 

троса

 

ток

 

в

 

пла

-

кированном

 

тросе

 

будет

 

больше

Но

если

 

верить

 

заявленным

 

техническим

 

характеристикам

термическая

 

стойкость

 

троса

плакированного

 

алюминием

 

и

 

оцинкованного

 

типа

 

МЗ

прак

-

тически

 

равна

Ситуация

 

доста

-

точно

 

абсурдна

В

 

предыдущих

 

статьях

 

ООО

  «

ЭМ

-

КАБЕЛЬ

» 

уже

 

публиковались

 

материалы

 

срав

-

нительных

 

испытаний

 

тросов

 

МЗ

 

и

 

ГТК

 

на

 

протекание

 

токов

 

корот

-

кого

 

замыкания

 [1]. 

Результаты

 

испытаний

 

наглядно

 

доказали

что

 

подобное

 

стремление

 

лю

-

бой

 

ценой

 

сохранить

 

конкурент

-

ное

 

преимущество

 

становится

 

опасным

 

как

 

для

 

потребителей

 

электрической

 

энергии

так

 

и

 

для

 

персонала

 

электросетевой

 

ком

-

пании

а

 

также

 

электросетевого

 

оборудования

.

2. 

Еще

 

одним

 

примером

 

фаль

-

сификации

 

является

 

увеличе

-

ние

 

срока

 

эксплуатации

 

изделия

Согласно

 

требованиям

 [3], 

срок

 

эксплуатации

 

элементов

 

ЛЭП

 

не

 

должен

 

быть

 

меньше

 50 

лет

Трос

плакированный

 

алюминием

с

 

большим

 

запасом

 

подтвержда

-

ет

 

эти

 

требования

Известно

что

 

срок

 

эксплуатации

 

оцинкованных

 

тросов

 

согласно

 

ГОСТ

 

не

 

пре

-

вышает

 20 

лет

 

независимо

 

от

 

способа

 

нанесения

гальваникой

 

или

 

горячим

 

оцинкованием

Эти

 

данные

 

неоднократно

 

подтверж

-

дены

 

исследованиями

 

и

 

также

 

опубликованы

 

в

 

предыдущих

 

но

-

мерах

 [1, 2]. 

Суть

 

исследования

 

заключается

 

в

 

ускоренной

 

корро

-

зии

 

при

 

помощи

 

камеры

 

соляного

 

тумана

 

в

 

коррозионно

-

активной

 

среде

 (3% 

хлорида

 

натрия

). 

Для

 

подтверждения

 

соответ

-

ствия

 

оцинкованного

 

троса

 

требо

-

ваниям

 

длительной

 

эксплуатации

 

некоторыми

 

производителями

 

рекомендуется

 

нанесение

 

термо

-

стойкой

 

смазки

 

на

 

его

 

поверхность

Вполне

 

естественно

что

 

изделие

покрытое

 

смазкой

приобретает

 

гидрофобные

 

свойства

что

 

исклю

-

чает

 

воздействие

 

на

 

него

 

солей

находящихся

 

в

 

распыляемой

 

воде

Формально

после

 

проведения

 

ис

-

пытаний

смазанный

 

трос

 

будет

 

признан

 

способным

 

эксплуатиро

-

ваться

 50 

лет

 

и

 

более

.

Но

 

реальные

 

условия

 

эксплу

-

атации

 

далеки

 

от

 

тех

которые

 

за

-

даются

 

при

 

проведении

 

подобных

 

испытаний

В

 

реальных

 

условиях

 

трос

 

подвержен

 

воздействию

 

уль

-

трафиолета

вибрациям

нагреву

 

от

 

токов

 

КЗ

 

и

 

разрядов

 

молнии

И

 

если

 

покрытие

 (

смазка

разруша

-

ется

 

при

 

воздействии

 

сопутствую

-

щих

 

эксплуатации

 

и

 

не

 

предусмо

-

тренных

 

программой

 

испытаний

 

факторов

то

 

можно

 

ли

 

считать

 

такое

 

покрытие

 

надежным

На

 

ри

-

сунке

 1 

показано

 

воспламенение

 

смазки

 

при

 

протекании

 

тока

 

ко

-

роткого

 

замыкания

 

через

 

трос

 

МЗ

Очевидно

что

 

после

 

полного

 

вы

-

горания

 

смазки

 

испытания

 

троса

 

на

 

коррозионную

 

стойкость

 

пока

-

жут

 

совершенно

 

иные

 

результаты

А

 

ведь

 

никому

 

не

 

хочется

 

иметь

 

в

 

эксплуатации

 

трос

сохраняю

-

щий

 

коррозионные

 

свойства

 

толь

-

ко

 

до

 

первого

 

попадания

 

молнии

 

или

 

первого

 

короткого

 

замыкания

.

В

 

настоящее

 

время

 

для

 

приме

-

нения

 

в

 

энергетике

 

производствен

-

Рис

. 1. 

Воспламенение

 

смазки

 

при

 

протекании

 

тока

 

короткого

 

замыкания

 

через

 

трос

 

МЗ

ВОЗДУШНЫЕ

ЛИНИИ


Page 3
background image

83

ные

 

предприятия

 

предлагают

 

огромное

 

количество

 

инновацион

-

ных

 

изделий

При

 

этом

 

изготови

-

тель

 

зачастую

 

не

 

в

 

полном

 

объеме

 

понимает

 

весь

 

спектр

 

нагрузок

которому

 

будет

 

подвергаться

 

гро

-

зотрос

 

линии

 

электропередачи

Научно

-

исследовательские

 

и

 

ис

-

пытательные

 

центры

 

сетевых

 

компаний

 

проводят

 

достаточно

 

серьезный

 

комплекс

 

мероприятий

чтобы

 

определить

 

их

 

степень

 

на

-

дежности

 

и

 

долговечности

К

 

сожа

-

лению

часто

 

такие

 

испытания

 

на

-

правлены

 

на

 

оценку

 

воздействия

 

отдельных

 

факторов

 

на

 

разные

 

образцы

а

 

не

 

рассматривают

 

ком

-

плексное

 

воздействие

 

на

 

один

 

об

-

разец

.

Для

 

устранения

 

этой

 

ситуации

 

достаточно

 

при

 

проведении

 

ком

-

плекса

 

стандартных

 

испытаний

 

грозозащитных

 

тросов

 

выстро

-

ить

 

их

 

в

 

определенной

 

последо

-

вательности

:

1) 

на

 

стойкость

 

к

 

ультрафиолету

;

2) 

на

 

стойкость

 

к

 

галопированию

 

и

 

эоловой

 

вибрации

;

3) 

на

 

стойкость

 

к

 

разряду

 

молнии

;

4) 

на

 

стойкость

 

к

 

токам

 

короткого

 

замыкания

;

5) 

на

 

стойкость

 

к

 

коррозии

;

6) 

определение

 

остаточной

 

проч

-

ности

 

на

 

разрыв

.

Данная

 

последовательность

 

проведения

 

испытаний

 

на

 

одном

 

образце

 

позволит

 

получить

 

самое

 

полное

 

представление

 

о

 

надеж

-

ности

 

и

 

ресурсных

 

возможностях

 

тросов

.

Исследовательская

 

работа

 

по

 

сравнительному

 

анализу

 

оста

-

точной

 

коррозионной

 

стойкости

 

тросов

 

ГТК

МЗ

 

и

 

ТК

 

после

 

воз

-

Рис

. 2. 

Образцы

 

тросов

 

различных

 

типов

 

в

 

камере

 

соляного

 

тумана

действий

 

перечисленных

 

фак

-

торов

 

начата

 

в

 

Группе

 

Компа

-

ний

  «

Оптикэнерго

» 

в

 

сентябре

 

2017 

года

Каждый

 

образец

 

под

-

вергся

 

воздействию

 

ультрафио

-

лета

вибрации

разряду

 

молнии

 

и

 

протеканию

 

тока

 

КЗ

После

 

этих

 

испытаний

 

образцы

 

помещены

 

в

 

камеру

 

соляного

 

тумана

  (

рису

-

нок

 2). 

На

 

сегодняшний

 

день

 

время

 

нахождения

 

образцов

 

в

 

камере

 

составляет

 2000 

часов

Это

 

соот

-

ветствует

 

примерно

 10 

годам

 

экс

-

плуатации

.

За

 

время

 

нахождения

 

в

 

каме

-

ре

 

соляного

 

тумана

 

трос

 

типа

 

ТК

 

весь

 

покрылся

 

ржавчиной

и

 

его

 

дальнейшая

 

эксплуатация

 

под

 

большим

 

вопросом

Трос

 

типа

 

МЗ

 

(

рисунок

 3) 

имеет

 

значительную

 

коррозию

но

 

в

 

сравнении

 

с

 

тро

-

сом

 

ТК

 

коррозия

 

имеет

 

очаговый

 

характер

 

и

 

не

 

охватывает

 

всей

 

по

-

верхности

Это

 

говорит

 

о

 

том

что

 

примененная

 

при

 

изготовлении

 

МЗ

 

технология

 

двойного

 

оцинко

-

вания

 

гальваническим

 

методом

обеспечивает

 

более

 

высокую

 

сте

-

пень

 

защиты

Тем

 

не

 

менее

на

 

во

-

прос

 

насколько

 

она

 

сопоставима

 

с

 

реальным

 

сроком

 

эксплуатации

еще

 

предстоит

 

ответить

.

И

 

наконец

на

 

рисунке

 4 

пред

-

ставлены

 

образцы

 

троса

 

ГТК

пла

-

кированного

 

алюминием

Следы

 

коррозии

 

или

 

иных

 

повреждений

 

полностью

 

отсутствуют

Трос

 

пол

-

ностью

 

готов

 

к

 

дальнейшей

 

экс

-

плуатации

.

Следует

 

напомнить

что

 

об

-

разцы

 

находятся

 

в

 

камере

 

всего

 

2000 

часов

 

и

 

исследование

 

про

-

должается

До

 

окончания

 

исследо

-

вания

 

возможности

 

опубликовать

 

данные

 

по

 

снижению

 

механиче

-

ской

 

прочности

 

тросов

 

пока

 

нет

и

 

полученные

 

результаты

 

следует

 

считать

 

лишь

 

промежуточными

Но

 

уже

 

на

 

данной

 

стадии

 

иссле

-

дований

 

можно

 

с

 

уверенностью

 

сделать

 

вывод

что

 

оцинкованные

 

тросы

 

после

 

электрических

кли

-

матических

 

и

 

механических

 

воз

-

действий

 

активно

 

коррозируют

.

Полный

 

отчет

 

о

 

проведенном

 

исследовании

 

будет

 

опубликован

 

в

 

одном

 

из

 

следующих

 

номеров

 

журнала

 

«

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

».  

Р

Рис

. 3. 

Коррозия

 

на

 

тросе

 

типа

 

МЗ

Рис

. 4. 

Трос

 

ГТК

плакированный

 

алюминием

после

 

2000 

часов

 

в

 

камере

 

соляного

 

тумана

Тел

.: 8 800-100-99-44

Тел

./

факс

: 8 (8342) 380-201

zakaz@emcable.ru

emcable.ru

ЛИТЕРАТУРА

:

1. 

Зотов

 

Д

.

Р

Какие

 

грозозащитные

 

тросы

 

защищают

 

наши

 

ЛЭП

? // 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределе

-

ние

, 2017, 

 4. 

С

. 80–81.

2. 

Зотов

 

Д

.

Р

Повышение

 

надежности

 

грозозащиты

 

ли

-

ний

 

электропередачи

 // 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

, 2017, 

 3. 

С

. 70–83.

3. 

Стандарт

 

организации

 

ПАО

  «

Россети

» 

СТО

 34.01-21.1-

001-2017. «

Распределительные

 

электрические

 

сети

 

на

-

пряжением

 0,4–110 

кВ

Требования

 

к

 

технологическому

 

проектированию

». 

Дата

 

ведения

 02.08.2017 

г

.

 3 (48) 2018


Читать онлайн

В статье рассмотрены основные свойства грозозащитных тросов ГТК, МЗ и ТК, оказывающие существенное влияние на их эксплуатационные характеристики. Приведены промежуточные результаты ресурсных испытаний, проведенных в Группе Компаний «Оптикэнерго».

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Сравнительный анализ мероприятий по повышению надежности передачи электрической энергии в распределительных сетях

Управление сетями / Развитие сетей Энергоснабжение / Энергоэффективность Воздушные линии
Гвоздев Д.Б. Иванов Р.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»