82
Надежность и ресурсные возможности
грозозащитных тросов различных типов
В
статье
рассмотрены
основные
свойства
грозозащитных
тросов
ГТК
,
МЗ
и
ТК
,
оказывающие
существенное
влияние
на
их
эксплуатационные
характеристики
.
Приведены
промежуточные
результаты
ресурсных
испытаний
,
проведенных
в
Группе
Компаний
«
Оптикэнерго
».
Зотов
Д
.
Р
.,
руководитель
службы
по
продаже
грозотросов
и
термостойких
проводов
ООО
«
ЭМ
-
КАБЕЛЬ
»
С
реди
экспертов
электро
-
энергетики
до
сих
пор
ведутся
дискуссии
и
спо
-
ры
о
том
,
какие
грозо
-
тросы
надежнее
:
плакированные
алюминием
или
оцинкованные
гальваническим
методом
.
О
пре
-
имуществах
своих
изделий
произ
-
водителями
написано
множество
статей
,
проведено
исследований
и
высказано
аргументов
в
пользу
той
или
иной
конструкции
.
Также
много
написано
и
о
недостатках
конкурентных
изделий
,
опровер
-
жений
к
этим
статьям
.
Достаточно
серьезная
конку
-
рентная
борьба
в
этом
сегменте
рынка
заставила
многих
произво
-
дителей
модернизировать
свои
технологии
и
выпускаемую
продук
-
цию
,
постоянно
совершенствовать
изделия
.
Но
как
быть
в
случае
,
если
производитель
,
не
желающий
мириться
с
потерей
лидирующей
позиции
,
идет
на
«
подгон
»
своих
результатов
под
возросшие
требо
-
вания
или
вносит
изменения
в
кон
-
струкцию
,
способствующие
улуч
-
шению
одного
параметра
,
но
при
этом
полностью
противоречащие
другим
требованиям
?
Рассмотрим
несколько
приме
-
ров
:
1.
Электрическое
сопротивле
-
ние
троса
,
плакированного
алю
-
минием
,
в
2
раза
ниже
,
чем
оцин
-
кованного
.
Соответственно
при
протекании
одинакового
тока
трос
,
плакированный
алюминием
,
на
-
греется
меньше
или
при
одинако
-
вой
температуре
троса
ток
в
пла
-
кированном
тросе
будет
больше
.
Но
,
если
верить
заявленным
техническим
характеристикам
,
термическая
стойкость
троса
,
плакированного
алюминием
и
оцинкованного
типа
МЗ
,
прак
-
тически
равна
.
Ситуация
доста
-
точно
абсурдна
.
В
предыдущих
статьях
ООО
«
ЭМ
-
КАБЕЛЬ
»
уже
публиковались
материалы
срав
-
нительных
испытаний
тросов
МЗ
и
ГТК
на
протекание
токов
корот
-
кого
замыкания
[1].
Результаты
испытаний
наглядно
доказали
,
что
подобное
стремление
лю
-
бой
ценой
сохранить
конкурент
-
ное
преимущество
становится
опасным
как
для
потребителей
электрической
энергии
,
так
и
для
персонала
электросетевой
ком
-
пании
,
а
также
электросетевого
оборудования
.
2.
Еще
одним
примером
фаль
-
сификации
является
увеличе
-
ние
срока
эксплуатации
изделия
.
Согласно
требованиям
[3],
срок
эксплуатации
элементов
ЛЭП
не
должен
быть
меньше
50
лет
.
Трос
,
плакированный
алюминием
,
с
большим
запасом
подтвержда
-
ет
эти
требования
.
Известно
,
что
срок
эксплуатации
оцинкованных
тросов
согласно
ГОСТ
не
пре
-
вышает
20
лет
независимо
от
способа
нанесения
:
гальваникой
или
горячим
оцинкованием
.
Эти
данные
неоднократно
подтверж
-
дены
исследованиями
и
также
опубликованы
в
предыдущих
но
-
мерах
[1, 2].
Суть
исследования
заключается
в
ускоренной
корро
-
зии
при
помощи
камеры
соляного
тумана
в
коррозионно
-
активной
среде
(3%
хлорида
натрия
).
Для
подтверждения
соответ
-
ствия
оцинкованного
троса
требо
-
ваниям
длительной
эксплуатации
некоторыми
производителями
рекомендуется
нанесение
термо
-
стойкой
смазки
на
его
поверхность
.
Вполне
естественно
,
что
изделие
,
покрытое
смазкой
,
приобретает
гидрофобные
свойства
,
что
исклю
-
чает
воздействие
на
него
солей
,
находящихся
в
распыляемой
воде
.
Формально
,
после
проведения
ис
-
пытаний
,
смазанный
трос
будет
признан
способным
эксплуатиро
-
ваться
50
лет
и
более
.
Но
реальные
условия
эксплу
-
атации
далеки
от
тех
,
которые
за
-
даются
при
проведении
подобных
испытаний
.
В
реальных
условиях
трос
подвержен
воздействию
уль
-
трафиолета
,
вибрациям
,
нагреву
от
токов
КЗ
и
разрядов
молнии
.
И
если
покрытие
(
смазка
)
разруша
-
ется
при
воздействии
сопутствую
-
щих
эксплуатации
и
не
предусмо
-
тренных
программой
испытаний
факторов
,
то
можно
ли
считать
такое
покрытие
надежным
?
На
ри
-
сунке
1
показано
воспламенение
смазки
при
протекании
тока
ко
-
роткого
замыкания
через
трос
МЗ
.
Очевидно
,
что
после
полного
вы
-
горания
смазки
испытания
троса
на
коррозионную
стойкость
пока
-
жут
совершенно
иные
результаты
.
А
ведь
никому
не
хочется
иметь
в
эксплуатации
трос
,
сохраняю
-
щий
коррозионные
свойства
толь
-
ко
до
первого
попадания
молнии
или
первого
короткого
замыкания
.
В
настоящее
время
для
приме
-
нения
в
энергетике
производствен
-
Рис
. 1.
Воспламенение
смазки
при
протекании
тока
короткого
замыкания
через
трос
МЗ
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
83
ные
предприятия
предлагают
огромное
количество
инновацион
-
ных
изделий
.
При
этом
изготови
-
тель
зачастую
не
в
полном
объеме
понимает
весь
спектр
нагрузок
,
которому
будет
подвергаться
гро
-
зотрос
линии
электропередачи
.
Научно
-
исследовательские
и
ис
-
пытательные
центры
сетевых
компаний
проводят
достаточно
серьезный
комплекс
мероприятий
,
чтобы
определить
их
степень
на
-
дежности
и
долговечности
.
К
сожа
-
лению
,
часто
такие
испытания
на
-
правлены
на
оценку
воздействия
отдельных
факторов
на
разные
образцы
,
а
не
рассматривают
ком
-
плексное
воздействие
на
один
об
-
разец
.
Для
устранения
этой
ситуации
достаточно
при
проведении
ком
-
плекса
стандартных
испытаний
грозозащитных
тросов
выстро
-
ить
их
в
определенной
последо
-
вательности
:
1)
на
стойкость
к
ультрафиолету
;
2)
на
стойкость
к
галопированию
и
эоловой
вибрации
;
3)
на
стойкость
к
разряду
молнии
;
4)
на
стойкость
к
токам
короткого
замыкания
;
5)
на
стойкость
к
коррозии
;
6)
определение
остаточной
проч
-
ности
на
разрыв
.
Данная
последовательность
проведения
испытаний
на
одном
образце
позволит
получить
самое
полное
представление
о
надеж
-
ности
и
ресурсных
возможностях
тросов
.
Исследовательская
работа
по
сравнительному
анализу
оста
-
точной
коррозионной
стойкости
тросов
ГТК
,
МЗ
и
ТК
после
воз
-
Рис
. 2.
Образцы
тросов
различных
типов
в
камере
соляного
тумана
действий
перечисленных
фак
-
торов
начата
в
Группе
Компа
-
ний
«
Оптикэнерго
»
в
сентябре
2017
года
.
Каждый
образец
под
-
вергся
воздействию
ультрафио
-
лета
,
вибрации
,
разряду
молнии
и
протеканию
тока
КЗ
.
После
этих
испытаний
образцы
помещены
в
камеру
соляного
тумана
(
рису
-
нок
2).
На
сегодняшний
день
время
нахождения
образцов
в
камере
составляет
2000
часов
.
Это
соот
-
ветствует
примерно
10
годам
экс
-
плуатации
.
За
время
нахождения
в
каме
-
ре
соляного
тумана
трос
типа
ТК
весь
покрылся
ржавчиной
,
и
его
дальнейшая
эксплуатация
под
большим
вопросом
.
Трос
типа
МЗ
(
рисунок
3)
имеет
значительную
коррозию
,
но
в
сравнении
с
тро
-
сом
ТК
коррозия
имеет
очаговый
характер
и
не
охватывает
всей
по
-
верхности
.
Это
говорит
о
том
,
что
примененная
при
изготовлении
МЗ
технология
двойного
оцинко
-
вания
гальваническим
методом
,
обеспечивает
более
высокую
сте
-
пень
защиты
.
Тем
не
менее
,
на
во
-
прос
насколько
она
сопоставима
с
реальным
сроком
эксплуатации
,
еще
предстоит
ответить
.
И
наконец
,
на
рисунке
4
пред
-
ставлены
образцы
троса
ГТК
,
пла
-
кированного
алюминием
.
Следы
коррозии
или
иных
повреждений
полностью
отсутствуют
.
Трос
пол
-
ностью
готов
к
дальнейшей
экс
-
плуатации
.
Следует
напомнить
,
что
об
-
разцы
находятся
в
камере
всего
2000
часов
и
исследование
про
-
должается
.
До
окончания
исследо
-
вания
возможности
опубликовать
данные
по
снижению
механиче
-
ской
прочности
тросов
пока
нет
,
и
полученные
результаты
следует
считать
лишь
промежуточными
.
Но
уже
на
данной
стадии
иссле
-
дований
можно
с
уверенностью
сделать
вывод
,
что
оцинкованные
тросы
после
электрических
,
кли
-
матических
и
механических
воз
-
действий
активно
коррозируют
.
Полный
отчет
о
проведенном
исследовании
будет
опубликован
в
одном
из
следующих
номеров
журнала
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
».
Р
Рис
. 3.
Коррозия
на
тросе
типа
МЗ
Рис
. 4.
Трос
ГТК
,
плакированный
алюминием
,
после
2000
часов
в
камере
соляного
тумана
Тел
.: 8 800-100-99-44
Тел
./
факс
: 8 (8342) 380-201
emcable.ru
ЛИТЕРАТУРА
:
1.
Зотов
Д
.
Р
.
Какие
грозозащитные
тросы
защищают
наши
ЛЭП
? //
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределе
-
ние
, 2017,
№
4.
С
. 80–81.
2.
Зотов
Д
.
Р
.
Повышение
надежности
грозозащиты
ли
-
ний
электропередачи
//
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
, 2017,
№
3.
С
. 70–83.
3.
Стандарт
организации
ПАО
«
Россети
»
СТО
34.01-21.1-
001-2017. «
Распределительные
электрические
сети
на
-
пряжением
0,4–110
кВ
.
Требования
к
технологическому
проектированию
».
Дата
ведения
02.08.2017
г
.
№
3 (48) 2018
Оригинал статьи: Надежность и ресурсные возможности грозозащитных тросов различных типов
В статье рассмотрены основные свойства грозозащитных тросов ГТК, МЗ и ТК, оказывающие существенное влияние на их эксплуатационные характеристики. Приведены промежуточные результаты ресурсных испытаний, проведенных в Группе Компаний «Оптикэнерго».