Надежность электроснабжения — наша приоритетная задача

Page 1
background image

Page 2
background image

6

а

к

т

у

а

л

ь

н

о

е

 и

н

т

е

р

в

ь

ю

актуальное интервью

Надежность 
электроснабжения — 
наша приоритетная 
задача

В

 

эксклюзивном

 

интервью

 

заместителя

 

Министра

 

энер

-

гетики

 

РФ

 

Андрея

 

ЧЕРЕЗОВА

 

директору

 

издательства

 

журнала

 «

ЭЛЕКТРО

 

ЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределе

-

ние

» 

Екатерине

 

Гусевой

 

обсуждаются

 

вопросы

 

вне

-

дрения

 

и

 

совершенствования

 

в

 

энергокомпаниях

 

риск

-

ориентированного

 

управления

 

объектами

 

и

 

ресурсами

затрагиваются

 

вопросы

 

повышения

 

надежности

 

энерго

-

систем

 

и

 

энергорайонов

характеризующихся

 

режимом

 

с

 

высокими

 

рисками

 

нару

-

шения

 

электроснабжения

рассматрива

 

ются

 

примеры

 

успешной

 

реализации

 

про

-

ектов

направленных

 

на

 

повышение

 

надежности

Большое

 

внимание

 

уделе

-

но

 

вопросам

 

подготовки

 

к

 

осенне

-

зимнему

 

перио

-

ду

совершенствованию

 

методики

 

оценки

 

готов

-

ности

 

субъектов

 

к

 

ОЗП

Обсуждаются

 

текущие

 

и

 

перспективные

 

планы

 

по

 

разработке

 

и

 

внедре

-

нию

 

новых

 

законодатель

-

ных

 

и

 

нормативных

 

актов

.

—  Андрей  Владимирович, 

на  сегодняшний  день  ключе-

вым  стратегическим  векто-

ром  развития  энергосистемы 

и  электросетевого  комплекса 

в частности является повыше-

ние  его  надежности.  При  этом 

необходим  определенный  ба-

ланс техники и экономики, что-

бы  вложения  в  мероприятия, 

обеспечивающие  надежность, 

были оправданными. Если это 

возможно представить в изме-

римых  показателях,  к  какому 

целевому  уровню  надежно-

сти энергосистемы России мы 

стремимся?  Когда  и  при  каких 

условиях  он  может  быть  до-

стигнут?

—  Баланс  техники  и  эконо-

мики — это подход, называемый 

риск-ориентированным 

управ-

лением.  Это  задача,  в  первую 

очередь,  регулятора  в  лице 

Мин энерго  по  государственному 

управлению и регулированию от-

расли.

Чтобы  обеспечить  такой  ба-

ланс, Министерством разработан 

целый  комплекс  нормативно-

правовых  актов,  который  позво-

ляет  определить  первостепен-

ные  задачи  для  обеспечения 

максимальной  надежности,  но 

при  этом  использовать  не  «мак-

симум»,  а  «оптимум»  финансо-

вых средств.

Целью перехода на риск-ори-

ен тированное  управление  яв-

ляется  совершенствование  кон-

 трольно-надзорной функции, оп-

тимизация  внутренних  ресурсов 

компании, необходимых для под-

держания  уровня  технического 


Page 3
background image

7

состояния  и  предотвращения 

технических рисков.

Это связано с тем, что состоя-

ние  и  надежность  работы  основ-

ного технологического оборудова-

ния  и  объектов  отрасли  опре-

деляются  объемом  и  качеством 

выполняемых  работ  по  техниче-

скому  обслуживанию  и  ремонту 

в  период  эксплуатации,  а  также 

объемом финансирования в теку-

щий период и инвестициями про-

шлых  лет  в  восстановление,  ре-

конструкцию  и  замену  основных 

производственных фондов.

Недостаточность  таких  инве-

стиций и отсутствие механизмов 

рационального  использования 

операционных  финансовых  ре-

сурсов  в  России  в  течение  по-

следних 20–25 лет привели к зна-

чительному  увеличению  доли 

оборудования,  многократно  вы-

работавшего  свой  нормативный 

срок службы.

Эта 

ситуация 

заключает 

в себе скрытые риски для функ-

ционирования  энергосистемы, 

связанные  с  техническим  состо-

янием основного оборудования.

Однако  при  условии  эксплуа-

тации оборудования без отклоне-

ния от номинальных параметров 

и  выполнении  необходимых  тех-

нических  мероприятий  ограни-

чения дальнейшей эксплуатации 

оборудования могут быть сняты.

Для  хеджирования  подобных 

рисков,  в  том  числе  с  примене-

нием  успешного  опыта  крупных 

генерирующих и электросетевых 

компаний, разрабатывавших свои 

подходы  к  системе  управления 

производственными  активами, 

Министерством  была  проведена 

большая работа по переводу от-

расли  на  риск-ориентированное 

управление.

Наверное, самым первым ша-

гом  было  постановление  Прави-

тельства Российской Федерации 

от  19.12.2016  №  1401,  которым 

утверждена  Методика  комплекс-

ного  определения  показателей 

технико-экономического  состоя-

ния  и  показателей  физического 

износа.

Это  первая  попытка  оцифро-

вать  фактическое  техническое 

состояние  для  того,  чтобы  на 

следующем  уровне  разработать 

систему  поддержки  принятия 

решений,  иметь  основополагаю-

щую цифру — индекс техническо-

го  состояния  (ИТС),  понять,  как 

она меняется, прогнозировать ее 

значение в дальнейшем при про-

ведении  определенного  объема 

воздействий.

Методика  оценки  техническо-

го  состояния,  подготовленная 

в  развитие  постановления  Пра-

вительства  Российской  Федера-

ции № 1401 и утвержденная при-

казом Минэнерго России № 676, 

позволила  при  проведении  раз-

личного  рода  анализа  уйти  от 

бухгалтерского  износа  и  опери-

ровать  данными  по  фактическо-

му техническому состоянию.

Для  этого  используется  пока-

затель  ИТС  —  количественная 

оценка  технического  состояния 

оборудования,  определяемая  на 

основе фактических данных: на-

личия  различных  видов  дефек-

тов, динамики их развития.

ИТС по сути — это численная 

величина,  диапазоны  значений 

которой  характеризуют  каче-

ственную  оценку  технического 

состояния  —  вид  технического 

состояния  и  соответствующий 

уровень технического риска.

Министерством подготовлены 

новые  принципы  формирования 

программ  ТОиР  и  ТПиР,  в  соот-

ветствии  с  которыми  формиро-

вание  этих  программ  должно 

происходить с учетом ИТС и ве-

роятности  и  последствий  отказа 

единиц оборудования, комплекс-

ных объектов и узлов сети. 

Указанные  принципы  закре-

плены  обновленными  Правила-

ми организации технического об-

служивания  и  ремонта  объектов 

электроэнергетики,  утвержден-

ными  приказом  Минэнерго  Рос-

сии № 1013, и которые позволяют 

собственникам  проводить  ре-

монт оборудования не по срокам, 

а техническому состоянию.

Данные документы вкупе с ут-

вержденными  приказом  Мин-

энерго  России  №  123  Методи-

ческими  указаниями  по  расчету 

вероятности  отказа  позволили 

выявить зоны риска, определить 

первоочередные  мероприятия, 

направленные  на  повышение 

надежности  энергосистемы,  по-

высить  эффективность  исполь-

зования имеющихся финансовых 

ресурсов и осуществлять ремон-

ты  основного  оборудования  по 

фактическому  техническому  со-

стоянию,  не  применяя  систему 

ППР.

Это и есть сбалансированный 

подход между максимальной на-

дежностью и экономикой.

Говоря  об  измеряемом  пока-

зателе  надежности,  отмечу,  что 

такой показатель есть — это по-

казатели надежности, применяе-

мые  для  сетевых  компаний,  так 

называемые  показатели  SAIDI/

SAIFI.

С  2016  года  введена  новая 

система  оценки  надежности 

оказываемых  электросетевыми 

организациями  услуг  на  осно-

ве  комплексной  системы  сбора, 

передачи, обработки и проверки 

достоверности  исходных  дан-

ных,  используемых  для  опреде-

ления  показателей  надежности 

SAIDI и SAIFI, для последующе-

го  установления  плановых  зна-

чений в тарифных решениях для 

сетевых  организаций  для  каж-

дого  регламентированного  пе-

риода  на  основе  Методических 

указаний по расчету этих показа-

телей,  утверж денных  приказом 

№ 1256. 

По  данному  показателю  уже 

накоплена  достаточно  большая 

статистика,  и  можно  судить  об 

их  динамике,  которая  являет-

ся  положительной.  К  примеру, 

по  итогам  2018  года  показатель 

средней  продолжительности  на-

рушений  электроснабжения  по-

требителей  (Пsaidi)  в  целом  по 

Российской Федерации снизился 

на  27%  по  сравнению  с  2017  го-

дом (с 2,64 часа до 1,91 часа). По-

казатель  средней  частоты  пре-

кращений  передачи  электриче-

ской  энергии  на  точку  поставки 

(Пsaifi )  в  целом  по  Российской 

Федерации  за  2018  год  по  срав-

нению  с  2017-м  снизился  на  8% 

(с 1,09 до 1,00).

В  настоящее  время  это  и  яв-

ляется нашим целевым ориенти-

ром, но при этом не конечной точ-

кой — мы совместно с сетевыми 

компаниями  работаем  над  улуч-

шением этих показателей.

—  Показатели  надежности 

на  сегодняшний  день  по  раз-

личным  регионам  России  от-

 3 (54) 2019


Page 4
background image

8

личаются.  Какие  мероприятия 

нужны  для  «подтягивания» 

под  единый  стандарт  наибо-

лее отстающих регионов?

—  Что  касается  региональ-

ного вопроса, то, как я и говорил 

ранее,  установление  единых 

требований  по  обеспечению 

надежности  как  раз  и  задает 

этот самый «единый стандарт», 

способствуя  созданию  техно-

логического  единства  и  обе-

спечения  необходимого  уровня 

надежности. По отдельным, так 

скажем, проблемным регионам, 

где  мы  видим  наибольшие  ри-

ски  нарушения  электроснабже-

ния  потребителей,  работаем 

в  «ручном  режиме».  Приказом 

Минэнерго  России  утверждены 

перечень  энергосистем  и  энер-

горайонов,  характеризующихся 

режимом  с  высокими  рисками 

нарушения  электроснабжения, 

и перечень мероприятий по сни-

жению  указанных  рисков.  На 

данный  момент  таких  регионов 

у  нас  четыре:  Дагестан,  Крым, 

Якутия, Иркутская энергосисте-

ма  (Бодайбинский  и  Мамско-

Чуйский энергорайоны). Выпол-

нение  мероприятий  расписано 

до  2022  года.  По  Якутии  все 

запланированные  мероприятия 

выполнены,  центральный  энер-

горайон  Якутской  энергоси-

стемы  синхронизирован  с  ЕЭС

России.

—  Большая работа по повы-

шению надежности в регионах 

с  высокими  рисками  наруше-

ния  электроснабжения,  в  том 

числе  и  под  Вашим  руковод-

ством, проведена в Крыму. Ка-

кие еще проекты будут там ре-

ализованы в ближайшие годы?

—  Для реализации комплекс-

ного проекта по обес печению на-

дежного  энергоснабжения  Рес-

публики  Крым  и  города  феде-

рального  значения  Севастополя 

Минэнерго  России  обеспечило 

реализацию  нескольких  важ-

ных  мероприятий.  Еще  в  2015–

2017  годах  было  завершено 

строительство  и  введены  в  экс-

плуатацию  объекты  электросе-

тевого  энергомоста  Российская 

Федерация  —  полуостров  Крым. 

Это позволило объединить ЕНЭС 

России  и  энергосистему  Крыма, 

обеспечить  передачу  мощности 

до  800  МВт  в  Республику  Крым 

и  устранить  последствия  блэк-

аута. В марте 2019 года введены 

в  работу  в  полном  объеме  Ба-

лаклавская  и  Таврическая  ТЭС, 

что позволило обеспечить рабо-

ту станций на полную проектную 

мощность  940  МВт.  В  результа-

те  ввода  в  эксплуатацию  двух 

новых  электростанций  общий 

объем  мощности  полуостро-

ва  составит  порядка  2070  МВт 

(это  с  учетом  Сакской  ТЭЦ  на 

120  МВт),  без  учета  непостоян-

ной  ветровой  и  солнечной  гене-

рации, а также мобильных ГТЭС. 

Это  обеспечит  полное  покрытие 

потребности  полуострова  Крым 

с учетом резервирования, а так-

же  при  необходимости  возмож-

ность  передачи  мощности  в  со-

седние  регионы  (Краснодарский 

край).  Завершено  строитель-

ство  ВЛ  330  Западно-Крым-

ская  —  Севастополь,  позволив-

шей  обеспечить  выдачу  мощно-

сти Севастопольской ПГУ-ТЭС на 

север  Крымского  полу острова, 

замкнуть  кольцо  магистральных 

ВЛ  330  кВ  и  повысить  систем-

ную  надежность  энергосисте-

мы  Крыма  при  проведении  ре-

монтных  работ  и  в  аварийных 

режимах.  В  целях  обеспечения 

возможности  передачи  избы-

точной  мощности  Ростовской 

АЭС  на  территорию  Крымского 

полуострова,  а  также  обеспе-

чения  системной  надежности 

Таманского  полуострова  выпол-

нено  строительство  ВЛ  500  кВ 

Ростовская  АЭС  —  Ростовская 

и  ВЛ  500  кВ  Ростовская  —  Ан-

дреевская — Вышестеблиевская 

(Тамань).  Завершается  рекон-

струкция  Сакской  ТЭЦ,  которая 

даст энергосистеме полуострова 

еще  120  МВт.  Завершено  стро-

ительство  новой  независимой 

газотранспортной  системы,  рас-

положенной на территории Крас-

нодарского  края  и  Рес пуб лики 

Таврическая

 

ТЭС

 — 

парогазовая

 

электростанция

 

в

 

Крыму

Проектная

 

мощность

 — 470 

МВт

АКТУАЛЬНОЕ 

ИНТЕРВЬЮ


Page 5
background image

9

Крым.  Реализованы  мероприя-

тия  по  обеспечению  каналами 

связи  Республики  Крым  с  ис-

пользованием 

существующей 

и  строящейся  электросетевой 

инфраструктуры  с  пропускной 

способностью системы передачи 

данных 200 Гбит/с, позволившие 

улучшить доступность Интернет-

ресурсов  в  Крыму,  снизить  рас-

ходы операторов и  провайдеров 

Крыма на меж операторское взаи-

модействие.

Финальным  этапом  проек-

тов  стали  натурные  испытания 

Крымской  энергосистемы  в  изо-

лированном  режиме,  в  ходе  ко-

торых  была  подтверждена  воз-

можность работы энергосистемы 

и генерирующих объектов в раз-

личных  режимах,  в  том  числе 

изолированно от Единой энерге-

тической  системы  России.  Дан-

ные  испытания  были  проведены 

в двухдневный срок с 23 апреля 

2019 года. 

Дополнительно в марте 2019 го-

да  завершено  строительство 

на  Тамани  нового  центра  пита-

ния — подстанции 220 кВ «Порт» 

мощностью  432  МВА  и  воздуш-

ных  линий  электропередачи 

220–110–35–10  кВ  протяженно-

стью  188  км,  в  рамках  проекта 

«Создание  сухогрузного  района 

морского  порта  Тамань».  Стро-

ительство  подстанции  велось 

опережающими  темпами,  учиты-

вая  значимость  данного  энерго-

объекта и его необходимость для 

развития  инфраструктуры  Та-

манского полуострова, обеспече-

ния потребностей транспортного 

и  железнодорожного  переходов 

Крымского моста.

В  настоящее  время  заверша-

ются мероприятия по технологи-

ческому  присоединению  соору-

жаемых  объектов  транспортной 

инфраструктуры 

(автодороги 

Таврида  и  железнодорожного 

транспортного  перехода  через 

Керченский пролив) к электросе-

тям ГУП РК «Крымэнерго».

В  перспективе  до  2023  года 

в соответствии со Схемой и про-

граммой перспективного развития 

электроэнергетики  республики 

Крым  (утверждена  распоряже-

нием Главы Рес публики Крым от 

29.12.2018  №  653-рг)  планирует-

ся завершить реализацию меро-

приятий по устранению основных 

«узких мест» и усилению электри-

ческих  сетей.  В  первую  очередь 

это  масштабная  реконструкция 

транзита  110  кВ  Севастополь  — 

Ялта  и  Ялта  —  Лучистое  (всего 

около 245 км) с переорганизаци-

ей  присоединений  транзитных 

подстанций Южного берега Кры-

ма. Это обеспечит качественное, 

надежное электроснабжение по-

требителей  курортных  городов 

и  поселков  при  любых  режимах 

работы.

—  В  настоящее  время  ре-

ализуется  еще  один  крупный 

проект,  направленный  на  по-

вышение надежности электро-

снабжения  Калининградской 

области. Расскажите о нем по-

подробнее?

—  В  Калининградской  об-

ласти  реализуется  масштабный 

инвестиционный проект по стро-

ительству  четырех  электростан-

ций,  призванный  обеспечить 

энергонезависимость  региона, 

а  также  создать  задел  резерва 

энергомощностей  для  социаль-

но-экономического  развития  ре-

гиона.  Введены  в  эксплуатацию 

Маяковская  ТЭС,  Талаховская 

ТЭС  и  Прегольская  ТЭС  с  об-

щей  установленной  мощностью 

771 МВт. 

Основным силовым оборудо-

ванием  на  указанных  электро-

станциях  являются  газотурбин-

ные  установки,  отличающиеся 

высокой маневренностью и эко-

номичностью.  Также  важно  от-

метить,  что  все  основное  обо-

рудование:  газовые  турбины, 

генераторы, паровые котлы и па-

ровые турбины (на Прегольской 

ТЭС) изготовлены в России. Но-

вые  ТЭС  также  оснащены  обо-

рудованием  противоаварийной 

автоматики,  системами  обмена 

технологической 

информаци-

ей  с  Системным  оператором, 

регистрации  аварийных  собы-

Балаклавская

 

ТЭС

 

в

 

Севастополе

 

мощностью

 470 

МВт

 3 (54) 2019


Page 6
background image

10

тий  и  мониторинга  переходных 

режимов.  На  каждой  станции 

создана  система  учета  энерго-

ресурсов (АИИСКУЭ), позволяю-

щая работать на оптовом рынке 

энергии и мощности.

Также  осуществляется  строи-

тельство  Приморской  ТЭС  мощ-

ностью  195  МВт,  завершить

которое планируется в 3 кварта-

ле 2020 года.

—  Работа  по  повышению 

надежности  энергосистемы

России и отдельных ее регио-

нов  проделана  действитель-

но  большая.  Но  это  процесс 

непрерывный  и  в  дальней-

ш е м   е г о   э ф ф е к т и в н о с т ь 

должна  повышаться,  в  том 

числе  и  за  счет  разработки 

и  внедрения  новых  законо-

дательных  и  нормативных 

актов.  Что  сейчас  Министер-

ство  совместно  с  энерго-

компаниями  предпринимает 

в этом направлении?

—  Сегодня 

Министерст-

вом  разработана  методологи-

ческая база, которая не только 

соответствует  мировым  тен-

денциям,  она  во  многом  явля-

ется новационной. В мире еще 

нет таких наработок по некото-

рым вопросам.

Эта  база  направлена  на 

обес печение  надежного  энер-

го с набжения  п отребителей 

и  совершенствование  инстру-

ментов  мониторинга  функци-

онирования  отрасли,  переход 

к управлению отраслью на ос-

нове  риск-ориентированного 

подхода.

В  этом  направлении  проде-

лана значительная работа.

М ы   у с о в е р ш е н с т в о в а л и 

процедуру  оценки  готовности 

субъектов  электроэнергети-

ки  к  работе  в  отопительный 

сезон,  которая  у тверж дена 

постановлением  Правитель-

ства  Российской  Федерации 

от  10.05.2017  №  543  и  сейчас 

ведем  непрерывный  монито-

ринг  деятельности  энергоком-

паний.

Проводится мониторинг тех-

нического состояния в совокуп-

ности  с  проведением  оценки 

технико-экономических  пока-

зателей  в  соответствии  с  тре-

б о в а н и я м и  п о с т а н о в л е н и я 

Правительства Российской Фе-

дерации от 19.12.2016 № 1401.

Одним  из  основных  показа-

телей, на основе которого рас-

считывается физический износ 

и  индексы  готовности  к  зиме, 

является  Индекс  технического 

состояния  (ИТС),  рассчитыва-

емый  на  основании  утверж-

денной  приказом  Минэнерго 

России от 26.07.2017 № 676 ме-

тодики.

Более  того,  новые  подходы 

постоянно  совершенствуются. 

В  настоящее  время  новатор-

ская методология дополняется 

и уточняется.

Инструмент оценки техниче-

ского  состояния  доукомплек-

тован  зависимыми  моделями: 

4 апреля Минюстом России за-

регистрированы  методические 

указания по расчету вероятно-

сти и последствий отказа функ-

ционального  узла  и  единицы 

основного 

технологического 

оборудования,  утвержденные 

приказом Минэнерго России от 

19.02.2019 № 123.

В  основу  методологии  за-

ложен  подход  к  планирова-

нию  технических  воздействий 

на  основное  технологическое 

оборудование  с  целью  опти-

мизации  состава  и  стоимости 

такого  воздействия  с  учетом 

технического  риска.  Иными 

словами,  соотнося  риски  от-

каза с затратами, мы получаем 

основу для более эффективно-

го  распределения  ограничен-

ных  финансовых  средств  для 

оптимального управления про-

изводственными активами.

С целью хеджирования рис-

ков  возникновения  аварий 

и  установления  единых  прин-

ципов  технологического  функ-

ционирования  отрасли  Мин-

энерго  продолжает  работу  по 

актуализации 

нормативной 

базы. В рамках данной работы 

уже  приняты  документы,  на-

правленные  на  установление 

единых  правил  при  настройке 

автоматики, по регулированию 

мощностей  объектов  генера-

ции  и  испытаниям  оборудова-

ния.  В  этом  году  планируем 

утвердить документы, устанав-

ливающие  общие  требования 

к технологическому проектиро-

ванию оборудования и его экс-

плуатации. Единство подходов 

в  технологическом  функцио-

нировании  приведет  к  повы-

шению  надежности,  снижению 

аварийности и издержек.

Утверждены  и  зарегистри-

рованы  в  Минюсте  России 

14  нормативных  актов,  сре-

ди  которых  такие  важнейшие 

акты,  как  Правила  взаимодей-

ствия при выполнении заданий 

по настройке РЗА, Требования 

к участию генерирующего обо-

рудования в общем первичном 

регулировании  частоты,  Пра-

вила переключений в электро-

установках.

Хочу  отметить,  что  эта  ме-

тодологическая база достаточ-

но нова — вся отрасль сейчас 

находится  на  стадии  ее  вне-

дрения.  Поэтому  некоторые 

компании  еще  работают  «по 

инерции»  по  старым  наработ-

кам. Но хочу отметить, что ди-

намику  по  использованию  но-

вых подходов мы видим, и она 

положительная.

—  На  сегодняшний  день 

большое  влияние  на  надеж-

ность  энергосистемы  ока-

зывают  частные  владельцы 

энергетических 

объектов 

и территориальные электро-

сетевые  организации  (ТСО). 

Каким  образом  планиру-

ется  организовать  работу 

с  этой  категорией  владель-

цев  энергообъектов,  чтобы 

обеспечить  общий  высокий 

уровень  надежности  энер-

госнабжения  и  готовности 

к ОЗП?

—  Все  ТСО,  на  балансе 

которых  есть  оборудование 

110 кВ и выше, попадают в кон-

тур  оценки  Минэнерго  Рос-

сии  к  отопительному  сезону, 

и  к  ним  предъявляются  такие 

же  требования  и  осуществля-

ется такой же контроль.

Вместе  с  тем  мы  в  непре-

рывном  режиме  контролируем 

и  анализируем  показатели  на-

дежности  электроснабжения 

потребителей  по  всем  ТСО, 

независимо от объема эксплу-

атируемого  ими  оборудова-

ния.  Показатели  надежности

АКТУАЛЬНОЕ 

ИНТЕРВЬЮ


Page 7
background image

11

включают  в  себя  частоту  и  дли-

тельность  нарушений  электро-

снабжения потребителей. То есть 

мы в течение всего года следим 

за  любыми  нарушениями  элек-

троснабжения потребителей.

Специально  для  этого  мы 

уже  ранее  провели  большую 

работу,  внесли  необходимые 

изменения в нормативную доку-

ментацию, организовали единый 

центр компетенций на базе Минэ-

нерго России, создали автомати-

зированную  систему,  в  которую 

погружается вся информация об 

отключениях.

Результаты анализа показате-

лей надежности в виде экспертно-

го заключения мы представляем 

в  соответствующие  регулирую-

щие органы (региональные энер-

гетические  комиссии),  которые 

осуществляют 

регулирующую 

деятельность относительно ТСО, 

устанавливают  тариф,  принима-

ют  решение  о  присвоении  или 

лишении статуса ТСО.

—  Какие выводы по итогам 

ОЗП  2018/2019  сделало  Мини-

стерство? Какие новые инстру-

менты  повышения  эффектив-

ности  подготовки  к  ОЗП  и  его 

прохождения  будут  внедрять-

ся в ближайшем будущем?

—  Осенне-зимний  период  — 

особое  время  как  для  отрасли 

в  целом,  так  и  Минэнерго.  На-

дежность  работы  объектов  ге-

нерации  и  сетевого  комплекса, 

а также слаженность взаимодей-

ствия  с  диспетчерскими  центра-

ми — наша основная совместная 

задача.

Подводя  итоги  завершающе-

гося  ОЗП,  стоит  отметить,  что 

энергосистема  России  прошла 

максимумы  нагрузок  в  штатном 

режиме,  максимум  потребления 

электрической  мощности  в  ЕЭС 

России  ОЗП  2018/2019  увели-

чился  на  0,2%  к  ОЗП  2017/2018 

и составил 151,9 ГВт. Была обес-

печена  надежная  работа  элек-

тростанций  и  сетевого  комплек-

са,  сохранялся  необходимый 

резерв  генерирующих  мощно-

стей  и  пропускной  способности 

линий электропередачи, не было 

зафиксировано аварий со значи-

тельными последствиями.

Также  по  объектам  электро-

энергетики,  нормирование  кото-

рых  осуществляется  Минэнерго 

России, запасы топлива в целом 

превышали  установленные  нор-

мативы,  серьезных  отклонений 

объемов  запасов  от  норматив-

ных  значений  за  осенне-зимний 

период зафиксировано не было.

Минэнерго  России  в  непре-

рывном  режиме  осуществляет 

мониторинг  и  анализ  аварийно-

сти на объектах электроэнергети-

ки и проводит точечные совеща-

ния с компаниями, допустившими 

ухудшение  показателей.  По  ре-

зультатам  таких  совещаний  раз-

рабатываются  многолетние  про-

граммы  по  снижению  аварийно-

сти, выполнение которых контро-

лируется Минэнерго России.

Проведение  такой  работы 

в совокупности с более благопри-

ятными  погодными  условиями 

в  этом  осенне-зимнем  периоде 

привело  к  ощутимому  снижению 

количества  аварий,  поэтому  та-

кая  работа  будет  продолжена 

и дальше.

По  итогам  прошедшего  ОЗП 

снижение  количества  аварий  на 

объектах  генерации  мощностью 

25  МВт  и  выше  составило  9,8%, 

а в электрических сетях напряже-

нием 110 кВ и выше — 5,9%. 

Учения

 

по

 

ликвидации

 

аварийных

 

ситуаций

 

с

 

угрозой

 

нарушения

 

электроснабжения

проведенные

 

производствен

-

ными

 

объединениями

 

филиала

 «

Россети

 

Волга

» — «

Ульяновские

 

распределительные

 

сети

» 

совместно

 

с

 

терри

-

ториальными

 

электросетевыми

 

компаниями

администрациями

 

муниципальных

 

образований

исполнительными

 

органами

 

власти

 

Ульяновской

 

области

 3 (54) 2019


Page 8
background image

12

Мы  ежегодно  фиксируем  сни-

жение  количества  аварий  как  на 

объектах генерации, так и на объ-

ектах электрических сетей. Начи-

ная  с  2013  года  такое  снижение 

составило около 26% (на объектах 

генерации  —  27,8%,  с  4428  ава-

рий  в  2013  году  до  3281  аварий 

в 2018 году; на объектах электро-

сетевого  комплекса  —  25,9%, 

с  19  866  аварий  в  2013  году  до 

14 349 аварий в 2018 году).

В  направлении  обеспечения 

надежного  энергоснабжения  по-

требителей  Министерством  про-

водится значительная работа по 

переходу к управлению отраслью 

на основе риск-ориентированного 

подхода  и  совершенствованию 

инструментов мониторинга функ-

ционирования отрасли.

Мы  усовершенствовали  про-

цедуру  оценки  готовности  субъ-

ектов  электроэнергетики  к  ра-

боте  в  отопительный  сезон  (по-

становление  Правительства  Рос-

сийской  Федерации  от  10.05.2017

№  543)  и  сейчас  ведем  непре-

рывный  мониторинг  деятельно-

сти энергокомпаний и ежемесяч-

но  публикуем  результаты  такого 

мониторинга  на  официальном 

сайте Минэнерго России.

В рамках внедрения новой мо-

дели мы ушли от необходимости 

проведения  выездных  проверок 

субъектов 

электроэнергетики, 

что  позволило  нам  сосредото-

чить внимание именно на наибо-

лее проблемных вопросах, а ком-

паниям более эффективно вести 

подготовку.

С  введением  новой  методо-

логии оценки готовности к рабо-

те  в  отопительный  сезон  контур 

оценки  Минэнерго  России  уве-

личился с 84 субъектов до более 

400  субъектов  электроэнергети-

ки, в составе которых оценивает-

ся более 900 объектов (450 объ-

ектов  генерации,  400  объектов 

электрических  сетей,  60  объек-

тов  оперативно-диспетчерского 

управления).

Практически  все  крупные 

холдинги и компании, оценка ко-

торых  и  ранее  проводилась  ко-

миссиями Минэнерго России, до-

стигли основных показателей.

Компании,  которые  впервые 

попали  в  контур  оценки  Мини-

стерства,  в  большинстве  своем 

имеют статус «Не готов», что свя-

зано, в первую очередь, с низкой 

исполнительской  дисциплиной 

компаний  и  повышением  требо-

ваний к условиям их готовности, 

в  основном  это  относится  к  не-

большим  региональным  органи-

зациям.  На  такие  организации 

мы  обращали  внимание  регио-

нальных властей, направляя со-

ответствующие  письма  в  регио-

нальные штабы по обеспечению 

безопасности 

электроснабже-

ния.

Проведенный  анализ  основ-

ных  причин  невыполнения  пока-

зателей  готовности  выявил,  что 

на объектах электрических сетей 

и  на  объектах  генерации  таки-

ми  причинами  являются  не удо-

влетворительное 

техническое 

состояние  основного  технологи-

ческого  оборудования,  а  также 

отсутствие  планов  по  осущест-

влению  технического  воздей-

ствия  на  оборудование,  находя-

щееся  в  неудовлетворительном 

техническом  состоянии  (включе-

ние в годовую программу ремон-

тов  или  в  план  технического  пе-

ревооружения и реконструкции).

Вместе с тем, Правилами оцен-

ки готовности субъектов электро-

энергетики к работе в отопитель-

ный  сезон  предусмотрено,  что 

субъекты электроэнергетики, ко-

торые допустили отклонения при 

АКТУАЛЬНОЕ 

ИНТЕРВЬЮ


Page 9
background image

13

выполнении условий готовности, 

разрабатывают  план  мероприя-

тий, направленных на обеспече-

ние  выполнения  условий  готов-

ности. Выполнение такого плана 

контролируется  Минэнерго  Рос-

сии в постоянном режиме.

По  результатам  анализа  вы-

полнения  плана  мероприятий 

19%  таких  мероприятий  было 

не  выполнено  в  установленный 

срок, что также оказало влияние 

на уровень готовности.

За  невыполнением  каждой 

группы условий стоят нарушения 

соответствующих  нормативных 

правовых  документов,  а  также 

невыполнение обязательных ор-

ганизационных и технических ме-

роприятий.

Также  мы  получили  значи-

тельный опыт применения новой 

методологии  и  на  основе  этого 

опыта  уже  разработаны  и  прош-

ли  стадии  общественного  об-

суждения изменения в методику 

оценки  готовности,  которые  по-

зволят  повысить  объективность 

оценки объектов энергетики.

Вместе с тем расширяется диа -

пазон  рассматриваемого  в  рам-

ках  оценки  готовности  состава 

оборудования, что позволит уви-

деть риски, которые ранее мы не 

учитывали. 

Минэнерго России разрабаты-

вается, перерабатывается и свя-

зывается  между  собой  большой 

объем  нормативной  докумен-

тации,  так  что  многие  разрабо-

танные нами акты так или иначе 

увязаны и с методологией оценки 

готовности к ОЗП, что повышает 

ее  эффективность  и  позволяет 

заранее,  до  начала  осенне-зим-

него  периода,  видеть  проблем-

ные  точки  и  воздействовать 

конкретно  на  них,  то  есть  осу-

ществлять превентивное воздей-

ствие  с  целью  вхождения  в  ото-

пительный сезон с наименьшими 

рисками.

—  Планируется  ли  вносить 

какие-либо изменения (улучше-

ния) в существующую систему 

управления  электросетевым 

комплексом  для  обеспечения 

более устойчивой работы в но-

вых  условиях  и  с  учетом  воз-

растающих  требований  по  по-

вышению надежности?

—  Изменения, которые сейчас 

происходят в нормативном регу-

лировании  отрасли,  направлены 

на повышение надежности элек-

троэнергетического  комплекса, 

в  том  числе  и  электросетевого 

комплекса. В 2018 году был при-

нят важнейший системный доку-

мент,  регламентирующий  основ-

ные  правила  функционирования 

в  электроэнергетике  —  Правила 

технологического  функциониро-

вания 

электроэнергетических 

систем.  В  развитие  указанного 

документа  Минэнерго  поручено 

разработать и утвердить 35 нор-

мативных актов, часть из которых 

направлена  на  повышение  тре-

бований  надежности  электросе-

тевого комплекса.

Так уже утверждены и зареги-

стрированы в Минюсте Требова-

ния  по  плавке  гололеда  на  про-

водах  и  грозозащитных  тросах 

ЛЭП,  которые  устанавливают 

общеобязательные  требования 

к  организации  и  проведению 

плавки  гололеда.  Своевремен-

ная  плавка  гололеда  исключает 

опасность обрыва проводов под 

тяжестью  льда  и  обеспечива-

ет  надежность  работы  объек-

тов  электросетевого  хозяйства 

в зимний период.

Также  утверждены  и  заре-

гистрированы  в  Минюсте  Тре-

бования  к  оснащению  ЛЭП 

устройствами РЗА и Требования 

к  каналам  связи  РЗА.  Все  мы 

помним  отключения  электро-

энергии  на  Дальнем  Востоке 

и Крыму, когда из-за срабатыва-

ния автоматики на одном объек-

те  без  света  оказывался  целый 

регион.  Это  происходило  в  том 

числе и из-за того, что настройки 

энергетического  оборудования 

у субъектов энергетики не были 

едины.  Принятие  требований 

позволяет  восполнить  пробелы 

в  законодательстве  и  позволит 

в  будущем  избежать  крупных 

аварий. 

В  настоящий  момент  в  Мин-

эне рго  России  на  стадии  согла-

сования  и  отраслевого  обсуж-

дения  находятся  важнейшие 

документы: Методические указа-

ния  по  технологическому  проек-

тированию ЛЭП и ПС и Правила 

технической  эксплуатации  элек-

трических станций и сетей.

Таким  образом,  у  электросе-

тевых  компаний  будут  единые 

общеобязательные  требования, 

начиная  с  проектирования  объ-

ектов  и  заканчивая  их  эксплуа-

тацией,  что,  по  нашему  мнению, 

должно  привести  к  надежному 

функционированию  электросе-

тевого комплекса и обеспечению 

бесперебойного  энергоснабже-

ния потребителей. При этом, как 

будет  меняться  структура  ком-

паний,  зависит  от  менеджмента 

компании. Главное, чтобы те тре-

бования, которые уже разработа-

ны и которые еще предстоит при-

нять,  выполнялись.  Мы  за  этим 

будем тщательно следить.  

Беседовала

 

Екатерина

 

ГУСЕВА

Заместитель

 

Министра

 

энергетики

 

РФ

 

А

.

В

Черезов

 

и

 

директор

 

издатель

-

ства

 

журнала

 «

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

» 

Е

.

Н

Гусева

 3 (54) 2019


Оригинал статьи: Надежность электроснабжения — наша приоритетная задача

Читать онлайн

В эксклюзивном интервью заместителя Министра энергетики РФ Андрея ЧЕРЕЗОВА директору издательства журнала «ЭЛЕКТРО ЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» Екатерине Гусевой обсуждаются вопросы внедрения и совершенствования в энергокомпаниях риск-ориентированного управления объектами и ресурсами, затрагиваются вопросы повышения надежности энергосистем и энергорайонов, характеризующихся режимом с высокими рисками нарушения электроснабжения, рассматрива ются примеры успешной реализации проектов, направленных на повышение надежности. Большое внимание уделено вопросам подготовки к осенне-зимнему периоду, совершенствованию методики оценки готовности субъектов к ОЗП. Обсуждаются текущие и перспективные планы по разработке и внедрению новых законодательных и нормативных актов.

Поделиться:

Спецвыпуск «Россети» № 2(29), июнь 2023

Элементы телеуправления во вторичных цепях устройств релейной защиты и электроавтоматики

Управление производственными активами / Техническое обслуживание и ремонты / Подготовка к ОЗП Релейная защита и автоматика
Архангельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»
Спецвыпуск «Россети» № 2(29), июнь 2023

Реализация дистанционного управления на примере подстанций 500 кВ «Емелино» и «Исеть» в Свердловской области

Управление производственными активами / Техническое обслуживание и ремонты / Подготовка к ОЗП
Филиал ПАО «Россети» — МЭС Урала
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»