

28
СЕТИ
РОССИИ
Н
о
р
м
а
т
и
в
ы
и
с
т
а
н
д
а
р
т
ы
Норма
тивы и ст
андарты
Мониторинг качества
электроэнергии
в электрических сетях.
Для кого, зачем и как?
В данной статье представлены результаты анализа норматив-
ных требований к мониторингу качества электроэнергии, ряд
проблем, связанных с созданием автоматизированных систем
мониторинга, проведением измерений и использованием их
результатов, представлен опыт мониторинга качества электро-
энергии европейских стран.
Лидия КОВЕРНИКОВА, к.т.н., старший
научный сотрудник ИСЭМ СО РАН,
Владимир ТУЛЬСКИЙ, к.т.н., доцент,
заведующий НИЛ НИУ «МЭИ»
Роман ШАМОНОВ, к.т.н., заместитель начальника
Департамента оперативно-технологического
управления ПАО «ФСК ЕЭС»
Н
есмотря
на
нормативные
требования
к
субъектам
электроэнергетики
обеспе
-
чивать
надлежащее
качест
-
во
электроэнергии
(
КЭ
),
в
настоящее
время
контроль
показателей
качества
электроэнергии
(
ПКЭ
)
в
электриче
-
ских
сетях
России
проводится
пре
-
имущественно
как
реакция
на
претен
-
зии
потребителей
или
предписания
надзорных
органов
и
представляется
сетевым
компаниям
дополнительной
обузой
к
их
основной
эксплуатацион
-
ной
деятельности
.
На
фоне
повсеместного
оснаще
-
ния
сетевых
компаний
переносными
и
стационарными
средствами
изме
-
рения
(
СИ
)
ПКЭ
все
чаще
звучат
во
-
просы
—
не
являются
ли
затраты
на
мониторинг
бесполезными
и
как
эти
работы
могут
способствовать
повы
-
шению
КЭ
в
электрической
сети
?
По
мнению
авторов
,
контроль
и
выявление
причин
ухудшения
КЭ
,
разработка
эффективных
ме
-
роприятий
по
обеспечению
соблю
-
дения
нормативных
требований
по
КЭ
могут
быть
упрощены
и
уде
-
шевлены
на
основе
информации
,
получаемой
в
результате
непре
-
рывного
мониторинга
ПКЭ
и
пара
-
метров
режима
.
Разработчики
СИ
уже
предлагают
необходимую
ап
-
паратуру
для
создания
автомати
-
зированных
систем
непрерывного
мониторинга
в
течение
длительно
-
го
времени
.
Информация
,
получен
-
ная
в
результате
таких
измерений
,
может
быть
использована
не
толь
-
ко
для
решения
перечисленных
задач
,
но
множества
других
,
в
чем
в
дальнейшем
будут
заинтересова
-
ны
как
потребители
,
так
и
сетевые
компании
.

29
НОРМАТИВНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
К
МОНИТОРИНГУ
КЭ
И
ПРАКТИКА
ЕГО
ПРОВЕДЕНИЯ
Основные
положения
контроля
и
мониторинга
КЭ
в
системах
электроснабжения
общего
назначения
определяются
ГОСТ
33073-2014 [1].
Стандарт
предус
-
матривает
проведение
измерений
ПКЭ
при
решении
спектра
задач
,
которые
условно
можно
разделить
на
две
категории
:
обязательного
и
добровольного
кон
-
троля
КЭ
.
Состав
задач
каждой
категории
представ
-
лен
на
рисунке
1.
К
категории
обязательного
контроля
отнесены
за
-
дачи
,
связанные
с
оценкой
соответствия
КЭ
требова
-
ниям
[2].
Как
правило
,
они
инициируются
органами
государственного
надзора
и
предназначены
мотиви
-
ровать
сетевые
компании
к
выявлению
причин
нару
-
шений
норм
и
проведению
мероприятий
по
повыше
-
нию
КЭ
.
В
соответствии
с
[1],
длительность
измерений
ПКЭ
обычно
составляет
одну
неделю
.
Измерения
проводятся
в
отдельных
узлах
сети
с
периодичностью
один
раз
в
один
-
два
года
в
лучшем
случае
.
Кроме
ор
-
ганов
государственного
надзора
основными
заинте
-
ресованными
участниками
этих
измерений
являются
независимые
испытательные
лаборатории
,
привлека
-
емые
сетевыми
компаниями
,
потребителями
электро
-
энергии
или
надзорными
органами
и
получающие
за
это
финансовое
вознаграждение
.
Результаты
изме
-
рений
,
в
случае
выявления
нарушений
нормативных
требований
,
становятся
основой
претензий
в
адрес
сетевых
компаний
,
зачастую
даже
не
позволяя
уста
-
новить
причины
низкого
КЭ
.
К
категории
добровольного
контроля
КЭ
отнесены
задачи
,
которые
наиболее
прогрессивные
сетевые
компании
выполняют
по
собственной
инициативе
,
уделяя
внимание
обеспечению
качества
передавае
-
мой
электроэнергии
,
с
целью
предотвращения
ущер
-
бов
у
себя
и
у
потребителей
вследствие
искажений
токов
и
напряжений
в
сети
.
Рекомендуемая
длитель
-
ность
измерений
ПКЭ
—
не
менее
двух
суток
[1],
а
их
периодичность
—
по
мере
необходимости
.
В
данном
случае
организаторами
работ
и
пользователями
ре
-
зультатов
выступают
сами
сетевые
компании
,
кото
-
рые
проводят
регулярные
и
длительные
измерения
,
охватывающие
большое
количество
объектов
сети
.
Наряду
с
ПКЭ
контролируются
дополнительные
ха
-
•
сертификационные
и
арбитражные
испытания
;
•
рассмотрение
пре
-
тензий
;
•
инспекционный
контроль
за
сер
-
тифицированной
электроэнергией
;
•
государственный
надзор
.
Об
яз
ательный к
онтро
ль
•
испытания
при
опреде
-
лении
техусловий
для
техприсоединения
;
•
подготовка
к
сертифи
-
кации
электроэнергии
;
•
допуск
к
эксплуатации
устройств
потребите
-
лей
,
ухудшающих
КЭ
;
•
разработка
мероприя
-
тий
по
улучшению
КЭ
и
др
.
Д
обров
ольный
контро
ль
Рис
. 1.
Категории
и
задачи
контроля
КЭ
рактеристики
по
току
и
мощности
,
позволяющие
определить
причины
пониженного
КЭ
.
На
основе
по
-
лученных
данных
разрабатываются
организацион
-
ные
и
технические
мероприятия
по
обеспечению
КЭ
.
Потребители
электроэнергии
,
как
правило
,
не
имеют
возможности
ознакомиться
с
данной
информацией
,
поскольку
она
может
отражать
нарушения
требова
-
ний
[2],
в
чем
не
заинтересованы
сетевые
компании
.
Для
создания
полноценной
системы
управления
КЭ
в
[1]
рекомендуется
организация
непрерывного
мони
-
торинга
ПКЭ
на
основе
стационарных
СИ
.
В
обоих
случаях
финансирование
измерений
ПКЭ
ложится
,
как
правило
,
на
сетевые
компании
.
Это
само
по
себе
,
а
также
тот
факт
,
что
контроль
КЭ
вы
-
являет
большой
пласт
сложных
проблем
,
требующих
решения
,
становятся
причинами
,
по
которым
сете
-
вые
компании
очень
неохотно
занимаются
работами
в
области
измерений
ПКЭ
и
управления
КЭ
в
целом
.
В
наибольшей
степени
«
прелести
»
обязательного
подхода
проявляются
в
процедуре
сертификации
КЭ
.
Не
удивительно
,
что
представителями
сетевых
компа
-
ний
данная
процедура
рассматривается
в
качестве
из
-
лишней
обузы
,
приводящей
в
итоге
к
росту
стоимости
электроэнергии
и
мало
способствующей
улучшению
ее
качества
.
В
связи
с
этим
в
последние
годы
сложи
-
лась
успешная
практика
,
когда
электросетевые
ком
-
пании
через
суд
доказывают
необязательность
прове
-
дения
сертификации
за
свой
счет
[3].
В
соответствии
с
постановлением
правительства
за
обязательную
сертификацию
электроэнергии
отвечают
энергоснаб
-
жающие
организации
,
функции
которых
на
сегодняш
-
ний
день
разделены
между
сетевыми
и
сбытовыми
организациями
.
Документа
,
устанавливающего
зону
ответственности
за
процедуру
сертификации
между
этими
субъектами
,
нет
,
что
позволяет
обеим
сторонам
данным
вопросам
не
заниматься
.
В
последнее
время
крупные
потребители
стали
проявлять
интерес
к
созданию
систем
непрерывного
мониторинга
КЭ
.
В
основном
,
это
потребители
,
не
-
сущие
существенные
ущербы
вследствие
неудов
-
летворительного
качества
электроснабжения
.
Одна
-
ко
поскольку
сетевые
компании
,
питающие
данных
потребителей
,
не
заинтересованы
в
раскрытии
ин
-
формации
о
фактических
нарушениях
нормативных
требований
к
КЭ
,
подобные
системы
мониторинга
устанавливаются
на
объ
-
ектах
потребителей
,
а
не
на
границах
балансовой
при
-
надлежности
.
Соответствен
-
но
,
результаты
измерений
ПКЭ
не
могут
быть
представ
-
лены
в
суде
для
предъявле
-
ния
претензий
и
используют
-
ся
потребителями
лишь
для
регулярной
сигнализации
сетевым
и
сбытовым
компа
-
ниям
о
существующих
про
-
блемах
.
В
условиях
отсутствия
в
российской
практике
ор
-
ганизационных
и
экономи
-
№
5 (38) 2016

30
СЕТИ РОССИИ
ческих
процедур
эффективного
взаимодействия
сетевых
компаний
и
потребителей
по
вопросам
КЭ
изменение
принципов
финансирования
и
проведения
работ
по
мониторингу
КЭ
может
стать
импульсом
для
решения
задачи
по
повышению
КЭ
,
поставляемой
по
-
требителям
.
Ниже
представлена
точка
зрения
авто
-
ров
по
данной
проблеме
.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ПОДХОД
К
МОНИТОРИНГУ
КАЧЕСТВА
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Существующая
в
настоящее
время
нормативно
-
правовая
база
не
предусматривает
построения
эконо
-
мических
отношений
между
потребителями
и
сетевы
-
ми
компаниями
на
основе
результатов
непрерывного
мониторинга
КЭ
на
границах
балансовой
принадлеж
-
ности
.
Под
экономическими
отношениями
здесь
по
-
нимается
формализованный
и
принятый
обеими
сто
-
ронами
подход
,
при
котором
пострадавшая
сторона
имеет
возможность
предъявить
контрагенту
аргумен
-
тированную
претензию
,
основанную
на
результатах
объективного
контроля
ПКЭ
,
и
размер
ущерба
для
компенсации
.
Поскольку
интересы
сторон
по
данному
вопросу
всегда
разнонаправлены
,
то
без
изменения
норма
-
тивно
-
правовой
базы
создание
системы
мониторинга
КЭ
будет
блокироваться
либо
потребителем
,
либо
се
-
тевой
компанией
.
Так
,
например
,
если
с
инициативой
создания
системы
мониторинга
КЭ
выйдет
потреби
-
тель
,
несущий
убытки
вследствие
неудовлетворитель
-
ного
КЭ
,
этому
будет
сопротивляться
сетевая
компа
-
ния
,
предвидя
свои
потери
.
И
наоборот
,
если
сетевая
компания
несет
убытки
из
-
за
негативного
влияния
на
КЭ
со
стороны
потребителя
,
то
данный
потребитель
также
будет
против
создания
системы
объективного
контроля
его
влияния
на
питающую
сеть
.
Для
изменения
ситуации
целесообразно
узаконить
возможность
создания
системы
непрерывного
мони
-
торинга
КЭ
на
границе
балансовой
принадлежности
или
по
согласованию
сторон
в
других
пунктах
по
пред
-
ложению
потребителя
,
энергосбытовой
или
сетевой
компаний
с
финансированием
затрат
на
создание
и
эксплуатацию
системы
за
счет
инициатора
.
Резуль
-
таты
мониторинга
должны
безоговорочно
принимать
-
ся
сторонами
в
качестве
легитимного
источника
ин
-
формации
при
рассмотрении
споров
в
отношении
КЭ
.
Данные
требования
могли
бы
быть
отражены
в
по
-
правках
к
постановлению
Правительства
Российской
Федерации
№
442 «
О
функционировании
розничных
рынков
электрической
энергии
,
полном
и
(
или
)
частич
-
ном
ограничении
режима
потребления
электрической
энергии
»
и
соответствующих
подзаконных
актах
.
В
случае
узаконивания
данного
подхода
даль
-
нейшее
развитие
ситуации
может
происходить
следующим
образом
.
Потребители
,
несущие
убыт
-
ки
вследствие
неудовлетворительного
КЭ
,
будут
финансировать
создание
и
эксплуатацию
систем
мониторинга
КЭ
в
точках
своего
присоединения
к
электрическим
сетям
и
на
основе
их
показаний
ре
-
гулярно
предъявлять
претензии
сетевым
компаниям
для
компенсации
своих
потерь
.
Сетевые
компании
будут
вынуждены
повышать
эффективность
своих
собственных
мероприятий
по
поддержанию
норма
-
тивного
КЭ
(
например
,
в
части
регулирования
значе
-
ния
напряжения
)
и
проводить
работы
по
исключению
нарушений
,
обусловленных
работой
искажающих
потребителей
.
В
результате
сетевые
компании
будут
заинтересованы
в
создании
систем
мониторинга
КЭ
на
границах
с
потребителями
(
например
,
с
нелиней
-
ными
и
несимметричными
нагрузками
)
с
целью
ком
-
пенсации
своих
убытков
из
-
за
искажений
,
вносимых
ими
.
Соответственно
,
искажающие
потребители
,
по
-
лучая
регулярно
обоснованные
финансовые
претен
-
зии
от
сетевых
компаний
,
будут
вынуждены
реали
-
зовывать
мероприятия
по
компенсации
искажений
,
генерируемых
ими
в
сеть
.
Схема
процесса
представ
-
лена
на
рисунке
2.
Подобный
подход
решит
вопрос
об
источниках
фи
-
нансирования
работ
по
мониторингу
КЭ
,
а
сам
мони
-
торинг
создаст
условия
для
поддержания
в
электри
-
ческих
сетях
нормативных
уровней
ПКЭ
.
Предложенная
схема
мониторинга
КЭ
и
взаимо
-
действие
на
ее
основе
потребителей
и
сетевых
ком
-
паний
тесно
соприкасаются
с
проблематикой
ком
-
мерческого
учета
электроэнергии
в
аспектах
точек
измерений
,
метрологических
аспектов
,
процедуры
согласования
сторонами
результатов
измерений
и
т
.
д
.
При
этом
современ
-
ные
СИ
,
предлагаемые
ве
-
дущими
производителями
,
уже
позволяют
одновре
-
менно
осуществлять
учет
электроэнергии
и
контро
-
лировать
характеристи
-
ки
ее
качества
.
Соответ
-
ственно
нужно
узаконить
эту
возможность
в
норма
-
тивно
-
правовой
базе
в
об
-
ласти
учета
электроэнер
-
гии
,
создав
условия
для
дальнейшего
упрощения
и
удешевления
технологии
мониторинга
КЭ
.
Искажающий
потребитель
Неискажающий
потребитель
Сетевая компания
Искажения «до»
Меры
по мониторингу КЭ
СИ
ПКЭ
СИ
ПКЭ
Меры по повышению КЭ
Меры по
повышению КЭ
Искажения «после»
Рис
. 2.
Мониторинг
ПКЭ
и
мероприятия
по
повышению
КЭ
в
случае
обязательного
контроля
по
инициативе
одной
из
сторон

31
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ
НЕПРЕРЫВНОГО
МОНИТОРИНГА
КАЧЕСТВА
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Создание
систем
непрерывного
мониторинга
КЭ
,
особенно
для
разветвленной
электрической
сети
,
является
пока
дорогостоящим
мероприятием
.
В
свя
-
зи
с
этим
,
при
обосновании
затрат
электросетевые
компании
должны
четко
понимать
все
возможности
,
предоставляемые
данными
системами
,
а
также
их
Табл
. 1.
Мероприятия
по
повышению
КЭ
на
основе
результатов
непрерывного
мониторинга
ПКЭ
Мероприятия
Комментарии
Организ
ационные
Побуждение
потребите
-
лей
к
разработке
меро
-
приятий
по
повышению
устойчивой
работы
соб
-
ственных
нагрузок
Сетевые
компании
регулярно
сталкиваются
с
попытками
потребителей
списывать
свои
технологические
нарушения
на
КЭ
в
питающей
сети
.
Наличие
объективных
данных
о
КЭ
позволит
отклонять
их
необоснованные
претензии
к
КЭ
и
побуждать
к
устране
-
нию
проблем
в
собственном
электрохозяйстве
путем
настройки
защит
,
обеспечения
электромагнитной
совместимости
устройств
и
пр
.
Предъявление
пре
-
тензий
потребителям
с
искажающими
на
-
грузками
Во
многих
случаях
доказать
негативное
влияние
конкретного
искажающего
потребите
-
ля
на
КЭ
в
сети
можно
только
на
основе
длительных
измерений
во
всех
характерных
схемах
и
режимах
работы
сети
.
Наиболее
показательно
изменение
КЭ
при
отключении
нагрузок
в
послеаварийных
или
ремонтных
режимах
,
которое
только
случайно
может
быть
зафиксировано
при
периодическом
контроле
КЭ
.
Наличие
информации
,
получен
-
ной
в
результате
непрерывного
мониторинга
ПКЭ
,
позволит
вести
аргументированный
диалог
(
вплоть
до
судебного
разбирательства
)
с
целью
реализации
за
счет
искажаю
-
щих
потребителей
мероприятий
по
повышению
КЭ
.
Оперативные
те
хно
логиче
ские
Оптимизация
схемы
сети
Результаты
непрерывного
мониторинга
ПКЭ
позволят
выявить
характерные
схемно
-
ре
-
жимные
ситуации
,
при
которых
наблюдается
недопустимое
снижение
КЭ
,
и
путем
оп
-
тимизации
графиков
плановых
отключений
в
сети
исключить
подобные
условия
или
минимизировать
их
длительность
,
а
также
производить
необходимые
переключения
,
способствующие
поддержанию
КЭ
,
например
,
вывод
в
резерв
/
вывод
из
резерва
транс
-
форматоров
и
средств
компенсации
реактивной
мощности
,
перенос
точек
деления
сети
.
Оптимизация
исполь
-
зования
средств
регу
-
лирования
напряжения
и
компенсации
реак
-
тивной
мощности
Средства
регулирования
напряжения
и
компенсации
реактивной
мощности
оказывают
существенное
влияние
на
КЭ
,
при
этом
не
только
на
отклонения
напряжения
,
но
и
на
другие
ПКЭ
.
Например
,
в
сетях
с
высокими
уровнями
гармоник
напряжения
необходим
контроль
влияния
на
них
батарей
конденсаторов
,
которые
могут
приводить
к
резонансам
токов
и
напряжений
.
Средства
регулирования
с
нелинейными
характеристиками
(
напри
-
мер
,
статические
тиристорные
компенсаторы
и
управляемые
шунтируемые
реакторы
)
также
могут
способствовать
росту
уровней
гармоник
напряжения
.
Результаты
непрерыв
-
ного
мониторинга
ПКЭ
позволят
определить
допустимые
условия
использования
средств
регулирования
,
исключающие
или
минимизирующие
их
негативное
влияние
на
КЭ
.
Мероприятия
по
ра
звитию
се
ти
Выбор
параметров
средств
компенсации
реактивной
мощности
В
сетях
с
высокими
уровнями
гармоник
напряжения
сетевые
компании
регулярно
стал
-
киваются
с
ситуациями
,
при
которых
новые
средства
компенсации
реактивной
мощ
-
ности
,
в
основном
батареи
конденсаторов
,
не
могут
быть
включены
в
работу
из
-
за
создаваемых
ими
резонансов
токов
или
напряжений
[4].
Соответственно
,
возникает
необходимость
проведения
дополнительного
проектирования
и
реконструкции
уста
-
новленного
оборудования
.
Наличие
достоверной
информации
о
фактических
уровнях
искажений
во
всех
характерных
режимах
,
полученной
с
помощью
длительного
непре
-
рывного
мониторинга
,
позволит
корректно
составить
техническое
задание
на
проекти
-
рование
и
выбрать
правильные
параметры
средств
компенсации
без
необходимости
дополнительных
работ
и
финансирования
.
Выбор
оптимальных
мест
установки
и
пара
-
метров
фильтро
-
ком
-
пенсирующих
и
филь
-
тро
-
симметрирующих
устройств
С
учетом
повсеместных
нарушений
требований
[2]
по
ПКЭ
,
характеризующим
несину
-
соидальность
и
несимметрию
напряжений
[5],
уже
в
среднесрочной
перспективе
бу
-
дут
востребованы
средства
компенсации
,
которые
наряду
с
компенсацией
реактивной
мощности
должны
будут
снижать
уровни
гармоник
напряжения
и
/
или
напряжений
об
-
ратной
последовательности
.
В
настоящее
время
подобные
устройства
в
небольшом
количестве
устанавливаются
по
принципу
«
латания
дыр
» —
в
узлах
,
в
которых
либо
потребители
чаще
всего
жалуются
на
низкое
КЭ
,
либо
в
узлах
,
в
которых
уровни
ис
-
кажений
—
наивысшие
по
данным
периодических
измерений
.
В
перспективе
это
будет
приводить
к
значительным
затратам
с
невысокой
эффективностью
.
Результаты
непре
-
рывного
мониторинга
ПКЭ
позволят
установить
основные
причины
высоких
уровней
несинусоидальности
и
несимметрии
напряжений
,
а
также
выбрать
оптимальные
места
установки
компенсирующих
устройств
и
их
параметры
[6].
влияние
на
повышение
КЭ
в
сетях
.
В
таблице
1
пред
-
ставлены
мероприятия
по
повышению
КЭ
в
сетях
и
сокращению
числа
технологических
нарушений
на
объектах
потребителей
,
которые
могут
быть
разра
-
ботаны
только
на
основании
результатов
непрерыв
-
ного
мониторинга
КЭ
.
Очевидно
,
что
развитие
систем
мониторинга
КЭ
будет
также
способствовать
и
совершенствованию
нормативной
базы
по
проектированию
и
эксплуата
-
№
5 (38) 2016

32
СЕТИ РОССИИ
ции
энергосистем
с
учетом
влияния
электроустановок
электрических
сетей
и
потребителей
на
ПКЭ
.
Для
проведения
всестороннего
анализа
влияния
схемно
-
режимных
условий
на
КЭ
в
электрических
сетях
кроме
результатов
измерений
ПКЭ
необходи
-
ма
также
следующая
информация
:
1)
состав
и
время
переключений
в
схеме
сети
,
су
-
щественно
влияющих
на
потокораспределение
в
энергосистеме
и
изменение
ее
частотных
ха
-
рактеристик
в
точках
контроля
КЭ
,
в
том
числе
отключение
/
включение
питающих
линий
элек
-
тропередачи
и
трансформаторов
с
номиналь
-
ными
напряжениями
110
кВ
и
выше
,
элементов
распределительной
сети
от
точки
контроля
до
шин
мощного
центра
питания
;
2)
состав
включенных
генераторов
электростан
-
ций
,
питающих
рассматриваемую
энергосистему
,
а
также
время
их
включений
/
отключений
;
3)
режимы
работы
основных
искажающих
потреби
-
телей
(
графики
мощностей
,
графики
фазных
то
-
ков
для
несимметричных
потребителей
и
т
.
д
.);
4)
график
нагрузки
энергосистемы
в
целом
или
рас
-
сматриваемой
энергосистемы
;
5)
состав
и
время
коммутаций
батарей
конденса
-
торов
;
6)
состав
и
режимы
работы
статических
тиристор
-
ных
компенсаторов
и
управляемых
шунтирующих
реакторов
;
7)
состав
и
режимы
работы
устройств
РПН
транс
-
форматоров
,
находящихся
в
работе
;
8)
состав
,
время
коммутаций
неуправляемых
и
ре
-
жимы
работы
регулируемых
фильтро
-
компенси
-
рующих
и
фильтро
-
симметрирующих
устройств
;
9)
для
участков
сети
с
реверсивными
перетоками
активной
мощности
—
время
изменения
направ
-
ления
перетока
мощности
и
расположение
точек
потокоразделов
.
Влияние
перечисленных
факторов
на
КЭ
в
точке
контроля
зависит
от
структуры
и
параметров
элек
-
трической
сети
,
расположения
и
режимов
работы
ис
-
точников
генерации
и
искажающих
и
неискажающих
нагрузок
.
В
настоящее
время
технология
анализа
КЭ
в
раз
-
ветвленной
электрической
сети
по
данным
непре
-
рывного
мониторинга
ПКЭ
представляет
собой
слабо
формализованную
инженерную
задачу
.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО
СОСТАВУ
ИЗМЕРЯЕМЫХ
ПАРАМЕТРОВ
ПРИ
НЕПРЕРЫВНОМ
МОНИТОРИНГЕ
КЭ
Для
выявления
причин
снижения
КЭ
на
грани
-
цах
между
электросетевыми
компаниями
и
потре
-
бителями
недостаточно
измерений
показателей
,
установленных
в
[2].
Исходя
из
практического
опы
-
та
выполнения
работ
по
мониторингу
и
анализу
КЭ
в
электрических
сетях
,
может
быть
рекомендован
состав
показателей
КЭ
и
параметров
режима
,
ко
-
торые
необходимо
измерять
для
выявления
при
-
чин
снижения
КЭ
и
разработки
мероприятий
по
его
повышению
.
Они
представлены
в
таблицах
2
Табл
. 2.
Перечень
ПКЭ
и
характеристик
,
установленных
в
ГОСТ
32144-2013,
для
измерений
при
непрерывном
мониторинге
Наименование
измеряемого
параметра
Условное
обозначение
1
Отклонение
частоты
,
Гц
∆
f
2
Положительное
отклонение
фазного
(
линейного
)
напряжения
, %
∂
U
(+)
3
Отрицательное
отклонение
фазного
(
линейного
)
напряжения
, %
∂
U
(-)
4
Коэффициент
несимметрии
напряжений
по
обратной