Молодые энергетики Транссиба

Page 1
background image

Page 2
background image

116

ПУТЕШЕСТВИЕ 

В ПРОШЛОЕ

116

как это было

— 

Виктор

 

Артемович

на

 

каких

 

участках

 

ма

-

гистрали

 

вам

 

приходилось

 

работать

?

— 

За

 

три

 

года

 

работы

 

я

 

участвовал

 

в

 

монтаже

 

контактной

 

сети

тяговых

 

подстанций

 

на

 

желез

-

нодорожных

 

пунктах

 

Тайшет

Урало

-

Ключи

Зам

-

зор

 (

Транссибирская

 

магистраль

), 

а

 

также

 

на

 

же

-

лезнодорожных

 

станциях

 

Мурлыткино

Артышта

 

(

Кемеровское

 

направление

), 

Шаля

 

и

 

Сарга

  (

на

 

Урале

). 

— 

Расскажите

 

о

 

людях

которые

 

электри

-

фицировали

 

Транссиб

в

 

каких

 

условиях

 

они

 

жили

работали

— 

Электрификация

 

железных

 

дорог

 — 

это

 

се

-

рьезная

 

глава

 

в

 

электрификации

 

всей

 

страны

Тогда

 

это

 

были

 

комсомольские

 

стройки

И

 

то

в

 

каких

 

условиях

 

работали

 

комсомольцы

говорит

 

о

 

силе

 

духа

 

нашего

 

народа

прежде

 

всего

 

детей

 

военного

 

поколения

ведь

 

электрификацию

 

же

-

лезных

 

дорог

 50—60-

х

 

годов

 

прошлого

 

столетия

 

осуществляли

 

дети

 

войны

 — 

монтажники

 

и

 

инже

-

неры

Причем

 

рабочими

 

на

 

Транссибе

 

были

 

вы

-

ходцы

 

из

 

четырех

 

республик

 — 

России

Украины

Белоруссии

Молдавии

а

 

вот

 

среди

 

инженерно

-

технического

 

персонала

 

встречались

 

практиче

-

ски

 

все

 

национальности

 

бывшего

 

СССР

.

Работали

 

мы

 

тогда

 

по

 

единым

 

расценкам

так

 

называемым

 

ЕН

-

ЕР

  (

единые

 

нормы

 — 

единые

 

расценки

), 

которые

 

были

 

рассчитаны

 

на

 

массо

-

вое

 

производство

Зарабатывали

 

немного

Инте

-

ресно

как

 

быстро

 

люди

 

осваивали

 

непростую

 

и

 

по

 

нынешним

 

временам

 

работу

Надо

 

отметить

что

 

молодежь

 

работала

 

в

 

основном

 

по

 

три

-

четыре

 

года

 

монтажниками

 

или

 

инженерами

а

 

потом

 

уезжала

 

со

 

стройки

так

 

как

 

условия

 

быта

 

и

 

от

-

дыха

 

нельзя

 

было

 

назвать

 

удовлетворительными

Зимой

 

жутко

 

мерзли

а

 

летом

 

стояла

 

несусветная

 

жара

Кормежку

 

в

 

основном

 

добывали

 

сами

где

 

придется

Считалось

 

большой

 

удачей

 

попасть

 

работать

 

на

 

станцию

где

 

были

 

железнодорож

-

ные

 

депо

так

 

как

 

там

 

имелись

 

круглосуточные

 

столовые

В

 

депо

 

монтажников

 

контактной

 

сети

 

пускали

 

в

 

душ

Но

несмотря

 

ни

 

на

 

что

была

 

хо

-

рошая

 

дисциплина

 

и

 

нормальные

 

отношения

 

в

 

коллективе

Рядовые

 

монтажники

 

делали

 

свою

 

работу

иногда

 

изобретая

 

новую

 

техно

-

логию

 

монтажа

 

отдельных

 

узлов

например

монтаж

 

гибких

 

попере

-

чин

 

на

 

станциях

 

и

 

многое

 

другое

А

 

молодые

 

инженеры

 

на

 

железно

-

дорожной

 

дороге

 

Абакан

 — 

Тайшет

 

изменили

 

систему

 

электропитания

 

трассы

так

 

называемые

 

ДПР

 (

два

 

провода

 — 

рельс

). 

То

 

есть

 

вместо

 

трехпроходной

 

линии

 27,5 

кВ

 

на

-

тягивалась

 

двухпроводная

а

 

тре

-

тья

 

фаза

 

шла

 

по

 

рельсу

У

 

подавля

-

ющего

 

большинства

 

монтажников

 

Молодые энергетики 

Транссиба

Сегодня протяженность Транссибирской магистрали 
от Владивостока до Ярославского вокзала в Москве — 
9288,2 км. Это самая длинная железнодорожная артерия 
страны, а проходящий по ней фирменный поезд «Рос-
сия» имеет почти самый протяженный в мире маршрут. 
О том, как электрифицировалась эта дорога, рассказы-
вает один из участников строительства, работавший на 
Транссибе в 1960—1963 годах, — Виктор ХАРЛАП.

ИСТОРИЧЕСКАЯ

 

СПРАВКА

Транссибирская

 

магистраль

  (

современное

 

название

или

 

Великий

 

Сибирский

 

путь

 (

историческое

 

название

) — 

железная

 

дорога

протянувшаяся

 

на

 10 

часовых

 

по

-

ясов

объединяющая

 

Россию

 

в

 

единый

 

экономический

 

организм

в

 

единое

 

военно

-

стратегическое

 

пространство

История

 

Великого

 

Сибирского

 

рельсового

 

пути

 

восходит

 

к

 

середине

 XIX 

века

В

 

годы

 

Крымской

 

войны

 (1853—1856 

гг

.) 

англо

-

французская

 

эскадра

 

атаковала

 

рус

-

ские

 

порты

 

и

 

посты

 

по

 

всему

 

побережью

 

Тихого

 

океана

Российское

 

правительство

 

приняло

 

решение

 

создать

 

достаточно

 

сильную

 

Сибирскую

 

флотилию

 

и

 

морскую

 

базу

 

флота

 

в

 

Николаевске

-

на

-

Амуре

. 19 (31) 

мая

 1891 

года

 

в

 

районе

 

близ

 

Владивостока

 

на

 

закладке

 

присутствовал

 

цесаревич

 

Николай

 

Александрович

будущий

 

император

 

Николай

 II. 

Дата

 

окончания

 

строительства

 

Великого

 

Сибирского

 

рельсового

 

пути

 — 

5 (18) 

октября

 1916 

года

в

 

тот

 

день

 

был

 

открыт

 

мост

 

через

 

Амур

 

близ

 

Хабаровска

.

Историки

 

считают

что

 

если

 

бы

 

Великий

 

Сибирский

 

путь

 

не

 

построили

 

в

 

свое

 

время

то

 

с

 

большой

 

вероятностью

 

Россия

 

вряд

 

ли

 

удержала

 

бы

 

за

 

собой

 

Дальний

 

Восток

 

и

 

побережье

 

Тихого

 

океана

как

 

не

 

смогла

 

она

 

удержать

 

Аляску

никак

 

не

 

связанную

 

с

 

Российской

 

империей

 

устойчивыми

 

путями

 

сообщения

Транссиб

 — 

это

 

дорога

давшая

 

толчок

 

освоению

 

восточных

 

районов

 

и

 

вовлекшая

 

их

 

в

 

эконо

-

мическую

 

жизнь

 

страны

.


Page 3
background image

117

№ 3, ноябрь-декабрь, 2010

было

 

стремление

 

учиться

как

 

прави

-

ло

многие

 

поступали

 

в

 

техникумы

институты

Помню

 

декабрь

 1960 

года

Элек

-

трификация

 

Транссибирской

 

маги

-

страли

трасса

 

Москва

 — 

Байкал

железнодорожная

 

станция

 

Замзор

 

Иркутской

 

области

Морозы

 

стояли

 

выше

 

минус

 50 

градусов

Мы

 

работа

-

ли

 

на

 

монтаже

 

электрооборудования

 

тяговой

 

подстанции

В

 

конце

 

года

 

было

 

запланировано

 

завершение

 

электрификации

 

трассы

 

Москва

 — 

Байкал

 

и

 

ее

 

пуск

Жили

 

в

 

вагончиках

-

теплушках

 

на

 

станции

 

Замзор

Это

 

были

 

железнодорожные

 

грузовые

 

товарные

 

вагончики

 

грузоподъемно

-

стью

 18 

тонн

которые

 

были

 

построе

-

ны

 

в

 

конце

 XIX 

века

когда

 

еще

 

маги

-

страль

 

называли

 

Великий

 

Сибирский

 

путь

Отапливались

 

эти

 

вагончики

 

не

-

большими

 

печурками

сделанными

 

из

 

кирпича

дверь

 

была

 

без

 

тамбура

открывалась

 

наружу

в

 

вагончиках

 

кровати

 

стояли

 

в

 

два

 

яруса

Вечером

 

эти

 

вагончики

 

сильно

 

натапливали

Топили

 

углем

который

 

добывали

 

сами

поскольку

 

специально

 

для

 

ком

-

сомольцев

 

уголь

 

не

 

привозили

При

-

ходилось

 

ловить

 

поезда

-

товарняки

груженные

 

углем

и

 

сбрасывать

 

его

 

с

 

них

Мы

 

натапливали

 

вагончики

 

так

что

 

нечем

 

было

 

дышать

и

 

падали

 

от

 

усталости

Но

 

товарные

 

вагончики

 

не

 

были

 

приспособлены

 

для

 

жилья

 

и

 

плохо

 

держали

 

тепло

Я

 

часто

 

про

-

сыпался

 

по

 

ночам

 

от

 

холода

ноги

 

и

 

руки

 

не

 

слушались

только

 

ощуща

-

лось

 

тепло

 

в

 

груди

а

 

в

 

животе

 

и

 

ногах

 

был

 

холод

встать

 

было

 

невозможно

Было

 

такое

 

ощущение

что

 

от

 

холода

 

может

 

сломаться

 

позвоночник

При

-

ходилось

 

минут

 

по

 15—20 

работать

 

мышцами

чтобы

 

потом

 

встать

Спа

-

сала

 

молодость

Мне

 

было

 19 

лет

а

 

это

 

считается

 

самый

 

выносливый

 

возраст

 

для

 

мужчин

Вода

 

и

 

хлеб

 

в

 

вагончике

 

замер

-

зали

Утром

 

начинали

 

растапливать

 

печку

 

с

 

помощью

 

солярки

так

 

как

 

все

 

промерзало

Дым

 

и

 

копоть

 

шли

 

в

 

вагон

этим

 

дышали

Через

 

какое

-

то

 

время

 

печка

 

прогревалась

 

и

 

то

-

пилась

 

нормально

Помню

как

 

по

 

утрам

 

чайник

 

стрелял

прыгал

 

на

 

плите

потому

 

что

 

в

 

нем

 

был

 

лед

Мы

 

грызли

 

мерз

-

лый

 

хлеб

 

и

 

шли

 

на

 

работу

Одевались

 

в

 

ватные

 

брю

-

ки

 

и

 

длинные

 

зэковские

 

фуфайки

валенки

Хоро

-

шо

 

было

 

тем

 

ребятам

у

 

которых

 

были

 

самодель

-

ные

 

теплые

 

свитера

у

 

меня

 

такого

 

не

 

было

На

 

улицах

 

в

 

дни

 

силь

-

ных

 

морозов

 

жгли

 

ко

-

стры

люди

 

подходили

 

к

 

ним

чтобы

 

согреться

В

 

подстанции

 

температу

-

ра

 

была

 

на

 10 

градусов

 

выше

чем

 

на

 

улице

т

.

е

приблизительно

 

минус

 

40 

градусов

Включали

 

паяльные

 

лампы

чтобы

 

отогреть

 

руки

 

и

 

работать

Но

 

лампы

 

плохо

 

разогре

-

вались

сильно

 

дымили

.

Бывали

 

случаи

что

 

приходи

-

лось

 

жить

 

прямо

 

на

 

объектах

ко

-

торые

 

мы

 

монтировали

Так

мне

 

пришлось

 

на

 

Запсибе

 

монтиро

-

вать

 

тяговую

 

подстанцию

Объект

 

не

 

отапливался

была

 

холодная

 

зима

 1962—1963 

годов

Мы

 

в

 

здании

 

подстанции

 

не

 

только

 

ра

-

ботали

но

 

и

 

жили

Помню

в

 

ком

-

нате

 

подстанции

где

 

жила

 

целая

 

бригада

стоял

 

самодельный

 

обо

-

греватель

так

 

называемый

  «

ко

-

зел

». 

Спали

 

на

 

бетонном

 

полу

 

на

 

ватных

 

матрацах

которые

 

рассти

-

лали

 

на

 

досках

Ходили

 

все

 

про

-

стуженные

но

 

не

 

унывали

Ныти

-

ков

 

и

 

разгильдяев

 

практически

 

не

 

было

Жили

 

даже

 

как

-

то

 

весело

Правда

паспорта

 

у

 

нас

 

отбирали

 

на

 

три

 

года

чтобы

 

не

 

сбежали

 

с

 

комсомольской

 

стройки

.

Недалеко

 

от

 

комсомольцев

 

ра

-

ботали

 

заключенные

иногда

 

даже

 

приходилось

 

к

 

ним

 

обращаться

Дело

 

в

 

том

что

 

питания

 

для

 

монтажников

 

не

 

организовали

а

 

столовых

 

и

 

мага

-

зинов

 

на

 

вновь

 

электрифицируемой

 

трассе

 

еще

 

не

 

было

Даже

 

там

где

 

были

 

магазины

продукты

 

привозили

 

с

 

перебоями

У

 

зеков

 

просили

 

хлеб

а

 

было

 

это

 

на

 

железнодорожной

 

трас

-

се

 

Абакан

 — 

Тайшет

станция

 

Джетка

и

 

у

 

станции

 

Громатская

 

Транссибир

-

ской

 

магистрали

У

 

заключенных

 

были

 

условия

 

для

 

жизни

 

лучше

чем

 

у

 

комсомольцев

Они

 

жили

 

в

 

теплых

 

бараках

у

 

них

 

было

 

трехразовое

 

го

-

рячее

 

питание

И

 

спецодежда

 

была

 

лучше

и

 

работали

 

они

 

не

 

спеша

Был

 


Page 4
background image

118

ПУТЕШЕСТВИЕ 

В ПРОШЛОЕ

118

случай

когда

 

двое

 

электромонтажни

-

ков

 

из

 

города

 

Горького

 

демонстра

-

тивно

 

украли

 

телевизор

рассчитав

 

предварительно

сколько

 

им

 

дадут

 

за

 

это

И

 

переместились

 

с

 

комсомоль

-

ской

 

стройки

 

в

 

тюрьму

 

с

 

трехразо

-

вым

 

питанием

.

— 

Чем

 

занимались

 

монтажники

 

в

 

свободное

 

время

— 

Любили

 

читать

 

газеты

журна

-

лы

Мне

 

удалось

 

организовать

 

фото

-

кружок

 

с

 

помощью

 

нашего

 

боевого

 

комсорга

 

Шмыковой

 

Розы

 

Васильев

-

ны

  (

она

 

была

 

из

 

города

 

Люберцы

). 

Организовали

 

даже

 

дискотеку

 

под

 

радиолу

 

на

 

станции

 

Мурлыткино

 

под

 

Новосибирском

 

в

 

заброшенном

 

де

-

ревенском

 

клубе

По

 

тем

 

меркам

 

это

 

было

говоря

 

на

 

языке

 

дня

 

сегодняш

-

него

круто

— 

А

 

местные

 

жители

 

как

 

встре

-

чали

 

электромонтеров

?

— 

На

 

любой

 

сибирской

 

станции

 

складывался

 

свой

 

стиль

 

отноше

-

ний

 

с

 

местным

 

населением

иногда

 

он

 

был

 

доброжелательным

порой

 

враждебным

Бывали

 

побоища

Так

на

 

станциях

 

Клюквенная

 

и

 

Тайшет

 

милиция

 

была

 

малочисленная

 

и

 

не

 

могла

 

утихомирить

 

эти

 

драки

Иногда

 

все

 

заканчивалось

 

печально

Однаж

-

ды

 

после

 

драки

 

на

 

станции

 

Петухово

 

Транссибирской

 

магистрали

 

мест

-

ный

 

житель

 

побежал

 

домой

схватил

 

ружье

 

и

 

открыл

 

стрельбу

 

по

 

возвра

-

щающимся

 

из

 

клуба

 

монтажникам

Убитым

 

оказался

 

парнишка

который

 

придумал

 

метод

 

усовершенствован

-

ного

 

монтажа

 

гибких

 

поперечин

Об

 

этом

 

тогда

 

писала

 

газета

  «

Комсо

-

мольская

 

правда

». 

— 

Вы

 

сказали

что

 

основной

 

этап

 

электрификации

 

Транссиба

 

делался

 

теми

кого

 

принято

 

отно

-

сить

 

к

 

военному

 

поколению

Ваше

 

детство

 

тоже

 

пришлось

 

на

 

годы

 

войны

Расскажите

 

о

 

нем

— 

Я

 

родился

 1 

июля

 1941 

года

 

в

 

Белоруссии

в

 

Кличевском

 

районе

 

Могилевской

 

области

Наши

 

войска

 

в

 

тот

 

день

 

отступали

противник

 

на

-

ступал

Начинался

 

бой

 

за

 

деревню

Санитары

 

хотели

 

отнести

 

мою

 

мать

 

и

 

только

 

что

 

родившегося

 

меня

 

в

 

более

 

безопасное

 

место

 — 

в

 

лес

который

 

находился

 

неподалеку

 

от

 

местной

 

больницы

Но

 

не

 

успе

-

ли

Как

 

только

 

они

 

вынесли

 

носилки

 

из

 

больницы

увидели

 

совсем

 

рядом

 

немецкий

 

танк

 

и

 

разбежались

Моя

 

старшая

 

се

-

стричка

 

Антонина

 

с

 

вытянуты

-

ми

 

руками

 

преградила

 

дорогу

 

немецкому

 

танку

Танк

 

остано

-

вился

открылся

 

люк

и

 

оттуда

 

вылез

 

немец

Он

 

подошел

 

к

 

моей

 

матери

 

и

 

развернул

 

пеленку

в

 

которой

 

лежал

 

я

У

 

немцев

види

-

мо

было

 

эйфорическое

 

настроение

 

от

 

побед

Они

 

поместили

 

мою

 

мать

 

и

 

меня

 

в

 

военно

-

полевой

 

немецкий

 

госпиталь

где

 

мы

 

пролежали

 

две

 

не

-

дели

Моя

 

мать

 

была

 

верующим

 

че

-

ловеком

она

 

всегда

 

считала

что

 

нас

 

спас

 

Господь

Дальше

 

было

 

несколько

 

лет

 

ок

-

купации

подрывные

 

действия

 

пар

-

тизан

 

и

 

немцы

срывающие

 

зло

 

на

 

местных

 

жителях

Было

 

много

 

со

-

бытий

все

 

сразу

 

не

 

расскажешь

… 

Буквально

 

совсем

 

недавно

 

стар

-

шие

 

братья

 

Владимир

 

и

 

Анатолий

 

Из

 

отчетов

 

того

 

времени

: «

Наивыс

-

шие

 

темпы

 

электрификации

 

Трансси

-

бирской

 

магистрали

 

были

 

достигнуты

 

в

 1960 

г

., 

когда

 

было

 

введено

 

в

 

строй

 

947 

км

 

электрифицированных

 

участков

В

 1961 

г

., 

к

 

началу

 

работы

 XXII 

съезда

 

КПСС

был

 

введен

 

в

 

строй

 

полностью

 

электрифицированный

 

грузовой

 

ход

 

Транссиба

 

от

 

Москвы

 

до

 

Байкала

».

вспоминали

как

 

они

тогда

 

совсем

 

мальчишки

увидев

что

 

идет

 

отряд

 

карателей

под

 

обстрелом

 

по

 

высо

-

кой

 

траве

 

ползли

 

в

 

лес

 

и

 

тащили

 

за

-

кутанного

 

в

 

пеленки

 

меня

Ну

тогда

 

я

 

совсем

 

маленький

 

был

а

 

вот

 1944 

год

 

уже

 

помню

Мы

 

тогда

 

попали

 

под

 

минометный

 

обстрел

Наши

 

войска

 

прорвали

 

оборону

 

в

 

районе

 

деревни

 

Бацевичи

Это

 

я

 

уже

 

позже

 

узнал

что

 

мы

 

стали

 

свидетелями

 

начала

 

опера

-

ции

 «

Багратион

».

А

 

было

 

так

Вначале

 

пришел

 

крас

-

ноармеец

 

и

 

сказал

чтобы

 

наша

 

се

-

мья

 

уходила

 

в

 

лес

Но

 

сразу

 

уйти

 

не

 


Page 5
background image

119

№ 3, ноябрь-декабрь, 2010

119

№ 3, ноябрь-декабрь, 2010

смогли

поскольку

 

я

тогда

 

трехлет

-

ний

играл

 

где

-

то

 

довольно

 

далеко

 

от

 

дома

 

и

 

не

 

слышал

как

 

меня

 

звали

Когда

 

старшие

 

братья

 

меня

 

нашли

начался

 

обстрел

уходить

 

было

 

позд

-

но

Помню

как

 

мы

 

сидели

 

в

 

землян

-

ке

 — 

мама

 

и

 

нас

 

четверо

 

детей

а

 

вокруг

 

земля

 

и

 

воздух

 

содрогались

 

от

 

рвущихся

 

крупнокалиберных

 

снаря

-

дов

Мы

 

оказались

 

под

 

интенсивным

 

минометным

 

обстрелом

так

 

как

 

немцы

 

стреляли

 

по

 

пушке

которую

 

красноармейцы

 

поставили

 

рядом

 

с

 

нашей

 

землянкой

Мама

 

нас

 

успо

-

каивала

 

и

 

молилась

Помню

что

когда

 

обстрел

 

закончился

 

и

 

мы

 

от

-

ряхиваясь

 

вышли

 

из

 

землянки

было

 

ощущение

что

 

нас

 

спасло

 

чудо

Вся

 

земля

 

вокруг

 

была

 

изрыта

 

воронка

-

ми

на

 

ней

 

в

 

буквальном

 

смысле

 

не

 

было

 

живого

 

места

Снаряд

 

попал

 

в

 

пушку

убило

 

всех

 

солдат

только

 

на

 

уцелевшем

 

клочке

 

земли

 

стояла

 

наша

 

полуразрушенная

 

землянка

Вскоре

 

наши

 

войска

 

неожиданно

 

для

 

немцев

 

прорвали

 

оборону

 

со

 

сто

-

роны

 

болот

Противник

 

не

 

ожидал

что

 

советские

 

танки

 

могут

 

выйти

 

из

 

боло

-

тистой

 

местности

Это

 

партизаны

 

ука

-

зали

 

танковым

 

частям

 

дорогу

Вой

-

ска

 

противника

 

оказали

 

сопротивле

-

ние

начала

 

бомбить

 

дальнобойная

 

артиллерия

но

 

не

 

все

 

снаряды

 

взры

-

вались

Потом

 

налетела

 

немецкая

 

авиация

началась

 

бомбежка

и

 

тоже

 

не

 

все

 

снаряды

 

взрывались

А

 

наши

 

танки

 

продолжали

 

идти

 

в

 

течение

 

целого

 

дня

 

через

 

деревню

 

в

 

направ

-

лении

 

Минска

— 

Когда

 

объявили

 

о

 

Победе

помните

?

— 

Конечно

Мы

мальчишки

бе

-

гали

 

и

 

громко

 

кричали

  «

Победа

!». 

Помню

как

 

в

 

деревне

 

ждали

 

солдат

 

с

 

войны

но

 

их

 

вернулось

 

всего

 

двое

один

 

из

 

них

 — 

мой

 

отец

весь

 

изра

-

ненный

причем

 

дважды

 

насквозь

 

были

 

прострелены

 

легкие

как

 

вос

-

станавливали

 

хозяйство

 

после

 

вой

-

ны

как

 

старшие

 

братья

 

после

 

воен

-

ного

 

перерыва

 

пошли

 

в

 

школу

— 

А

 

фотография

на

 

которой

 

вы

 

на

 

проводах

где

 

сделана

?

— 

Эта

 

фотография

 

сделана

 

на

 

же

-

лезнодорожной

 

ветке

соединяющей

 

Транссибирскую

 

магистраль

 

и

 

трассу

 

Абакан

 — 

Тайшет

Монтаж

 

здесь

 

было

 

вести

 

легко

так

 

как

 

поезда

 

по

 

этому

 

участку

 

еще

 

не

 

ходили

А

 

в

 

основном

 

монтаж

 

электрической

 

контактной

 

сети

 

велся

 

на

 

действующей

 

Трансси

-

бирской

 

магистрали

где

 

в

 

то

 

время

 

было

 

очень

 

интенсивное

 

движение

 

поездов

Причем

 

не

 

могло

 

быть

 

и

 

речи

 

об

 

остановке

 

движения

 

поез

-

дов

 

для

 

монтажа

 

контактной

 

сети

Для

 

этих

 

целей

 

была

 

разработана

 

специальная

 

технология

 

монтажа

Работа

 

была

 

трудная

 

и

 

опасная

мно

-

го

 

было

 

случаев

 

со

 

смертельными

 

исходами

Только

 

на

 

Красноярской

 

железной

 

дороге

 

в

 1960 

году

 

погиб

-

ли

 13 

монтажников

 

контактной

 

сети

 

из

 350 

работавших

 

человек

— 

Какие

 

награды

 

Вы

 

получили

 

после

 

Транссиба

?

— 

Как

 

я

 

узнал

 

через

 

несколько

 

лет

случайно

 

встретив

 

коллегу

с

 

ко

-

торым

 

работал

 

на

 

монтаже

в

 

поезде

 

Москва

 — 

Омск

награждение

 

было

Когда

 

всем

 

вручали

 

именные

 

знач

-

ки

я

 

уже

 

учился

 

в

 

Омском

 

институ

-

те

 

инженеров

 

железнодорожного

 

транспорта

Мой

 

значок

 

и

 

удостове

-

рение

 

мне

 

попросили

 

передать

 

одно

-

го

 

электромонтера

но

 

он

 

по

 

каким

-

то

 

причинам

 

не

 

выполнил

 

поручения

— 

Расскажите

 

о

 

наиболее

 

слож

-

ной

 

работе

которую

 

делали

 

на

 

Транссибе

?

— 

Однажды

 

я

 

выполнял

 

очень

 

ответственную

 

работу

 — 

наружную

 

концевую

 

воронку

 

кабеля

 10 

тысяч

 

вольт

Кабель

 

был

 

финский

 

с

 

медны

-

ми

 

жилами

помню

сечением

 3

х

240 

мм

2

Я

 

работал

 

на

 

пятидесятиградус

-

ном

 

морозе

на

 

высоте

 

около

 3 

ме

-

тров

 

на

 

строительных

 

лесах

рядом

 

гудела

 

паяльная

 

лампа

Испытание

 

воронка

 

выдержала

работа

 

была

 

сделана

 

отлично

я

 

этим

 

гордился

— 

В

 

дальнейшем

 

как

 

опыт

 

Транссиба

 

помогал

 

вам

 

в

 

жизни

?

— 

А

 

здесь

 

ситуация

 

похожа

 

на

 

ту

что

 

описывают

 

Форды

. (

Смеется

.) 

Владельцы

 

автогиганта

 

отправляют

 

своих

 

отпрысков

 

получать

 

опыт

 

не

 

к

 

управленцам

а

 

на

 

конвейер

где

 

проходит

 

сборка

 

автомобилей

Они

 

считают

что

 

наследник

 

сначала

 

дол

-

жен

 

научиться

 

прикручивать

 

гайки

Хороший

 

руководитель

 

получается

 

из

 

того

кто

 

знает

 

процесс

 

от

 

и

 

до

При

-

близительно

 

так

 

и

 

у

 

меня

. (

Смеется

.) 

Опыт

полученный

 

мной

 

в

 

электро

-

монтажном

 

поезде

 

 706 

по

 

элек

-

трификации

 

железных

 

дорог

помог

 

мне

 

успешно

 

справляться

 

с

 

работой

 

и

 

инженера

-

проектировщика

и

 

на

-

чальника

 

энергоцеха

Я

 

участвовал

 

в

 

качестве

 

главного

 

энергетика

 

в

 

строительстве

 

и

 

пуске

 

крупнейших

 

заводов

 

военно

-

промышленного

 

комплекса

 — «

Октябрь

» 

и

  «

Комсо

-

молец

» 

города

 

Тамбова

Работал

 

на

 

должности

 

начальника

 

службы

 

распредсетей

 

энергосистемы

Про

-

фессионально

 

я

 

был

 

на

 

высоте

что

 

особенно

 

пригодилось

 

при

 

пуске

 

заводов

так

 

как

 

оборудование

 

при

-

ходило

 

не

 

полностью

 

укомплектован

-

ным

 

и

 

часто

 

долгое

 

время

 

лежало

 

на

 

складах

С

 

таким

 

объемом

 

работ

 

мог

 

справиться

 

только

 

человек

хорошо

 

знающий

 

все

 

участки

 

работы

— 

Виктор

 

Артемович

спасибо

 

за

 

интервью

Все

 

разговоры

 

о

 

кри

-

зисе

 

и

 

сложностях

 

дня

 

сегодняш

-

него

 

как

-

то

 

отступают

стоит

 

послу

-

шать

что

 

выпало

 

на

 

долю

 

вашего

 

поколения

.

— 

Хочу

 

сказать

 

своим

 

соотече

-

ственникам

уверенно

 

смотрите

 

в

 

бу

-

дущее

Не

 

робейте

 

за

 

Отчизну

Наша

 

молодежь

 

успешно

 

продолжит

 

все

 

наши

 

дела

Беседовала

 

Алина

 

АНТИПОВА


Читать онлайн

Сегодня протяженность Транссибирской магистрали от Владивостока до Ярославского вокзала в Москве — 9288,2 км. Это самая длинная железнодорожная артерия страны, а проходящий по ней фирменный поезд «Россия» имеет почти самый протяженный в мире маршрут. О том, как электрифицировалась эта дорога, рассказывает один из участников строительства, работавший на Транссибе в 1960—1963 годах, — Виктор ХАРЛАП.

Поделиться: