116
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ
116
как это было
—
Виктор
Артемович
,
на
каких
участках
ма
-
гистрали
вам
приходилось
работать
?
—
За
три
года
работы
я
участвовал
в
монтаже
контактной
сети
,
тяговых
подстанций
на
желез
-
нодорожных
пунктах
Тайшет
,
Урало
-
Ключи
,
Зам
-
зор
(
Транссибирская
магистраль
),
а
также
на
же
-
лезнодорожных
станциях
Мурлыткино
,
Артышта
(
Кемеровское
направление
),
Шаля
и
Сарга
(
на
Урале
).
—
Расскажите
о
людях
,
которые
электри
-
фицировали
Транссиб
,
в
каких
условиях
они
жили
,
работали
?
—
Электрификация
железных
дорог
—
это
се
-
рьезная
глава
в
электрификации
всей
страны
.
Тогда
это
были
комсомольские
стройки
.
И
то
,
в
каких
условиях
работали
комсомольцы
,
говорит
о
силе
духа
нашего
народа
,
прежде
всего
детей
военного
поколения
,
ведь
электрификацию
же
-
лезных
дорог
50—60-
х
годов
прошлого
столетия
осуществляли
дети
войны
—
монтажники
и
инже
-
неры
.
Причем
рабочими
на
Транссибе
были
вы
-
ходцы
из
четырех
республик
—
России
,
Украины
,
Белоруссии
,
Молдавии
,
а
вот
среди
инженерно
-
технического
персонала
встречались
практиче
-
ски
все
национальности
бывшего
СССР
.
Работали
мы
тогда
по
единым
расценкам
,
так
называемым
ЕН
-
ЕР
(
единые
нормы
—
единые
расценки
),
которые
были
рассчитаны
на
массо
-
вое
производство
.
Зарабатывали
немного
.
Инте
-
ресно
,
как
быстро
люди
осваивали
непростую
и
по
нынешним
временам
работу
.
Надо
отметить
,
что
молодежь
работала
в
основном
по
три
-
четыре
года
монтажниками
или
инженерами
,
а
потом
уезжала
со
стройки
,
так
как
условия
быта
и
от
-
дыха
нельзя
было
назвать
удовлетворительными
.
Зимой
жутко
мерзли
,
а
летом
стояла
несусветная
жара
.
Кормежку
в
основном
добывали
сами
,
где
придется
.
Считалось
большой
удачей
попасть
работать
на
станцию
,
где
были
железнодорож
-
ные
депо
,
так
как
там
имелись
круглосуточные
столовые
.
В
депо
монтажников
контактной
сети
пускали
в
душ
.
Но
,
несмотря
ни
на
что
,
была
хо
-
рошая
дисциплина
и
нормальные
отношения
в
коллективе
.
Рядовые
монтажники
делали
свою
работу
,
иногда
изобретая
новую
техно
-
логию
монтажа
отдельных
узлов
,
например
,
монтаж
гибких
попере
-
чин
на
станциях
и
многое
другое
.
А
молодые
инженеры
на
железно
-
дорожной
дороге
Абакан
—
Тайшет
изменили
систему
электропитания
трассы
,
так
называемые
ДПР
(
два
провода
—
рельс
).
То
есть
вместо
трехпроходной
линии
27,5
кВ
на
-
тягивалась
двухпроводная
,
а
тре
-
тья
фаза
шла
по
рельсу
.
У
подавля
-
ющего
большинства
монтажников
Молодые энергетики
Транссиба
Сегодня протяженность Транссибирской магистрали
от Владивостока до Ярославского вокзала в Москве —
9288,2 км. Это самая длинная железнодорожная артерия
страны, а проходящий по ней фирменный поезд «Рос-
сия» имеет почти самый протяженный в мире маршрут.
О том, как электрифицировалась эта дорога, рассказы-
вает один из участников строительства, работавший на
Транссибе в 1960—1963 годах, — Виктор ХАРЛАП.
ИСТОРИЧЕСКАЯ
СПРАВКА
Транссибирская
магистраль
(
современное
название
)
или
Великий
Сибирский
путь
(
историческое
название
) —
железная
дорога
,
протянувшаяся
на
10
часовых
по
-
ясов
,
объединяющая
Россию
в
единый
экономический
организм
,
в
единое
военно
-
стратегическое
пространство
.
История
Великого
Сибирского
рельсового
пути
восходит
к
середине
XIX
века
.
В
годы
Крымской
войны
(1853—1856
гг
.)
англо
-
французская
эскадра
атаковала
рус
-
ские
порты
и
посты
по
всему
побережью
Тихого
океана
.
Российское
правительство
приняло
решение
создать
достаточно
сильную
Сибирскую
флотилию
и
морскую
базу
флота
в
Николаевске
-
на
-
Амуре
. 19 (31)
мая
1891
года
в
районе
близ
Владивостока
на
закладке
присутствовал
цесаревич
Николай
Александрович
,
будущий
император
Николай
II.
Дата
окончания
строительства
Великого
Сибирского
рельсового
пути
—
5 (18)
октября
1916
года
,
в
тот
день
был
открыт
мост
через
Амур
близ
Хабаровска
.
Историки
считают
,
что
если
бы
Великий
Сибирский
путь
не
построили
в
свое
время
,
то
с
большой
вероятностью
Россия
вряд
ли
удержала
бы
за
собой
Дальний
Восток
и
побережье
Тихого
океана
,
как
не
смогла
она
удержать
Аляску
,
никак
не
связанную
с
Российской
империей
устойчивыми
путями
сообщения
.
Транссиб
—
это
дорога
,
давшая
толчок
освоению
восточных
районов
и
вовлекшая
их
в
эконо
-
мическую
жизнь
страны
.
117
№ 3, ноябрь-декабрь, 2010
было
стремление
учиться
,
как
прави
-
ло
,
многие
поступали
в
техникумы
,
институты
.
Помню
декабрь
1960
года
.
Элек
-
трификация
Транссибирской
маги
-
страли
,
трасса
Москва
—
Байкал
,
железнодорожная
станция
Замзор
Иркутской
области
.
Морозы
стояли
выше
минус
50
градусов
.
Мы
работа
-
ли
на
монтаже
электрооборудования
тяговой
подстанции
.
В
конце
года
было
запланировано
завершение
электрификации
трассы
Москва
—
Байкал
и
ее
пуск
.
Жили
в
вагончиках
-
теплушках
на
станции
Замзор
.
Это
были
железнодорожные
грузовые
товарные
вагончики
грузоподъемно
-
стью
18
тонн
,
которые
были
построе
-
ны
в
конце
XIX
века
,
когда
еще
маги
-
страль
называли
Великий
Сибирский
путь
.
Отапливались
эти
вагончики
не
-
большими
печурками
,
сделанными
из
кирпича
,
дверь
была
без
тамбура
,
открывалась
наружу
,
в
вагончиках
кровати
стояли
в
два
яруса
.
Вечером
эти
вагончики
сильно
натапливали
.
Топили
углем
,
который
добывали
сами
,
поскольку
специально
для
ком
-
сомольцев
уголь
не
привозили
.
При
-
ходилось
ловить
поезда
-
товарняки
,
груженные
углем
,
и
сбрасывать
его
с
них
.
Мы
натапливали
вагончики
так
,
что
нечем
было
дышать
,
и
падали
от
усталости
.
Но
товарные
вагончики
не
были
приспособлены
для
жилья
и
плохо
держали
тепло
.
Я
часто
про
-
сыпался
по
ночам
от
холода
,
ноги
и
руки
не
слушались
,
только
ощуща
-
лось
тепло
в
груди
,
а
в
животе
и
ногах
был
холод
,
встать
было
невозможно
.
Было
такое
ощущение
,
что
от
холода
может
сломаться
позвоночник
.
При
-
ходилось
минут
по
15—20
работать
мышцами
,
чтобы
потом
встать
.
Спа
-
сала
молодость
.
Мне
было
19
лет
,
а
это
считается
самый
выносливый
возраст
для
мужчин
.
Вода
и
хлеб
в
вагончике
замер
-
зали
.
Утром
начинали
растапливать
печку
с
помощью
солярки
,
так
как
все
промерзало
.
Дым
и
копоть
шли
в
вагон
,
этим
дышали
.
Через
какое
-
то
время
печка
прогревалась
и
то
-
пилась
нормально
.
Помню
,
как
по
утрам
чайник
стрелял
,
прыгал
на
плите
,
потому
что
в
нем
был
лед
.
Мы
грызли
мерз
-
лый
хлеб
и
шли
на
работу
.
Одевались
в
ватные
брю
-
ки
и
длинные
зэковские
фуфайки
,
валенки
.
Хоро
-
шо
было
тем
ребятам
,
у
которых
были
самодель
-
ные
теплые
свитера
,
у
меня
такого
не
было
.
На
улицах
в
дни
силь
-
ных
морозов
жгли
ко
-
стры
,
люди
подходили
к
ним
,
чтобы
согреться
.
В
подстанции
температу
-
ра
была
на
10
градусов
выше
,
чем
на
улице
,
т
.
е
.
приблизительно
минус
40
градусов
.
Включали
паяльные
лампы
,
чтобы
отогреть
руки
и
работать
.
Но
лампы
плохо
разогре
-
вались
,
сильно
дымили
.
Бывали
случаи
,
что
приходи
-
лось
жить
прямо
на
объектах
,
ко
-
торые
мы
монтировали
.
Так
,
мне
пришлось
на
Запсибе
монтиро
-
вать
тяговую
подстанцию
.
Объект
не
отапливался
,
была
холодная
зима
1962—1963
годов
.
Мы
в
здании
подстанции
не
только
ра
-
ботали
,
но
и
жили
.
Помню
,
в
ком
-
нате
подстанции
,
где
жила
целая
бригада
,
стоял
самодельный
обо
-
греватель
,
так
называемый
«
ко
-
зел
».
Спали
на
бетонном
полу
на
ватных
матрацах
,
которые
рассти
-
лали
на
досках
.
Ходили
все
про
-
стуженные
,
но
не
унывали
.
Ныти
-
ков
и
разгильдяев
практически
не
было
.
Жили
даже
как
-
то
весело
.
Правда
,
паспорта
у
нас
отбирали
на
три
года
,
чтобы
не
сбежали
с
комсомольской
стройки
.
Недалеко
от
комсомольцев
ра
-
ботали
заключенные
,
иногда
даже
приходилось
к
ним
обращаться
.
Дело
в
том
,
что
питания
для
монтажников
не
организовали
,
а
столовых
и
мага
-
зинов
на
вновь
электрифицируемой
трассе
еще
не
было
.
Даже
там
,
где
были
магазины
,
продукты
привозили
с
перебоями
.
У
зеков
просили
хлеб
,
а
было
это
на
железнодорожной
трас
-
се
Абакан
—
Тайшет
,
станция
Джетка
,
и
у
станции
Громатская
Транссибир
-
ской
магистрали
.
У
заключенных
были
условия
для
жизни
лучше
,
чем
у
комсомольцев
.
Они
жили
в
теплых
бараках
,
у
них
было
трехразовое
го
-
рячее
питание
.
И
спецодежда
была
лучше
,
и
работали
они
не
спеша
.
Был
118
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ
118
случай
,
когда
двое
электромонтажни
-
ков
из
города
Горького
демонстра
-
тивно
украли
телевизор
,
рассчитав
предварительно
,
сколько
им
дадут
за
это
.
И
переместились
с
комсомоль
-
ской
стройки
в
тюрьму
с
трехразо
-
вым
питанием
.
—
Чем
занимались
монтажники
в
свободное
время
?
—
Любили
читать
газеты
,
журна
-
лы
.
Мне
удалось
организовать
фото
-
кружок
с
помощью
нашего
боевого
комсорга
Шмыковой
Розы
Васильев
-
ны
(
она
была
из
города
Люберцы
).
Организовали
даже
дискотеку
под
радиолу
на
станции
Мурлыткино
под
Новосибирском
в
заброшенном
де
-
ревенском
клубе
.
По
тем
меркам
это
было
,
говоря
на
языке
дня
сегодняш
-
него
,
круто
.
—
А
местные
жители
как
встре
-
чали
электромонтеров
?
—
На
любой
сибирской
станции
складывался
свой
стиль
отноше
-
ний
с
местным
населением
,
иногда
он
был
доброжелательным
,
порой
враждебным
.
Бывали
побоища
.
Так
,
на
станциях
Клюквенная
и
Тайшет
милиция
была
малочисленная
и
не
могла
утихомирить
эти
драки
.
Иногда
все
заканчивалось
печально
.
Однаж
-
ды
после
драки
на
станции
Петухово
Транссибирской
магистрали
мест
-
ный
житель
побежал
домой
,
схватил
ружье
и
открыл
стрельбу
по
возвра
-
щающимся
из
клуба
монтажникам
.
Убитым
оказался
парнишка
,
который
придумал
метод
усовершенствован
-
ного
монтажа
гибких
поперечин
.
Об
этом
тогда
писала
газета
«
Комсо
-
мольская
правда
».
—
Вы
сказали
,
что
основной
этап
электрификации
Транссиба
делался
теми
,
кого
принято
отно
-
сить
к
военному
поколению
.
Ваше
детство
тоже
пришлось
на
годы
войны
?
Расскажите
о
нем
.
—
Я
родился
1
июля
1941
года
в
Белоруссии
,
в
Кличевском
районе
Могилевской
области
.
Наши
войска
в
тот
день
отступали
,
противник
на
-
ступал
.
Начинался
бой
за
деревню
.
Санитары
хотели
отнести
мою
мать
и
только
что
родившегося
меня
в
более
безопасное
место
—
в
лес
,
который
находился
неподалеку
от
местной
больницы
.
Но
не
успе
-
ли
.
Как
только
они
вынесли
носилки
из
больницы
,
увидели
совсем
рядом
немецкий
танк
и
разбежались
.
Моя
старшая
се
-
стричка
Антонина
с
вытянуты
-
ми
руками
преградила
дорогу
немецкому
танку
.
Танк
остано
-
вился
,
открылся
люк
,
и
оттуда
вылез
немец
.
Он
подошел
к
моей
матери
и
развернул
пеленку
,
в
которой
лежал
я
.
У
немцев
,
види
-
мо
,
было
эйфорическое
настроение
от
побед
.
Они
поместили
мою
мать
и
меня
в
военно
-
полевой
немецкий
госпиталь
,
где
мы
пролежали
две
не
-
дели
.
Моя
мать
была
верующим
че
-
ловеком
,
она
всегда
считала
,
что
нас
спас
Господь
.
Дальше
было
несколько
лет
ок
-
купации
,
подрывные
действия
пар
-
тизан
и
немцы
,
срывающие
зло
на
местных
жителях
.
Было
много
со
-
бытий
,
все
сразу
не
расскажешь
…
Буквально
совсем
недавно
стар
-
шие
братья
Владимир
и
Анатолий
Из
отчетов
того
времени
: «
Наивыс
-
шие
темпы
электрификации
Трансси
-
бирской
магистрали
были
достигнуты
в
1960
г
.,
когда
было
введено
в
строй
947
км
электрифицированных
участков
.
В
1961
г
.,
к
началу
работы
XXII
съезда
КПСС
,
был
введен
в
строй
полностью
электрифицированный
грузовой
ход
Транссиба
от
Москвы
до
Байкала
».
вспоминали
,
как
они
,
тогда
совсем
мальчишки
,
увидев
,
что
идет
отряд
карателей
,
под
обстрелом
по
высо
-
кой
траве
ползли
в
лес
и
тащили
за
-
кутанного
в
пеленки
меня
.
Ну
,
тогда
я
совсем
маленький
был
,
а
вот
1944
год
уже
помню
.
Мы
тогда
попали
под
минометный
обстрел
.
Наши
войска
прорвали
оборону
в
районе
деревни
Бацевичи
.
Это
я
уже
позже
узнал
,
что
мы
стали
свидетелями
начала
опера
-
ции
«
Багратион
».
А
было
так
.
Вначале
пришел
крас
-
ноармеец
и
сказал
,
чтобы
наша
се
-
мья
уходила
в
лес
.
Но
сразу
уйти
не
119
№ 3, ноябрь-декабрь, 2010
119
№ 3, ноябрь-декабрь, 2010
смогли
,
поскольку
я
,
тогда
трехлет
-
ний
,
играл
где
-
то
довольно
далеко
от
дома
и
не
слышал
,
как
меня
звали
.
Когда
старшие
братья
меня
нашли
,
начался
обстрел
,
уходить
было
позд
-
но
.
Помню
,
как
мы
сидели
в
землян
-
ке
—
мама
и
нас
четверо
детей
,
а
вокруг
земля
и
воздух
содрогались
от
рвущихся
крупнокалиберных
снаря
-
дов
.
Мы
оказались
под
интенсивным
минометным
обстрелом
,
так
как
немцы
стреляли
по
пушке
,
которую
красноармейцы
поставили
рядом
с
нашей
землянкой
.
Мама
нас
успо
-
каивала
и
молилась
.
Помню
,
что
,
когда
обстрел
закончился
и
мы
от
-
ряхиваясь
вышли
из
землянки
,
было
ощущение
,
что
нас
спасло
чудо
.
Вся
земля
вокруг
была
изрыта
воронка
-
ми
,
на
ней
в
буквальном
смысле
не
было
живого
места
.
Снаряд
попал
в
пушку
,
убило
всех
солдат
,
только
на
уцелевшем
клочке
земли
стояла
наша
полуразрушенная
землянка
.
Вскоре
наши
войска
неожиданно
для
немцев
прорвали
оборону
со
сто
-
роны
болот
.
Противник
не
ожидал
,
что
советские
танки
могут
выйти
из
боло
-
тистой
местности
.
Это
партизаны
ука
-
зали
танковым
частям
дорогу
.
Вой
-
ска
противника
оказали
сопротивле
-
ние
,
начала
бомбить
дальнобойная
артиллерия
,
но
не
все
снаряды
взры
-
вались
.
Потом
налетела
немецкая
авиация
,
началась
бомбежка
,
и
тоже
не
все
снаряды
взрывались
.
А
наши
танки
продолжали
идти
в
течение
целого
дня
через
деревню
в
направ
-
лении
Минска
.
—
Когда
объявили
о
Победе
,
помните
?
—
Конечно
.
Мы
,
мальчишки
,
бе
-
гали
и
громко
кричали
«
Победа
!».
Помню
,
как
в
деревне
ждали
солдат
с
войны
,
но
их
вернулось
всего
двое
,
один
из
них
—
мой
отец
,
весь
изра
-
ненный
,
причем
дважды
насквозь
были
прострелены
легкие
,
как
вос
-
станавливали
хозяйство
после
вой
-
ны
,
как
старшие
братья
после
воен
-
ного
перерыва
пошли
в
школу
.
—
А
фотография
,
на
которой
вы
на
проводах
,
где
сделана
?
—
Эта
фотография
сделана
на
же
-
лезнодорожной
ветке
,
соединяющей
Транссибирскую
магистраль
и
трассу
Абакан
—
Тайшет
.
Монтаж
здесь
было
вести
легко
,
так
как
поезда
по
этому
участку
еще
не
ходили
.
А
в
основном
монтаж
электрической
контактной
сети
велся
на
действующей
Трансси
-
бирской
магистрали
,
где
в
то
время
было
очень
интенсивное
движение
поездов
.
Причем
не
могло
быть
и
речи
об
остановке
движения
поез
-
дов
для
монтажа
контактной
сети
.
Для
этих
целей
была
разработана
специальная
технология
монтажа
.
Работа
была
трудная
и
опасная
,
мно
-
го
было
случаев
со
смертельными
исходами
.
Только
на
Красноярской
железной
дороге
в
1960
году
погиб
-
ли
13
монтажников
контактной
сети
из
350
работавших
человек
.
—
Какие
награды
Вы
получили
после
Транссиба
?
—
Как
я
узнал
через
несколько
лет
,
случайно
встретив
коллегу
,
с
ко
-
торым
работал
на
монтаже
,
в
поезде
Москва
—
Омск
,
награждение
было
.
Когда
всем
вручали
именные
знач
-
ки
,
я
уже
учился
в
Омском
институ
-
те
инженеров
железнодорожного
транспорта
.
Мой
значок
и
удостове
-
рение
мне
попросили
передать
одно
-
го
электромонтера
,
но
он
по
каким
-
то
причинам
не
выполнил
поручения
.
—
Расскажите
о
наиболее
слож
-
ной
работе
,
которую
делали
на
Транссибе
?
—
Однажды
я
выполнял
очень
ответственную
работу
—
наружную
концевую
воронку
кабеля
10
тысяч
вольт
.
Кабель
был
финский
с
медны
-
ми
жилами
,
помню
,
сечением
3
х
240
мм
2
.
Я
работал
на
пятидесятиградус
-
ном
морозе
,
на
высоте
около
3
ме
-
тров
на
строительных
лесах
,
рядом
гудела
паяльная
лампа
.
Испытание
воронка
выдержала
,
работа
была
сделана
отлично
,
я
этим
гордился
.
—
В
дальнейшем
как
опыт
Транссиба
помогал
вам
в
жизни
?
—
А
здесь
ситуация
похожа
на
ту
,
что
описывают
Форды
. (
Смеется
.)
Владельцы
автогиганта
отправляют
своих
отпрысков
получать
опыт
не
к
управленцам
,
а
на
конвейер
,
где
проходит
сборка
автомобилей
.
Они
считают
,
что
наследник
сначала
дол
-
жен
научиться
прикручивать
гайки
.
Хороший
руководитель
получается
из
того
,
кто
знает
процесс
от
и
до
.
При
-
близительно
так
и
у
меня
. (
Смеется
.)
Опыт
,
полученный
мной
в
электро
-
монтажном
поезде
№
706
по
элек
-
трификации
железных
дорог
,
помог
мне
успешно
справляться
с
работой
и
инженера
-
проектировщика
,
и
на
-
чальника
энергоцеха
.
Я
участвовал
в
качестве
главного
энергетика
в
строительстве
и
пуске
крупнейших
заводов
военно
-
промышленного
комплекса
— «
Октябрь
»
и
«
Комсо
-
молец
»
города
Тамбова
.
Работал
на
должности
начальника
службы
распредсетей
энергосистемы
.
Про
-
фессионально
я
был
на
высоте
,
что
особенно
пригодилось
при
пуске
заводов
,
так
как
оборудование
при
-
ходило
не
полностью
укомплектован
-
ным
и
часто
долгое
время
лежало
на
складах
.
С
таким
объемом
работ
мог
справиться
только
человек
,
хорошо
знающий
все
участки
работы
.
—
Виктор
Артемович
,
спасибо
за
интервью
.
Все
разговоры
о
кри
-
зисе
и
сложностях
дня
сегодняш
-
него
как
-
то
отступают
,
стоит
послу
-
шать
,
что
выпало
на
долю
вашего
поколения
.
—
Хочу
сказать
своим
соотече
-
ственникам
:
уверенно
смотрите
в
бу
-
дущее
.
Не
робейте
за
Отчизну
.
Наша
молодежь
успешно
продолжит
все
наши
дела
.
Беседовала
Алина
АНТИПОВА
Оригинал статьи: Молодые энергетики Транссиба
Сегодня протяженность Транссибирской магистрали от Владивостока до Ярославского вокзала в Москве — 9288,2 км. Это самая длинная железнодорожная артерия страны, а проходящий по ней фирменный поезд «Россия» имеет почти самый протяженный в мире маршрут. О том, как электрифицировалась эта дорога, рассказывает один из участников строительства, работавший на Транссибе в 1960—1963 годах, — Виктор ХАРЛАП.