32
СЕТИ
РОССИИ
и
н
н
о
в
а
ц
и
и
инновации
И
нновационный
проект
«
МОЭСК
-EV»,
который
ини
-
циировала
и
реализует
ком
-
пания
,
разработан
с
учётом
мировых
тенденций
развития
автомо
-
бильной
промышленности
,
сетевой
интеллектуальной
инфраструктуры
и
реализуется
как
элемент
комплекс
-
ной
стратегии
внедрения
интеллекту
-
альных
сетей
Smard Grid.
Во
-
первых
,
в
настоящее
время
большинство
западных
автопроизво
-
дителей
активно
включились
в
борьбу
за
рынок
электромобилей
.
На
подхо
-
де
целый
поток
новинок
,
который
дол
-
жен
хлынуть
на
авторынок
в
ближай
-
шие
годы
.
По
оценкам
экспертов
,
в
период
до
2017
г
.
в
мире
будет
прода
-
но
порядка
2,9
млн
электромобилей
.
Как
следствие
,
сегодня
в
ряде
запад
-
ных
стран
реализуются
масштабные
проекты
по
созданию
электротранс
-
портной
инфраструктуры
.
К
примеру
,
в
США
в
стадии
реали
-
зации
находится
проект
по
созданию
сети
специализированных
заправок
для
электромобилей
в
девяти
ре
-
гионах
.
Уже
через
год
сеть
объеди
-
нит
пять
тысяч
зарядных
устройств
.
К
наращиванию
количества
заряд
-
ных
станций
приступили
в
Великобри
-
тании
,
чья
столица
занимает
лидирую
-
щие
позиции
в
Европе
по
количеству
электромобилей
.
В
дополнение
к
уже
существующим
250
станциям
пла
-
нируется
установить
ещё
1300.
В
перспективе
на
базе
данного
проек
-
та
будет
создана
национальная
сеть
электрических
зарядных
станций
.
Во
-
вторых
,
мировой
опыт
свиде
-
тельствует
о
том
,
что
создание
ин
-
фраструктуры
для
электротранспорта
проходит
при
активном
участии
энер
-
гетических
компаний
,
прежде
всего
тех
,
которые
занимаются
распреде
-
лением
и
сбытом
электроэнергии
,
поскольку
создаваемая
инфраструк
-
тура
и
новые
виды
незапланирован
-
ных
нагрузок
за
счёт
массового
вне
-
дрения
электротранспорта
способны
существенно
повлиять
на
надёж
-
ность
и
качество
энергоснабжения
в
целом
.
Таким
образом
,
МОЭСК
,
иниции
-
ровав
проект
,
хочет
сработать
на
опережение
и
,
что
называется
,
во
всеоружии
подойти
к
грядущей
транс
-
портной
революции
.
Пока
в
России
МОЭСК
открывает
заправки для
электромобилей
Первая станция для зарядки электромобилей начала ра-
ботать в канун Нового года в филиале ОАО «МОЭСК» —
Московские кабельные сети на Садовнической улице
Москвы. Станция открыта в рамках реализации пилот-
ного проекта Московской объединённой электросете-
вой компании по созданию в России полноценной ин-
фраструктуры для использования электротранспорта.
Владимир ТИМОФЕЕВ
33
№ 1 (10), январь-февраль, 2012
электромобили
являются
редко
-
стью
,
но
недалёк
тот
час
,
когда
они
станут
такими
же
привычными
,
как
автомобили
с
двигателем
внутрен
-
него
сгорания
.
Но
для
этого
нужна
соответствующая
инфраструктура
.
Кто
будет
покупать
электромобиль
,
если
его
заправлять
негде
?
Предположим
,
задачу
насыще
-
ния
рынка
электромобилями
решит
бизнес
.
Но
создание
инфраструкту
-
ры
их
эксплуатации
—
это
та
ниша
,
где
без
энергетиков
не
обойтись
.
В
компании
понимают
это
и
,
осо
-
знавая
перспективы
и
риски
нового
начинания
,
сознательно
пошли
на
эксперимент
.
Да
-
да
,
именно
эксперимент
,
поскольку
проект
носит
преиму
-
щественно
исследовательский
ха
-
рактер
и
направлен
на
получение
информации
об
особенностях
экс
-
плуатации
элементов
создаваемой
инфраструктуры
электромобилей
в
условиях
мегаполиса
.
Естественно
,
с
учётом
электросетевых
и
климати
-
ческих
особенностей
нашей
страны
.
Одна
из
решаемых
задач
—
вы
-
яснить
,
какой
тип
зарядки
лучше
подходит
к
отечественным
услови
-
ям
эксплуатации
.
Для
этого
на
тер
-
ритории
обслуживания
компании
в
Москве
и
Московской
области
планируется
установить
28
заряд
-
ных
станций
различных
типов
.
Та
,
что
установлена
на
Садовнической
улице
,
относится
к
станциям
наполь
-
ного
монтажа
и
способна
поддержи
-
вать
режим
зарядки
переменным
током
мощностью
до
3,3
киловатт
,
напряжением
220
Вольт
,
с
макси
-
мальным
током
16
Ампер
. «
Класси
-
ческое
»
время
зарядки
электромо
-
биля
от
такой
станции
колеблется
от
8
до
10
часов
.
Пока
смонтированы
4
заряд
-
ные
станции
данного
типа
,
но
очень
скоро
компанию
им
соста
-
вит
зарядное
устройство
быстрого
тока
с
зарядкой
постоянным
током
мощностью
до
50
киловатт
,
напря
-
жением
до
500
Вольт
,
силой
тока
до
125
Ампер
.
Время
ускоренной
зарядки
составит
всего
20—30
ми
-
нут
.
Но
главное
даже
не
это
,
а
то
,
что
инициатор
проекта
получит
ре
-
зультаты
сравнительного
анализа
работы
разных
зарядных
систем
и
сможет
достоверно
определить
их
плюсы
и
минусы
.
В
рамках
проекта
заправоч
-
ные
колонки
будут
устанавливаться
преимущественно
на
территории
собственных
объектов
МОЭСК
,
а
также
некоторых
дилерских
центров
компании
«
РОЛЬФ
Импорт
»,
кото
-
рая
первой
в
России
начала
офи
-
циальную
продажу
электромобиля
Mitsubishi i-MiEV.
В
перспективе
электрозаправки
планируется
раз
-
мещать
на
перехватывающих
пар
-
ковках
,
которые
оборудуются
в
Мо
-
скве
вдоль
«
вылетных
»
магистралей
,
возле
крупных
деловых
и
торгово
-
развлекательных
центров
.
Все
зарядные
устройства
пред
-
полагается
объединить
в
единую
информационную
сеть
,
то
есть
они
смогут
не
только
отпускать
электри
-
чество
,
но
и
передавать
данные
.
Для
управления
сетью
оператором
проекта
компанией
«
Револьта
»,
которая
позиционирует
себя
как
ведущий
российский
поставщик
комплексных
решений
в
области
электротранспорта
,
создано
ориги
-
нальное
программное
обеспече
-
ние
.
Его
разработчики
уверены
,
что
отечественные
обладатели
электро
-
мобилей
вскорости
смогут
в
реаль
-
ном
времени
получать
информа
-
цию
о
работе
заправок
и
заранее
через
Интернет
бронировать
порты
для
зарядки
своих
четырёхколесных
«
лошадок
».
Для
тестирования
зарядных
станций
МОЭСК
планирует
приоб
-
рести
электромобили
различных
ти
-
пов
.
Первые
авто
с
электрическим
фото
авт
ора
34
СЕТИ РОССИИ
приводом
Mitsubishi i-MiEV
уже
переданы
энергетикам
и
эксплуа
-
тируются
в
интересах
компании
,
на
очереди
—
поставка
электрических
грузопассажирских
фургонов
.
Их
задача
—
трудиться
на
дорогах
ме
-
гаполиса
,
чтобы
нарастить
исследо
-
вательский
потенциал
проекта
.
Существенная
деталь
—
заправ
-
ляться
на
возводимых
станциях
смо
-
гут
не
только
машины
компании
,
но
и
электромобили
других
собственни
-
ков
.
Таких
,
правда
,
пока
немного
,
но
«
РОЛЬФ
Импорт
»
уверенно
нара
-
щивает
продажи
малютки
Mitsubishi
i-MiEV —
первенца
массовой
прода
-
жи
электромобилей
.
Для
идентификации
электромо
-
билей
МОЭСК
,
задействованных
в
реализации
проекта
«
МОЭСК
-EV»,
дизайнеры
разработали
фирмен
-
ную
окраску
.
Она
выдержана
в
двух
основных
цветах
:
белом
,
симво
-
лизирующем
экологическую
безу
-
пречность
автомобилей
с
электри
-
ческим
приводом
,
и
изумрудном
,
подчеркивающем
первозданную
чистоту
природы
.
Электромобили
также
украша
-
ют
бренды
компании
-
инициатора
проекта
и
её
партнёров
—
компа
-
ний
«
РОЛЬФ
Импорт
», «
Револьта
»,
Mitsubishi Motors.
На
передней
двери
электрического
авто
на
-
шлось
место
названию
проекта
.
Наконец
,
логичным
элементом
окраски
стало
изображение
кабеля
с
электрической
вилкой
.
По
поводу
последней
на
заседании
рабочей
группы
,
рассматривавшей
замы
-
сел
дизайнеров
,
возник
даже
спор
.
Высказывались
позиции
в
пользу
дизайнерской
находки
,
постро
-
енной
на
изображении
символа
электромобиля
—
порта
для
заряд
-
ки
трёхфазным
током
высокого
на
-
пряжения
.
Но
в
результате
обсуж
-
дения
эксперты
пришли
к
мнению
,
что
уместнее
будет
смотреться
всё
-
таки
привычная
бытовая
«
вилка
»,
чьё
изображение
на
электрокаре
ассоциируется
с
заправкой
от
элек
-
трической
сети
.
Кстати
,
водители
электромо
-
билей
компании
—
тоже
активные
участники
инновационного
проек
-
та
.
По
задумке
организаторов
,
они
должны
скрупулёзно
фиксировать
параметры
работы
своих
электро
-
мобилей
и
зарядного
процесса
в
специальных
дневниках
.
Полу
-
ченный
таким
образом
материал
станет
частью
уникальной
исследо
-
вательской
информации
об
особен
-
ностях
эксплуатации
электромоби
-
лей
в
условиях
мегаполиса
.
Одна
из
задач
проекта
—
по
-
иск
резервов
повышения
эффек
-
тивности
использования
сетевой
инфраструктуры
,
так
как
те
мощ
-
ности
,
которые
уже
существуют
,
за
-
действованы
на
65—70%.
В
част
-
ности
,
в
ночное
время
появляется
существенный
провал
в
электропо
-
треблении
.
Зарядка
большей
части
электротранспорта
ночью
позволит
заполнить
график
сетевой
нагруз
-
ки
,
сгладить
ночной
провал
,
в
чём
очень
заинтересованы
электро
-
сетевые
компании
.
К
тому
же
ноч
-
ная
зарядка
принесёт
ощутимую
материальную
выгоду
владельцам
электромобилей
,
так
как
стоимость
электроэнергии
в
это
время
суток
существенно
ниже
.
В
реальности
это
будет
выглядеть
достаточно
про
-
сто
:
владелец
,
вернувшись
с
рабо
-
ты
,
вечером
подключает
электро
-
мобиль
к
розетке
,
а
умные
приборы
сами
дадут
аккумулятору
команду
начать
зарядку
именно
тогда
,
когда
стоимость
электроэнергии
мини
-
мальна
.
В
МОЭСК
считают
,
что
получен
-
ные
результаты
позволят
решить
и
такую
важную
задачу
,
как
подготов
-
ка
проектов
отечественных
стан
-
дартов
и
требований
к
техническим
регламентам
функционирования
общественных
и
частных
зарядных
станций
,
гарантирующих
безопас
-
ную
и
эффективную
интеграцию
нового
типа
потребителей
электро
-
энергии
в
существующую
систему
энергетических
мощностей
.
В
перспективе
МОЭСК
и
её
пар
-
тнёры
также
намерены
разрабо
-
тать
общую
концепцию
развития
инфраструктуры
электротранспорта
в
крупных
городах
России
с
учётом
специфики
электросетевого
ком
-
плекса
и
бизнес
-
модель
взаимодей
-
ствия
и
взаиморасчётов
между
все
-
ми
участниками
процесса
зарядки
:
владельцами
электромобилей
,
соб
-
ственниками
станций
,
электросет
-
выми
и
энергосбытовыми
компа
-
ниями
и
т
.
д
.
—
Реализация
проекта
позволит
компании
в
полной
мере
подгото
-
виться
к
развитию
рынка
массово
-
го
электротранспорта
, —
уверен
ге
-
неральный
директор
ОАО
«
МОЭСК
»
Андрей
Коновалов
. —
Мы
не
только
избежим
проблем
,
связанных
с
не
-
запланированным
и
неуправляе
-
мым
ростом
нагрузки
на
электро
-
сети
,
но
и
получим
дополнительные
доходы
за
счёт
увеличения
транс
-
порта
электроэнергии
и
внедрения
новых
услуг
.
Кроме
того
,
МОЭСК
,
как
социально
ответственная
ком
-
пания
,
стремится
развивать
тех
-
нологии
,
которые
положительным
образом
влияют
на
экологическую
и
транспортную
ситуацию
в
Москов
-
ском
регионе
,
улучшая
в
конечном
итоге
жизненные
условия
людей
.
фото
авт
ора
Оригинал статьи: МОЭСК открывает заправки для электромобилей
Первая станция для зарядки электромобилей начала работать в канун Нового года в филиале ОАО «МОЭСК» — Московские кабельные сети на Садовнической улице Москвы. Станция открыта в рамках реализации пилотного проекта Московской объединённой электросетевой компании по созданию в России полноценной инфраструктуры для использования электротранспорта.