

42
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(36),
март
2025
Константин
ГОРОХОВ
,
главный
эксперт
управления
развития
и
оценки
персонала
учебного
центра
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
Модернизация
системы
адаптации
и
наставничества
с
учетом
внедрения
клиентоцентричного
подхода
в
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
В
современных
условиях
быстро
развивающейся
электро
-
энергетической
отрасли
ключевым
фактором
устойчивого
развития
компаний
становится
эффективное
управление
персоналом
.
В
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
за
по
-
следний
год
была
проведена
масштабная
работа
по
совер
-
шенствованию
системы
адаптации
и
наставничества
с
уче
-
том
применения
принципов
клиентоцентричного
подхода
.
Результаты
показывают
,
что
система
действительно
рабо
-
тает
и
пользуется
большим
спросом
—
в
феврале
2025
года
был
проведен
юбилейный
сотый
адаптационный
тренинг
,
а
через
процесс
адаптации
и
наставничества
прошли
бо
-
лее
1500
человек
.
Данный
опыт
показал
,
насколько
важно
создавать
удобные
и
действенные
инструменты
интегра
-
ции
новых
работников
в
корпоративную
среду
,
повышая
их
вовлеченность
и
продуктивность
.
Подготовка
кадров
ПРЕДПОСЫЛКИ
МОДЕРНИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ
АДАПТАЦИИ
И
НАСТАВНИЧЕСТВА
С
целью
получения
пользовательского
опыта
при
реа
-
лизации
клиентоцентричного
подхода
в
компании
для
определения
необходимости
модернизации
системы
адаптации
и
наставничества
был
проведен
очный
ин
-
тервью
-
опрос
фокус
-
группы
,
состоящей
как
из
админи
-
стративно
-
управленческого
,
так
и
промышленно
-
произ
-
водственного
персонала
.
По
результатам
проведенного
анализа
ответов
респондентов
были
выделены
основ
-
ные
проблемы
,
затрудняющие
реализацию
системы
адаптации
и
наставничества
и
требующие
изменений
,
главные
из
которых
следующие
:
–
излишняя
бюрократизация
процессов
;
–
недостаток
систематизированной
подготовки
как
но
-
вых
работников
,
так
и
самих
наставников
;
–
отсутствие
формализованной
системы
адаптации
и
на
-
ставничества
.
В
результате
94%
респондентов
утвердительно
от
-
ветили
на
вопрос
о
необходимости
реализации
системы

43
адаптации
и
наставничества
в
компании
и
готовности
участвовать
в
данном
процессе
при
условии
внедрения
структурированной
программы
и
стимулирования
уча
-
стия
в
ней
.
Также
одним
из
главных
пожеланий
от
респондентов
было
выделение
особого
внимания
к
производствен
-
но
-
промышленному
персоналу
в
системе
наставниче
-
ства
,
так
как
адаптация
и
обучение
данной
категории
сотрудников
являются
наиболее
затратными
как
по
вре
-
мени
,
так
и
по
необходимым
усилиям
.
В
результате
была
разработана
и
реализована
до
-
рожная
карта
для
развития
проекта
по
адаптации
и
на
-
ставничеству
.
СРЕДСТВА
И
СПОСОБЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРАКТИКИ
После
изучения
большого
количества
литературы
по
реализации
системы
адаптации
и
наставничества
,
прохождения
обучения
по
различным
программам
и
по
-
сещения
множества
компаний
,
был
сделан
вывод
,
что
универсальной
методики
не
существует
.
Организации
различаются
по
направлениям
деятельности
,
корпора
-
тивной
культуре
,
имеют
свою
специфику
,
отраслевые
особенности
и
прочее
,
и
все
это
необходимо
учиты
-
вать
при
разработке
эффективной
системы
адаптации
и
наставничества
.
Именно
поэтому
наша
стратегия
была
ориентирована
на
создание
индивидуальной
ОЦЕНКА
И
РАЗВИТИЕ
КОМПЕТЕНЦИЙ
НАСТАВНИКА
Формирование
эталонной
модели
Тестирование
по
компетенциям
Глубинное
интервью
Реализация
рекомендаций
Формирование
критериев
Отбор
персонала
(
оценка
)
Развитие
наставников
Формирование
эталонной
модели
Тестирование
по
компетенциям
Глубинное
интервью
Реализация
рекомендаций
•
Тестирование
референтной
группы
экспертами
УЦ
•
Получение
показателей
и
установка
средних
значений
•
Разработка
эталонного
профиля
7
компетенций
в
утвержденном
профиле
:
•
Ориентация
на
развитие
•
Личная
ответственность
•
Вовлеченность
,
сотрудничество
•
Последовательность
•
Лояльность
•
Стрессоустойчивость
•
Клиентоцентричность
•
Прохождение
тренингов
по
развитию
управленческих
и
личностно
-
деловых
компетенций
•
Включение
в
кадровый
резерв
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
•
Вовлечение
,
удержание
и
развитие
работника
-
наставника
•
Возможность
карьерного
роста
•
Получение
,
обработка
и
сравнение
полученных
результатов
с
эталонной
моделью
•
Формирование
рекомендаций
в
зависимости
от
результатов
оценки
•
Определение
уровня
лояльности
и
мотивации
персонала
•
Совместно
с
экспертами
по
оценке
учебного
центра
был
разработан
блок
специальных
вопросов
,
определяющий
уровень
развития
управленческих
и
личностно
-
деловых
компетенций
•
Тестирование
проводится
с
помощью
комплексных
экспертных
систем
для
оценки
личностного
потенциала
и
управления
компетенций
:
Ресурс
-
К
,
СПО
«
Мультипсихометр
», LeaderChart
•
По
итогам
тестирования
по
компетенциям
проводится
структурированное
поведенческое
интервью
на
базе
УЦ
в
ассессмент
-
центре
ТАЙМЛАЙН
МЕРОПРИЯТИЙ
НОВОГО
РАБОТНИКА
ТРУДОУСТРОЙСТВО
•
Выдача
корпоративного
приветственного
набора
•
Памятка
новому
работнику
•
Памятка
по
установке
корпоративного
мобильного
приложения
•
Памятка
по
использованию
полиса
ДМС
•
Памятка
по
использованию
корпоративной
программы
скидок
и
привилегий
для
сотрудников
BestBene
fi
ts
•
Адаптационный
чек
-
лист
•
Опрос
удовлетворенности
процессом
трудоустройства
1-
Й
МЕСЯЦ
•
Очный
адаптационный
приветственный
тренинг
•
Дистанционный
курс
«
Добро
пожаловать
в
Компанию
»
•
Вводные
электронные
курсы
–
Введение
в
электроэнергетику
–
Корпоративные
ценности
–
Профилактика
противодей
-
ствию
коррупции
–
Информационная
безопас
-
ность
–
Клиентоцентричность
•
Назначение
наставника
(
при
необходимости
)
•
Обучение
по
очным
внутренним
программам
на
базе
учебного
центра
(
при
необходимости
)
ОКОНЧАНИЕ
ИСПЫТАТЕЛЬНОГО
СРОКА
(3
МЕС
.)
•
Завершение
процесса
адаптации
,
завершение
выполнения
мероприятий
,
предусмотренных
адаптационным
чек
-
листом
•
Поддержка
специалистов
кадрового
подразделения
и
/
или
куратора
УЦ
•
Поддержка
виртуального
нейросетевого
помощника
для
работников
Компании
(
в
разработке
)
•
Опрос
удовлетворенности
адаптационным
периодом
(
в
случае
увольнения
работника
—
выходной
опрос
)
ОКОНЧАНИЕ
ПЕРИОДА
НАСТАВНИЧЕСТВА
(6
МЕС
.)
•
Проверка
выполнения
мероприятий
,
предусмотренных
чек
-
листом
наставляемого
•
Оценка
удовлетворенности
системой
наставничества
•
Формирование
предложений
для
развития
и
включение
в
кадровый
резерв

44
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(36),
март
2025
модели
,
отвечающей
потребностям
ПАО
«
Россети
Мо
-
сковский
регион
».
Тем
не
менее
идеи
,
подходы
и
ин
-
струменты
,
описываемые
в
данной
статье
,
могут
быть
полезны
и
в
других
компаниях
электроэнергетического
комплекса
.
Для
успешного
внедрения
системы
адаптации
и
на
-
ставничества
с
учетом
клиентоцентричного
подхода
в
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
были
реализованы
следующие
ключевые
этапы
:
1.
Проведение
независимого
опроса
персонала
об
удовлетворенности
существующей
системой
адаптации
и
наставничества
,
получение
и
обработка
обратной
свя
-
зи
,
а
также
изучение
«
пути
клиента
» (
это
одни
из
самых
важных
принципов
клиентоцентричного
подхода
).
Участники
адаптационного
тренинга
с
приветственными
наборами
2.
Выделение
ответственного
лица
/
команды
,
ана
-
лиз
и
консолидация
материалов
,
практик
и
проектов
,
действующих
в
компании
,
для
выстраивания
единой
и
понятной
системы
,
отвечающей
запросам
работников
,
а
также
постоянное
повышение
квалификации
сотруд
-
ников
,
которые
будет
отвечать
за
данное
направление
деятельности
.
3.
Разработка
,
организация
и
проведение
комплек
-
са
мероприятий
в
соответствии
с
данными
,
полученны
-
ми
на
первых
двух
этапах
.
В
нашем
кейсе
были
разработаны
и
внедрены
сле
-
дующие
элементы
:
–
новое
положение
об
адаптации
работников
и
настав
-
ничестве
;
ПОЛОЖИТЕЛЬНЕЫЕ
ЭФФЕКТЫ
МОДЕРНИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ
АДАПТАЦИИ
И
НАСТАВНИЧЕСТВА
В
ПАО
«
РОССЕТИ
МОСКОВСКИЙ
РЕГИОН
»
Подготовка
кадров
Система
адаптации
и
наставничества
является
неотъемлемой
частью
успешного
управления
персоналом
,
способствуя
повышению
эффективности
адаптации
и
развитию
работников
,
что
в
конечном
итоге
приводит
к
росту
показателей
Компании
Сформированная
база
наставников
,
которые
в
том
числе
являются
лидерами
общественного
мнения
Контроль
качества
полученных
теоретических
знаний
и
профессиональных
умений
Гибкое
и
оперативное
реагирование
на
запросы
Общества
Снижение
текучести
кадров
и
укомплектованный
штат
квалифицированным
персоналом
Увеличение
более
чем
на
10%
дохода
работников
-
наставников
Повышение
уровня
доверия
и
лояльности
сотрудников
Более
1500
чел
.
приняли
участие
в
системе
адапта
-
ции
и
наставничества
за
1
год
реализации
проекта
Сокращение
времени
на
адаптацию
и
более
быстрый
переход
к
самостоятельной
работе
Обучение
персонала
работниками
-
наставниками
,
имеющими
опыт
профессиональ
ной
деятельности
в
Обществе
Создание
позитивного
имиджа
Компании
на
рынке
труда

45
Памятка
новому
работнику
ǁnjƾǐDžΏÉnjƾƿNJǎǗ
ǂƾǎǗÉǀǗNjLJƾǎ
ƽǏǡǣǐǤǑǞǏǤǡǐ
ƽǏǨǏǢǑ
ƾΏǑǤǨǏǤǡǐ
ƿǐǓǐǓǬǞ©
ǤǏ©ǑǷǐǠ
ƺǔǒǑǢǤǡǥǐǢǭǤǬҩ©
ǏǒǒǏǓǏǥ
8:30
©
ǒǥ©
ǔ©©
ǠǑ©
džǐǤǥǓ©ǑǷǔǢǕΎǡǞǏǤǡΐ©
ΏǢǡǐǤǥǑǞ
8:00
ǒǤǔǷ
ǒǤǔǷ
©ǣǡǤǕǥ
ƼǑǔΏǑǞǔΏǡǐ©
ΏǏǷǐǢǭǤǬǐ©ǔǐǥǡ
É
1
ÉǏΏǍÉǝÉǫǰÉnjǙnjÉǏƾǎǢǍLjÉƾǀǍÉ
ǍnjǀLJÉÉǍnjǍǙNJÉǍDžDžÉNJLjǎNJÉǍǏǍÉ
ǍLjÉǍǙDŽǢǍÉNJNJǎÉǍnjǑǍ
8:00
ǒǥ©
ǔ©©
ǠǑ©
ÉǂǠǨǛǩǫǛǥǠǦǫǴÉǬǨǩǛǝǤǠǦǢΓÉ
ǪǤǬΑǜǴÉǧǫǟǠǤǴÉǪǠΒǫǧǩǴÉ
ǦǠÉǬΒǛǡǛǦǦǴǠÉǝÉǨ
8:30
ǒǥ©
ǔ©©
ǠǑ©
ǎΎǤǬǐ©
ǮǢǐΏǥǓǡǨǐǔΏǡǐ©ǔǐǥǡ
8:00
©
ǒǥ©
ǔ©©
ǠǑ©
ƹǏǒǏǠǤǬǐ©
ǮǢǐΏǥǓǡǨǐǔΏǡǐ©ǔǐǥǡ
8:00
ǔ©©
ǠǑ©
ƵǑǔǥǑǨǤǬǐ©
ǮǢǐΏǥǓǡǨǐǔΏǡǐ©ǔǐǥǡ
8:00
©
ǒǥ©
ǔ©©
ǠǑ©
ǁǐǞǐǓǤǬǐ©
ǮǢǐΏǥǓǡǨǐǔΏǡǐ©ǔǐǥǡ
ƼǑǔΏǑǞǔΏǡǐ©
ǞǬǔǑΏǑǞǑǢǭǥǤǬǐ©ǔǐǥǡ
ǍǤǐǓǟǑǕǨǐǥ
ƽǑǞǏΐ©ƼǑǔΏǞǏ
8:00
ǔ©©
ǠǑ©
ƽǏǡǣǐǤǑǞǏǤǡǐ
ƿǐǓǐǨǡǔǢǐǤǡǐ©ǴǏǓǏǷǑǥǤǑΖ©ǒǢǏǥǬ
ƳǞǏǤǔ
ƾǔǤǑǞǤǏΐ©ǞǬǒǢǏǥǏ
ƺǔǒǑǢǤǡǥǐǢǭǤǬҩ©
ǏǒǒǏǓǏǥ
©ǨǡǔǢǑ
©ǨǡǔǢǑ
ƼǑǔΏǑǞǔΏǡǐ©
ǞǬǔǑΏǑǞǑǢǭǥǤǬǐ©ǔǐǥǡ
©ǨǡǔǢǑ
©ǨǡǔǢǑ
ƼǑǔΏǑǞǔΏǡǐ©
ΏǏǷǐǢǭǤǬǐ©ǔǐǥǡ
©ǨǡǔǢǑ
©ǨǡǔǢǑ
ǎΎǤǬǐ
ǮǢǐΏǥǓǡǨǐǔΏǡǐ©ǔǐǥǡ
©ǨǡǔǢǑ
©ǨǡǔǢǑ
ƹǏǒǏǠǤǬǐ©
ǮǢǐΏǥǓǡǨǐǔΏǡǐ©ǔǐǥǡ
©ǨǡǔǢǑ
©ǨǡǔǢǑ
ƵǑǔǥǑǨǤǬǐ©
ǮǢǐΏǥǓǡǨǐǔΏǡǐ©ǔǐǥǡ
©ǨǡǔǢǑ
©ǨǡǔǢǑ
ǁǐǞǐǓǤǬǐ©
ǮǢǐΏǥǓǡǨǐǔΏǡǐ©ǔǐǥǡ
©ǨǡǔǢǑ
©ǨǡǔǢǑ
ǍǤǐǓǟǑǕǨǐǥ
©ǨǡǔǢǑ
©ǨǡǔǢǑ
ƽǑǞǏΐ©ƼǑǔΏǞǏ
©ǨǡǔǢǑ
©ǨǡǔǢǑ
©ǴǏ©ǡǔΏǢǯǨǐǤǡǐǣ©ǒǐǓǔǑǤǏǢǏ©ǓǏǷǑǥǏǯǪǐǟǑ©ǒǑ©ǔǣǐǤǤǑǣǕ©ǡǢǡ©
ǡǤǠǡǞǡǠǕǏǢǭǤǑǣǕ©ǟǓǏǦǡΏǕ
ƎƂƋѲƑѱƂ
ƽƾƵƾƼǃ©ǀƳƴƾǂƽƺΌǃ
͑͐ͅÊc͒ͭͰͰͦͱͨÊ͎ͭͰΑͭͣͰΑͨͩÊͯͦͤͨͭͬi
ǀÉǤǢǰǦǧǥÉΒǛǜǢǦǠǫǠÉǦǛÉǨǧǩǫǛǤǠÉǥǧΑǦǧÉǧǡǦǛΒǧǥǢǫǵǪΓÉǪÉǨǩǧǠΒǫǛǥǢÉ
ǜǛǦΒǧǝÉǢÉǜǠǪǨǤǛǫǦǧÉǧǫΒǩǴǫǵÉΒǛǩǫǬÉǟǤΓÉǨǠǩǠǝǧǟǛÉǡǛǩǛǜǧǫǦǧǣÉǨǤǛǫǴÉ
ǢǤǢÉǨǠǩǠǟǛǫǵÉǩǠΒǝǢǡǢǫǴÉǢǥǠǷDzǠǣǪΓÉΒǛǩǫǴÉǧǫǝǠǫǪǫǝǠǦǦǧǥǬÉ
ǩǛǜǧǫǦǢΒǬÉǜǬǮǞǛǤǫǠǩǢǢ
DŽǛǩǨǤǛǫǛÉǝǴǨǤǛǰǢǝǛǠǫǪΓÉǟǝǛÉǩǛǡǛÉǝÉǥǠǪΓǯÉǨǩǧǨǧǩǯǢǧǦǛǤǵǦǧÉ
ǧǫǩǛǜǧǫǛǦǦǧǥǬÉǝǩǠǥǠǦǢÉǨǬǫǠǥÉǨǠǩǠǰǢǪǤǠǦǢΓÉǦǛÉǪǰǠǫǛÉǡǛǩǨǤǛǫǦǴǮÉ
ǨǤǛǪǫǢΒǧǝǴǮÉΒǛǩǫÉǪǧǞǤǛǪǦǧÉǞǩǛǭǢΒǬÉ
NjǩǢÉǪǧǝǨǛǟǠǦǢǢÉǟǦΓÉǝǴǨǤǛǫǴÉǪÉǝǴǮǧǟǦǴǥÉǢǤǢÉǦǠǩǛǜǧǰǢǥÉ
ǨǩǛǡǟǦǢǰǦǴǥÉǟǦǠǥÉǝǴǨǤǛǫǛÉǡǛǩǛǜǧǫǦǧǣÉǨǤǛǫǴÉǨǩǧǢǡǝǧǟǢǫǪΓÉ
ǦǛΒǛǦǬǦǠÉǶǫǧǞǧÉǟǦΓÉ
NJǨǤǛǫǛÉǧǫǨǬǪΒǛÉǨǩǧǢǡǝǧǟǢǫǪΓÉǦǠÉǨǧǡǟǦǠǠÉǰǠǥÉǡǛÉÉΒǛǤǠǦǟǛǩǦǴǮÉ
ǟǦΓÉǟǧÉǠǞǧÉǦǛǰǛǤǛ
njǛǪǰǠǫǦǴǣÉǤǢǪǫÉǥǧΑǦǧÉǨǧǪǥǧǫǩǠǫǵÉǝÉLJǢǰǦǧǥÉΒǛǜǢǦǠǫǠÉǩǛǜǧǫǦǢΒǛÉ
ǦǛÉǨǧǩǫǛǤǠÉǢǤǢÉǝÉǥǧǜǢǤǵǦǧǥÉǨǩǢǤǧΑǠǦǢǢ
ǂNJƿnjNJÉNjNJΎƾLJNJǀƾǎǘÉ
ǀÉΏNJLjNjƾljDžǚ
NJǍljNJǀljƾΐÉDžljǐNJnjLjƾǒDžΐÉ
NJÉΏNJLjNjƾljDžDž
LjNJƿDžLJǘljNJǃÉNjnjDžLJNJΎǃljDžǃÉ
DžÉǍNJǒDžƾLJǘljǗǃÉǍǃǎDž
ȋ
20 50.9
%
ǃƵƳƳƸƼNjΔ©ΌƾƻƻƸƶƳå©
DžǥǠǦǦǧÉǫǛΒÉǪÉǨǧǤǦǴǥÉǨǩǛǝǧǥÉ
ΒÉǀǛǥÉǥǧΑǦǧÉǧǜǩǛDzǛǫǵǪΓÉ
ǪÉǪǠǞǧǟǦΓDZǦǠǞǧÉǟǦΓÉ
ǀǴÉǝǤǢǤǢǪǵÉǝÉǫǩǬǟǧǤǷǜǢǝǴǣÉ
ǪǨǤǧǰǠǦǦǴǣÉǢÉǟǧǜǩǧΑǠǤǛǫǠǤǵǦǴǣÉ
ΒǧǤǤǠΒǫǢǝÉǶǦǠǩǞǠǫǢΒǧǝÉNjƾNJÉcnjǧǪǪǠǫǢÉ
LjǧǪΒǧǝǪΒǢǣÉǩǠǞǢǧǦiÉÉǧǟǦǧǣÉǢǡÉ
ΒǩǬǨǦǠǣDZǢǮÉǩǛǪǨǩǠǟǠǤǢǫǠǤǵǦǴǮÉ
ǶǤǠΒǫǩǧǪǠǫǠǝǴǮÉΒǧǥǨǛǦǢǣÉnjǧǪǪǢǢÉ
ǧǜǠǪǨǠǰǢǝǛǷDzǠǣÉǶǤǠΒǫǩǧǶǦǠǩǞǢǠǣÉ
ǥǢǤǤǢǧǦǦǧǠÉǦǛǪǠǤǠǦǢǠÉ
LjǧǪΒǧǝǪΒǧǞǧÉǩǠǞǢǧǦǛ
ΎǠǤǛǷÉǀǛǥÉǬǟǛǰǢÉǢÉǪǫǛǜǢǤǵǦǧǞǧÉ
ǨǩǧǭǠǪǪǢǧǦǛǤǵǦǧǞǧÉǩǧǪǫǛ
ǀÉǍǐǃnjǃÉ
ǎnjƾljǍNjNJnjǎƾÉDžÉ
njƾǍNjnjǃǂǃLJǃljDžΐÉ
ǙLJǃΏǎnjNJǙljǃnjǁDžDžÉ
ǀÉLjNJǍΏNJǀǍΏNJLjÉ
njǃǁDžNJljǃÉ
LjDžLJLJDžNJljNJǀÉ
NjNJǎnjǃƿDžǎǃLJǃdžÉ
ǀÉDŽNJljǃÉ
NJƿǍLJǏΎDžǀƾljDžΐÉ
ΏNJLjNjƾljDžDž
ƾΏǒDždžÉ
ΏNJLjNjƾljDžDžÉÉ
NjnjDžljƾǂLJǃΎDžǎÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉÉ
NjƾNJÉcnjNJǍǍǃǎDži
ǀ
ƾ
ƶ
ƺ
ǂ
ƿ
ч
и
в
о
л
й
а
х
ǡ
Ƽ
©
Ǔ
Ǡ
Ǥ
Ǐ
ǔ
Ώ
ǐ
Ǣ
Ƴ
õĖĝĖĠđěĬĝīұÓĕęĠĖĚĢĞĠÓ
ğĠĖĕġĖĕđĢĖěĬÓ
ĀĠđēěĖĝęįÓĀòÿÓcāĞġġĖĢęÓ
ýĞġĚĞēġĚęұÓĠĖĔęĞĝi
ƿƾƷƿƺǁNjƵƳΔǂƸǁnj©ƽƳ©ΌƾǀƿƾǀƳǂƺƵƽNjƸ©
ǁƾdžƺƳƻnjƽNjƸ©ǁƸǂƺ©ƺ©ƴǃƷnjǂƸ©Ƶ©ΌǃǀǁƸ©
ƽƾƵƾǁǂƸΔ©ƺ©ǁƾƴNjǂƺΔ©ΌƾƼƿƳƽƺƺ
Ƽƺǁǁƺ
ΌƻǎLJƸƵƳ©ƷƸǂƸƻnjƽƾǁǂnj
ǁΌƳLJƳΔǂƸ©ƼƾƴƺƻnjƽƾƸ©ƿǀƺƻƾƸƽƺƸ©
cƻΌ©ǀƳƴƾǂƽƺΌƳ©ǀƾǁǁƸǂƺ©Ƽǀi©Ʒƻ©
ƺǁƿƾƻnjƹƾƵƳƽƺ©ǁƸǀƵƺǁƾƵ©ΌƾǀƿƾǀƳǂƺƵƽƾƶƾ©
ƿƾǀǂƳƻƳ
ǍǨǠǯǢǛǤǵǦǧÉǟǤΓÉǀǛǪÉǥǴÉǨǧǟǞǧǫǧǝǢǤǢÉ
ǛǟǛǨǫǛǯǢǧǦǦǴǣÉ
ƖƇѱƊƉƐƑ
ÉǡǛǨǧǤǦΓΓÉΒǧǫǧǩǴǣÉ
ǀǴÉǪǥǧΑǠǫǠÉǤǬǰDZǠÉǨǧǡǦǛΒǧǥǢǫǵǪΓÉǪÉΏǧǥǨǛǦǢǠǣÉ
ǢÉǠǠÉǝǧǡǥǧΑǦǧǪǫΓǥǢ
gÉ
ǂǛǝǛǫǵÉǤǷǟΓǥÉǦǛǟǠΑǦǧǠÉ
ǶǤǠΒǫǩǧǪǦǛǜΑǠǦǢǠÉ
ΒǛǰǠǪǫǝǠǦǦǴǠÉǢÉǬǟǧǜǦǴǠÉ
ǪǠǩǝǢǪǴÉǟǤΓÉΒǧǥǭǧǩǫǦǧǣÉ
ΑǢǡǦǢÉǢÉǶǭǭǠΒǫǢǝǦǧǞǧÉ
ǜǢǡǦǠǪǛ
gÉ
NjǠǩǠǟǛǰǛÉǢÉǩǛǪǨǩǠǟǠǤǠǦǢǠÉ
ǶǤǠΒǫǩǧǶǦǠǩǞǢǢ
gÉ
ǎǠǮǦǧǤǧǞǢǰǠǪΒǧǠÉ
ǨǩǢǪǧǠǟǢǦǠǦǢǠÉ
ΒÉǶǤǠΒǫǩǧǪǠǫΓǥ
ƒƃƇƆƉƑƇƐƛ¨ƖƑƍ¨Ƅƚ¨ƎƍƊƒƖƉƊƉ¨Ƈƅƍ¨ƒ¨ƐƎƇƕƉƂƊƉƐƑƍƄ¨
ѱƂƆƏƍƄƍƅƍ¨ƎƍƆƏƂƈƆƇƊƇƌƉѲ
©ǂNjǁ©ΌƵ©ΌƼ
É
ǎǃnjnjDžǎNJnjDžΐ
NJƿǍLJǏΎDžǀƾljDžΐ
©©ǂNjǁ©ΌƼ
É
NjnjNJǎΐΎǃljljNJǍǎǘÉΏƾƿǃLJǘljǗǑÉ
LJDžljDždžÉǙLJǃΏǎnjNJNjǃnjǃǂƾǓDž
©©ǂNjǁ©ΌƼ©
NjnjNJǎΐΎǃljljNJǍǎǘÉǀNJDŽǂǏǔljǗǑÉ
LJDžljDždžÉǙLJǃΏǎnjNJNjǃnjǃǂƾǓDž
ÉǐDžLJDžƾLJNJǀÉDžÉ
3
ÉǂNJǓǃnjljDžǑÉ
NJƿǕǃǍǎǀƾ
©©ǂNjǁ
É
ǓǃLJNJǀǃΏÉNjǃnjǍNJljƾLJƾ
©©ǂNjǁ©ƼƵƳ©
ÉÉÉ
ǎnjƾljǍǐNJnjLjƾǎNJnjljƾΐÉ
LjNJǕljNJǍǎǘÉNjNJǂǍǎƾljǒDždž
©©ǂNjǁ
É
ǎnjƾljǍǐNJnjLjƾǎNJnjljǗǑÉNjǍÉ
njƾǍNjnjǃǂǃLJDžǎǃLJǘljǗǑÉǍǃǎǃdž
ǐDžLJDžƾLJǗÉΏNJLjNjƾljDžDž
ùđğđĕĝīĖ
ĭěĖĚĢĠęħĖġĚęĖ
ġĖĢę
ĂĖēĖĠĝīĖ
ĭěĖĚĢĠęħĖġĚęĖ
ġĖĢę
ôĞġĢĞħĝīĖ
ĭěĖĚĢĠęħĖġĚęĖ
ġĖĢę
ďėĝīĖ
ĭěĖĚĢĠęħĖġĚęĖ
ġĖĢę
þĞēđįÓýĞġĚēđ
ýĞġĚĞēġĚęĖÓĚđĒĖěĬĝīĖÓġĖĢę
ýĞġĚĞēġĚęĖÓēīġĞĚĞēĞěĬĢĝīĖÓġĖĢę
ĎĝĖĠĔĞģħĖĢ

46
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(36),
март
2025
–
памятки
для
новых
работников
;
–
адаптационный
чек
-
лист
,
включающий
готовый
перечень
мероприятий
для
нового
работника
;
–
учебная
программа
очного
приветственного
адапта
-
ционного
тренинга
(welcome-
тренинга
),
который
про
-
водится
еженедельно
для
всех
новых
работников
на
базе
учебного
центра
(
УЦ
);
–
приветственный
корпоративный
набор
брендирован
-
ной
сувенирной
продукции
для
новых
работников
;
–
эталонный
профиль
компетенций
наставников
и
оценка
их
управленческих
и
личностно
-
деловых
компетенций
;
–
учебная
программа
очного
тренинга
на
базе
УЦ
«
Развитие
компетенций
наставника
»;
–
блок
-
схемы
системы
адаптации
и
наставничества
,
позво
-
ляющие
всем
участникам
процесса
ориентироваться
в
данной
деятельности
;
–
готовый
чек
-
лист
наставляемого
вместо
индивиду
-
ального
плана
развития
;
–
памятка
и
кодекс
наставника
;
–
ежемесячные
опросы
персонала
для
внесения
кор
-
ректировок
в
деятельность
при
необходимости
.
Вручение
удостоверений
Подготовка
кадров

47
ƋƍƃƉƊƛƌƍƇ¨ƎƏƉƊƍѰƇƌƉƇ
dƊƉƖƌƚѹ¨ѱƂƃƉƌƇƑ¨ƏƂƃƍƑƌƉѱƂj
NjǛǥΓǫΒǛÉǨǧǤǵǡǧǝǛǦǢΓÉLJǢǰǦǴǥÉΒǛǜǢǦǠǫǧǥÉǩǛǜǧǫǦǢΒǛÉ
cnjǧǪǪǠǫǢÉLjǧǪΒǧǝǪΒǢǣÉǩǠǞǢǧǦi
Памятка
по
установке
мобильного
корпоративного
приложения
ÉǦǛǨǩǛǝǤǠǦǢǠÉǝǧǨǩǧǪǛÉǞǠǦǠǩǛǤǵǦǧǥǬÉǟǢǩǠΒǫǧǩǬÉ
ǡǛǥǠǪǫǢǫǠǤǷÉǞǠǦǠǩǛǤǵǦǧǞǧÉǟǢǩǠΒǫǧǩǛÉǩǬΒǧǝǧǟǢǫǠǤǷÉ
ǨǩΓǥǧǞǧÉǨǧǟǰǢǦǠǦǢΓÉǞǠǦǠǩǛǤǵǦǧǥǬÉǟǢǩǠΒǫǧǩǬÉ
ǟǢǩǠΒǫǧǩǬÉǭǢǤǢǛǤǛÉǢÉǨǧǤǬǰǠǦǢǠÉǧǫǝǠǫǛÉǦǛÉǦǠǞǧ
ÉǦǛǨǩǛǝǤǠǦǢǠÉǧǜǩǛDzǠǦǢΓÉǝÉǟǠǨǛǩǫǛǥǠǦǫÉ
ǛǦǫǢΒǧǩǩǬǨǯǢǧǦǦǴǮÉΒǧǥǨǤǛǠǦǪǨǩǧǯǠǟǬǩÉ
ǢǤǢÉǡǝǧǦǧΒÉǦǛÉǞǧǩΓǰǬǷÉǤǢǦǢǷÉǪǤǬΑǜǴÉ
ǜǠǡǧǨǛǪǦǧǪǫǢÉcnjǧǪǪǠǫǢÉLjǧǪΒǧǝǪΒǢǣÉǩǠǞǢǧǦi
ÉǦǛǨǩǛǝǤǠǦǢǠÉǡǛΓǝǧΒÉǦǛÉǨǧǤǬǰǠǦǢǠÉǜǬǮǞǛǤǫǠǩǪΒǢǮÉ
ǢÉΒǛǟǩǧǝǴǮÉǪǨǩǛǝǧΒÉǝÉǨǩǢǤǧΑǠǦǢǢÉǜǠǡÉǦǠǧǜǮǧǟǢǥǧǪǫǢÉ
ǨǧǪǠDzǠǦǢΓÉǧǭǢǪǛÉljǂǐLJÉǦÉǪǨǩǛǝΒǛÉ
ǧÉǦǠǨǧǤǬǰǠǦǢǢÉǠǟǢǦǧǝǩǠǥǠǦǦǧǞǧÉǨǧǪǧǜǢΓÉǨǩǢÉ
ǩǧΑǟǠǦǢǢÉǩǠǜǠǦΒǛÉǪǨǩǛǝΒǛÉǪÉǥǠǪǫǛÉǩǛǜǧǫǴÉǪǨǩǛǝΒǛÉ
ǪÉǥǠǪǫǛÉǩǛǜǧǫǴÉǦǛÉǝǢǡǬÉΒǧǨǢΓÉǫǩǬǟǧǝǧǣÉΒǦǢΑΒǢÉ
ǪǨǩǛǝΒǛÉǧÉǦǠǨǩǠǟǧǪǫǛǝǤǠǦǢǢÉǧǫǨǬǪΒǛÉǨǧÉǬǮǧǟǬÉǡǛÉ
ǩǠǜǸǦΒǧǥ
ÉǨǩǧǪǥǧǫǩÉǨǤǛǦǧǝǧǞǧÉǢÉǭǛΒǫǢǰǠǪΒǧǞǧÉ
ǞǩǛǭǢΒǛÉǧǫǨǬǪΒǧǝ
ƹǏǠǏǥǭ©ǞǑǒǓǑǔ©ǟǐǤǐǓǏǢǭǤǑǣǕ©
ǠǡǓǐΏǥǑǓǕ©ǡ©ǓǕΏǑǞǑǠǡǥǐǢΐǣ©
ΏǑǣǒǏǤǡǡ©
ƶǑǓΐǨǏΐ©ǢǡǤǡΐ©
ǔǢǕΎǷǬ©ǷǐǴǑǒǏǔǤǑǔǥǡ©
ƹǏΏǏǴ©ǔǒǓǏǞǑΏ
ƽǑǞǑǔǥǡ©ǑǒǓǑǔǬ©
ǞǡǠǐǑǤǑǞǑǔǥǡ©
ǔǞǐΎǏΐ©ǟǏǴǐǥǏ
ƶǓǏǦǡΏ©ǑǥǒǕǔΏǑǞ
ƒƐƑƂƌƍƄѱƂ¨Ɖ¨ƂƄƑƍƏƉƈƂƕƉѲ¨
Ƅ¨ƎƏƉƊƍѰƇƌƉƉ¨dƊѱ¨ƏƂƃƍƑƌƉѱƂ¨
«
ƏƍƐƐƇƑƉ¨ƋƏj
ƓƒƌѱƕƉƍƌƂƊ¨ƊƉƖƌƍƅƍ¨ѱƂƃƉƌƇƑƂ
ǍΒǛǰǛǣǫǠÉǥǧǜǢǤǵǦǧǠÉǨǩǢǤǧΑǠǦǢǠÉ
dƊѱ¨ƬƞƟƪƮƩƥѴƞ¨
«
ƏƪƭƭƣƮƥ¨ƋƏj
ǝÉǥǛǩΒǠǫǛǮÉ OOÉ2SNQDÉǟǤΓÉH.2É
ǢǤǢÉ&NNFKDÉ/K@XÉǢÉ1T2SNQDÉǟǤΓÉ MCQNHCÉ
ÉǫǠǤǠǭǧǦǦǴǣÉǪǨǩǛǝǧǰǦǢΒÉ
cnjǧǪǪǠǫǢÉLjǧǪΒǧǝǪΒǢǣÉÉǩǠǞǢǧǦiÉ
ǪÉǝǧǡǥǧΑǦǧǪǫǵǷÉǪǧǝǠǩDZǠǦǢΓÉǡǝǧǦΒǛÉ
ǦǛÉǥǧǜǢǤǵǦǴǠÉǦǧǥǠǩǛÉǢǡÉǨǩǢǤǧΑǠǦǢΓ
ǍΒǛǰǢǝǛǦǢǠÉǥǧǜǢǤǵǦǧǞǧÉǨǩǢǤǧΑǠǦǢΓÉ
ǫǛΒΑǠÉǟǧǪǫǬǨǦǧÉǨǧÉ01ΒǧǟǬÉ
(
ĕěįÓģġĢĠĞұġĢēÓĝđÓğěđĢĤĞĠĜĖÓ MCQNHCÓ
ĜĞėĖĢÓğĞĢĠĖĒĞēđĢĬġįÓģġĢđĝĞēĚđÓ
ĕĞğĞěĝęĢĖěĬĝĞĔĞÓğĠęěĞėĖĝęįÓĕěįÓ
ġħęĢīēđĝęįÓ01ĚĞĕĞē
ƳǞǥǑǓǡǴǏǧǡΐ©Ǟ©ǣǑǷǡǢǭǤǑǣ©ǒǓǡǢǑΎǐǤǡǡ
ǃǔǥǏǤǑǞΏǏ©ǣǑǷǡǢǭǤǑǟǑ©ǒǓǡǢǑΎǐǤǡΐ
ǂǐǢǐǦǑǤǤǬΖ©
ǔǒǓǏǞǑǨǤǡΏ©
ǀǝǠǟǢǫǠÉ
ƊƍƅƉƌ
ÉǢÉ
ƎƂƏƍƊƛ
ǝÉǭǧǩǥǠ
ǂǤΓÉǪǤǠǟǬǷDzǠǞǧÉǶǫǛǨǛÉǝǝǠǟǢǫǠ
ƊƍƅƉƌ¨
ÉǶǫǧÉǝǛDZÉǨǠǩǪǧǦǛǤǵǦǴǣÉ
ǤǧǞǢǦÉΒǧǩǨǧǩǛǫǢǝǦǧǣÉǬǰǠǫǦǧǣÉ
ǡǛǨǢǪǢÉǦǛǨǩǢǥǠǩÉc(U@MNU,-iÉ
ƟƣƤ¨ƯѴƞƤƞƩƥѵ¨d 2/33%4)-225j
ƎƂƏƍƊƛ
ÉÉǶǫǧÉǝǛDZÉǨǠǩǪǧǦǛǤǵǦǴǣÉ
ǨǛǩǧǤǵÉΒǧǩǨǧǩǛǫǢǝǦǧǣÉǬǰǠǫǦǧǣÉ
ǡǛǨǢǪǢÉ
$ġěęÓğĞěĬĘĞēđĢĖěĬÓĝĖÓĘĝđĖĢÓğđĠĞěĬÓĠģĚĞēĞĕęĢĖěĮÓ
ğĞĕĠđĘĕĖěĖĝęįÓĠđĒĞĢĝęĚđÓĝĖĞĒĥĞĕęĜĞÓĝđğĠđēęĢĬÓĘđįē
ĚģÓēÓġěģėĒģÓĢĖĥĝęħĖġĚĞұÓğĞĕĕĖĠėĚęÓcāĞġġĖĢęÓ
ýĞġĚĞēġĚęұÓĠĖĔęĞĝiÓğĞÓđĕĠĖġģÓĭěĖĚĢĠĞĝĝĞұÓğĞħĢīÓ
24//.131.22$3(,114
ƐƌƉƊƐ
ÉÉǬǦǢΒǛǤǵǦǴǣÉǦǧǥǠǩÉ
ǢǦǟǢǝǢǟǬǛǤǵǦǧǞǧÉǤǢǯǠǝǧǞǧÉǪǰǠǫǛÉ
ǝÉǪǢǪǫǠǥǠÉǧǜΓǡǛǫǠǤǵǦǧǞǧÉ
ǨǠǦǪǢǧǦǦǧǞǧÉǪǫǩǛǮǧǝǛǦǢΓ
ѱƪƢ¨ƥƤ¨3-3
ÉÉΒǧǟÉǨǧǤǬǰǠǦǦǴǣÉ
ǨǧÉ2,2ÉǦǛÉǤǢǰǦǴǣÉǦǧǥǠǩÉǥǧǜǢǤǵǦǧǞǧÉ
ǫǠǤǠǭǧǦǛÉǩǛǜǧǫǦǢΒǛ
Ƅƚ¨ƒƐƎƇƗƌƍ¨
ƂƄƑƍƏƉƈƉƏƍƄƂƌƚ¨
Ƅ¨ƎƏƉƊƍѰƇƌƉƉ
ÉǭǧǩǥǢǩǧǝǛǦǢǠÉǨǩǧǪǥǧǫǩÉ
ǢÉǪΒǛǰǢǝǛǦǢǠÉǩǛǪǰǠǫǦǧǞǧÉǤǢǪǫǛÉ
ǡǛÉǝǴǜǩǛǦǦǴǣÉǥǠǪΓǯ
ǀǏǔǨǐǥǤǬΖ©Ǣǡǔǥ
ƳǞǥǑǓǡǴǏǧǡǯ©ǤǐǑǷǖǑǠǡǣǑ©ǒǓǑΖǥǡ©
ƍƆƌƍѱƏƂƑƌƍ¨
ǥǑǢǭΏǑ©ǒǓǡ©ǕǔǥǏǤǑǞΏǐ©
ǒǓǡǢǑΎǐǤǡΐ
ƿǓǡ©ǒǑǞǥǑǓǤǑǣ©ǞǖǑǠǐ©ǴǏǠǏΖǥǐ©ǴǤǏǨǤǬΖ©ǧǡǦǓǑǞǑΖ©ǒǏǓǑǢǭ©ΏǑǥǑǓǬΖ©ƵǬ©ǷǕǠǐǥǐ©
ǡǔǒǑǢǭǴǑǞǏǥǭ©Ǟ©ǠǏǢǭǤǐΖǩǐǣ©ǒǓǡ©ǓǏǷǑǥǐ©ǔ©ǒǓǡǢǑΎǐǤǡǐǣ©ǡǢǡ©ǞǑǔǒǑǢǭǴǕΖǥǐǔǭ©
ǷǡǑǣǐǥǓǡǨǐǔΏǡǣ©ǞǖǑǠǑǣ
ƄƂѰƌƍ
ƄƂѰƌƍ

48
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(36),
март
2025
4.
Апробация
и
корректировка
мероприятий
в
систе
-
ме
адаптации
и
наставничества
,
формирование
базы
наставников
,
их
оценка
и
обучение
.
5.
Реализация
пилотного
проекта
на
базе
исполни
-
тельного
аппарата
и
районов
электрических
сетей
фи
-
лиалов
компании
.
6.
Утверждение
итоговой
базы
наставников
компа
-
нии
по
итогам
оценочных
мероприятий
и
проведенного
обучения
.
Корректировка
материалов
в
случае
необхо
-
димости
.
7.
Проведение
на
постоянной
основе
информацион
-
ной
кампании
о
реализации
системы
адаптации
и
на
-
ставничества
.
На
текущий
момент
система
адаптации
и
наставни
-
чества
перешла
из
стадии
пилота
в
полноценную
функ
-
ционирующую
систему
.
Также
проект
ПАО
«
Россети
Московский
регион
»
по
модернизации
системы
адаптации
и
наставничества
с
учетом
внедрения
клиентоцентричного
подхода
был
высоко
оценен
конкурсной
комиссией
Всероссийского
конкурса
«
Наставничество
2024»
и
стал
победителем
в
номинации
«
Наставничество
на
производстве
».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение
современных
методов
и
технологий
в
про
-
цесс
адаптации
и
наставничества
позволяет
компании
оперативно
адаптироваться
к
изменениям
,
привлекать
и
удерживать
специалистов
,
что
является
стратегиче
-
ски
важным
шагом
для
долгосрочного
успеха
и
процве
-
тания
.
Реализованные
мероприятия
успешно
показали
себя
на
практике
,
а
с
помощью
ежемесячных
опро
-
сов
,
проводимых
внутри
компании
,
в
соответствии
с
принципами
клиентоцентричного
подхода
,
появляет
-
ся
возможность
вносить
точечные
корректировки
для
более
тонкой
настройки
системы
адаптации
и
настав
-
ничества
.
Благодаря
гибкости
и
оперативному
внесению
из
-
менений
система
превратилась
в
эффективный
инстру
-
мент
развития
персонала
,
обеспечивая
высокий
уро
-
вень
профессиональной
компетентности
сотрудников
.
Достигнутые
успехи
позволяют
масштабировать
про
-
грамму
,
формируя
единую
,
устойчивую
и
результатив
-
ную
систему
адаптации
и
наставничества
в
ПАО
«
Рос
-
сети
Московский
регион
».
Подготовка
кадров
На
сайте
журнала
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
в
разделе
«
Книги
»
представлены
монографии
,
выпущенные
издательством
журнала
с
2009
года
.
Книги
основаны
на
накопленном
практическом
опыте
работы
по
отдельным
направлениям
развития
электроэнергетики
и
представляют
несомненную
практическую
ценность
для
специалистов
и
руководителей
электросетевых
,
проектных
и
подрядных
организаций
,
преподавателей
и
студентов
профильных вузов
.
Большинство
изданий
размещено
в
открытом
доступе
.
КНИГИ на САЙТЕ
www.eepir.ru
Оригинал статьи: Модернизация системы адаптации и наставничества с учетом внедрения клиентоцентричного подхода в ПАО «Россети Московский регион»
В современных условиях быстро развивающейся электроэнергетической отрасли ключевым фактором устойчивого развития компаний становится эффективное управление персоналом. В ПАО «Россети Московский регион» за последний год была проведена масштабная работа по совершенствованию системы адаптации и наставничества с учетом применения принципов клиентоцентричного подхода. Результаты показывают, что система действительно работает и пользуется большим спросом — в феврале 2025 года был проведен юбилейный сотый адаптационный тренинг, а через процесс адаптации и наставничества прошли более 1500 человек. Данный опыт показал, насколько важно создавать удобные и действенные инструменты интеграции новых работников в корпоративную среду, повышая их вовлеченность и продуктивность.