Модернизация производства энергоэффективных трансформаторов с сердечником из аморфной стали

background image

background image

122

о

б

о

р

у

д

о

в

а

н

и

е

оборудование

Модернизация производства 
энергоэффективных 
трансформаторов с сердечником 
из аморфной стали

В

 

соответствии

 

с

 

концепцией

 

технологического

 

развития

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

к

 2030 

году

 

коэффициент

 

технологичес

-

кой

 

зависимости

 

страны

 

должен

 

быть

 

снижен

 

в

 2,5 

раза

 

по

 

сравнению

 

с

 2022 

годом

Отдельные

 

положения

 

приняты

 

для

 

каждой

 

из

 

отраслей

в

 

том

 

числе

 

для

 

энергетической

 — 

здесь

 

значительное

 

внимание

 

уделя

-

ется

 

осуществлению

 

планового

 

пере

-

хода

 

на

 

путь

 

энергоэффективного

 

развития

Одним

 

из

 

видов

 

энергоэффек

-

тивного

 

оборудования

 

являются

 

си

-

ловые

 

трансформаторы

 

с

 

сердечни

-

ком

 

из

 

аморфной

 

стали

пришедшие

 

на

 

смену

 

трансформаторам

 

с

 

сер

-

дечниками

 

из

 

электротехнической

 

стали

Впервые

 

производство

 

пол

-

ного

 

цикла

 

этих

 

изделий

 

в

 

России

 

было

 

запущено

 

в

 2021 

году

 

на

 

базе

 

ООО

 «

НПК

 «

Автоприбор

». 

Растущая

 

популярность

 

изделия

 

обусловлена

 

целым

 

рядом

 

факторов

Прежде

 

чем

 

поговорить

 

о

 

последних

 

достижениях

 

инженерии

 

в

 

области

 

трансформато

-

ростроения

кратко

 

напомним

 

основ

-

ные

 

отличия

 

классических

 

трансфор

-

маторов

 

от

 

аморфных

.

Материал

 

сердечника

Аморфные

 

сплавы

 

отличаются

 

от

 

электротехни

-

ческих

 

отсутствием

 

кристаллической

 

решетки

Такая

 

структура

 

уменьшает

 

удельные

 

потери

 

на

 

перемагничива

-

ние

 

в

 

сердечнике

 

на

 30–70%. 

Тип

 

конструкции

Для

 

классиче

-

ского

 

трансформатора

 

будет

 

харак

-

терно

 

расположение

 

катушек

 

в

 

ряд

 

(

стержневая

 

или

 

бронестержневая

 

конструкция

). 

Катушки

 

аморфного

 

трансформатора

который

 

выпускают

 

в

 

НПК

 

АВТОПРИБОР

расположены

 

на

 

равноудаленном

 

расстоянии

 

друг

 

от

 

друга

 (

пространственная

 

конструк

-

ция

). 

Благодаря

 

этому

 

все

 

процессы

 

внутри

 

трансформатора

 

протекают

 

симметрично

распределение

 

маг

-

нитных

 

потоков

 

в

 

сердечнике

темпе

-

ратурное

 

распределение

обмывание

 

маслом

Разница

 

в

 

потерях

 

холостого

 

хода

Трансформатор

 

затрачивает

 

часть

 

энергии

 

на

 

свою

 

работу

 

вне

 

зави

-

симости

 

от

 

того

подключена

 

ли

 

к

 

нему

 

нагрузка

За

 

счет

 

сниженных

 

удель

-


background image

123

ных

 

потерь

 

в

 

материале

 

сердечника

 

потери

 

холостого

 

хода

 

у

 

аморфного

 

трансформатора

 

будут

 

пропорцио

-

нально

 

ниже

чем

 

у

 

трансформатора

 

с

 

сердечником

 

из

 

электротехнической

 

стали

Вследствие

 

этого

 

и

 

нагрев

 

трансформатора

 

в

 

процессе

 

работы

 

будет

 

меньше

.

Разница

 

в

 

перегрузочной

 

способности

Аморф

-

ные

 

трансформаторы

 

имеют

 

более

 

высокую

 

пере

-

грузочную

 

способность

 

по

 

температурному

 

расчету

.

Преимущества

 

энергоэффективных

 

силовых

 

трансформаторов

 

высоко

 

оценили

 

в

 

таких

 

стра

-

нах

как

 

США

Китай

Япония

В

 

России

 

эти

 

изделия

 

по

 

полному

 

циклу

 

производит

 

ООО

  «

НПК

  «

Авто

-

прибор

». 

Его

 

представители

 

регулярно

 

анализиру

-

ют

 

обратную

 

связь

 

от

 

заказчиков

 

и

 

внедряют

 

необ

-

ходимые

 

улучшения

За

 

прошедшие

 

несколько

 

лет

 

аморфный

 

трансформатор

 

уже

 

удалось

 

модернизи

-

ровать

 

по

 

целому

 

ряду

 

показателей

.

Герметичное

 

исполнение

 

трансформатора

В

 

первых

 

трансформаторах

 2019–2020 

годов

 

выпуска

 

использовались

 

маслорасширительные

 

баки

Это

 

при

-

водило

 

к

 

тому

что

 

масло

 

могло

 

напитываться

 

влагой

что

 

не

 

очень

 

положительно

 

сказывалось

 

на

 

качестве

 

диэлектрических

 

свойств

 

изделия

 

в

 

течение

 

продол

-

жительного

 

срока

 

эксплуатации

 

трансформаторного

 

масла

Для

 

улучшения

 

конструкции

 

и

 

снижения

 

экс

-

плуатационных

 

затрат

 

НПК

 

АВТОПРИБОР

 

совместно

 

с

 

Ивановским

 

государственным

 

энергетическим

 

уни

-

верситетом

 

имени

 

В

.

И

Ленина

 

разработали

 

конструк

-

цию

 

трансформатора

 

герметичного

 

исполнения

Усовершенствование

 

технологии

 

покраски

Производители

 

отказались

 

от

 

однокомпонентных

 

красок

 

и

 

быстросохнущих

 

однокомпонентных

 

грун

-

тов

 

ввиду

 

не

 

подтвержденной

 

долговечности

 

сроков

 

эксплуатации

 

и

 

слабой

 

стойкости

 

к

 

ультрафиолету

Вместо

 

этого

 

был

 

осуществлен

 

переход

 

на

 

более

 

сложную

 

систему

 

окрашивания

 — 

двухкомпонент

-

ные

 

эпоксидные

 

эмали

 

и

 

грунты

Это

 

позволило

 

пре

-

дотвратить

 

мелкие

 

сколы

которые

 

приводят

 

к

 

ржав

-

чине

 

и

 

к

 

растрескиванию

 

покрытия

.  

Повышение

 

герметичности

 

изделия

 

в

 

месте

 

соединения

 

крышки

 

и

 

бака

 

трансформатора

.

 

Данная

 

проблема

 

достаточно

 

распространена

 

по

 

России

 

в

 

целом

Из

-

за

 

слабой

 

прокладки

 

были

 

за

-

фиксированы

 

случаи

 

протечки

 

масла

Для

 

решения

 

этой

 

проблемы

 

была

 

осуществлена

 

замена

 

резино

-

вой

 

прокладки

 

на

 

более

 

стойкую

 

резинопробковую

она

 

производится

 

полностью

 

на

 

территории

 

России

С

 

использованием

 

данного

 

материала

 

возможность

 

протечки

 

в

 

месте

 

соединения

 

крышки

 

и

 

бака

 

транс

-

форматора

 

полностью

 

исключилась

Повышение

 

надежности

 

конструкции

 

бака

 

трансформатора

После

 

перехода

 

на

 

герметичное

 

ис

-

полнение

 

трансформатора

 

возникла

 

необходимость

 

в

 

замене

 

материала

 

для

 

изготовления

 

бака

 

и

 

крышки

В

 

связи

 

с

 

этим

 

было

 

принято

 

решение

 

о

 

переходе

 

на

 

сталь

 

вида

 09

Г

2

С

которая

 

является

 

конструкционной

 

и

 

предназначена

 

для

 

изготовления

 

сосудов

работа

-

ющих

 

под

 

давлением

Герметичное

 

исполнение

 

так

-

же

 

требовало

 

сокращения

 

количества

 

сварных

 

швов

Если

 

раньше

 

каждая

 

из

 

стенок

 

была

 

отдельным

 

струк

-

турным

 

элементом

то

 

теперь

 

изделие

 

стало

 

представ

-

лять

 

собой

 

изогнутую

 

конструкцию

Проведена

 

модернизация

 

технологии

 

подго

-

товки

 

трансформаторного

 

масла

.

 

С

 

этой

 

целью

 

была

 

приобретена

 

специальная

 

установка

 

для

 

дега

-

зации

нагрева

осушения

 

и

 

фильтрации

 

трансфор

-

маторного

 

масла

которая

 

позволяет

 

извлекать

 

из

 

него

 

остаточные

 

газы

 

и

 

производить

 

осушку

За

 

счет

 

этого

 

удалось

 

достигнуть

 

стабильно

 

высоких

 

диэлек

-

трических

 

свойств

 

трансформаторного

 

масла

 

перед

 

заливкой

 

в

 

силовой

 

трансформатор

.

Модернизация

 

конструкции

Произошло

 

сни

-

жение

 

веса

 

арматуры

 

внутренней

 

активной

 

части

 

на

 

10–15%, 

а

 

также

 

осуществлена

 

замена

 

импортных

 

комплектующих

за

 

последние

 

несколько

 

лет

 

в

 

Рос

-

сии

 

появились

 

поставщики

 

отечественных

 

деталей

которые

 

освоили

 

серийный

 

выпуск

 

импортозамеща

-

ющей

 

продукции

 

для

 

трансформаторостроения

Достижение

 

уровня

 

удельных

 

потерь

 

классов

 

Х

4(+) 

К

3(+). 

Этот

 

показатель

 

предполагает

 

снижение

 

потерь

 

холостого

 

хода

 

на

 30–50% 

по

 

сравнению

 

с

 

суще

-

ствующим

 

наивысшим

 

классом

 

энергоэффективности

.

А

 

по

 

сравнению

 

с

 

эксплуатируемыми

 

и

 

выпускаемы

-

ми

 

в

 

настоящее

 

время

 

трансформаторами

 

на

 

рынке

 

РФ

 

уровень

 

потерь

 

холостого

 

хода

 

в

 

трансформаторах

 

НПК

 

АВТОПРИБОР

 

снижен

 

более

 

чем

 

в

 2 

раза

.

Снижение

 

материалоемкости

 

изделия

.

 

Нако

-

нец

аморфные

 

трансформаторы

 

стали

 

более

 

ком

-

пактными

размеры

 

изделия

 

были

 

сокращены

 

на

 

25 

см

 

в

 

высоту

 

и

 

стали

 

легче

 

почти

 

на

 800 

кг

За

 

счет

 

конструктивных

 

решений

 

также

 

удалось

 

снизить

 

гео

-

метрические

 

размеры

 

трансформатора

 

на

 15–20%. 

Работы

 

по

 

модернизации

 

энергоэффективных

 

аморфных

 

трансформаторов

 

продолжаются

и

 

сегодня

 

они

 

могут

 

применяться

 

не

 

только

 

для

 

государственных

 

нужд

но

 

и

 

на

 

коммерческих

 

предприятиях

 

для

 

сниже

-

ния

 

операционных

 

затрат

 

холостого

 

хода

 

и

 

короткого

 

замыкания

Инновационные

 

решения

 

в

 

сфере

 

транс

-

форматоростроения

 

были

 

высоко

 

оценены

 

еще

 

на

 

эта

-

пе

 

их

 

первого

 

ввода

 

в

 

эксплуатацию

В

 

перспективе

 

эти

 

изделия

 

позволят

 

не

 

только

 

значительно

 

снизить

 

энер

-

гозатраты

но

 

также

 

сократить

 

углеродный

 

след

.  

Р

ООО

 «

НПК

 «

АВТОПРИБОР

»

600016, 

г

Владимир

ул

Большая

 

Нижегородская

д

. 94

+7 (4922) 40-48-88

[email protected]           www.avtopribor.ru

 4 (79) 2023


Оригинал статьи: Модернизация производства энергоэффективных трансформаторов с сердечником из аморфной стали

Читать онлайн

В соответствии с концепцией технологического развития Российской Федерации, к 2030 году коэффициент технологической зависимости страны должен быть снижен в 2,5 раза по сравнению с 2022 годом. Отдельные положения приняты для каждой из отраслей, в том числе для энергетической — здесь значительное внимание уделяется осуществлению планового перехода на путь энергоэффективного развития.

Одним из видов энергоэффективного оборудования являются силовые трансформаторы с сердечником из аморфной стали, пришедшие на смену трансформаторам с сердечниками из электротехнической стали. Впервые производство полного цикла этих изделий в России было запущено в 2021 году на базе ООО «НПК «Автоприбор». Растущая популярность изделия обусловлена целым рядом факторов. Прежде чем поговорить о последних достижениях инженерии в области трансформаторостроения, кратко напомним основные отличия классических трансформаторов от аморфных.

Материал сердечника. Аморфные сплавы отличаются от электротехнических отсутствием кристаллической решетки. Такая структура уменьшает удельные потери на перемагничивание в сердечнике на 30–70%.

Тип конструкции. Для классического трансформатора будет характерно расположение катушек в ряд (стержневая или бронестержневая конструкция). Катушки аморфного трансформатора, который выпускают в НПК АВТОПРИБОР, расположены на равноудаленном расстоянии друг от друга (пространственная конструкция). Благодаря этому все процессы внутри трансформатора протекают симметрично: распределение магнитных потоков в сердечнике, температурное распределение, обмывание маслом.

Разница в потерях холостого хода. Трансформатор затрачивает часть энергии на свою работу вне зависимости от того, подключена ли к нему нагрузка. За счет сниженных удельных потерь в материале сердечника потери холостого хода у аморфного трансформатора будут пропорционально ниже, чем у трансформатора с сердечником из электротехнической стали. Вследствие этого и нагрев трансформатора в процессе работы будет меньше.

Разница в перегрузочной способности. Аморфные трансформаторы имеют более высокую перегрузочную способность по температурному расчету.

Преимущества энергоэффективных силовых трансформаторов высоко оценили в таких странах, как США, Китай, Япония. В России эти изделия по полному циклу производит ООО «НПК «Автоприбор». Его представители регулярно анализируют обратную связь от заказчиков и внедряют необходимые улучшения. За прошедшие несколько лет аморфный трансформатор уже удалось модернизировать по целому ряду показателей.

Герметичное исполнение трансформатора. В первых трансформаторах 2019–2020 годов выпуска использовались маслорасширительные баки. Это приводило к тому, что масло могло напитываться влагой, что не очень положительно сказывалось на качестве диэлектрических свойств изделия в течение продолжительного срока эксплуатации трансформаторного масла. Для улучшения конструкции и снижения эксплуатационных затрат НПК АВТОПРИБОР совместно с Ивановским государственным энергетическим университетом имени В.И. Ленина разработали конструкцию трансформатора герметичного исполнения.

Усовершенствование технологии покраски. Производители отказались от однокомпонентных красок и быстросохнущих однокомпонентных грунтов ввиду не подтвержденной долговечности сроков эксплуатации и слабой стойкости к ультрафиолету. Вместо этого был осуществлен переход на более сложную систему окрашивания — двухкомпонентные эпоксидные эмали и грунты. Это позволило предотвратить мелкие сколы, которые приводят к ржавчине и к растрескиванию покрытия.

Повышение герметичности изделия в месте соединения крышки и бака трансформатора. Данная проблема достаточно распространена по России в целом. Из-за слабой прокладки были зафиксированы случаи протечки масла. Для решения этой проблемы была осуществлена замена резиновой прокладки на более стойкую резинопробковую: она производится полностью на территории России. С использованием данного материала возможность протечки в месте соединения крышки и бака трансформатора полностью исключилась.

Повышение надежности конструкции бака трансформатора. После перехода на герметичное исполнение трансформатора возникла необходимость в замене материала для изготовления бака и крышки. В связи с этим было принято решение о переходе на сталь вида 09Г2С, которая является конструкционной и предназначена для изготовления сосудов, работающих под давлением. Герметичное исполнение также требовало сокращения количества сварных швов. Если раньше каждая из стенок была отдельным структурным элементом, то теперь изделие стало представлять собой изогнутую конструкцию.

Проведена модернизация технологии подготовки трансформаторного масла. С этой целью была приобретена специальная установка для дегазации, нагрева, осушения и фильтрации трансформаторного масла, которая позволяет извлекать из него остаточные газы и производить осушку. За счет этого удалось достигнуть стабильно высоких диэлектрических свойств трансформаторного масла перед заливкой в силовой трансформатор.

Модернизация конструкции. Произошло снижение веса арматуры внутренней активной части на 10–15%, а также осуществлена замена импортных комплектующих: за последние несколько лет в России появились поставщики отечественных деталей, которые освоили серийный выпуск импортозамещающей продукции для трансформаторостроения.

Достижение уровня удельных потерь классов Х4(+) К3(+). Этот показатель предполагает снижение потерь холостого хода на 30–50% по сравнению с существующим наивысшим классом энергоэффективности. А по сравнению с эксплуатируемыми и выпускаемыми в настоящее время трансформаторами на рынке РФ уровень потерь холостого хода в трансформаторах НПК АВТОПРИБОР снижен более чем в 2 раза.

Снижение материалоемкости изделия. Наконец, аморфные трансформаторы стали более компактными: размеры изделия были сокращены на 25 см в высоту и стали легче почти на 800 кг. За счет конструктивных решений также удалось снизить геометрические размеры трансформатора на 15–20%.

Работы по модернизации энергоэффективных аморфных трансформаторов продолжаются, и сегодня они могут применяться не только для государственных нужд, но и на коммерческих предприятиях для снижения операционных затрат холостого хода и короткого замыкания. Инновационные решения в сфере трансформаторостроения были высоко оценены еще на этапе их первого ввода в эксплуатацию. В перспективе эти изделия позволят не только значительно снизить энергозатраты, но также сократить углеродный след.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»