30
СЕТИ РОССИИ
Р
емонтные
работы
,
прово
-
димые
российскими
энер
-
гетиками
,
были
призна
-
ны
героическими
,
а
на
са
-
мом
деле
являлись
латанием
старых
дыр
.
Поскольку
взамен
ветхих
ли
-
ний
устанавливались
провода
уста
-
ревших
конструкций
,
не
способные
выдерживать
экстремальные
тем
-
пературные
и
механические
нагруз
-
ки
.
В
развитых
странах
для
высоко
-
вольтных
воздушных
линий
(
ВЛ
)
уже
лет
тридцать
как
используются
про
-
вода
нового
поколения
,
более
проч
-
ные
и
надежные
,
с
повышенной
проводимостью
,
препятствующие
налипанию
снега
и
обледенению
,
более
устойчивые
к
ветровым
на
-
грузкам
.
В
России
в
отдельных
реги
-
онах
со
сложными
климатическими
условиями
(
к
примеру
,
Черномор
-
ское
побережье
Краснодарского
края
)
используются
технологии
мо
-
ниторинга
и
предупреждения
обра
-
зования
наледи
на
проводах
,
уста
-
новки
контейнерного
типа
для
плав
-
Модернизация
электросетей с
использованием новых
технологий
Предновогодние перебои в энергоснабжении в Центральной части России обостри-
ли и без того проблемную ситуацию в электросетевом хозяйстве страны, где более
половины электрических сетей изношено. Резкие перепады температуры, сильный
ветер, гололедные явления вызвали обрывы проводов и разрушение опор ЛЭП. Это
привело к коротким замыканиям в электросети, отключению потребителей, пере-
грузке оборудования и каналов передачи.
Иван ОСИПОВ, технический директор,
Николай ФЁДОРОВ, руководитель проектов,
ООО НПК «Сим-Росс»
ки
гололеда
.
На
сегодняшний
день
есть
примеры
создания
с
помощью
нанотехнологий
покрытий
для
не
-
изолированных
проводов
и
изолято
-
ров
,
стойких
к
образованию
наледи
,
использующих
эффект
«
лотоса
».
Но
это
,
можно
сказать
,
только
экспери
-
ментальные
участки
.
В
настоящее
время
в
россий
-
ском
электросетевом
комплексе
на
первый
план
выходит
острая
необ
-
ходимость
увеличения
пропускной
способности
ВЛ
при
постоянном
росте
энергопотребления
городов
,
предприятий
и
промышленных
ком
-
плексов
.
При
этом
необходимо
до
-
Поверхность
провода
типа
Z
31
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
биться
снижения
ме
-
ханических
нагрузок
и
износа
линии
из
-
за
пляски
проводов
,
по
-
высить
коррозийную
стойкость
проводов
и
долговечность
линий
.
Все
это
напрямую
связано
с
проблемой
повышения
надеж
-
ности
ВЛ
,
снижением
рисков
обрыва
про
-
водов
при
частичном
внешнем
поврежде
-
нии
,
а
также
из
-
за
на
-
липания
снега
и
обра
-
зования
наледи
.
На
выпуск
такой
продукции
ориенти
-
рован
ведущий
евро
-
пейский
производи
-
тель
Lami
fi
l —
бельгий
-
ская
компания
с
ве
-
ковой
историей
,
имеющая
полный
цикл
производства
проводников
—
от
собственного
литейного
цеха
для
производства
металлов
и
сплавов
до
уникальных
машин
по
изготовле
-
нию
и
скручиванию
проволок
раз
-
личных
форм
(
круглых
,
трапецие
-
видных
, Z-
образных
).
Внедрение
пе
-
редовых
технологий
в
области
спла
-
вов
и
собственные
ноу
-
хау
делают
Lami
fi
l
одним
из
общепризнанных
лидеров
в
производстве
неизолиро
-
ванных
проводов
для
ВЛ
напряже
-
нием
до
750
кВ
.
В
проводах
нового
поколения
типа
Z
в
качестве
наружного
слоя
(
слоев
)
взамен
круглых
использова
-
ны
проволоки
Z-
образного
профи
-
ля
,
что
дает
возможность
получить
наружный
слой
практически
иде
-
ально
гладким
.
Таким
образом
,
до
-
стигается
значительное
уменьше
-
ние
коэффициента
аэродинамиче
-
ского
сопротивления
сильным
ве
-
трам
и
,
как
следствие
,
снижение
механического
напряжения
в
опо
-
рах
при
использовании
проводов
равного
диаметра
.
Более
компакт
-
ная
компоновка
провода
типа
Z
по
-
зволяет
увеличить
сечение
прово
-
да
,
а
значит
,
и
пропускную
способ
-
ность
при
тех
же
механических
на
-
пряжениях
в
опорах
.
Провод
типа
Z
широко
применя
-
ется
в
Европе
и
мире
.
В
настоящее
время
в
Бельгии
смонтировано
бо
-
лее
2000
км
такого
провода
на
на
-
пряжения
63—400
кВ
.
Начиная
с
1995
г
.
все
строящиеся
или
рекон
-
струируемые
ВЛ
оснащаются
прово
-
дом
типа
Z.
Во
Франции
в
ближай
-
шие
десять
лет
также
намечено
осу
-
ществить
переход
на
данный
вид
провода
,
монтируя
примерно
1500
км
/
год
.
В
Южной
Америке
построе
-
но
более
1200
км
таких
линий
и
пла
-
нируется
монтаж
еще
1500
км
.
Группой
компаний
«
Сим
-
Росс
»
это
решение
было
реализовано
:
•
в
2007
г
.
в
Краснодарском
крае
при
реконструкции
ВЛ
110
кВ
Шепси
—
Туапсе
—
Тяговая
(
дли
-
на
линии
— 77
км
);
•
в
2008
г
.
в
Украине
при
рекон
-
струкции
ВЛ
110
кВ
Симферо
-
поль
—
Перевальное
—
Алушта
без
замены
опор
(
длина
линии
—
55
км
);
•
в
2007—2009
гг
.
на
острове
Саха
-
лин
при
строительстве
новой
ВЛ
110
кВ
ПС
«
Южно
-
Сахалинская
» —
ПС
«
Южная
» (
длина
линии
—
5,5
км
);
•
в
2009
г
.
в
г
.
Тольятти
при
ре
-
конструкции
ВЛ
110
кВ
от
ТЭЦ
ВАЗа
до
ПС
«
ПКЗ
» (
длина
линии
—
19
км
).
Эффективность
использования
новых
типов
проводов
для
ВЛ
при
-
знана
не
только
в
России
.
В
2011
г
.
в
странах
СНГ
(
Украина
,
Казахстан
,
Кыргызстан
)
планируется
реализо
-
вать
целый
ряд
проектов
с
использо
-
ванием
проводов
типа
Z.
Оценочные
расчеты
специали
-
стов
и
отзывы
эксплуатирующих
организаций
доказывают
,
что
за
-
траты
на
замену
проводов
,
кото
-
рые
способны
исключить
аварии
на
ВЛ
,
вызванные
непогодой
,
не
превышают
затраты
на
другие
,
ме
-
нее
эффективные
способы
сниже
-
ния
рисков
подобных
аварий
.
При
этом
следует
учитывать
,
что
меры
по
восстановлению
разрушенных
энергосистем
не
защитят
потреби
-
телей
от
ущерба
,
наносимого
ава
-
риями
.
Провода
типа
Z
Оригинал статьи: Модернизация электросетей с использованием новых технологий
Предновогодние перебои в энергоснабжении в Центральной части России обострили и без того проблемную ситуацию в электросетевом хозяйстве страны, где более половины электрических сетей изношено. Резкие перепады температуры, сильный ветер, гололедные явления вызвали обрывы проводов и разрушение опор ЛЭП. Это привело к коротким замыканиям в электросети, отключению потребителей, перегрузке оборудования и каналов передачи.