Модель формирования стимулирующего тарифа для управления потоками реактивной мощности и качеством электроэнергии

Page 1
background image

Page 2
background image

88

тарифообразование

Модель формирования 
стимулирующего тарифа 
для управления потоками 
реактивной мощности и 
качеством электроэнергии

УДК 621.311:338.465

Кузнецов

 

А

.

В

.,

д.т.н., профессор, 

заведующий кафедрой 

«Электроснабжение» 

УлГТУ

Чикин

 

В

.

В

.,

ассистент кафедры 

«Электроснабжение» 

УлГТУ

Ребровская

 

Д

.

А

.,

старший преподаватель 

кафедры «Электро-

снабжение» УлГТУ

Проведен

 

анализ

 

известных

 

моделей

 

формирования

 

стимулирующего

 

тарифа

 

на

 

передачу

 

электроэнергии

 

для

 

управления

 

потоками

 

реактивной

 

мощности

 

и

 

качеством

 

электроэнергии

Показано

что

 

основной

 

причиной

 

отсутствия

 

работоспособной

 

модели

 

являются

 

правовые

 

барьеры

 

ее

 

применения

 

на

 

прак

-

тике

Критерием

 

правомерности

 

применения

 

стимулирующих

 

тарифов

 

может

 

быть

 

равенство

 

дохода

 

сетевой

 

организации

 

от

 

применения

 

экономически

 

обоснованного

 

тарифа

 

и

 

дохода

 

от

 

применения

 

стимулирующего

 

тарифа

Пред

-

ложенные

 

на

 

основе

 

критерия

 

правомерности

 

математические

 

выражения

 

для

 

вычисления

 

скидок

 (

надбавок

к

 

тарифу

 

требуют

 

внесения

 

изменений

 

в

 

дей

-

ствующие

 

нормативно

-

правовые

 

документы

составляющие

 

основу

 

системы

 

ценообразования

Предложен

 

подход

 

к

 

созданию

 

модели

в

 

котором

 

значение

 

надбавки

 

выступает

 

как

 

штрафной

стимулирующий

 

и

 

управляющий

 

фактор

обеспечивающий

 

формирование

 

спроса

 

на

 

установку

 

технических

 

средств

 

ком

-

пенсации

 

реактивной

 

мощности

 

и

 

повышения

 

качества

 

электроэнергии

 

в

 

сети

 

потребителя

нарушающего

 

режим

 

потребления

 

реактивной

 

мощности

 

и

 

ухудша

-

ющего

 

качество

 

электроэнергии

Скидка

 

к

 

тарифу

 

для

 

потребителей

вынужден

-

ных

 

принимать

 

негативные

 

последствия

 

нарушения

 

потребления

 

реактивной

 

мощности

 

и

 

ухудшения

 

качества

 

электроэнергии

обеспечивает

 

правомерность

 

применения

 

надбавки

При

 

этом

 

не

 

требуется

 

изменения

 

основных

 

нормативно

-

правовых

 

документов

 

по

 

ценообразованию

.

Ключевые

 

слова

реактивная мощность, 

качество электроэнергии, 

стимулирующий тариф, 

скидки, надбавки

О

дним  из  путей  решения  проблемы  потребления  реактивной 

мощности (РМ) и повышения качества электроэнергии (КЭ) яв-

ляется установка в сети потребителя компенсирующих, филь-

трокомпенсирующих,  симметрирующих  и  других  технических 

средств. Широко известным во всем мире способом воздействия на по-

требителей в части установки технических средств является применение 

стимулирующих  тарифов  на  передачу  электроэнергии  [1].  Такие  тари-

фы усложняют расчетно-финансовую систему взаимоотношений между 

сетевой организацией и потребителем, но учитывают индивидуальную 

особенность  потребителей  и  стимулируют  к  оптимизации  расходов  на 

потери электроэнергии и снижению ущербов, повышают эффективность 

управления КЭ и потоками реактивной мощности [2, 3]. 

Стимулирующий тариф состоит из основной, базовой части, одина-

ковой для всех потребителей сетевой организации, и стимулирующей 

части в виде надбавки, устанавливаемой индивидуально для каждого 

потребителя, потребляющего сверхнормативное значение реактивной 

мощности  или  искажающего  показатели  КЭ.  Механизмы  применения 

скидок (надбавок) или повышающих (понижающих) коэффициентов на 

протяжении многих лет совершенствуются. В России (СССР) их приме-

нение за потребление реактивной мощности имело место с 30-х годов 

прошлого столетия, за КЭ — с 1984 года. Несмотря на то, что внима-

ние  к  проблеме  обострялось  в  печати  [4],  имеются  конкретные  пред-

ложения, государственные органы уделяют этому вопросу достаточное 

внимание, до настоящего времени эффективный действующий работо-


Page 3
background image

89

способный  механизм  в  РФ  не  создан.  Потребители 

не заинтересованы в участии в регулировании режи-

мов  потребления  реактивной  мощности  и  повыше-

ния КЭ. Технические средства в сетях потребителей 

не  устанавливаются.  Потоки  реактивной  мощности 

в  электроэнергетической  сис теме  не  снижаются, 

потери растут, уровень КЭ падает. Управление про-

цессом  ограничивается  техническим  регламентом. 

Нормирование  КЭ  определяется  ГОСТ  32144-2013 

[5],  уровни  коэффициента  мощности  определены 

Приказом Минэнерго России от 23.06.2015 № 380 [6]. 

Экономические рычаги отсутствуют.

Все хозяйственные споры по этим документам ре-

шаются в арбитражных судах. Сама процедура рас-

смотрения дел достаточно трудоемкая, требует ини-

циатора,  привлечения  специалистов  как  в  области 

систем электроснабжения, так и в области правового 

регулирования, занимает достаточно много времени, 

требует  судебных  издержек.  При  рассмотрении  дел 

заранее неизвестно, в чью пользу будет решение ар-

битражного суда [7–9]. Такой способ управления по-

токами реактивной мощности и КЭ неэффективен. 

Это побудило авторов привлечь внимание читате-

лей к проблеме применения стимулирующих тарифов 

на передачу электроэнергии и ее обсуждению. Прове-

сти анализ состояния вопроса. Попытаться выяснить 

причины. Дать предложения. Привлечь специалистов 

к ее решению. 

Механизмы  применения  скидок  (надбавок)  нахо-

дили  и  находят  отражение  в  нормативно-правовых 

документах. Среди них — Правила пользования элек-

трической и тепловой энергией, последняя редакция 

которых  относится  к  1982  году  [10];  Постановление 

Совета  министров  СССР  №  929  «Об  упорядочении 

системы  экономических  (имущественных)  санкций, 

применяемых  к  предприятиям,  объединениям  и  ор-

ганизациям» [11]; Правила применения скидок и над-

бавок к тарифам за качество электроэнергии (первая 

редакция [12] утверждена10 апреля 1990 года Глав-

госэнергонадзором  Минэнерго  СССР,  вторая  [13]  — 

14 мая 1991 года); Правила при-

соединения  потребителей  к  се-

ти  общего  назначения  по  усло-

виям  влияния  на  качество 

электроэнергии [14], утвержден-

ные 14 мая 1991 года; Правила 

применения  скидок  и  надбавок 

к  тарифам  на  электрическую 

энергию за потребление и гене-

рацию реактивной энергии [15]; 

Прейскурант № 09-01 «Тарифы 

на  электрическую  и  тепловую 

энергию»,  утвержденный  По-

становлением Госкомцен СССР 

№ 152 от 28 февраля 1990 года 

со  сроком  введения  1  января 

1991 года [16]; Инструкция о по-

рядке  расчетов  за  электриче-

скую  и  тепловую  энергию  [17], 

утвержденная Госкомцен и Мин-

топэнерго  России  30  ноября 

1993  года;  Приказ  ФСТ  №  219-

э/6  от  31.08.2010  [18].  Во  вре-

мена  плановой  экономики  раз-

меры  скидок  (надбавок)  были 

даны  в  абсолютных  единицах

(в руб./кВт∙ч). С переходом к ры-

ночной экономике размеры ста-

ли определяться в процентах от 

основного тарифа.

В результате обзора и анали-

за  нормативно-правовых  доку-

ментов  и  других  литературных 

источников  выяснено,  что  наи-

большего  совершенства  меха-

низм  применения  скидок  (над-

бавок) достиг в начале перехода 

к  рыночной  экономике.  Для  пе-

риода с 1991 по 2001 год была 

синтезирована  следующая  мо-

дель формирования стимулиру-

ющего тарифа, представленная 

на рисунке 1, где ГОВ — государ-

Региональный уровень

УТВЕРЖДЕНИЕ

 

И

 

КОНТРОЛЬ

СТИМУЛИРУЮЩЕГО

 

ТАРИФА

Базовая

 

часть

 

Нормативно-

правовая база

Стимулирующая

 

часть

Приказы органов исполнительной власти 

субъектов РФ в области государственного 

регулирования тарифов

Потребитель

ТАРИФЫ

 

ДЛЯ

 

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

 

ЭНЕРГИИ

C

пер

 = 

C

баз

 + C

стим

C

стим

(

C

ск

C

н

) ≠ 0

РОР

Государственный уровень

ОСНОВЫ

 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

В

 

ОТНОШЕНИИ

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

 

ЭНЕРГИИ

Нормативно-правовая база

ГОВ

Федеральный уровень

МЕТОДИКИ

 

РАСЧЕТА

 

СТИМУЛИРУЮЩЕГО

 

ТАРИФА

Базовая

 

часть

 

Нормативно-

правовая база

Стимулирующая

 

часть

Правила применения скидок и надбавок

к тарифам за качество электроэнергии

Правила присоединения потребителей к сети 

общего назначения по условиям влияния 

на качество электроэнергии

Правила применения скидок и надбавок 

к тарифам на электрическую энергию за 

потребление и генерацию реактивной энергии

Прейскурант № 09-01 «Тарифы на 

электрическую и тепловую энергию»

Инструкция о порядке расчетов

за электрическую и тепловую энергию

ФОР

Рис

. 1. 

Модель

 

формирования

 

стимулирующего

 

тарифа

 1 (64) 2021


Page 4
background image

90

ственные органы власти (Государственная Дума ФС 

РФ,  Правительство  РФ),  устанавливающие  основы 

ценообразования;  ФОР  —  федеральные  органы  ре-

гулирования (Федеральная энергетическая комиссия, 

Федеральная служба по тарифам, Федеральная анти-

монопольная  служба),  выполняющие  функции  регу-

лирования тарифов на федеральном уровне; РОР —

региональные  органы  регулирования  (Региональная 

энергетическая  комиссия,  Региональная  служба  по 

тарифам, Департамент по регулированию цен и тари-

фов), выполняющие функции регулирования тарифов 

на региональном уровне; 

C

пер

 — тариф на передачу 

электроэнергии, являющийся одной из составляющей 

тарифа для потребителя электроэнергии; 

C

баз

 — ба-

зовая часть тарифа на передачу; 

C

стим

 — стимулиру-

ющая  часть  тарифа  на  передачу; 

C

ск

  —  скидка  за 

потребление некачественной электроэнергии; 

C

н

 — 

надбавка за искажение КЭ.

Стоит  отметить,  что  модель,  представленная  на 

рисунке,  является  универсальной.  Она  может  быть 

использована  для  любого  периода  действия  стиму-

лирующих тарифов: меняются нормативно-правовые 

документы, при этом структура модели остается не-

изменной.

В  модели  управляющими  факторами  являются 

отдельные  нормативно-правовые  документы  или  их 

фрагменты, утверждаемые на различных уровнях го-

сударственного управления процессом производства 

передачи  и  распределения  электроэнергии.  Модель 

предусматривает наличие методики расчета стимули-

рующей составляющей тарифа в виде надбавки 

C

н

 

за  потребление  реактивной  мощности  сверхнорма-

тивных значений или за искажение какого-либо пара-

метра КЭ. Надбавка потребителю за нарушение ре-

жима потребления реактивной мощности и искажение 

показателей КЭ представляет собой формализован-

ный способ взыскания стоимости ущерба, причиняе-

мого сетевой организации и смежным потребителям, 

которые  вынуждены  потреблять  некачественную 

электроэнергию.

Наряду  с  надбавками  методикой  предусмотрено 

применение  скидок  для  смежных  потребителей,  вы-

нужденных потреблять электроэнергию пониженного 

качества или лишенных возможности увеличить при-

соединенную  мощность  вследствие  загрузки  линий 

электропередачи  реактивной  мощностью.  В  данном 

случае  ΔCск  скидки  представляют  собой  формали-

зованный способ возмещения ущерба потребителям, 

лишенным  права  потреблять  электроэнергию  нор-

мального качества в необходимом количестве. Гово-

ря юридическим языком, потребителя, нарушающего 

режим  потребления,  можно  назвать  «виновником», 

а смежных потребителей — «потерпевшими».

Анализ модели показывает, что модель обеспе-

чивала стимулирующее воздействие с помощью та-

ких управляющих факторов, как «Методика расчета 

стимулирующей  составляющей  тарифа  на  пере-

дачу электроэнергии» и «Утверждение и контроль 

стимулирующей  составляющей  тарифа  на  пере-

дачу электроэнергии». Надбавка имеет конкретное 

значение,  определяющее  степень  воздействия  на 

потребителя. 

В период действия модели с 1991 по 2001 год по-

требители неохотно воспринимали увеличение тари-

фа за счет надбавки. Возникали разногласия между 

потребителями и сетевой организацией. Разногласия 

разрешались  в  арбитражных  судах.  В  большинстве 

случаев решение арбитражного суда было в пользу 

потребителя. Суд отменял надбавку к тарифу на осно-

вании противоречия (несоответствия) действующему 

законодательству.

В 2000 году Минюст направил в адрес Федераль-

ной энергетической комиссии и Минтопэнерго России 

письмо  [19],  в  котором  сообщалось,  что  Инструкция 

«О  порядке  расчета  за  электрическую  и  тепловую 

энергию» вошла в противоречие с нормативно-право-

выми документами более высокого уровня. Инструк-

цию необходимо привести в соответствие с действую-

щими документами или отменить. Было решено пойти 

по более легкому пути: Приказом Минэнерго России 

от 28 декабря 2000 г. № 167 [20] с 1 января 2001 года 

Инструкция утратила силу на территории РФ. 

После отмены Инструкции в России не было введе-

но утвержденных нормативно-правовых документов, 

устанавливающих  экономическую  ответственность 

за КЭ. В области скидок и надбавок за потребление 

реактивной  мощности  дела  обстоят  немного  лучше. 

Приказом  ФСТ  России  от  31.08.2010  №  219-э/6  [18] 

вводятся  повышающие  (понижающие)  коэффициен-

ты к тарифам на услуги по передаче электрической 

энергии в зависимости от соотношения потребления 

активной  и  реактивной  мощности,  однако  действие 

данного приказа практически приостановлено [21].

На основании вышесказанного можно утверждать, 

что модель практически полностью потеряла управля-

ющие  факторы  («Методика  расчета  стимулирующей 

составляющей тарифа на передачу электроэнергии» 

и «Утверждение и контроль стимулирующей составля-

ющей тарифа на передачу электроэнергии»), которые 

обеспечивали стимулирующее воздействие. В таком 

виде модель существует по настоящее время. Поте-

ря управляющих факторов привела к тому, что стиму-

лирующая составляющая в тарифе не формируется. 

Тариф перестал быть стимулирующим. В результате 

технические средства компенсации реактивной мощ-

ности и повышения КЭ в сетях потребителей не уста-

навливаются, потоки реактивной мощности в электро-

энергетической системе не снижается, КЭ оставляет 

желать лучшего. Возникает задача вернуться к преж-

ней модели и сделать ее работоспособной. 

Для этого необходимо выяснить причины возник-

новения  правовых  барьеров  на  пути  использования 

скидок (надбавок). Устранить их. На основе действия 

модели  периода  1991–2001  годов  создать  новую 

модель,  обеспечивающую  формирование  стимули-

рующей  части  тарифа  на  передачу  электроэнергии 

и правомерность ее использования в условиях дей-

ствующего законодательства.

В  2002  году  проблема  несоответствия  модели 

законодательству  была  обозначена  в  статье  д.т.н. 

Железко  Ю.С.  в  журнале  «Электрические  станции» 

[22].  Редакция  журнала  отметила  важность  и  акту-

альность  поднятых  в  статье  вопросов  и  призывала 

читателей  к  их  обсуждению  для  уточнения  понима-

ТАРИФО-

ОБРАЗОВАНИЕ


Page 5
background image

91

ния и поиска путей решения. К сожалению, широко-

масштабной дискуссии не получилось. Участие в об-

суждении  представлено  только  двумя  статьями  [23, 

24], в которых автор видит причину правового несо-

ответствия в следующем: скидки (надбавки) противо-

речат сущности, принципам и задачам государствен-

ного  регулирования  тарифов  на  продукцию  (услугу) 

естественных  монополий;  сущность  регулирования 

заключается  в  установлении  экономически  обосно-

ванных тарифов; тарифы устанавливаются на основе 

сформулированных принципов, которые ранее были 

обозначены в статьях 2 и 4 ФЗ «О государственном 

регулировании  тарифов  на  электрическую  и  тепло-

вую  энергию  в  Российской  Федерации»  [25],  после 

его  отмены  органы  государственного  регулирования 

руководствуются принципами, изложенными в статье 

23 ФЗ «Об электроэнергетике» [26].

В  соответствии  с  сущностью  и  принципами  госу-

дарственного регулирования тарифы на услуги по пе-

редаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому 

управлению в электроэнергетике должны быть эконо-

мически  обоснованными,  то  есть,  с  одной  стороны, 

они должны обеспечивать доходы, достаточные для 

осуществления  деятельности  сетевой  организации, 

с другой стороны, они не должны быть обременитель-

ными  для  потребителей.  Экономически  обоснован-

ные  тарифы  на  розничном  рынке  устанавливаются 

РОР (ранее — Региональной энергетической комис-

сией и Региональной службой по тарифам, в настоя-

щее время — Департаментом по регулированию цен 

и тарифов).

Если  экономически  обоснованный  тариф  уста-

новлен, то любые платежи в дополнение к тарифам, 

будь то скидки или надбавки, штрафные санкции и т.п. 

являются неконтролируемыми государством источни-

ками доходов естественной монополии. Доходы сете-

вой  организации  при  применении  скидок  (надбавок) 

изменяются  по  отношению  к  доходу  от  применения 

экономически обоснованных тарифов. Тариф на пе-

редачу  электроэнергии  для  потребителя  становится 

экономически  необоснованным.  Возникает  противо-

речие  законодательству.  Государственное  регулиро-

вание в сферах естественных монополий не должно 

допускать этого. Других предложений в рамках пред-

ложенной дискуссии не поступило.

Одним из достоинств содержания статей [23, 24] 

можно считать формулировку критерия оценки пра-

вомерности применения скидок (надбавок). Критери-

ем правомерности может быть равенство дохода се-

тевой организации Д

эк.об

, от применения для каждого 

потребителя  экономически  обоснованного  тарифа 

C

эк.об

  и  дохода  Д

факт

  от  применения  установленного 

стимулирующего тарифа 

C

стим

, включающего с себя 

основную  базовую  составляющую 

C

баз

,  скидки 

C

ск

 

и  надбавки 

C

н

  к  нему.  Математически  критерий 

оценки  правомерности  применения  скидок  (надба-

вок) можно выразить следующим образом:
 

Д

факт

 = Д

эк.об

(1)

или

 

N L 

K

 

N

W

i

 (

C

баз

 + 

 

C

н

ji

 – 

C

ск

ji

) = 

C

эк.об

 

W

i

(2)

 

i

 = 1

 

j

 = 1

 

j

 = 1

 

i

 = 1

где 

W

i

 — электроэнергия, потребляемая каждым из 

N

  потребителей  энергоснабжающей  организации; 

C

н

ji

 — надбавка 

i

-му потребителю («виновнику») за 

нарушение  режима  по 

j

-му  показателю; 

L

  —  число 

показателей нарушения режима; 

C

ск

ji

 — cкидка 

i

-му 

потребителю  («потерпевшему»)  в  качестве  компен-

сации ущерба от нарушения режима по 

j

-му показа-

телю; 

K

 — число показателей нарушения режима.

В общем случае в сетевой организации часть по-

требителей  может  быть  «виновниками»  нарушения 

режима как по одному, так и по нескольким показа-

телям.  Например,  превышать  нормативное  потреб-

ление  реактивной  мощности,  реактивной  электро-

энергии,  искажать  один  или  несколько  показателей 

КЭ.  Все  другие  потребители  («потерпевшие»)  вы-

нуждены принимать нарушения режима «виновника-

ми» и получать за это компенсацию в виде скидок по 

каждому показателю нарушения режима. Указанные 

обстоятельства учтены в выражении (2). 

Выражение  (2)  представляет  собой  алгебраи-

ческое  уравнение  с  тремя  переменными: 

C

баз

C

ск

 

и 

C

н

. Эти переменные взаимозависимы. Следова-

тельно, решение уравнения (2) предполагает доста-

точно  много  вариантов  решений.  Такое  уравнение 

решается только в том случае, если две переменные 

принять  константами.  В  [24]  константами  приняты 

C

ск

  и 

C

н

,  и  предложено  математическое  выраже-

ние для 

C

баз

. При этом предполагается вычисление 

скидок и надбавок по методикам, действующим в пе-

риод действия модели с 1991 по 2001 год.

Позже в литературе появились другие математи-

ческие выражения для надбавок на основе выраже-

ния (1) [27–32]. В их основе лежит принцип исключе-

ния из Д

эк.об

 и 

C

эк.об

 стоимости потерь электроэнергии, 

обусловленных  передачей  реактивной  мощности 

сверхнормативных значений. 

Использование  предложенных  математических 

выражений  требует  внести  изменения  в  [33].  При 

этом изменяется в сторону уменьшения значение та-

рифа на передачу электроэнергии рассчитываемого 

по [34] и утверждаемого в настоящее время регио-

нальными органами регулирования тарифов [28]. 

Новое  значение  тарифа 

C

баз

,  становится  эконо-

мически обоснованным только при применении над-

бавок. Значение надбавки каждому потребителю-ви-

нов нику представляет собой формализованный спо-

соб оплаты стоимости потерь в сетевой организации, 

обусловленных  потреблением  сверхнормативных 

значений реактивной мощности. Часть Д

эк.об

 распре-

деляется между потребителями-виновниками в виде 

надбавки.  Снижение  тарифа,  рассчитываемого  по 

[34], для всех потребителей сетевой организации вы-

звано пропорциональным увеличением тарифа для 

нарушителей за счет надбавок. Это снижение можно 

трактовать как скидку, одинаковую для всех потреби-

телей сетевой организации. В данном случае скидки 

(как  стимулирующие  факторы)  не  применяются,  то 

есть 

C

ск

 = 0. «Потерпевших» потребителей как бы 

нет, если речь идет о потерях электроэнергии в сети 

сетевой организации. 

Такой подход не учитывает стоимость ущерба ге-

нерирующим компаниям, связанную с ограничением 

 1 (64) 2021


Page 6
background image

92

возможности производить активную энергию вместо 

реактивной в связи с необходимостью ее производ-

ства для потребителей-виновников нарушения режи-

ма.  Не  учитывается  ущерб  смежным  потребителям 

в  связи  с  отсутствием  возможности  наращивания 

производственной  мощности  при  ограничении  про-

пускной  способности  электрической  сети  сетевой 

организации и т.п. Если учитывать эти факторы, то 

надбавка  должна  быть  увеличена  при  пропорцио-

нальном увеличении скидки всем потребителям се-

тевой организации. 

В  такой  трактовке  надбавка  за  потребление 

сверхнормативных  значений  реактивной  мощности 

представляет  собой  оплату  ущерба  от  негативных 

последствий  всем  участникам  процесса  производ-

ства, передачи и потребления электроэнергии. Ана-

логичный подход к трактовке надбавки можно приме-

нить к потребителю-виновнику за искажение КЭ. Как 

в случае реактивной мощности, так и КЭ, негативные 

последствия нарушения режима для генерирующих 

и  сетевых  организаций  включены  в  действующий 

тариф на производство и передачу электроэнергии. 

Объем  произведенной  электроэнергии  рассчитыва-

ется с учетом загрузки генераторов реактивной мощ-

ностью. Ущерб от снижения КЭ более всего связан 

с преждевременным выходом из строя электрообо-

рудования. 

Тем не менее, выходящее из строя оборудование 

в сетевой организации заменяется на новое. Затра-

ты,  связанные  с  этим,  включаются  в  действующий 

тариф  на  передачу  электроэнергии  для  потребите-

лей.  Значит,  действующий  тариф  включает  в  себя 

оплату последствий воздействия КЭ в скрытой фор-

ме в среднем тарифе на передачу электроэнергии. 

Включать эти затраты второй раз в надбавку недопу-

стимо. Остается включить в надбавку оплату послед-

ствий нарушения режима для всех потребителей се-

тевой организации.

Если в выражении (2) принять 

 

K

C

баз

 = 

C

эк.об

 и 

C

ск

ji

 = 

C

ск

,

 

j

 = 1

то  исключается  необходимость  изменения  [34], 

а значение скидки становится одинаковым для всех 

«потерпевших» потребителей. Строго говоря, скидка 

каждому  «потерпевшему»  потребителю  не  должна 

быть  одинаковой.  Она  зависит  от  степени  воздей-

ствия  последствий  нарушения  режима,  мощности 

сети, наличия в ней резонансов и других факторов. 

Учитывать  в  расчетах  все  эти  факторы  невозмож-

но и не столь важно. Скидка балансирует надбавку 

для правомерности ее применения (выражение (1)) 

и  возмещает  ущерб  «потерпевшему»  потребителю 

по средней стоимости. С учетом принятых допуще-

ний выражение (2) преобразуется к виду:

 

N L 

N

(

W

i

 

 

C

н

ji

) – 

C

ск

·

W

i

 = 0. 

(3)

 

i

 = 1

 

j

 = 1

 

i

 = 1

Размер надбавки при создании стимулирующего 

тарифа  учитывает  стоимость  ущерба,  связанного 

с последствиями воздействия нарушения режима. 

Эту стоимость в явном виде определить невозмож-

но. Невозможно оценить ущерб смежным потреби-

телям,  связанный  с  ограничением  потребляемой 

мощности.  Невозможно  определить,  в  какой  сте-

пени  на  преждевременный  выход  их  строя  обору-

дования оказал влияние показатель КЭ. Преждев-

ременный  выход  из  строя  сетевого  оборудования 

возможен по целому ряду причин. Это дефекты при 

его изготовлении, результаты нарушения техноло-

гии  эксплуатации,  погодные  условия  и  т.д.  Среди 

этих причин, возможно, присутствует причина низ-

кого  КЭ.  Доля  воздействия  показателя  КЭ  на  пре-

ждевременный выход из строя оборудования прак-

тически неопределима. Дело усложняется тем, что 

показателей  КЭ  достаточно  много.  Ущерб  должен 

определяться  по  каждому  показателю  отдельно. 

Потребителей,  искажающих  показатели  КЭ,  в  се-

тевой  организации  тоже  может  быть  достаточно 

много.  Какому  потребителю  и  в  какой  пропорции 

адресовать затраты, связанные с воздействием по-

казателей КЭ на преждевременный выход из строя? 

Вопросы, на которые нет ответов. Этот ущерб явля-

ется скрытым и неопределенным. Хотя не вызыва-

ет сомнения факт его существования.

Получается, что все расходы, связанные с ущер-

бом как в сетевой организации, так и в сети смежных 

потребителей,  адресованы  потребителю,  имеюще-

му возможность устранить негативные последствия 

нарушения режима. Размер надбавки должен вклю-

чать в себя оплату ущерба смежным потребителям. 

Учитывая  потенциальную  сложность  определения 

размеров  ущерба  и  расчета  снижения  потерь  в  се-

тевой  организации  при  установке  компенсирующих 

устройств  в  сети  потребителя,  предлагается  отка-

заться  от  этого  и  пойти  другим  путем.  Размер  над-

бавки рассчитывать таким образом, чтобы она могла 

обеспечить  доходность  проекта  установки  техниче-

ских средств с учетом их стоимости и приемлемого 

срока окупаемости. 

Такой подход к решению задачи позволит не со-

средотачиваться на определении размера размытых 

затрат  сетевой  организации  и  смежных  потребите-

лей, связанных с нарушением режима. Расчет разме-

ра надбавки как величины, связанной с доходностью 

проекта установки технических средств, обеспечива-

ет более эффективное воздействие на потребителя. 

Достигается главная цель управления — ликвидация 

негативных последствий воздействия нарушения ре-

жима  потребителем-виновником.  В  противном  слу-

чае управляющий эффект на потребителя-виновни-

ка  может  оказаться  незначительным.  Потребителю 

может быть выгоднее выплачивать надбавку, нежели 

заниматься установкой технических средств.

Если  размер  надбавки  для  каждого  нарушителя 

определен,  то  можно  найти  значение  дополнитель-

ного дохода от применения надбавок:

 

N L

(

W

i

 

 

C

н

ji

). 

 

i

 = 1

 

j

 = 1

В этом случае размер скидки будет определяться 

по выражению:

 

N L 

N

C

ск

 = 

(

W

i

 

 

C

н

ji

) / 

W

i

(4)

 

i

 = 1

 

j

 = 1

 

i

 = 1

ТАРИФО-

ОБРАЗОВАНИЕ


Page 7
background image

93

Провести анализ состояния вопроса. Попытаться 

выяснить  причины.  Дать  предложения.  Привлечь 

специалистов к ее обсуждению.

2.  Наибольшего  совершенства  модель  форми-

рования  стимулирующего  тарифа  на  переда-

чу  электро энергии  достигла  в  период  с  1991  по 

2001  год.  Однако  ее  использование  столкнулось 

с  правовым  несоответствием.  В  результате  она 

была отменена. Попытка вернуть потерянные ры-

чаги управления в 2010 году потреблением реак-

тивной мощности не дала желаемых результатов.

3.  Проблема  несоответствия  модели  законода-

тельству  выносилась  на  обсуждение  д.т.н.  Же-

лезко Ю.С. В результате поступило предложение, 

в котором обоснован критерий правомерности как 

равенство дохода сетевой организации от приме-

нения экономически обоснованного тарифа и до-

хода от применения стимулирующего тарифа.

4.  В  соответствии  с  критерием  правомерности 

к настоящему времени предложено несколько ва-

риантов математических выражений для вычисле-

ния скидок (надбавок) к тарифу. Все они требуют 

внесения изменений в действующие нормативно-

правовые документы по ценообразованию. 

5.  Предложенный  подход  к  созданию  модели 

предполагает  в  качестве  управляющего  фактора 

надбавку  потребителю,  нарушающему  режим  по-

требления реактивной мощности и ухудшающему 

КЭ,  значение  которой  рассчитывается  с  учетом 

стоимости  технических  средств  компенсации  ре-

активной мощности и повышения КЭ и обеспечи-

вает формирование спроса на их установку в сети 

потребителя. Скидка к тарифу для потребителей, 

вынужденных принимать последствия нарушения 

режима и использовать электроэнергию понижен-

ного  качества,  обеспечивает  правомерность  при-

менения надбавки. При этом не требуется измене-

ния  основных  нормативно-правовых  документов 

по ценообразованию.  

Исследование выполнено при финансовой под-

держке РФФИ и Ульяновской области в рамках на-

учного проекта № 18-48-730025.

ЛИТЕРАТУРА
1.  Бартоломей  П.И.,  Паздерин  А.А., 

Паздерин  А.В.  Направления  со-

вершенствования системы оплаты 

услуг на передачу электроэнергии 

с  учетом  международного  опыта 

//  ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ.  Передача 

и  распределение,  2019,  №  5(56). 

С. 66–71.

2.  Коверникова  Л.И.,  Серков  А.В., 

Шамонов  Р.Г.  Об  управлении  ка-

чеством  электрической  энергии 

в  России  в  прошлом,  настоящем 

и  будущем  //  Региональная  энер-

гетика: безопасность и эффектив-

ность, 2018, № 1. С. 75–85.

3.  Паздерин А.В., Шевелев И.В., Паз-

дерин А.А., Морозенко Н.А. Надбав-

ки и скидки к тарифам на передачу 

электроэнергии  //  ЭЛЕКТРОЭНЕР-

ГИЯ.  Передача  и  распределение, 

2018, № 5(50). С. 38–43.

4.  Железко Ю.С. О нормативных до-

кументах в области качества элек-

троэнергии  и  условий  потребле-

ния реактивной мощности // Элек-

трические  станции,  2002,  №  6. 

С. 18–24.

5.  ГОСТ  32144-2013.  Электрическая 

энергия.  Совместимость  техниче-

ских  средств  электромагнитная. 

Нормы  качества  электрической 

энергии  в  системах  электроснаб-

жения  общего  назначения.  М.: 

Стандартинформ, 2014. 17 с.

6.  Приказ 

Минэнерго 

России 

от  23.06.2015  №  380  (ред.  от 

23.06.2015)  «О  Порядке  расчета 

значений  соотношения  потреб-

ления  активной  и  реактивной 

мощности  для  отдельных  знерго-

принимающих  устройств  (групп 

энергопринимающих 

устройств) 

потребителей электрической энер-

гии».  URL:  http://arep.pro/spra voch-

nik/nacts.html.

7.  Машкин А., Якимов А., Машкин В. 

Ответственность  за  снижение 

качества  электроэнергии.  Обзор 

арбитражной  практики  //  Новости 

электротехники, 2008, № 6(54). 

В  предложенной  модели  значение  надбавки 

C

н

 в виде одной из констант в (2) выступает как 

штрафной,  стимулирующий  и  управляющий  фак-

тор,  обеспечивающий  формирование  спроса  на 

установку технических средств компенсации реак-

тивной мощности и повышения КЭ в сети потреби-

теля. При значении 

C

баз

 = 

C

эк.об

, представляющем 

собой  вторую  константу  в  (2)  другой  возможный 

управляющий  фактор 

C

ск

  является  зависимым. 

Для  «потерпевших»  потребителей  стимулирую-

щий эффект не предусматривается. 

Возможен  другой  подход  к  управлению  про-

цессом спроса на установку технических средств 

компенсации  реактивной  мощности  и  повышения 

КЭ  в  сети  потребителя,  при  котором  стимулиру-

ющий  управляющий  фактор  представляет  собой 

скидку  «потерпевшему»  потребителю 

C

ск

.  Тогда 

C

н

 для «виновника» будет зависимым фактором. 

Этот  подход  обеспечивает  юридическую  защиту 

«потерпевшего»  потребителя  и  возмещение  ему 

ущерба.  Он  не  связан  напрямую  с  целью  управ-

ления — установить технические средства в сети 

потребителя-виновника  и  устранить  нарушение 

режима.  Реализовать  этот  подход  достаточно 

сложно.  Требуется  разработка  методик  опреде-

ления  ущерба,  что  практически  является  очень 

сложной и трудоемкой задачей. Это связано с нео-

пределенностью информации, трудностями опре-

деления «потерпевших» и «виновных» потребите-

лей. К тому же результат не гарантирует точность 

и  значение  надбавки  потребителю-виновнику, 

обеспечивающее  заинтересованность  в  установ-

ке  технических  средств  компенсации  реактивной 

мощности и повышения КЭ. Этот подход является 

менее предпочтительным. 

ВЫВОДЫ

1.  Стимулирующие тарифы на передачу электро-

энергии  широко  используются  в  мире  для  управ-

ления потоками реактивной мощности и КЭ. Одна-

ко в России до настоящего времени эффективной 

действующей работоспособной модели не созда-

но. Необходимо обострить внимание к проблеме. 

 1 (64) 2021


Page 8
background image

94

ТАРИФО-

ОБРАЗОВАНИЕ

8.  Серков  А.В.  Правовая  ответствен-

ность  за  нарушение  требований 

к качеству энергии // Коммунальный 

комплекс России, 2016, № 10(148).

9.  Серков  А.В.  Проблемы  юридиче-

ской  ответственности  за  наруше-

ние требований к качеству постав-

ляемой энергии // Промышленная 

энергетика, 2017, №1. С. 48–54.

10. Правила  пользования  электриче-

ской  и  тепловой  энергией.  Мин-

энерго  СССР.  3-е  изд.,  перераб. 

и доп. М.: Энергоиздат, 1982. 112 с.

11. Постановление  Совета  минист ров 

СССР от 30 июля 1988 № 929 «Об 

упорядочении  системы  экономи-

ческих  (имущественных)  санкций, 

применяемых к предприятиям, объ-

единениям и организациям». URL: 

https://base.garant.ru/1548039/.

12. Правила применения скидок и над-

бавок к тарифам за качество элек-

троэнергии // Промышленная энер-

гетика, 1990, № 11. С. 49–51.

13. Правила применения скидок и над-

бавок к тарифам за качество элек-

троэнергии // Промышленная энер-

гетика, 1991, № 8. С. 49–51.

14. Правила присоединения потреби-

телей  к  сети  общего  назначения 

по условиям влияния на качество 

электроэнергии  //  Промышленная 

энергетика, 1991, № 8. С. 52–55.

15. Правила применения скидок и над-

бавок к тарифам на электрическую 

энергию  за  потребление  и  гене-

рацию  реактивной  энергии  //  Про-

мышленная  энергетика,  1998. 

№ 10. С. 43–52.

16. Прейскурант № 09-01. Тарифы на 

электрическую  и  тепловую  энер-

гию. М.: Прейскурантиздат, 1990.

17. Инструкция о порядке расчетов за 

электрическую  и  тепловую  энер-

гию (Зарегистрирована Минюстом 

РФ  28  декабря  1993  г.  №  449)  // 

Экономика  и  жизнь.  1994,  №  3. 

С. 83–88.

18. Приказ ФСТ России от 31.08.2010 

№  219-э/6  (ред.  от  31.08.2010) 

«Об  утверждении  Методических 

указаний  по  расчету  повышаю-

щих  (понижающих)  коэффици-

ентов  к  тарифам  на  услуги  по 

передаче электрической энергии 

в  зависимости  от  соотношения 

потребления  активной  и  реак-

тивной мощности для отдельных 

энергопринимающих  устройств 

(групп 

энергопринимающих 

устройств)  потребителей  элек-

трической энергии, применяемых 

для  определения  обязательств 

сторон по договорам об оказании 

услуг по передаче электрической 

энергии по единой национальной 

(общероссийской)  электрической 

сети  (договорам  энергоснабже-

ния)».  URL:  https://base.garant.

ru/199463/.

19. О правомерности применений по-

ложений  Инструкции  о  порядке 

расчетов  за  электрическую  и  те-

пловую  энергию,  утвержденной 

Госкомцен и Минтопэнерго России 

30  ноября  1993  г.  (№  01-17/1443-

11,  ВК-7539).  Информационный 

бюллетень  Федеральной  энер-

гетической  комиссии  Российской 

Федерации, 2000, 13 июня. № 11. 

20. Приказ  Минэнерго  России  от

28.12.2000  №  167  (ред.  от 

28.12.2000)  «О  признании  утра-

тившими  силу  Инструкции  о  по-

рядке  расчетов  за  электрическую 

и тепловую энергию и дополнений 

к  ней».  URL:  https://base.garant.

ru/12122098/.

21. Воротницкий В.Э. Энергетическая 

эффективность  и  компенсация 

реактивной  мощности  в  электри-

ческих  сетях.  Проблемы  и  пути 

решения  //  Энергосовет,  2017, 

№ 1(47). С. 44–53.

22. Железко  Ю.С.  О  нормативных  до-

кументах в области качества элек-

троэнергии и условий потребления 

реактивной мощности // Электриче-

ские станции, 2002, № 6. С. 18–24.

23. Кузнецов А.В. Об оплате потреби-

телями реактивной электрической 

мощности и энергии // Электриче-

ские станции, 2003, № 3. С. 12–15.

24. Кузнецов  А.В.  Об  организацион-

но-правовых аспектах управления 

режимами 

электропотребления 

//  Электрические  станции,  2003, 

№ 12. С. 52–56.

25. Федеральный  закон  от  14  апреля 

1995 г. № 41-ФЗ «О государствен-

ном  регулировании  тарифов  на 

электрическую  и  тепловую  энер-

гию  в  Российской  Федерации» 

(ред.  от  27.07.2010).  URL:  https://

base.garant.ru/104571/.

26. Федеральный закон от 26.03.2003 

№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» 

(ред.  от  28.12.2019).  URL:  https://

base.garant.ru/185656/.

27. Кузнецов А.В., Евстифеев И.В. Об 

экономических  рычагах  управле-

ния процессом компенсации реак-

тивной  мощности  //  Промышлен-

ная энергетика, 2008, № 2. С. 3–5.

28. Кузнецов А.В., Пестов С.М., Егоро-

ва Н.Ю. О применении повышаю-

щих  коэффициентов  к  тарифу  на 

услуги  по  передаче  электроэнер-

гии  за  потребление  реактивной 

энергии // Промышленная энерге-

тика, 2010, № 3. С. 13–17.

29. Кузнецов  А.В.,  Аргентова  И.В. 

Правовые  аспекты  применения 

повышающих 

коэффициентов 

к  тарифам  за  потребление  реак-

тивной  энергии  //  Промышленная 

энергетика, 2013, № 3. С. 17–20.

30. Кузнецов  А.В.  Применение  сти-

мулирующих  тарифов  для  повы-

шения  качества  электроэнергии 

и  снижения  потоков  реактивной 

мощности  в  электроэнергетиче-

ской  системе  //  Электрика,  2012, 

№ 12. С. 12–17.

31. Кузнецов  А.В.,  Аргентова  И.В. 

Уточнение  методики  расчета  та-

рифа на передачу электроэнергии 

в связи с применением повышаю-

щих коэффициентов за потребле-

ние реактивной мощности // Вест-

ник  СамГТУ.  Технические  науки, 

2014. № 3(43). С. 131–138.

32. Кузнецов  А.В.,  Ребровская  Д.А. 

Уточнение  модели  оценки  сниже-

ния  потерь  мощности  в  сетевой 

организации при компенсации ре-

активной  мощности  в  сети  потре-

бителя  //  Промышленная  энерге-

тика, 2018, № 10. С. 31–36.

33. Приказ  Министерства  энергетики 

РФ  от  30  декабря  2008  г.  №  326 

(ред.  от  01.02.2010)  «Об  органи-

зации  в  Министерстве  энергетики 

Российской Федерации работы по 

утверждению  нормативов  техно-

логических потерь электроэнергии 

при ее передаче по электрическим 

сетям».  URL:  https://base.garant.

ru/195516/.

34. Приказ ФСТ России от 06.08.2004 

№ 20-э/2 (ред. от 29.03.2018) «Об 

утверждении  методических  ука-

заний  по  расчету  регулируемых 

тарифов  и  цен  на  электрическую 

(тепловую) энергию на розничном 

(потребительском)  рынке».  URL: 

https://base.garant.ru/187460/.

REFERENCES
1.  Bartolomey P.I., Pazderin A.A., Paz-

derin  A.V.  Trends  in  improvement 

of  the  power  transmission  payment 

system  with  regard  to  international 

practice  //  ELECTRIC  POWER. 

Transmission  &  Distribution,  2019, 

no. 5(56), pp. 66–71. (In Russian)

2.  Kovernikova  L.I.,  Serkov  A.V., 

Shamo nov  R.G.   About  power  qual-

ity  control  in  the  power  industry  of 

Russia in past, present and future // 

Regional power industry: security and 

effi  ciency, 2018, no. 1, pp. 75–85.

3.  Pazderin  A.V.,  Shevelev  I.V.,  Paz-

derin  A.A.,  Morozenko  N.A.  Incre-


Page 9
background image

95

ments and discounts to power trans-

mission tariff s // ELECTRIC POWER. 

Transmission  &  Distribution,  2018, 

no. 5(50), pp. 38–43. (In Russian)

4.  Zhelezko Yu.S. About regulations in 

power  quality  control  and  reactive 

power consumption // Electric power 

stations, 2002, no. 6, pp. 18–24. (In 

Russian)

5.  State  Standard  GOST  32144-2013. 

Electric  energy.  Electromagnetic 

compatibility of technical equipment. 

Power  quality  limits  in  the  public 

power  supply  systems.  Moscow, 

Standartinform Publ., 2014. 17 p. (In 

Russian)

6.  Order  of  the  Ministry  of  Energy  of 

RF  dated  June,  23,  2015  no.  380 

(edition  of  June,  23,  2015)  "On  the 

procedure for calculating active and 

reactive  power  consumption  corre-

lation  for  individual  power  receivers 

(groups of receivers) of power con-

sumers".  URL:  http://arep.pro/spra-

voch nik/nacts.html.

7.  Mashkin A., Yakimov A., Mashkin V. 

Responsibility for loss of power qual-

ity.  Review  of  arbitrage  practice  // 

News  of  Power  Engineering,  2008, 

no. 6(54). (In Russian)

8.  Serkov A.V.  Legal  liability  for  viola-

tion of power quality  requirements // 

Utilities of Russia, 2016, no. 10(148). 

(In Russian)

9.  Serkov  A.V.  Problems  of  legal  re-

sponsibility  for  violation  of  require-

ments  to  supplied  power  quality  // 

Industrial Power, 2017, no.1, pp. 48–

54. (In Russian)

10. Rules  of  electrical  and  thermal 

power use. Ministry of Energy of the 

USSR, 3d edition, revised. Moscow, 

Energoizdat  Publ.,  1982.  112  p.  (In 

Russian)

11. Decree  of  the  Council  of  Ministers 

of  the  USSR  dated  July,  30,  1988, 

no. 929 “On regulation of the system 

of  economical  (property)  sanctions 

applied  to  enterprises,  associations 

and  organizations”.  URL:  https://

base.garant.ru/1548039/.

12. Rules  of  tariff   discounts  and  incre-

ments use with regard to power qual-

ity // 

P

Industrial Power, 1990, no. 11, 

pp. 49–51. (In Russian)

13. Rules  of  tariff   discounts  and  incre-

ments use with regard to power qual-

ity  //  Industrial  Power,  1991,  no.  8, 

pp. 49–51. (In Russian)

14. Rules  of  consumer  connection  to 

the mains with regard to its infl uence 

on  power  quality  //  Industrial  Power, 

1991, no. 8, pp. 52–55. (In Russian)

15. Rules  of  tariff   discounts  and  incre-

ments  use  with  regard  to  reactive 

power  consumption  and  generation 

//  Industrial  Power,  1998,  no.  10, 

pp. 43–52. (In Russian)

16. Price list № 09-01. Tariff s for electric

and thermal power. Moscow, Preysku-

rantizdat Publ., 1990. (In Russian)

17. Instruction  on  procedure  of  settle-

ments in respect of electric and ther-

mal power (Registered by the Minis-

try of Law of RF dated December, 28, 

1993  no.  449)  //  Economics  &  Life. 

1994, no. 3, pp. 83–88. (In Russian)

18. Order  of  the  Federal  Tariff   Service 

of  Russia  dated  August,  31,  2010, 

no.  219-e/6  (edition  of  August,  31, 

2010)  “On  approval  of  Methodical 

guidelines  for  calculation  of  increas-

ing  (decreasing)  indices  to  tariff s 

for  electric  power  transmission  with 

regard  to  correlation  of  active  and 

reactive power consumption for indi-

vidual receivers (groups of receivers) 

of electric power consumers applied 

for determination of liabilities of Par-

ties to agreements on electric power 

transmission  via  the  united  national 

(all-Russian) electric grid (power sup-

ply agreements)”. URL: https://base.

garant.ru/199463/.

19. On  appropriate  use  of  provisions 

of  the  Instruction  on  procedure  of 

settlements  for  electric  and  thermal 

power approved by the State Com-

mittee on Prices and the Ministry of 

Fuel and Energy of Russia dated No-

vember,  30,  1993  (no.  01-17/1443-

11, VK-7539). Newletter of the Fed-

eral Energy Commission of RF dated 

June, 13, 2000. No. 11. (In Russian)

20. Order  of  the  Ministry  of  Energy  of 

Russia  dated  December,  28,  2000, 

no.  167  (edition  of  December,  28, 

2000)  “On  declaration  of  being  no 

longer in force of Instructions on the 

procedure  of  settlements  for  elec-

tric and thermal power and amend-

ments to it”. URL: https://base.garant.

ru/12122098/.

21. Vorotnitskiy  V.E.  Power  effi  ciency 

and  reactive  power  compensation 

in electrical networks. Problems and 

solutions // Energosvet Publ., 2017, 

no. 1(47), pp. 44–53. (In Russian)

22. Zhelezko  Yu.S.  About  regulations 

in power quality and reactive power 

consumption  conditions  //  Electric 

power stations, 2002, no. 6. pp. 18–

24. (In Russian)

23. Kuznetsov A.V. About reactive power 

and  energy  consumers  payments  // 

Electric power stations, 2003, no. 3, 

pp. 12–15. (In Russian)

24. Kuznetsov  A.V.  About  organization-

al-legal aspects of power mode con-

trol // Electric power stations, 2003, 

no. 12, pp. 52–56. (In Russian)

25. Federal law dated April, 14, 1995 no. 

41-FZ  "On  state  regulation  of  elec-

tric  and  thermal  power  tariff s  in  the 

Russian Federation" (edition of July, 

27, 2010). URL: https://base.garant.

ru/104571/.

26. Federal  law  dated  March,  26,  2003 

no. 35-FZ "On electric power indus-

try" (edition of December, 28, 2019). 

URL: https://base.garant.ru/185656/.

27. Kuznetsov A.V., Evstifeev I.V. About 

economic  instruments  of  reactive 

power  compensation  control  //  In-

dustrial Power, 2008, no. 2, pp. 3–5. 

(In Russian)

28. Kuznetsov  A.V.,  Pestov  S.M., 

Egorova  N.Yu. About  application  of 

increasing  indices  to  power  trans-

mission  tariff s  for  reactive  power 

consumption  //  Industrial  Power, 

2010, no. 3, pp. 13–17. (In Russian)

29. Kuznetsov A.V., Argentova I.V. Legal 

aspects of increasing index applica-

tion to tariff s for reactive power con-

sumption  //  Industrial  Power,  2013, 

no. 3, pp. 17–20. (In Russian)

30. Kuznetsov A.V. Use of incentive tar-

iff s for to improve the power quality 

and to decrease reactive power fl ows 

in a power system // Electrics, 2012, 

no. 12, pp. 12–17. (In Russian)

31. Kuznetsov A.V., Argentova  I.V.  Pre-

cision  of  the  procedure  of  power 

transmission tariff  calculation due to 

use of increasing indices for reactive 

power  consumption  //  News  of  Sa-

mara  Polytech.  Technical  sciences, 

2014,  no.  3(43),  pp.  131–138.  (In 

Russian)

32. Kuznetsov  A.V.,  Rebrovskaya  D.A. 

Precision  of  the  assessment  model 

of  power  loss  reduction  in  a  grid 

company at reactive power compen-

sation in a consumer network. // In-

dustrial Power, 2018, no. 10, pp. 31–

36. (In Russian)

33. Order of the Ministry of Energy of RF 

dated  December,  30,  2008  no.  326 

(edition  of  February,  01,  2010)  "On 

arrangement of activities on approv-

al of norms of power process losses 

during transmission via electric net-

works".  URL:  https://base.garant.

ru/195516/.

34. Order  of  the  Federal  Tariff   Service 

of  Russia  dated  August,  06,  2004 

no.  20-e/2  (edition  of  March,  29, 

2018)  "On  approval  of  methodical 

guidelines for calculation of regulat-

ed tariff s and prices for electric (ther-

mal)  power  in  the  retail  (consumer) 

market".  URL:  https://base.garant.

ru/187460/.

 1 (64) 2021


Читать онлайн

Проведен анализ известных моделей формирования стимулирующего тарифа на передачу электроэнергии для управления потоками реактивной мощности и качеством электроэнергии. Показано, что основной причиной отсутствия работоспособной модели являются правовые барьеры ее применения на практике. Критерием правомерности применения стимулирующих тарифов может быть равенство дохода сетевой организации от применения экономически обоснованного тарифа и дохода от применения стимулирующего тарифа. Предложенные на основе критерия правомерности математические выражения для вычисления скидок (надбавок) к тарифу требуют внесения изменений в действующие нормативно-правовые документы, составляющие основу системы ценообразования. Предложен подход к созданию модели, в котором значение надбавки выступает как штрафной, стимулирующий и управляющий фактор, обеспечивающий формирование спроса на установку технических средств компенсации реактивной мощности и повышения качества электроэнергии в сети потребителя, нарушающего режим потребления реактивной мощности и ухудшающего качество электроэнергии. Скидка к тарифу для потребителей, вынужденных принимать негативные последствия нарушения потребления реактивной мощности и ухудшения качества электроэнергии, обеспечивает правомерность применения надбавки. При этом не требуется изменения основных нормативно-правовых документов по ценообразованию.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(71), март-апрель 2022

О предельных значениях отклонения частоты напряжения генерирующих установок ТЭЦ и гистограммах ее распределения

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Тукшаитов Р.Х. Семенова О.Д. Иванова В.Р.
Спецвыпуск «Россети» № 1(24), март 2022

Эффективность различных мероприятий по повышению качества электрической энергии

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Тимур Данник, Виктория Дубровская (АО «Россети Тюмень» Сургутские электрические сети)
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(70), январь-февраль 2022

Обзор функциональности интеллектуальных приборов учета электроэнергии «МИРТЕК» с комбинированным GSM-модулем с поддержкой GPRS и NB-IoT

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
ГК «МИРТЕК»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»