44
Методические вопросы
и исследования развития
ЭЭС России в составе
межгосударственных
энергообъединений
УДК 620.9:621.311
э
н
е
р
г
о
с
н
а
б
ж
е
н
и
е
энергоснабжение
Подковальников
С
.
В
.,
к.т.н., заведующий лабо-
раторией ИСЭМ СО РАН
Чудинова
Л
.
Ю
.,
к.т.н, старший научный
сотрудник лаборатории
ИСЭМ СО РАН
Предлагается
двухэтапная
методология
обоснования
эффек
-
тивности
развития
межгосударственного
энергообъединения
и
участия
в
нем
отдельных
стран
.
При
этом
используется
оп
-
тимизационная
математическая
модель
развития
и
режимов
энергосистем
.
Приводятся
результаты
исследования
эффек
-
тивности
формирования
энергобъединения
в
Северо
-
Восточной
Азии
и
участия
в
нем
стран
региона
,
включая
Россию
.
Ключевые
слова
:
межгосударственные элек-
трические связи и энер-
гообъединения, электро-
энергетические системы,
генерирующие мощности,
пропускные способности,
интеграционные системные
эффекты, затраты
П
роцессы электроэнергетической ин-
теграции, представляющей собой
создание межгосударственных элек-
трических связей и формирование
энергообъединений (МГЭС и МГЭО), начались
более века назад и имеют богатую историю [1].
СССР активно участвовал в интеграционных
процессах, устанавливая электрические свя-
зи, прежде всего, с территориально, а также
политически и экономически близкими страна-
ми. Эта интеграция протекала весьма успеш-
но. При этом подходы к обоснованию развития
электроэнергетических систем (ЭЭС) в услови-
ях электроэнергетической интеграции тогда но-
сили централизованный характер.
В современных условиях требуются изме-
нения подходов к обоснованию решений по
совместному развитию национальных ЭЭС
в пользу усиления учета интересов участвую-
щих сторон. Ориентация России на Восток с ее
возможным участием в мегапроекте Азиатского
энергокольца также требует совершенствования
методологии обоснования развития ЭЭС, меж-
государственных электрических связей и энер-
гообъединений на их основе. При этом в мире
пока не сформировалась целостная методо-
логия, которая могла бы быть применена для
обоснования развития ЕЭС России с учетом ее
внешних электрических связей, эффективного
участия в указанном мега-проекте и других про-
ектах электроэнергетической интеграции. Такая
методология вместе с необходимыми матема-
тическими моделями сформирована в ИСЭМ
СО РАН и представлена ниже.
Методология является двухэтапной. На
первом этапе определяются общие показате-
45
ли и эффективность будущего межгосударствен-
ного энергообъединения. Фактически решением
подобной задачи ограничивались ранее исследо-
вания обоснования эффективности развития МГЭС
и МГЭО. Однако дополнительно необходимо найти
эффекты для отдельных, входящих в объединение
стран, поскольку, если хотя бы один из участников
МГЭО не будет иметь положительного эффекта, то
такое энергообъединение не состоится или может
состояться в ограниченном составе и, соответствен-
но, с меньшей эффективностью. Это выполняется на
втором этапе.
Представленная методология охватывает ста-
дию технико-экономических исследований эффек-
тивности формирования МГЭО и входящих в него
ЭЭС. Более детальные технические исследования
(системной надежности, электрических режимов)
выполняются на последующих стадиях обоснования
развития МГЭО.
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
И
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
МОДЕЛИ
На первом этапе проводятся достаточно сложные
оптимизационные расчеты для сценариев отсут-
ствия (сценарий 1) и создания МГЭО (сценарий 2)
с использованием математической модели опти-
мизации развития и режимов работы энергосистем
ОРИРЭС [1, 2]. Целевой функцией модели являют-
ся приведенные к годовой размерности затраты по
всем объединяемым энергосистемам, которые мини-
мизируются для обоих сценариев:
З
разд
(
X
) →
min
, З
совм
(
X
)→m
i
n,
(1)
где З
разд
(
X
) — целевая функция модели для сцена-
рия 1; З
совм
(
X
) — целевая функция модели для сце-
нария 2;
X
— вектор переменных модели ОРИРЭС,
включая установленные и часовые рабочие мощно-
сти электростанций разного типа (тепловые — ТЭС,
включая паротурбинные, газотурбинные, парогазо-
вые, в том числе когенерационные — ТЭЦ, атом-
ные — АЭС, гидравлические — ГЭС, гидроаккумули-
рующие — ГАЭС) и использующие различные виды
органического топлива (уголь, газ, мазут), пропуск-
ные способности межсистемных электрических свя-
зей и часовые перетоки по ним [1].
Оптимизация целевой функции модели ОРИРЭС
выполняется при условии обеспечения балансов
установленных и часовых рабочих мощностей в уз-
лах расчетной схемы и выполнения ограничений на
развитие установленных мощностей электростанций
и пропускных способностей электрических связей,
интегральных ограничений на наличие гидроэнерге-
тических ресурсов для ГЭС и ГАЭС, а также с учетом
регулирующего диапазона генерирующих мощно-
стей разных типов.
Полученные в результате оптимальные значе-
ния целевой функции из выражения 1 сравниваются
между собой (З
разд
≷
З
совм
). Если затраты во втором
сценарии ниже, чем в первом (З
разд
> З
совм
), то МГЭО
является эффективным, в противном случае — нет.
Экономический эффект энергообъединения опреде-
ляется как разность затрат (значений целевых функ-
ций) для первого и второго сценариев:
±Э
рез
= З
разд
– З
совм
.
(2)
Если энергообъединение эффективно, то эффект
будет положительным (+Э
рез
), если нет, то отрица-
тельным (то есть фактически будет ущерб от форми-
рования энергообъединения) (–Э
рез
). Данный эффект
является интегральным. Он включает в себя систем-
ные эффекты, получаемые за счет формирования
МГЭО. Наиболее распространенные из них — это
мощностной (Э
мощн
) и топливный (Э
топл
) эффекты.
Первый из них обусловлен тем, что в разных на-
циональных и региональных ЭЭС имеют место раз-
личные режимы электропотребления, обусловленные
разной структурой потребителей и отличием социаль-
но-экономических и природно-климатических усло-
вий. В результате при объединении ЭЭС и совмеще-
нии графиков нагрузки режим электропотребления
становится более равномерным, а совмещенный мак-
симум нагрузки снижается (по сравнению с суммой
отдельных максимумов), что приводит к снижению по-
требности в установленных мощностях в МГЭО и, со-
ответственно, к мощностному эффекту.
Топливный эффект возникает вследствие того,
что при объединении имеется возможность шире ис-
пользовать наиболее эффективные источники элек-
троэнергии, в том числе крупные тепловые и гидрав-
лические электростанции. В результате снижаются
затраты на топливо в целом по энергообъединению,
хотя при этом могут возрасти потери на передачу
электроэнергии.
Мощностной и топливный эффекты рассчитыва-
ются аналогично выражению (2) как разность затрат
на ввод мощности и расход топлива при раздельной
работе национальных ЭЭС (сценарий 1) и при созда-
нии МГЭО (сценарий 2):
Э
мощн
=
j
∈
J
i
∈
I
И
ji
разд
–
j
∈
J
i
∈
I
И
ji
совм
,
Э
топл
=
j
∈
J
i
∈
I
С
ji
разд
–
j
∈
J
i
∈
I
С
ji
совм
,
(3)
где Э
мощн
— мощностной эффект от формирования
МГЭО;
i
— индекс типа генерирующей мощности;
I
— количество типов генерирующих мощностей;
j
— индекс узла (ЭЭС/страны) расчетной схемы;
J
—
количество узлов (ЭЭС/стран) расчетной схемы/
ЭЭС; И
ji
разд
— затраты в генерирующие мощности
типа
i
в узле
j
при изолированной работе энергоси-
стем; И
ji
совм
— затраты в генерирующие мощности
типа
i
в узле
j
при совместной работе энерго сис-
тем; Э
топл
— топливный эффект от формирования
МГЭО; С
ji
разд
— топливные затраты генерирующей
мощности типа
i
в узле
j
при изолированной работе
энергосистем; С
ji
совм
— топливные затраты генери-
рующей мощности типа
i
в узле
j
при совместной
работе энергосистем.
Помимо указанных эффектов (выраженных в эко-
номическом эквиваленте) в интегральный эффект
также входят затраты на создание МГЭС (З
МГЭС
), сни-
жающие этот эффект:
Э
рез
= Э
мощн
+ Э
топл
– З
МГЭС
.
(4)
В данном выражении представлен положитель-
ный результирующий системный эффект создания
МГЭО (так же, как и входящие в него мощностной
и топливный эффекты, хотя в общем случае один
№
4 (61) 2020
46
из них может быть положительным, а другой — от-
рицательным, но в сумме с учетом затрат в МГЭС,
давая положительную результирующую величину),
поскольку, если результирующий эффект отрицате-
лен, то дальнейшие исследования не имеют смысла.
Второй этап. Результаты, полученные на первом
этапе, позволяют определить не только суммарный
интеграционный системный эффект, но и эффекты по
отдельным странам-участникам
(
∈
— количе-
ство стран). Так, мощностной эффект для некоторой
страны определяется как разность между затратами
на развитие и эксплуатацию генерирующей мощности
(без учета топливной составляющей) при изолирован-
ной и совместной работе соответствующей нацио-
нальной ЭЭС. Аналогично определяется и топливный
эффект, когда сравниваются затраты на топливо для
изолированной и совместной (в рамках МГЭО) рабо-
ты некоторой национальной ЭЭС. Эффекты по стра-
нам определяются согласно следующих выражений:
Э
мощн
=
j
∈
J
i
∈
I
И
ji
разд
–
j
∈
J
i
∈
I
И
ji
совм
,
∈
, (5)
Э
топл
=
j
∈
J
i
∈
I
С
ji
разд
–
j
∈
J
i
∈
I
С
ji
совм
,
∈
, (6)
где Э
мощн
— мощностной эффект
-й страны; Э
топл
—
топливный эффект
-й страны.
В выражениях (5) и (6) суммирование ведется не
только по типам мощностей электростанций
i
(
i
∈
I
),
но и по узлам
j
(
j
∈
J
), которые представляют в рас-
четной схеме некоторую национальную энергосисте-
му
(
∈
).
В случае, когда страна экономит установленные
генерирующие мощности при вхождении в МГЭО,
Э
мощн
будет иметь положительное значение. Если же
при вхождении в МГЭО для некоторой страны ока-
жется эффективным экспорт электроэнергии, то та-
кая страна будет наращивать свои мощности, и Э
мощн
для нее будет иметь отрицательное значение. Таким
образом, в общем случае, мощностной эффект для
отдельной страны может быть как положительным,
так и отрицательным (±Э
мощн
), даже, если в рамках
МГЭО в целом этот эффект положителен.
Для страны, ориентирующейся на экспорт элек-
троэнергии в рамках МГЭО, топливный эффект мо-
жет быть отрицательным, а для страны, которой при
вхождении в МГЭО выгодно получать дешевую элек-
троэнергию извне, этот эффект положителен. Поэто-
му в общем случае топливный эффект для отдель-
ной страны также может быть как положительным,
так и отрицательным (±Э
топл
).
Для страны-импортера (когда страна экономит топ-
ливо и сокращает вводы генерирующих мощностей,
получая дешевую электроэнергию извне) в резуль-
тирующем страновом эффекте необходимо допол-
нительно учесть затраты на импорт электроэнергии
этой страной (ЗИ
,
∈
). Для страны-экспортера
(когда страна расходует средства на дополнительные
вводы экспортных электростанций и топливо для них)
требуется учесть доходы от экспорта электроэнергии
(ДЭ
,
∈
). При этом некоторые страны могут быть
как экспортерами, так и импортерами электроэнергии.
Затраты на импорт и доходы от экспорта опреде-
ляются, исходя из цен и объемов торговли электро-
энергией:
ЗИ
=
j
∈
J
s
∈
S
t
∈
T
s
x
и
j
м
t
п
s
p
jts
,
∈
,
ДЭ
=
j
∈
J
s
∈
S
t
∈
T
s
x
э
j
к
t
с
s
п
p
jts
,
∈
,
(7)
где
x
и
j
м
t
п
s
— объем импортируемой мощности узлом
j
страны
в час
t
(
t
∈
T
,
T
= 24 часа) сезона
s
(
s
∈
S
,
S
= 4 сезона);
x
э
j
к
t
с
s
п
— объем экспортируемой мощно-
сти узлом
j
страны
в час
t
в сезон
s
;
p
jts
— цена
в узле
j
страны
в час
t
в сезон
s
;
s
— эффектив-
ное число суток в сезоне
s
(такое число суток, при
умножении которого на объем электроэнергии в мак-
симальных сутках сезона получается электропотре-
бление, равное принятому сезонному потреблению).
Величина
p
jts
в выражениях (7) является обоб-
щенной двойственной переменной (множителем
Лагранжа), включающей в себя отдельные оценки,
формирующиеся по всем указанным выше ограниче-
ниям оптимизационной модели ОРИРЭС. Обобщен-
ная двойственная оценка является долгосрочной,
учитывающей инвестиционные составляющие на
развитие генерирующих мощностей и электрических
связей. Она характеризует ценность электроэнергии
в соответствующем узле для производителя и потре-
бителя и выступает в качестве узловой цены элек-
троэнергии [3 и др.].
Интегральный баланс доходов от экспорта и рас-
ходов на импорт электроэнергии соответствующей
страной в расчетном году представляет собой торго-
вый эффект (±Э
торг
,
∈
), который в общем случае
может быть как положительным, так и отрицатель-
ным. Сумма торговых эффектов по странам в рам-
ках МГЭО равна нулю, поскольку то, что для одной
страны является расходом на импорт, для другой —
доходы от экспорта. Поэтому при оценке интеграци-
онного системного эффекта по МГЭО в целом в вы-
ражении 4 на первом этапе данная составляющая
эффекта не учитывалась.
Таким образом, эффект для каждой страны от при-
соединения к МГЭО включает в себя мощностной, то-
пливный и торговый, а также учитывает часть затрат
в МГЭС, приходящуюся на страну (З
МГЭС
,
∈
):
Э
рез
= ±Э
мощн
± Э
топл
± Э
торг
– З
МГЭС
,
∈
. (8)
Для определения З
МГЭС
,
∈
требуется выпол-
нить распределение затрат в МГЭС между участву-
ющими странами. Для этого может быть использо-
ван практический подход, когда разделение затрат
в МГЭС выполняется, например, в соответствии
с затратами в межгосударственные линии, вложен-
ными на территории соответствующих стран. Так,
например, при организации приграничного экспорта
электроэнергии из ОЭС Востока России в Северо-
Восточный Китай электросетевые объекты для обес-
печения этого экспорта сооружались каждой страной
на своей территории за свой счет.
Таким образом, полученный эффект от создания
МГЭО/МГЭС для каждой страны (Э
рез
,
∈
) по-
зволяет предварительно обосновать участие этой
страны (в первую очередь, России) в электроэнер-
гетической интеграции с другими странами. При
этом также оцениваются и обосновываются основ-
ные параметры развития внешних электрических
связей и самой энергосистемы страны (объемы
и структура генерирующих мощностей и выработки
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ
47
электроэнергии, топологии и пропускной способ-
ности основной электрической сети на разных ее
участках и др.).
ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ
МГЭО
СВА
И
УЧАСТИЯ
В
НЕМ
РОССИИ
Предполагалось, что в потенциальном энергообъеди-
нении Северо-Восточной Азии (СВА) принимают
участие Россия (Сибирской и Дальневосточной объ-
единенными энергосистемами — ОЭС, а также ЭЭС
Сахалина), Китай (Северной и Северо-Восточной
энергосистемами), Монголия, Корейская Народно-
Демократическая Республика (КНДР), Республика Ко-
рея (РК) и Япония. Энергосистемы указанных стран
и регионов представлены узлами в расчетной схеме
для оптимизации на модели ОРИРЭС. Принималось,
что электрические связи между узлами (странами/ре-
гионами) реализуются с использованием технологии
постоянного тока напряжением ±800 кВ. Расчетный
период принимался до 2035 года включительно.
Для исследования были разработаны несколько
сценариев формирования МГЭО в СВА:
•
базовый
(сценарий 1), как уже отмечалось, пред-
полагает изолированную работу национальных
энергосистем, выступая «точкой отсчета» для
определения сравнительной эффективности
остальных сценариев;
•
интеграционный
(сценарий 2) предполагает
совместную оптимизацию развития и функцио-
нирования национальных ЭЭС в рамках МГЭО
в регионе СВА для расчетного года;
•
сценарий
ограниченной
интеграции
(сцена-
рий 3) аналогичен сценарию 2, но в нем учитыва-
ются ограничения на обмены перетоками между
странами, исходя из технических возможностей
реализации таких обменов, а также обеспечения
энергобезопасности;
•
сценарий
«
Россия
–»
(сценарий 4), в котором Рос-
сия исключается из МГЭО СВА и рассматриваются
МГЭО без России и работающие отдельно от него
энергосистемы России (ОЭС Сибири и Востока);
•
экологический
сценарий
(сценарий 5), в кото-
ром учитывается плата за эмиссию диоксида
углерода ТЭС на органическом топливе в Китае,
которые выбрасывают значительные объемы
вредных веществ в атмосферу, в связи с чем
экологическая ситуация в стране требует неза-
медлительного решения.
На рисунке 1 представлены полученные в резуль-
тате расчетов основные энергоэкономические си-
стемные эффекты сценариев. Как видно из диаграм-
мы, все сценарии формирования МГЭО СВА дают
положительные энергоэкономические эффекты.
Наиболее эффективным является сценарий 3 (если
не учитывать гипотетический сценарий 2, в котором
отсутствуют ограничения на передачу электроэнер-
гии между странами).
Как показали исследования, для России эффек-
тивны различные способы электроэнергетической
интеграции со смежными странами СВА. Так, в япон-
ском направлении эффективен экспорт электро-
энергии, обеспечиваемый с Российского Дальне-
го Востока (РДВ). Он составляет 29–38 ТВт·ч/год
в зависимости от сценария. При этом порядка 10–
15 ТВт·ч/год поставляется из материковой части
РДВ, а остальной объем электроэнергии обеспечи-
вается экспортными электростанциями Сахалина.
Далее общий экспортный переток мощностью поряд-
ка 5 ГВт транспортируется на Хоккайдо. В китайском
направлении для России целесообразно осущест-
вление (в том числе через Монголию) взаимных об-
менов электроэнергией, обусловленных, в основном
реализацией системных эффектов объединения на-
циональных энергосистем, в том числе предостав-
лением системных услуг Китаю по выравниванию
неравномерной энергоотдачи его возобновляемых
источников электроэнергии (солнечных и ветровых)
за счет сибирских ГЭС. С КНДР и через нее с РК для
России эффективно осуществление взаимных обме-
нов электроэнергией, обусловленных, в том числе,
реализацией системных эффектов.
В таблице 1 представлены оптимальные пропуск-
ные способности МГЭС между странами и региона-
ми СВА, в том числе с Россией,
для сценариев формирования
МГЭО. В этой таблице пред-
ставлены
«двухстрановые»
МГЭС (связывающие две стра-
ны), но, в то же время, некото-
рые из них являются отдельны-
ми секциями «трехстрановых»
связей. Что касается россий-
ских внешних электрических
связей, то секции Россия –
Монголия и Монголия – Китай
формируют «трехстрановую»
МГЭС Россия – Монголия – Ки-
тай, а секции Россия – КНДР
и КНДР – РК формируют «трех-
страновую» МГЭС Россия –
КНДР – РК.
Как видно из таблицы, фор-
мирование МГЭО в СВА тре-
бует довольно интенсивного
Рис
. 1.
Системные
эффекты
сценариев
, 2035
г
.
Годовой
экономический
эффект,
млрд долл. / год
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Инвестиционный
эффект,
млрд долл.
Мощностной
эффект,
ГВт
Топливный
эффект,
млн долл. / год
28,8
24,4
17,216,2
75,177,3
50,6
64,7
73,9
64,7
38
61,5
13,2
9,8 8,3
3,9
Сценарий 2 Сценарий 3 Сценарий 4 Сценарий 5
№
4 (61) 2020
48
развития МГЭС. При этом суммарная пропускная
способность внешних электрических связей России,
например, в сценарии 3 составляет 30 ГВт. Объ-
емы и доля пропускных способностей российских
внешних электрических связей в суммарном объ-
еме пропускных способностей МГЭС СВА весьма
значительны, что говорит об эффективности элек-
троэнергетической интеграции России и смежных
стран региона с сис темной точки зрения. Поэтому
разрыв внешних электрических связей ЕЭС России
(сценарий 4) приводит к существенным потерям
для МГЭО СВА.
Оценка эффективности потенциального МГЭО
с учетом его разделенности на национальные ЭЭС
выполняется для сценария 3, который можно рас-
сматривать как представительный и учитывающий
существенные факторы и условия формирова-
ния МГЭО.
В таблице 2 приведены эффекты присоединения
к МГЭО СВА для каждой страны, представляющие
собой сумму мощностного, топливного и торгового
эффектов (эффект от торговли электроэнергией),
а также затрат в МГЭС, отнесенных на соответству-
ющую страну. Распределение затрат в МГЭС между
странами выполнялось в соответствии с вложени-
ями, требующимися на территории стран, по кото-
рым проходят линии. Как видно, сумма эффектов
по странам равна интеграционному системному
эффекту, возникающему при формировании МГЭО
СВА в сценарии 3 (рисунок 1).
Наибольший эффект от участия в МГЭО по-
лучают Китай и Япония, крупнейшие участники
этого объединения (в сумме — практически 70%
суммарного системного эффекта). Наименьший
эффект у Монголии. Хотя торговый эффект для
России наибольший, затраты на сооружение экс-
портных электростанций, топливо для них, а также
в межгосударственные линии «съедают» весьма
значительную часть данного эффекта, и в резуль-
тате России достается доля от общего системного
эффекта формирования МГЭО в размере около
10%. Хотя эта доля относительно невелика, в аб-
солютном выражении она практически равна чи-
стой годовой прибыли такого гиганта российской
электроэнергетики и экономики, как оператор элек-
трических сетей России ПАО «Россети» [4], являю-
щегося одной из крупнейших электросетевых ком-
паний мира.
ВЫВОДЫ
Как показали проведенные исследования, формиро-
вание МГЭО в СВА дает устойчивые положительные
эффекты для разных сценариев его реализации.
Россия, развивая свои внешние электрические свя-
зи в восточноазиатском направлении и становясь
участником данного энергообъединения, получает
значительный положительный системный эффект.
Требуется проведение дальнейших более деталь-
ных предпроектных исследований возможностей ре-
ализации указанных связей.
Работа выполнена в рамках проекта государственного за-
дания 17.6.2 (рег. № АААА-А17-117030310447-3) фунда-
ментальных исследований СО РАН.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляев Л.С., Подковальников С.В., Савельев В.А.,
Чудинова Л.Ю. Эффективность межгосударственных
электрических связей. Новосибирск: Наука, 2008. 239 с.
2. Хамисов О.В., Савельев В.А., Подковальников С.В., Чу-
динова Л.Ю. Обоснование эффективности межгосудар-
ственных энергообъединений с разделением эффек-
тов между участниками // Автоматика и телемеханика,
2018, № 10. С. 26–38.
3. Zhang X.-P. Restructured electric power systems. Analysis
of electricity markets with equilibrium models. Ed. by Xiao-
Ping Zhang. Wiley-IEEE Press, 2010. 307 p.
4. «Россети» увеличили чистую прибыль по МСФО на
40%. ПАО «Россети»: сайт. 06.04.2018. URL: http://www.
rosseti.ru/press/news/?ELEMENT_ID=32844.
REFERENCES
1. Belyaev L.S., Podkovalnikov S.V., Saveliev V.A., Chudino-
va L.Yu. Eff ectiveness of interstate electric ties. Novosi-
birsk: Nauka, Sib. Publ. Company of RAS, 2008. 239 p. (in
Russian)
2. Khamisov O.V., Savel’ev V.A., Podkoval’nikov S.V., Chudi-
nova L.Yu. // Automation and remote control, 2018, Vol.79,
№ 10, pp.1756-1765.
3. Zhang X.-P. Restructured electric power systems. Analysis
of electricity markets with equilibrium models. Ed. by Xiao-
Ping Zhang. Wiley-IEEE Press, 2010. 307 p.
4. According to IFRS the net profi t of Rosseti has increased in
40%. PJSC Rosseti, site. 06.04.2018.
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ
Табл. 1. Пропускные способности МГЭС, 2035 год, ГВт
Страны
Сценарии
2
3
4
5
Россия – Монголия
7,5
8,9
–
8
Россия (Сибирь) –
Китай (Северо-Восток)
9,2
4,1
–
5,9
Россия (РДВ) –
Китай (Северо-Восток)
4,7
10,7
–
13,1
Россия – КНДР
–
1,8
–
2,8
Россия – Япония
5,3
5,3
–
5,3
Китай – Монголия
9,4
8,2
1,3
8,9
Китай – КНДР
42,3
15
15
15
КНДР – РК
39,9
15
15
15
РК – Япония
31,5
15
15
15
МГЭО
149,8
84
46,3
83,1
Табл. 2. Разделение системных эффектов от создания
МГЭО в СВА между странами-участниками
(сценарий 3), млн долл./год
Страна (регион)
Результирующие
эффекты
Россия (Сибирь, РДВ, Сахалин)
1849
Монголия
421
Китай (Север, Северо-Восток)
10 076
КНДР
4264
Республика Корея
919
Япония
6872
Всего
24 401
Оригинал статьи: Методические вопросы и исследования развития ЭЭС России в составе межгосударственных энергообъединений
Предлагается двухэтапная методология обоснования эффективности развития межгосударственного энергообъединения и участия в нем отдельных стран. При этом используется оптимизационная математическая модель развития и режимов энергосистем. Приводятся результаты исследования эффективности формирования энергобъединения в Северо-Восточной Азии и участия в нем стран региона, включая Россию.