52
—
Денис
Юрьевич
,
создание
ин
-
фраструктуры
для
электромобиль
-
ного
транспорта
—
дело
для
России
новое
.
От
того
,
как
пойдёт
реализа
-
ция
проекта
в
Москве
,
во
многом
зависит
будущее
электромобилей
в
стране
.
Понимаете
ли
вы
всю
сте
-
пень
ответственности
?
—
Конечно
.
Мы
очень
тщатель
-
но
разрабатывали
проект
,
отшлифо
-
вывали
каждый
этап
,
придирчиво
от
-
бирали
партнёров
.
Была
продела
-
на
огромная
предварительная
рабо
-
та
.
Но
сегодня
проект
,
который
но
-
сит
название
«
МОЭСК
-EV»,
уже
пере
-
шёл
в
практическую
плоскость
.
На
первом
этапе
мы
установим
28
за
-
рядных
станций
на
территории
обслу
-
живания
нашей
компании
.
Большая
часть
из
них
будет
размещена
в
Мо
-
скве
,
а
остальные
—
в
Московской
об
-
ласти
.
Точные
адреса
зарядных
стан
-
ций
пока
находятся
на
стадии
согла
-
сования
.
—
Зачем
россиянину
электромо
-
биль
?
—
Одной
из
ключевых
проблем
,
особенно
для
крупных
городов
,
явля
-
ется
экология
.
До
80%
выбросов
всех
вредных
веществ
в
атмосферу
в
ме
-
гаполисах
и
городах
-
миллионниках
приходится
на
автотранспорт
.
Ужесто
-
чение
экологических
норм
,
перевод
двигателей
на
бензин
евро
-4,
евро
-5
частично
решат
проблему
,
выбросов
становится
меньше
.
Но
они
всё
рав
-
но
есть
.
Электромобиль
не
имеет
вы
-
хлопной
трубы
,
он
ничего
не
выбра
-
сывает
в
процессе
движения
,
явля
-
ется
абсолютно
экологически
чистым
средством
передвижения
.
Кроме
того
,
у
электромобиля
гораздо
мень
-
ший
уровень
шума
по
сравнению
с
бензиновыми
и
дизельными
двига
-
телями
,
а
в
городах
есть
понятие
шу
-
мового
загрязнения
среды
.
Плюс
ко
всему
прочему
электромобиль
спо
-
собствует
повышению
эффективно
-
сти
использования
существующей
электросетевой
инфраструктуры
.
Ча
-
сто
оппоненты
говорят
,
что
электро
-
мобиль
не
такой
уж
чистый
,
т
.
к
.
для
того
,
чтобы
произвести
электроэнер
-
гию
,
необходимую
для
зарядки
его
батареи
,
всё
равно
требуется
сжечь
углеводородное
топливо
на
электро
-
станциях
.
Считаю
важным
пояснить
этот
момент
.
Во
-
первых
,
существуют
способы
генерации
электроэнергии
,
не
приводящие
к
выбросам
в
атмос
-
феру
вредных
веществ
,
а
также
пар
-
никовых
газов
,
это
прежде
всего
ги
-
дрогенерация
и
атомная
генерация
,
есть
ещё
ветряная
и
солнечная
.
И
в
тех
регионах
,
где
эти
виды
генерации
присутствуют
,
вопрос
вообще
отпада
-
ет
сам
собой
.
Однако
есть
регионы
,
где
на
самом
деле
нет
перечислен
-
ных
источников
энергии
в
достаточ
-
ном
количестве
.
Например
,
если
мы
говорим
про
Москву
и
Московскую
область
,
то
электроэнергия
в
этом
ре
-
гионе
производится
на
газовых
элек
-
тростанциях
.
Чтобы
быть
уверенны
-
ми
в
правильности
наших
шагов
,
мы
рассчитали
выбросы
вредных
ве
-
ществ
на
конкретных
электростан
-
циях
в
расчёте
на
1
кВт
•
ч
вырабо
-
Меняем бензин на
электричество
«Московская объединённая электросетевая компа-
ния» (МОЭСК) до конца 2011 года планирует открыть
в Москве 28 заправочных пунктов для электромоби-
лей. О перспективах развития электромобильной от-
расли в нашей стране рассказывает заместитель дирек-
тора по информационным технологиям, инновациям
и операционной эффективности ОАО «МОЭСК», кан-
дидат технических наук Денис ЦЫПУЛЁВ.
танной
электроэнергии
,
а
затем
и
на
1
км
пробега
электромобиля
.
Резуль
-
таты
показали
,
что
даже
в
этом
случае
электромобили
существенно
более
экологически
безопасный
вид
транс
-
порта
,
чем
машины
с
двигателем
вну
-
треннего
сгорания
.
—
Какие
зарядные
станции
пла
-
нируется
построить
в
рамках
пилот
-
ного
проекта
?
—
Будет
установлено
три
вида
за
-
рядных
станций
.
Первый
—
заряд
-
ные
станции
с
переменным
током
мощностью
до
3,5
киловатт
,
напря
-
жением
220
Вольт
,
однофазное
под
-
ключение
с
максимальным
током
16
Ампер
.
Второй
тип
—
зарядные
стан
-
ции
с
переменным
током
по
трём
фа
-
зам
.
Соответственно
,
напряжением
380
Вольт
,
с
максимальным
током
32
Ампера
и
мощностью
до
22
кило
-
ватт
.
Зарядные
станции
третьего
типа
—
это
станции
с
постоянным
током
стандарта
CHAdeMO,
мощностью
50
киловатт
и
напряжением
600
Вольт
.
Эти
типы
станций
соответствуют
всем
принятым
мировым
стандартам
и
яв
-
ляются
универсальными
.
—
На
какие
вопросы
вы
хотите
найти
ответы
в
рамках
пилотного
проекта
?
53
№ 6 (9), ноябрь-декабрь, 2011
—
Проект
«
МОЭСК
-EV»
рассчитан
на
год
.
По
его
результатам
мы
плани
-
руем
получить
информацию
об
осо
-
бенностях
эксплуатации
инфраструк
-
туры
электромобилей
в
условиях
ме
-
гаполиса
и
разработать
общую
кон
-
цепцию
внедрения
электротранспор
-
та
в
крупных
городах
России
.
Наша
цель
также
выяснить
,
ка
-
кой
тип
зарядки
более
подходит
к
на
-
шим
условиям
эксплуатации
.
В
свя
-
зи
с
этим
будет
проведена
серьёзная
научно
-
исследовательская
работа
.
Мы
рассматриваем
несколько
вари
-
антов
зарядки
электромобилей
—
от
8
часов
до
10
минут
.
Они
требуют
раз
-
ных
подходов
,
различной
инфраструк
-
туры
и
разных
технических
решений
.
Какие
окажутся
наиболее
приемле
-
мыми
для
российских
пользователей
,
мы
выясним
в
результате
исследова
-
ний
и
,
надеюсь
,
уже
через
год
смо
-
жем
ответить
на
этот
вопрос
аргумен
-
тированно
и
обоснованно
.
—
Чтобы
обеспечить
потребности
электромобильной
инфраструктуры
,
придётся
,
наверное
,
вводить
новые
энергомощности
?
—
Сначала
нужно
по
максимуму
задействовать
те
мощности
,
которые
уже
есть
,
так
как
эффективность
их
использования
составляет
порядка
65—70%.
То
есть
у
нас
есть
некий
ре
-
зерв
мощности
,
который
мы
вынуж
-
дены
содержать
из
-
за
неравномер
-
ности
суточного
графика
сетевой
на
-
грузки
.
Как
известно
,
пики
электро
-
потребления
приходятся
на
утрен
-
ние
и
вечерние
часы
.
А
в
ночное
вре
-
мя
проявляется
существенный
провал
в
электропотреблении
.
Но
ведь
подстанции
и
линии
электропередачи
построены
с
запасом
,
с
расчётом
на
макси
-
мальное
электропотребление
.
И
в
определённое
время
су
-
ток
они
передают
мощность
су
-
щественно
меньше
той
,
кото
-
рую
они
могли
бы
передавать
.
За
счёт
этого
как
раз
и
создаёт
-
ся
резерв
мощности
.
Заряжая
большую
часть
электротранс
-
порта
в
ночное
время
,
мы
смо
-
жем
заполнить
график
сетевой
нагрузки
и
сгладить
ночной
про
-
вал
.
В
результате
никаких
до
-
полнительных
мощностей
на
нужды
зарядки
электротранс
-
порта
в
ближайшие
годы
не
по
-
требуется
.
Во
всяком
случае
,
на
ближайшие
5—7
лет
нам
хватит
того
запаса
,
который
уже
есть
.
Что
касается
последующего
пе
-
риода
времени
,
я
думаю
,
у
нас
ещё
есть
пара
лет
,
чтобы
посмотреть
,
как
будет
развиваться
электротранспорт
в
мегаполисе
и
разработать
правиль
-
ную
стратегию
технического
развития
сети
.
—
Какими
знаниями
должен
об
-
ладать
владелец
электромобиля
?
—
Прежде
всего
он
должен
нау
-
читься
правильно
пользоваться
ма
-
шиной
.
Есть
принципиальная
разни
-
ца
в
поведенческой
модели
потре
-
бителей
традиционного
авто
и
элек
-
тромобиля
.
Наш
водитель
,
как
прави
-
ло
,
приезжает
на
заправку
,
заправ
-
ляет
полный
бак
и
ездит
,
пока
стре
-
лочка
на
указателе
уровня
топли
-
ва
не
опустится
до
нуля
.
Тогда
води
-
тель
едет
на
заправку
,
снова
заправ
-
ляется
до
полного
бака
—
и
катается
ещё
недели
две
.
С
одной
стороны
,
это
экономит
время
(
не
надо
на
заправ
-
ку
часто
ездить
),
с
другой
—
все
как
-
то
к
этому
уже
привыкли
.
С
электромо
-
билем
подход
совершенно
иной
.
Он
больше
похож
на
то
,
как
мы
заряжа
-
ем
мобильный
телефон
или
ноутбук
.
В
течение
дня
мы
пользуемся
телефо
-
ном
или
ноутбуком
,
если
нужно
,
под
-
заряжаем
их
на
работе
,
вечером
при
-
ходим
домой
и
ставим
их
на
зарядку
,
ложимся
спать
,
а
с
утра
отключаем
от
зарядного
устройства
и
целый
день
опять
ими
пользуемся
.
С
электромо
-
билем
точно
так
же
.
—
Вдруг
понадобится
подзаря
-
диться
между
пробегами
?
Где
ис
-
кать
станцию
?
Насколько
удобно
они
будут
расположены
?
—
Схема
размещения
станций
бу
-
дет
оптимальной
.
Кроме
того
,
учиты
-
ваются
все
особенности
использова
-
ния
транспорта
.
По
статистике
95%
своего
жизненного
цикла
машина
проводит
на
парковке
,
и
только
5% —
в
дороге
.
То
есть
из
24
часов
машина
работает
2—3—4
часа
,
всё
остальное
время
она
где
-
то
стоит
.
Так
вот
,
пока
она
стоит
,
она
может
подзаряжать
-
ся
.
Более
того
,
мы
смотрим
сейчас
на
перспективу
и
закладываем
те
инно
-
вационные
технологии
,
которые
толь
-
ко
обсуждаются
в
мире
,
они
нигде
не
внедрены
,
и
,
возможно
,
мы
станем
пионерами
.
Речь
идёт
о
возможно
-
сти
включения
электромобиля
в
сеть
не
только
как
потребителя
электро
-
энергии
,
но
и
как
накопителя
.
Элек
-
тромобиль
может
работать
как
ём
-
кость
,
в
которой
накоплено
какое
-
то
количество
электроэнергии
,
которую
можно
выдать
в
сеть
для
покрытия
пи
-
ковых
нагрузок
в
некотором
локаль
-
ном
регионе
.
Эта
технология
получила
название
«vehicle to grid
или
V2G» —
«
машина
для
сети
» —
и
подразумева
-
ет
двустороннюю
передачу
мощно
-
сти
.
Электромобиль
,
будучи
на
пар
-
ковке
присоединён
к
зарядной
стан
-
ции
,
является
в
этот
момент
частью
так
называемых
интеллектуальных
сетей
.
И
,
как
элемент
Smart Grid,
он
управляется
централизованно
,
как
и
остальная
инфраструктура
:
в
какой
-
то
момент
времени
он
может
заряжать
-
ся
от
сети
,
если
есть
избыток
мощно
-
сти
в
сети
,
а
в
какой
-
то
момент
,
если
будет
дефицит
,
он
может
отдавать
из
54
своей
батареи
мощность
на
нужды
сети
.
Диапазон
в
части
выдачи
или
потребления
мощности
ограничива
-
ется
только
высоким
уровнем
заря
-
да
батареи
.
Если
машина
приехала
,
включилась
в
зарядную
станцию
,
то
к
регулированию
она
может
быть
допу
-
щена
только
через
несколько
часов
—
после
того
,
как
достаточно
зарядится
.
«
МОЭСК
»
планирует
отрабатывать
эту
технологию
совместно
с
автопро
-
изводителями
,
и
,
надеюсь
,
со
време
-
нем
мы
сможем
предложить
обосно
-
ванные
коммерческие
и
организа
-
ционные
решения
.
Система
накопле
-
ния
электроэнергии
давно
уже
явля
-
ется
головной
болью
сетевого
ком
-
плекса
,
и
в
данном
случае
идёт
речь
о
гораздо
более
разумной
и
эффектив
-
ной
распределённой
системе
накопи
-
телей
.
Если
научиться
управлять
ими
централизованно
,
то
можно
получать
гигантскую
запасённую
мощность
,
которую
в
нужный
момент
можно
ис
-
пользовать
.
Конечно
,
если
идёт
речь
об
одной
машине
,
то
это
ничто
для
сети
,
но
когда
таких
машин
будут
сот
-
ни
,
тысячи
или
миллионы
—
это
гигант
-
ские
цифры
,
гигаватты
.
И
,
если
эти
-
ми
гигаваттами
научиться
правильно
распоряжаться
,
перед
нами
откроют
-
ся
широчайшие
перспективы
.
Сегод
-
ня
это
кажется
фантастикой
.
Но
науч
-
ные
решения
уже
есть
,
они
отрабаты
-
ваются
в
лабораториях
.
А
наша
зада
-
ча
—
обеспечить
внедрение
этих
ре
-
шений
в
жизнь
.
—
Готова
ли
российская
про
-
мышленность
обеспечить
развитие
электромобильной
отрасли
в
стра
-
не
?
Или
ставка
делается
на
ино
-
странные
компании
?
—
В
рамках
пилотного
проекта
мы
вынуждены
пользоваться
зару
-
бежным
оборудованием
,
потому
что
в
России
на
сегодня
готовых
ком
-
мерческих
продуктов
отечественно
-
го
производства
нет
.
Есть
ряд
нара
-
боток
,
но
комплексных
решений
нет
.
В
рамках
проекта
мы
планируем
раз
-
работать
отечественную
модель
за
-
рядной
станции
,
которая
не
только
бу
-
дет
соответствовать
мировым
стан
-
дартам
и
удовлетворять
сугубо
специ
-
фическим
задачам
сетевого
комплек
-
са
,
но
и
подходить
к
нашим
клима
-
тическим
условиям
.
Мы
предполага
-
ем
,
что
это
оборудование
будет
впол
-
не
конкурентоспособным
и
,
возмож
-
но
,
в
перспективе
выйдет
и
на
меж
-
дународные
рынки
.
Мы
хорошо
пони
-
маем
,
куда
движется
мировой
авто
-
пром
и
промышленность
,
производя
-
щая
оборудование
для
электротранс
-
порта
.
И
считаем
,
что
у
России
есть
хорошие
перспективы
и
наши
ком
-
пании
вполне
могут
конкурировать
с
иностранными
.
В
частности
,
появил
-
ся
первый
отечественный
поставщик
комплексных
проектов
и
комплекс
-
ных
систем
,
которые
включают
в
себя
как
зарядное
оборудование
,
так
и
си
-
стему
управления
,
программную
,
ав
-
торизационную
часть
.
Он
занимает
-
ся
исключительно
инновационными
проектами
,
и
мы
рады
,
что
в
нашей
стране
есть
коллективы
,
способные
выполнять
сложные
задания
и
пред
-
лагать
оптимальные
решения
.
—
При
всех
«
плюсах
»
у
электро
-
мобилей
есть
один
существенный
недостаток
—
небольшая
протяжён
-
ность
пробега
без
подзарядки
.
Со
-
гласитесь
, 150
километров
при
на
-
ших
расстояниях
—
это
мало
.
—
Технологии
очень
быстро
разви
-
ваются
,
и
через
какое
-
то
время
бата
-
рея
будет
позволять
проезжать
в
разы
большие
расстояния
на
одной
заряд
-
ке
.
Три
года
назад
мы
и
мечтать
не
могли
,
что
у
электромобилей
появят
-
ся
возможности
,
которые
есть
сегод
-
ня
.
Что
будет
через
три
года
—
можно
только
фантазировать
.
Я
уверен
,
что
в
ближайшее
десятилетие
нас
ждёт
ре
-
волюция
в
транспорте
,
и
отрадно
,
что
мы
имеем
к
этому
непосредственное
отношение
.
—
Насколько
дорого
обходится
топливо
для
электромобиля
?
—
Стоимость
одного
километра
пробега
на
электромобиле
в
22
раза
меньше
,
чем
на
бензиновом
или
ди
-
зельном
двигателе
.
Мы
ставили
реаль
-
ный
эксперимент
,
проехав
на
маши
-
не
150
км
.
За
ночь
её
зарядили
,
и
за
-
рядка
по
счётчику
стоила
10
руб
.
Мож
-
но
проехать
600
км
за
40
рублей
,
тог
-
да
как
бензина
на
этот
же
отрезок
при
-
дётся
купить
на
1000—1500
рублей
.
—
Планирует
ли
МОЭСК
перево
-
дить
свой
автопарк
на
электриче
-
ство
?
—
Безусловно
.
В
рамках
проек
-
та
одной
из
задач
является
эксплуа
-
тация
разных
типов
электромобилей
,
для
того
чтобы
в
реальных
условиях
оценить
эффективность
применения
этих
транспортных
средств
и
понять
,
какой
экономический
эффект
мы
мо
-
жем
получить
от
использования
этого
вида
транспорта
.
—
Какие
меры
государственной
поддержки
необходимы
для
разви
-
тия
электротранспорта
нового
поко
-
ления
?
—
Участие
государства
в
продви
-
жении
электротранспорта
являет
-
ся
одним
из
важных
,
если
не
клю
-
чевых
,
аспектов
.
Во
всём
мире
раз
-
витие
электротранспорта
связано
с
программами
государственной
под
-
держки
.
Практически
во
всех
стра
-
нах
присутствуют
субсидии
на
покуп
-
ку
электромобилей
,
льготы
по
опла
-
те
налоговых
и
таможенных
пошлин
,
различные
немонетарные
меры
сти
-
мулирования
:
бесплатная
парков
-
ка
,
бесплатный
въезд
в
центр
горо
-
да
или
возможность
движения
по
вы
-
деленным
полосам
для
общественно
-
го
транспорта
,
что
существенно
сэ
-
кономит
время
в
мегаполисе
на
пе
-
редвижение
,
поможет
избежать
про
-
бок
.
Такой
комплекс
мер
и
подходов
нами
подготовлен
на
основании
ми
-
рового
опыта
.
Информация
переда
-
на
в
профильное
подразделение
госу
-
дарственных
органов
,
она
сейчас
из
-
учается
,
и
я
надеюсь
,
что
в
ближай
-
шие
несколько
месяцев
будут
приня
-
ты
конкретные
меры
и
шаги
по
сти
-
мулированию
развития
этой
отрасли
.
Беседовала
Людмила
ЮДИНА
Оригинал статьи: Меняем бензин на электричество
«Московская объединённая электросетевая компания» (МОЭСК) до конца 2011 года планирует открыть в Москве 28 заправочных пунктов для электромобилей. О перспективах развития электромобильной отрасли в нашей стране рассказывает заместитель директора по информационным технологиям, инновациям и операционной эффективности ОАО «МОЭСК», кандидат технических наук Денис ЦЫПУЛЁВ.