50
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
50
С
овременные
энергетические
компании
(
как
электро
-,
так
и
нефтегазовые
),
обладающие
значительными
протя
-
жёнными
линиями
электропередачи
,
активно
ищут
способы
снижения
издержек
на
поддержание
в
рабочем
состоянии
своего
ин
-
фраструктурного
хозяйства
.
На
другой
чаше
ве
-
сов
стоит
вопрос
повышения
надёжности
и
сни
-
жения
аварийности
,
что
заставляет
их
выделять
существенные
бюджеты
,
например
,
на
процеду
-
ры
мониторинга
состояния
своей
инфраструкту
-
ры
(
на
дорогостоящий
и
небезопасный
облёт
ли
-
ний
электропередачи
с
помощью
вертолётов
).
Главные
игроки
рынка
электроэнергии
уже
несколько
лет
присматриваются
к
технологиям
обследования
воздушных
линий
(
ВЛ
)
электро
-
передачи
с
помощью
беспилотных
летательных
аппаратов
(
БПЛА
).
Многие
компании
уже
прош
-
ли
через
опыт
закупки
беспилотников
,
обучения
команд
«
пилотов
»
и
обслуживающего
персона
-
ла
.
Многим
даже
удалось
попробовать
приме
-
нить
БПЛА
на
своих
энергообъектах
для
задач
обследования
.
К
сожалению
,
первые
опыты
не
всегда
приводили
к
одно
-
значно
положительным
результатам
—
чувствительные
и
сложные
машины
быстро
выходили
из
строя
,
терялись
,
их
роняли
в
реки
,
болота
или
на
сами
объекты
обследования
.
В
результате
многие
признавали
технологию
недо
-
статочно
зрелой
.
Мы
не
можем
сказать
,
что
российский
рынок
здесь
значитель
-
но
отстаёт
от
мировой
практики
.
Все
примерно
на
одних
позициях
:
проис
-
ходит
интенсивная
фаза
исследова
-
тельских
работ
по
внедрению
новых
технологий
в
жизнь
,
их
адаптация
к
ре
-
альным
условиям
и
задачам
электроэнергети
-
ческих
компаний
.
Как
всегда
бывает
в
подобных
инновацион
-
ных
проектах
,
перед
тем
,
кто
первый
освоит
новые
технологии
(
в
данном
случае
—
техно
-
логии
применения
БПЛА
для
обследования
и
сбора
данных
по
объектам
,
распределённым
на
огромные
расстояния
),
откроется
уникаль
-
ная
ниша
создания
нового
бизнеса
—
бизнеса
,
тесно
связанного
с
энергетикой
,
обслуживанием
и
ремонтом
разнообразного
инфраструктурного
оборудования
,
возможностью
сбора
уникальной
статистики
и
применения
новых
методов
про
-
гнозной
аналитики
.
При
этом
,
как
это
часто
бывает
в
технике
,
решение
одной
узкой
задачи
может
открыть
перспективы
для
решения
целого
класса
дру
-
гих
,
связанных
с
ней
.
Так
,
например
,
получе
-
ние
высококачественных
изображений
объекта
на
местности
(
при
помощи
фото
-,
видеокамер
,
инфракрасной
,
ультрафиолетовой
,
мультиспек
-
тральной
камер
и
другой
аппаратуры
)
с
высоты
«ЛЭП с высоты
птичьего полёта…»
Повышение эффективности — задача, которая стоит на повестке дня у любого
руководителя, стремящегося к сокращению затрат и максимизации прибыли
своего предприятия. При анализе различных аспектов деятельности компаний
электроэнергетики одной из наиболее многообещающих областей для поис-
ка скрытых ресурсов является эффективность обслуживания электросетевых
активов.
Вадим ПЕСТУН, управляющий директор
практики «Природные ресурсы. ТЭК» Accenture в России,
Андрей ГУРСКИЙ, менеджер практики Accenture Digital
Рис
.
Несанкционированный
въезд
автомобиля
в
охранную
зону
р
о
б
о
т
ы
в
с
е
т
я
х
роботы в сетях
51
№
3 (30),
май
–
июнь
, 2015
51
полёта
аппарата
со
стабильной
траекторией
и
не
-
обходимыми
дополнительными
и
точными
данными
(
координаты
,
углы
наклонов
и
т
.
д
.)
даёт
возможность
применить
технологии
компьютерного
зрения
для
анализа
объекта
(
рис
.).
Преобразование
изображений
в
доступный
для
анализа
вид
открывает
возможности
подключения
до
-
полнительных
данных
(
например
,
данные
о
нагрузке
на
ВЛ
,
температура
окружающей
среды
,
сила
ветра
),
необходимых
для
более
полного
и
точного
анализа
.
Периодический
сбор
данных
,
хранение
результатов
обработки
,
накопление
исторических
данных
позво
-
ляет
строить
статистические
модели
и
предсказывать
изменение
состояния
объектов
.
Всё
это
,
в
свою
очередь
,
даёт
возможность
ис
-
пользовать
оборудование
более
эффективно
.
Например
,
знание
о
текущем
состоянии
ВЛ
,
по
-
нимание
изменения
её
характеристик
в
прошлом
,
а
также
диапазон
текущей
нагрузки
позволяют
строить
прогноз
о
предельных
допустимых
нагрузках
с
учётом
множества
дополнительных
факторов
.
Другой
пример
.
Эксплуатирующая
организация
со
-
ставляет
регламент
обслуживания
и
ремонта
участ
-
ка
линии
,
пользуясь
индустриальными
стандартами
и
богатым
опытом
своих
сотрудников
.
При
этом
гра
-
фик
составляется
с
определённым
запасом
,
чтобы
не
допустить
сбоев
и
аварий
.
Сотрудники
совершают
регулярный
обход
линий
,
в
рамках
которого
по
согла
-
сованному
графику
производят
диагностику
оборудо
-
вания
.
При
замене
обхода
обследованием
с
помощью
БПЛА
можно
собирать
данные
об
активах
,
обрабаты
-
вать
их
и
анализировать
состояние
объектов
с
нако
-
плением
исторических
данных
в
более
сжатые
сроки
и
с
большей
точностью
.
В
этом
случае
,
с
учётом
ана
-
лиза
накопленных
данных
,
а
также
дополнительных
параметров
окружающей
среды
и
нагрузки
на
ВЛ
,
можно
производить
техническое
обслуживание
и
ре
-
монт
оборудования
только
по
мере
необходимости
(
по
состоянию
).
И
,
наконец
,
подрядной
организации
поручено
выполнить
работы
по
вырубке
просек
вдоль
линии
электропередачи
.
Подрядчик
отчитался
о
выполнен
-
ных
работах
:
вырубил
300
гектаров
леса
на
участке
№
5, 250
гектаров
на
участке
№
34, 400
гектаров
на
участке
№
213.
На
самом
деле
подрядчик
вырубил
меньшие
объёмы
и
не
всегда
там
,
где
было
надо
.
А
точно
оценить
,
сколько
древесно
-
кустарниковой
растительности
вычищено
—
определённая
пробле
-
ма
.
По
имеющейся
статистике
,
на
различных
участ
-
ках
по
различным
подрядчикам
накапливается
до
20%
невыполненных
работ
.
Продвинутые
технологии
мониторинга
и
анализа
данных
позволяют
автомати
-
чески
сопоставить
заказы
на
выполнение
подрядов
и
реальное
выполнение
работ
и
проконтролировать
эффективность
расходования
средств
,
исключая
ошибки
в
расчётах
и
человеческий
фактор
,
а
также
выявить
недобросовестных
исполнителей
,
регулярно
нарушающих
условия
договоров
.
Кроме
того
,
энергокомпания
получает
детальное
описание
объектов
распределительной
сети
в
их
теку
-
щем
состоянии
.
Это
позволяет
оптимально
планиро
-
вать
обновление
оборудования
и
наилучшим
образом
инвестировать
в
развитие
и
расширение
своих
пере
-
дающих
мощностей
.
Что
касается
законодательных
аспектов
регули
-
рования
применения
БПЛА
,
в
настоящий
момент
в
России
сложилась
уникальная
ситуация
.
Если
срав
-
нивать
с
развитыми
мировыми
рынками
,
мы
имеем
определённое
преимущество
в
применении
данного
оборудования
в
хозяйственной
деятельности
.
В
большинстве
стран
Европы
применение
беспи
-
лотных
летательных
аппаратов
возможно
только
при
их
постоянном
визуальном
контроле
.
То
есть
,
вы
не
можете
запустить
запрограммированный
аппарат
на
выполнение
определённой
задачи
на
несколько
ча
-
сов
,
на
несколько
сот
километров
от
точки
запуска
.
Вы
должны
его
постоянно
контролировать
визуально
!
В
США
в
дополнение
к
требованиям
по
визуаль
-
ному
контролю
добавляются
особенности
регулиро
-
вания
в
различных
штатах
и
требования
по
квали
-
фикации
персонала
,
работающего
с
БПЛА
(
лётная
лицензия
Federal Aviation Administration).
А
это
—
до
-
полнительные
издержки
на
прохождение
обучения
,
сертификации
и
оплату
соответствующего
персонала
.
В
России
гражданские
беспилотные
аппараты
—
«
незарегулированная
»
область
.
Всё
,
что
сейчас
нужно
—
это
получить
разрешение
на
полёт
по
за
-
данному
маршруту
.
Это
огромное
подспорье
для
технологического
прорыва
в
этой
сфере
,
особенно
для
крупных
компаний
.
И
здесь
требуются
скоорди
-
нированные
действия
индустрии
для
того
,
чтобы
это
преимущество
не
потерять
.
Конечно
же
,
существуют
определённые
проблемы
с
надёжностью
БПЛА
,
рисками
их
потери
,
недостат
-
ком
квалифицированного
персонала
по
их
обслужи
-
ванию
и
эксплуатации
.
Такие
проблемы
,
пожалуй
,
существуют
во
всех
инновационных
технологических
сферах
.
Они
могут
решаться
постепенно
по
мере
на
-
копления
опыта
и
роста
спроса
на
подобные
услуги
со
стороны
крупных
заказчиков
.
Уже
сейчас
на
рынке
есть
компании
,
которые
пред
-
лагают
услуги
по
мониторингу
ВЛ
,
довольно
успешно
и
регулярно
летают
,
обладают
серьёзным
опытом
и
багажом
знаний
,
полученных
в
результате
проб
и
оши
-
бок
.
Они
в
разной
степени
эффективно
используют
материалы
обследования
.
Чаще
всего
это
ручная
или
полуручная
обработка
данных
.
Тем
не
менее
,
скорость
развития
технологии
,
всё
более
широкое
применение
беспилотников
в
других
сферах
и
отраслях
,
постоянное
снижение
стоимости
их
применения
позволят
первопроходцам
получить
значительные
преимущества
уже
сейчас
.
Остаётся
всё
более
узкий
сегмент
трудно
решае
-
мых
технических
задач
,
который
препятствует
быстро
-
му
заполнению
данной
ниши
бизнеса
.
Всё
большее
количество
игроков
возникает
на
рынке
,
предлагая
свои
инновационные
решения
как
в
области
БПЛА
,
так
и
обработке
собранных
данных
,
проведении
мо
-
делирования
и
прогнозирования
поведения
объектов
инфраструктуры
.
Это
шанс
для
энергетических
компаний
включить
-
ся
в
новую
технологическую
игру
уже
на
раннем
эта
-
пе
.
Главное
—
не
упустить
момент
,
за
«
умными
»
и
«
цифровыми
»
предприятиями
—
будущее
.
Оригинал статьи: «ЛЭП с высоты птичьего полёта…»
Повышение эффективности — задача, которая стоит на повестке дня у любого руководителя, стремящегося к сокращению затрат и максимизации прибыли своего предприятия. При анализе различных аспектов деятельности компаний электроэнергетики одной из наиболее многообещающих областей для поиска скрытых ресурсов является эффективность обслуживания электросетевых активов.