Линии будущего

Page 1
background image

КАБЕЛЬ−news / № 4 / апрель  2009

82

Актуально

К  сожалению  или  к  счастью,  но  за  последние 

годы  Россия  действительно  сделала  большой  шаг 
на пути интеграции в мировую экономику и вместе 
с ней оказалась под влиянием мирового финансо-
вого кризиса. 

На  фоне  этого  несколько  странными  кажутся 

сегодняшние  отраслевые  дискуссии  о  каких-то 
специальных подходах в технической политике от-
носительно  наболевших  вопросов  модернизации 
электросетевого комплекса страны с точки зрения 
применяемых материалов, оборудования и техно-
логий  при  строительстве  ВЛ  в  условиях  мирового 
финансового кризиса. 

Бесспорно, какие-то нюансы действительно есть, 

но,  наверное,  мало  кто  задумывался  над  тем,  что 
на  протяжении  всего  20  века  та  самая  мировая 
экономика с завидной регулярностью сотрясалась 
различными  кризисными  явлениями.  Поэтому, 
если бы зарубежные энергетики каждый раз с на-
ступлением  очередного  экономического  кризиса 
пересматривали  свои  подходы  к  вопросам  техни-
ческой политики в электросетевом строительстве, 
то, видимо, света бы там уже давно не было. Также, 
наверное,  там  хорошо  помнят  старую  народную 
мудрость  о  том,  что  «Скупой  платит  дважды»…  А 
именно  такая  ситуация  сегодня  может  опять  сло-
житься в отечественных распределительных сетях 

напряжением  6-10  кВ  при  отсутствии  четкой  тех-
нической  концепции  применительно  к  вопросам 
строительства этих сетей. 

На  балансе  РСК  и  ОАО  «Энергетики  и  электри-

фикации»  находится  около  2,35  млн  км  воздуш-
ных  и  кабельных  линий  0,38-220  кВ,  из  которых 
1,1  млн.  км  —  напряжением  6-10  кВ,  то  есть  око-
ло  47%  сетей.  Таким  образом,  результаты  работы 
сетей  напряжением  6-10  кВ  во  многом  предопре-
деляют  качество,  надежность  и  эффективность 
работы  электросетевого комплекса в целом. Мно-
гие  десятилетия  в  России  основным  приоритетом 
в  электросетевом  строительстве  был  принцип 
создания  высоконадежных  магистральных  ВЛ  вы-
соких  классов  напряжений.  Сети  же  среднего  и 
низкого  напряжения  проектировались  по  крите-
рию  минимума  затрат  и  строились  по  остаточно-
му принципу финансирования, и по состоянию на 
01.01.2004 свой ресурс уже отработали до 560 тыс. 
км ВЛ 6-10 кВ, то есть более половины сетей. И это в 
ситуации, когда российское правительство в усло-
виях всемирного финансового кризиса выводит на 
первый план тезис о максимальном сохранении и 
развитии  отечественного  производства,  развитии 
промышленных программ импортозамещения. Но 
если не будет обеспечено надежное электроснаб-
жение — как развивать промышленность? 

Сегодня можно констатировать, что за последние 

предкризисные  годы  действительно  удалось  за-
ложить  несколько  по  настоящему  серьезных  кон-
цептуальных  решений  в  области  конструктивного 
облика перспективных ВЛ. Эти решения в ближай-
шее  время  позволят  значительно  сократить  наше 
отставание  от  общемировых  тенденций.  К  таким 
решениям можно отнести:

1.  Для  ВЛ  высоких  классов  напряжений  (110  —  

330 кВ) это:

-  Реализация  программы  по  разработке  и  вне-

дрению  новых  для  российской  энергетики  сталь-
ных,  многогранных  опор  (спецпрограмма  ОАО 
«ФСК ЕЭС») (рис. 2);

-  Максимальное  внедрение  последних  достиже-

ний  в  полимерной  изоляции  («20-й»  приказ  ОАО 
«ФСК  ЕЭС»)  и,  как  производная  от  этого  решения, 
возможность  внедрения  перспективнейших  ре-
шений в части, касающейся изолирующих траверс 
(рис. 3).

Только  применение  этих  двух  решений  уже  до-

статочно  для  кардинального  пересмотра  кон-

Линии будущего

Рис. 1. Изолирующие траверсы 
веерного типа (ТВИ)  
с изоляторами ОлСК


Page 2
background image

КАБЕЛЬ−news / № 4 / апрель  2009

83

Актуально 

структивных  решений  ВЛ  в  области  вопросов  их 
габаритов  и  пропускной  способности,  вопросов 
защиты проводов от пляски и вибраций, скорости 
строительства. Все это в ближайшее время должно 
привести  к  появлению  новых  конструкций  ВЛ  но-
вого уровня надежности при одновременном сни-
жении стоимости их строительства.

2. Для ВЛ низкого класса напряжения (0,4 кВ)- это 

повсеместный переход на строительство ВЛ с при-
менением самонесущих изолированных проводов 
СИП.  Несмотря  на  необходимость  более  высоких 
капиталовложений  на  стадии  строительства  отно-
сительно ВЛ с «голыми» проводами, эти вложения с 
лихвой окупаются в течение нескольких лет эксплу-
атации за счет значительного снижения эксплуата-
ционных затрат. И отката к устаревшим технологиям 
не  предвидится.  К  новому  уровню  надежности  и 
безопасности  таких  ВЛ  потребители  и  энергетики 
уже успели привыкнуть. Кроме того, за последние 
предкризисные годы, стоимость таких ВЛ серьезно 
снизилась. Это, во-первых, обусловлено массовым 
освоением в производстве качественных, самоне-
сущих  изолированных  проводов  отечественными 
заводами  и  соответственно  практически  полно-
му  замещению  ими  дорогих  импортных  аналогов. 
Во-вторых,  появлением  на  рынке  качественной 
и  недорогой  отечественной  линейной  арматуры 
для  проводов  СИП.  Ее  серийный  выпуск  налажен 
уже на двух отечественных заводах: ЗАО «МЗВА» и  
ООО «Великолукский завод «Радиоприбор».

В части же, касающейся вопросов конструктивно-

го  исполнения  ВЛ  среднего  напряжения  (6-35  кВ), 
финансовый  кризис  угодил  точно  в  самый  раз-
гар  «боданий  концепций».  Несмотря  на  то,  что  в 
утвержденных технических политиках ряда энерго-
систем  сегодня  существует  указание  на  строитель-
ство таких ВЛ на стойках увеличенной прочности и 
применении подвесной изоляции (т.е. практически 
все  ВЛ  в  габаритах  ВЛ  35  кВ),  когда  дело  доходило 
до  реального  строительства  еще  даже  в  докризис-
ные  годы  все  понимали  финансовую  неподъем-
ность  таких  решений.  И,  по  большому  счету,  опять 
возвращались  к  решениям  прошлого  века:  желе-
зобетонные  или  деревянные  опоры,  поперечные 
металлические  траверсы,  штыревая  изоляция  на 
промежуточных опорах и стеклянная подвесная на 
анкерных.  По  сути  единственным  новшеством  ста-
ло применение проводов, защищенных изоляцией, 
что позволило упростить строительство данных ВЛ 
в  лесистой  местности  и  одновременно  повысить 
их  надежность  за  счет  исключения  межфазных  за-
мыканий  от  попадания  посторонних  предметов  и 

Рис. 2. Это уже сегодня

Рис. 3. А это завтра


Page 3
background image

КАБЕЛЬ−news / № 4 / апрель  2009

84

Актуально

схлестывания проводов в пролетах. Однако, вопро-
сы общей объективно низкой механической и элек-
трической  прочности  ВЛ  6-10  кВ  так  и  остались  не 
решенными.

В  последнее  время  появились  предложения  во-

обще  на  ближайшие  годы  ограничиться  только 
заменой  опор,  чтобы  линии  просто  не  падали.  Но 
такое  решение  точно  в  ближайшей  перспективе 
«аукнется»  вышеуказанной  мудростью:  «Скупой 
платит дважды»…

Выход  видится  в  скорейшей  выработке  облика 

перспективных  конструкций  ВЛ  6-35  кВ  на  долгие 
годы  вперед.  Сегодня  уже  существуют  и  реализу-
ются на практике интереснейшие решения. К таким 
решениям  можно  отнести  применение  стальных 
многогранных  опор  12-ти  метровой  высоты  в  со-
четании  с  новыми  образцами  изолирующих  тра-
верс  веерного  типа  (ТВИ),  на  базе  новых  опорных 
линейных стержневых полимерных (кремнийорга-
нических) изоляторов типа ОЛСК.

Такое решение позволяет:
-  Сократить  стоимость  стоек  за  счет  их  цельно-

го  изготовления,  с  использованием  оптимального 

раскроя  выпускающихся  металлопрокатными  за-
водами стальных листов;

-  сократить  стоимость  транспортных  расходов 

за счет уменьшения веса опор относительно желе-
зобетонных аналогов. Кроме того, 12-ти метровые 
стойки  удобно  перевозить  всеми  существующими 
грузовыми транспортными средствами;

- применение ТВИ позволяет осуществить надеж-

ное крепление нижних проводов ВЛ на высоте бо-
лее  12,5  м.  Выдерживаемый  изгибающий  момент, 
например,  нового  отечественного  изолятора 
ОЛСК-12,5-10  А2  не  менее  12,5  кН.  (для  справки: 
штыревые  конструкции  обеспечивали  не  более  5 
кН изгибающего момента);

-  такая  высота  подвеса  нижних  проводов  в  ком-

плексе с увеличенной прочностью стойки позволя-
ют выйти на габаритные пролеты не менее 100 м и 
значительно сократить само количество необходи-
мых опор;

-  сокращение  количества  опор  соответственно 

сокращает количество стоек, арматуры и изолято-
ров. Сокращает объем общестроительных работ и 
значительно сокращает сроки монтажа ВЛ;

- изоляторы ОЛСК кроме высокой механической 

прочности и вандалостойкости имеют уникальные 
параметры  электрической  прочности.  Они  фак-
тически  «непробиваемы»,  так  как  имеют  не  менее 
155 мм сплошной изолирующей детали (штыревые 
изоляторы не более 40 мм).

Все это в результате позволяет по предваритель-

ным  расчетам  получить  стоимость  строительства 
ВЛ  6-10  (20)  кВ  принципиально  нового  уровня  на-
дежности  и  долговечности  в  пределах  стоимости 
строительства «традиционной» ВЛ 10 кВ с исполь-
зованием железобетонных опор.

Интереснейшие  решения  просматриваются  в 

двухцепном исполнении таких ВЛ с использовани-
ем изолирующих траверс консольного типа.

Когда-то,  генеральный  конструктор  одноимен-

ного  авиационного  КБ  Андрей  Николаевич  Тупо-
лев  сказал,  что  зачастую  даже  по  внешнему  виду 
самолета  можно  сказать  о  его  летных  качествах: 
если самолет красив — то так же красиво он будет 
и летать.

Вышеуказанный  конструктив  перспективных  ВЛ 

среднего  класса  напряжения  безоговорочно  кра-
сив… Он не идет ни в какое сравнение с существу-
ющим. Одно слово — линии будущего.

М.а. Котухов — генеральный директор

ООО НПП «Средства механизации  

электрических сетей»

Изолятор ОлСК 12,5-10Б2

Изолятор ОлСК 12,5-10А2

Рис. 4


Читать онлайн

К сожалению или к счастью, но за последние годы Россия действительно сделала большой шаг на пути интеграции в мировую экономику и вместе с ней оказалась под влиянием мирового финансового кризиса. На фоне этого несколько странными кажутся сегодняшние отраслевые дискуссии о каких-то специальных подходах в технической политике относительно наболевших вопросов модернизации электросетевого комплекса страны с точки зрения применяемых материалов, оборудования и технологий при строительстве ВЛ в условиях мирового финансового кризиса.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»