КАБЕЛЬ−news / № 4 / апрель 2009
82
Актуально
К сожалению или к счастью, но за последние
годы Россия действительно сделала большой шаг
на пути интеграции в мировую экономику и вместе
с ней оказалась под влиянием мирового финансо-
вого кризиса.
На фоне этого несколько странными кажутся
сегодняшние отраслевые дискуссии о каких-то
специальных подходах в технической политике от-
носительно наболевших вопросов модернизации
электросетевого комплекса страны с точки зрения
применяемых материалов, оборудования и техно-
логий при строительстве ВЛ в условиях мирового
финансового кризиса.
Бесспорно, какие-то нюансы действительно есть,
но, наверное, мало кто задумывался над тем, что
на протяжении всего 20 века та самая мировая
экономика с завидной регулярностью сотрясалась
различными кризисными явлениями. Поэтому,
если бы зарубежные энергетики каждый раз с на-
ступлением очередного экономического кризиса
пересматривали свои подходы к вопросам техни-
ческой политики в электросетевом строительстве,
то, видимо, света бы там уже давно не было. Также,
наверное, там хорошо помнят старую народную
мудрость о том, что «Скупой платит дважды»… А
именно такая ситуация сегодня может опять сло-
житься в отечественных распределительных сетях
напряжением 6-10 кВ при отсутствии четкой тех-
нической концепции применительно к вопросам
строительства этих сетей.
На балансе РСК и ОАО «Энергетики и электри-
фикации» находится около 2,35 млн км воздуш-
ных и кабельных линий 0,38-220 кВ, из которых
1,1 млн. км — напряжением 6-10 кВ, то есть око-
ло 47% сетей. Таким образом, результаты работы
сетей напряжением 6-10 кВ во многом предопре-
деляют качество, надежность и эффективность
работы электросетевого комплекса в целом. Мно-
гие десятилетия в России основным приоритетом
в электросетевом строительстве был принцип
создания высоконадежных магистральных ВЛ вы-
соких классов напряжений. Сети же среднего и
низкого напряжения проектировались по крите-
рию минимума затрат и строились по остаточно-
му принципу финансирования, и по состоянию на
01.01.2004 свой ресурс уже отработали до 560 тыс.
км ВЛ 6-10 кВ, то есть более половины сетей. И это в
ситуации, когда российское правительство в усло-
виях всемирного финансового кризиса выводит на
первый план тезис о максимальном сохранении и
развитии отечественного производства, развитии
промышленных программ импортозамещения. Но
если не будет обеспечено надежное электроснаб-
жение — как развивать промышленность?
Сегодня можно констатировать, что за последние
предкризисные годы действительно удалось за-
ложить несколько по настоящему серьезных кон-
цептуальных решений в области конструктивного
облика перспективных ВЛ. Эти решения в ближай-
шее время позволят значительно сократить наше
отставание от общемировых тенденций. К таким
решениям можно отнести:
1. Для ВЛ высоких классов напряжений (110 —
330 кВ) это:
- Реализация программы по разработке и вне-
дрению новых для российской энергетики сталь-
ных, многогранных опор (спецпрограмма ОАО
«ФСК ЕЭС») (рис. 2);
- Максимальное внедрение последних достиже-
ний в полимерной изоляции («20-й» приказ ОАО
«ФСК ЕЭС») и, как производная от этого решения,
возможность внедрения перспективнейших ре-
шений в части, касающейся изолирующих траверс
(рис. 3).
Только применение этих двух решений уже до-
статочно для кардинального пересмотра кон-
Линии будущего
Рис. 1. Изолирующие траверсы
веерного типа (ТВИ)
с изоляторами ОлСК
КАБЕЛЬ−news / № 4 / апрель 2009
83
Актуально
структивных решений ВЛ в области вопросов их
габаритов и пропускной способности, вопросов
защиты проводов от пляски и вибраций, скорости
строительства. Все это в ближайшее время должно
привести к появлению новых конструкций ВЛ но-
вого уровня надежности при одновременном сни-
жении стоимости их строительства.
2. Для ВЛ низкого класса напряжения (0,4 кВ)- это
повсеместный переход на строительство ВЛ с при-
менением самонесущих изолированных проводов
СИП. Несмотря на необходимость более высоких
капиталовложений на стадии строительства отно-
сительно ВЛ с «голыми» проводами, эти вложения с
лихвой окупаются в течение нескольких лет эксплу-
атации за счет значительного снижения эксплуата-
ционных затрат. И отката к устаревшим технологиям
не предвидится. К новому уровню надежности и
безопасности таких ВЛ потребители и энергетики
уже успели привыкнуть. Кроме того, за последние
предкризисные годы, стоимость таких ВЛ серьезно
снизилась. Это, во-первых, обусловлено массовым
освоением в производстве качественных, самоне-
сущих изолированных проводов отечественными
заводами и соответственно практически полно-
му замещению ими дорогих импортных аналогов.
Во-вторых, появлением на рынке качественной
и недорогой отечественной линейной арматуры
для проводов СИП. Ее серийный выпуск налажен
уже на двух отечественных заводах: ЗАО «МЗВА» и
ООО «Великолукский завод «Радиоприбор».
В части же, касающейся вопросов конструктивно-
го исполнения ВЛ среднего напряжения (6-35 кВ),
финансовый кризис угодил точно в самый раз-
гар «боданий концепций». Несмотря на то, что в
утвержденных технических политиках ряда энерго-
систем сегодня существует указание на строитель-
ство таких ВЛ на стойках увеличенной прочности и
применении подвесной изоляции (т.е. практически
все ВЛ в габаритах ВЛ 35 кВ), когда дело доходило
до реального строительства еще даже в докризис-
ные годы все понимали финансовую неподъем-
ность таких решений. И, по большому счету, опять
возвращались к решениям прошлого века: желе-
зобетонные или деревянные опоры, поперечные
металлические траверсы, штыревая изоляция на
промежуточных опорах и стеклянная подвесная на
анкерных. По сути единственным новшеством ста-
ло применение проводов, защищенных изоляцией,
что позволило упростить строительство данных ВЛ
в лесистой местности и одновременно повысить
их надежность за счет исключения межфазных за-
мыканий от попадания посторонних предметов и
Рис. 2. Это уже сегодня
Рис. 3. А это завтра
КАБЕЛЬ−news / № 4 / апрель 2009
84
Актуально
схлестывания проводов в пролетах. Однако, вопро-
сы общей объективно низкой механической и элек-
трической прочности ВЛ 6-10 кВ так и остались не
решенными.
В последнее время появились предложения во-
обще на ближайшие годы ограничиться только
заменой опор, чтобы линии просто не падали. Но
такое решение точно в ближайшей перспективе
«аукнется» вышеуказанной мудростью: «Скупой
платит дважды»…
Выход видится в скорейшей выработке облика
перспективных конструкций ВЛ 6-35 кВ на долгие
годы вперед. Сегодня уже существуют и реализу-
ются на практике интереснейшие решения. К таким
решениям можно отнести применение стальных
многогранных опор 12-ти метровой высоты в со-
четании с новыми образцами изолирующих тра-
верс веерного типа (ТВИ), на базе новых опорных
линейных стержневых полимерных (кремнийорга-
нических) изоляторов типа ОЛСК.
Такое решение позволяет:
- Сократить стоимость стоек за счет их цельно-
го изготовления, с использованием оптимального
раскроя выпускающихся металлопрокатными за-
водами стальных листов;
- сократить стоимость транспортных расходов
за счет уменьшения веса опор относительно желе-
зобетонных аналогов. Кроме того, 12-ти метровые
стойки удобно перевозить всеми существующими
грузовыми транспортными средствами;
- применение ТВИ позволяет осуществить надеж-
ное крепление нижних проводов ВЛ на высоте бо-
лее 12,5 м. Выдерживаемый изгибающий момент,
например, нового отечественного изолятора
ОЛСК-12,5-10 А2 не менее 12,5 кН. (для справки:
штыревые конструкции обеспечивали не более 5
кН изгибающего момента);
- такая высота подвеса нижних проводов в ком-
плексе с увеличенной прочностью стойки позволя-
ют выйти на габаритные пролеты не менее 100 м и
значительно сократить само количество необходи-
мых опор;
- сокращение количества опор соответственно
сокращает количество стоек, арматуры и изолято-
ров. Сокращает объем общестроительных работ и
значительно сокращает сроки монтажа ВЛ;
- изоляторы ОЛСК кроме высокой механической
прочности и вандалостойкости имеют уникальные
параметры электрической прочности. Они фак-
тически «непробиваемы», так как имеют не менее
155 мм сплошной изолирующей детали (штыревые
изоляторы не более 40 мм).
Все это в результате позволяет по предваритель-
ным расчетам получить стоимость строительства
ВЛ 6-10 (20) кВ принципиально нового уровня на-
дежности и долговечности в пределах стоимости
строительства «традиционной» ВЛ 10 кВ с исполь-
зованием железобетонных опор.
Интереснейшие решения просматриваются в
двухцепном исполнении таких ВЛ с использовани-
ем изолирующих траверс консольного типа.
Когда-то, генеральный конструктор одноимен-
ного авиационного КБ Андрей Николаевич Тупо-
лев сказал, что зачастую даже по внешнему виду
самолета можно сказать о его летных качествах:
если самолет красив — то так же красиво он будет
и летать.
Вышеуказанный конструктив перспективных ВЛ
среднего класса напряжения безоговорочно кра-
сив… Он не идет ни в какое сравнение с существу-
ющим. Одно слово — линии будущего.
М.а. Котухов — генеральный директор
ООО НПП «Средства механизации
электрических сетей»
Изолятор ОлСК 12,5-10Б2
Изолятор ОлСК 12,5-10А2
Рис. 4
Оригинал статьи: Линии будущего
К сожалению или к счастью, но за последние годы Россия действительно сделала большой шаг на пути интеграции в мировую экономику и вместе с ней оказалась под влиянием мирового финансового кризиса. На фоне этого несколько странными кажутся сегодняшние отраслевые дискуссии о каких-то специальных подходах в технической политике относительно наболевших вопросов модернизации электросетевого комплекса страны с точки зрения применяемых материалов, оборудования и технологий при строительстве ВЛ в условиях мирового финансового кризиса.