Лидерство производственного менеджмента в аспектах безопасности труда и ребрендинг лидерства

Page 1
background image

Page 2
background image

ОХРАНА

ТРУДА

118

б

е

з

о

п

а

с

н

о

с

т

ь

безопасность

Лидерство 

производственного 

менеджмента 

в аспектах 

безопасности труда и 

ребрендинг лидерства

Софья

 

ЧАРЫШЕВА

старший

 

научный

 

сотрудник

 

факультета

 

психологии

 

МГУ

 

имени

 

М

.

В

Ломоносова

к

.

пс

.

н

., 

бизнес

-

тренер

профессиональный

 

коуч

 

по

 

сертификации

 

Erickson College, 

преподаватель

 

со

 

стажем

Виктор

 

ПАУЛИ

,

 

генеральный

 

директор

 

ЗАО

 «

Наставник

-

ТехЭнерго

», 

д

.

т

.

н

., 

к

.

э

.

н

., 

профессор

 

(

дипломированный

 

ВАК

 

РФ

), 

лауреат

 

премии

 

Правительства

 

РФ

 

в

 

области

 

науки

 

и

 

техники

преподаватель

 

со

 

стажем

П

ервое

 

десятилетие

 XXI 

ве

-

ка

 

внесло

 

в

 

практику

 

рос

-

сийского

 

управления

 

ком

-

паниями

 

такие

 

понятия

как

 

видение

 

и

 

миссия

стратегические

 

цели

 

и

 

политика

ценности

 

и

 

куль

-

тура

 

управления

лидерство

 

и

 

его

 

стили

социальная

 

ответственность

 

и

 

социальная

 

отчетность

социаль

-

но

-

психологическая

 

стабильность

 

и

 

лояльность

 

персонала

андрагоги

-

ка

  (

образование

 

взрослых

и

 

само

-

обучающиеся

 

компании

гуманиза

-

ция

 

производственных

 

отношений

 

и

   

психологические

 

техники

продук

-

тивность

 

управления

 

и

 

повышение

 

когнитивной

 

и

 

гностической

 

активнос

ти

 

производственного

 

менеджмента

Это

 

означает

что

 

производственные

 

менеджеры

 

должны

 

осуществлять

 

управление

 

человеко

-

машинной

 

си

-

стемой

 

и

 

деловыми

 

процессами

 

на

 

основе

 

широкого

 

круга

 

знаний

По

-

этому

 

в

 

процессе

 

совершенствова

-

ния

 

деятельности

 

производственного

 

менеджмента

 

должен

 

осуществлять

-

ся

 

переход

 

от

 

традиционной

 

плат

-

формы

 

технических

 

потребностей

 

и

 

знаний

 

о

 

состоянии

конструкции

 

и

 

свойствах

 

оборудования

 

и

 

техноло

-

гии

 

к

 

выработке

 

и

 

принятию

 

решений

 

в

 

области

 

организации

 

и

 

менеджмен

-

та

экономики

финансов

психоло

-

гии

социологии

 

и

 

философии

.


Page 3
background image

119

 1 (34) 2016

Эта

 

тема

 

важна

 

для

 

совершенствования

 

управле

-

ния

 

в

 

области

 

управления

 

безопасностью

 

персонала

 

с

 

учётом

 

процессов

 

совершенствования

 

управления

 

в

 

целом

Эта

 

тема

 

важна

 

для

 

развития

 

лидерских

 

навыков

 

производственного

 

менеджмента

осно

-

ванных

 

на

 

взаимоувязывании

 

культуры

 

управления

 

с

 

психологией

 

управления

психологией

 

безопасно

-

сти

 

и

 

психологией

 

личности

формирующими

 

мен

-

тальность

 

организации

 

в

 

области

 

безопасности

 

тру

-

да

 

и

 

охраны

 

здоровья

 

персонала

Эта

 

тема

 

важна

 

тем

что

 

отсутствие

 

понимания

 

лидерских

 

функций

задач

 

и

 

обязанностей

 

в

 

среде

 

производственного

 

менеджмента

 

может

 

приводить

 

к

 

деструктивным

 

ре

-

зультатам

и

 

приводит

Покажем

 

это

 

на

 

нескольких

 

подтверждающих

 

примерах

:

Первый

 

пример

:

 

После

 

осмотра

 

вводного

 

устройства

 

потребителя

 

на

 

предмет

 

соответствия

 

ТУ

 

мастер

 

по

 

эксплуатации

 

распределительных

 

сетей

не

 

уточняя

 

схему

 

присоединения

без

 

оформления

 

наряда

-

допуска

без

 

проверки

 

отсутствия

 

напряже

-

ния

 

и

 

без

 

установки

 

заземлений

 

дал

 

задание

 

элек

-

тромонтёру

не

 

имеющему

 

права

 

на

 

верхолазные

 

работы

осуществить

 

присоединение

 

потребителя

 

к

 

ВЛ

 0,4 

кВ

 

с

 

подъёмом

 

на

 

опору

При

 

подключе

-

нии

 

проводов

 

на

 

опоре

 

электромонтёр

 

был

 

поражён

 

электрическим

 

током

что

 

привело

 

к

 

его

 

смерти

.

Второй

 

пример

:

 

По

 

заданию

 

диспетчера

 

ОДС

 

бригадой

 

ОВБ

 

осуществлялось

 

отыскание

  «

земли

» 

в

 

сети

 10 

кВ

Бригадир

 

ОВБ

 

поручил

 

выполнение

 

операции

 

с

 

разъединителем

 

электромонтёру

кото

-

рый

 

не

 

имел

 

права

 

производства

 

оперативных

 

пере

-

ключений

 

и

соответственно

опыта

В

 

стеснённых

 

условиях

исключающих

 

возможность

 

использования

 

штатной

/

инвентарной

 

ручки

пострадавший

 

с

 

помо

-

щью

 «

газового

» 

ключа

 

вместо

 

штатной

 

рукоятки

 

стал

 

оперировать

 

с

 

разъединителем

что

 

привело

 

к

 

замед

-

ленному

 

движению

 

ножей

 

линейного

 

разъединителя

Так

 

как

 

на

 

второй

 

руке

 

пострадавшего

касающейся

 

металлического

 

забора

не

 

было

 

диэлектрической

 

перчатки

возникшая

 

при

 

появлении

 

электрической

 

дуги

 

нагрузки

 

разность

 

потенциалов

 

и

 

ионизация

 

воздуха

 

привели

 

к

 

прохождению

 

электрического

 

тока

 

через

 

тело

 

электромонтёра

 

на

 

металлический

 

забор

 

и

 

далее

 

на

 

землю

Исход

 

смертельный

.

Третий

 

пример

:

 

Диспетчером

 

подстанции

 

и

 

де

-

журным

 

электромонтером

 

по

 

бланку

 

переключений

 

производились

 

оперативные

 

переключения

 

в

 

КРУ

 6 

кВ

 

по

 

вводу

 

в

 

работу

 

после

 

планового

 

ремонта

 

секции

 

кВ

При

 

производстве

 

переключений

 

дежурный

 

электромонтёр

 

допустил

 

ошибку

 

и

 

произвел

 

включе

-

ние

 

заземляющих

 

ножей

 

в

 

ячейке

 

резервного

 

ввода

 

секции

выведя

 

предварительно

 

из

 

работы

 

электро

-

магнитную

 

блокировку

которая

 

не

 

давала

 

проведе

-

ние

 

операции

При

 

включении

 

заземляющих

 

ножей

 

произошло

 

короткое

 

замыкание

 

из

-

за

 

того

что

 

ниж

-

ние

 

контакты

 

выключателя

 

находились

 

под

 

напря

-

жением

От

 

возникшей

 

дуги

 

электромонтёр

 

получил

 

ожоги

от

 

которых

 

скончался

.

Во

 

всех

 

трёх

 

случаях

 

электромонтёры

 

получили

 

и

 

выполнили

 

неправомерные

 

указания

 

лиц

осущест

-

вляющих

 

руководство

 

работами

Это

 

означает

что

 

одновременно

 

проявились

 

и

 

реализовались

 

субъ

-

ективные

 

факторы

 

рисков

поведенческий

 

управ

-

ленческий

 

фактор

 

риска

и

 

поведенческий

 

испол

-

нительный

 

фактор

 

риска

Безусловно

если

 

бы

 

не

 

было

 

одновременного

 

проявления

 

этих

 

субъектив

-

ных

 

факторов

 

и

 

у

 

руководителей

и

 

у

 

исполнителей

 

работ

то

 

не

 

было

 

бы

 

и

 

несчастных

 

случаев

Эти

 

примеры

 

трёх

 

несчастных

 

случаев

 

со

 

смертельным

 

исходом

 

наглядно

 

демонстрируют

 

реальность

 

тра

-

гической

 

связки

 

между

 

ложным

 

лидерством

недо

-

статками

 

квалификации

 

руководителей

недоучиты

-

ванием

 

психологических

 

аспектов

 

и

 

свершившимся

 

фактом

 

реализации

 

субъективных

 

факторов

 

рисков

 

в

 

области

 

БТиОЗ

Уже

 

это

 

можно

 

считать

 

ответом

 

на

 

вопрос

: «

Какая

 

связь

 

между

 

лидерством

ментально

-

стью

психологией

 

и

 

травматизмом

?» 

Электромон

-

тёр

поднявшийся

 

на

 

опору

 

при

 

неотключенной

 

ВЛ

 

и

 

погибший

следовал

 

указаниям

 

своего

 «

лидера

» — 

мастера

Электромонтёр

погибший

 

из

-

за

 

большого

 

набора

 

нарушений

 

при

 

действиях

 

с

 

разъедините

-

лем

имеющим

 

ручной

 

привод

следовал

 

указаниям

 

своего

 «

лидера

» — 

бригадира

 

ОВБ

Электромонтёр

погибший

 

из

-

за

 

нарушения

 

требований

 

инструкции

 

по

 

оперативным

 

переключениям

следовал

 

указа

-

ниям

 

своего

  «

лидера

» — 

диспетчера

 

подстанции

 

и

 

осуществлял

 

действия

 

при

 

отсутствии

 

контроля

 

и

 

попустительстве

 

с

 

его

 

стороны

Доверяли

 

они

 

сво

-

ему

 

лидеру

 

или

 

подчинялись

 

руководителю

?

Но

 

так

 

как

 

человек

 

гибнет

 

или

 

получает

 

увечья

то

 

о

 

лидерстве

располагающем

 

к

 

осознанному

 

дове

-

рию

в

 

приведённых

 

примерах

 

и

 

речи

 

быть

 

не

 

может

Значит

это

 

те

 

самые

 

случаи

о

 

которых

 

предосте

-

регает

 

Международная

 

организация

 

труда

 (

МОТ

) — 

«

работа

 

под

 

давлением

 

руководителей

 

приводит

 

к

 

несчастным

 

случаям

». 

Это

 

обуславливает

 

необ

-

ходимость

 

оценки

 

отношения

 

к

 

лидерству

 

производ

-

ственного

 

менеджмента

 

в

 

целом

так

 

как

 

лидерство

 

руководителей

 

в

 

области

 

управления

 

безопасно

-

стью

 

труда

 

и

 

охраной

 

здоровья

 

не

 

может

 

существо

-

вать

 

в

 

отрыве

 

от

 

лидерства

 

в

 

управлении

 

в

 

целом

.

БЕЗОПАСНОСТЬ

 

ТРУДА

 

И

 

ФУНКЦИОНАЛЬНО

-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

 

СВЯЗКИ

Проводя

 

исследования

 

по

 

оценке

 

лидерского

 

по

-

тенциала

 

производственного

 

менеджмента

 

и

 

изучая

 

причины

 

проявления

 «

ложного

 

лидерства

», 

которое

 

приводит

 

к

 

несчастным

 

случаям

в

 

том

 

числе

 

и

 

со

 

смертельным

 

исходом

мы

 

убедились

 

в

 

недостат

-

ках

 

существующего

 

коммуникативного

 

инструмен

-

тария

 

у

 

производственных

 

руководителей

которые

 

проявляются

 

из

-

за

 

недоиспользования

 

или

 

не

 

ис

-

пользования

 

полностью

 

положений

 

функциональ

-

ной

 

психологии

что

 

необходимо

 

в

 

современном

 

управлении

 

персоналом

 

и

 

процессами

Это

 

означа

-

ет

 

необходимость

важность

 

и

 

способность

 

лидера

 

по

-

новому

 — 

в

 

новом

 

формате

 

и

 

в

 

новом

 

объеме

 — 

использовать

 

вербальное

 

средство

 

коммуникации

которым

 

являются

 

его

 

слова

 

при

 

осуществлении

 

управленческих

 

лидерских

 

функций

И

 

эти

 

слова

 

должны

 

основываться

 

на

 

научно

-

методической

 

пси

-

хологической

социологической

 

и

 

андрогогической

 

(

образование

 

взрослых

основах

Такой

 

подход

 

и

 

об

-


Page 4
background image

120

ОХРАНА ТРУДА

условил

 

необходимость

 

разработки

 

нами

 

дополни

-

тельных

 

средств

 

повышения

 

качества

 

коммуникации

 

руководителя

-

лидера

 — 

разработки

 

одиннадцати

 

функционально

-

психологических

 

связок

: 1) «

разви

-

тие

 

и

 

драйв

»; 2) «

устойчивость

 

и

 

успех

»; 3) «

дове

-

рие

 

и

 

уверенность

»; 4) «

целеполагание

 

и

 

амбиции

»; 

5) «

мотивация

 

и

 

осознанность

»; 6)  «

лидерство

 

и

 

стресс

/

страх

»; 7) «

лидерство

 

и

 

безопасность

 

тру

-

да

»; 8) «

лидерство

 

и

 

менталитет

/

ментальность

 

лидера

»; 9) «

лидерство

 

и

 

ментальность

 

среды

»; 

10) «

лидерство

 

и

 

предсказуемость

»; 11) «

лидерство

 

и

 

психоконструирование

».

Приведённые

 

одиннадцать

 

функционально

-

пси

-

хологических

 

связок

 

должны

 

являться

 

неотъемле

-

мой

 

частью

 

новой

 

управленческой

 

концепции

 

на

 

ос

-

нове

 

иерархической

 

модели

 

лидерства

так

 

как

 

они

 

конкретно

 

рассматривают

 

и

 

объясняют

 

психическую

 

жизнь

 

и

 

поведение

 

руководителя

-

лидера

 

и

 

его

 

взаи

-

модействие

 

со

 

средой

 

и

 

подчинённым

 

персоналом

 

в

 

процессе

 

производственных

 

отношений

Поэтому

-

то

 

мы

 

и

 

применили

 

термин

 

именно

  «

связка

», 

а

 

не

 

«

связь

» 

или

  «

взаимосвязь

», 

так

 

как

 

связки

 

мышеч

-

ные

голосовые

 

и

 

т

.

п

в

 

человеке

связки

 

конструк

-

ционные

 

и

 

кинетические

 

в

 

технических

 

устройствах

связки

 

альпинистов

 

и

 

спасателей

 — 

это

 

то

что

 

через

 

одно

 

приводит

 

в

 

движение

 

другое

 

или

 

удерживает

 

другое

 

в

 

нужном

 

состоянии

 

или

 

положении

Под

-

робно

 

с

 

функционально

-

психологическими

 

связками

 

можно

 

ознакомиться

 

в

 

уроке

 3.7 «

Лидерство

 

и

 

функ

-

ционально

-

психологические

 

связки

» 

и

 

в

 

уроке

 3.8 

«

Ребрендинг

 

российского

 

лидерства

» 

на

 

сайте

 

на

-

шего

 

обучающего

 

веб

-

ресурса

  «

Школа

 

управления

 

Паули

» (www.pauli-school.com).

В

 

этой

 

же

 

статье

 

мы

 

кратко

 

покажем

 

только

 

две

 

функционально

-

психологические

 

связки

которые

 

играют

 

наиболее

 

важную

 

роль

 

в

 

обеспечении

 

без

-

опасности

 

труда

 

и

 

сохранении

 

здоровья

 

персо

-

нала

, — 

это

 

связки

  «

доверие

 

и

 

уверенность

» 

и

  «

лидерство

 

и

 

безопасность

 

труда

». 

Эти

 

функци

-

онально

-

психологические

 

связки

 

устанавливают

 

необходимость

 

и

 

возможность

 

создания

 

условий

при

 

которых

 

доверие

 

будет

 

выражено

 

не

 

в

 

слепом

 

доверии

основанном

 

на

 

почитании

 

должности

 

и

/

или

 

личности

не

 

в

 

повиновении

 

подчиненного

не

 

в

 

стремлении

 

подчиненного

 

реализовать

 

собствен

-

ный

  «

энтузиазм

 — 

готовность

 

выполнить

 

все

что

 

поручит

 

начальник

», 

а

 

НА

 

ОСОЗНАННОМ

 

ДОВЕ

-

РИИ

ИМЕЮЩЕМ

 

ОБРАТНЫЕ

 

СВЯЗИ

.

Понимание

 

функционально

-

психологической

 

связки

  «

Доверие

 

и

 

уверенность

» 

важно

так

 

как

 

психология

 

утверждает

что

 

доверие

 — 

это

 

воз

-

можность

 

предоставить

 

другому

 

человеку

 

что

-

то

что

 

ты

 

считаешь

 

своим

в

 

том

 

числе

 

и

 

собственную

 

жизнь

В

 

последнем

 

случае

 

доверие

 

превращается

 

в

 

уверенность

 

в

 

безопасности

Главный

 

элемент

 

во

 

взаимо

 

отношениях

 

между

 

людьми

 

и

 

их

 

лидерами

 

в

 

любом

 

социуме

 — 

это

 

доверие

Если

 

руководи

-

телю

 

не

 

доверяют

 

подчиненные

то

 

он

 

не

 

является

 

их

 

лидером

 

и

 

никогда

 

им

 

не

 

станет

если

 

не

 

покажет

 

и

 

не

 

докажет

 

обратное

В

 

то

 

же

 

время

 

руководитель

-

лидер

 

должен

 

понимать

что

 

доверие

переросшее

 

в

 

уверенность

достаточно

 

хрупкое

 

психологическое

 

состояние

 — 

столько

 

бед

 

и

 

разочарований

 

на

 

его

 

осколках

 

произошло

Это

 

означает

что

 

если

 

лидер

 

достиг

 

доверия

 

со

 

стороны

 

подчиненных

то

 

он

 

за

 

него

 

должен

  «

платить

» 

ответственностью

 

и

 

обязатель

-

ностью

В

 

таком

 

случае

 

можно

 

считать

что

 

между

 

руководителем

-

лидером

 

и

 

его

 

подчиненными

 

заклю

-

чен

  «

психологический

 

контракт

», 

существенным

 

ус

-

ловием

 

которого

 

является

 

неформальное

 

действие

 

функционально

-

психологической

 

связки

  «

доверие

 

и

 

уверенность

». 

А

 

особым

 

условием

 

такого

 «

психо

-

логического

 

контракта

» 

должно

 

быть

 

осознанное

 

от

-

ношение

 

сторон

 

к

 

недопустимости

 

подмены

 

истин

-

ного

 

смысла

 

связки

  «

доверие

 

и

 

уверенность

», 

той

в

 

которой

 

доверие

 

носит

 

слепой

безрассудный

вос

-

торженный

меркантильный

конъюнктурный

 

и

 

т

.

п

характер

а

 

уверенность

 

исходит

 

только

 

из

 

того

что

 

кто

-

то

 

что

-

то

 

обязательно

 

должен

 

делать

 

исходя

 

из

 

должностных

 

обязанностей

 

или

 

производственных

 

инструкций

Данный

  «

психологический

 

контракт

» 

бессрочный

но

 

подлежит

 

периодическому

 

обсуж

-

дению

 

на

 

специальных

 

тематических

 

совещаниях

которые

 

должен

 

инициировать

 

сам

 

руководитель

-

лидер

получивший

 

доверие

 

подчиненных

 — 

должен

 

«

оплачивать

» 

их

 

уверенность

 

своей

 

ответственно

-

стью

 

и

 

обязательностью

.

Настоящий

 

руководитель

-

лидер

 

это

 

тот

в

 

чьих

 

действиях

 

ведомые

 

подчиненные

 

уверены

 

и

 

кому

 

они

 

доверяют

НО

 

НАСТОЯЩИЙ

 

ЛИДЕР

 

ДОЛЖЕН

 

ЧУВСТВОВАТЬ

 

НЕОБХОДИМОСТЬ

 

И

 

ОБЯЗАТЕЛЬ

-

НОСТЬ

 

ЭТО

 

ДОВЕРИЕ

 

ОПРАВДАТЬ

 — 

ОБЕСПЕ

-

ЧИТЬ

 

ПОЛНУЮ

 

И

 

ГАРАНТИРОВАННУЮ

 

БЕЗОПАС

-

НОСТЬ

что

 

вытекает

 

из

 

высокой

 

интеллектуальной

образовательной

 

и

 

психологической

 

способности

 

и

 

готовности

 

оправдать

 

доверие

 

ведомых

 

и

 

не

 

до

-

пустить

 

опасности

 

для

 

их

 

жизни

Но

 

это

 

достижимо

 

только

 

в

 

условиях

 

контроля

 

за

 

ним

 

со

 

стороны

 

чле

-

нов

 

бригады

 

при

 

выполнении

 

ими

 

работ

что

 

должно

 

приниматься

 

и

 

поощряться

 

настоящим

 

лидером

-

ру

-

ководителем

.

Функционально

-

психологическая

 

связка

  «

лидер

-

ство

 

и

 

безопасность

 

труда

» 

тогда

 

осознанно

 

учиты

-

вается

 

руководителем

-

лидером

когда

 

он

:

• 

не

 

допускает

 

ведение

 

любых

 

работ

 

с

 

наруше

-

нием

 

установленных

 

требований

 

охраны

 

труда

 

и

 

техники

 

безопасности

 

и

 

обязуется

 

соблюдать

 

требования

 

законодательства

 

Российской

 

Феде

-

рации

субъектов

 

Российской

 

Федерации

 

и

 

дру

-

гих

 

нормативных

 

актов

 

в

 

области

 

охраны

 

труда

 

и

 

производственной

 

безопасности

И

 

ТРЕБУЕТ

 

ОТ

 

ПОДЧИНЕННЫХ

 

ТОГО

 

ЖЕ

;

• 

при

 

осуществлении

 

всех

 

видов

 

деятельности

 

при

-

знает

 

требования

 

статьи

 210 

Трудового

 

кодекса

 

Российской

 

Федерации

устанавливающей

что

 

одним

 

из

 

основных

 

направлений

 

государствен

-

ной

 

политики

 

в

 

области

 

охраны

 

труда

 

является

 

обеспечение

 

приоритета

 

сохранения

 

жизни

 

и

 

здоровья

 

работников

И

 

СОБЛЮДАЕТ

 

ЭТИ

 

ТРЕБОВАНИЯ

;

• 

признает

 

требования

 

статьи

 219 

Трудового

 

кодек

-

са

 

Российской

 

Федерации

устанавливающей

 

право

 

работника

 

на

 

отказ

 

от

 

выполнения

 

работ

 

в

 

случае

 

возникновения

 

опасности

 

для

 

его

 

жизни

 


Page 5
background image

121

 1 (34) 2016

Эта

 

книга

написанная

 

настоящими

 

профессионалами

 

в

 

экономи

-

ке

промышленности

 

и

 

психологии

поможет

 

вам

 

построить

 

личную

 

карьеру

 

и

 

повысить

 

эффективность

 

всей

 

компании

Она

 

научит

 

вас

:

 

стратегически

 

мыслить

;

 

ставить

 

цели

 

и

 

отдавать

 

распоряжения

 

со

 

знанием

 

психологии

 

менеджмента

;

 

мотивировать

 

своих

 

сотрудников

 (

ведь

как

 

известно

главный

 

ресурс

 

компании

 — 

люди

);

 

совершенствовать

 

производственные

 

процессы

;

 

анализировать

 

риски

 

и

 

минимизировать

 

их

;

 

никогда

 

не

 

останавливаться

 

на

 

достигнутом

внедряя

 

новые

 

технологии

 

и

 

инновации

.

Книга

 

станет

 

настольной

 

для

 

руководителей

 

структурных

 

подраз

-

делений

 

промышленных

 

предприятий

а

 

также

 

всех

 

тех

кто

 

пони

-

мает

что

 

сделать

 

хорошую

 

карьеру

 

можно

 

лишь

 

одним

 

способом

 — 

демонстрируя

 

наилучшие

 

результаты

.

и

 

здоровья

 

вследствие

 

нарушения

 

требований

 

охраны

 

труда

И

 

УВАЖАЕТ

 

ЭТО

 

ПРАВО

;

• 

признает

 

требования

 

статьи

 214 

Трудового

 

кодек

-

са

 

Российской

 

Федерации

устанавливающей

 

обязанность

 

работника

 

немедленно

 

извещать

 

своего

 

непосредственного

 

или

 

вышестоящего

 

руководителя

 

о

 

любой

 

ситуации

угрожающей

 

жизни

 

и

 

здоровью

 

людей

И

 

НЕ

 

ПРОСТО

 

УВА

-

ЖАЕТ

 

ЭТУ

 

ОБЯЗАННОСТЬ

 

РАБОТНИКОВ

НО

 

И

 

ТРЕБУЕТ

 

ОТ

 

НИХ

 

ЕЁ

 

НЕУКОСНИТЕЛЬНОГО

 

СОБЛЮДЕНИЯ

.

ЛИДЕРСТВО

 

И

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

 

МЕНЕДЖМЕНТ

В

 

мировой

 

науке

 

и

 

практике

 

систематически

 

бо

-

лее

 

ста

 

лет

 

проводятся

 

психологические

когнитив

-

ные

 

и

 

гностические

 

исследования

 

для

 

нахождения

 

возможностей

 

повышения

 

продуктивности

 

управле

-

ния

 

менеджмента

в

 

которой

 

ключевая

 

роль

 

отво

-

дится

 

лидерскому

 

потенциалу

 

и

 

соответствующей

 

ментальности

 

руководителей

от

 

которых

 

зависит

 

экономический

 

успех

 

и

 

конкурентоспособность

 

биз

-

неса

В

 

отличие

 

от

 

России

 

психологи

социологи

 

и

 

управленцы

 

ведущих

 

стран

 

мира

 

ведут

 

непрерыв

-

ный

 

процесс

 

изучения

 

этого

 

направления

Во

 

второй

 

половине

 20 

века

 

по

 

мере

 

развития

 

и

 

использова

-

ния

 

бизнесом

 

развитых

 

стран

 

мира

 

научных

 

резуль

-

татов

 

когнитивной

 

психологии

 

стала

 

постепенно

 

нарастать

 

значимость

 

понятия

 

лидер

 

в

 

иерархии

 

организации

Исследования

 

в

 

этой

 

области

 

стали

 

расширяться

так

 

как

 

реально

 

в

 

экономически

 

раз

-

витых

 

капиталистических

 

странах

 

мира

 

на

 

них

 

воз

-

ник

 

заказ

 

общества

 

и

 

бизнеса

 

и

соответственно

спрос

Это

 

привело

 

к

 

тому

что

 

развитие

 

внутрикор

-

поративных

 

производственных

 

отношений

 

на

 

основе

 

лидерства

 

руководителей

 

нашло

 

отражение

 

в

 

соот

-

ветствующем

 

базисном

 

принципе

 («

лидерство

 

руко

-

водителей

») 

Системы

 

менеджмента

 

качества

 (

СМК

), 

разработанной

 

на

 

основе

 

лучших

 

мировых

 

практик

 

управления

 

и

 

изложенной

 

в

 

международном

 

стан

-

дарте

 ISO 9001 «

Системы

 

менеджмента

 

качества

Требования

», 

к

 

которому

 

Россия

 

присоединилась

издав

 

российский

 

национальный

 

стандарт

 

ГОСТ

 

Р

 

ИСО

 9001 (

заменен

 

на

 

идентичный

 

ГОСТ

 ISO 

9001-2011). 

Следует

 

отметить

что

 

в

 

новом

 

между

-

народном

 

стандарте

 ISO 9001:2015 

этот

 

базисный

 

принцип

 

СМК

 

дополнен

 

конкретностью

: «

Высшее

 

руководство

 

должно

 

демонстрировать

 

собственное

 

лидерство

 

и

 

приверженность

 

в

 

проекте

 

системы

 

ме

-

неджмента

 

качества

 

и

  (

в

 

том

 

числе

помогать

 

дру

-

гим

 

руководителям

имеющим

 

сферы

 

ответственно

-

сти

 

в

 

СМК

демонстрировать

 

их

 

лидерство

». 

Таким

 

образом

в

 

мировой

 

управленческой

 

современной

 

практике

 

лидерство

 

становится

 

своего

 

рода

 

брен

-

дом

 

любого

 

и

 

каждого

 

руководителя

 

в

 

организации

.

А

 

что

 

в

 

действительности

 

с

 

этим

 

брендом

 

у

 

про

-

изводственного

 

менеджмента

 

в

 

наших

 

компаниях

Во

 

время

 

нашей

 

работы

 

с

 

группами

 

производствен

-

ного

 

менеджмента

 

при

 

коллективном

 

коучинге

при

 

анкетировании

во

 

время

 

семинаров

-

тренингов

 

и

 

др

мы

 

всегда

 

обращаемся

 

к

 

аудитории

 

руководителей

 

с

 

двумя

  «

разминочными

» 

тестами

первый

 

из

 

кото

-

рых

 

показан

 

в

 

нашей

 

статье

приведенной

 

в

 

журнале

 

«

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

» — 

«

Безопасность

 

труда

 

и

 

субъективные

 

факторы

 

угроз

» 

 5, 2015, 

а

 

второй

 

покажем

 

здесь

при

 

ко

-

тором

 

мы

 

задаём

 

вопрос

: «

Кто

 

здесь

 

лидеры

Под

-

нимите

 

руки

». 

Этот

 

тест

 

позволяет

 

выявить

 

уровень

 

самоидентичности

 

и

 

потенциальное

 

понимание

 

про

-

изводственным

 

менеджментом

 

современной

 

культу

-

ры

 

управления

.

В

 

ответ

 

на

 

вопрос

в

 

котором

 

совершенно

 

не

 

было

 

подвоха

рук

 

практически

 

никто

 

не

 

поднимал

за

 

ис

-

ключением

 

главных

 

инженеров

/

технических

 

дирек

-

торов

 

предприятий

После

 

таких

 

результатов

 

дава

-

лись

 

объяснения

  «

руководителям

 — 

не

 

лидерам

»: 

«

Это

 

конкретная

 

демонстрация

  «

лидерства

 

одного

 

лица

» 

в

 

организации

И

 

это

 

ненормально

 

в

 

совре

-

менном

 

управлении

Каждый

 

производственный

 

ру

-

ководитель

 

должен

а

 

точнее

 

сказать

 — 

обязан

 

быть

 

лидером

 

для

 

своих

 

подчиненных

причем

 

не

 

только

 

лидером

 «

по

 

должности

», 

но

 

и

 

стать

 

лидером

 

в

 

бо

-

лее

 

широком

 

смысле

 — 

полным

 

лидером

что

 

озна

-

чает

 

стать

 

лидером

 «

по

 

должности

» + 

лидером

 «

по

 


Page 6
background image

122

ОХРАНА ТРУДА

сущности

» + 

лидером

  «

по

 

продуктивности

 

управ

-

ления

». 

Настоящее

 

лидерство

 — 

это

 

не

 

только

 

ре

-

зультат

 

возложенных

 

на

 

каждого

 

производственно

-

го

 

руководителя

 

компетенций

не

 

только

 

результат

 

применяемого

 

стиля

 

управления

не

 

только

 

резуль

-

тат

 

уважительного

 

отношения

 

к

 

ценностям

 

лидера

 

его

 

подчиненных

 

и

 

доверия

 

ему

но

 

и

 

то

как

 

лидер

 

понимает

 

подчиненных

как

 

поднимает

 

их

 

ценность

 

и

 

стремится

 

ли

 

он

 

на

 

самом

 

деле

 

это

 

осуществлять

».

Таким

 

образом

результаты

 

примененной

 

нами

 

этой

 

методики

 

говорят

 

о

 

том

что

 

лидерский

 

бренд

 

есть

 

только

 

у

 

первых

 

руководителей

 — 

это

 

бренд

 

«

лидерства

 

одного

 

лица

» 

на

 

предприятии

что

 

и

 

определяет

 

характер

 

внутрикорпоративных

 

произ

-

водственных

 

отношений

 

на

 

этом

 

уровне

вернее

 

по

-

казывает

 

на

 

продолжающуюся

 

их

 

стагнацию

 

на

 

уров

-

не

 

производственного

 

менеджмента

 

из

-

за

 

стагнации

 

применяемых

 

стилей

 

управления

что

 

сдерживает

 

его

 

развитие

снижает

 

продуктивность

 

управления

 

в

 

це

-

лом

 

всей

 

иерархии

 

производственного

 

менеджмента

 

и

 

приводит

 

к

 

недостаточной

 

эффективности

 

исполь

-

зования

 

вверенных

 

каждому

 

руководителю

 

ресурсов

.

В

 

нашей

 

статье

приведённой

 

в

 

журнале

 «

ЭЛЕК

-

ТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

» — «

Без

-

опасность

 

труда

 

и

 

лидерство

 

производственного

 

ме

-

неджмента

» 

 6, 2015, 

мы

 

показали

что

 

лидерский

 

потенциал

 

производственного

 

менеджмента

  «

по

 

воздействию

 

на

 

подчиненных

» 

находится

 

на

 

границе

 

перехода

 

от

 

стиля

 3 

к

 

стилю

 4 «

Шкалы

 

стилей

 

управ

-

ления

 

Паули

-

Чарышевой

», 

приведенной

 

в

  «

Анкете

 

экспертных

 

оценок

 

реализуемых

 

производственны

-

ми

 

руководителями

 

стилей

 

управления

», 

по

 

которой

 

произведена

 

оценка

 

потенциала

 

лидерства

 «

по

 

про

-

дуктивности

 

управления

». 

Это

 

означает

что

 

по

 

свое

-

му

 

профессиональному

 

менталитету

а

 

значит

 

и

 

сти

-

лю

 

управления

производственный

 

менеджмент

 

для

 

своего

 

подчиненного

 

персонала

 

по

-

прежнему

 

оста

-

ется

  «

начальником

», 

а

 

не

 

руководителем

-

лидером

но

 

вектор

 

своего

 

дальнейшего

 

развития

 

он

 

чувству

-

ет

что

 

и

 

показано

 

на

 

рисунке

 1. 

 

Безусловно

мы

 

должны

 

здесь

 

пожелать

 

наше

-

му

 

производственному

 

менеджменту

 

доброго

 

пути

 

и

 

снабдить

 

его

 

своим

 

брендом

которого

 

у

 

него

 

пока

 

нет

так

 

как

 

он

 

подавлен

 

брендом

 «

лидерства

 

одно

-

го

 

лица

». 

Для

 

этого

 

необходим

 

ребрендинг

который

 

мы

 

в

 

нашем

 

исследовании

 

провели

 

и

 

представляем

 

в

 

этой

 

статье

 

применительно

 

к

 

совокупности

 

произ

-

водственного

 

менеджмента

 

трёх

 

профессиональных

  

групп

РЭС

ТЭС

 

и

 

предприятий

 

тепловых

 

сетей

в

 

которых

 

мы

 

проводили

 

исследования

.

РЕБРЕНДИНГ

 

ЛИДЕРСТВА

 

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

 

МЕНЕДЖМЕНТА

Считается

что

 

ребрендинг

 — 

это

 

реализация

 

комплекса

 

мероприятий

 

по

 

изменению

 

всего

 

брен

-

да

 

либо

 

его

 

составляющих

 

и

 

критериев

  (

названия

логотипа

визуального

 

оформления

стратегии

по

-

зиционирования

идеологии

 

и

 

других

), 

при

 

которой

 

существующий

 

бренд

 

эволюционирует

 — 

получает

 

новые

 

силы

обретает

 

новые

 

качества

 

и

 

ведёт

 

но

-

сителя

 

бренда

 

к

 

новым

 

успехам

Ребрендинг

 

лидер

-

ства

 

требует

 

тотального

 

пересмотра

 

почти

 

всех

 

его

 

атрибутов

поэтому

 

важно

 

понимать

 

этапы

которые

 

для

 

этого

 

надо

 

пройти

: 1) 

аудит

 

бренда

; 2) 

репозици

-

онирование

 

бренда

; 3) 

разработку

 

коммуникацион

-

ной

 

стратегии

 

нового

 

бренда

; 4) 

рестайлинг

 

бренда

5) 

оценку

 

и

 

анализ

 

ресурсных

 

возможностей

 

носи

-

телей

 

нового

 

бренда

 

на

 

их

 

соответствие

 

его

 

новому

 

отображению

Мы

 

эту

 

работу

 

выполнили

Подробно

 

об

 

этом

 

можно

 

посмотреть

 

в

 

уроках

 3.3 «

Путь

 

к

 

ие

-

рархической

 

модели

 

лидерства

» 

и

 3.8 «

Ребрендинг

 

российского

 

лидерства

» 

на

 

сайте

 

нашего

 

обучающе

-

го

 

веб

-

ресурса

  «

Школа

 

управления

 

Паули

» (www.

pauli-school.com), 

в

 

которых

 

мы

 

показали

 

использо

-

вание

 

равногранного

 

тетраэдра

 

в

 

лидерском

 

бренде

 

российского

 

менеджмента

.

Почему

 

мы

 

выбрали

 

тетраэдр

Важная

 

роль

 

тет

-

раэдра

 

уже

 

была

 

установлена

 

ещё

 

до

 

нашей

 

эры

Тетраэдр

 

стоит

 

первым

 

в

 

ряду

 

так

 

называемых

 

Пла

-

тоновых

 

тел

 (

тетраэдр

гексаэдр

октаэдр

икосаэдр

 

и

 

додекаэдр

), 

названных

 

в

 

честь

 

открывшего

 

их

 

древ

-

негреческого

 

геометра

 

и

 

философа

 

Платона

Плато

-

ну

 

же

 

принадлежит

 

ассоциативная

 

связка

  «

тетра

-

эдр

огонь

». 

Желание

 

понять

 

причины

 

появления

 

у

 

Платона

 

этой

 

ассоциативной

 

связки

 

и

 

проводимые

 

исследования

 

в

 

области

 

лидерства

 

и

 

привели

 

нас

 

к

 

термину

  «

тетраэдр

 

лидерства

». 

Модель

 

правиль

-

ного

 — 

равногранного

 — 

тетраэдра

 

нами

 

взята

 

за

 

основу

потому

 

что

 

это

 

одна

 

из

 

самых

 

прочных

 

объ

-

ёмных

 

фигур

 

в

 

природе

 

и

 

самых

 

распространённых

 

Рис

. 1

НАЧАЛЬНИК

 

КОМАНДУЕТ

 

ВЛАСТЬ

 

СТРАХ

 

Я

!

 

РУГАЕТ

 

ЗНАЕТ

 

ВПЕРЁД

!

Исследование

 

показало

 

наличие

 

тенденции

 

перехода

 

на

 

лидерские

 

стили

 

управления

ЛИДЕР

УЧИТ
ДОБРАЯ

 

ВОЛЯ

 

ВООДУШЕВЛЕНИЕ
МЫ

!

ПОМОГАЕТ
ПОКАЗЫВАЕТ
ЗА

 

МНОЙ

!


Page 7
background image

123

 1 (34) 2016

во

 

Вселенной

Природа

 

рациональна

а

 

общество

Человечество

 

как

 

компонент

 

природы

 

тоже

 

должно

 

быть

 

рациональным

в

 

том

 

числе

 

и

 

в

 

управленческой

 

деятельности

В

 

этом

 

и

 

есть

 

смысл

 

принятого

 

нами

 

нового

 

российского

 

управленческого

 

бренда

 — «

Те

-

траэдра

 

лидерства

 

Паули

-

Чарышевой

», 

и

 

разрабо

-

танной

 

нами

  «

Иерархической

 

модели

 

тетраэдров

 

лидерства

 

Паули

-

Чарышевой

» — 

в

 

рациональности

 

управления

Мы

 

это

 

демонстрируем

 

на

 

рисунке

 2.

 

Основание

 

тетраэдра

 

лидерства

 

конкретного

 

производственного

 

руководителя

  (

левый

 

рисунок

тождественно

 

вверенным

 

ему

 

ресурсам

за

 

эффек

-

тивность

 

использования

 

которых

 

он

 

несет

 

ответ

-

ственность

управляя

 

социотехнической

 

системой

 

(

производственными

 

активами

топливно

-

энерге

-

тическими

 

ресурсами

материалами

запчастями

финансами

трудовым

 

и

 

человеческим

 

капиталом

 

в

 

лице

 

подчинённых

 

работников

). 

Основание

 

те

-

траэдра

 

лидерства

 

у

 

руководителей

-

лидеров

 

более

 

высокого

 

уровня

 

иерархии

 

в

 

иерархической

 

модели

 

лидерства

 

компании

 (

правый

 

рисунок

тождественно

 

сумме

 

площадей

 

тетраэдров

 

лидерства

 

подчинён

-

ных

 

руководителей

Основание

 

тетраэдра

 

лидерства

 

в

 

иерархической

 

модели

 

тетраэдров

 

лидерства

 

пред

-

приятия

организации

 

или

 

компании

 

в

 

целом

 

тожде

-

ственно

 

всем

 

ресурсам

которыми

 

управляет

 

первый

 

руководитель

 

через

 

эшелонированную

 

иерархию

 

ли

-

дерства

 

всех

 

подчинённых

 

руководителей

.

В

 

наших

 

статьях

 

в

 

журнале

  «

ЭЛЕКТРОЭНЕР

-

ГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

» — «

Безопасность

 

труда

 

и

 

субъективные

 

факторы

 

угроз

» (

 5, 2015) 

и

 «

Безопасность

 

труда

 

и

 

лидерство

 

производствен

-

ного

 

менеджмента

» (

 6, 2015) — 

мы

 

показали

 

ме

-

тодику

 

оценки

 

трёх

 

составляющих

 

лидерства

 — 

трёх

 

граней

 

тетраэдра

 

фактического

 

лидерства

 

произ

-

водственного

 

менеджмента

 

по

 

трём

 

анкетам

 

на

 

при

-

мере

 

производственного

 

менеджмента

 

РЭС

 

и

 

ТЭЦ

Здесь

 

же

 

покажем

 

обобщённые

 

оценки

 

анкетирова

-

ния

 

более

 

трёх

 

тысяч

 

производственных

 

руководи

-

телей

 

распределительных

 

сетевых

 

компаний

тепло

-

вых

 

электростанций

 

и

 

предприятий

 

тепловых

 

сетей

в

 

результате

 

которого

 

мы

 

получили

:

1)  

оценку

 

фактического

 

лидерства

  «

по

 

должности

» 

5,33 

или

 53 %, 

которая

 

зависит

 

от

 

полноты

 

и

 

до

-

статочности

 

возложенных

 

на

 

руководителей

 

всей

 

иерархии

 

менеджмента

 

компаний

 

и

 

их

 

предпри

-

ятий

 

и

 

организаций

 

должностных

 

компетенций

включающих

в

 

том

 

числе

и

 

компетенции

 

в

 

об

-

ласти

 

управления

 

персоналом

 

на

 

основе

 

техно

-

логий

учитывающих

 

и

 

психологические

 

аспекты

чего

 

сейчас

 

нет

 

в

 

производственной

 

области

 

всех

 

секторов

 

экономики

 

страны

;

2)  

оценку

 

фактического

 

лидерства

  «

по

 

сущности

» 

7,32 

или

 73 %, 

которая

 

зависит

 

от

 

менталитета

 

руководителя

от

 

его

 

внутренней

 

интеллектуаль

-

но

-

поведенческой

 

нормы

 

и

 

от

 

того

 

как

 

его

 

личные

 

ценности

 

коррелируют

 

с

 

ценностями

 

компании

 

и

 

с

 

ценностями

 

подчинённого

 

персонала

;

3)  

оценку

 

фактического

 

лидерства

  «

по

 

продуктив

-

ности

 

управления

» 3,5 

по

 7-

ми

 

уровневой

 

шкале

 

или

 50 %, 

которая

 

является

 

отражением

 

реали

-

зуемого

 

стиля

 

управления

 — 

отражением

 

истин

-

ного

 

воздействия

 

управленца

за

 

счёт

 

которого

 

происходит

 

повышение

 

эффективности

резуль

-

тативности

 

и

 

качества

 

работы

 

подчинённых

 

ему

 

сотрудников

 

и

 

управляемых

 

процессов

а

 

значит

 

и

 

предприятия

 

в

 

целом

.

Это

 

и

 

есть

 

три

 

грани

 

фактического

 

средневзве

-

шенного

 

тетраэдра

 

лидерства

 

производственного

 

менеджмента

 

энергокомпаний

в

 

которых

 

прово

-

дилось

 

данное

 

исследование

Учитывая

что

 

наш

 

тетраэдр

 

равногранный

мы

 

легко

 

получаем

 

в

 

отно

-

сительных

 

единицах

 

площадь

 

основания

 

тетраэдра

 

фактического

 

лидерства

 

производственного

 

менед

-

жмента

  (

в

 

процентах

 

от

 

полной

 

площади

), 

которая

 

составляет

 58 %. 

Так

 

мы

 

получаем

 

в

 

процентах

 

уро

-

вень

 

использования

 

производственным

 

менеджмен

-

том

 

вверенных

 

ему

 

ресурсов

что

 

и

 

продемонстриро

-

вано

 

на

 

рисунке

 3.

РАЗВИТИЕ

 

ЛИДЕРСТВА

 

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

 

МЕНЕДЖМЕНТА

Приведенные

 

результаты

 

нашего

 

исследования

 

могут

 

помочь

 

руководителям

 

организаций

 

самим

 

Рис

. 2


Page 8
background image

124

ОХРАНА ТРУДА

провести

 

оценку

 

уровня

 

лидерства

 

подчинённого

 

производственного

 

менеджмента

 

или

 

согласиться

 

с

 

нашими

 

результатами

Если

 

руководство

 

предпри

-

ятий

 

и

 

компаний

 

соглашается

 

с

 

нашей

 

среднестати

-

стической

 

оценкой

 

потенциала

 

фактического

 

полно

-

го

 

лидерства

 

производственного

 

менеджмента

то

 

должно

 

обеспокоиться

 

и

 

начать

 

процесс

 

формиро

-

вания

 

самообучающейся

 

в

 

области

 

менеджмента

 

организации

/

компании

Если

 

руководство

 

решит

 

про

-

вести

 

собственную

 

оценку

 

уровня

 

лидерских

 

способ

-

ностей

 

своего

 

производственного

 

менеджмента

 

по

 

предложенным

 

нами

 

анкетам

 

или

 

каким

-

либо

 

другим

 

способом

то

 

результаты

 

всё

 

равно

 

в

 

какой

-

то

 

степе

-

ни

 

будут

 

коррелировать

 

с

 

нашими

 — 

среднестати

-

стическими

Эти

 

результаты

 

всё

 

равно

 

покажут

что

 

фактический

 

уровень

 

использования

 

вверенных

 

про

-

изводственному

 

менеджменту

 

ресурсов

 

почти

 

в

 

два

 

раза

 

меньше

 

возможного

Что

 

есть

то

 

есть

Поэтому

 

путь

 

единственный

 — 

начать

 

процесс

 

формирова

-

ния

 

самообучающейся

 

в

 

области

 

менеджмента

 

ор

-

ганизации

/

компании

.

Приняв

 

решение

 

о

 

формировании

 

самообучаю

-

щейся

 

в

 

области

 

менеджмента

 

организации

/

компа

-

нии

руководство

 

должно

 

обеспечить

:

1)  

дальнейшее

 

совершенствование

 

управления

 

зна

-

ниями

 

производственного

 

менеджмента

 

за

 

счёт

 

внедрения

 

эффективных

 

процедур

 

выявления

передачи

пополнения

 

знаний

 

и

 

обмена

 

зна

 

ниями

;

2)  

формирование

 

осознанного

 

отношения

 

к

 

знаниям

 

как

 

к

 

активу

 

компании

имеющему

 

особую

 

цен

-

ность

 

и

 

являющемуся

 

стратегически

 

важным

 

ре

-

сурсом

;

3)  

введение

 

в

 

стратегическое

 

управление

 

принци

-

пов

 

самообучающейся

 

организации

 

как

 

элемента

 

современной

 

парадигмы

 

и

 

культуры

 

управления

;

4)  

формирование

 

единой

 

ментальности

 

в

 

части

 

требований

 

к

 

управленческой

 

деятельности

 

всего

 

менеджмента

 

организации

/

компании

обе

-

спечивающей

 

осознанное

 

отношение

 

к

 

тому

что

 

повышение

 

квалификации

 

производственного

 

менедж

 

мента

 — 

это

 

непрерывный

 

процесс

осно

-

ванный

 

на

 

самообразовании

 

и

 

создающий

 

массу

 

носителей

 

новых

 

знаний

превышающую

 

необ

-

ходимую

 

критическую

 

величину

которая

 (

масса

и

 

обеспечит

 

достижение

 

стратегических

 

целей

 

компании

;

5)  

внесение

 

в

 

раздел

  «

Компетенции

» 

должностных

 

инструкций

 

производственного

 

менеджмента

 

до

-

полнительно

 

компетенции

 

в

 

области

 

управления

 

(

целесообразно

 

ориентироваться

 

на

 

наши

 

три

 

ан

-

кеты

и

 

доведение

 

его

 

уровня

 

компетентности

 

до

 

полного

 

соответствия

 

внесенным

 

должностным

 

требованиям

.

При

 

этом

 

целесообразно

 

в

 

компаниях

 

внести

 

ещё

 

один

 

критерий

 

мотивации

 — 

присвоение

 

звания

 «

Ка

-

валер

 

трех

 

степеней

 

лидерства

» 

производственным

 

руководителям

прошедшим

 

все

 

ступени

 

самосо

-

вершенствования

и

 

достигшим

 

после

 

назначения

 

на

 

должность

 «

присвоения

» 

им

 

коллективом

колле

-

гами

 

и

 

вышестоящими

 

руководителями

 

поочередно

 

всех

 

трёх

 

степеней

 

лидерства

сначала

 

степени

 — 

«

лидер

 

по

 

должности

», 

затем

 

степени

 — «

лидер

 

по

 

сущности

» 

и

наконец

степени

 — «

лидер

 

по

 

про

-

дуктивности

 

управления

». 

Это

 

важно

 

по

 

следующей

 

причине

тема

 

лидерства

 

в

 

нашей

 

стране

 

получила

 

размах

как

 

и

 

во

 

всем

 

мире

 — 

интернет

издания

 

и

 

офисные

 

приёмные

 

пестрят

 

рекламными

 

призы

-

вами

которые

 

сводятся

 

к

 

единому

 

общему

 

смыслу

«

Хочешь

 

стать

 

лидером

 — 

стань

 

им

Мы

 

тебе

 

в

 

этом

 

поможем

!». 

Есть

 

всё

литература

методология

пре

-

подаватели

 

и

 

тренеры

… 

но

 

только

 

во

 

всем

 

этом

 

нет

 

честного

 

признания

 

в

 

том

что

 

лидерство

по

-

добно

 

компьютерной

 

программе

невозможно

 

взять

 

и

 «

инсталлировать

»/«

загрузить

» 

в

 

сущность

 

челове

-

ка

не

 

настроенного

 

на

 

это

 

или

 

не

 

предрасположен

-

ного

 

к

 

этому

 

в

 

силу

 

того

что

 

ему

 

никто

 

ещё

 

не

 

под

-

сказал

что

 

лидер

 

живёт

 

в

 

каждом

.

Можно

 

научить

 

основам

 

лидерства

 

и

 

того

кото

-

рый

 

имеет

 

задатки

 

к

 

этому

и

 

того

у

 

которого

 

их

 

нет

но

 

нельзя

 

с

 «

обучающего

 

конвейера

» 

поставить

 

го

-

тового

 

к

 

полному

 

лидерству

 

производственного

 

ру

-

ководителя

 — 

ОН

 

ДОЛЖЕН

 

ЭТО

 

СДЕЛАТЬ

 

САМ

 

ПО

-

СЛЕ

 

НАЗНАЧЕНИЯ

 

НА

 

ДОЛЖНОСТЬ

ЭТО

 

И

 

ЕСТЬ

 

ТОТ

 

ПОДВИГ

КОТОРЫЙ

БЕЗУСЛОВНО

ДОЛЖЕН

 

БЫТЬ

 

ОТМЕЧЕН

 

НАГРАДОЙ

Потому

 

что

всё

-

таки

не

 

каждому

 

дано

 

легко

 

пройти

 

этот

 

путь

Этот

 

путь

 

Рис

. 3

фигура

 1

фигура

 2

фигура

 3

РАЗНИЦА

 

ОСНОВАНИЙ

 

ТЕТРАЭДРОВ

 

ПОЛНОГО

 

И

 

ФАКТИЧЕСКОГО

 

ЛИДЕРСТВА

Показывает

 

наличие

 

недоиспользованного

 

резерва

 

в

 

управлении

 

ресурсами

100% - 58% = 42%

ТЕТРАЭДР

 

ПОЛНОГО

 

ФАКТИЧЕСКОГО

 

ЛИДЕРСТВА

58% 

от

 

полного

ТЕТРАЭДР

 

ПОЛНОГО

 

ЛИДЕРСТВА

 100%


Page 9
background image

125

 1 (34) 2016

требует

 

колоссальных

 

физических

 

и

 

интеллектуаль

-

ных

 

усилий

 

и

 

психологической

 

устойчивости

для

 

приобретения

 

которой

 

требуется

 

также

 

колоссаль

-

ный

 

труд

 

над

 

своим

 

самосовершенствованием

по

-

тому

 

что

 

без

 

неё

 

не

 

осилить

 

показанный

 

на

 

рисун

-

ке

 4 

алгоритм

 

действий

 

на

 

пути

 

к

 

полному

 

лидерству

.

 

КОМПАНИЯМ

 

НЕОБХОДИМ

 

МАНИФЕСТ

 

НОВОГО

 — 

ПОЛНОГО

 

ЛИДЕРСТВА

Компаниям

 

и

 

организациям

 — 

носителям

 

ново

-

го

 

лидерского

 

бренда

 — 

бренда

  «

полного

 

лидер

-

ства

 

производственного

 

менеджмента

 

на

 

основе

 

тетраэдра

 

лидерства

 

каждого

 

руководителя

-

лидера

 

и

 

иерархической

 

модели

 

тетраэдров

 

лидерства

» 

це

-

лесообразно

 

разработать

  «

брендбук

» (brandbook) 

компании

Это

 

будет

 

своего

 

рода

 

манифест

 

нового

 

лидерства

 — 

полного

В

 

нём

 

должно

 

быть

 

расска

-

зано

 

о

 

позиционировании

 

и

 

философии

 

лидерского

 

бренда

 

и

 

его

 

основных

 

ценностях

.

В

 

манифесте

 

нового

 

лидерства

 

компании

 

долж

-

ны

 

быть

 

обозначены

 

основные

 

требования

 

и

 

реко

-

мендации

 

по

 

формированию

 

менталитета

 

лидера

-

руководителя

 

и

 

в

 

целом

 

ментальности

 

лидерства

 

в

 

компании

основанной

 

на

 

том

что

 

полное

 

лидер

-

ство

 — 

это

 

осознанное

 

состояние

 

руководителя

 

и

 

его

 

управленческий

 

процесс

в

 

котором

 

он

демон

-

стрируя

 

свое

 

развитие

 

и

 

мастерство

 

владения

 

сво

-

ими

 

должностными

 

компетенциями

отождествляет

 

себя

 

и

 

свою

 

деятельность

 

с

 

руководимым

 

коллек

-

тивом

в

 

котором

 

он

 

понимает

развивает

 

и

 

подни

-

мает

 

ценность

 

каждого

 

работника

ведет

 

его

 

за

 

со

-

бой

 

и

 

является

 

для

 

него

 

руководителем

лидером

наставником

коучем

 

и

 

жизненным

 

ориентиром

 

на

 

основе

 

единства

 

в

 

нём

 

ценностей

 

компании

соб

-

ственных

 

ценностей

ценностей

 

подчиненных

 

ра

-

ботников

 

и

 

общечеловеческих

 

ценностей

.

В

 

манифесте

 

нового

 

лидерства

 

должно

 

быть

 

чётко

 

обозначено

: «

БУДУЩЕЕ

 

РОССИЙСКОГО

 

ЛИДЕРСТВА

 

ОБРЕТАЕТ

 

БРЕНД

 — 

ТЕТРАЭДР

 

ЛИДЕРСТВА

», 

а

 

в

 

качестве

 

образа

 

бренда

 

нового

 

российского

 

лидерства

 

должна

 

быть

 

представлена

 

символика

приведённая

 

на

 

рисунке

 2 — «

Тетраэдр

 

полного

 

лидерства

» 

и

 «

Тетраэдр

 

иерархической

 

мо

-

дели

 

лидерства

 

компании

».

Рис

. 4

ШКОЛА

 

УПРАВЛЕНИЯ

 

ПАУЛИ

ПОВЕДИТЕ

 

СЕБЯ

 

ВПЕРЁД

www.pauli-school.com


Оригинал статьи: Лидерство производственного менеджмента в аспектах безопасности труда и ребрендинг лидерства

Читать онлайн

Первое десятилетие XXI века внесло в практику российского управления компаниями такие понятия, как видение и миссия, стратегические цели и политика, ценности и культура управления, лидерство и его стили, социальная ответственность и социальная отчетность, социально-психологическая стабильность и лояльность персонала, андрагогика (образование взрослых) и самообучающиеся компании, гуманизация производственных отношений и психологические техники, продуктивность управления и повышение когнитивной и гностической активности производственного менеджмента.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Резкие перестройки и изменения СУОТ опасны

Интервью Охрана труда / Производственный травматизм
Интервью с заведующей кафедрой инженерной экологии и охраны труда НИУ «МЭИ», генеральным директором Ассоциации НАОТ Ольгой Кондратьевой
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Использование машинного обучения для определения максимально возможного значения наведенного напряжения на отключенной линии электропередачи

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Охрана труда / Производственный травматизм
Горшков А.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Особенности технологии защитного заземления при работах на ВЛ, находящихся под наведенным напряжением

Воздушные линии Работа под напряжением Охрана труда / Производственный травматизм
Платонова Е.Г. Мюльбаер А.А. Целебровский Ю.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»