МИРОВОЙ
ОПЫТ
128
С
И
Г
Р
Э
СИГРЭ
ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛИНИЙ
ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
Так
была
сформулирована
пер
-
вая
предпочтительная
тема
заседа
-
ния
,
которая
включала
четыре
на
-
правления
:
•
оптимизация
существующих
коридоров
линий
,
включая
при
-
менение
проводов
,
произведён
-
ных
по
новым
технологиям
;
•
преобразование
линий
пере
-
менного
тока
в
линии
постоянно
-
го
тока
;
•
мониторинг
состояния
линий
электропередачи
,
переход
к
режи
-
мам
динамического
рейтинга
;
•
совместное
использование
коридоров
линий
с
другими
заин
-
тересованными
субъектами
.
Дискуссионное
заседание
от
-
крыл
председатель
ИК
-
В
2
Констан
-
тин
Папаилиоу
,
который
представил
информацию
о
современном
со
-
стоянии
комитета
и
основных
на
-
правлениях
его
деятельности
,
дал
характеристику
административной
и
технической
стратегии
,
а
также
указал
цели
и
задачи
комитета
на
ближайшую
перспективу
.
Давая
ха
-
рактеристику
тому
кругу
проблем
,
который
охватывает
первая
предпо
-
чтительная
тема
,
он
отметил
,
что
про
-
цесс
согласования
разрешительных
документов
для
проектирования
и
строительства
новых
линий
стано
-
вится
всё
более
сложным
и
продол
-
жительным
.
Рост
информирован
-
ности
широких
масс
в
отношении
экологического
влияния
ВЛ
только
усложняет
этот
процесс
.
В
результа
-
те
предприятия
электрических
сетей
вынуждены
предпринимать
значи
-
тельные
усилия
в
поисках
новых
тех
-
нологий
и
материалов
,
применение
которых
может
способствовать
бо
-
лее
эффективному
использованию
коридоров
существующих
линий
.
Там
же
,
где
новые
линии
проектиру
-
ются
и
сооружаются
,
предпринима
-
ются
особые
меры
,
направленные
на
улучшение
баланса
между
цено
-
выми
показателями
и
параметрами
надёжности
этих
объектов
.
Краткие обзоры
докладов,
представленных на
44-й сессии СИГРЭ
по тематике ИК-В2
На сессии в рамках Исследовательского комитета В2
«Воздушные линии электропередачи» было представ-
лено 26 докладов. В данной статье будут рассмотрены
некоторые из них, представляющие наибольший ин-
терес для специалистов электросетевого комплекса.
Владимир ШКАПЦОВ, ведущий аналитик
ГК «ОПТЭН», к.т.н.,
постоянный представитель РНК в ИК В2 СИГРЭ
129
№ 5 (14), сентябрь-октябрь, 2012
Известно
несколько
различных
подходов
к
решению
проблемы
по
-
вышения
эффективности
использо
-
вания
существующих
линий
.
Среди
них
такие
,
как
перевод
ВЛ
на
повы
-
шенное
напряжение
,
применение
высокотемпературных
проводов
с
малыми
стрелами
провеса
(
ВПМС
),
применение
систем
мониторинга
,
работающих
в
режиме
реального
времени
.
Представленные
по
дан
-
ной
теме
доклады
дают
достаточно
широкую
картину
данных
о
том
,
как
сетевые
компании
решают
подоб
-
ные
проблемы
.
Доклад
В
2-101 (
Канада
)
посвя
-
щён
вопросам
проектирования
ВЛ
±500
кВ
постоянного
тока
и
даёт
полное
представление
о
тех
технико
-
экономических
решениях
,
которые
были
положены
в
основу
прини
-
маемых
решений
в
отношении
про
-
ектирования
этого
протяжённого
и
стратегически
важного
объекта
.
Авторы
доклада
приводят
доводы
в
пользу
размещения
этой
линии
протяжённостью
1380
км
в
про
-
винции
Манитоба
на
существенном
удалении
от
других
уже
существую
-
щих
биполярных
линий
.
Эти
доводы
основаны
на
результатах
проведён
-
ных
исследований
по
обеспечению
надёжности
и
безопасности
при
эксплуатации
рассматриваемого
сетевого
комплекса
,
включающего
две
уже
существующие
биполярные
линии
и
третью
—
проектируемую
,
в
целом
.
При
проектировании
тре
-
тьей
биполярной
линии
приняты
в
расчёт
ветровые
и
гололёдные
на
-
грузки
,
период
повторяемости
ко
-
торых
составляет
150
лет
.
Данные
технико
-
экономического
сравнения
стоимости
строительства
объекта
в
сопоставлении
с
ожидаемыми
за
-
тратами
на
ликвидацию
аварийных
последствий
приведены
для
различ
-
ных
периодов
повторяемости
экс
-
тремальных
внешних
воздействии
на
рис
. 1.
Авторы
считают
вполне
обоснованным
выбор
периода
по
-
вторяемости
экстремальных
ветро
-
вых
и
гололёдных
нагрузок
150
лет
.
При
этом
достигается
оптимальный
баланс
между
первичными
капи
-
тальными
затратами
и
ожидаемой
стоимостью
восстановления
после
серьёзной
аварии
,
вызванной
пре
-
вышением
внешних
воздействий
над
расчётными
значениями
.
В
дискуссии
по
докладу
обсуж
-
далась
обоснованность
принятого
канадцами
решения
о
необходимо
-
сти
проектирования
новой
линии
на
существенном
удалении
от
двух
ра
-
нее
построенных
,
тем
более
что
на
стадии
ТЭО
были
проведены
все
не
-
обходимые
исследования
климати
-
ческих
условий
и
рельефа
по
трассе
рассматриваемой
в
докладе
ВЛ
.
Доклад
В
2-102 (
Норвегия
и
Швеция
)
рассматривает
результаты
лабораторных
исследований
влия
-
ния
загрязнений
и
гололёдных
отло
-
жений
на
изоляторах
существующих
линий
300
кВ
.
Исследование
пред
-
принято
в
связи
с
необходимостью
увеличения
пропускной
способно
-
сти
подобных
линий
,
которое
может
быть
достигнуто
посредством
пере
-
вода
существующих
ВЛ
на
повы
-
шенное
напряжение
420
кВ
.
Иссле
-
дования
и
лабораторные
испытания
показали
,
что
уровень
реальных
загрязнений
и
гололёдных
нагрузок
выше
принимавшегося
в
расчёт
при
проектировании
системы
ВЛ
300
кВ
.
Решением
проблемы
явля
-
ется
замена
существующих
изолято
-
ров
на
композитные
,
что
позволит
обеспечить
приемлемую
стойкость
линейной
изоляции
рассматривае
-
мых
линий
после
перевода
их
на
по
-
вышенное
напряжение
.
В
дискуссии
по
докладу
обсуж
-
дался
вопрос
о
проблемах
монито
-
ринга
загрязнений
изоляторов
ВЛ
.
Участники
дискуссии
пришли
к
вы
-
воду
,
что
сетевые
предприятия
,
пла
-
нирующие
перевод
существующих
ВЛ
на
повышенное
напряжение
,
должны
предусматривать
проведе
-
ние
мероприятий
по
оценке
и
уточ
-
нению
данных
об
уровнях
загряз
-
няющих
воздействий
.
Доклад
В
2-103 (
Австрия
)
осве
-
щает
различные
альтернативы
повышения
пропускной
способ
-
ности
линий
220
кВ
,
проходящих
по
территории
Тирольских
Альп
.
В
числе
рассматриваемых
упомя
-
нуты
варианты
перевода
ВЛ
на
по
-
вышенное
напряжение
,
замена
су
-
ществующих
проводов
на
провода
большего
сечения
и
применение
высокотемпературного
провода
.
Предпочтение
в
решении
пробле
-
мы
повышения
пропускной
способ
-
ности
линии
протяжённостью
85
км
со
сроком
службы
50
лет
было
от
-
дано
замене
провода
на
высоко
-
температурный
компактный
провод
марки
ZTACIR 341/109
с
проводя
-
щими
проволоками
из
сплава
алю
-
миния
с
цирконием
и
сердечником
из
сплава
ИНВАР
(
сталь
с
никелем
),
который
отличается
высокой
проч
-
ностью
,
коррозионной
стойкостью
и
малым
коэффициентом
температур
-
ного
удлинения
.
Для
того
чтобы
обе
-
спечить
требуемые
стрелы
провеса
провода
,
в
ряде
критических
пролё
-
тов
ВЛ
была
выполнена
процедура
престрессинга
провода
,
которая
со
-
стоит
в
том
,
что
тяжение
доводится
до
уровня
55%
от
предела
прочно
-
сти
провода
на
разрыв
и
выдержи
-
вается
на
этом
уровне
в
течение
20
мин
(
рис
. 2).
В
результате
при
-
менения
этой
процедуры
провод
упрочняется
и
при
последующих
механических
перегрузках
,
вызы
-
ваемых
интенсивным
ветром
и
го
-
лолёдом
,
не
происходит
его
удлине
-
ния
и
,
соответственно
,
уменьшения
габарита
до
земли
.
В
дискуссии
по
докладу
обсуж
-
дались
целесообразность
и
эффек
-
тивность
применения
процедуры
престрессинга
провода
для
умень
-
шения
вытяжки
в
процессе
после
-
дующей
эксплуатации
.
Высказы
-
вались
опасения
,
что
процедура
перегрузки
провода
в
процессе
Рис
. 1.
Диапазон
оценочных
значений
первичных
капитальных
затрат
и
финансовых
потерь
от
будущих
аварий
Миллионы
долларов
50 150 500
359 383 408
32 11 3
Капитальные
затраты
Потери
от
аварий
35
30
25
20
15
10
5
0
420
410
400
390
380
370
360
350
340
330
МИРОВОЙ
ОПЫТ
130
престрессинга
может
отрицательно
влиять
на
состояние
опор
ВЛ
,
срок
службы
которых
составляет
50
лет
.
Доклад
В
2-104 (
Ирландия
)
рас
-
сматривает
опыт
применения
вы
-
сокотемпературного
провода
G(Z)
TACSR
на
ВЛ
110
и
220
кВ
,
целью
которого
является
повышение
про
-
пускной
способности
существую
-
щей
сети
.
Конструкция
провода
с
зазором
показана
на
рис
. 3.
Он
состоит
из
семипроволочного
сер
-
дечника
(
оцинкованная
сталь
)
и
двух
повивов
проводящих
проволок
из
сплава
алюминия
с
цирконием
,
один
из
которых
выполнен
из
про
-
филированных
проволок
и
форми
-
рует
арочную
структуру
,
обеспе
-
чивающую
наличие
зазора
между
сердечником
и
проводящими
по
-
вивами
.
Зазор
заполнен
тексатроп
-
ной
смазкой
,
усиливающей
способ
-
ность
сердечника
перемещаться
в
зазоре
в
продольном
направлении
.
Благодаря
этому
всю
нагрузку
рас
-
тяжения
провода
воспринимает
только
сердечник
,
а
проволоки
про
-
водящих
повивов
не
воспринимают
этой
нагрузки
.
Поскольку
монтаж
проводов
с
зазором
производитель
рекомендует
производить
в
анкер
-
ных
секциях
относительно
малой
протяжённости
,
при
установке
про
-
водов
в
существующих
анкерных
пользования
данных
метеорологи
-
ческого
прогнозирования
.
В
Нидерландах
достигнут
доста
-
точно
высокий
уровень
надёжности
прогнозирования
температуры
воз
-
духа
,
скорости
и
направления
ветра
на
период
до
двух
суток
.
В
соответ
-
ствии
с
применяемой
методикой
ме
-
теомоделирования
,
скорость
ветра
оценивается
для
каждого
пролёта
ВЛ
.
Для
оценки
пропускной
способности
линии
в
целом
за
основу
принима
-
ется
ситуация
в
том
из
пролётов
,
где
направление
и
скорость
ветра
наи
-
менее
благоприятны
для
охлаждения
проводов
.
Применяемая
в
настоя
-
щее
время
модель
моделирования
состояния
ВЛ
включает
,
наряду
с
компонентами
метеорологического
моделирования
,
расчётную
модель
поведения
проводов
ВЛ
и
элементы
выбора
расчётным
путём
макси
-
мально
допустимых
токовых
нагру
-
Рис
. 2.
Диаграмма
нагружения
провода
до
уровня
55%
от
предела
прочности
Рис
. 3.
Конструкция
провода
с
зазором
между
сердечником
и
термостойкими
профилированными
проволоками
пролётах
значительной
длины
мон
-
тировались
временные
промежу
-
точные
опоры
.
В
дискуссии
по
докладу
был
от
-
мечен
положительный
опыт
при
-
менения
проводов
с
зазором
,
на
-
копленный
как
в
Японии
,
где
они
были
разработа
-
ны
и
производят
-
ся
,
так
и
в
ряде
других
стран
Ев
-
ропы
и
Азии
.
Доклад
В
2-
105 (
Нидерлан
-
ды
)
,
представ
-
ленный
группой
с п е ц и а л и с то в
по
прикладной
климатологии
,
и
обсуждавший
-
ся
вслед
за
ним
доклад
В
2-106
(
Германия
)
имеют
прямое
отноше
-
ние
к
проблемам
максимального
использования
пропускной
способ
-
ности
существующих
линий
электро
-
передачи
в
режиме
динамического
рейтинга
,
т
.
е
.
посредством
выбора
режима
работы
линий
электропере
-
дачи
,
в
частности
тока
нагрузки
,
в
зависимости
от
метеорологических
условий
,
определяемых
как
в
реаль
-
ном
времени
,
так
и
посредством
ис
-
зок
.
Для
внедрения
разработанной
модели
в
практику
эксплуатации
ВЛ
она
18
месяцев
проходила
тестиро
-
вание
в
режиме
пилотного
проекта
.
Полученные
на
основе
примене
-
ния
данного
метода
моделирования
расчётные
значения
допустимой
пропускной
способности
(
в
%
от
но
-
минального
значения
)
приведены
на
рис
. 4.
Очевидно
,
что
при
ско
-
ростях
поперечного
ветра
5—6
м
/
с
пропускная
способность
линии
мо
-
жет
быть
увеличена
на
40—50%.
Те
-
стирование
модели
динамического
рейтинга
ВЛ
,
основанной
на
исполь
-
зовании
метеорологических
дан
-
ных
,
получаемых
в
режиме
реаль
-
ного
времени
,
а
также
дополняемых
данными
прогноза
на
1—2
суток
,
подтвердило
достаточно
высокий
уровень
надёжности
основанных
на
подобном
подходе
решений
.
Та
-
Длина
анкерного
пролёта
: 4545
м
Напряжение
растяжения
: 55%
от
предела
прочности
на
разрыв
Время
[
мин
]
Деформация
удлинения
мкм
/
м
250
200
150
100
50
0
0 5 10 15 20 25 30 35 40
Термостойкий
алюминиевый
сплав
или
супертермостойкий
алюминиевый
сплав
Зазор
,
заполненный
смазкой
Высокопрочная
сталь
с
цинковым
покрытием
Рис
. 4.
Оценка
максимально
допустимой
передаваемой
мощности
в
%
в
зависимости
от
температуры
воздуха
Относит
ельное
зна
чение
пропу
скной
способности
в
%
Скорость
ветра
(
м
/
с
)
+3
o
C
+1
o
C
160
150
140
130
120
110
100
90
80
70
60
0 1 2 3 4 5 6
перемещение
131
№ 5 (14), сентябрь-октябрь, 2012
кой
способ
повышения
пропускной
способности
линий
,
в
котором
ме
-
теорологический
прогноз
эффектив
-
но
дополняется
данными
анализа
рельефа
местности
,
оказывающего
существенное
влияние
на
скорость
и
направление
ветра
на
локальных
и
особенно
критических
участках
трасс
,
принят
сетевой
компанией
в
качестве
действенного
инструмента
организации
эксплуатации
сети
ли
-
ний
110
и
220
кВ
.
Авторы
доклада
В
2-106
также
посвятили
его
проблематике
повы
-
шения
пропускной
способности
ВЛ
с
использованием
технологии
ди
-
намического
рейтинга
.
Для
обосно
-
вания
перспективности
подобной
технологии
был
проведён
значитель
-
ный
по
объёму
и
важности
получен
-
ных
результатов
цикл
испытаний
на
ВЛ
380
кВ
.
Температура
проводов
расщеплённой
фазы
4
хАС
240/40
определялась
с
применением
трёх
различных
методов
:
•
посредством
прямых
измерений
двумя
датчиками
,
установлен
-
ными
на
разных
фазах
,
высота
крепления
которых
различается
на
3
м
;
•
расчётным
путём
—
по
извест
-
ной
методике
СИГРЭ
с
исполь
-
зованием
метеорологических
параметров
,
полученных
от
метеостанции
,
установленной
на
опоре
ВЛ
(
рис
. 5);
•
расчётным
путём
с
использова
-
нием
доступных
данных
государ
-
ственных
метеорологических
служб
.
Данные
метеостанции
,
располо
-
женной
на
уровне
креплений
прово
-
дов
на
опоре
,
позволяют
рассчитать
температуру
провода
,
отличающуюся
от
данных
прямых
измерений
не
бо
-
лее
чем
на
5
К
.
Использование
дан
-
ных
официальных
метеослужб
даёт
большую
погрешность
при
опреде
-
лении
температуры
провода
из
-
за
недостаточной
точности
в
оценках
скоростей
и
направлений
ветра
.
Про
-
должительные
наблюдения
за
состоя
-
нием
ВЛ
в
различных
метеорологи
-
ческих
условиях
(
рис
. 6)
подтвердили
эффективность
применения
техноло
-
гии
динамического
рейтинга
,
позво
-
ляющего
в
зависимости
от
режимных
и
внешних
условий
поддерживать
токовые
нагрузки
на
уровне
3150
А
(
плотность
тока
2,8
А
/
мм
2
),
снижая
их
в
худших
условиях
до
2580
А
и
по
-
вышая
в
наиболее
благоприятных
до
4000
А
(3,6
А
/
мм
2
).
Доклад
В
2-107 (
США
,
Канада
)
рассматривает
варианты
перевода
двух
параллельно
расположенных
ВЛ
переменного
тока
напряжением
287
кВ
на
постоянный
ток
.
Расчёт
-
ные
оценки
и
прогнозы
,
приведён
-
ные
в
докладе
,
показывают
,
что
ожидаемый
эф
-
фект
от
реализа
-
ции
подобного
проекта
состоит
в
повышении
пропускной
спо
-
собности
рекон
-
струированной
системы
из
двух
линий
в
1,3
раза
.
Доклад
В
2-
109 (
Южная
Ко
-
рея
)
посвящён
исследованию
интенсивности
электрического
и
магнитного
полей
гибридной
системы
,
которая
по
про
-
екту
должна
включать
линию
посто
-
янного
тока
±80
кВ
и
размещаемые
над
ней
цепи
ВЛ
154
кВ
переменно
-
го
тока
.
Моделируются
различные
варианты
формирования
гибридной
линии
154/80
кВ
переменного
и
по
-
стоянного
тока
.
Расчётные
значения
интенсивности
электромагнитных
воздействий
на
уровне
земли
пред
-
полагается
проверить
,
организовав
прямые
измерения
с
помощью
мо
-
бильных
систем
контроля
экологиче
-
ских
влияний
.
Доклад
В
2-108 (
США
,
Испа
-
ния
и
Канада
)
рассматривает
проблемы
экспериментальной
и
теоретической
оценки
градиентов
температуры
проводов
интенсивно
нагруженных
линий
в
радиальном
и
продольном
направлениях
.
Утверж
-
дается
,
что
разница
температур
в
центре
и
на
поверхности
провода
может
составлять
от
10
до
30
о
С
.
Однако
при
этом
рассматривают
-
ся
плотности
тока
2,5—3
А
/
мм
2
для
проводов
сечением
от
800
до
1330
мм
2
,
что
соответствует
токо
-
вым
нагрузкам
2—4
кА
.
Подобные
токовые
нагрузки
маловероятны
,
что
и
было
отмечено
в
дискуссии
по
данному
докладу
.
ОБСЛУЖИВАНИЕ
И
РЕКОНСТРУКЦИЯ
ВЛ
Это
название
третьей
предпо
-
чтительной
темы
ИК
В
2,
включаю
-
щей
следующие
направления
:
•
работы
на
действующих
лини
-
ях
без
снятия
напряжения
,
Рис
. 6.
Среднегодовая
продолжительность
максимально
допустимых
токовых
нагрузок
ВЛ
380
кВ
Расщеплённая
фаза
из
четырёх
проводов
АС
240/40: 2580
А
Расщеплённая
фаза
из
четырёх
проводов
АС
240/40: 2580
А
Время
[%]
Зависящая
от
мет
ео
ус
ловий
величина
то
ка
нагр
узки
,
А
Рис
. 5.
Метеостанция
и
датчик
температуры
провода
,
установленные
на
опоре
и
проводах
ВЛ
блок
накопления
блок
накопления
информации
информации
антенна
антенна
метеорологические
метеорологические
датчики
датчики
датчик
температуры
датчик
температуры
провода
провода
солнечная
батарея
солнечная
батарея
4000
А
3150
А
2500
А
2000
А
5000
4000
3000
2000
1000
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
МИРОВОЙ
ОПЫТ
132
использование
роботов
и
беспи
-
лотных
летательных
аппаратов
(
БПЛА
);
•
использование
информаци
-
онных
систем
,
применяемые
методы
обслуживания
,
эффек
-
тивность
различных
подходов
и
стратегий
обслуживания
;
•
примеры
проведённых
рекон
-
струкций
ВЛ
.
Эксплуатационная
готовность
ли
-
ний
электропередачи
,
как
отметил
в
своём
вступительном
слове
орга
-
низатор
этой
части
дискуссионного
заседания
П
.
Пензерини
(
Италия
),
зависит
не
только
от
надёжности
их
механических
составляющих
и
элек
-
трического
оборудования
,
но
также
и
от
их
ремонтопригодности
.
Про
-
должительность
периодов
неготов
-
ности
ВЛ
к
работе
может
быть
ми
-
нимизирована
не
только
благодаря
мерам
по
снижению
вероятности
технологических
нарушений
и
ава
-
рий
,
принятым
при
проектировании
и
строительстве
линий
,
но
и
посред
-
ством
выполнения
таких
эксплуата
-
ционных
и
реконструктивных
про
-
цедур
,
которые
позволят
исключить
наличие
слабых
мест
в
структуре
ВЛ
,
своевременно
выявить
и
пре
-
дотвратить
процессы
деградации
и
в
конечном
счёте
свести
к
миниму
-
му
продолжительность
периодов
ре
-
монта
и
восстановления
элементов
сетевого
хозяйства
после
аварий
.
Так
,
в
частности
,
выполнение
работ
на
действующих
ВЛ
без
снятия
на
-
пряжения
,
использование
роботов
,
БПЛА
и
других
высокотехнологич
-
ных
устройств
существенным
об
-
разом
способствует
достижению
упомянутой
выше
цели
сокращения
продолжительности
периодов
него
-
товности
линий
к
работе
.
Доклад
В
2-301
(
Южная
Афри
-
ка
)
посвящён
изучению
проблемы
замены
стеклянных
изоляторов
ВЛ
±533
кВ
,
введённой
в
эксплуа
-
тацию
в
1974
г
.,
композитными
.
Основной
причиной
частых
отклю
-
чений
ВЛ
является
интенсивное
за
-
грязнение
стеклянных
изоляторов
птичьим
помётом
.
Применение
композитных
изоляторов
,
а
также
установка
на
опорах
устройств
,
препятствующих
посадке
птиц
,
по
-
зволяет
,
по
мнению
авторов
докла
-
да
,
не
только
снизить
количество
аварийных
отключений
,
но
и
су
-
щественно
увеличить
пропускную
способность
линии
,
увеличив
токи
нагрузки
в
1,8
раза
.
Кроме
того
,
замена
линейной
изоляции
позво
-
лит
увеличить
габариты
проводов
до
земли
и
до
элементов
конструк
-
ции
опор
,
что
даст
возможность
перевести
линию
на
повышенное
напряжение
±600
кВ
и
также
будет
способствовать
увеличению
про
-
пускной
способности
данной
элек
-
тропередачи
.
Доклад
В
2-302 (
Южная
Афри
-
ка
,
Швеция
)
описывает
результаты
реализации
комплекса
мероприя
-
тий
по
исследованию
состояния
стеклянных
изоляторов
ВЛ
400
кВ
,
подверженных
интенсивным
за
-
грязнениям
,
и
их
замене
стойкими
к
загрязнениям
композитными
изо
-
ляторами
из
силиконовой
резины
.
Загрязнение
изоляторов
ВЛ
,
нахо
-
дящихся
вблизи
Кейптауна
,
проис
-
ходит
в
результате
переноса
продук
-
тов
горения
кустарников
в
саванне
,
а
также
от
воздействия
солевого
тумана
,
приносимого
ветрами
со
стороны
океана
.
При
проведении
мероприятий
по
замене
изоляторов
на
действующей
линии
(
рис
. 7)
при
-
менялась
технология
выполнения
работ
без
снятия
напряжения
ВЛ
,
что
позволило
избежать
перерывов
в
электроснабжении
потребителей
в
регионе
с
высокой
плотностью
на
-
селения
и
развитой
промышленной
инфраструктурой
.
Доклад
В
2-303 (
Франция
)
представляет
опыт
применения
БПЛА
для
обследования
и
оценки
технического
состояния
стальных
решётчатых
опор
ВЛ
(
рис
. 8),
на
-
ходящихся
в
эксплуатации
более
60
лет
.
На
летательном
аппарате
установлена
фотокамера
высокого
разрешения
.
С
устройством
рабо
-
тают
два
оператора
,
один
из
кото
-
рых
осуществляет
дистанционное
управление
БПЛА
,
а
другой
контро
-
лирует
работу
камеры
,
выбирая
наиболее
важные
объекты
съём
-
ки
.
Применение
такой
технологии
позволяет
существенно
повысить
безопасность
работ
,
обследовать
фрагменты
опор
,
недоступные
для
обзора
с
земли
,
документировать
и
хранить
данные
обследований
.
Для
проведения
работ
с
применением
этой
технологии
не
требуется
от
-
ключений
и
перерывов
в
эксплуа
-
тации
ВЛ
.
На
основания
анализа
результатов
обследований
разра
-
батываются
программы
ремонта
и
восстановления
работоспособ
-
Рис
. 7.
Замена
стеклянных
изоляторов
композитными
на
ВЛ
400
кВ
а
—
коррозия
стальных
уголков
опоры
,
б
—
БПЛА
в
процессе
обследования
опоры
Рис
. 8.
Применение
БПЛА
для
обследования
технического
состояния
ВЛ
а
)
а
)
б
)
б
)
133
№ 5 (14), сентябрь-октябрь, 2012
Рис
. 9.
Очистка
изоляторов
от
загрязнений
с
применением
вертолёта
ности
элементов
конструкций
,
подверженных
деградации
,
что
позволяет
продлить
срок
службы
от
-
дельных
опор
и
ВЛ
в
целом
.
Доклад
В
2-304 (
Индия
)
рассма
-
тривает
драматическую
ситуацию
в
сетевых
предприятиях
северной
ча
-
сти
страны
,
связанную
со
значитель
-
ным
увеличением
числа
аварийных
отключений
ВЛ
400
кВ
переменно
-
го
тока
и
линий
500
кВ
постоянного
тока
из
-
за
перекрытий
гирлянд
сте
-
клянных
изоляторов
.
Значительный
рост
промышленной
активности
и
плотности
населения
региона
при
-
вёл
к
резкому
ухудшению
экологи
-
ческой
обстановки
и
увеличению
интенсивности
загрязнений
изо
-
ляторов
выбросами
металлургиче
-
ских
,
химических
предприятий
и
вы
-
хлопными
газами
автомобилей
.
Все
доступные
меры
,
принимавшиеся
для
улучшения
ситуации
—
очистка
изоляторов
с
применением
вертолё
-
тов
(
рис
. 9),
применение
защитных
силиконовых
покрытий
,
увеличение
числа
изоляторов
в
гирляндах
, —
не
дали
заметного
эффекта
.
Поэтому
с
2008
г
.
производится
планомерная
работа
по
замене
стеклянных
изо
-
ляторов
композитными
,
которые
обладают
более
высокой
гидро
-
фобностью
и
поэтому
в
меньшей
степени
подвержены
перекрытиям
в
условиях
интенсивных
загрязне
-
ний
.
Всего
на
48
ВЛ
установлено
73600
композитных
изоляторов
,
что
привело
к
снижению
числа
ава
-
рийных
отключений
более
чем
в
40
раз
.
Широкое
применение
ком
-
позитных
изоляторов
планируется
продолжить
и
в
других
районах
Ин
-
дии
,
где
существуют
подобные
эко
-
логические
проблемы
.
В
целом
дискуссия
,
проведён
-
ная
на
пленарном
заседании
ИК
В
2
«
Воздушные
линии
»,
продемонстри
-
ровала
высокий
интерес
к
проис
-
ходящим
в
отрасли
инновационным
процессам
и
новым
высокотехноло
-
гичным
разработкам
.
Оригинал статьи: Краткие обзоры докладов, представленных на 44-й сессии СИГРЭ по тематике ИК-В2
На сессии в рамках Исследовательского комитета В2 «Воздушные линии электропередачи» было представлено 26 докладов. В данной статье будут рассмотрены некоторые из них, представляющие наибольший интерес для специалистов электросетевого комплекса.