Краткие обзоры докладов, представленных на 44-й сессии СИГРЭ по тематике ИК-В2

Page 1
background image

Page 2
background image

МИРОВОЙ

ОПЫТ

128

С

И

Г

Р

Э

СИГРЭ

ПОВЫШЕНИЕ

 

ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

ЛИНИЙ

 

ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

 

Так

 

была

 

сформулирована

 

пер

-

вая

 

предпочтительная

 

тема

 

заседа

-

ния

которая

 

включала

 

четыре

 

на

-

правления

:

• 

оптимизация

 

существующих

 

коридоров

 

линий

включая

 

при

-

менение

 

проводов

произведён

-

ных

 

по

 

новым

 

технологиям

;

• 

преобразование

 

линий

 

пере

-

менного

 

тока

 

в

 

линии

 

постоянно

-

го

 

тока

;

• 

мониторинг

 

состояния

 

линий

 

электропередачи

переход

 

к

 

режи

-

мам

 

динамического

 

рейтинга

;

• 

совместное

 

использование

 

коридоров

 

линий

 

с

 

другими

 

заин

-

тересованными

 

субъектами

.

Дискуссионное

 

заседание

 

от

-

крыл

 

председатель

 

ИК

-

В

Констан

-

тин

 

Папаилиоу

который

 

представил

 

информацию

 

о

 

современном

 

со

-

стоянии

 

комитета

 

и

 

основных

 

на

-

правлениях

 

его

 

деятельности

дал

 

характеристику

 

административной

 

и

 

технической

 

стратегии

а

 

также

 

указал

 

цели

 

и

 

задачи

 

комитета

 

на

 

ближайшую

 

перспективу

Давая

 

ха

-

рактеристику

 

тому

 

кругу

 

проблем

который

 

охватывает

 

первая

 

предпо

-

чтительная

 

тема

он

 

отметил

что

 

про

-

цесс

 

согласования

 

разрешительных

 

документов

 

для

 

проектирования

 

и

 

строительства

 

новых

 

линий

 

стано

-

вится

 

всё

 

более

 

сложным

 

и

 

продол

-

жительным

Рост

 

информирован

-

ности

 

широких

 

масс

 

в

 

отношении

 

экологического

 

влияния

 

ВЛ

 

только

 

усложняет

 

этот

 

процесс

В

 

результа

-

те

 

предприятия

 

электрических

 

сетей

 

вынуждены

 

предпринимать

 

значи

-

тельные

 

усилия

 

в

 

поисках

 

новых

 

тех

-

нологий

 

и

 

материалов

применение

 

которых

 

может

 

способствовать

 

бо

-

лее

 

эффективному

 

использованию

 

коридоров

 

существующих

 

линий

Там

 

же

где

 

новые

 

линии

 

проектиру

-

ются

 

и

 

сооружаются

предпринима

-

ются

 

особые

 

меры

направленные

 

на

 

улучшение

 

баланса

 

между

 

цено

-

выми

 

показателями

 

и

 

параметрами

 

надёжности

 

этих

 

объектов

.

Краткие обзоры 

докладов, 

представленных на 

44-й сессии СИГРЭ 

по тематике ИК-В2

На сессии в рамках Исследовательского комитета В2 
«Воздушные линии электропередачи» было представ-
лено 26 докладов. В данной статье будут рассмотрены 
некоторые из них, представляющие наибольший ин-
терес для специалистов электросетевого комплекса.

Владимир ШКАПЦОВ, ведущий аналитик

 ГК «ОПТЭН», к.т.н.,

 постоянный представитель РНК в ИК В2 СИГРЭ


Page 3
background image

129

№ 5 (14), сентябрь-октябрь, 2012

Известно

 

несколько

 

различных

 

подходов

 

к

 

решению

 

проблемы

 

по

-

вышения

 

эффективности

 

использо

-

вания

 

существующих

 

линий

Среди

 

них

 

такие

как

 

перевод

 

ВЛ

 

на

 

повы

-

шенное

 

напряжение

применение

 

высокотемпературных

 

проводов

 

с

 

малыми

 

стрелами

 

провеса

 (

ВПМС

), 

применение

 

систем

 

мониторинга

работающих

 

в

 

режиме

 

реального

 

времени

Представленные

 

по

 

дан

-

ной

 

теме

 

доклады

 

дают

 

достаточно

 

широкую

 

картину

 

данных

 

о

 

том

как

 

сетевые

 

компании

 

решают

 

подоб

-

ные

 

проблемы

.

Доклад

 

В

2-101 (

Канада

)

 

посвя

-

щён

 

вопросам

 

проектирования

 

ВЛ

 

±500 

кВ

 

постоянного

 

тока

 

и

 

даёт

 

полное

 

представление

 

о

 

тех

 

технико

-

экономических

 

решениях

которые

 

были

 

положены

 

в

 

основу

 

прини

-

маемых

 

решений

 

в

 

отношении

 

про

-

ектирования

 

этого

 

протяжённого

 

и

 

стратегически

 

важного

 

объекта

Авторы

 

доклада

 

приводят

 

доводы

 

в

 

пользу

 

размещения

 

этой

 

линии

 

протяжённостью

 1380 

км

 

в

 

про

-

винции

 

Манитоба

 

на

 

существенном

 

удалении

 

от

 

других

 

уже

 

существую

-

щих

 

биполярных

 

линий

Эти

 

доводы

 

основаны

 

на

 

результатах

 

проведён

-

ных

 

исследований

 

по

 

обеспечению

 

надёжности

 

и

 

безопасности

 

при

 

эксплуатации

 

рассматриваемого

 

сетевого

 

комплекса

включающего

 

две

 

уже

 

существующие

 

биполярные

 

линии

 

и

 

третью

 — 

проектируемую

в

 

целом

При

 

проектировании

 

тре

-

тьей

 

биполярной

 

линии

 

приняты

 

в

 

расчёт

 

ветровые

 

и

 

гололёдные

 

на

-

грузки

период

 

повторяемости

 

ко

-

торых

 

составляет

 150 

лет

Данные

 

технико

-

экономического

 

сравнения

 

стоимости

 

строительства

 

объекта

 

в

 

сопоставлении

 

с

 

ожидаемыми

 

за

-

тратами

 

на

 

ликвидацию

 

аварийных

 

последствий

 

приведены

 

для

 

различ

-

ных

 

периодов

 

повторяемости

 

экс

-

тремальных

 

внешних

 

воздействии

 

на

 

рис

. 1. 

Авторы

 

считают

 

вполне

 

обоснованным

 

выбор

 

периода

 

по

-

вторяемости

 

экстремальных

 

ветро

-

вых

 

и

 

гололёдных

 

нагрузок

 150 

лет

При

 

этом

 

достигается

 

оптимальный

 

баланс

 

между

 

первичными

 

капи

-

тальными

 

затратами

 

и

 

ожидаемой

 

стоимостью

 

восстановления

 

после

 

серьёзной

 

аварии

вызванной

 

пре

-

вышением

 

внешних

 

воздействий

 

над

 

расчётными

 

значениями

 

В

 

дискуссии

 

по

 

докладу

 

обсуж

-

далась

 

обоснованность

 

принятого

 

канадцами

 

решения

 

о

 

необходимо

-

сти

 

проектирования

 

новой

 

линии

 

на

 

существенном

 

удалении

 

от

 

двух

 

ра

-

нее

 

построенных

тем

 

более

 

что

 

на

 

стадии

 

ТЭО

 

были

 

проведены

 

все

 

не

-

обходимые

 

исследования

 

климати

-

ческих

 

условий

 

и

 

рельефа

 

по

 

трассе

 

рассматриваемой

 

в

 

докладе

 

ВЛ

.

Доклад

 

В

2-102 (

Норвегия

 

и

 

Швеция

)

 

рассматривает

 

результаты

 

лабораторных

 

исследований

 

влия

-

ния

 

загрязнений

 

и

 

гололёдных

 

отло

-

жений

 

на

 

изоляторах

 

существующих

 

линий

 300 

кВ

Исследование

 

пред

-

принято

 

в

 

связи

 

с

 

необходимостью

 

увеличения

 

пропускной

 

способно

-

сти

 

подобных

 

линий

которое

 

может

 

быть

 

достигнуто

 

посредством

 

пере

-

вода

 

существующих

 

ВЛ

 

на

 

повы

-

шенное

 

напряжение

 420 

кВ

Иссле

-

дования

 

и

 

лабораторные

 

испытания

 

показали

что

 

уровень

 

реальных

 

загрязнений

 

и

 

гололёдных

 

нагрузок

 

выше

 

принимавшегося

 

в

 

расчёт

 

при

 

проектировании

 

системы

 

ВЛ

 

300 

кВ

Решением

 

проблемы

 

явля

-

ется

 

замена

 

существующих

 

изолято

-

ров

 

на

 

композитные

что

 

позволит

 

обеспечить

 

приемлемую

 

стойкость

 

линейной

 

изоляции

 

рассматривае

-

мых

 

линий

 

после

 

перевода

 

их

 

на

 

по

-

вышенное

 

напряжение

В

 

дискуссии

 

по

 

докладу

 

обсуж

-

дался

 

вопрос

 

о

 

проблемах

 

монито

-

ринга

 

загрязнений

 

изоляторов

 

ВЛ

Участники

 

дискуссии

 

пришли

 

к

 

вы

-

воду

что

 

сетевые

 

предприятия

пла

-

нирующие

 

перевод

 

существующих

 

ВЛ

 

на

 

повышенное

 

напряжение

должны

 

предусматривать

 

проведе

-

ние

 

мероприятий

 

по

 

оценке

 

и

 

уточ

-

нению

 

данных

 

об

 

уровнях

 

загряз

-

няющих

 

воздействий

.

Доклад

 

В

2-103 (

Австрия

)

 

осве

-

щает

 

различные

 

альтернативы

 

повышения

 

пропускной

 

способ

-

ности

 

линий

 220 

кВ

проходящих

 

по

 

территории

 

Тирольских

 

Альп

В

 

числе

 

рассматриваемых

 

упомя

-

нуты

 

варианты

 

перевода

 

ВЛ

 

на

 

по

-

вышенное

 

напряжение

замена

 

су

-

ществующих

 

проводов

 

на

 

провода

 

большего

 

сечения

 

и

 

применение

 

высокотемпературного

 

провода

Предпочтение

 

в

 

решении

 

пробле

-

мы

 

повышения

 

пропускной

 

способ

-

ности

 

линии

 

протяжённостью

 85 

км

 

со

 

сроком

 

службы

 50 

лет

 

было

 

от

-

дано

 

замене

 

провода

 

на

 

высоко

-

температурный

 

компактный

 

провод

 

марки

 ZTACIR 341/109 

с

 

проводя

-

щими

 

проволоками

 

из

 

сплава

 

алю

-

миния

 

с

 

цирконием

 

и

 

сердечником

 

из

 

сплава

 

ИНВАР

 (

сталь

 

с

 

никелем

), 

который

 

отличается

 

высокой

 

проч

-

ностью

коррозионной

 

стойкостью

 

и

 

малым

 

коэффициентом

 

температур

-

ного

 

удлинения

Для

 

того

 

чтобы

 

обе

-

спечить

 

требуемые

 

стрелы

 

провеса

 

провода

в

 

ряде

 

критических

 

пролё

-

тов

 

ВЛ

 

была

 

выполнена

 

процедура

 

престрессинга

 

провода

которая

 

со

-

стоит

 

в

 

том

что

 

тяжение

 

доводится

 

до

 

уровня

 55% 

от

 

предела

 

прочно

-

сти

 

провода

 

на

 

разрыв

 

и

 

выдержи

-

вается

 

на

 

этом

 

уровне

 

в

 

течение

 

20 

мин

  (

рис

. 2). 

В

 

результате

 

при

-

менения

 

этой

 

процедуры

 

провод

 

упрочняется

 

и

 

при

 

последующих

 

механических

 

перегрузках

вызы

-

ваемых

 

интенсивным

 

ветром

 

и

 

го

-

лолёдом

не

 

происходит

 

его

 

удлине

-

ния

 

и

соответственно

уменьшения

 

габарита

 

до

 

земли

В

 

дискуссии

 

по

 

докладу

 

обсуж

-

дались

 

целесообразность

 

и

 

эффек

-

тивность

 

применения

 

процедуры

 

престрессинга

 

провода

 

для

 

умень

-

шения

 

вытяжки

 

в

 

процессе

 

после

-

дующей

 

эксплуатации

Высказы

-

вались

 

опасения

что

 

процедура

 

перегрузки

 

провода

 

в

 

процессе

 

Рис

. 1. 

Диапазон

 

оценочных

 

значений

 

первичных

 

капитальных

 

затрат

 

и

 

финансовых

 

потерь

 

от

 

будущих

 

аварий

   

Миллионы

 

долларов

50 150 500

359 383  408

32 11  3

Капитальные

 

затраты

Потери

 

от

 

аварий

35
30
25
20
15
10
5
0

420

410

400
390
380

370

360
350
340
330


Page 4
background image

МИРОВОЙ 
ОПЫТ

130

престрессинга

 

может

 

отрицательно

 

влиять

 

на

 

состояние

 

опор

 

ВЛ

срок

 

службы

 

которых

 

составляет

 50 

лет

Доклад

 

В

2-104 (

Ирландия

)

 

рас

-

сматривает

 

опыт

 

применения

 

вы

-

сокотемпературного

 

провода

 G(Z)

TACSR 

на

 

ВЛ

 110 

и

 220 

кВ

целью

 

которого

 

является

 

повышение

 

про

-

пускной

 

способности

 

существую

-

щей

 

сети

Конструкция

 

провода

 

с

 

зазором

 

показана

 

на

 

рис

. 3. 

Он

 

состоит

 

из

 

семипроволочного

 

сер

-

дечника

  (

оцинкованная

 

сталь

и

 

двух

 

повивов

 

проводящих

 

проволок

 

из

 

сплава

 

алюминия

 

с

 

цирконием

один

 

из

 

которых

 

выполнен

 

из

 

про

-

филированных

 

проволок

 

и

 

форми

-

рует

 

арочную

 

структуру

обеспе

-

чивающую

 

наличие

 

зазора

 

между

 

сердечником

 

и

 

проводящими

 

по

-

вивами

Зазор

 

заполнен

 

тексатроп

-

ной

 

смазкой

усиливающей

 

способ

-

ность

 

сердечника

 

перемещаться

 

в

 

зазоре

 

в

 

продольном

 

направлении

Благодаря

 

этому

 

всю

 

нагрузку

 

рас

-

тяжения

 

провода

 

воспринимает

 

только

 

сердечник

а

 

проволоки

 

про

-

водящих

 

повивов

 

не

 

воспринимают

 

этой

 

нагрузки

Поскольку

 

монтаж

 

проводов

 

с

 

зазором

 

производитель

 

рекомендует

 

производить

 

в

 

анкер

-

ных

 

секциях

 

относительно

 

малой

 

протяжённости

при

 

установке

 

про

-

водов

 

в

 

существующих

 

анкерных

 

пользования

 

данных

 

метеорологи

-

ческого

 

прогнозирования

В

 

Нидерландах

 

достигнут

 

доста

-

точно

 

высокий

 

уровень

 

надёжности

 

прогнозирования

 

температуры

 

воз

-

духа

скорости

 

и

 

направления

 

ветра

 

на

 

период

 

до

 

двух

 

суток

В

 

соответ

-

ствии

 

с

 

применяемой

 

методикой

 

ме

-

теомоделирования

скорость

 

ветра

 

оценивается

 

для

 

каждого

 

пролёта

 

ВЛ

Для

 

оценки

 

пропускной

 

способности

 

линии

 

в

 

целом

 

за

 

основу

 

принима

-

ется

 

ситуация

 

в

 

том

 

из

 

пролётов

где

 

направление

 

и

 

скорость

 

ветра

 

наи

-

менее

 

благоприятны

 

для

 

охлаждения

 

проводов

Применяемая

 

в

 

настоя

-

щее

 

время

 

модель

 

моделирования

 

состояния

 

ВЛ

 

включает

наряду

 

с

 

компонентами

 

метеорологического

 

моделирования

расчётную

 

модель

 

поведения

 

проводов

 

ВЛ

 

и

 

элементы

 

выбора

 

расчётным

 

путём

 

макси

-

мально

 

допустимых

 

токовых

 

нагру

-

Рис

. 2. 

Диаграмма

 

нагружения

 

провода

 

до

 

уровня

 55% 

от

 

предела

 

прочности

Рис

. 3. 

Конструкция

 

провода

 

с

 

зазором

 

между

 

сердечником

 

и

 

термостойкими

 

профилированными

 

проволоками

пролётах

 

значительной

 

длины

 

мон

-

тировались

 

временные

 

промежу

-

точные

 

опоры

В

 

дискуссии

 

по

 

докладу

 

был

 

от

-

мечен

 

положительный

 

опыт

 

при

-

менения

 

проводов

 

с

 

зазором

на

-

копленный

 

как

 

в

 

Японии

где

 

они

 

были

 

разработа

-

ны

 

и

 

производят

-

ся

так

 

и

 

в

 

ряде

 

других

 

стран

 

Ев

-

ропы

 

и

 

Азии

.

Доклад

 

В

2-

105 (

Нидерлан

-

ды

)

представ

-

ленный

 

группой

 

с п е ц и а л и с то в

 

по

 

прикладной

 

климатологии

и

 

обсуждавший

-

ся

 

вслед

 

за

 

ним

 

доклад

 

В

2-106 

(

Германия

)

 

имеют

 

прямое

 

отноше

-

ние

 

к

 

проблемам

 

максимального

 

использования

 

пропускной

 

способ

-

ности

 

существующих

 

линий

 

электро

-

передачи

 

в

 

режиме

 

динамического

 

рейтинга

т

.

е

посредством

 

выбора

 

режима

 

работы

 

линий

 

электропере

-

дачи

в

 

частности

 

тока

 

нагрузки

в

 

зависимости

 

от

 

метеорологических

 

условий

определяемых

 

как

 

в

 

реаль

-

ном

 

времени

так

 

и

 

посредством

 

ис

-

зок

Для

 

внедрения

 

разработанной

 

модели

 

в

 

практику

 

эксплуатации

 

ВЛ

 

она

 18 

месяцев

 

проходила

 

тестиро

-

вание

 

в

 

режиме

 

пилотного

 

проекта

.

Полученные

 

на

 

основе

 

примене

-

ния

 

данного

 

метода

 

моделирования

 

расчётные

 

значения

 

допустимой

 

пропускной

 

способности

 (

в

 % 

от

 

но

-

минального

 

значения

приведены

 

на

 

рис

. 4. 

Очевидно

что

 

при

 

ско

-

ростях

 

поперечного

 

ветра

 5—6 

м

/

с

 

пропускная

 

способность

 

линии

 

мо

-

жет

 

быть

 

увеличена

 

на

 40—50%. 

Те

-

стирование

 

модели

 

динамического

 

рейтинга

 

ВЛ

основанной

 

на

 

исполь

-

зовании

 

метеорологических

 

дан

-

ных

получаемых

 

в

 

режиме

 

реаль

-

ного

 

времени

а

 

также

 

дополняемых

 

данными

 

прогноза

 

на

 1—2 

суток

подтвердило

 

достаточно

 

высокий

 

уровень

 

надёжности

 

основанных

 

на

 

подобном

 

подходе

 

решений

Та

-

Длина

 

анкерного

 

пролёта

: 4545 

м

Напряжение

 

растяжения

: 55% 

от

 

предела

 

прочности

 

на

 

разрыв

 

Время

 [

мин

]

Деформация

 

удлинения

 

мкм

/

м

 

250

200

150

100

50

0

0  5  10 15  20  25 30  35 40

Термостойкий

 

алюминиевый

 

сплав

 

или

супертермостойкий

 

алюминиевый

 

сплав

Зазор

заполненный

 

смазкой

Высокопрочная

 

сталь

 

с

 

цинковым

 

покрытием

Рис

. 4. 

Оценка

 

максимально

 

допустимой

 

передаваемой

 

мощности

 

в

 % 

в

 

зависимости

 

от

 

температуры

 

воздуха

 

Относит

ельное

 

зна

чение

 

пропу

скной

 

способности

 

в

 %

Скорость

 

ветра

 (

м

/

с

)

+3

o

C

+1

o

C

160

150

140

130

120

110

100

90

80

70

60

0  1 2 3 4  5 6

перемещение


Page 5
background image

131

№ 5 (14), сентябрь-октябрь, 2012

кой

 

способ

 

повышения

 

пропускной

 

способности

 

линий

в

 

котором

 

ме

-

теорологический

 

прогноз

 

эффектив

-

но

 

дополняется

 

данными

 

анализа

 

рельефа

 

местности

оказывающего

 

существенное

 

влияние

 

на

 

скорость

 

и

 

направление

 

ветра

 

на

 

локальных

 

и

 

особенно

 

критических

 

участках

 

трасс

принят

 

сетевой

 

компанией

 

в

 

качестве

 

действенного

 

инструмента

 

организации

 

эксплуатации

 

сети

 

ли

-

ний

 110 

и

 220 

кВ

.

Авторы

 

доклада

 

В

2-106 

также

 

посвятили

 

его

 

проблематике

 

повы

-

шения

 

пропускной

 

способности

 

ВЛ

 

с

 

использованием

 

технологии

 

ди

-

намического

 

рейтинга

Для

 

обосно

-

вания

 

перспективности

 

подобной

 

технологии

 

был

 

проведён

 

значитель

-

ный

 

по

 

объёму

 

и

 

важности

 

получен

-

ных

 

результатов

 

цикл

 

испытаний

 

на

 

ВЛ

 380 

кВ

Температура

 

проводов

 

расщеплённой

 

фазы

  4

хАС

 240/40 

определялась

 

с

 

применением

 

трёх

 

различных

 

методов

:

• 

посредством

 

прямых

 

измерений

 

двумя

 

датчиками

установлен

-

ными

 

на

 

разных

 

фазах

высота

 

крепления

 

которых

 

различается

 

на

 3 

м

;

• 

расчётным

 

путём

 — 

по

 

извест

-

ной

 

методике

 

СИГРЭ

 

с

 

исполь

-

зованием

 

метеорологических

 

параметров

полученных

 

от

 

метеостанции

установленной

 

на

 

опоре

 

ВЛ

 (

рис

. 5);

• 

расчётным

 

путём

 

с

 

использова

-

нием

 

доступных

 

данных

 

государ

-

ственных

 

метеорологических

 

служб

.

Данные

 

метеостанции

располо

-

женной

 

на

 

уровне

 

креплений

 

прово

-

дов

 

на

 

опоре

позволяют

 

рассчитать

 

температуру

 

провода

отличающуюся

 

от

 

данных

 

прямых

 

измерений

 

не

 

бо

-

лее

 

чем

 

на

 5 

К

Использование

 

дан

-

ных

 

официальных

 

метеослужб

 

даёт

 

большую

 

погрешность

 

при

 

опреде

-

лении

 

температуры

 

провода

 

из

-

за

 

недостаточной

 

точности

 

в

 

оценках

 

скоростей

 

и

 

направлений

 

ветра

Про

-

должительные

 

наблюдения

 

за

 

состоя

-

нием

 

ВЛ

 

в

 

различных

 

метеорологи

-

ческих

 

условиях

 (

рис

. 6) 

подтвердили

 

эффективность

 

применения

 

техноло

-

гии

 

динамического

 

рейтинга

позво

-

ляющего

 

в

 

зависимости

 

от

 

режимных

 

и

 

внешних

 

условий

 

поддерживать

 

токовые

 

нагрузки

 

на

 

уровне

 3150 

А

 

(

плотность

 

тока

 2,8 

А

/

мм

2

), 

снижая

 

их

 

в

 

худших

 

условиях

 

до

 2580 

А

 

и

 

по

-

вышая

 

в

 

наиболее

 

благоприятных

 

до

 

4000 

А

 (3,6 

А

/

мм

2

). 

Доклад

 

В

2-107 (

США

Канада

)

 

рассматривает

 

варианты

 

перевода

 

двух

 

параллельно

 

расположенных

 

ВЛ

 

переменного

 

тока

 

напряжением

 

287 

кВ

 

на

 

постоянный

 

ток

Расчёт

-

ные

 

оценки

 

и

 

прогнозы

приведён

-

ные

 

в

 

докладе

показывают

что

 

ожидаемый

 

эф

-

фект

 

от

 

реализа

-

ции

 

подобного

 

проекта

 

состоит

 

в

 

повышении

 

пропускной

 

спо

-

собности

 

рекон

-

струированной

 

системы

 

из

 

двух

 

линий

 

в

 1,3 

раза

.

Доклад

 

В

2-

109 (

Южная

 

Ко

-

рея

)

 

посвящён

 

исследованию

 

интенсивности

 

электрического

 

и

 

магнитного

 

полей

 

гибридной

 

системы

которая

 

по

 

про

-

екту

 

должна

 

включать

 

линию

 

посто

-

янного

 

тока

 ±80 

кВ

 

и

 

размещаемые

 

над

 

ней

 

цепи

 

ВЛ

 154 

кВ

 

переменно

-

го

 

тока

Моделируются

 

различные

 

варианты

 

формирования

 

гибридной

 

линии

 154/80 

кВ

 

переменного

 

и

 

по

-

стоянного

 

тока

Расчётные

 

значения

 

интенсивности

 

электромагнитных

 

воздействий

 

на

 

уровне

 

земли

 

пред

-

полагается

 

проверить

организовав

 

прямые

 

измерения

 

с

 

помощью

 

мо

-

бильных

 

систем

 

контроля

 

экологиче

-

ских

 

влияний

Доклад

 

В

2-108 (

США

Испа

-

ния

 

и

 

Канада

)

 

рассматривает

 

проблемы

 

экспериментальной

 

и

 

теоретической

 

оценки

 

градиентов

 

температуры

 

проводов

 

интенсивно

 

нагруженных

 

линий

 

в

 

радиальном

 

и

 

продольном

 

направлениях

Утверж

-

дается

что

 

разница

 

температур

 

в

 

центре

 

и

 

на

 

поверхности

 

провода

 

может

 

составлять

 

от

 10 

до

 30

о

 

С

Однако

 

при

 

этом

 

рассматривают

-

ся

 

плотности

 

тока

 2,5—3 

А

/

мм

2

 

для

 

проводов

 

сечением

 

от

 800 

до

 

1330 

мм

2

что

 

соответствует

 

токо

-

вым

 

нагрузкам

 2—4 

кА

Подобные

 

токовые

 

нагрузки

 

маловероятны

что

 

и

 

было

 

отмечено

 

в

 

дискуссии

 

по

 

данному

 

докладу

.

ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

И

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ

 

ВЛ

Это

 

название

 

третьей

 

предпо

-

чтительной

 

темы

 

ИК

 

В

2, 

включаю

-

щей

 

следующие

 

направления

:

• 

работы

 

на

 

действующих

 

лини

-

ях

 

без

 

снятия

 

напряжения

Рис

. 6. 

Среднегодовая

 

продолжительность

 

максимально

 

допустимых

 

токовых

 

нагрузок

 

ВЛ

 380 

кВ

 

Расщеплённая

 

фаза

 

из

 

четырёх

 

проводов

 

АС

 240/40: 2580 

А

Расщеплённая

 

фаза

 

из

 

четырёх

 

проводов

 

АС

 240/40: 2580 

А

Время

 [%]

Зависящая

 

от

 

мет

ео

ус

ловий

 

величина

 

то

ка

 

нагр

узки

А

Рис

. 5. 

Метеостанция

 

и

 

датчик

 

температуры

 

провода

установленные

 

на

 

опоре

 

и

 

проводах

 

ВЛ

блок

 

накопления

 

блок

 

накопления

 

информации

информации

антенна

антенна

метеорологические

 

метеорологические

 

датчики

датчики

датчик

 

температуры

 

датчик

 

температуры

 

провода

провода

солнечная

 

батарея

 

солнечная

 

батарея

 

4000 

А

3150 

А

2500 

А

2000 

А

5000

4000

3000

2000

1000

0  10  20  30 40  50 60  70 80  90 100


Page 6
background image

МИРОВОЙ 
ОПЫТ

132

использование

 

роботов

 

и

 

беспи

-

лотных

 

летательных

 

аппаратов

 

(

БПЛА

);

• 

использование

 

информаци

-

онных

 

систем

применяемые

 

методы

 

обслуживания

эффек

-

тивность

 

различных

 

подходов

 

и

 

стратегий

 

обслуживания

;

• 

примеры

 

проведённых

 

рекон

-

струкций

 

ВЛ

.

Эксплуатационная

 

готовность

 

ли

-

ний

 

электропередачи

как

 

отметил

 

в

 

своём

 

вступительном

 

слове

 

орга

-

низатор

 

этой

 

части

 

дискуссионного

 

заседания

 

П

Пензерини

  (

Италия

), 

зависит

 

не

 

только

 

от

 

надёжности

 

их

 

механических

 

составляющих

 

и

 

элек

-

трического

 

оборудования

но

 

также

 

и

 

от

 

их

 

ремонтопригодности

Про

-

должительность

 

периодов

 

неготов

-

ности

 

ВЛ

 

к

 

работе

 

может

 

быть

 

ми

-

нимизирована

 

не

 

только

 

благодаря

 

мерам

 

по

 

снижению

 

вероятности

 

технологических

 

нарушений

 

и

 

ава

-

рий

принятым

 

при

 

проектировании

 

и

 

строительстве

 

линий

но

 

и

 

посред

-

ством

 

выполнения

 

таких

 

эксплуата

-

ционных

 

и

 

реконструктивных

 

про

-

цедур

которые

 

позволят

 

исключить

 

наличие

 

слабых

 

мест

 

в

 

структуре

 

ВЛ

своевременно

 

выявить

 

и

 

пре

-

дотвратить

 

процессы

 

деградации

 

и

 

в

 

конечном

 

счёте

 

свести

 

к

 

миниму

-

му

 

продолжительность

 

периодов

 

ре

-

монта

 

и

 

восстановления

 

элементов

 

сетевого

 

хозяйства

 

после

 

аварий

Так

в

 

частности

выполнение

 

работ

 

на

 

действующих

 

ВЛ

 

без

 

снятия

 

на

-

пряжения

использование

 

роботов

БПЛА

 

и

 

других

 

высокотехнологич

-

ных

 

устройств

 

существенным

 

об

-

разом

 

способствует

 

достижению

 

упомянутой

 

выше

 

цели

 

сокращения

 

продолжительности

 

периодов

 

него

-

товности

 

линий

 

к

 

работе

.

Доклад

 

В

2-301

  (

Южная

 

Афри

-

ка

посвящён

 

изучению

 

проблемы

 

замены

 

стеклянных

 

изоляторов

 

ВЛ

 ±533 

кВ

введённой

 

в

 

эксплуа

-

тацию

 

в

 1974 

г

., 

композитными

Основной

 

причиной

 

частых

 

отклю

-

чений

 

ВЛ

 

является

 

интенсивное

 

за

-

грязнение

 

стеклянных

 

изоляторов

 

птичьим

 

помётом

Применение

 

композитных

 

изоляторов

а

 

также

 

установка

 

на

 

опорах

 

устройств

препятствующих

 

посадке

 

птиц

по

-

зволяет

по

 

мнению

 

авторов

 

докла

-

да

не

 

только

 

снизить

 

количество

 

аварийных

 

отключений

но

 

и

 

су

-

щественно

 

увеличить

 

пропускную

 

способность

 

линии

увеличив

 

токи

 

нагрузки

 

в

 1,8 

раза

Кроме

 

того

замена

 

линейной

 

изоляции

 

позво

-

лит

 

увеличить

 

габариты

 

проводов

 

до

 

земли

 

и

 

до

 

элементов

 

конструк

-

ции

 

опор

что

 

даст

 

возможность

 

перевести

 

линию

 

на

 

повышенное

 

напряжение

 ±600 

кВ

 

и

 

также

 

будет

 

способствовать

 

увеличению

 

про

-

пускной

 

способности

 

данной

 

элек

-

тропередачи

.

Доклад

 

В

2-302 (

Южная

 

Афри

-

ка

Швеция

)

 

описывает

 

результаты

 

реализации

 

комплекса

 

мероприя

-

тий

 

по

 

исследованию

 

состояния

 

стеклянных

 

изоляторов

 

ВЛ

 400 

кВ

подверженных

 

интенсивным

 

за

-

грязнениям

и

 

их

 

замене

 

стойкими

 

к

 

загрязнениям

 

композитными

 

изо

-

ляторами

 

из

 

силиконовой

 

резины

Загрязнение

 

изоляторов

 

ВЛ

нахо

-

дящихся

 

вблизи

 

Кейптауна

проис

-

ходит

 

в

 

результате

 

переноса

 

продук

-

тов