Конструктивные особенности жёсткой ошиновки ОРУ 110—500 кВ

Page 1
background image

Page 2
background image

76

СЕТИ  РОССИИ

В

 

 

России

 

первые

 

медные

 

и

 

стальные

 

жёсткие

 

шины

 

стали

 

применяться

 

в

 30-

е

 

годы

 20 

века

а

 

в

 50-

е

 

и

 60-

е

 

медные

 

и

 

алюминиевые

 

жёсткие

 

шины

 

использовались

 

в

 

ЗРУ

 110 

и

 150 

кВ

 

ТЭЦ

 

и

 

ГЭС

В

 70—80-

е

 

годы

 

были

 

построены

 

ОРУ

 110 

и

 220 

кВ

 

с

 

жёсткой

 

ошиновкой

 

по

 

упрощённым

 

и

 

развитым

 

схе

-

мам

а

 

Самарским

  (

Куйбышевским

заводом

  «

Электро

-

щит

» 

освоены

 

блочные

 

комплектные

 

трансформатор

-

ные

 

подстанции

 — 

КТПБ

 110 

и

 220 

кВ

 

и

 

КРУБ

 110 

кВ

На

 

ПС

 «

Агадырь

» 

было

 

сооружено

 

единственное

 

в

 

СССР

 

ОРУ

 

500 

кВ

 

по

 

схеме

 

блока

 

с

 

жёсткой

 

ошиновкой

разрабо

-

танной

 

институтом

  «

Энергосетьпроект

» 

и

 

изготовленной

 

ПО

 «

Союзэлектросетьизоляция

».

В

 

настоящее

 

время

 

успешно

 

освоено

 

производ

-

ство

 

жёсткой

 

ошиновки

 

на

 35—500 

кВ

 

ЗАО

 «

Завод

 

элек

-

тротехнического

 

оборудования

» (

ЗАО

  «

ЗЭТО

»), 

ЗАО

 

ПФ

 

«

КТП

-

Урал

», 

ЗАО

 «

КЭС

 — 

ЭнергоСтройИнжиниринг

» 

и

 

др

(

рис

. 1). 

Успешно

 

ведутся

 

работы

 

по

 

разработке

 

и

 

про

-

изводству

 

ошиновки

 

на

 

напряжение

 750 

кВ

Следует

 

от

-

метить

что

 

ряд

 

шинных

 

конструкций

 

во

 

многом

 

копирует

 

разработки

 60—80-

х

 

гг

Вместе

 

с

 

тем

 

имеется

 

опыт

 

поло

-

жительного

 

использования

 

и

 

внедрения

 

наилучших

 

зару

-

бежных

 

и

 

новых

 

оригинальных

 

отечественных

 

конструк

-

тивных

 

решений

.

Успешному

 

внедрению

 

новых

 

конструкций

 

способ

-

ствовали

 

разработка

 

и

 

введение

 

новых

 

нормативных

 

до

-

кументов

 [1—4], 

которые

 

определяют

 

требования

 

к

 

про

-

ектированию

выбору

расчётам

 

и

 

испытаниям

 

жёсткой

 

ошиновки

 

ОРУ

 

и

 

ЗРУ

 110—500 

кВ

.

В

 

частности

жёсткими

 

выполняются

 

сборные

 

шины

а

 

в

 

ряде

 

случаев

 — 

внутреячейковые

 

связи

 

нижнего

 

яру

-

са

В

 

качестве

 

шин

 

рекомендуется

 

использовать

 

трубы

 

из

 

алюминиевых

 

сплавов

прежде

 

всего

 1915, 1915

Т

а

 

при

 

больших

 

рабочих

 

токах

кроме

 

того

АВТ

1, 

а

 

также

 

АД

31

Т

1, 

Т

6-6063 

и

 

другие

 [5]. 

Изоляторы

 

используются

 

как

 

фарфоровые

так

 

и

 

полимерные

.

Важнейшим

 

звеном

 

современных

 

шинных

 

конструк

-

ций

 

являются

 

шинодержатели

В

 

настоящее

 

время

 

раз

-

работаны

 

различные

 

варианты

 

крепёжных

 

узлов

 

жёст

-

кой

 

ошиновки

В

 

качестве

 

примера

 

на

 

рис

. 2 

а

 

представ

-

лен

 

шинодержатель

 

типа

 «

скоба

», 

который

 

повторяет

 

ре

-

шения

 60—70-

х

 

годов

Однако

 

всё

 

шире

 

используются

 

более

 

прогрессивные

 

конструкции

 — 

шинодержатели

 

обжимного

 

типа

выпол

-

ненные

 

из

 

сварных

 

элементов

 (

рис

. 2 

б

или

 

методом

 

ли

-

тья

 (

рис

. 2 

в

). 

Тем

 

не

 

менее

 

сортамент

 

отечественных

 

шинодержа

-

телей

компенсаторов

узлов

 

присоединения

 

к

 

аппаратам

 

по

 

номенклатуре

а

 

зачастую

 

и

 

по

 

качеству

 

существенно

 

Конструктивные 

особенности жёсткой 

ошиновки ОРУ 110–500 кВ

В последние годы в открытых и закрытых распределительных устройствах 110 кВ и 
выше все чаще применяется жёсткая ошиновка. Её использование предусмотрено 
технической политикой ведущих энергетических компаний. Это позволяет сокра-
тить сроки строительства и стоимость РУ, облегчить очистку изоляторов, ремонт 
шинных конструкций, улучшить обзор шин и аппаратов, а также уменьшить пло-
щадь ОРУ, длину силовых кабелей, дорог, снизить трудоёмкость монтажных работ.

Анисим ДОЛИН, к.т.н., Людмила ЕГОРОВА,

 ООО НТЦ «Электроинжиниринг Диагностика и Сервис» (ООО НТЦ «ЭДС»)

Рис

. 1. 

Современное

 

ОРУ

 

с

 

жёсткой

 

ошиновкой

 

330 

кВ

 

ПС

 «

Новгородская

»


Page 3
background image

77

№ 5 (8), сентябрь-октябрь, 2011

уступает

 

зарубежным

 (

рис

. 3), 

в

 

том

 

числе

 «Arruti» (

Испа

-

ния

), «Dalekovod» (

Хорватия

), «Lorünser» (

Австрия

).

Важным

 

элементом

 

конструкции

 

являются

 

компенса

-

торы

 

температурных

 

деформаций

Ряд

 

производителей

 

использует

 

устаревшие

 

технические

 

решения

 (

рис

. 4 

а

), 

требующие

 

опрессовки

 

гибких

 

связей

 

компенсаторов

 

на

 

монтажной

 

площадке

Аналогично

 

выполняются

 

гиб

-

кие

 

ответвления

При

 

этом

 

прессующие

 

зажимы

прива

-

ренные

 

к

 

шине

 

на

 

заводе

требуют

 

точной

 

установки

 

шин

 

в

 

соответствии

 

с

 

местом

 

опрессовки

К

 

сожалению

при

 

транспортировке

 

и

 

монтаже

 

бывают

 

поломки

 

этих

 

узлов

в

 

этом

 

случае

 

сварочные

 

работы

 

и

 

устранение

 

дефектов

 

проводятся

 

на

 

месте

 

монтажа

Рис

. 2. 

Современные

 

шинодержатели

а

 — 

типа

 

«

скоба

»; 

б

 — 

торцевой

 

литой

 

обжимного

 

типа

в

 — 

проходной

 

литой

 

обжимного

 

типа

а

)

б

)

в

)

Рис

. 3. 

Узлы

 

крепления

 

жёстких

 

шин

 

зарубежных

 

производителей

а

 — 

шинодержатель

 

обжимного

 

типа

 

фирмы

 «Arruti»; 

б

 — 

токовый

 

компенсатор

 

фирмы

 «Lorünser»; 

в

 — 

узел

 

присоединения

 

к

 

аппаратам

 

фирмы

 «Arruti»

а

)

б

)

в

)


Page 4
background image

78

СЕТИ  РОССИИ

Более

 

прогрессивными

 

являются

 

компенсаторы

 (

рис

б

), 

устанавливаемые

 

с

 

помощью

 

устройств

 

обжимно

-

го

 

типа

Изделия

 

имеют

 

полную

 

заводскую

 

готовность

 

и

 

монтируются

 

с

 

использованием

 

болтовых

 

соединений

.

На

 

отечественном

 

рынке

 

представлен

 

достаточно

 

ши

-

рокий

 

ассортимент

 

опорных

 

изоляторов

как

 

фарфоро

-

вых

так

 

и

 

полимерных

напряжением

 110—220 

кВ

Од

-

нако

 

они

 

имеют

 

прочность

как

 

правило

до

 10—12,5 

кН

Более

 

прочные

 

изоляторы

 

на

 

указанные

 

и

 

более

 

высокие

 

классы

 

напряжения

 (330—750 

кВ

представлены

 

исклю

-

чительно

 

зарубежными

 

образцами

прежде

 

всего

 

фирмы

 

«LAPP».

Жёсткая

 

ошиновка

 

ОРУ

 

напряжением

 110 

кВ

 

и

 

выше

 

отвечает

 

нормативным

 

требованиям

 

и

 

удовлетворяет

 

требованиям

 

эксплуатационной

 

надёжности

если

 

выпол

-

нены

 

испытания

 

и

 

расчёты

в

 

том

 

числе

:

• 

шин

 

по

 

допустимым

 

прогибам

 

от

 

собственного

 

веса

 

(

включая

 

ответвления

), 

а

 

в

 

ОРУ

кроме

 

того

веса

 

голо

-

лёда

;

• 

изоляционных

 

расстояний

 

с

 

учётом

 

отклонений

 

шин

 

и

 

опорных

 

изоляторов

 

при

 

ветровых

 

нагрузках

 (

в

 

ОРУ

и

 

после

 

воздействия

 

токов

 

КЗ

;

• 

ошиновки

 

по

 

условиям

 

короны

 

и

 

радиопомех

;

• 

шин

шинодержателей

 

и

 

компенсаторов

 

по

 

допусти

-

мым

 

температурным

 

удлинениям

;

• 

жёсткой

 

ошиновки

 

по

 

нагреву

 

в

 

рабочих

 

режимах

при

 

этом

 

в

 

ОРУ

 

с

 

учётом

 

солнечной

 

радиации

а

 

также

 

вынужденным

 (

при

 

ветре

или

 

свободно

-

вынужденным

 

(

при

 

штиле

конвективным

 

теплообменом

;

• 

термической

 

стойкости

 

шин

;

• 

электродинамической

 

стойкости

 

изоляторов

 

и

 

шин

включая

 

оценки

 

при

 

неуспешных

 

АПВ

;

• 

ветровой

 

стойкости

 

ошиновки

 

ОРУ

 

с

 

учётом

 

пульсиру

-

ющей

 (

переменной

составляющей

 

ветровой

 

нагрузки

;

• 

эффективности

 

отстройки

 

шин

 

ОРУ

 

от

 

ветровых

 

резо

-

нансов

• 

стойкости

  (

прочности

изоляторов

 

и

 

шин

 

при

 

различ

-

ных

 

сочетаниях

 

внешних

 

нагрузок

 (

ветровых

гололёд

-

ных

 

и

 

электродинамических

с

 

учётом

 

собственного

 

веса

 

и

 

веса

 

ответвлений

;

• 

сейсмостойкости

 

ошиновки

;

• 

а

 

так

 

же

 

проверка

 

прочности

 

заделки

 

проводов

испы

-

тания

 

на

 

прочность

 

при

 

транспортировании

испыта

-

ния

 

на

 

стойкость

 

к

 

воздействию

 

климатических

 

факто

-

ров

 

внешней

 

среды

 

и

 

др

.

К

 

отдельным

 

видам

 

испытаний

 

могут

 

предъявляться

 

специальные

 

требования

например

испытания

 

на

 

элек

-

тродинамическую

 

стойкость

 

требуется

 

проводить

 

на

 

трёх

-

пролётных

 

шинных

 

конструкциях

Допускается

 

испыты

-

вать

 

двухпролётные

 

конструкции

При

 

этом

 

контрольны

-

ми

 

являются

 

изоляторы

установленные

 

в

 

середине

 

опыт

-

ной

 

конструкции

 [6, 7]. 

Испытания

 

на

 

электродинамиче

-

скую

 

стойкость

 

однопролётных

 

конструкций

 

не

 

допуска

-

ются

.

Проводить

 

испытания

 

на

 

ветровую

 

стойкость

а

 

также

 

проверку

 

на

 

эффективность

 

отстройки

 

от

 

ветровых

 

резо

-

нансов

 

затруднительно

поэтому

 

предложен

 

и

 

эффектив

-

но

 

реализован

 

экспериментально

-

аналитический

 

метод

.

В

 

соответствии

 

с

 

методикой

 

проводятся

 

испытания

 

и

 

экспериментальное

 

определение

 

логарифмических

 

де

-

крементов

 

затухания

 

шинной

 

конструкции

 

при

 

колеба

-

ниях

 

в

 

вертикальной

 

и

 

горизонтальной

 

плоскостях

а

 

так

-

же

 

определение

 

жёсткости

 

изоляционных

 

опор

Далее

 

проводятся

 

расчёты

 

прогибов

напряжений

 

в

 

материале

 

шин

нагрузок

 

на

 

изоляторы

 

и

 

сопоставление

 

полученных

 

результатов

 

с

 

допустимыми

 

значениями

.

УСЛОВИЯ

 

ВЫБОРА

 

И

 

МЕТОДИКИ

 

РАСЧЁТОВ

 

ЖЁСТКОЙ

 

ОШИНОВКИ

1. 

Наибольший

 

прогиб

 

шин

 

от

 

собственного

 

веса

 

и

 

силы

 

тяжести

 

ответвлений

 

у

ст

.max 

не

 

должен

 

превышать

 

до

-

пустимого

 

статического

 

прогиба

 

у

ст

.

доп

 

= l

0

/100, 

а

 

с

 

учётом

 

гололёда

 

у

ст

.

доп

 

= l

0

/80, 

где

 l

0

 — 

длина

 

шины

 

между

 

опора

-

ми

 (

шинодержателями

) [2—4], 

соответственно

 

они

 

долж

-

ны

 

отвечать

 

условию

:

у

ст

.max 

 

у

ст

.

доп

(1)

2. 

Ошиновка

 

ОРУ

 

не

 

должна

 

быть

 

подвержена

 

устой

-

чивым

 

ветровым

 

резонансным

 

колебаниям

которые

 

возбуждаются

 

периодическими

 

срывами

 

вихрей

 

при

 

ско

-

рости

 

ветра

лежащей

 

в

 

пределах

:

К

1

 V

 

 K

2

 V

s  

 (2)

где

 

V

s

 = 

df

1

/

Sh

 — 

струхалевская

 

скорость

 

ветра

м

/

с

Sh

 

 0,2 — 

число

 

Струхаля

f

1

— 

первая

 

частота

 

собствен

-

ных

 

колебаний

 

шины

 

в

 

вертикальной

 

плоскости

Гц

К

и

 

K

2

 

 

коэффициенты

определяющие

 

область

 

скоростей

 

ветра

 

при

 

устойчивых

 

резонансных

 

колебаниях

пример

-

но

 

равные

 

соответственно

 0,7—1,0 

и

 1,0—1,3.

Устойчивые

 

резонансные

 

колебания

 

не

 

возбуждают

-

ся

если

 

наибольший

 (

расчётный

прогиб

 

шины

 

y

р

.

макс

 

при

 

Рис

. 4. 

Отечественные

 

компенсаторы

 

температурных

 

деформаций

установленные

 

с

 

использованием

прессующих

 

зажимов

 (

а

и

 

узлов

 

крепления

 

обжимного

 

типа

 (

б

)

а

)

б

)


Page 5
background image

79

№ 5 (8), сентябрь-октябрь, 2011

вихревых

 

возбуждениях

 

не

 

достигает

 

критических

 (

допу

-

стимых

значений

 

y

р

.

доп

т

.

е

.

y

р

.max 

 

y

р

.

доп

.

 (3)

Допустимый

 

прогиб

 

при

 

вихревых

 

возбуждениях

 

ле

-

жит

 

в

 

пределах

 0,02—0,1 

диаметра

 

шины

 

D

а

 

наиболь

-

ший

 

прогиб

 

зависит

 

от

 

коэффициента

 

подъёмной

 

силы

жёсткости

 

и

 

декремента

 

затухания

 

шины

 

при

 

колебаниях

 

в

 

вертикальной

 

плоскости

.

Как

 

показывают

 

исследования

 

и

 

опыт

 

эксплуатации

резонансная

 

скорость

 

ветра

 

невелика

 

и

 

составляет

 

око

-

ло

 2—3 

м

/

с

Напряжения

 

в

 

материале

 

шины

 

и

 

нагрузки

 

на

 

изоляторы

 

в

 

этом

 

режиме

 

обычно

 

существенно

 

мень

-

ше

 

допустимых

 

значений

Однако

 

продолжительность

 

ве

-

тровых

 

резонансных

 

колебаний

 

может

 

быть

 

длительной

 

(

несколько

 

часов

), 

что

 

оказывает

 

отрицательное

 

психоло

-

гическое

 

воздействие

 

на

 

персонал

 

ОРУ

а

 

также

 

может

 

приводить

 

к

 

ослаблению

 

болтовых

 

соединений

 

и

 

уста

-

лостным

 

повреждениям

 

элементов

 

конструкций

.

Наиболее

 

простой

 

метод

 

борьбы

 

с

 

ветровыми

 

резо

-

нансными

 

колебаниями

 

 

прокладка

 

внутри

 

трубчатых

 

шин

 

проводов

  (

или

 

тросов

), 

металлических

 

стержней

а

 

также

 

использование

 

шинодержателей

 

специальной

 

кон

-

струкции

Однако

 

для

 

длиннопролётных

 

шин

 

ОРУ

 330 

кВ

 

и

 

выше

 

эти

 

мероприятия

 

часто

 

оказываются

 

недостаточ

-

ными

 

для

 

подавления

 

эоловых

 

вибраций

В

 

этих

 

случаях

 

приходится

 

применять

 

специальные

 

гасители

 

вибраций

.

В

 

настоящее

 

время

 

внедрено

 

в

 

производство

 

демпфи

-

рующее

 

устройство

 

типа

  «

бабочка

», 

разработанное

 

ООО

 

НТЦ

  «

ЭДС

» (

патент

 

на

 

полезную

 

модель

 

100859), 

пред

-

ставляющее

 

собой

 

трос

 

с

 

грузом

 

на

 

концах

который

 

под

-

вешивают

 

к

 

шине

 

снизу

перевешивают

 

через

 

неё

 

сверху

 

(

рис

. 5 

а

), 

либо

 

устанавливают

 

внутри

 

шины

-

трубы

 (

рис

. 5 

б

).

Оптимальный

 

выбор

 

массы

 

и

 

формы

 

груза

жёстко

-

сти

 

и

 

длины

 

троса

а

 

также

 

места

 

установки

 

и

 

количества

 

демпферов

 

обеспечивает

 

наиболее

 

эффективное

 

гаше

-

ние

 

колебаний

 

и

 

экономичное

 

решение

 

этой

 

задачи

.

На

 

рис

. 6 

представлены

 

осциллограммы

 

колебаний

 

жёсткой

 

ошиновки

 500 

кВ

  (

длина

 

пролёта

 18 

м

в

 

вер

-

тикальной

 

плоскости

 

с

 

демпфером

 

проводом

 

марки

 

АС

 

500/26 

длиной

 18 

м

проложенным

 

внутри

 

шины

 

и

 

за

-

креплённым

 

с

 

обеих

 

сторон

а

 

также

 

с

 

демпферами

 

НТЦ

 

«

ЭДС

» 

типа

 «

бабочка

», 

установленными

 

внутри

 

шины

ко

-

торые

 

наглядно

 

отображают

 

разницу

 

эффективности

 

га

-

шения

 

колебания

 

с

 

новым

 

демпфером

Одним

 

из

 

преимуществ

 

демпфера

 

типа

 «

бабочка

» 

яв

-

ляется

 

возможность

 

его

 

установки

 

на

 

действующих

 

шин

-

ных

 

конструкциях

не

 

удовлетворяющих

 

условию

  «

от

-

стройки

» 

шин

 

от

 

ветровых

 

резонансных

 

колебаний

а

 

так

-

же

 

ветровой

 

и

 

электродинамической

 

стойкости

 

при

 

неу

-

спешных

 

АПВ

Данное

 

устройство

 

может

 

найти

 

широкое

 

применение

 

в

 

электроэнергетике

 

в

 

распределительных

 

устройствах

 

электрических

 

станций

 

и

 

подстанций

 

с

 

жёст

-

кой

 

ошиновкой

 

напряжением

 110 

кВ

 

и

 

выше

.

3. 

В

 

системах

 

с

 

быстродействующими

 

АПВ

 

следует

 

проводить

 

расчёт

 

электродинамической

 

стойкости

 

при

 

повторных

 

включениях

 

на

 

КЗ

При

 

этом

 

необходимо

 

учи

-

тывать

 

рассеяние

 

энергии

 

при

 

колебаниях

 

шинных

 

кон

-

струкций

частоту

 

собственных

 

колебаний

время

 

бесто

-

ковой

 

паузы

 

и

 

другие

 

факторы

Инженерные

 

оценки

 

F

max

 

и

 

max

 

при

 

неуспешных

 

АПВ

 

проводятся

 

при

 

наиболее

 

не

-

благоприятных

 

по

 

условиям

 

электродинамической

 

стой

-

кости

 

углах

 

включения

 

и

 

отключения

 

тока

 

КЗ

Рис

. 5. 

Демпфирующее

 

устройство

 

типа

 «

бабочка

»: 

а

 — 

с

 

установкой

 

сверху

 

на

 

шине

б

 — 

с

 

установкой

 

внутри

 

шины

Рис

. 6. 

Осциллограммы

 

свободных

 

колебаний

 

в

 

вертикальной

 

плоскости

 

шины

 

с

 

демпфером

 

проводом

 (

а

и

 

демпфером

 

типа

 «

бабочка

» (

б

)

а

)

б

)

а

)

б

)

Время

Время

Амплит

уда

Амплит

уда


Page 6
background image

80

СЕТИ  РОССИИ

где

 

 — 

наибольшие

 

напряжения

 

и

 

нагрузки

 

при

 

первом

 

КЗ

 — 

коэффициент

 

превышения

 

напряжений

 

в

 

материале

 

шин

 

и

 

нагрузок

 

на

 

изоляторы

 

при

 

повторных

 

КЗ

 — 

коэффициент

учитывающий

 

вероятность

 

наступле

-

ния

 

максимальных

 

нагрузок

 

на

 

изоляторы

 

и

 

напряжений

 

в

 

материале

 

шин

а

 

также

 

требований

 

надёжности

 

ошинов

-

ки

α

 — 

параметр

равный

 

•10

-7

 

Н

/

А

2

 

при

 

трёхфазном

 

КЗ

; l — 

длина

 

пролёта

 

шины

; i

уд

 — 

ударный

 

ток

 

трёхфазно

-

го

 

КЗ

А

 — 

динамический

 

коэффициент

 

и

 

 — 

пара

-

метры

зависящие

 

от

 

условий

 

опирания

 

шин

 

на

 

изоляторы

 

(

опоры

пролёта

a

 — 

расстояние

 

между

 

фазами

м

W

 — 

момент

 

сопротивления

 

поперечного

 

сечения

 

шины

м

3

.

Параметр

 

 

является

 

функцией

 

координаты

 

по

 

оси

 

z

направленной

 

вдоль

 

шины

При

 

расчёте

 

max

,

св

 

в

 

зоне

 

сварного

 

шва

 

 = 

(

z

св

), 

где

 

z

св

 — 

координата

 

сварного

 

шва

а

 

при

 

определении

 

max

 

— 

 = min 

(

z

).

Следует

 

отметить

что

 

коэффициенты

 

превышения

 (

при

 

повторных

 

КЗ

напряжений

 

в

 

материале

 

шин

 

и

 

нагрузок

 

на

 

изоляторы

 



получены

 [4] 

при

 

наиболее

 

неблагоприят

-

ных

 

условиях

 

коммутации

 

и

 

поэтому

 

обеспечивают

 

оценку

 

сверху

 

электродинамической

 

стойкости

 

ошиновки

.

Опыт

 

расчётов

 

и

 

испытаний

 

отечественных

 

конструк

-

ций

 

жёсткой

 

ошиновки

 

напряжением

 35—750 

кВ

 

пока

-

зал

 

необходимость

 

введения

 

в

 

расчёт

 

коэффициента

 



(

формулы

 7 

и

 8), 

учитывающего

 

вероятность

 

наступления

 

наиболее

 

неблагоприятных

 

фаз

 

включения

 

и

 

отключения

 

тока

 

КЗ

флюктуации

 

жёсткостей

 

изоляторов

 

и

соответ

-

ственно

частоты

 

собственных

 

колебаний

 

шин

 

и

 

других

 

Вместе

 

с

 

тем

 

наибольшие

 

напряжения

 

в

 

шине

на

-

грузки

 

на

 

изоляторы

а

 

также

 

прогибы

 

конструкций

 

при

 

повторных

 

включениях

 

на

 

КЗ

 

не

 

превышают

 

соответству

-

ющих

 

значений

 

при

 

первом

 

КЗ

если

 

продолжительность

 

бестоковой

 

паузы

 (

сек

составляет

:

 

 (4)

где

 

х

, f

1

 — 

декремент

 

затухания

 

и

 

частота

 

собствен

-

ных

 

колебаний

Гц

в

 

горизонтальной

 

плоскости

.

Если

 

условие

 (4) 

не

 

выполняется

то

 

необходима

 

про

-

верка

 

стойкости

 

шинной

 

конструкции

 

по

 

следующим

 

условиям

:

max

 

 

доп

F

 

max

 

 

F

доп

 

 (5)

где

 

max

 

и

 

доп

 — 

максимальное

 

расчётное

 

и

 

допустимое

 

напряжение

 

в

 

материале

 

шин

F

 

max

 

и

 

F

 

доп

 — 

максимальная

 

расчётная

 

и

 

допустимая

 

сила

 

нагрузки

 

на

 

изоляторы

.

Для

 

шин

имеющих

 

сварные

 

соединения

помимо

 

условий

 (5) 

должно

 

выполняться

 

неравенство

:

max, 

св

 

 

 

доп

св

 

 (6)

где

 

ma

х

,

 

св

 — 

максимальное

 

расчётное

 

напряжение

 

в

 

области

 

сварного

 

шва

 

шины

доп

св

 — 

допустимое

 

напря

-

жение

 

с

 

учётом

 

снижения

 

прочности

 

после

 

сварки

кото

-

рое

 

можно

 

принять

 

равным

 0,7 

временного

 

сопротивле

-

ния

 

материала

 

шины

 

в

 

зоне

 

сварного

 

шва

 

в

св

.

Наибольшие

 

напряжения

 

в

 

материале

 

шин

 

и

 

макси

-

мальные

 

нагрузки

 

на

 

изоляторы

 

при

 

неуспешных

 

АПВ

 

определяются

 

по

 

формулам

:

 

(7);

 

(8)

факторов

С

 

учётом

 

требований

 

к

 

надёжности

 

конструк

-

ции

 

коэффициент

 

γ

 

оправдано

 

принять

 

равным

 06—0,7 

для

 

класса

 

напряжения

 110—220 

кВ

, 0,7—0,8 — 

для

 330—

500 

кВ

 

и

 0,8—0,9 — 

для

 750 

кВ

.

4. 

Расчёт

 

шин

 

на

 

ветровую

 

стойкость

 

учитывает

 

как

 

статическую

 (

неизменную

 

во

 

времени

) V, 

так

 

и

 

динамиче

-

скую

 (

пульсирующую

составляющую

 

υ

(

t

скорости

 

ветра

:

V

 = V + 

(

t

). (9)

Динамические

 

составляющие

 

скорости

 

(

t

и

следо

-

вательно

ветровой

 

нагрузки

 

рассматриваются

 

как

 

ста

-

ционарные

 

случайные

 

процессы

 [8]. 

В

 

результате

 

расчё

-

та

 

наибольшие

 

нагрузки

 

на

 

опоры

 

и

 

напряжения

 

в

 

шине

 

приводятся

 

к

 

виду

:

 

 (10)

где

 

q

ст

.

в

 = 0,5•

ρ

в

 

c

x

 

D

 

V

0

 2

 — 

статическая

 

составляющая

 

ветровой

 

нагрузки

Н

/

м

ρ

в

 — 

плотность

 

воздуха

кг

/

м

3

D

 — 

внешний

 

диаметр

 

шины

м

c

x

 — 

коэффициент

 

лобового

 

сопротивления

 

шины

;

 V

0

 — 

нормативная

 

скорость

 

ветра

 

на

 

высоте

 

шины

м

/

с

в

 

— 

динамический

 

коэффициент

 

ветровой

 

нагрузки

зависящий

 

от

 

частоты

 

собственных

 

колебаний

 

и

 

декремента

 

затухания

 

ошиновки

скорости

 

ветра

определяемый

 

в

 [4].

5. 

Расчёт

 

на

 

стойкость

 

изоляторов

 

и

 

шин

 

при

 

сочета

-

нии

 

ветровых

 

q

в

гололедных

 

q

г

электродинамических

 

q

э

 

нагрузок

а

 

также

 

нагрузок

 

от

 

собственного

 

веса

 

и

 

веса

 

ответвлений

 

q

ш

 

проводится

 

при

 

условии

что

 

результирую

-

щее

 

воздействие

 (

в

 

векторной

 

форме

равно

:

  (11)

где

 

1

2

— 

коэффициенты

принимаемые

 

в

 

соответ

-

ствии

 

с

 

рекомендациями

 [4, 9] 

и

 

другими

 

документами

.

Расчёт

 

изоляторов

 

и

 

шин

 

ОРУ

 

на

 

прочность

 

должен

 

проводиться

 

при

 

следующих

 

сочетаниях

 

внешних

 

нагру

-

зок

:

• 

вес

 

ошиновки

нормативная

 

гололёдная

 

нагрузка

 

и

 

ветровая

 

нагрузка

 

при

 

нормативной

 

скорости

 

ветра

;

• 

вес

 

ошиновки

ветровая

 

нагрузка

 

при

 

нормативной

 

скорости

 

ветра

 

и

 

ЭДН

без

 

учёта

 

АПВ

равная

 65% 

максимального

 

расчётного

 

значения

  (

т

.

е

при

 

токе

 

КЗ

равном

 80% 

от

 

максимума

); 

• 

вес

 

ошиновки

максимальная

 

электродинамическая

 

нагрузка

 (

без

 

учёта

 

АПВ

и

 

ветровая

 

нагрузка

равная

 

60% 

нормативного

 

значения

;

• 

вес

 

ошиновки

 

и

 

электродинамическая

 

нагрузка

 

при

 

максимальном

 

расчётном

 

токе

 

КЗ

в

 

том

 

числе

 

при

 

неуспешных

 

АПВ

 (

при

 

повторных

 

включениях

 

на

 

КЗ

).

Испытания

 

и

 

расчёты

 

шинных

 

конструкций

 

позволи

-

ли

 

определить

 

влияние

 

конструктивных

 

факторов

 

на

 

лога

-

рифмический

 

декремент

 

затухания

 

и

как

 

следствие

на

 

эффективность

 

отстройки

 

от

 

ветровых

 

резонансов

 

и

 

элек

-

тродинамическую

 

стойкость

 

при

 

неуспешных

 

АПВ

.

Во

 

время

 

испытаний

 

исследовалось

 

влияние

 

узлов

 

кре

-

пления

 

и

 

различных

 

типов

 

демпферов

 

жёсткой

 

ошиновки

 

110—500 

кВ

 

на

 

ветровой

 

резонанс

 

и

 

ветровую

 

стойкость

 

и

 

другие

 

параметры

Результаты

 

некоторых

 

испытаний

 

и

 

расчётов

 

шинных

 

конструкций

 

заводского

 

изготовления

а

 

также

 

их

 

опытных

 

образцов

 

приведены

 

в

 

таблице

.

Как

 

видно

 

из

 

таблицы

логарифмический

 

декремент

 

затухания

 

в

 

значительной

 

степени

 

зависит

 

от

 

типа

 

демп

-

фирующего

 

устройства

а

 

также

 

в

 

ряде

 

случаев

 

от

 

типа

 

шинодержателей

.


Page 7
background image

81

№ 5 (8), сентябрь-октябрь, 2011

U, 

кВ

Шинодержатель

l,

 

м

D/d,

мм

Демпфер

δ

y

δ

x

Соответствие

 

требованиям

1

2

3

4

110

Литой

 

обжимного

 

типа

9

80/ 60

Стержень

0,042

0,073

+

+

+

Сварной

 

обжимного

 

типа

Исполнение

 1

100/90

Провод

 

А

185

0,045

0,495

+

Пруток

0,036

0,209

+

Сварной

 

обжимного

 

типа

Исполнение

 2

Пруток

0,078

0,193

+

+

+

+

220

Литой

 

обжимного

 

типа

15,4

120/112

Провод

 

АС

-150/34

0,08

*

0,23

*

160/150

Провод

 

АС

-500/26

0,150

0,314

+

+

+

+

500

17,1

220/212

провода

 

АС

-500/27 

и

 

демпфер

 

ЗАО

 «

ЗЭТО

»

0,124

0,362

+

+

+

+

19

220/210

Провод

 

АС

 630/43,6

0,068

0,445

+

220/204

Провод

 

АС

 630/43,6

0,06

0,4

+

+

+

18

240/230

Провод

 

АС

 500/26

0,128

0,172

+

Демпфер

 

НТЦ

 «

ЭДС

» 

типа

 

«

бабочка

»

0,346

0,321

+

+

+

+

Примечания

1. 

Требования

: 1 — 

допустимые

 

прогибы

 

от

 

собственного

 

веса

а

 

также

 

собственного

 

веса

 

и

 

гололёда

; 2 — 

отстройка

 

жёсткой

 

ошиновки

 

от

 

ветровых

 

резонансов

; 3 — 

электродинамическая

 

стойкость

 

ошиновки

 

при

 

неуспешных

 

АПВ

4 — 

стойкость

 (

прочность

ошиновки

 

при

 

сочетании

 

нагрузок

.

2. 

Значение

 «+» — 

соответствует

 

требованию

, «–» — 

не

 

соответствует

 

требованию

.

Таблица

Результаты

 

расчётов

 

и

 

испытаний

 

опытно

-

экспериментальных

 

конструкций

 

с

 

жёсткой

 

ошиновкой

 

ОРУ

 110—500 

кВ

Проведённые

 

исследования

 

показали

 

следующее

:

• 

увеличение

 

рассеяния

 

энергии

 

за

 

счёт

 

изменения

 

конструкций

 

шинодержателей

 

и

 

применения

 

более

 

эффективных

 

демпфирующих

 

устройств

 

является

 

наи

-

более

 

эффективным

 

способом

 

отстройки

 

от

 

устойчи

-

вых

 

ветровых

 

резонансных

 

колебаний

;

демпферы

 

НТЦ

  «

ЭДС

» 

обеспечивают

 

наиболее

 

эф

-

фективную

 «

отстройку

» 

длиннопролётных

 

конструкций

 

жёсткой

 

ошиновки

 

от

 

устойчивых

 

ветровых

 

резонанс

-

ных

 

колебаний

 

в

 

вертикальной

 

плоскости

а

 

также

 

по

-

вышение

 

ветровой

 

и

 

электродинамической

 

стойкости

 

при

 

неуспешных

 

АПВ

что

 

позволяет

 

расширить

 

об

-

ласть

 

применения

 

конструкций

 

на

 

более

 

высокие

 

токи

 

КЗ

 

и

 

области

 

с

 

большей

 

скоростью

 

ветра

 

практически

 

без

 

изменения

 

стоимости

 

конструкции

;

• 

в

 

ряде

 

случаев

 

определяющим

 

для

 

выбора

 

прочности

 

изоляторов

 

является

 

условие

 

электродинамической

 

стойкости

 

при

 

неуспешных

 

АПВ

;

• 

определение

 

электродинамической

 

стойкости

 

при

 

по

-

вторных

 

включениях

 

на

 

КЗ

согласно

 

литературе

 [1, 4], 

проводится

 

при

 

наиболее

 

неблагоприятных

 

условиях

 

(

в

 

том

 

числе

 

длительности

 

КЗ

 

и

 

угла

 

включения

 

тока

 

КЗ

). 

Учёт

 

реальной

 

продолжительности

 

КЗ

 

для

 

РУ

 

с

 

со

-

временными

 

элегазовыми

 

выключателями

 

может

 

по

-

зволить

 

снизить

 

расчётные

 

значения

 

наибольших

 

на

-

грузок

 

на

 

изоляторы

 

и

 

напряжений

 

в

 

материале

 

шин

 

и

 

обосновать

 

использование

 

более

 

экономичных

 

реше

-

ний

 

без

 

снижения

 

требований

 

надёжности

 

ошиновки

;

• 

надёжность

 

жёсткой

 

ошиновки

 

обеспечивается

 

каче

-

ством

 

её

 

изготовления

монтажа

а

 

также

 

строгим

 

вы

-

полнением

 

требований

 

нормативных

 

документов

 [1—4].

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  

ГОСТ

 

Р

 50736 — 2007. 

Короткие

 

замыкания

 

в

 

элек

-

троустановках

Методы

 

расчёта

 

электродинамическо

-

го

 

и

 

термического

 

действия

 

тока

 

КЗ

, 1994 

г

.

2.  

СТО

 56947007-29.240.10.028-2009 «

Нормы

 

техноло

-

гического

 

проектирования

 

подстанций

 

переменного

 

тока

 

с

 

высшим

 

напряжением

 35—750 

кВ

». 

ОАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

», 2009 

г

.

3.  

СТО

 56947007-29.060.10.005-2008. 

Руководящий

 

документ

 

по

 

проектированию

 

жёсткой

 

ошиновки

 

ОРУ

 

110—500 

кВ

ОАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

», 2008 

г

.

4.  

СТО

 56947007-29.060.10.006-2008. 

Методические

 

указания

 

по

 

расчёту

 

и

 

испытаниям

 

жёсткой

 

ошинов

-

ки

 

ОРУ

 110—500 

кВ

ОАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

», 2008 

г

.

5.  

Долин

 

А

.

П

., 

Шонгин

 

Г

.

Ф

Открытые

 

распределитель

-

ные

 

устройства

 

с

 

жёсткой

 

ошиновкой

М

.: 

Энерго

-

атомиздат

, 1988 

г

.

6.  

Кудрявцев

 

Е

.

П

., 

Долин

 

А

.

П

Расчёт

 

жёсткой

 

оши

-

новки

 

распределительных

 

устройств

М

.: 

Энергия

1981 

г

.

7.  

Долин

 

А

.

П

., 

Кудрявцев

 

Е

.

П

., 

Козинова

 

М

.

А

Расчёт

 

электродинамической

 

стойкости

 

и

 

других

 

параме

-

тров

 

жёсткой

 

ошиновки

 

ОРУ

 

высоких

 

и

 

сверхвысо

-

ких

 

напряжений

Электрические

 

станции

, 2005, 

 4, 

с

. 49—53.

8.  

Долин

 

А

.

П

Исследование

 

стойкости

 

жёсткой

 

ошинов

-

ки

 

при

 

ветровых

 

нагрузках

Известия

 

АН

 

ССР

Энерге

-

тика

 

и

 

транспорт

, 1990, 

 4, 

с

. 57—66.

9.  

Правила

 

устройства

 

электроустановок

. — 7-

е

 

изд

М

.: 

Энергосервис

, 2003 

г

.


Оригинал статьи: Конструктивные особенности жёсткой ошиновки ОРУ 110—500 кВ

Читать онлайн

В последние годы в открытых и закрытых распределительных устройствах 110 кВ и выше все чаще применяется жёсткая ошиновка. Её использование предусмотрено технической политикой ведущих энергетических компаний. Это позволяет сократить сроки строительства и стоимость РУ, облегчить очистку изоляторов, ремонт шинных конструкций, улучшить обзор шин и аппаратов, а также уменьшить площадь ОРУ, длину силовых кабелей, дорог, снизить трудоёмкость монтажных работ.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»