4
Концептуальный подход
к внедрению в отрасли риск-
ориентированной системы
мониторинга и оценки
готовности субъектов
электро энергетики к работе
в отопительный сезон
Основой
политики
Минэнерго
России
в
вопросах
совершен
-
ствования
системы
государ
-
ственного
регулирования
в
сфере
электроэнергетики
является
создание
условий
для
качественного
и
надежно
-
го
энергоснабжения
потреби
-
телей
.
Одним
из
основных
ин
-
струментов
реализации
этой
политики
является
комплекс
мер
,
предпринимаемых
Мин
-
энерго
России
и
субъектами
электроэнергетики
по
обеспе
-
чению
готовности
электриче
-
ских
станций
и
сетей
к
работе
в
отопительный
сезон
.
Грабчак
Е
.
П
.,
к
.
э
.
н
.,
директор
Департамента
оперативного
контроля
и
управления
в
электроэнергетике
Минэнерго
России
Д
о
настоящего
времени
про
-
верка
готовности
субъектов
электроэнергетики
к
работе
с
максимальными
нагрузка
-
ми
в
период
года
,
характеризуемый
низкими
температурами
наружного
воздуха
,
осуществлялась
Минэнерго
России
в
соответствии
с
Положени
-
ем
о
проверке
готовности
субъектов
электроэнергетики
к
работе
в
осен
-
не
-
зимний
период
(
ОЗП
),
что
утверж
-
дено
решением
Правительственной
комиссии
по
обес
печению
безопас
-
ности
электроснабжения
(
федераль
-
ный
штаб
),
протокол
от
06.07.2012
г
.
№
10 (
далее
—
Положение
).
Положением
был
определен
поря
-
док
проведения
проверок
и
перечень
условий
готовности
к
работе
в
ОЗП
,
выполнение
которых
проверяется
в
ходе
работы
комиссий
.
Так
,
при
не
-
выполнении
одного
или
нескольких
условий
готовности
комиссия
прини
-
мала
решение
о
неготовности
субъ
-
екта
электроэнергетики
(
или
его
обо
-
собленного
подразделения
)
к
работе
в
ОЗП
.
Важно
отметить
,
что
в
указанном
механизме
оценки
готовности
к
ра
-
боте
в
ОЗП
не
преду
сматривалась
возможность
формирования
ко
-
личественных
оценок
выполнения
предприятиями
электроэнергетики
условий
готовности
из
-
за
отсут
-
ствия
четких
и
однозначных
крите
-
риев
,
которые
характеризовали
бы
эти
условия
готовности
.
Недостат
-
ком
этой
модели
оценки
готовности
субъектов
электроэнергетики
к
ра
-
боте
в
отопительный
сезон
,
задан
-
ной
Положением
,
являлась
оценка
готовности
только
в
ограниченный
а
к
ц
е
н
т
акцент
5
период
проведения
проверки
,
что
:
–
не
стимулировало
планомер
-
ность
работы
в
течение
всего
периода
подготовки
,
а
выполня
-
ло
констатирующую
функцию
внешнего
контроля
на
момент
проверки
;
–
не
обеспечивало
объектив
-
ность
сопоставления
ранее
достигнутых
значений
с
теку
-
щим
состоянием
;
–
не
позволяло
сформировать
единую
систему
оценки
,
в
результате
чего
одинаковые
отклонения
или
несоответ
-
ствия
на
разных
предприятиях
электроэнергетики
получали
различную
оценку
и
наоборот
;
–
не
позволяло
отследить
в
дина
-
мике
ход
подготовки
к
работе
в
отопительный
сезон
и
сте
-
пень
выполнения
объектами
/
субъектами
электроэнергетики
условий
готовности
на
каждом
этапе
/
стадии
,
а
также
в
период
прохождения
ОЗП
.
Таким
образом
,
возрастает
ак
-
туальность
совершенствования
методологии
оценки
для
получе
-
ния
количественных
характери
-
стик
выполнения
условий
готов
-
ности
.
Постановлением
Правитель
-
ства
Российской
Федерации
от
10.05.2017
г
.
№
543
утвержде
-
ны
Правила
оценки
готовности
субъектов
электроэнергетики
к
работе
в
отопительный
сезон
,
в
которых
изменены
подходы
к
оценке
готовности
субъек
-
тов
электроэнергетики
к
работе
в
отопительный
сезон
с
поэтап
-
ным
переходом
от
исключитель
-
но
комиссионного
формата
оценки
готовности
к
системе
мо
-
ниторинга
в
течение
всего
года
,
когда
отчетные
данные
о
состоя
-
нии
объектов
электроэнергетики
и
выполнении
условий
готовно
-
сти
к
работе
в
отопительный
се
-
зон
поступают
и
обрабатываются
в
рамках
существующей
в
элек
-
троэнергетике
системы
периоди
-
ческой
отраслевой
отчетности
.
При
построении
усовершен
-
ствованной
модели
контроля
и
оценки
готовности
объектов
электроэнергетики
к
работе
в
ото
-
пительный
сезон
применены
сле
-
дующие
подходы
:
–
предусмотрено
создание
сис
-
темы
мониторинга
за
состоя
-
нием
энергообъектов
и
готов
-
ности
их
оборудования
и
со
-
оружений
к
надежной
и
беспе
-
ребойной
работе
в
течение
всего
годового
цикла
,
включа
-
ющей
средства
автоматизи
-
рованной
обработки
данных
для
количественной
оценки
выполнения
условий
готовнос
-
ти
(
вычисления
степени
вы
-
полнения
критериев
,
раскрыва
-
ющих
нормативные
характери
-
стики
условий
готовности
при
помощи
программно
-
аппарат
-
ных
средств
,
исключат
техни
-
ческие
ошибки
и
существенно
повысят
эффективность
реа
-
лизации
многофакторного
под
-
хода
к
риск
-
ориентированному
анализу
отчетных
данных
энер
-
гокомпаний
);
–
готовность
к
отопительному
се
-
зону
определяется
на
основа
-
нии
оценки
отчетных
данных
субъектов
электроэнергетики
с
применением
конкретных
,
од
-
нозначно
понимаемых
и
коли
-
чественно
рассчитываемых
по
-
казателей
готовности
,
а
не
на
субъективных
мнениях
участ
-
ников
процесса
оценки
готов
-
ности
;
–
использование
рейтинговой
си
-
стемы
оценки
состояния
и
го
-
товности
объектов
/
субъектов
электроэнергетики
к
работе
в
отопительный
сезон
,
учиты
-
вающей
как
количественные
характеристики
выполнения
условий
готовности
,
так
и
дина
-
мику
их
изменения
;
–
использование
порядка
,
при
котором
в
случае
соответствия
значений
контролируемых
по
-
казателей
и
оценки
готовно
-
сти
к
работе
в
отопительный
сезон
определенному
уровню
,
субъект
электроэнергетики
мо
-
жет
гарантированно
получить
положительное
решение
Мин
-
энерго
России
о
готовности
энергопредприятия
к
работе
в
отопительный
сезон
;
–
проведение
контроля
форми
-
рования
субъектом
электро
-
энергетики
плана
мероприятий
по
обеспечению
выполнения
соответствующих
условий
го
-
товности
с
учетом
рекомен
-
даций
Минэнерго
России
при
наличии
невыполненных
усло
-
вий
готовности
или
их
непол
-
ного
соответствия
заданным
показателям
;
–
осуществление
комиссионных
выездных
проверок
готовности
предприятий
электроэнергети
-
ки
к
работе
в
отопительный
се
-
зон
выборочно
на
основе
ре
-
зультатов
мониторинга
и
мно
-
го
факторного
анализа
данных
о
состоянии
объектов
и
их
оборудования
,
и
значит
,
более
эффективных
,
не
используя
затратный
по
времени
формат
тотальных
,
но
существенно
ограниченных
по
срокам
про
-
ведения
,
проверок
.
Таким
образом
,
по
результатам
обработки
поступающих
отчетных
данных
,
система
мониторинга
го
-
товности
субъектов
электроэнер
-
гетики
к
работе
в
отопительный
сезон
позволит
систематически
получать
количественные
оцен
-
ки
состояния
такой
готовности
,
по
которым
объективно
фиксируется
готовность
или
неготовность
к
ра
-
боте
в
отопительный
сезон
кон
-
тролируемых
организаций
,
а
так
-
же
необходимость
специальных
мероприятий
в
рамках
выездных
проверок
.
При
разработке
методологии
оценки
готовности
оптимизирова
-
но
количество
контролируемых
по
-
казателей
готовности
,
чтобы
систе
-
ма
мониторинга
не
превратилась
в
бессмысленное
нагромождение
индексов
,
баллов
,
коэффициен
-
тов
,
усложняющих
деятельность
руководителей
и
специалистов
как
предприятий
электроэнергетики
,
так
и
Минэнерго
России
.
В
данном
направлении
по
за
-
казу
Минэнерго
России
проведе
-
ны
научно
-
исследовательские
работы
с
целью
выработки
мето
-
дических
подходов
к
оценке
го
-
товности
субъектов
электроэнер
-
гетики
к
работе
в
отопительный
сезон
,
в
которых
использован
опыт
ряда
энергокомпаний
,
по
-
лученный
в
процессе
внедрения
внутрикорпора
тивных
информа
-
ционных
средств
и
технологий
,
направленных
на
эффективное
управление
производственными
активами
и
предупреждение
на
-
рушений
энергоснабжения
потре
-
№
3 (48) 2018
6
бителей
электрической
энергии
при
функционировании
объектов
электроэнергетики
в
сложных
технологических
режимах
,
возни
-
кающих
в
периоды
,
характеризу
-
ющиеся
повышенными
электри
-
ческими
и
тепловыми
нагрузками
в
условиях
низких
температур
окружающего
воздуха
.
По
результатам
анализа
опыта
применения
в
отрасли
различных
средств
и
систем
мониторинга
определено
,
что
их
основными
преимуществами
являются
:
–
возможность
в
каждый
момент
времени
определить
количе
-
ственно
:
состояние
подготовки
объектов
к
отопительному
сезо
-
ну
,
результаты
подготовки
(
в
том
числе
динамику
их
достижения
)
у
конкретных
субъектов
элек
-
троэнергетики
и
уровень
реа
-
лизации
планов
мероприятий
по
подготовке
к
отопительному
сезону
и
степень
их
эффектив
-
ности
;
–
использование
в
расчетах
огра
-
ниченного
,
научно
-
обоснован
-
ного
состава
критериев
,
пока
-
зателей
и
параметров
оценки
,
что
обеспечивает
объективное
,
равное
и
адекватное
их
приме
-
нение
в
отношении
всех
объек
-
тов
,
подлежащих
мониторингу
;
–
систематичность
и
публичная
открытость
оценок
,
своевре
-
менность
и
эффективность
об
-
ратной
связи
,
когда
контроль
,
регулирующие
и
управленче
-
ские
воздействия
осуществля
-
ются
на
основе
объективной
информации
о
динамике
изме
-
нения
количественных
оценок
готовности
по
результатам
выполнения
корректирующих
действий
,
что
увеличивает
мотивацию
всех
участников
процесса
к
качественной
под
-
готовке
субъектов
электро
-
энергетики
к
работе
в
отопи
-
тельный
сезон
.
В
рамках
построения
единой
методологии
отраслевой
риск
-
ориентированной
системы
мони
-
торинга
и
оценки
готовности
субъ
-
ектов
электроэнергетики
к
работе
в
отопительный
сезон
определены
следующие
основополагающие
принципы
.
Во
-
первых
,
для
формализации
и
однозначного
восприятия
оцен
-
ки
готовности
используется
ин
-
декс
готовности
субъекта
к
работе
в
отопительный
сезон
(
далее
—
индекс
готовности
),
который
пред
-
ставляет
собой
интегральный
показатель
,
объединяющий
зна
-
чения
количественных
оценок
по
-
казателей
готовности
объекта
или
субъекта
электроэнергетики
к
ра
-
боте
в
отопительный
сезон
в
виде
численной
величины
,
удобной
для
сравнения
и
оценки
.
Индекс
готов
-
ности
определяется
на
основании
фактических
данных
и
характери
-
зует
готовность
объекта
с
точки
зрения
выполнения
условий
готов
-
ности
.
Во
-
вторых
,
расчет
индексов
готовности
для
отдельных
объ
-
ектов
электроэнергетики
и
субъ
-
екта
электроэнергетики
в
целом
осуществляется
с
учетом
прин
-
ципа
единообразия
идентифика
-
ции
показателей
и
параметров
оценки
.
Соблюдение
указанных
прин
-
ципов
в
сочетании
с
внедрением
риск
-
ориентированной
системы
отраслевого
мониторинга
по
-
зволило
сформировать
единые
алгоритмы
рейтинговой
модели
количественного
определения
го
-
товности
к
работе
в
ОЗП
для
от
-
дельных
объектов
и
субъектов
электроэнергетики
,
которые
за
-
креплены
в
Методике
проведе
-
ния
оценки
готовности
субъектов
электроэнергетики
к
работе
в
ото
-
пительный
сезон
,
утвержденной
приказом
Минэнерго
России
от
27.12.2017
г
.
№
1233.
Система
мониторинга
и
оценки
готовности
объектов
и
субъектов
электроэнергетики
к
работе
в
ото
-
пительный
сезон
строится
следу
-
ющим
образом
:
1.
Определяется
индекс
готовно
-
сти
в
отношении
субъекта
элек
-
троэнергетики
на
основании
данных
о
выполнении
условий
и
показателей
готовности
к
ра
-
боте
в
отопительный
сезон
.
2.
Основанием
для
принятия
Мин
-
энерго
России
решения
о
готов
-
ности
субъекта
электроэнерге
-
тики
к
работе
в
отопительный
сезон
является
достижение
субъектом
электроэнергетики
установленной
величины
ин
-
декса
готовности
на
дату
приня
-
тия
указанного
решения
.
3.
Фактическая
готовность
субъ
-
екта
электроэнергетики
к
ра
-
боте
в
отопительный
сезон
определяется
/
устанавливает
-
ся
в
зависимости
от
количе
-
ственного
значения
индекса
готовности
субъекта
электро
-
энергетики
:
–
«
Не
готов
»
в
случае
,
если
индекс
готовности
меньше
0,95;
–
«
Готов
с
условиями
»
в
слу
-
чае
,
если
индекс
готовности
меньше
1
и
больше
либо
равен
0,95;
–
«
Готов
»
в
случае
,
если
ин
-
декс
готовности
равен
1.
Готовность
субъекта
элек
-
троэнергетики
определяется
готовностью
всех
объектов
электроэнергетики
,
входя
-
щих
в
его
состав
.
4.
Дата
принятия
решения
о
готов
-
ности
к
работе
в
отопительный
сезон
в
отношении
субъекта
электроэнергетики
может
уста
-
навливаться
в
зависимости
от
географического
положения
и
природно
-
климатических
ус
-
ловий
эксплуатации
принадле
-
жащих
ему
объектов
электро
-
энергетики
.
5.
Субъекты
электроэнергетики
вне
зависимости
от
факта
полу
-
чения
ими
паспорта
готовности
обязаны
в
течение
всего
ото
-
пительного
сезона
,
в
том
числе
в
своих
обособленных
подраз
-
делениях
,
обеспечить
выполне
-
ние
условий
готовности
.
6.
В
случае
,
если
на
момент
при
-
нятия
решения
о
готовности
к
работе
в
отопительный
сезон
субъектом
электроэнергетики
не
обеспечено
выполнение
ус
-
ловий
готовности
,
такой
субъ
-
ект
электроэнергетики
разра
-
батывает
план
мероприятий
по
обеспечению
выполнения
указанных
условий
готовно
-
сти
к
работе
в
отопительный
сезон
с
указанием
сроков
их
выполнения
.
Субъект
электро
-
энергетики
с
установленной
периодичностью
,
а
также
по
окончанию
выполнения
пла
-
на
мероприятий
представляет
в
Минэнерго
России
информа
-
цию
о
его
выполнении
.
7.
Мониторинг
готовности
субъ
-
ектов
электроэнергетики
к
ра
-
АКЦЕНТ
7
боте
в
отопительный
сезон
осуществляется
непрерывно
в
течение
всего
календарного
года
на
основании
информа
-
ции
,
предоставляемой
субъ
-
ектами
электроэнергетики
в
Минэнерго
России
в
уста
-
новленном
порядке
:
а
)
данных
о
выполнении
условий
готовности
;
б
)
данных
об
авариях
в
электро
-
энергетике
;
в
)
данных
о
несвоевременном
вы
-
полнении
команд
субъекта
опе
-
ративно
-
диспетчерского
управ
-
ления
о
пуске
оборудования
из
состояния
резерва
.
8.
Проверка
достоверности
(
вери
-
фикация
)
сведений
,
представ
-
ленных
субъектом
электроэнер
-
гетики
,
проводится
Минэнерго
России
как
в
период
подготовки
к
прохождению
отопительно
-
го
сезона
,
так
и
в
период
его
прохождения
при
достижении
установленной
величины
спе
-
циализированных
индикаторов
,
определенных
для
каждого
из
условий
готовности
.
Результаты
проверки
используются
для
по
-
следующего
расчета
или
пере
-
счета
индекса
готовности
.
Применяется
следующий
алго
-
ритм
расчета
оценки
готовности
объектов
и
субъектов
электро
-
энергетики
к
работе
в
отопитель
-
ный
сезон
.
1.
Оценка
готовности
объекта
электроэнергетики
в
зависимости
от
его
принадлежности
к
объек
-
там
по
производству
электриче
-
ской
энергии
,
объектам
по
пере
-
даче
электрической
энергии
или
объектам
оперативно
-
диспетчер
-
ского
управления
в
электроэнер
-
гетике
представляет
собой
сумму
оценок
выполнения
комбинации
групп
условий
из
девяти
возмож
-
ных
групп
условий
готовности
(«
производство
и
отпуск
энергии
»,
«
системная
надежность
», «
техни
-
ческое
состояние
», «
персонал
»,
«
противоаварийная
и
аварий
-
но
-
восстановительная
деятель
-
ность
», «
ремонтная
деятель
-
ность
», «
топливообеспечение
»,
«
передача
энергии
», «
оператив
-
но
-
диспетчерское
управление
»),
каждая
из
которых
состоит
из
условий
готовности
,
характеризу
-
ющих
направления
деятельности
объекта
электроэнергетики
по
подготовке
к
работе
в
отопитель
-
ный
сезон
.
2.
Оценка
выполнения
условия
готовности
объекта
электроэнер
-
гетики
складывается
из
суммы
оценок
,
входящих
в
него
показате
-
лей
готовности
.
Определение
оценки
показа
-
теля
представляет
собой
процесс
преобразования
требований
нор
-
мативных
правовых
актов
,
норма
-
тивно
-
технической
документации
в
соответствующий
эквивалент
цифрового
значения
(
например
:
«0», «1»
или
диапазон
«0…1»).
3.
При
определении
оценки
готовности
объекта
применяются
весовые
коэффициенты
,
которые
для
условий
и
групп
условий
го
-
товности
одинаковы
,
то
есть
зна
-
чимость
условий
и
групп
условий
внутри
каждой
иерархии
является
одинаковой
.
Значения
весовых
коэффици
-
ентов
показателей
при
опреде
-
лении
оценки
выполнения
соот
-
ветствующего
условия
готовности
могут
быть
различны
,
что
отража
-
ет
значимость
каждого
показате
-
ля
,
то
есть
степень
предпочтения
одних
показателей
над
другими
.
Сумма
всех
весовых
коэффи
-
циентов
внутри
каждой
иерархии
всегда
равна
«1».
Применение
весовых
коэффициентов
на
всех
этапах
расчета
оценки
готовности
объекта
электроэнергетики
обе
-
спечивает
получение
промежуточ
-
ных
и
результирующего
значений
в
диапазоне
от
0
до
1,
что
улуч
-
шает
восприятие
и
упрощает
про
-
ведение
сравнительного
анализа
оценок
промежуточных
этапов
.
4.
Результат
оценки
готовности
объекта
электроэнергетики
к
ра
-
боте
в
отопительный
сезон
опре
-
деляется
по
формуле
:
ИГО
=
i
(
A
i
) /
N
,
где
A
i
—
значение
i
-
й
группы
усло
-
вий
готовности
объекта
;
N
—
коли
-
чество
групп
условий
готовности
объекта
.
5.
Индекс
готовности
субъекта
электроэнергетики
определяется
по
формуле
:
ИГС
=
ij
(
A
ij
/
N
i
·
N
j
),
где
A
ij
—
значение
для
i
-
й
группы
условий
готовности
j
-
го
объекта
оцениваемого
субъекта
;
N
i
—
коли
-
чество
групп
условий
готовности
каждого
объекта
;
N
j
—
количество
объектов
оцениваемого
субъекта
.
6.
Результат
оценки
готовно
-
сти
объекта
(
субъекта
)
электро
-
энергетики
представляется
в
ви
-
де
численной
величины
от
0 (
наи
-
худшее
значение
)
до
1 (
наилуч
-
шее
значение
).
7.
Количественная
величина
индекса
готовности
субъекта
электроэнергетики
может
быть
скорректирована
на
основании
результатов
проверки
достовер
-
ности
информации
,
представлен
-
ной
субъектом
электроэнергетики
,
в
отношении
условий
готовности
при
выявлении
отклонений
от
нормируемых
значений
специали
-
зированных
индикаторов
,
опреде
-
ленных
для
каждой
из
групп
усло
-
вий
готовности
.
Важным
элементом
совер
-
шенствования
отраслевых
подхо
-
дов
к
оценке
готовности
объектов
и
субъектов
электроэнергетики
к
работе
в
отопительный
сезон
яви
-
лось
внедрение
в
модель
оценки
готовности
формирования
рейтин
-
гов
по
уровню
такой
готовности
.
Целью
построения
рейтингов
является
обеспечение
субъектов
отрасли
информацией
о
резуль
-
татах
сравнения
объектов
/
субъ
-
ектов
электроэнергетики
между
собой
.
Полученные
рейтинги
по
-
зволят
заблаговременно
выявить
объекты
/
субъекты
электроэнерге
-
тики
,
имеющие
худшие
,
средние
и
лучшие
результаты
готовности
к
несению
максимумов
нагрузки
по
разработанным
показателям
сравнения
.
Построение
рейтингов
воз
-
можно
как
в
табличном
,
так
и
гра
-
фическом
виде
.
Для
удобства
восприятия
и
лучшего
понимания
графической
части
значения
всех
оценок
выделяются
цветом
в
соот
-
ветствии
с
рассчитанным
индексом
готовности
и
присвоенной
каче
-
ственной
характеристикой
уровня
готовности
: «
Не
готов
», «
Готов
с
условиями
», «
Готов
».
Пример
визуализации
постро
-
ения
рейтинга
объектов
электро
-
энергетики
по
уровню
выполнения
одного
из
условий
готовности
на
основании
результатов
расчета
оценки
представлен
на
рисунке
1.
№
3 (48) 2018
8
Пример
визуализации
количе
-
ственного
распределения
объек
-
тов
электроэнергетики
по
оценке
выполнения
групп
условий
готов
-
ности
к
прохождению
отопитель
-
ного
сезона
представлен
на
ри
-
сунке
2.
Примеры
визуализации
рей
-
тингов
результатов
оценки
готов
-
ности
объектов
электроэнергетики
и
итоговых
индексов
готовности
субъектов
электроэнергетики
к
ра
-
боте
в
отопительный
сезон
пред
-
ставлены
на
рисунке
3.
Рейтинги
,
представленные
в
ви
-
де
диаграмм
и
/
или
таблиц
—
спо
-
соб
представления
,
визуализации
информации
(
полученных
резуль
-
татов
),
который
является
наиболее
доступным
для
восприятия
рас
-
четного
значения
без
подробного
изучения
слагаемых
компонентов
.
По
состоянию
на
конец
апре
-
ля
2018
года
произведен
расчет
индексов
готовности
субъектов
электроэнергетики
по
состоянию
на
период
окончания
ОЗП
.
По
результатам
расчетов
стоит
отметить
,
что
10%
субъектов
и
7%
объектов
электроэнергетики
име
-
ют
значение
индекса
готовности
,
соответствующего
статусу
«
Не
го
-
тов
» (<0,95)
и
лишь
9%
субъектов
и
34%
объектов
имеют
статус
«
Го
-
тов
» (=1).
Результаты
расчетов
индексов
готовности
субъектов
и
объектов
электроэнергетики
к
работе
в
ото
-
пительный
сезон
на
период
окон
-
7
8
9
17
12
14
22
15
8
7
11
13
6
4
6
12 12
3
8
2
Произ
в
одство
и отп
у
ск эн
е
р
ги
и
Сис
те
м
н
а
я
н
а
дежн
ость
Т
е
хни
ч
ес
ко
е
состоян
и
е
Персон
ал
Противоаварийн
ая
деятельн
ость
Ремонтная
деятельн
ость
Топливо-
обеспече
н
и
е
Оценка = 1 (количество объектов)
Оценка ≥ 0,95 (количество объектов)
Оценка < 0,95 (количество объектов)
Рис
. 2.
Количественное
распределение
объектов
электроэнергетики
по
оценке
выполнения
групп
условий
готовно
-
сти
к
прохождению
отопительного
сезона
АКЦЕНТ
Рис
. 1.
Рейтинг
объектов
электроэнергетики
по
уровню
выполнения
одного
из
условий
готовности
на
основании
результатов
расчета
оценки
9
Рис
. 3.
Виды
визуализации
рейтинга
результатов
оценки
готовности
объектов
электроэнергетики
и
итоговых
индексов
готовности
субъектов
электроэнергетики
к
работе
в
отопительный
сезон
1,000
0,952
0,970
0,903
0,773
0,842
0,937
Субъект 1
Субъект 2
Субъект 3
Субъект 4
Субъект 5
Субъект 6
Субъект 7
Не готов
Готов с условиями
Готов
9%
81%
10%
Готов (7)
Готов с условиями (63)
Не готов (8)
34%
59%
7%
Готов (172)
Готов с условиями (299)
Не готов (37)
Рис
. 4.
Результаты
расчетов
индексов
готовности
субъектов
электроэнергетики
к
работе
в
отопительный
сезон
на
период
окончания
отопительного
сезона
чания
отопительного
сезона
пред
-
ставлены
на
рисунке
4.
По
результатам
расчетов
ин
-
дексов
готовности
неготовыми
яв
-
ляются
:
–
в
электросетевом
комплексе
:
ОАО
«
ИЭСК
» (
индекс
готовно
-
сти
0,868),
ГУП
РК
«
Крымэнер
-
го
» (
индекс
готовности
0,882),
ПАО
«
МРСК
Северного
Кавка
-
за
» (
индекс
готовности
0,934);
–
в
генерирующем
комплексе
:
ООО
«
Ново
-
Салаватская
ТЭЦ
»
(
индекс
готовности
0,908),
ПАО
«
Южно
-
Кузбасская
ГРЭС
»
(
индекс
готовности
0,906).
Также
по
результатам
расчетов
индексов
готовности
можно
выде
-
лить
следующие
неготовые
объ
-
екты
:
–
в
электросетевом
комплексе
:
филиал
ПАО
«
МРСК
Северно
-
го
Кавказа
» —
Карачаево
-
Чер
-
кесскэнерго
(
индекс
готовности
0,847),
филиал
ПАО
«
МРСК
Северного
Кавказа
» —
Ин
-
гушэнерго
(
индекс
готовности
0,902),
филиал
ПАО
«
МРСК
Центра
и
Приволжья
» —
Вла
-
димирэнерго
(
индекс
готовно
-
сти
0,93),
филиал
ПАО
«
МРСК
Юга
» —
Калмэнерго
(
индекс
готовности
0,93),
филиал
АО
«
ЕЭСК
» —
Свердловэнерго
(
индекс
готовности
0,93);
–
в
генерирующем
комплексе
:
фи
-
лиал
ПАО
«
РусГидро
» —
Сара
-
товская
ГЭС
(
индекс
готовности
0,891),
филиал
ПАО
«
Т
Плюс
» —
Новогорьковская
ТЭЦ
(
индекс
готовности
0,928),
филиал
АО
«
Концерн
Росэнергоатом
» —
Курская
АЭС
(
индекс
готовнос
ти
№
3 (48) 2018
10
0,928),
филиал
ПАО
«
Юни
-
про
» —
Березовская
ГРЭС
(
индекс
готовности
0,928).
Также
проведен
анализ
по
спе
-
циализированным
индикаторам
,
значения
которых
достигли
уста
-
новленных
величин
по
итогам
рас
-
четов
индексов
готовности
.
Распределение
специализиро
-
ванных
индикаторов
по
объектам
генерации
и
электросетевого
хо
-
зяйства
представлены
на
рисун
-
ке
5.
Наибольшее
количество
пре
-
вышений
и
на
объектах
генерации
и
на
объектах
электросетевого
хо
-
зяйства
достигнуто
по
специали
-
зированным
индикаторам
группы
условий
«
Системная
надежность
».
Если
рассматривать
вопрос
с
точки
зрения
субъектов
генери
-
рующего
комплекса
,
на
объектах
которых
отмечено
наибольшее
количество
превышений
установ
-
ленных
значений
специализиро
-
ванных
индикаторов
,
то
среди
них
стоит
выделить
следующие
компании
:
АО
«
ИНТЕР
РАО
—
Электрогенерация
» — 7;
ПАО
«
Т
Плюс
» — 6;
АО
«
НТЭК
» — 6;
ПАО
«
ОГК
-2» — 5.
В
электросетевом
комплексе
наибольшее
количество
превы
-
шений
установленных
значений
специализированных
индикаторов
отмечено
на
объектах
следующих
компаний
:
ПАО
«
МРСК
Северного
Кавказа
» – 3;
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
» – 3;
ГУП
РК
«
Крымэнерго
» — 2.
С
большой
долей
вероятности
можно
сказать
,
что
при
оценке
готовности
вышеперечисленных
компаний
генерации
и
сетевого
комплекса
к
работе
в
отопитель
-
ный
сезон
2018–2019
годов
будут
сформированы
соответствующие
комиссии
Минэнерго
России
по
оценке
выполнения
отдельных
усло
вий
готовности
.
Таким
образом
,
представлен
-
ные
подходы
к
расчету
количе
-
ственной
оценки
готовности
субъ
-
ектов
электроэнергетики
к
работе
в
отопительный
сезон
позволяют
решить
следующие
задачи
:
–
установление
четких
и
одно
-
значно
понимаемых
парамет
-
ров
их
соблюдения
для
каж
-
дого
требования
/
условия
го
-
тов
ности
;
–
обеспечение
возможности
кон
-
троля
промежуточных
резуль
-
татов
подготовки
,
своевремен
-
ного
применения
необходимых
корректирующих
воздействий
на
основе
комплексного
ото
-
бражения
уровня
готовности
и
возможности
устойчивой
работы
объектов
электроэнер
-
гетики
как
в
период
подготовки
,
так
и
при
прохождении
отопи
-
тельного
сезона
;
–
обеспечение
возможности
про
-
ведения
объективного
сравни
-
тельного
анализа
хода
выпол
-
нения
условий
готовности
как
по
субъектам
электроэнерге
-
тики
,
так
и
по
объединенным
энергетическим
системам
ЕЭС
России
;
–
обеспечение
возможности
ав
-
томатизированной
обработки
данных
о
выполнении
условий
готовности
в
рамках
сущест
-
вующей
системы
периодиче
-
ской
отраслевой
отчетности
;
–
обеспечение
возможности
рас
-
ширения
(
при
необходимости
)
перечня
показателей
готов
-
ности
и
других
специализиро
-
ванных
индикаторов
состояния
объектов
электроэнергетики
.
Кроме
того
,
субъекты
электро
-
энергетики
,
воспользовавшись
методикой
расчета
,
могут
само
-
стоятельно
рассчитывать
индексы
готовности
эксплуатируемых
объ
-
ектов
для
целей
своевременного
принятия
необходимых
управлен
-
ческих
решений
в
рамках
подго
-
товки
и
прохождения
отопительно
-
го
сезона
.
Положительным
результатом
нормативной
регламентации
и
практической
проработки
вопро
-
сов
контроля
и
оценки
готовности
субъектов
электроэнергетики
к
ра
-
боте
в
отопительный
сезон
на
базе
отраслевой
риск
-
ориентированной
системы
мониторинга
подготовки
и
рейтинговой
модели
оценки
го
-
товности
должно
стать
снижение
административной
нагрузки
на
субъекты
электроэнергетики
.
Внедрение
отраслевой
риск
-
ориентированной
системы
мо
-
ниторинга
готовности
субъектов
электроэнергетики
к
работе
в
ото
-
пительный
сезон
,
регулярная
публикация
рейтингов
на
сайте
Мин
энерго
России
позволит
обе
-
спечить
реализацию
стратегиче
-
ских
задач
электроэнергетической
отрасли
по
обеспечению
каче
-
ственного
и
надежного
снабжения
энергией
потребителей
.
АКЦЕНТ
36
2
3
3
2
Топливо-
обеспечение
Системная надежность
Ремонтная деятельность
восстановительная деятельность
Противоаварийная и аварийно-
Персонал
4
4
2
1
1
Системная надежность
Передача энергии
Ремонтная деятельность
Техническое
состояние
Персонал
Рис
. 5.
Распределение
специализированных
индикаторов
по
объектам
генерации
Основой политики Минэнерго России в вопросах совершенствования системы государственного регулирования в сфере электроэнергетики является создание условий для качественного и надежного энергоснабжения потребителей. Одним из основных инструментов реализации этой политики является комплекс мер, предпринимаемых Минэнерго России и субъектами электроэнергетики по обеспечению готовности электрических станций и сетей к работе в отопительный сезон.