СЕТИ
РОССИИ
48
А
И
И
С
К
У
Э
АИИС КУЭ
ТЕХНИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА
ОАО
«
ХОЛДИНГ
МРСК
»
В
ОБЛАСТИ
ОРГА
-
НИЗАЦИИ
УЧЁТА
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Задача
организации
современ
-
ного
учёта
электроэнергии
поставле
-
на
Президентом
Российской
Феде
-
рации
(
поручение
от
29.03.2010
г
.
№
Пр
— 839)
и
Председателем
Пра
-
вительства
Российской
Федерации
(
поручение
от
12.04.2010
г
.
№
ВП
-
П
9-2324,
подпункт
«
н
»
п
. 2).
В
целях
унификации
требований
к
системам
современного
учёта
электрической
энергии
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»
раз
-
работан
проект
стандарта
«
Положе
-
ние
о
технической
политике
по
учё
-
ту
электроэнергии
в
распределитель
-
ном
электросетевом
комплексе
»,
в
котором
изложены
обязательные
минимальные
технические
требова
-
ния
к
оборудованию
,
предназначен
-
ному
для
организации
измеритель
-
ного
комплекса
,
автоматизирован
-
ного
сбора
данных
средств
учёта
и
консолидации
данных
на
«
верхнем
»
уровне
.
Функциональные
возмож
-
ности
приборов
учёта
установлены
на
уровне
интеллектуальных
систем
(
многотарифность
,
отключение
/
огра
-
ничение
режима
потребления
,
поча
-
совая
фиксация
учётных
показате
-
лей
,
измерение
показателей
каче
-
Концепция
создания систем
современного учёта
электроэнергии
в ОАО
«Холдинг МРСК»
Задачей коммерческого учёта на розничных рынках
электроэнергии является обеспечение формирования
достоверной и легитимной информации о фактиче-
ском производстве, потреблении электроэнергии и об
объёмах оказанных услуг по её передаче.
Геннадий БИНЬКО,
заместитель генерального директора
ОАО «Холдинг МРСК»
К
ак
инфраструктурная
организация
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»
заинтере
-
совано
в
создании
и
развитии
современных
систем
коммерческо
-
го
учёта
электроэнергии
(
КУЭ
).
Под
системой
коммерческого
учёта
на
розничном
рынке
понимается
сочетание
целей
,
задач
,
средств
их
решения
и
широта
охвата
в
территориальном
,
временном
и
информацион
-
ном
аспекте
[1].
Концепция
создания
систем
современного
учёта
в
ОАО
«
Хол
-
динг
МРСК
»
направлена
на
организацию
средств
КУЭ
на
границе
балансово
-
го
раздела
в
электроустановках
распределительных
сетевых
компаний
(
РСК
)
и
внедрение
интеллектуальных
приборов
учёта
электроэнергии
.
49
№ 3 (6), май-июнь, 2011
ства
электроэнергии
и
т
.
д
.).
Кро
-
ме
этого
в
стандарте
сформули
-
рованы
требования
к
переходу
на
единые
протоколы
переда
-
чи
информации
.
Основные
на
-
правления
стандарта
нашли
от
-
ражение
в
Методических
реко
-
мендациях
по
техническим
ха
-
рактеристикам
систем
и
прибо
-
ров
учёта
электрической
энер
-
гии
на
основе
технологий
интел
-
лектуального
учёта
[2].
ПРОГРАММЫ
ПЕРСПЕКТИВ
-
НОГО
РАЗВИТИЯ
СИСТЕМ
УЧЁТА
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
НА
РОЗНИЧНОМ
РЫНКЕ
С
целью
обеспечения
коор
-
динации
действий
дочерних
за
-
висимых
обществ
ОАО
«
Холдинг
МРСК
» (
далее
—
ДЗО
)
при
созда
-
нии
современных
систем
учёта
элек
-
троэнергии
решением
Правления
Холдинга
от
25.03.2010
г
.
утверж
-
дены
Стратегия
создания
/
модерни
-
зации
систем
учёта
электроэнергии
на
розничном
рынке
электроэнергии
в
сетях
ДЗО
и
методика
формирова
-
ния
Программ
перспективного
раз
-
вития
систем
учёта
электроэнергии
(
далее
—
Программ
),
определяющие
порядок
и
приоритетность
организа
-
ции
систем
учёта
в
сетях
ДЗО
.
Целями
Программ
являются
:
•
повышение
эффективности
(
в
том
числе
энергетической
)
дея
-
тельности
по
оказанию
услуг
по
передаче
электрической
энергии
путём
обеспечения
достоверно
-
го
,
своевременного
и
легитимно
-
го
учёта
электрической
энергии
(
мощности
),
передаваемой
по
распределительным
сетям
ДЗО
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»;
•
своевременное
и
надёжное
обе
-
спечение
всех
участников
рынка
электроэнергии
достоверной
ин
-
формацией
о
фактическом
дви
-
жении
товарной
продукции
(
элек
-
троэнергии
и
мощности
),
необ
-
ходимой
для
функционирования
рынков
электроэнергии
;
•
создание
благоприятных
условий
для
развития
конкуренции
между
энергосбытовыми
компаниями
и
технологической
основы
для
раз
-
вития
рынков
электроэнергии
;
•
снижение
коммерческих
потерь
и
идентификация
точных
мест
их
возникновения
.
Реализация
Программ
позволит
решить
следующие
основные
задачи
:
•
оснащение
средствами
учёта
электроэнергии
границ
балансо
-
вой
принадлежности
распредели
-
тельных
сетей
ДЗО
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»;
•
обеспечение
возможности
уп
-
равления
режимами
потребле
-
ния
и
контроля
основных
пока
-
зателей
качества
электрической
энергии
по
центрам
питания
и
по
границам
балансовой
принад
-
лежности
распределительных
се
-
тей
;
•
анализ
потребителями
собствен
-
ного
электропотребления
и
опти
-
мизации
затрат
;
•
сокращение
потерь
электроэнер
-
гии
в
распределительных
сетях
.
Решаемые
задачи
соответству
-
ют
законодательству
в
области
изме
-
рений
и
функционирования
рынков
электрической
энергии
,
а
также
Фе
-
деральному
Закону
от
23.11.2009
г
.
«
Об
энергосбережении
и
повышении
энергетической
эффективности
и
о
внесении
изменений
в
отдельные
за
-
конодательные
акты
Российской
Фе
-
дерации
»
№
261—
ФЗ
.
ОСНОВНЫЕ
ПАРАМЕТРЫ
РАЗРАБОТАННЫХ
ПРОГРАММ
По
состоянию
на
01.01.2011
г
.
в
зоне
ответственности
ДЗО
распо
-
ложены
22 233,7
тыс
.
точек
постав
-
ки
,
в
том
числе
20 890,4
тыс
.
точек
поставки
коммерческого
учёта
и
1 343,3
тыс
.
точек
технического
учё
-
та
.
Из
всего
объёма
точек
поставки
в
84%
учёт
электроэнергии
не
соот
-
ветствует
требованиям
современ
-
ного
учёта
либо
отсутствует
.
Наи
-
худшее
положение
у
потребителей
мелкомоторного
сектора
,
у
бытовых
абонентов
многоквартирных
домов
и
в
частном
секторе
.
Исходя
из
основных
положений
Программ
,
установлена
следующая
приоритетность
этапов
проведения
работ
:
•
модернизация
/
организация
средств
коммерческого
учёта
электроэнергии
,
в
т
.
ч
.
•
установка
средств
учёта
электро
-
энергии
на
безучётных
присоеди
-
нениях
;
•
замена
существующих
средств
учёта
,
не
соответствующих
тре
-
бованиям
нормативно
-
правовых
актов
(
НПА
);
•
установка
(
перенос
)
комплексов
учёта
электроэнергии
на
границе
балансовой
принадлежности
се
-
тей
;
•
модернизация
/
организация
тех
-
нического
учёта
электроэнергии
на
объектах
МРСК
;
•
автоматизация
процесса
сбора
и
обработки
учётных
данных
.
Параметрами
Программ
предпо
-
лагается
в
2011—2015
гг
.
модерни
-
зация
/
организация
учёта
более
чем
15,8
млн
точек
учёта
с
последую
-
щей
автоматизацией
снятия
показа
-
ний
,
планируемые
затраты
в
ценах
2010
года
составят
около
140
млрд
руб
. (
без
НДС
).
При
этом
по
состоя
-
нию
на
01.03.2011
г
.
обеспечено
источниками
финансирования
по
-
рядка
35%
необходимых
затрат
.
С
целью
учёта
требований
фе
-
дерального
законодательства
об
энергосбережении
(
учёта
риска
не
-
50
СЕТИ РОССИИ
исполнения
требований
потреби
-
телями
самостоятельно
)
в
2011—
2012
гг
.,
помимо
модернизации
/
организации
учёта
в
электроуста
-
новках
сетевой
организации
на
гра
-
ницах
балансовой
принадлежности
с
потребителями
,
планируется
мо
-
дернизация
коммерческого
учёта
на
границе
балансовой
принадлеж
-
ности
с
многоквартирными
жилыми
домами
в
объёме
300
тыс
.
шт
.,
у
по
-
требителей
—
физических
лиц
,
про
-
живающих
в
частных
и
многоквар
-
тирных
домах
,
в
объёме
15
млн
шт
.
Также
в
период
с
2013
по
2015
гг
.
будет
выполнен
перенос
точек
ком
-
мерческого
учёта
,
организованных
в
электроустановках
потребителей
—
юридических
лиц
со
значительным
электропотреблением
,
на
электро
-
установки
РСК
.
Центром
компетенций
по
ре
-
ализации
Программ
определён
Научно
-
исследовательский
инжини
-
риговый
центр
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»
(
ОАО
«
НИИЦ
МРСК
»),
функции
ко
-
торого
заключаются
в
разработке
научно
-
технической
политики
ком
-
пании
,
комплексном
инжинирин
-
говом
обеспечении
её
проектов
и
программ
.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
РАЗРАБОТАННЫХ
ПРОГРАММ
Внедрение
современных
систем
учёта
позволит
получить
эффект
для
многих
заинтересованных
сторон
:
•
государство
получит
возможность
контролировать
структуру
энерго
-
потребления
и
сокращение
энер
-
гоёмкости
;
•
генерирующие
станции
смогут
сни
-
зить
объёмы
ввода
новых
мощно
-
стей
с
учётом
сокращения
электро
-
потребления
потребителей
,
а
так
-
же
работать
с
большей
экономич
-
ностью
вследствие
сглаживания
пиков
графиков
нагрузки
;
•
сбытовые
компании
смогут
со
-
кратить
сроки
оборачиваемости
задолженности
и
уменьшить
коли
-
чество
обращений
потребителей
,
получат
возможность
реализации
дополнительных
функций
биллин
-
га
и
предложения
потребителям
дополнительных
тарифов
и
услуг
;
•
потребители
получат
возможность
улучшения
качества
электроэнер
-
гии
и
дополнительных
услуг
,
а
так
-
же
управления
объёмами
энерго
-
потребления
,
что
в
свою
очередь
позволит
им
эффективно
эконо
-
мить
семейный
бюджет
.
Основной
вклад
в
получаемый
эф
-
фект
для
сетевых
компаний
даёт
сни
-
жение
потерь
электроэнергии
и
со
-
ответствующий
рост
выручки
за
счёт
достоверного
формирования
объё
-
ма
оказанной
потребителям
услуги
.
При
реализации
Программ
в
за
-
планированном
объёме
(
без
учё
-
та
работ
,
не
обеспеченных
источни
-
ками
финансирования
)
в
базовых
условиях
2010
года
эффект
сниже
-
ния
потерь
электроэнергии
составит
4,5
млрд
кВт
•
ч
.
При
полном
выпол
-
нении
Программ
с
учётом
работ
,
на
которые
в
настоящее
время
не
опре
-
делён
источник
финансирования
,
эф
-
фект
снижения
потерь
электроэнер
-
гии
в
целом
по
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»
в
базовых
условиях
2010
г
.
достиг
-
нет
10,2
млрд
кВт
•
ч
.
Отдельно
стоит
отметить
состоя
-
ние
дел
в
области
учёта
электроэнер
-
гии
в
республиках
Северного
Кав
-
каза
.
Комплексная
программа
мер
по
снижению
сверхнормативных
потерь
электроэнергии
на
2010—
2012
гг
.
в
распределительных
сетях
на
территории
Чеченской
Республи
-
ки
,
Республики
Дагестан
и
Республики
Ингушетия
(
далее
—
Комплексная
про
-
грамма
)
предусматривает
комплекс
организационных
и
технических
ме
-
роприятий
по
организации
,
модерни
-
зации
и
автоматизации
учёта
электро
-
энергии
по
всем
точкам
коммерче
-
ского
учёта
,
а
также
по
ключевым
пи
-
тающим
центрам
,
на
которых
необ
-
ходим
технический
учёт
электроэнер
-
гии
.
Общее
количество
точек
учёта
,
охватываемых
настоящей
програм
-
мой
,
составляет
636
тыс
.
шт
.,
объём
финансирования
мероприятий
Про
-
граммы
оценивается
в
5
млрд
руб
.
Реализация
Комплексной
програм
-
мы
является
необходимым
услови
-
ем
устойчивого
функционирования
и
развития
электроэнергетики
в
Чечен
-
ской
Республике
,
Республике
Даге
-
стан
и
Республике
Ингушетия
.
ПИЛОТНЫЕ
ПРОЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
СИСТЕМ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
УЧЁТА
Апробация
технических
реше
-
ний
интеллектуального
учёта
элек
-
трической
энергии
,
проработка
ор
-
ганизационных
моментов
и
вари
-
антов
снятия
возможных
админи
-
стративных
барьеров
и
технологиче
-
ских
ограничений
,
сдерживающих
развитие
интеллектуальных
систем
учёта
,
разработка
типового
технико
-
51
№ 3 (6), май-июнь, 2011
экономического
решения
для
тиражи
-
рования
планируется
в
рамках
запу
-
щенного
пилотного
проекта
в
городе
Пермь
.
Для
этого
в
январе
-
феврале
2011
г
.
был
проведён
конкурс
на
вы
-
полнение
проектно
-
изыскательских
,
строительно
-
монтажных
и
пусконала
-
дочных
работ
по
созданию
комплекс
-
ной
системы
учёта
электроэнергии
на
основе
технологии
Smart Metering
для
нужд
ПО
«
Пермские
городские
элек
-
трические
сети
»
филиала
ОАО
«
МРСК
Урала
» — «
Пермэнерго
».
В
ходе
кон
-
курентных
переговоров
были
выбра
-
ны
пять
организаций
с
передовыми
техническими
решениями
для
уста
-
новки
систем
учёта
электрической
энергии
на
пяти
площадках
в
городе
Пермь
.
Реализация
проекта
позволит
уже
в
2012
г
.
протестировать
в
реаль
-
ных
условиях
пять
передовых
на
се
-
годняшний
день
технических
реше
-
ний
в
области
интеллектуального
учё
-
та
,
сформировать
нормативную
сто
-
имость
точки
учёта
,
определить
еди
-
ные
технические
решения
в
области
организации
интеллектуального
учёта
электрической
энергии
,
подготовить
предложения
в
законодательство
РФ
для
возможности
тиражирования
по
-
лученного
опыта
на
всей
территории
РФ
.
Дополнительно
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»
рассма
-
триваются
возможности
реализации
пилотных
про
-
ектов
в
других
субъектах
Российской
Федерации
.
Помимо
указанных
целей
,
по
результатам
пилотных
проектов
планируется
:
•
дать
фактическую
оценку
декларируемых
произво
-
дителями
возможностей
систем
учёта
;
•
определить
оптимальные
ре
-
шения
по
организации
интеллекту
-
ального
учёта
и
обеспечению
ин
-
формационного
обмена
;
•
сформулировать
системные
про
-
блемы
и
определить
возможности
их
урегулирования
;
•
разработать
методы
стимулиро
-
вания
энергоэффективного
по
-
требления
электроэнергии
конеч
-
ными
потребителями
.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ЗАДАЧИ
РАЗВИТИЯ
СИСТЕМ
КОММЕРЧЕСКОГО
УЧЁТА
В
рамках
развития
систем
ком
-
мерческого
учёта
на
розничном
рын
-
ке
ОАО
«
Хол
-
динг
МРСК
»
в
ближайшей
перспективе
планируется
:
•
п р и н я т и е
единой
техни
-
ческой
политики
в
области
учёта
.
Та
-
кое
решение
позволит
стандарти
-
зировать
требования
к
системам
учёта
электрической
энергии
на
основе
интеллектуальных
систем
,
применяемых
в
группе
компаний
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»,
и
обеспе
-
чить
возможности
дальнейшей
их
интеграции
в
единую
систему
;
•
участие
в
установленном
порядке
в
подготовке
документов
,
регла
-
ментирующих
технические
и
ор
-
ганизационные
требования
к
си
-
стемам
учёта
;
•
создание
условий
для
долгосроч
-
ных
взаимоотношений
(
долго
-
срочных
контрактов
)
с
произво
-
дителями
и
поставщиками
,
кото
-
рые
позволят
поставщикам
,
опи
-
раясь
на
заключённые
контрак
-
ты
,
под
востребованные
объё
-
мы
реализации
расширять
про
-
изводство
и
снижать
стоимость
оборудования
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Коммерческий
учёт
электроэнер
-
гии
на
оптовом
и
розничном
рын
-
ках
/
Л
.
В
.
Андреева
,
Л
.
К
.
Осика
,
В
.
В
.
Тубинис
под
общей
редакци
-
ей
Л
.
К
.
Осики
—
М
.:
АВОК
-
ПРЕСС
,
2010, 384
с
.
2.
Методические
рекомендации
по
техническим
характеристикам
систем
и
приборов
учёта
элек
-
трической
энергии
на
основе
тех
-
нологий
интеллектуального
учё
-
та
.
Утверждены
Приказом
Ми
-
нэнерго
Российской
Федерации
22.03.2011,
№
86, 32
с
.
Оригинал статьи: Концепция создания систем современного учёта электроэнергии в ОАО «Холдинг МРСК»
Задачей коммерческого учёта на розничных рынках электроэнергии является обеспечение формирования достоверной и легитимной информации о фактическом производстве, потреблении электроэнергии и об объёмах оказанных услуг по её передаче.