110
СЕТИ
РОССИИ
КАДРЫ
110
м
е
н
е
д
ж
м
е
н
т
менеджмент
ВВЕДЕНИЕ
В
Федеральном
государствен
-
ном
автономном
образовательном
учреждении
дополнительного
про
-
фессионального
образования
«
Пе
-
тербургский
энергетический
институт
повышения
квалификации
» (
ПЭИПК
)
разработан
Проект
концепции
совер
-
шенствования
системы
отраслевого
дополнительного
профессионально
-
го
образования
Минэнерго
России
[1]
(
далее
—
Концепция
).
Целью
Концепции
является
со
-
вершенствование
кадрового
обе
-
спечения
топливно
-
энергетического
комплекса
(
ТЭК
)
для
реализации
тре
-
бований
к
надёжности
,
безопасности
и
эффективности
,
являющихся
фун
-
даментальными
свойствами
предпри
-
ятий
энергетики
.
Непонимание
важ
-
ности
этого
приводит
к
ошибочным
решениям
не
только
в
производстве
,
но
и
в
подготовке
кадров
.
В
основе
эффективной
непрерывной
подготов
-
ки
кадров
лежит
профессионализм
профессорско
-
преподавательского
состава
(
ППС
),
который
заключается
в
глубоком
представлении
о
том
,
как
фундаментальные
свойства
реализу
-
ются
через
технологические
механиз
-
мы
управления
в
ТЭК
,
т
.
е
.
условием
успеха
преобразований
в
ДПО
,
неза
-
висимо
от
того
,
каким
путём
они
будут
идти
,
является
профессионализм
об
-
разовательной
среды
,
который
дол
-
жен
соответствовать
инновационно
-
му
развитию
отрасли
.
В
соответствии
с
задачами
иннова
-
ционного
развития
ТЭК
,
изложенными
в
Проекте
Энергетической
стратегии
России
на
период
до
2035
года
(
ЭС
-
2035) [2],
в
отрасли
пройдут
преоб
-
разования
,
которые
позволят
уйти
от
сырьевого
характера
экономики
,
что
возможно
только
при
создании
иннова
-
ционной
среды
в
ДПО
,
интегрирован
-
ной
в
международную
,
государствен
-
ную
и
отраслевую
инновационную
среду
.
Поэтому
Концепция
,
являясь
комплексным
документом
,
должна
по
-
стоянно
дополняться
по
мере
измене
-
ния
внешних
и
внутренних
условий
с
целью
обеспечения
фундаменталь
-
ных
свойств
энергетики
.
Концепция
совершенствования
системы отраслевого
дополнительного
профессионального
образования
Минэнерго России
Александр НАЗАРЫЧЕВ,
ректор ФГАОУ ДПО «ПЭИПК»
Министерства энергетики РФ, профессор, д.т.н.
111
№
2 (29),
март
–
апрель
, 2015
111
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ
ОТРАСЛЕВОГО
ДПО
МИНЭНЕРГО
РОССИИ
Инновационное
развитие
ТЭК
невозможно
без
качественного
кадрового
обеспечения
отрасли
.
На
-
дёжная
и
безопасная
энергетика
является
важней
-
шей
составляющей
эффективного
функционирова
-
ния
экономики
государства
.
Поэтому
обеспечение
ТЭК
специалистами
,
обладающими
необходимыми
профессиональными
компетенциями
,
требует
повы
-
шенного
внимания
к
вопросам
ДПО
.
Целью
происходящих
в
образовании
России
преобразований
является
повышение
его
прести
-
жа
,
качества
,
конвертируемости
и
эффективности
.
В
то
же
время
имеет
место
нарастание
проблем
в
об
-
разовании
,
постепенно
сказываются
общие
тенден
-
ции
к
ухудшению
качества
подготовки
специалистов
из
-
за
снижения
эффективности
СПО
и
ВПО
.
Всё
это
в
условиях
перехода
к
многоуровневой
системе
об
-
разования
указывает
на
необходимость
повышения
внимания
к
кадровому
обеспечению
ТЭК
.
Серьёзные
проблемы
при
этом
возникают
из
-
за
отсутствия
совре
-
менной
нормативно
-
правовой
базы
отраслевого
ДПО
.
Очевидно
,
чтобы
создать
инновационную
энергетиче
-
скую
отрасль
,
необходимо
построить
инновационную
систему
непрерывного
отраслевого
образования
.
Действующие
сетевые
и
генерирующие
компа
-
нии
,
системный
оператор
формируют
собственные
корпоративные
учебные
центры
,
интересы
которых
часто
не
совпадают
с
интересами
других
субъек
-
тов
рынка
образовательных
услуг
.
Это
создаёт
си
-
стемную
проблему
и
усложняет
задачу
обеспече
-
ния
кадровыми
ресурсами
ТЭК
.
С
другой
стороны
,
рынок
услуг
ДПО
требует
существенных
изменений
в
структуре
и
содержании
образовательных
про
-
грамм
,
взаимодействия
как
внутри
отрасли
,
так
и
с
другими
образовательными
организациями
.
Анализ
накопленного
в
ДПО
опыта
показывает
,
что
рост
в
последнее
время
недобросовестной
конкуренции
в
ДПО
ведёт
к
снижению
качества
предоставления
об
-
разовательных
услуг
,
что
непосредственно
влияет
на
надёжность
функционирования
энергетики
.
Поэтому
коммерциализация
сферы
образовательных
услуг
в
отраслях
ТЭК
,
если
она
не
будет
дополнена
чёткой
системой
нормативно
-
правового
регулирования
,
мо
-
жет
нанести
энергетике
значительный
ущерб
из
-
за
снижения
общего
уровня
кадрового
обеспечения
.
А
это
приведёт
к
ослаблению
технологической
дис
-
циплины
,
снижению
качества
ремонтов
,
ухудшению
состояния
оборудования
,
повышению
аварийности
и
нарушению
бесперебойности
электроснабжения
по
-
требителей
.
Подобные
негативные
проявления
уже
имели
место
в
последнее
время
.
Таким
образом
,
необходимо
совершенствовать
ДПО
в
ТЭК
с
учётом
реальной
потребности
в
ка
-
драх
на
ближайшие
годы
и
на
перспективу
до
2035
г
.
Для
реализации
Концепции
предлагается
создать
Открытый
энергетический
университет
(
ОЭУ
)
ДПО
Минэнерго
России
,
который
будет
выполнять
роль
Федерального
Центра
ДПО
,
повышать
эффектив
-
ность
системы
ДПО
и
продвигать
инновационные
направления
развития
ТЭК
.
ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ
И
ИСХОДНЫЕ
ПРИНЦИПЫ
ФОРМИРОВАНИЯ
ОТРАСЛЕВОГО
ДПО
Система
ДПО
в
электроэнергетике
прошла
слож
-
ный
путь
[1].
В
1934
г
.
на
базе
курсов
был
создан
ПЭИПК
.
Далее
попытка
объединить
учебные
заве
-
дения
отрасли
под
единым
началом
в
ВИПКэнерго
закончилась
неудачей
.
В
таком
виде
система
ДПО
могла
работать
только
благодаря
бюджетному
фи
-
нансированию
и
государственному
заказу
.
С
нача
-
лом
рыночных
реформ
в
экономике
России
центра
-
лизованная
система
ДПО
распалась
.
Сегодня
услуги
ДПО
широко
представлены
на
рынке
,
что
создаёт
дополнительную
конкурентную
нагрузку
.
Государ
-
ственный
заказ
в
ТЭК
не
планируется
и
не
финанси
-
руется
из
бюджета
,
кроме
отдельных
малых
заказов
.
Дальнейшее
развитие
ДПО
в
условиях
конкуренции
требует
повышения
качества
и
опережающего
вне
-
дрения
передовых
образовательных
технологий
.
В
истории
развития
системы
ДПО
можно
выделить
следующие
этапы
.
•
Довоенный
этап
развития
(1918—1941
гг
.).
•
Этап
возобновления
работы
и
создания
матери
-
альной
базы
(1952—1986
гг
.).
•
Этап
выживания
(1987—1998
гг
.).
•
Этап
развития
на
основе
самофинансирования
(1999—2007
гг
.).
•
Этап
возникновения
кризиса
и
выхода
из
него
(2008—2012
гг
.).
•
Современный
этап
—
новый
кризис
(2014—2015
гг
.).
Каждый
из
этапов
имеет
свои
характерные
черты
и
особенности
[1].
Состояние
и
исходные
принципы
формирования
Концепции
определяются
следую
-
щими
позициями
.
1.
Современное
технологическое
развитие
энер
-
гетики
,
её
роль
в
государственном
устройстве
опре
-
деляет
следующие
ключевые
моменты
:
•
энергетика
является
государствообразующей
отраслью
;
•
предприятия
ТЭК
являются
опасными
производ
-
ствами
,
аварии
на
которых
приводят
к
тяжёлым
последствиям
,
наносящим
удар
по
национальной
экономике
,
благополучию
людей
,
и
сопровожда
-
ются
жертвами
;
•
в
ЭС
-2035 [2]
определяется
новая
роль
ТЭК
в
экономике
страны
как
«
стимулирующей
инфра
-
структуры
»,
обеспечивающей
создание
условий
для
развития
российской
экономики
,
включая
её
диверсификацию
и
рост
технологического
уровня
.
2.
Успешность
производственного
процесса
на
предприятиях
энергетики
во
многом
определяется
подсистемой
управления
персоналом
,
неотъемле
-
мой
частью
которой
является
отраслевое
ДПО
.
Си
-
стема
отраслевого
ДПО
должна
формировать
свои
учебно
-
методические
комплексы
,
опираясь
на
госу
-
дарственные
профессиональные
стандарты
и
тре
-
бования
.
3.
Энергетика
является
сложным
наукоёмким
производством
,
безопасное
и
эффективное
функ
-
ционирование
которого
невозможно
без
инноваци
-
онных
технологий
,
а
следовательно
,
отраслевое
ДПО
должно
быть
укомплектовано
руководителями
112
КАДРЫ
и
ППС
с
квалификацией
,
обеспечивающей
полное
понимание
взаимосвязи
между
фундаментальными
свойствами
энергетики
и
их
реализацией
через
со
-
временные
технологии
.
4.
Система
ДПО
является
элементом
непрерыв
-
ного
управления
персоналом
ТЭК
,
в
котором
под
-
готовка
специалистов
играет
ключевую
роль
,
явля
-
ется
неотъемлемой
частью
отрасли
и
находится
на
острие
инновационного
развития
.
5.
Качество
учебного
процесса
в
системе
ДПО
должно
быть
высоким
и
учитывать
особенности
уровня
подготовки
персонала
.
Индивидуальный
под
-
ход
.
Знания
на
перспективу
.
Использование
передо
-
вых
мировых
практик
.
6.
Система
ДПО
должна
обеспечивать
высокую
мотивацию
ППС
,
позволяющую
привлекать
самых
квалифицированных
российских
и
иностранных
спе
-
циалистов
,
постоянно
увеличивать
приток
новейших
знаний
через
сотрудничество
с
ведущими
научными
и
образовательными
учреждениями
,
производите
-
лями
оборудования
и
технологий
.
7.
Внедрение
в
ДПО
хозрасчёта
,
как
наиболее
приемлемой
формы
финансово
-
хозяйственной
дея
-
тельности
(
ФХД
),
обеспечивающего
заинтересован
-
ность
каждого
работника
и
всего
коллектива
в
ре
-
зультатах
труда
.
8.
Реализация
возможности
трудового
коллекти
-
ва
зарабатывать
на
эффективном
использовании
находящейся
в
оперативном
управлении
государ
-
ственной
собственности
,
развивать
и
преумножать
её
,
свободно
и
оперативно
ею
распоряжаться
.
Кри
-
терий
эффективности
—
использование
собственно
-
сти
по
назначению
,
с
высокой
отдачей
и
получением
средств
на
развитие
ДПО
.
9.
Создание
ОЭУ
,
регулирующего
отношения
ДПО
в
рамках
законодательства
,
решения
которого
признаются
Минэнерго
России
и
в
котором
оно
име
-
ет
постоянных
представителей
.
10.
Для
повышения
эффективности
ФХД
с
учётом
особенностей
системы
ДПО
,
отсутствия
бюджетного
финансирования
обеспечивать
снижение
накладных
расходов
,
неоправданных
затрат
на
работу
учреж
-
дений
.
11.
Развитие
учебной
базы
ДПО
и
методических
разработок
должно
быть
выше
,
чем
в
академических
вузах
.
Образовательные
учреждения
ДПО
отрасли
должны
обладать
высокой
мобильностью
в
части
отслеживания
инновационных
технологий
и
быстро
-
го
их
внедрения
в
учебный
процесс
.
Система
ДПО
должна
сама
быть
генератором
идей
в
области
ин
-
новаций
.
12.
Научная
деятельность
в
системе
ДПО
долж
-
на
быть
реально
поддержана
и
интегрирована
в
процессы
исследований
в
отрасли
.
Нужен
регуля
-
тор
использования
лабораторных
баз
,
технических
средств
и
тренажёров
других
предприятий
ТЭК
.
13.
Развитие
невозможно
без
решения
вопросов
содержания
,
ремонта
и
строительства
новых
соору
-
жений
.
Должна
быть
выработана
система
на
приоб
-
ретение
прав
на
такое
имущество
.
Установка
на
то
,
что
всё
имущество
учреждения
ДПО
является
госу
-
дарственной
собственностью
,
не
верна
.
Нужно
от
-
регулировать
вопросы
взаимодействия
в
вопросах
собственности
Минэнерго
и
организаций
ДПО
.
14.
Воспроизводство
ППС
.
Наличие
аспирантур
по
основным
специальностям
отрасли
.
Решение
во
-
проса
открытия
диссертационных
советов
.
15.
Наличие
отработанного
взаимодействия
с
системой
ВПО
и
СПО
.
С
учётом
перехода
на
двух
-
уровневую
систему
ВПО
в
России
возможность
до
-
подготовки
специалистов
через
ДПО
.
16.
Преобразования
в
ДПО
должны
быть
направ
-
лены
на
повышение
статуса
образовательных
уч
-
реждений
,
что
является
признаком
его
развития
.
ЦЕЛИ
И
ЗАДАЧИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ
ДПО
Цель
совершенствования
системы
ДПО
Целью
совершенствования
системы
ДПО
явля
-
ется
решение
общих
текущих
проблем
отраслевых
образовательных
организаций
,
стратегическое
пла
-
нирование
развития
человеческого
капитала
в
ТЭК
,
повышение
качества
,
эффективности
и
результатив
-
ности
системы
ДПО
в
энергетической
отрасли
.
Основной
целью
Концепции
является
реализа
-
ция
инновационной
системы
профессиональной
подготовки
специалистов
ТЭК
на
основе
внедрения
современных
образовательных
технологий
,
исполь
-
зования
научных
разработок
,
развития
связей
с
ве
-
дущими
научными
организациями
,
промышленными
компаниями
в
России
и
за
рубежом
.
Эта
цель
опре
-
деляется
потребностями
общества
и
отраслей
ТЭК
.
К
ним
можно
отнести
стремление
общества
увели
-
чить
число
рабочих
мест
,
повысить
конкурентность
среды
и
т
.
д
.
Однако
развитие
учреждений
ДПО
,
на
-
правленное
на
реализацию
только
внешних
целей
,
невозможно
.
Всегда
присутствуют
такие
цели
,
как
рост
заработной
платы
,
социальные
гарантии
ППС
,
сохранение
здоровья
,
удовлетворение
творческих
наклонностей
и
т
.
д
.
Развитие
системы
ДПО
должно
представлять
собой
баланс
действий
,
направлен
-
ных
на
достижение
внешних
и
внутренних
целей
.
Важнейшим
аспектом
развития
ДПО
является
со
-
вершенствование
системы
управления
качеством
,
которая
является
ключом
к
конкурентоспособности
.
Цели
и
задачи
Концепции
подчинены
главной
цели
экономического
развития
государства
—
созданию
инновационной
экономики
,
а
также
связаны
с
ре
-
шением
задач
,
отнесённых
к
сфере
деятельности
Минэнерго
России
.
Перспективы
развития
энергетики
страны
опре
-
делены
проектом
ЭС
-2035 [2].
Как
отмечено
в
разде
-
ле
«
Социальная
политика
и
развитие
человеческого
потенциала
в
ТЭК
»,
необходимо
осуществить
ком
-
плекс
мер
по
сохранению
и
развитию
человеческого
капитала
,
что
является
важнейшим
направлением
государственной
политики
в
ТЭК
.
Для
успешной
ре
-
ализации
ЭС
-2035
учреждения
ДПО
должны
обеспе
-
чить
обучение
персонала
в
объёмах
,
соответству
-
ющих
потребности
в
кадрах
,
и
стать
проводником
политики
Минэнерго
по
кадровому
обеспечению
от
-
расли
.
С
учётом
изложенного
,
построение
системы
ДПО
должно
обеспечить
гибкую
структурно
-
функци
-
ональную
архитектуру
через
:
113
№
2 (29),
март
–
апрель
, 2015
•
представление
развития
системы
ДПО
как
муль
-
типараметрического
процесса
в
виде
большого
числа
переменных
,
управляемых
адекватно
меняющимся
требованиям
общества
,
и
как
спо
-
собности
опережающего
реагирования
на
инно
-
вационные
изменения
в
ТЭК
;
•
наличие
в
системе
ДПО
преобладающих
дей
-
ствий
,
направленных
на
преодоление
недобро
-
совестной
внешней
конкуренции
и
на
поддержку
внутреннего
сотрудничества
,
без
ущерба
для
решения
задачи
развития
внутренней
конкурен
-
ции
;
•
обоснование
показателей
,
объективно
отражаю
-
щих
эффективность
работы
учреждений
ДПО
и
позволяющих
планировать
приоритеты
их
раз
-
вития
;
•
готовность
системы
ДПО
менять
своё
структурно
-
функциональное
построение
с
целью
обеспече
-
ния
максимальной
эффективности
.
Основные
элементы
концепции
совершен
-
ствования
ДПО
Основными
элементами
совершенствования
от
-
раслевого
ДПО
являются
:
•
соответствие
системы
ДПО
перспективам
разви
-
тия
отечественной
энергетики
;
•
обучение
по
актуальным
направлениям
специ
-
алистов
всех
уровней
в
нужном
количестве
для
обеспечения
бесперебойного
функционирования
предприятий
ТЭК
;
•
повышение
качества
образовательного
процес
-
са
,
соответствие
его
требованиям
мировых
и
отечественных
стандартов
,
повышение
престижа
российского
ДПО
в
мире
;
•
рост
мобильности
и
наукоёмкости
ДПО
,
внедре
-
ние
передовых
форм
и
методов
,
использование
лучших
практик
,
развитие
научной
и
внедренче
-
ской
деятельности
на
основе
передовой
матери
-
ально
-
технической
и
учебной
базы
;
•
совершенствование
ФХД
на
основе
хозрасчёта
.
Повышение
конкурентоспособности
на
рынке
образовательных
услуг
,
автономности
,
само
-
стоятельности
и
гибкости
учреждений
ДПО
,
рост
мотивации
труда
и
социальной
защищённости
работников
,
воспроизводство
ППС
.
ЭТАПЫ
РАБОТЫ
ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ
ДПО
1.
Создать
орган
для
выработки
предложений
по
совершенствованию
системы
ДПО
и
професси
-
ональному
обсуждению
задач
на
основе
ОЭУ
ДПО
Минэнерго
России
с
учётом
требований
изменяюще
-
гося
федерального
законодательства
об
образова
-
нии
.
2.
Создать
систему
мониторинга
потребности
предприятий
ТЭК
в
специалистах
всех
уровней
,
пла
-
нировать
подготовку
и
объёмы
обучения
в
учрежде
-
ниях
ДПО
.
3.
Государственный
заказ
планировать
в
начале
(
конце
предыдущего
)
года
и
размещать
на
конкурс
-
ной
основе
не
позднее
сентября
.
4.
Совершенствовать
ФХД
и
повышать
матери
-
альное
стимулирование
работников
.
5.
Создать
в
рамках
ОЭУ
ДПО
учебно
-
методи
-
ческое
объединение
(
УМО
)
системы
отраслевого
ДПО
.
Сделать
его
площадкой
для
обмена
опытом
.
Разработать
и
принять
государственные
стандарты
ДПО
.
6.
Создание
системы
воспроизводства
кадров
для
ДПО
через
аспирантуру
по
актуальным
для
пер
-
спектив
инновационного
развития
отрасли
специ
-
альностям
.
Развивать
моральное
стимулирование
и
социальную
защищённости
работников
системы
ДПО
.
7.
Развитие
сетевого
взаимодействия
и
повыше
-
ния
эффективности
использования
государственной
собственности
.
Развитие
модульного
,
дистанцион
-
ного
и
дуального
ДПО
.
8.
Разработать
программы
для
международной
деятельности
по
ДПО
.
Участие
в
ВТО
требует
новых
подходов
и
активной
позиции
на
рынке
образова
-
тельных
услуг
.
9.
Необходимо
сформировать
новый
,
привле
-
кательный
облик
ДПО
,
способный
заинтересовать
специалистов
и
руководителей
предприятий
ТЭК
.
Обучение
в
учреждениях
ДПО
Минэнерго
России
должно
быть
престижно
.
Это
может
быть
достигну
-
то
путём
признания
соответствия
отраслевого
ДПО
международным
и
российским
стандартам
.
10.
Разработать
схему
взаимодействия
с
ведущи
-
ми
российскими
и
зарубежными
вузами
для
совмест
-
ного
обучения
и
взаимного
признания
документов
о
прохождении
ДПО
.
11.
Развитие
материальной
базы
(
условий
прожи
-
вания
и
обучения
слушателей
),
которая
должна
со
-
ответствовать
высоким
требованиям
времени
.
12.
Информационное
обеспечение
процесса
обучения
и
его
интенсивность
должны
быть
мак
-
симально
концентрированы
,
индивидуальны
и
ре
-
зультативны
.
13.
Получение
обратной
связи
от
предприятий
ТЭК
для
проработки
перспективных
направлений
обучения
и
внесения
изменений
в
действующий
об
-
разовательный
процесс
.
14.
Проведение
постоянной
пропаганды
среди
населения
через
возможности
ДПО
вопросов
энер
-
госбережения
.
Проведение
мероприятий
по
профес
-
сиональной
ориентации
молодёжи
для
привлечения
кадров
в
отрасль
.
Повышение
престижа
профессии
энергетика
.
15.
Оценка
стоимости
реформирования
системы
ДПО
,
определение
источника
финансирования
и
сроков
каждого
этапа
.
В
основе
должен
быть
деталь
-
ный
расчёт
и
анализ
ситуации
,
который
позволил
бы
при
его
реализации
не
допустить
ухудшения
и
не
об
-
рушить
организацию
ДПО
,
а
также
не
нарушить
пра
-
ва
работников
.
16.
Вопрос
,
который
необходимо
учитывать
на
всех
этапах
развития
ДПО
,
это
потребность
рынка
труда
.
Переориентация
экономики
с
сырьевого
сек
-
тора
на
развитие
новых
технологий
внесёт
измене
-
ния
во
все
стадии
процесса
совершенствования
си
-
стемы
ДПО
.
114
КАДРЫ
17.
Научная
составляющая
работы
учреждений
ДПО
невозможна
без
широкой
интеграции
с
зару
-
бежными
и
отечественными
партнёрами
.
Сама
си
-
стема
отраслевого
ДПО
не
обладает
достаточной
научной
,
производственной
,
лабораторной
базой
,
системой
защиты
интеллектуальной
собствен
-
ности
.
Необходима
проработка
таких
взаимодей
-
ствий
.
Эта
задача
может
быть
реализована
в
рамках
ОЭУ
ДПО
.
18.
Развитию
автономных
учреждений
ДПО
се
-
годня
препятствуют
постоянно
меняющиеся
имуще
-
ственные
отношения
.
Всё
имущество
учреждений
ДПО
должно
быть
разных
форм
собственности
:
го
-
сударственной
,
частной
или
коллективной
.
Ограни
-
чения
в
этом
вопросе
тормозят
стремление
учреж
-
дений
ДПО
по
развитию
самофинансирования
.
19.
Знания
,
полученные
в
системе
ДПО
Минэнер
-
го
России
,
должны
стать
«
социальным
лифтом
»
для
тех
,
кто
сумел
их
освоить
.
Выделим
в
Концепции
два
этапа
:
первоочеред
-
ные
и
стратегические
задачи
.
Первоочередные
задачи
и
мероприятия
С
привлечением
всех
заинтересованных
сторон
для
разработки
плана
и
программы
совершенство
-
вания
системы
ДПО
создать
ОЭУ
ДПО
Минэнерго
России
.
Провести
мероприятия
по
правовой
и
материаль
-
ной
защите
учреждений
ДПО
от
кризисных
процес
-
сов
.
В
качестве
первоочередного
шага
разработать
и
утвердить
в
установленном
порядке
стандарты
и
требования
для
системы
отраслевого
ДПО
.
В
рамках
функционирования
ОЭУ
ДПО
создать
рабочую
группу
для
проведения
анализа
возможно
-
стей
учреждений
ДПО
Минэнерго
России
.
Провести
анализ
материально
-
технических
и
учебно
-
методических
возможностей
учреждений
ДПО
в
свете
потребностей
в
кадровом
обеспечении
ТЭК
.
Разработать
«
дорожную
карту
»
совершенствова
-
ния
системы
ДПО
на
основе
возможностей
учрежде
-
ний
ДПО
и
потребностей
в
кадровом
обеспечении
ТЭК
.
Провести
анализ
,
определить
структуру
и
тип
ор
-
ганизаций
ДПО
при
сохранении
юридического
лица
,
без
снижения
их
статуса
,
опираясь
на
материально
-
техническое
,
учебно
-
методическое
и
кадровое
со
-
стояние
,
региональные
и
отраслевые
возможности
.
Разработать
систему
хозрасчётных
отношений
между
элементами
ДПО
в
рамках
ОЭУ
ДПО
для
обе
-
спечения
устойчивости
ведения
ФХД
.
Определить
источники
финансирования
для
реа
-
лизации
планов
и
программ
по
совершенствованию
системы
ДПО
Минэнерго
России
.
Стратегические
задачи
и
мероприятия
В
состав
стратегических
задач
,
определяющих
перспективные
направления
развития
ДПО
Мин
-
энерго
России
,
целесообразно
включить
следующие
мероприятия
:
•
внесение
изменений
в
законодательство
РФ
и
нормативные
акты
,
которые
утвердили
бы
функции
Минэнерго
по
развитию
человеческого
капитала
ТЭК
;
•
наращивание
материально
-
технической
базы
организаций
ДПО
,
в
том
числе
строительство
новых
научно
-
учебных
зданий
,
как
за
счёт
бюд
-
жетных
средств
,
так
и
на
основе
частно
-
государ
-
ственного
партнёрства
;
•
расширение
международных
связей
,
создание
отраслевой
инновационной
системы
,
повышение
международного
авторитета
ДПО
России
;
•
развивать
систему
воспроизводства
кадров
ДПО
,
опираясь
на
законодательство
об
образовании
,
взаимодействие
с
учреждениями
ВПО
России
и
других
стран
;
•
разработка
и
внедрение
в
практику
ДПО
бес
-
препятственного
использования
высокотехноло
-
гичного
и
дорогостоящего
оборудования
,
в
том
числе
на
федеральных
объектах
недвижимости
,
с
целью
дальнейшего
совершенствования
возмож
-
ностей
внедрения
инновационных
технологий
в
энергетике
;
•
обоснование
и
утверждение
в
нормативно
-
право
-
вых
актах
приоритетных
возможностей
повыше
-
ния
авторитета
науки
и
образования
России
и
наращивание
возможностей
ДПО
для
получения
зарубежных
заказов
.
Популяризация
профессий
энергетической
отрасли
через
ОЭУ
ДПО
Мин
-
энерго
России
;
•
совершенствование
в
ДПО
Минэнерго
России
системы
менеджмента
качеств
как
важнейшего
рычага
для
повышения
эффективности
.
Стратегические
задачи
могут
быть
уточнены
по
результатам
выполнения
первоочередных
задач
.
Ожидаемый
результат
от
внедрения
Концепции
Реализация
Концепции
[1]
позволит
осуществить
формирование
отраслевого
ДПО
как
единого
процес
-
са
,
включающего
учебную
и
научно
-
исследователь
-
скую
деятельность
,
использование
инновационных
технологий
,
подбор
и
формирование
квалифициро
-
ванного
ППС
,
постоянное
развитие
учреждений
ДПО
в
соответствии
со
следующими
требованиями
систе
-
мы
управления
качеством
:
•
осуществление
учебного
процесса
на
основе
инновационных
образовательных
технологий
,
обеспечивающих
улучшение
адаптации
слушате
-
лей
на
предприятиях
ТЭК
;
•
создание
системы
ДПО
,
формирующей
не
только
профессиональный
уровень
,
но
и
нравственные
качества
,
высокую
культуру
,
гражданскую
ответ
-
ственность
,
что
является
основой
для
успешного
конкурирования
работников
ТЭК
на
рынке
труда
;
•
разработка
и
привлечение
в
учебный
процесс
новых
технологий
,
создание
работниками
ДПО
интеллектуальной
собственности
в
процессе
образовательной
деятельности
,
укрепление
учеб
-
но
-
методической
и
научно
-
методической
базы
;
•
функционирование
ДПО
как
инновационного
учебно
-
научного
комплекса
со
структурной
и
функ
-
циональной
адаптацией
,
опирающейся
на
веду
-
щие
предприятия
—
носители
инновационных
115
№
2 (29),
март
–
апрель
, 2015
технологий
.
Создание
единого
информационного
поля
с
зарубежными
и
отечественными
учебными
и
научными
учреждениями
ДПО
;
•
функционирование
системы
подготовки
совмест
-
ных
с
энергетическими
предприятиями
научных
и
образовательных
проектов
и
анализа
рынка
труда
;
•
наличие
и
постоянное
совершенствование
меха
-
низма
планирования
инновационной
деятельно
-
сти
и
управления
качеством
;
•
образовательная
деятельность
системы
ДПО
Минэнерго
России
,
опирающаяся
на
систему
управления
качеством
,
на
основе
вовлечения
всех
форм
функционирования
,
внешних
и
вну
-
тренних
связей
,
с
учётом
того
,
что
оплата
труда
и
социальная
поддержка
каждого
работника
определяется
его
квалификацией
и
качеством
результата
работы
.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ
ДПО
В
РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ
ЭС
-2035
Достижение
целей
и
задач
,
изложенных
в
Проек
-
те
ЭС
-2035 [2]
по
инновационному
развитию
энерге
-
тики
,
потребует
решения
задач
подготовки
персона
-
ла
на
основе
непрерывного
образования
,
внедрения
современных
технологий
управления
человечески
-
ми
ресурсами
в
ТЭК
.
Поэтому
в
структуру
ЭС
-2035
в
раздел
«
Государственная
энергетическая
политика
»
добавлен
подраздел
«
Социальная
политика
и
раз
-
витие
человеческого
капитала
в
энергетике
».
Обеспечить
ТЭК
России
кадровыми
ресурсами
,
обладающими
необходимыми
компетенциями
для
инновационного
развития
энергетики
,
невозмож
-
но
без
системы
ДПО
.
Поэтому
совершенствование
системы
ДПО
является
частью
стратегии
государ
-
ственной
политики
в
ТЭК
на
основе
непрерывной
подготовки
персонала
,
а
в
более
широком
плане
—
участия
ТЭК
в
развитии
человеческого
капитала
все
-
го
населения
страны
за
счёт
эффективного
доступа
к
энергетическим
услугам
и
роста
энерговооружён
-
ности
труда
.
Управление
человеческим
капиталом
требует
развития
инновационного
менеджмента
при
непрерывной
подготовке
персонала
ТЭК
через
си
-
стему
ДПО
.
Основными
вызовами
в
этой
сфере
применитель
-
но
к
ДПО
являются
:
•
снижение
общего
уровня
миграционной
активно
-
сти
трудовых
ресурсов
;
•
возросшая
потребность
подготовки
персонала
в
регионах
присутствия
энергетических
компаний
и
медленное
воспроизводство
кадрового
потенци
-
ала
в
ТЭК
;
•
несоответствие
требований
работодателей
к
компетенциям
выпускников
государственных
образовательных
организаций
ВПО
и
СПО
по
направлениям
ТЭК
;
•
общее
снижение
уровня
человеческого
потенциа
-
ла
и
рост
крупных
аварий
в
ТЭК
.
В
ходе
подготовки
Проекта
ЭС
-2035
был
наме
-
чен
комплекс
мер
по
непрерывной
профессиональ
-
ной
подготовке
работников
ТЭК
,
повышению
уровня
накопленного
человеческого
капитала
.
Совершен
-
ствование
системы
отраслевого
ДПО
на
основе
не
-
прерывного
развития
человеческого
капитала
ТЭК
может
служить
основой
для
принятия
решений
на
государственном
уровне
и
уровне
энергетических
компаний
по
разработке
и
реализации
целевых
про
-
грамм
в
сфере
кадрового
обеспечения
отраслей
ТЭК
.
Для
нормативно
-
правового
закрепления
со
стороны
Минэнерго
функций
по
непрерывному
раз
-
витию
кадрового
потенциала
ТЭК
на
базе
подведом
-
ственных
организаций
ДПО
целесообразно
создать
ОЭУ
ДПО
,
который
позволит
скоординировать
стра
-
тегически
задачу
в
области
государственной
полити
-
ки
развития
человеческого
капитала
в
ТЭК
.
Для
продвижения
инноваций
в
ТЭК
на
основе
раз
-
вития
технологических
платформ
необходимо
через
систему
отраслевого
ДПО
осуществлять
трансфер
передовых
знаний
.
Для
устранения
в
ТЭК
сложивше
-
гося
дисбаланса
в
кадрах
необходимых
квалифика
-
ций
следует
реализовать
следующие
мероприятия
в
области
ДПО
:
•
принять
федеральную
целевую
программу
непре
-
рывного
развития
инженерно
-
технических
кадров
через
систему
отраслевого
ДПО
;
•
создать
систему
сетевого
взаимодействия
отрас
-
левых
организаций
ДПО
;
•
заключить
соглашение
о
сотрудничестве
между
отраслевыми
образовательными
организациями
ДПО
и
объединениями
работодателей
;
•
развивать
управленческую
автономию
отрасле
-
вых
организаций
ДПО
;
•
создавать
систему
непрерывной
опережающей
подготовки
кадров
для
ТЭК
;
•
совершенствовать
действующий
в
образователь
-
ных
организациях
ДПО
дуальный
(
практикоори
-
ентированный
)
подход
к
системе
обучения
;
•
сформировать
государственный
заказ
в
сфере
ДПО
с
учётом
реальных
потребностей
отраслей
ТЭК
на
основе
использования
ГИС
ТЭК
;
•
создать
систему
оценки
эффективности
работы
организаций
ДПО
Минэнерго
.
Реализация
указанных
мероприятий
позволит
:
•
оценить
уровень
развития
человеческого
капита
-
ла
ТЭК
,
сформировать
стратегические
ориентиры
ДПО
при
непрерывной
подготовке
кадров
и
опре
-
делить
формы
взаимодействия
организаций
ДПО
Минэнерго
России
через
создание
ОЭУ
ДПО
;
•
с
учётом
приоритетных
направлений
развития
отраслей
ТЭК
,
изложенных
в
ЭС
-2035,
пересмо
-
треть
содержание
действующих
учебных
про
-
грамм
ДПО
и
разработать
новые
образователь
-
ные
модули
и
учебные
программы
;
•
осуществлять
на
базе
отраслевых
организаций
ДПО
непрерывную
подготовку
инженерно
-
техни
-
ческого
персонала
для
отраслей
ТЭК
;
•
создать
условия
для
инвестирования
работода
-
телей
в
подготовку
персонала
;
•
создать
в
рамках
ГИС
ТЭК
перспективных
про
-
гнозов
потребности
в
кадрах
,
синхронизировать
требования
компаний
ТЭК
и
организаций
ДПО
;
•
создать
независимую
систему
оценки
качества
ДПО
и
добровольной
сертификации
профессио
-
нальных
квалификаций
.
116
КАДРЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
МЕХАНИЗМОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СУБЪЕКТОВ
СИСТЕМЫ
ДПО
ПО
ИННОВАЦИОННОМУ
РАЗВИТИЮ
Неотъемлемой
частью
экономической
политики
государства
является
формирование
национальной
инновационной
экономической
системы
.
Переход
от
сырьевой
экономики
к
инновационной
невозможен
без
научных
знаний
,
высоких
технологий
и
высоко
-
квалифицированных
специалистов
с
инновацион
-
ным
мышлением
.
Производственная
деятельность
специалистов
,
проходящих
обучение
в
системе
ДПО
,
является
ключевой
в
части
обеспечения
на
-
дёжности
,
безопасности
и
эффективности
энергети
-
ческих
предприятий
.
Подготовка
таких
специалистов
невозможна
без
создания
внешней
и
внутренней
по
отношению
к
системе
ДПО
инновационной
сре
-
ды
.
Внутренняя
среда
формируется
в
виде
научных
исследований
,
проводимых
организациями
ДПО
,
в
виде
внедрения
инновационных
технологий
в
обра
-
зовательный
процесс
.
Инновационное
обществен
-
ное
сознание
в
масштабах
ТЭК
включает
в
себя
инновационные
образовательную
,
научную
и
произ
-
водственную
системы
.
Связь
с
наукой
ставит
своей
целью
не
только
формирование
квалифицированного
ППС
через
док
-
торантуру
,
аспирантуру
и
соискательство
,
но
и
полу
-
чение
информации
об
инновационных
технологиях
через
ОЭУ
ДПО
.
Ключевая
специфика
взаимодействия
органи
-
заций
ДПО
Минэнерго
России
с
производственной
средой
ТЭК
связана
прежде
всего
с
необходимо
-
стью
передачи
опыта
.
Только
во
взаимодействии
с
производственной
средой
возможно
правильное
формирование
критериев
для
оценки
качества
под
-
готовки
специалиста
.
Правильное
взаимодействие
с
производством
позволяет
сформулировать
задачи
ДПО
,
решение
которых
обеспечит
уменьшение
сро
-
ков
адаптации
специалиста
на
рабочем
месте
.
По
-
стоянное
обновление
программ
ДПО
,
выбор
арсена
-
ла
образовательных
процедур
должны
опираться
на
педагогический
анализ
инженерных
задач
,
выполня
-
емых
на
производстве
.
Важнейшим
механизмом
привлечения
инноваци
-
онных
технологий
в
систему
ДПО
является
организа
-
ция
научно
-
технических
семинаров
и
конференций
,
которые
позволяют
не
только
постоянно
пополнять
информационную
базу
,
но
и
обеспечивают
сохра
-
нение
научных
школ
,
привлекать
в
ДПО
инноваци
-
онные
технологии
и
лучшие
практики
.
Опыт
ПЭИПК
позволяет
сформулировать
следующие
позиции
развития
инновационной
среды
ДПО
:
•
создание
конкурентоспособного
сектора
научных
исследований
;
•
создание
мотивации
для
всех
организаций
систе
-
мы
ДПО
и
каждого
работника
к
проведению
НИР
и
привлечению
инновационных
технологий
;
•
накоплению
и
обновление
информационных
баз
данных
;
•
создание
благоприятного
климата
для
вовлече
-
ния
современных
образовательных
технологий
в
учебный
процесс
,
формирование
условий
для
заинтересованности
всех
организаций
системы
ДПО
и
каждого
работника
в
инновационной
дея
-
тельности
;
•
формирование
внутренней
нормативной
базы
и
требований
,
направленных
на
развитие
иннова
-
ционной
инфраструктуры
;
•
формирование
условий
для
привлечения
в
учеб
-
ный
процесс
инновационных
технологий
,
создан
-
ных
внешней
научной
и
производственной
средой
;
•
взаимодействие
с
научной
средой
с
целью
подго
-
товки
кадров
для
системы
ДПО
и
опережающего
обучения
новым
технологическим
решениям
;
•
анализ
производственной
среды
с
целью
фор
-
мирования
объективных
требований
к
качеству
подготовки
специалистов
и
обоснования
обра
-
зовательных
технологий
на
базе
педагогических
исследований
инженерных
задач
;
•
поиск
и
наращивание
связей
с
российскими
и
зару
-
бежными
партнёрами
—
носителями
инноваци
-
онных
технологий
в
энергетике
и
образовании
, —
создание
совместной
инновационной
среды
с
научными
и
производственными
компаниями
;
•
совершенствование
административных
меха
-
низмов
взаимодействия
со
всеми
участниками
формирования
национальной
инновационной
системы
.
Важнейшим
фактором
обеспечения
инновацион
-
ного
развития
отраслевого
ДПО
являются
хозрас
-
чётные
отношения
,
которые
гарантируют
успешную
ФХД
.
Неизбежность
перехода
на
принципы
хозрас
-
чётного
взаимодействия
обусловлена
следующими
моментами
:
•
существенное
сокращение
(
прекращение
)
финансирования
государством
образовательных
учреждений
ДПО
из
-
за
сложной
экономической
обстановки
;
•
политическая
воля
государства
,
связанная
с
переходом
экономики
страны
и
образования
как
её
составной
части
на
рыночные
отношения
;
•
приобретение
определённой
независимости
в
ФХД
предприятиями
ТЭК
;
•
развитие
конкурентной
среды
на
рынке
образова
-
тельных
услуг
в
ТЭК
;
•
необходимость
содержания
государственной
собственности
,
находящейся
в
оперативном
управлении
организаций
ДПО
,
без
бюджетного
финансирования
.
Основные
принципы
хозрасчёта
,
на
которых
ба
-
зируется
финансово
-
хозяйственный
механизм
взаи
-
модействия
субъектов
системы
ДПО
:
•
хозяйственная
самостоятельность
,
окупаемость
затрат
,
рентабельность
;
•
материальная
ответственность
каждой
организа
-
ции
и
каждого
работника
за
выполнение
постав
-
ленных
задач
,
создание
условий
для
мотивации
каждого
работника
к
достижению
намеченного
конечного
результата
;
•
выстраивание
внутри
отраслевой
системы
и
каж
-
дой
организации
ДПО
рыночных
отношений
,
не
противоречащих
экономической
политике
госу
-
дарства
;
•
рост
производительности
труда
опережающи
-
ми
темпами
по
сравнению
с
ростом
заработной
117
№
2 (29),
март
–
апрель
, 2015
платы
,
инновационный
подход
к
развитию
систе
-
мы
хозрасчёта
в
целом
;
•
стратегический
расчёт
,
основанный
на
анализе
занимаемого
сектора
рынка
,
оценке
рисков
,
и
своевременное
принятие
решений
о
перестройке
учреждений
ДПО
;
•
создание
постоянного
и
эффективного
механиз
-
ма
сокращения
непроизводственных
издержек
,
постоянной
стимуляции
инновационной
активно
-
сти
в
развитии
качества
образовательных
услуг
и
научных
разработок
.
Организация
взаимодействия
хозрасчётных
под
-
разделений
возможна
на
основе
заинтересованно
-
сти
подразделений
в
конечном
результате
.
Внутрен
-
ний
хозрасчёт
является
частью
системы
управления
образовательной
организации
.
Он
строится
на
осно
-
ве
сочетания
оперативно
-
хозяйственной
самосто
-
ятельности
структурных
подразделений
с
центра
-
лизованным
плановым
руководством
.
Работники
,
вступающие
в
трудовые
отношения
с
организацией
,
становятся
участниками
системы
хозрасчёта
.
Под
-
писывая
трудовой
договор
,
они
соглашается
с
тем
,
что
заработная
плата
и
её
повышение
будут
за
-
висеть
от
результатов
ФХД
.
В
систему
хозрасчёта
включаются
все
работники
организации
.
Важнейшим
аспектом
развития
системы
ДПО
является
создание
условий
,
которые
бы
обеспечили
мотивацию
подраз
-
делений
и
работников
по
улучшению
качества
услуг
.
Для
этого
необходимо
:
•
совершенствование
мер
по
мотивации
повы
-
шения
качества
труда
и
доведение
результатов
работы
до
каждого
подразделения
и
работника
;
•
выработка
подходов
по
обеспечению
взаимо
-
зависимости
доходов
работника
и
его
личного
трудового
вклада
в
повышение
качества
образо
-
вательных
услуг
;
•
принятие
решений
в
установленном
порядке
о
выделении
средств
в
рамках
хозрасчёта
для
обе
-
спечения
мер
по
повышению
качества
и
контролю
качества
;
•
оценка
затрат
на
обеспечение
повышения
качества
и
финансовой
отдачи
от
его
роста
для
каждого
подразделения
,
создание
собственных
стандартов
качества
;
•
создание
«
обратной
связи
»
с
предприятиями
ТЭК
по
оценке
качества
образовательных
услуг
,
гиб
-
кого
реагирования
на
запросы
заказчиков
.
В
этой
связи
основными
направлениями
развития
хозрасчёта
являются
:
•
совершенствование
структуры
каждой
организа
-
ции
ДПО
,
менеджмента
,
обеспечивающих
функ
-
ций
,
нормативной
базы
и
трудовых
отношений
;
•
создание
внутриарбитражной
комиссии
отрасле
-
вого
ДПО
,
системы
экономических
санкций
для
подразделений
ДПО
,
индивидуальных
методов
работы
;
•
зависимость
доходов
работника
как
от
резуль
-
татов
своего
труда
,
так
и
от
результатов
ФХД
-
деятельности
подразделения
,
развитие
предпринимательских
навыков
руководителей
подразделений
,
соответствующих
принципам
хозрасчёта
;
•
оптимизация
всех
элементов
системы
ДПО
и
расширение
возможностей
хозрасчёта
путём
совершенствования
правоустанавливающих
документов
с
использованием
законодательных
возможностей
для
автономных
учреждений
.
На
протяжении
25
лет
ПЭИПК
имеет
положи
-
тельный
опыт
реализации
принципов
хозрасчёта
,
показывая
высокую
его
эффективность
при
веде
-
нии
ФХД
.
Имеющийся
положительный
опыт
может
быть
распространён
на
всю
систему
ДПО
Минэнерго
России
.
ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ
ДЛЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПЕРВИЧНЫХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
И
ПОСЛЕДУЮЩЕГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ
ДПО
Для
определения
размеров
финансового
обеспе
-
чения
реализации
Концепции
необходимо
опреде
-
лить
финансовое
обеспечение
всех
выполняемых
мероприятий
каждого
этапа
и
ответить
на
следую
-
щие
вопросы
.
Какие
имеются
возможности
финансирования
из
федерального
бюджета
,
из
внебюджетных
источни
-
ков
и
от
приносящей
доход
деятельности
?
Для
определения
размеров
финансовых
затрат
необходимо
определить
цели
и
задачи
,
пути
совер
-
шенствования
системы
ДПО
и
всех
её
составляю
-
щих
.
Необходим
анализ
,
как
изменения
,
проведённые
на
каждом
этапе
,
будут
влиять
на
состояние
ФХД
всех
образовательных
учреждений
ДПО
.
Необхо
-
димо
предусмотреть
социальную
защищённость
работников
,
не
допустить
её
снижения
в
ходе
всех
мероприятий
.
Необходимо
определить
,
какие
нормативные
акты
будут
регулировать
отношения
между
работни
-
ками
и
работодателями
,
заказчиками
и
исполнителя
-
ми
,
долгосрочными
партнёрами
после
преобразова
-
ний
,
которые
не
должны
пострадать
.
К
какому
типу
будет
относиться
каждое
из
суще
-
ствующих
ныне
образовательных
учреждений
после
окончания
работы
по
совершенствованию
системы
ДПО
при
обязательном
условии
сохранения
юриди
-
ческого
лица
и
независимости
ведения
ФХД
?
Какие
затраты
и
кто
понесёт
на
поддержание
ра
-
боты
в
переходный
период
,
включая
многократные
переоформления
существующих
документов
,
нор
-
мативных
актов
,
установленных
договоров
?
Какие
законодательные
и
иные
нормативные
акты
нужно
проработать
и
принять
до
начала
запуска
процес
-
сов
?
Как
соблюсти
интересы
хозрасчётных
трудовых
коллективов
,
не
имеющих
закреплённой
государ
-
ственной
собственности
?
ЛИТЕРАТУРА
1.
Концепция
совершенствования
системы
отрас
-
левого
дополнительного
профессионального
образования
Минэнерго
России
—
СПб
.:
ПЭИПК
,
2015 — 32
с
.
2.
Проект
Энергетической
стратегии
России
на
период
до
2035
года
.
Оригинал статьи: Концепция совершенствования системы отраслевого дополнительного профессионального образования Минэнерго России
В Федеральном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Петербургский энергетический институт повышения квалификации» (ПЭИПК) разработан Проект концепции совершенствования системы отраслевого дополнительного профессионального образования Минэнерго России.