118
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
118
д
и
а
г
н
о
с
т
и
к
а
и
м
о
н
и
т
о
р
и
н
г
диагностика и мониторинг
КЛЮЧЕВЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
ТРАССОМАРКИРУЮЩЕЙ
СИСТЕМЫ
3
М
Комплексная
трассомарки
-
рующая
система
компании
3
М
состоит
из
следующих
взаимосвя
-
занных
компонентов
.
Интеллектуальные
электрон
-
ные
маркеры
.
Закладывают
-
ся
точечно
для
идентификации
специальных
объектов
КЛ
—
ка
-
бельных
муфт
,
поворотов
кабеля
,
границ
ГНБ
,
люков
,
пересечений
с
другими
коммуникациями
,
ав
-
тодорогами
,
железнодорожными
путями
и
т
.
д
.
Маркеры
работают
на
постоянной
резонансной
ча
-
стоте
(169,8
кГц
),
что
исключает
возможность
помех
при
их
лока
-
лизации
от
проходящих
поблизо
-
сти
металлических
кабелей
и
труб
и
обеспечивает
крайне
высокую
точность
поиска
(10—20
см
).
Сигнальная
лента
с
электрон
-
ными
маркерами
.
Закладывает
-
ся
на
прямых
участках
КЛ
,
осо
-
бенно
вне
территорий
плотной
городской
застройки
,
для
обеспе
-
чения
точной
привязки
и
возмож
-
ности
непрерывной
трассировки
без
необходимости
отключения
цепей
КЛ
от
сети
.
Трассомаркирующее
обо
-
рудование
Dynatel™.
Служит
как
для
локализации
трасс
кабельных
линий
,
так
и
для
поиска
электрон
-
ных
маркеров
(
в
т
.
ч
.
на
ленте
).
Современные
модели
Dynatel™
серии
2500
имеют
ряд
ключевых
преимуществ
перед
конкурент
-
ными
решениями
:
•
один
из
самых
широких
диа
-
пазонов
активных
частот
(577
Гц
—133
кГц
);
•
режим
визуализации
траек
-
тории
прохождения
коммуни
-
кации
и
указания
местополо
-
жения
трассы
относительно
оператора
;
•
возможность
производить
одновременно
и
трассировку
КЛ
путём
подачи
сигнала
в
цепь
,
и
поиск
электронных
мар
-
керов
с
возможностью
чтения
/
записи
информации
в
память
интеллектуальных
маркеров
.
Опционально
—
GPS/
ГЛОНАСС
оборудование
,
ин
-
тегрируемое
с
трассопоиско
-
выми
приборами
Dynatel™.
Применение
данной
опции
по
-
зволяет
автоматически
присваи
-
вать
заложенным
вместе
с
КЛ
интеллектуальным
маркерам
GPS-
координаты
и
выгружать
ин
-
формацию
из
маркеров
вместе
с
геолокационными
данными
в
единую
базу
,
интегрируемую
в
качестве
отдельного
модуля
с
су
-
ществующими
ГИС
-
системами
.
Данное
решение
имеет
следую
-
щие
преимущества
:
•
автоматическая
паспортиза
-
ция
промаркированных
КЛ
с
возможностью
их
отобра
-
жения
на
электронной
карте
местности
;
•
дополнительное
облегчение
и
ускорение
работ
по
локализа
-
ции
трассы
КЛ
.
Комплексное применение
трассомаркирующих
технологий 3М для повышения
безопасности эксплуатации КЛ
Маркировка кабельных линий (КЛ) интеллектуальными электронными мар-
керами, применение трассопоискового оборудования с возможностью GPS/
ГЛОНАСС-интеграции, а также идентификация КЛ с помощью сигнальной
ленты с электронными маркерами — всё это новые технологии и практики,
входящие в обиход российских электросетевых компаний, которые ставят
своей первоочередной задачей повышение безопасности эксплуатации ка-
бельных линий. Одними из наиболее передовых в данной области являются
решения компании 3М.
Григорий ТУЗОВ, аналитик отдела «Системы поиска,
маркировки и отслеживания» ЗАО «3М Россия»
Маркировочная
лента
3
М
и
интеллектуальный
электронный
маркер
3
М
для
кабельных
линий
электропередачи
119
№ 3 (18), май–июнь, 2013
119
ТЕХНИКО
-
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
ВНЕДРЕНИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ
ТРАССОМАРКИРУЮЩЕЙ
СИСТЕМЫ
3
М
В
ОПЕРАЦИОННУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ
КОМПАНИЙ
Трассомаркирующая
система
3
М
направлена
в
первую
очередь
на
повышение
безопасности
экс
-
плуатации
кабельных
линий
электро
-
передачи
подземной
прокладки
,
т
.
е
.
на
сокращение
риска
аварийности
и
травматизма
,
а
также
минимиза
-
цию
последствий
аварий
,
которых
избежать
не
удалось
.
Таким
обра
-
зом
,
можно
выделить
следующие
функциональные
выгоды
,
которые
предоставляет
указанное
решение
.
Превентивная
функция
(
ин
-
цидент
ещё
не
произошёл
).
Дости
-
гается
снижение
вероятности
по
-
вреждения
кабельной
линии
при
проведении
земляных
работ
за
счёт
абсолютной
идентификации
кабель
-
ной
трассы
при
помощи
интеллекту
-
альных
маркеров
и
маркировочной
ленты
.
Поствременная
функция
(
ин
-
цидент
уже
произошёл
,
необходи
-
мо
устранять
последствия
) —
про
-
исходит
сокращение
времени
на
трассировку
КЛ
за
счёт
высокой
точности
привязок
с
помощью
ин
-
теллектуальных
маркеров
(
особо
актуально
вне
зон
плотной
город
-
ской
застройки
),
отсутствия
помех
от
соседних
коммуникаций
(
в
загру
-
женных
городских
районах
)
и
полу
-
чения
дополнительной
информации
о
КЛ
из
памяти
интеллектуальных
маркеров
.
Ещё
большее
сокра
-
щение
сроков
достигается
благо
-
даря
интеграции
с
GPS/
ГЛОНАСС
-
системой
3
М
.
Выгоды
внедрения
комплексной
трассомаркирующей
системы
3
М
могут
быть
количественно
выраже
-
ны
следующим
образом
.
Трассомаркирующая
система
3
М
позволяет
минимизировать
вероятность
повреждения
КЛ
при
проведении
земляных
работ
,
т
.
е
.
устранить
опасность
превентивно
.
При
этом
инструментально
метод
идентификации
кабельной
линии
с
помощью
электронной
марки
-
ровки
3
М
позволяет
устранить
ве
-
роятность
ошибки
и
случайного
повреждения
КЛ
на
80%
и
более
.
Данное
значение
получено
пу
-
тём
сопоставления
максимальной
ошибки
поиска
с
использованием
электронных
маркеров
3
М
(20
см
)
и
минимальной
ошибки
поиска
при
использовании
стандартных
трас
-
соискателей
(1
м
).
Однако
с
учётом
возможности
случайной
ошибки
при
работе
с
оборудованием
либо
несанкционированных
земляных
работ
в
охранной
зоне
КЛ
без
при
-
сутствия
представителя
электро
-
сетевой
компании
с
необходимым
трассо
-
маркеропоисковым
ком
-
плектом
вероятность
прорыва
КЛ
при
проведении
земляных
работ
сократится
на
50%.
При
аварии
,
не
связанной
с
проведением
земляных
работ
,
не
-
обходимо
максимально
быстро
и
точно
идентифицировать
трассу
пролегания
КЛ
,
на
которой
было
диагностировано
повреждение
.
Это
позволит
минимизировать
время
простоя
КЛ
,
когда
к
потребителям
не
поступает
электроэнергия
,
а
се
-
тевая
компания
несёт
убытки
из
-
за
упущенных
прибылей
.
Сокращение
времени
на
проведение
трассиров
-
ки
КЛ
с
использованием
трассомар
-
кирующих
решений
3
М
рассчитано
на
основе
норм
трудоёмкости
за
-
трат
на
трассировку
,
утверждённых
в
компании
ВКС
—
филиале
ОАО
«
МОЭСК
» (
см
.
врез
).
Таким
образом
,
сокращение
временных
затрат
на
проведение
работ
на
КЛ
составляет
45%.
Ниже
представлена
формула
,
по
которой
можно
рассчитать
убытки
электросетевых
компаний
,
связан
-
ные
с
недостаточной
безопасно
-
стью
эксплуатации
КЛ
:
Общие
издержки
=
α
× (
β
× VC +
FC),
где
:
α
—
вероятность
аварии
,
β
—
время
проведения
работ
на
КЛ
,
VC —
переменные
затраты
,
пред
-
ставляющие
собой
упущенную
при
-
быль
в
связи
с
отключением
цепи
КЛ
,
FC —
постоянные
затраты
,
вклю
-
чающие
стоимость
СМР
и
материа
-
лов
,
штрафы
со
стороны
надзорных
органов
,
а
также
нематериальные
риски
для
электросетевой
компа
-
нии
.
Как
было
показано
выше
,
вне
-
дрение
трассомаркирующей
систе
-
мы
3
М
позволяет
сократить
коэф
-
фициент
α
на
50%,
а
коэффициент
β
—
на
45%.
С
учётом
вышеприведённых
выкладок
по
издержкам
электро
-
сетевых
компаний
,
эксплуати
-
рующих
кабельные
линии
,
мож
-
но
утверждать
,
что
внедрение
решения
3
М
по
маркировке
КЛ
электропередачи
подземной
про
-
кладки
позволяет
сократить
посто
-
янные
издержки
эксплуатации
КЛ
на
50%,
а
переменные
издержки
—
на
72,5%.
Наиболее
же
важно
то
,
что
со
-
кращение
эксплуатационных
издер
-
жек
достигается
не
за
счёт
эконо
-
мии
на
безопасности
,
а
,
наоборот
,
благодаря
сокращению
аварийно
-
сти
и
повышению
безопасности
и
культуры
эксплуатации
КЛ
.
Расчет
трудоёмкости
затрат
на
трассировку
кабельного
участка
КВЛ
110
кВ
МГУ
—
Очаково
I, II
ц
.
традиционным
способом
.
1.
Проезд
к
месту
производства
работ
: 1
смена
х
2,22
ч
. = 2,22
ч
.
2.
Время
на
ожидание
персонала
сетей
и
допуск
: 1
смена
х
(0,2
х
2) = 0,4
ч
.
3.
Трассировка
кабельной
линии
(
бригада
из
трех
человек
,
про
-
тяженность
КЛ
1757
м
) = 5,1
ч
.
4.
Всего
на
трассировку
7,72
ч
.
Расчет
трудоёмкости
затрат
на
трассировку
аналогичного
участка
КЛ
с
помощью
интеллектуальных
маркеров
3
М
.
1.
Проезд
к
месту
производства
работ
: 1
смена
х
2,22
ч
. = 2,22
ч
.
2.
Отсутствует
время
на
ожидание
персонала
сетей
и
на
допуск
.
3.
Трассировка
(
осмотр
)
кабельной
линии
длиной
1757
м
по
опы
-
ту
работ
выполняется
бригадой
из
двух
человек
(
водитель
и
электромонтер
)
за
2
ч
.
4.
Всего
на
трассировку
4,22
ч
.
Оригинал статьи: Комплексное применение трассомаркирующих технологий 3М для повышения безопасности эксплуатации КЛ
Маркировка кабельных линий (КЛ) интеллектуальными электронными маркерами, применение трассопоискового оборудования с возможностью GPS/ГЛОНАСС-интеграции, а также идентификация КЛ с помощью сигнальной ленты с электронными маркерами — всё это новые технологии и практики, входящие в обиход российских электросетевых компаний, которые ставят своей первоочередной задачей повышение безопасности эксплуатации кабельных линий. Одними из наиболее передовых в данной области являются решения компании 3М.