10
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(26),
сентябрь
2022
«
Россети
Урал
» —
компания
,
осуществляющая
транспорт
электроэнергии
по
электрическим
сетям
напряжением
0,4–220
кВ
и
технологическое
присоединение
потребителей
к
электросетям
на
территории
Свердловской
,
Челябинской
областей
,
а
также
Пермского
края
.
Численность
персонала
составляет
15
тысяч
человек
.
С
2022
года
в
компании
активно
внедряется
технология
выполнения
работ
без
снятия
напря
-
жения
с
электроустановок
,
выполняемых
с
прикосновением
к
токоведущим
частям
,
находящимся
под
рабочим
напряже
-
нием
,
или
на
расстоянии
от
этих
токоведущих
частей
менее
допустимого
(
работы
под
напряжением
или
РПН
)
на
ВЛ
(
ВЛИ
)
0,4
кВ
в
распределительной
сети
напряжением
до
1000
В
.
Комплексная
подготовка
и
отбор
персонала
,
занятого
в
работах
под
напряжением
Мария
ОВЧИННИКОВА
,
к
.
соц
.
н
.,
начальник
Межрегионального
центра
оценки
квалификаций
«
Урал
»
Р
абота
под
напряжением
является
относитель
-
но
новым
видом
деятельности
для
компании
«
Россети
Урал
»
и
связана
с
повышенными
рис
-
ками
,
а
именно
опасностью
поражения
элек
-
трическим
током
в
условиях
действующих
электроуста
-
новок
,
в
том
числе
при
работах
на
высоте
.
Работы
под
напряжением
относятся
к
специальным
работам
в
электроустановках
,
выполняются
в
соста
-
ве
бригады
в
количестве
3–5
человек
.
К
работникам
,
привлекаемым
к
данному
виду
деятельности
,
предъ
-
являются
особые
,
повышенные
требования
как
в
части
подготовки
,
квалификации
,
так
и
к
психологическим
ка
-
чествам
.
Для
решения
задачи
подготовки
персонала
к
рабо
-
там
под
напряжением
компания
«
Россети
Урал
»
подо
-
шла
комплексно
.
Цикл
управления
готовностью
работ
-
ников
включает
ряд
взаимоувязанных
блоков
работы
с
персоналом
:
–
предварительный
отбор
претендентов
,
удовлетво
-
ряющих
базовым
требованиям
профессионального
стандарта
,
с
учетом
их
психофизиологического
статуса
соответствия
требованиям
профессии
(
способностей
,
личностных
установок
и
состояния
функциональных
систем
организма
);
–
оригинальная
программа
повышения
квалификации
«
Работы
под
напряжением
на
воздушных
,
кабель
-
ных
линиях
электропередачи
и
в
распределитель
-
ных
устройствах
до
1000
В
»,
реализуемая
на
базе
корпоративного
учебного
центра
«
МРСК
Урала
»;
–
контроль
степени
готовности
персонала
к
практиче
-
ским
действиям
,
обеспечивающим
надежность
реа
-
лизации
профессиональной
функции
,
посредством
процедуры
независимой
оценки
квалификации
на
соответствие
требованиям
профессионального
стандарта
по
специально
разработанным
комплек
-
сам
оценочных
средств
.
Таким
образом
,
модель
управления
готовностью
персонала
к
работам
под
напряжением
предполага
-
ет
реализацию
трех
взаимоувязанных
блоков
оценки
и
развития
персонала
,
которые
мы
подробно
рассмо
-
трим
ниже
.
При
этом
стоит
отметить
,
что
создание
комплексного
подхода
стало
возможным
только
при
ус
-
Подбор
и
подготовка
новых
кадров
11
ловии
взаимодействии
блока
управления
персоналом
компании
«
Россети
Урал
»
с
внешними
партнерами
—
Частным
учреждением
Федерации
Независимых
Проф
-
союзов
России
«
Научно
-
исследовательский
институт
охраны
труда
»,
Негосударственным
частным
образо
-
вательным
учреждением
дополнительного
професси
-
онального
образования
«
Учебный
центр
«
МРСК
Ура
-
ла
»,
а
также
при
непосредственном
участии
в
качестве
разработчиков
и
экспертов
руководителей
и
ключевых
специалистов
технического
блока
компании
«
Россети
Урал
».
ДИАГНОСТИКА
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО
СТАТУСА
РАБОТНИКА
Психофизиологическое
обследование
—
первый
уровень
оценки
работника
на
предмет
возможности
привлечения
к
РПН
—
направлено
на
обеспечение
параметрического
контроля
профессионально
зна
-
чимых
качеств
кандидата
и
дает
информацию
о
его
потенциальной
безопасности
и
надежности
его
про
-
фессиональной
деятельности
.
По
результатам
диа
-
гностики
у
работника
определяется
степень
(
группа
)
профессиональной
пригодности
по
критериям
соот
-
ветствия
профессионально
важным
психологическим
качествам
и
нормам
функционального
состояния
.
Контроль
на
данном
этапе
позволяет
исключить
при
-
влечение
к
опасным
работам
сотрудников
,
у
которых
вероятны
профессиональные
срывы
и
ошибочные
действия
в
силу
наличия
психологических
особенно
-
стей
и
состояния
организма
.
Определение
профиля
психологических
профес
-
сионально
важных
качеств
работников
,
привлекаемых
к
РПН
(
мастеров
и
электромонтеров
)
осуществлено
экс
-
пертным
методом
при
использовании
опросника
«
Клас
-
сификация
профессионально
важных
качеств
» [1].
Экс
-
пертами
в
опросе
выступили
руководители
и
ключевые
специалисты
блока
ТОиР
технической
сферы
исполни
-
тельного
аппарата
компании
«
Россети
Урал
»
и
ее
фи
-
лиалов
.
Учитывая
высокую
потенциальную
опасность
работ
под
напряжением
при
определении
профессионально
значимых
качеств
особое
внимание
для
обеих
профес
-
сиональных
групп
было
уделено
таким
качествам
,
как
нормативность
поведения
и
адекватная
склонность
к
рискованному
поведению
.
В
рамках
оценки
нормативности
поведения
иссле
-
дуются
способность
следовать
нормам
и
правилам
охраны
труда
и
уровень
субъективного
контроля
в
от
-
ношении
причин
травматизма
(
оценка
работником
вли
-
яния
своего
поведения
на
возможность
возникновения
травм
и
несчастных
случаев
).
В
итоге
определяется
ин
-
тегральный
показатель
нормативности
поведения
,
что
указывает
на
степень
контроля
человеком
своего
по
-
ведения
в
отношении
соблюдения
различных
нормати
-
вов
,
в
том
числе
инструкций
и
правил
по
охране
труда
и
специальных
требований
безопасности
.
Что
касается
оценки
склонности
к
риску
,
то
для
эф
-
фективной
деятельности
в
технологии
работ
под
напря
-
жением
важна
адекватная
склонность
к
риску
,
с
точки
зрения
способности
к
осознанному
управлению
своим
поведением
при
допустимом
уровне
риска
.
Риск
—
это
действие
,
направленное
на
привлекательную
цель
,
до
-
стижение
которой
сопряжено
с
элементом
опасности
.
Но
ведь
РПН
и
является
тем
видом
деятельности
,
ко
-
торый
несет
в
себе
потенциальную
опасность
.
Соот
-
ветственно
,
оценка
склонности
к
риску
предполагает
наличие
некоего
«
оптимального
коридора
» (
норматив
-
ного
интервала
)
для
проявления
намерения
рисковать
либо
,
наоборот
,
соблюдать
осторожность
.
Нахождение
значения
склонности
к
риску
у
работ
-
ника
ниже
оптимального
интервала
свидетельствует
о
том
,
что
работник
будет
склонен
проявлять
чрезмер
-
ную
осмотрительность
в
своих
действиях
во
избежание
отрицательных
последствий
.
Низкие
значения
по
дан
-
ному
параметру
могут
свидетельствовать
об
излишней
медлительности
человека
,
которая
,
в
свою
очередь
,
может
приводить
к
нарушению
синхронности
действий
группы
.
Значения
выше
нормативного
интервала
мо
-
гут
указывать
на
то
,
что
работник
в
производственной
сфере
может
выбирать
излишне
опасные
варианты
по
-
ведения
или
решения
.
Он
может
также
принимать
ре
-
шения
и
действия
непривычным
образом
,
не
обращая
внимания
на
регламенты
,
обеспечивающие
безопас
-
ность
работы
.
Для
электромонтеров
в
профиль
психологического
соответствия
включены
определенные
качества
.
Понимание
механических
закономерностей
при
манипуляциях
с
техническими
объектами
,
оценка
дан
-
ного
параметра
дает
представление
о
технических
спо
-
собностях
испытуемых
,
умении
разбираться
в
схемах
технических
устройств
и
решать
простые
физико
-
тех
-
нические
задачи
.
Для
манипуляций
с
объектами
на
расстоянии
зна
-
чимым
параметром
явилась
способность
оценивать
пространственное
положение
объектов
(
расстояния
,
углы
и
т
.
д
.).
При
отсутствии
данного
качества
затрудне
-
но
умение
правильно
соотносить
размер
объектов
,
что
может
стать
причиной
ошибочных
действий
при
рабо
-
тах
с
применением
«
оборудования
для
дистанционного
управления
».
Концентрация
и
устойчивость
внимания
.
Под
устойчивостью
внимания
понимается
способность
дли
-
тельное
время
сохранять
состояние
концентрации
вни
-
мания
на
каком
-
либо
объекте
.
Недостаточный
уровень
развития
данного
качества
означает
,
что
не
все
дей
-
12
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(26),
сентябрь
2022
ствия
человека
находятся
под
его
контролем
,
что
мо
-
жет
приводить
к
ошибкам
,
имеющим
особо
негативные
последствия
при
работе
с
повышенной
вероятностью
травмирования
.
В
работах
с
высоким
риском
важно
умение
понимать
и
быстро
выполнять
необходимые
инструкции
,
что
яв
-
ляется
важным
свойством
для
обеспечения
безопасно
-
сти
.
При
отсутствии
данного
качества
может
наблюдаться
замедленное
протекание
мыслительных
процессов
в
от
-
ношении
быстрого
и
точного
исполнения
команд
и
распо
-
ряжений
.
В
работах
с
высокой
степенью
потенциальной
опасности
промедление
или
неточность
выполнения
за
-
дач
может
приводить
к
неблагоприятным
последствиям
.
Для
мастеров
,
деятельность
которых
по
своему
со
-
держанию
связана
с
взаимодействием
между
людьми
и
руководством
бригадой
,
профессионально
важными
качествами
выступают
коммуникативные
и
организа
-
торские
склонности
.
Коммуникативные
способности
определяют
базо
-
вые
умения
слушать
и
понимать
людей
,
оказывать
на
них
влияние
,
устанавливать
с
ними
хорошие
личные
и
деловые
отношения
,
что
во
многом
определяет
эф
-
фективность
в
его
работе
в
качестве
руководителя
.
Организаторские
способности
—
к
ним
относятся
,
в
первую
очередь
,
умение
планировать
деятельность
,
умение
правильно
поставить
задачу
подчиненным
,
про
-
контролировать
ее
выполнение
,
распределять
обязанности
и
во
-
время
отреагировать
на
возник
-
шие
экстремальные
ситуации
.
При
подборе
методик
для
оценки
психологического
про
-
фессионального
соответствия
наряду
с
известными
психоло
-
гическими
методиками
в
диагно
-
стическую
модель
были
вклю
-
чены
два
оригинальных
теста
,
разработанных
коллективом
ЧУ
ФНПР
«
НИИОТ
» [2].
Вся
психологическая
диа
-
гностика
осуществляется
в
дис
-
танционном
формате
с
исполь
-
зованием
автоматизированного
комплекса
и
при
соблюдении
тре
-
бований
достоверизации
данных
.
По
итогам
обследования
делается
заключение
о
соот
-
ветствии
работника
психоло
-
гическим
требованиям
к
РПН
.
При
этом
в
качестве
дополни
-
тельной
информации
учиты
-
ваются
параметры
функцио
-
нального
состояния
работника
на
момент
обследования
,
диа
-
гностируемые
с
помощью
аппа
-
ратно
-
программного
комплекса
УПФТ
-1/30 «
Психофизиолог
».
Это
значимые
параметры
функ
-
циональных
систем
организма
,
способные
снижать
уровень
проявления
профессионально
значимых
характеристик
и
вли
-
ять
на
безопасность
деятель
-
ности
работника
.
На
основании
сочетания
результатов
диа
-
гностики
профессионального
Практический
этап
НОК
.
Задание
для
электромонтера
по
проверке
наличия
,
комплектно
-
сти
и
состояния
инструментов
,
приспособлений
,
средств
защиты
перед
началом
работы
Подбор
и
подготовка
новых
кадров
13
психологического
соответствия
и
параметров
функци
-
ональных
систем
организма
формируются
различные
сценарии
работы
с
персоналом
,
направленные
на
под
-
держание
уровня
соответствия
работника
предъявля
-
емым
требованиям
,
обеспечивающим
надежность
его
профессиональной
деятельности
.
Результаты
психофизиологического
обследования
характеризуют
только
психофизиологические
качества
человека
,
которые
могут
влиять
на
его
поведение
при
работах
с
высоким
уровнем
потенциальной
опасности
и
не
касаются
профессионального
мастерства
работни
-
ка
.
Ответ
на
вопрос
профессионального
соответствия
дает
другой
механизм
—
независимая
оценка
квалифи
-
кации
,
которая
в
нашем
цикле
управления
готовностью
персонала
к
работам
под
напряжением
осуществляет
-
ся
после
прохождения
программы
подготовки
.
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
Программа
«
Работы
под
напряжением
на
воздушных
,
кабельных
линиях
электропередачи
и
в
распредели
-
тельных
устройствах
до
1000
В
»
реализуется
Учебным
центром
«
МРСК
Урала
»,
рассчитана
на
112
академиче
-
ских
часов
и
разработана
в
соответствии
с
требовани
-
ями
законодательства
в
сфере
дополнительного
обра
-
зования
и
отраслевых
профессиональных
стандартов
.
Целью
реализации
программы
является
повышение
квалификации
электротехнического
персонала
,
вы
-
полняющего
работы
по
техническому
обслуживанию
,
ремонту
при
эксплуатации
оборудования
воздушных
линий
электропередачи
,
выполненных
изолированным
и
неизолированным
проводом
,
кабельных
линий
,
рас
-
пределительных
устройств
и
внутренних
электриче
-
ских
сетей
напряжением
до
1000
В
без
снятия
напряже
-
ния
с
токоведущих
частей
.
В
программу
входит
изучение
вопросов
охраны
тру
-
да
,
психологических
факторов
безопасного
труда
;
из
-
учение
методов
работ
под
напряжением
на
воздушных
,
кабельных
линиях
и
в
распределительных
устройствах
напряжением
до
1000
В
;
технические
требования
и
нор
-
мы
,
установленные
в
действующих
нормативных
доку
-
ментах
для
производства
работ
под
напряжением
до
1000
В
,
а
также
характеристики
применяемых
средств
индивидуальной
защиты
,
инструментов
,
приборов
,
оборудования
,
технологические
карты
,
инструкции
.
Обучение
практико
-
ориентированное
,
две
трети
учебного
времени
отводится
на
освоение
навыков
без
-
опасного
применения
технологии
работ
под
напряже
-
нием
,
отбора
и
применения
приспособлений
,
средств
индивидуальной
защиты
и
инструмента
для
выполне
-
ния
работ
на
воздушных
,
кабельных
линиях
и
в
распре
-
делительных
устройствах
напряжением
до
1000
В
,
то
-
коведущие
части
которых
находятся
под
напряжением
.
Занятия
проводятся
на
специализированных
учебных
полигонах
открытого
и
закрытого
типов
,
первичные
навыки
применения
технологий
формируются
и
отра
-
батываются
на
макетах
воздушных
и
кабельных
линий
электропередачи
.
Помимо
теоретических
и
практических
основ
тех
-
нологии
работ
под
напряжением
,
учебный
план
про
-
граммы
включает
модуль
по
психологии
безопасного
труда
.
Беря
во
внимание
повышенную
опасность
дан
-
ного
вида
деятельности
,
важно
,
помимо
технологиче
-
ских
факторов
,
учитывать
и
поведение
человека
,
чле
-
на
бригады
,
знать
и
уметь
выявлять
те
поведенческие
проявления
,
которые
могут
приводить
к
рискам
и
оши
-
бочным
действиям
,
к
снижению
надежности
трудового
поведения
.
Выявив
симптомы
потенциально
опасных
действий
социально
-
психологического
и
психофизиологическо
-
го
характера
,
важно
знать
и
уметь
применять
способы
и
методики
работы
с
выявленными
рисками
.
На
ин
-
дивидуальном
уровне
это
предусматривает
освоение
методов
работы
с
психологическим
и
функциональным
состоянием
работника
,
пошаговые
алгоритмы
реаги
-
рования
в
случае
их
выявления
.
На
групповом
уровне
предполагается
работа
с
социально
-
психологическим
климатом
в
бригаде
,
освоение
методов
управления
де
-
структивным
поведением
в
группе
.
Завершается
программа
повышения
квалификации
итоговой
аттестацией
,
в
рамках
которой
,
помимо
тео
-
ретического
контроля
усвоения
знаний
по
программе
обучения
,
бригадой
выполняется
практическое
зада
-
ние
по
технологии
выполнения
работ
под
напряжением
методом
«
в
контакте
»
на
ВЛ
в
соответствии
с
техноло
-
гическими
картами
.
Оценка
уровня
подготовки
работ
-
ников
осуществляется
на
основании
критериев
знаний
нормативных
и
технологических
требований
и
их
прак
-
тического
применения
при
выполнении
производствен
-
ных
операций
.
Обеспечить
связь
подготовки
работников
в
рамках
реализуемой
программы
повышения
квалификации
с
требованиями
реальной
профессиональной
дея
-
тельности
позволяет
механизм
независимой
оценки
квалификации
,
который
является
следующим
этапом
в
управлении
готовностью
персонала
к
работам
под
напряжением
.
НЕЗАВИСИМАЯ
ОЦЕНКА
КВАЛИФИКАЦИИ
Независимая
оценка
квалификации
—
комплексная
проверка
компетенций
,
знаний
,
умений
и
профессио
-
нальных
навыков
работника
на
соответствие
профес
-
сиональному
стандарту
.
Стоит
отметить
,
что
в
управлении
квалификацион
-
ным
ресурсом
базисным
элементом
является
система
14
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(26),
сентябрь
2022
квалификационных
требований
.
Так
,
для
рассматриваемой
кате
-
гории
персонала
,
привлекаемой
к
работам
под
напряжением
при
проведении
работ
технического
обслуживания
и
ремонта
на
ВЛ
на
-
пряжением
до
1000
В
,
в
качестве
основы
для
определения
требо
-
ваний
к
квалификации
является
профессиональный
стандарт
«
Ра
-
ботник
по
техническому
обслужи
-
ванию
и
ремонту
воздушных
линий
электропередачи
»
по
обобщенной
трудовой
функции
«
Организация
и
контроль
работы
бригады
(
на
объекте
)
по
техническому
обслу
-
живанию
и
ремонту
воздушных
линий
электропередачи
» (5-
й
уро
-
вень
квалификации
для
катего
-
рии
«
Мас
тер
»)
и
«
Организация
и
выполнение
работ
повышенной
сложности
по
техническому
об
-
служиванию
и
ремонту
воздушных
линий
электропередачи
» (4-
й
уро
-
вень
квалификации
для
категории
«
Электромонтер
»).
В
условиях
постоянных
технологи
-
ческих
и
организационных
изменений
в
энергетической
отрасли
применение
профессиональных
стандартов
—
ре
-
альный
инструмент
диагностики
ква
-
лификации
персонала
,
уровня
знаний
и
практики
их
применения
в
трудовых
действиях
,
что
напрямую
определяет
эффективность
и
надежность
дея
-
тельности
работника
.
Преимуществом
применения
независимой
оценки
квалификации
на
соответствие
работника
требованиям
профессионального
стандарта
является
то
,
что
это
—
единственная
процедура
подтверждения
квалифика
-
ции
,
установленная
законом
[3],
применяющая
единые
методики
и
оценочные
средства
,
утверждаемые
на
общероссийском
уровне
.
Оценка
может
проводиться
только
специализированным
центром
и
аккредито
-
ванными
экспертами
.
Работники
,
успешно
прошедшие
экзамен
,
получают
свидетельство
о
квалификации
сро
-
ком
на
5
лет
.
В
структуре
блока
управления
персоналом
компа
-
нии
«
Россети
Урал
»
создано
структурное
подразделе
-
ние
—
Межрегиональный
энергетический
центр
квали
-
фикаций
«
Урал
» (
МРЭЦК
«
Урал
»),
наделенный
правом
на
проведение
независимой
оценки
квалификации
в
электроэнергетике
.
Аккредитованными
экспертами
МРЭЦК
«
Урал
»
являются
руководители
и
ключевые
специалисты
-
методологи
технического
блока
«
Россети
Урал
».
Эксперты
наделены
правом
проведения
про
-
фессиональных
экзаменов
.
Для
персонала
,
прошедшего
обучение
по
програм
-
ме
повышения
квалификации
«
Работы
под
напряжени
-
ем
на
воздушных
,
кабельных
линиях
электропередачи
и
в
распределительных
устройствах
до
1000
В
»
в
Учеб
-
ном
центре
«
МРСК
Урала
»
и
успешно
прошедшего
итоговое
испытание
,
предлагается
*
пройти
професси
-
ональный
экзамен
в
рамках
процедуры
независимой
*
Процедура
независимой
оценки
квалификации
для
персонала
,
занятого
работой
под
напряжением
,
внедрена
в
компании
«
Россети
Урал
»
с
июня
2022
года
,
на
момент
написания
данной
статьи
реализуется
в
формате
пробного
экзамена
.
Практический
этап
НОК
.
Задание
для
электромонтера
по
замене
элементов
ВЛ
под
напряжением
Подбор
и
подготовка
новых
кадров
15
ЛИТЕРАТУРА
1.
Медведев
Д
.
С
.,
Булка
А
.
П
.
Современные
психотехни
-
ки
:
технология
профессионально
-
психологического
отбора
кадров
.
Ростов
-
на
-
Дону
:
Феникс
, 2008. 582
с
.
2.
Бондарев
И
.
П
.,
Шафигуллин
Р
.
Р
.
Субъективная
оценка
производственной
опасности
в
зависимости
от
локуса
контроля
/
Материалы
региональной
научно
-
практиче
-
ской
конференции
молодых
ученых
«
Трансформация
психологической
безопасности
личности
и
общества
в
период
пандемии
», 9–10
декабря
2020
г
.,
Екатерин
-
бург
.
Екатеринбург
:
Гуманитарный
университет
, 2020.
С
. 116–120.
3.
Статья
196
ТК
РФ
«
Права
и
обязанности
работодателя
по
подготовке
и
дополнительному
профессионально
-
му
образованию
работников
,
по
направлению
работ
-
ников
на
прохождение
независимой
оценки
квалифи
-
кации
».
ФЗ
от
3
июля
2016
года
№
238-
ФЗ
. URL: https://
base.garant.ru/12125268/337a1ae1e42dea6e40c1497f7d9
23f66/.
оценки
квалификации
по
специально
разработанным
оценочным
средствам
,
соответствующим
категории
должности
и
классу
напряжения
обслуживаемого
обо
-
рудования
:
• 20.03100.06
—
мастер
по
техническому
обслужива
-
нию
и
ремонту
воздушных
линий
электропередачи
(5-
й
уровень
квалификации
);
• 20.03100.04
—
электромонтер
по
выполнению
работ
повышенной
сложности
по
техническому
обслужи
-
ванию
и
ремонту
воздушных
линий
электропереда
-
чи
(4-
й
уровень
квалификации
).
Экзамен
по
независимой
оценке
квалификации
(
НОК
)
состоит
из
двух
этапов
.
Теоретический
этап
—
оценка
знаний
в
объеме
тре
-
бований
профессионального
стандарта
по
соответству
-
ющему
квалификационному
уровню
трудовых
действий
(
с
включением
вопросов
,
касающихся
как
технологии
про
-
изводства
работ
,
так
и
вопросов
правил
по
охране
труда
при
эксплуатации
электроустановок
,
правил
технической
эксплуатации
,
правил
устройства
электроустановок
,
пра
-
вил
охраны
труда
при
работе
на
высоте
и
др
.).
Практический
этап
—
оценка
умений
и
профессио
-
нальных
навыков
.
Проводится
на
специализированных
полигонах
в
составе
экзаменационных
площадок
.
При
этом
используются
полигоны
как
открытого
,
так
и
за
-
крытого
типа
с
учетом
погодных
условий
при
прове
-
дении
экзамена
.
Таким
образом
,
оценка
дает
возмож
-
ность
выявить
не
только
теоретические
знания
,
но
и
их
практическое
применение
в
профессиональной
дея
-
тельности
.
Учитывая
,
что
работа
под
напряжением
осущест
-
вляется
бригадой
,
а
НОК
предполагает
индивидуаль
-
ную
оценку
,
в
том
числе
практических
умений
и
на
-
выков
,
то
данные
требования
удалось
учесть
при
построении
сценария
практического
этапа
.
Сценарий
экзамена
выстраивается
таким
образом
,
чтобы
ком
-
плекс
индивидуальных
заданий
,
соответствующих
кон
-
кретному
варианту
практического
этапа
,
в
итоге
фор
-
мировал
услов
ный
цикл
производства
работ
.
Однако
такой
подход
совершенно
не
исключает
возможность
сдачи
экзамена
единственным
соискателем
.
Индивидуальная
оценка
при
бригадном
способе
выполнения
работ
имеет
свой
аргумент
.
Бригада
—
это
социальная
система
.
Для
достижения
результата
слабости
одних
элементов
системы
(
членов
бригады
)
могут
компенсироваться
действиями
(
качествами
)
других
членов
.
Однако
надежность
системы
опреде
-
ляется
самым
слабым
ее
элементом
.
Соответствен
-
но
,
при
индивидуальной
оценке
мы
можем
видеть
по
-
тенциал
надежности
деятельности
бригады
и
давать
конкретные
рекомендации
мастеру
по
учету
особен
-
ностей
выполнения
трудовой
функции
каждым
ее
членом
,
способных
приводить
к
потенциально
оши
-
бочным
действиям
.
Индивидуальная
оценка
квалифи
-
кации
становится
важной
еще
и
в
случае
изменения
состава
бригады
,
при
ее
отсутствии
прогноз
надежно
-
сти
деятельности
бригады
становится
субъективным
и
не
вполне
очевидным
.
Первично
независимую
оценку
квалификации
целе
-
сообразно
проводить
для
допуска
работника
к
самосто
-
ятельной
работе
под
напряжением
после
завершения
программы
повышения
квалификации
и
далее
—
не
реже
1
раза
в
5
лет
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом
,
подходя
к
вопросу
готовности
персона
-
ла
к
работам
под
напряжением
,
особо
опасному
и
рис
-
кованному
виду
деятельности
,
мы
сделали
акцент
на
психологические
и
технологические
аспекты
отбора
и
подготовки
работников
,
которые
легли
в
основу
сис
-
темы
требований
,
предъявляемых
к
работникам
.
Это
касается
и
первичного
отбора
,
основанного
на
психо
-
физиологическом
соответствии
работников
требовани
-
ям
,
предъявляемым
профессией
,
это
касается
и
сис
-
те
мы
квалификационных
требований
к
персоналу
на
основе
профессионального
стандарта
,
их
интеграции
в
программу
подготовки
персонала
,
и
подтверждения
квалификации
через
механизм
независимой
оценки
.
В
итоге
разработанный
нами
подход
предполагает
взаимоувязанную
последовательность
диагностиче
-
ских
процедур
и
программу
развития
,
обеспечивающие
комплексные
контроль
и
развитие
квалификационного
и
психологического
ресурса
работников
—
исполните
-
лей
трудовых
функций
.
Оригинал статьи: Комплексная подготовка и отбор персонала, занятого в работах под напряжением
«Россети Урал» — компания, осуществляющая транспорт электроэнергии по электрическим сетям напряжением 0,4–220 кВ и технологическое присоединение потребителей к электросетям на территории Свердловской, Челябинской областей, а также Пермского края. Численность персонала составляет 15 тысяч человек. С 2022 года в компании активно внедряется технология выполнения работ без снятия напряжения с электроустановок, выполняемых с прикосновением к токоведущим частям, находящимся под рабочим напряжением, или на расстоянии от этих токоведущих частей менее допустимого (работы под напряжением или РПН) на ВЛ (ВЛИ) 0,4 кВ в распределительной сети напряжением до 1000 В.